Какие сказки Гаршина и Одоевского вы знаете?Какие произведения вы знаете Аксакова и Бажова?По 2-3 произведения и сказок!
Действие происходит в 1943 г. В селе,возле Блудова болота. Действие происходит во время Великой Отечественной войны.
Кирпич напомнил человека мне,
Что думал про себя: «Я нынче на коне!»
Учил других, командовать пытался,
детей эта басня учит тому что нельзя возгордиться потому что в конечном итоге человек остаётся не с чем
недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал автора комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина «Смелым властелином сатиры». Он написал много честных, смелых и справедливых произведений, но вершиной его творчества принято считать именно «Недоросль», в котором автор ставил перед обществом много спорных вопросов. Но главной проблемой, затронутой Фонвизиным в своём знаменитом произведении, стала проблема воспитания нового поколения прогрессивно мыслящих людей. Когда Россией правил великий император Пётр Первый, им был выпущен указ, заставляющей детей дворян учить грамоту, арифметику и закон Божий. В противном случае, им не разрешалось жениться и служить на хорошем месте. В комедии Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова нанимает своему сыну Митрофанушке учителя. Увы, дворянский сын Митрофанушка был ужасно воспитан, что крайне отрицательно сказалось на его учёбе и общении с педагогом. Мать Митрофанушки – дворянка Простакова очень грубая женщина. Она жестоко обращается и со своей семьёй, и со своими крестьянами. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» хотел показать не только проблемы воспитания в дворянских семьях, но и их бесчеловечное обращение с крепостными крестьянами. Как известно, безнаказанность развращает и ещё сильнее портит человека. Так и Простакова – сначала она занималась самодурством и глумилась над простолюдинами, но потом стала «править бал» среди таких же дворян. И остановить её смогли только при помощи грубой силы – иначе было невозможно. Денис Иванович Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» более двух веков назад. Тем не менее, это произведение популярно и актуально даже сегодня. Многие театры страны продолжают ставить комедию Фонвизина «Недоросль» на своих сценах. Проблемы, которые автор поднял в этом произведении – вечные проблемы, именно поэтому «Недоросль» никогда не потеряет своей актуальности
Сказки русских писателей, Аксаков С., Бажов П., 2014
К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.
Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь.
Также можно купить бумажную версию книги здесь.
Сказки русских писателей, Аксаков С., Бажов П., 2014.
Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст. Сколько бедных птиц дорогой выбьется из сил, сколько погибнет от разных случайностей,— вообще было о чём серьёзно подумать.
ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ. Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка»,— сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый,— и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. — Что это за городок? — спросил Миша. — Это городок Динь-Динь,— отвечал папенька и тронул пружинку.
И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол.
СОДЕРЖАНИЕ Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович Серая Шейка Одоевский Владимир Фёдорович Городок в табакерке Бажов Павел Петрович Серебряное копытце Гаршин Всеволод Михайлович Лягушка-путешественница Сказка о жабе и розе Максим Горький Воробьишко Про Иванушку-дурачка Случай с Евсейкой Аксаков Сергей Тимофеевич Аленький цветочек Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Премудрый пискарь Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Книга: Владимир Одоевский, Павел Бажов, Петр Ершов, Максим Горький, Всеволод Гаршин, Антоний Погорельский, Василий Жуковский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Андрей ПлатоновичПлатонов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Валентин Катаев «Сказки русских писателей. С 1-4 класс»
Серия: «Полная библиотека внеклассного чтения»
Сборник произведений для внеклассного чтения (начальная школа). Составители: Т. Давыдова, Е. Позина.
Издательство: «Стрекоза» (2013)
Владимир Одоевский
Владимир Одоевский
Дата рождения:
русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки
Влади́мир Фёдорович Одо́евский (1 (13) августа 1803, Москва — 27 февраля (11 марта) 1869, там же), князь — русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Один из главных пропагандистов немецкого идеализма в России. Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. Его отец Фёдор Сергеевич происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых.
