Сказки одоевского в сокращении

Сказки

Библиотека для детей

Сказки В. Одоевского. Краткое содержание произведений

Сказки В. Одоевского. Краткое содержание произведений Городок в табакерке Отрывки из журнала Бедный Гнедко Игоша Мороз Иванович Русские ночи Серебряный рубль В детскую литературу Владимир Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — «детский» псевдоним писателя), заслуживших широкую популярность у юных читателей. Вклад Одоевского в детскую литературу значителен. Его произве­дения для детей,…

Серебряный рубль — краткое содержание сказки В. Одоевского

Серебряный рубль — краткое содержание сказки В. Одоевского Дедушка Ириней дарит разные подарки Лидиньке за то, что она ласковая, послушная и старательно учится. Он часто приносил ей конфеты, куклу, пяточек, четвертак, полтинник. Как-то раз дедушка Ириней должен был уехать на месяц. Девочка расстроилась и плакала. Перед отъездом Ириней сказал, что оставит Лидиньке серебряный рубль. Если…

Русские ночи — краткое содержание сказки В. Одоевского

Русские ночи — краткое содержание сказки В. Одоевского Одоевский, в своих девяти мистических сюжетах, затронул глубокий философский смысл, укрепленный рассуждениями, который затрагивает и описывает проблемы, которые касаются современного общества. Одна из затронутых тем, касается прогресса и того, какой ценой он добивается. Именно эти вопросы ставит перед собой Ростислав, который был молодым дворянином. Разъяснения подобного вопроса,…

Мороз Иванович — краткое содержание сказки В. Одоевского

Мороз Иванович — краткое содержание сказки В. Одоевского Жили две девочки с няней Прасковьей, одну звали Рукодельница, а другую Ленивица. Рукодельница все по дому делала, затейлива была, трудолюбива. За работой не замечала и как день проходит. Ленивица ничего не делала, кроме как спала, ела да мух на окне считала. Бывает проснется и давай няню просить…

Игоша — краткое содержание сказки В. Одоевского

Игоша — краткое содержание сказки В. Одоевского Рассказ повествуется от лица маленького мальчика, папа которого уехал по делам, а в доме начали происходить странные вещи. Когда ребенок играл в детской комнате, дверь неожиданно открылась, как будто бы без чьей-то помощи. Няня сказала, что это к нему вошел «безногий, безрукий» — было в то время такое…

Бедный Гнедко — краткое содержание сказки В. Одоевского

Бедный Гнедко — краткое содержание сказки В. Одоевского Сказка про лошадь по имени Гнедко и злого извозчика. Извозчик сильно бил лошадь, оттого что та была слишком медлительной. Люди пытались пристыдить извозчика, но лишь сказал, что нет разницы, кому умирать: ему или лошади, «нынче праздник». Почему же Гнедко не может быстрее? Да он ведь хромает-заметили люди.…

Отрывки из журнала — краткое содержание сказки В. Одоевского

Отрывки из журнала — краткое содержание сказки В. Одоевского Произведение написано от имени десятилетней девочки Маши, которой на день рождения мама подарила журнал для ведения дневника. Начиная с 8 января 1833 года, девочка описывает свою повседневную жизнь. Когда Маша сделала свою первую запись, она показала ее маме. Мама не одобрила того, что дочь не написала…

Городок в табакерке — краткое содержание сказки В. Одоевского

Городок в табакерке — краткое содержание сказки В. Одоевского Сказку «Городок в табакерке» написал Одоевский — русский писатель, творивший в середине XIX века. Мишеньке папа показал расписную табакерку. Это была небольшая коробочка сделанная из панциря черепахи с закрывающейся крышкой для хранения нюхательного табака. Мальчик залюбовался прекрасной росписью на крышке. Там были и башенки, и множество…

Источник

Краткое содержание сказок Одоевского

Бедный Гнедко

Рассказ Владимира Одоевского «Бедный Гнедко» начинается с того, что на центральной набережной, где протекает рядом река Нева, пробегает лошадка с бричкой