Содержание
Первый московский период
Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Петербург и обратно. Первый период относится к жизни в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Там на его квартире собирался кружок «Общество любомудров», созданный под влиянием шеллингианских идей преподававших в пансионе профессоров Московского университета М. Г. Павлова и Д. М. Велланского. Среди постоянных членов этого кружка были А. И. Кошелев, Д. В. Веневитинов, И. В. и П. В. Киреевские, В. К. Кюхельбекер. Регулярно посещали заседания А. С. Хомяков, М. П. Погодин и В. Г. Белинский. Расцвет деятельности кружка пришелся на 1823—1825 гг. и завершился его ликвидацией после восстания декабристов. В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: вместе с Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина» и пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», оставшийся не завершенным. В 1826 году он женился, поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и переехал в Санкт-Петербург.
Творчество петербургского периода
Для второго периода в творчестве Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «Современником», «Вестником Европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 году был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.
К этому же времени относится и лучшее, по общему признанию, из его произведений — сборник философских эссе и рассказов под общим названием «Русские ночи» (1844), данных в форме философской беседы между несколькими молодыми людьми. Сюда вплетены, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», описывающие фантастические последствия, к которым приводит реализация закона Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, и теории Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу. Лишённая внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную условность светская жизнь находит себе живую и яркую оценку в «Насмешке Мертвеца» и в особенности в патетических страницах «Бала» и описании ужаса перед смертью испытываемого собравшейся на бале публикой.
Примерно к этому же времени относится подготовка трёхтомника собрания сочинений, также увидевшего свет в 1844 г. и остающегося до сих пор не переизданным.
Тогда же в 1840-е гг. Одоевский постепенно меняет своё мировоззрение: он разочаровывается в мистицизме, признает ценности новоевропейского естествознания и начинает активно пропагандировать идеалы народного просвещения. Наибольшую активность он развивает на этом поприще уже после возвращения в Москву в 1861 г., куда он приезжает вместе с Румянцевским музеем и во главе его. Одновременно он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Теория музыки и музыкальная практика
По воспоминаниям современников, интерес к музыке у Одоевского проснулся ещё в ранней юности. Даже в его маленькой квартирке в Газетном переулке размещалось небольшое кабинетное фортепиано. Особенно его привлекала музыкальная теория и, прежде всего, теория темперации. Неприменимость равномерно темперированной хроматической гаммы, используемой в классической музыке, для воспроизведения применявшихся в народной музыкальной практике музыкальных ладов стала очевидной ему, когда он записывал с голоса народные напевы. Это открытие, сделанное, вероятно, в конце 1840-х гг. в значительной степени определило направление его дальнейших изысканий и доказало ему действенность методов экспериментальной науки нового времени.
От народной музыки Одоевский перешёл к исследованию древних церковных ладов. Он понял, что и здесь традиция не укладывается в рамки, задаваемые равномерной темперацией, и стал изучать возможности энгармонических музыкальных инструментов. Результаты этих исследований нашли своё отражение в серии статей («Русская и так называемая общая музыка», «Об исконной великорусской песне», речь к открытию Московской консерватории «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки», «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов», «Музыка с точки зрения акустики»). Отчасти Одоевский смог воплотить их в созданный им «энгармоническом клавицине».
Энгармонический клавицин
Этот инструмент был заказан у мастера немецкого происхождения А. Кампе, проживавшего в Москве и содержавшего в Газетном переулке фортепианную фабрику, перешедшую в конце века к его дочери, в замужестве Смоляниновой. В архиве сохранилась расписка от 11 февраля 1864 г. о выплате 300 рублей серебром за изготовление инструмента. Хотя Одоевский называл его «клавицином», это было стандартное молоточковое фортепиано, с тем лишь отличием, что каждая его чёрная клавиша делилась надвое, кроме того у него было по одной чёрной клавише там, где обычно их нет — между си и до и между ми и фа.
Этот инструмент хранится ныне в Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве.
Общественная деятельность
Кроме неутомимой деятельности по собиранию, сохранению и реставрации русского музыкального наследия, — прежде всего в том, что касается православной церковной музыки, Одоевский не жалел сил и на некоторых иных поприщах. Одной из выдающихся сторон его литературной деятельности была забота о просвещении народа, в способности и добрые духовные свойства которого он страстно верил. Долгие годы он состоял редактором «Сельского Обозрения», издававшегося министерством внутренних дел; вместе с другом своим, А. П. Заблоцким-Десятовским, выпустил в свет книжки «Сельского чтения», в 20 тысячах экземпляров, под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания) и т. д.; написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезнях, о том, «что вокруг человека и что в нём самом», — и, наконец, издал «Пёстрые сказки Иринея Гамозейки», написанные языком, которым восхищался знаток русской речи Даль, находивший, что некоторым из придуманных Одоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение (например «дружно не грузно, а врозь хоть брось»; «две головни и в чистом поле дымятся, а одна и на шестке гаснет»…). Его хлопотам обязаны были своим разрешением «Отечественные записки».
Приветствуя облегчение цензурных правил в 1865 г., Одоевский настойчиво высказывался против взятой из наполеоновской Франции системы предостережений и ратовал за отмену безусловного воспрещения ввоза в Россию враждебных ей книг.
Преобразования Александра II, обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он предлагал считать в России новый год с 19 февраля и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал «великий первый день „свободного труда“, как он сам выразился в стихотворении, написанном после чтения манифеста об упразднении крепостного права. Когда в 1865 г. в газете „Весть“ была помещена статья, в которой проводился, под предлогом упорядочения нашего государственного устройства, проект дарования дворянству таких особых преимуществ, которые, в сущности, были бы восстановлением крепостного права, только в другой форме, — князь Одоевский написал горячий протест, в котором, от имени многих его подписавших, говорил, что задача дворянства состоит в следующем: 1) приложить все силы ума и души к устранению остальных последствий крепостного состояния, ныне с Божией помощью уничтоженного, но бывшего постоянным источником бедствий для России и позором для всего её дворянства; 2) принять добросовестное и ревностное участие в деятельности новых земских учреждений и нового судопроизводства, и в деятельности этой почерпать ту опытность и знание дел земских и судебных, без которых всякое учреждение осталось бы бесплодным, за недостатком исполнителей; 3) не поставлять себе целью себялюбивое охранение одних своих сословных интересов, не искать розни с другими сословиями перед судом и законом, но дружно и совокупно со всеми верноподданными трудиться для славы Государя и пользы всего отечества и 4) пользуясь высшим образованием и большим достатком, употреблять имеющиеся средства для распространения полезных знаний во всех слоях народа, с целью усвоить ему успехи наук и искусств, насколько это возможно для дворянства».
С чрезвычайным вниманием следил Одоевский за начатой в 1866 г. тюремной реформой и за введением работ в местах заключения, ещё в «Русских ночах» указав на вредную сторону исправительно-карательных систем, основанных на безусловном уединении и молчании. Обновленный суд нашёл в нём горячего поборника. «Суд присяжных, — писал он, — не тем хорош, что судит справедливее и независимее судей чиновников. Очень может статься, что умный чиновник рассудит дело толковее и решит справедливее, нежели присяжный неюрист… Суд присяжных важен тем, что наводит на осуществление идеи правосудия таких людей, которые и не подозревали необходимости такого осуществления; он воспитывает совесть. Все, что есть прекрасного и высокого в английских законах, судах, полиции, нравах — все это выработалось судом присяжных, то есть возможностью для каждого быть когда-нибудь бесконтрольным судией своего ближнего, но судьей во всеуслышание, под критикой общественного мнения. Никогда общественная правдивость не выработается там, где судья — чиновник, могущий ожидать за решение награды или наказания от министерской канцелярии» («Русский Архив», 1874, № 7.).
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге. В осуществлении задуманных им способов прийти на помощь страждущим и «малым сим» Одоевский встречал поддержку со стороны великой княгини Елены Павловны, к тесному кружку которой он принадлежал. Главная его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании, в 1846 г., Общества посещения бедных в Петербурге, деятельности которого впоследствии он всячески содействовал.
В СПб. консерватории хранится пожертвованный Одоевским большой орган «Себастьянон».
По смерти он не оставил ни детей, ни какого-либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена Ольга Степановна, урождённая Ланская.
• Рассмотри внимательно выставку книг. Какие из произведений относятся к литературным сказкам? Поставь знак «V». Обведи цветным карандашом те из них, которые ты прочитал. Литературные сказки: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Маршак «Двенадцать месяцев», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», П. П. Бажов «Серебряное копытце». Обведите цветным карандашом те из них, которые вы прочитали.
• Запиши названия литературных сказок, которые тебе хотелось бы прочитать. Хотелось бы прочитать литературные сказки: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Ю. Олеша «Три толстяка». Можете добавить собственные варианты из предыдущего задания.
• В каких каталогах библиотеки ты можешь найти нужную тебе литературную сказку? Нужную литературную сказку можно найти в специальном каталоге всех литературных сказок или по автору, которые размещены в каталоге по алфавиту.
В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке
• Составь рассказ о жизни и творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского. Воспользуйся материалами из Интернета, энциклопедии. Одоевский Владимир Федорович — прозаик и литературный критик, родился в 1803 году в Москве. Отец его был древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостная крестьянка. Учился в Московском университетском благородном пансионе, в годы ученья увлекся литературным творчеством. В 1826 году переехал в Петербург, поступил на службу в Комитет иностранной цензуры, позднее стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. Вместе с переводом музея в Москву переехал туда в 1862 году. В 1833 году выходит в свет его первый сборник «Пестрые сказки», с этого момента начинается период расцвета его творчества.
• Какие произведения В. Ф. Одоевского тебе знакомы? В каких сборниках ты их прочитал? Произведения Одоевского: сборник «Пестрые сказки» («Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем»); повести «Княжна Мими», «Княжна Зизи», «Сильфида», сказка «Городок в табакерке».
• Составь аннотацию к произведению Одоевского, которое тебе больше всего понравилось. Выберите один из вариантов ответа/ Вариант 1. В сказке Одоевского «Городок в табакерке» рассказывается о мальчике Мише, который во сне попал в сказочный город, где живут сказочные персонажи. Мальчик случайно сломал одну деталь механизма музыкальной табакерки и неожиданно проснулся. Миша многому научился во время этого путешествия. Вариант 2. «Мороз Иванович» — сказка Владимира Одоевского о двух девочках: Рукодельнице и Ленивице. Как-то раз Рукодельница уронила ведёрко в колодец и спустилась за ним, а там встретила доброго дедушку Мороза Ивановича. Девочка помогла ему и за это получила награду. Ленивица тоже захотела награду и отправилась в колодец, но работать она не умела, поэтому и получила по заслугам.
• Что понял, чему научился Миша во время своего сказочного путешествия? Выбери ответы. Выберите следующие ответы: понял, что издали все кажется меньше; научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше — высокий; пришел к выводу, что необходимо беречь вещи.
В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе
• Определи основную мысль произведения. Запиши. Объясни свою точку зрения. Главная мысль произведения: добрые поступки и дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. По моему мнению, лучше делать добро людям, быть добрее, не портить красоту и всегда бороться со всем уродливым и злым.
• Прочитай пословицы. Какая из них отражает основную мысль «Сказки о жабе и розе»? Отмеьте пословицы: сделав худо, не жди добра; добро побеждает зло; доброе дело само себя хвалит.
• Запиши, какие особенности сказочного текста отражены в данном произведении. Сказочные персонажи (мыслящая роза, говорящая жаба), волшебный и реальный миры, победа добра в финале истории.
• Придумай и запиши своё название сказки. «Красавица и уродина», «Случай в саду», «Мальчик и роза», «Прекрасная роза», «Неразделенная любовь».
• Напиши отзыв на «Сказку о жабе и розе». Выберите один из вариантов ответа. Вариант 1. Это произведение написано В.М. Гаршиным. Это рассказ о том, как прекрасную розу едва не сгубила жаба, но все же роза смогла расцвети и принести немного радости умирающему мальчику. Это история о красоте, любви и смысле жизни. Вариант 2. Это сказка о жабе и розе, воплощающих добро и зло, — грустная, трогательная история жизни прекрасной розы и мальчика. В сказке Гаршина ярко, красочно описаны несколько дней цветения розы, которую срезали в запущенном цветнике и отдали мальчику, что стало подарком для него и смыслом жизни для розы.
• Какие произведения Гаршина ты хотел бы прочитать? Составь список, используя алфавитный каталог. «Атталеа princeps», «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было».
П. П. Бажов. Серебряное копытце
• Рассмотри рисунок. Каким художник изображает Серебряное копытце? Запиши. Художник изобразил Серебряное копытце в виде оленя — стройного, молодого, с ветвистыми рогами, со светящимся копытцем, стоящего на вершине заснеженной избушки. Олень очень красивый и задорный. Одна его ножка приподнята, как будто он приглашает нас поиграть с ним или собирается ударить копытцем о снег. Под его копытами видна россыпь драгоценных камней.
• Рассмотри иллюстрацию к произведению Бажова «Серебряное копытце» в учебнике (с. 190). Совпадает ли твоё представление о Серебряном копытце с образом, созданным художником? Запиши. Мое представление о Серебряном копытце не совпадет с тем, что изобразил художник, ведь в сказке говорится о козлике, а на иллюстрации изображен олень. Мне кажется, козлик должен быть маленьким, милым, чуточку смешным, с коротенькими рожками, а не выглядеть взрослым оленем. Вероятно, художник никогда не читал эту сказку.
• Чем можно было бы, по твоему мнению, дополнить иллюстрации, созданные художниками? Запиши. Дополнить иллюстрацию можно было бы изображением Даренки с кошкой на руках, которая подглядывает за козликом, а также драгоценными камнями, ведь Серебряное копытце засыпал избушку Коковани так, что она полностью была закрыта россыпью сверкающих камешков.
• Нарисуй свою иллюстрацию. Нарисуйте зимний лес, избушку. На заснеженной крыше изобразите стоящего на задних ножках молоденького козлика с маленькими рожками. Вся крыша засыпана драгоценными камнями. А внизу стоят и смотрят на козлика Кокованя и Даренка с кошкой на руках.
С.Т. Аксаков. Аленький цветочек
• Отметь особенности волшебной сказки. Дополни. Отметьте особенности: всегда есть два мира: реальный и волшебный; действие протекает в неопределенном прошлом; герой подвергается испытаниям; решение задачи возможно при помощи смекалки, хитрости; торжествует добро и справедливость; всегда есть волшебство, превращение. Дополните: всегда счастливый конец; животные, предметы, растения представлены живыми мыслящими существами, которые или помогают герою, или заодно с силами зла.
• Является ли сказка «Аленький цветочек» волшебной? Докажи своё мнение. Сказка «Аленький цветочек» — волшебная, потому что в ней есть волшебные предметы; есть превращения, волшебство; действие протекает в неопределенном прошлом; есть реальный мир и волшебный; история заканчивается победой добрых сил, снимающих злое заклятье.
• Рассмотри обложку книги. Знакома ли тебе эта сказка? Запиши её автора. Это сказка «Красавица и чудовище» и мне она знакома. Её автор — Габриэль-Сюзанн Барбо де Вильнев, которая написала ее в 1740 году. В 1757 году сказку отредактировала журналист и писательница Жанна-Мари Лепренс де Бомон. Сказка традиционно публикуется в приложениях к сказкам Шарля Перро.
• Назови главных героев. Главные герои сказки «Красавица и чудовище»: Красавица, Чудовище, купец (отец Красавицы), три сестры-завистницы.
• Запиши основные события. Выберите один из вариантов ответа. Вариант 1 (развернутый). Богатый купец жил с тремя своими дочерями, младшую из которых звали Бэлль. Перед отъездом отец спросил своих дочерей, какой бы подарок им привезти. Обе его старшие дочери попросили драгоценные ювелирные украшения и изящные платья, думая, что их богатство возвратилось, а Белль ограничилась просьбой привезти розу. Возвращаясь домой разоренным, он теряется в лесу, где находит великолепный дворец, где проводит ночь. Утром он срывает розу в саду для дочери. После чего купец увидел хозяина — Чудовище, который говорит ему, что за розу купец должен поплатиться жизнью. Купец просит о помиловании, утверждая, что он взял розу только в качестве подарка для своей младшей дочери. Чудовище соглашается с тем, чтобы купец передал розу дочери, с единственным условием, чтобы назад вернулся или сам купец, или его младшая дочь. Девушка отправляется в замок Зверя. Чудовище хорошо к ней относится и просит Белль выйти за него замуж, но получает отказ. Через некоторое время Бэль затосковала по дому, и Чудовище позволяет навестить родных, но с условием возвращения ровно через неделю. Однако Белль нарушает обещание и задерживается дольше. Когда она возвращается, то видит умирающее Чудовище, она плачет над ним и признается в любви. И тогда Чудовище превращается в принца. Принц сообщает Белль, что в давние дни злая фея превратила его в отвратительное чудовище, и что проклятье феи могло быть побеждено, только если какая-нибудь девушка полюбила бы его таким, каков он есть. Принц и Белль поженились и жили с тех пор счастливо. Вариант 2 (краткий). У купца три дочери. Он уезжает за подарками. Младшая попросила в подарок цветок. Купец теряет все. По пути домой он оказывается в замке, где срывает цветок. Согласно уговору младшая дочь отправляется к чудовищу. Чудовище разрешает девушке навестить родных, но вернуться она должна в срок. Завистливые сестры задерживают Бэль. Девушка возвращается к умирающему Чудовищу. После признания девушки в любви, Чудовище превращается в принца.
• Сравни эту сказку со сказкой «Аленький цветочек» (герои, события, волшебные предметы и помощники). Обе сказки схожи по сюжету и героям. Различаются только волшебными предметами, присутствием в сказке «Красавица и чудовище» феи и другими незначительными деталями.
«Красавица и чудовище»
«Аленький цветочек»
Герои
Красавица, Чудовище, купец, три сестры-завистницы
Красавица, Чудовище, купец, три сестры-завистницы
События
Купец отправляется за подарками. Он попадает в заколдованный замок и срывает цветок. Обещает чудовищу вернуться. К чудовищу отправляется младшая дочь. Чудовище отпускает Красавицу. Коварство сестер. Возвращение Красавицы и спасение от заклятья.
Купец отправляется за подарками. Он попадает в заколдованный замок и срывает цветок. Обещает чудовищу вернуться. К чудовищу отправляется младшая дочь. Чудовище отпускает Красавицу. Коварство сестер. Возвращение Красавицы и спасение от заклятья.
Волшебные предметы
роза, зеркало, кольцо
аленький цветочек, кольцо
Проверим себя и оценим свои достижения
• Дополни список другими литературными сказками. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Н. Носов «Приключения Незнайки», Г. Успенский «Дядя Федор, пес и кот Матроскин», «Чебурашка», Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Снежная королева».
• Запиши название литературной сказки из учебника, которая тебе больше всего понравилась, и сопоставь её с одной из пословиц. Вариант на выбор: «Сказка о жабе и розе» — Добру расти, худу по норам ползти; «Мороз Иванович» — Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть; «Синюшкин колодец» — У всякого молодца своя ухватка; «Сказка о потерянном времени» — Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются; «Девочка Снегурочка» — Покоряй сердце любовью, а не страхом.
• Напиши сочинение, используя выбранную пословицу. Сочинение по пословице «покоряй сердце любовью, а не страхом». Покорить сердце — это означает, пробудить в нём симпатию и доверие к себе, тёплые чувства. А любовь и страх — взаимоисключающие понятия. Страхом можно добиться отдаления, отчуждения, ненависти, агрессии. Поэтому, я думаю, что добротой и лаской везде и всегда найдешь ответы и выход, а запугиванием и страхом никогда ничего не добьешься.
• Отметь, какие особенности характеризуют литературную сказку. Дополни список. Отметьте следующие черты: наличие автора; наличие двух миров: реального и волшебного; герои сказки — не только люди, но и животные.
• Установи соответствия между типом текста и его особенностями.
Повествование
Текст, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях.
Рассуждение
Текст, при помощи которого доказывается или объясняется что-то.
Описание
Текст, при помощи которого описывается предмет, событие, герой.
• Самостоятельно придумай текст-рассуждение. Добро в сказках занимает значительное место. Весь смысл и сюжет сказок построен на противоборстве добра со злом. Так что же такое добро? Это положительное начало в нравственности людей, начало противоположное злу. Добрые дела и поступки совершаются бескорыстно и это привлекает на сторону человека новых друзей и неожиданную помощь в самых сложных ситуациях. Люди стремятся к истине, добру и красоте. Поэтому в сказках добро всегда побеждает зло.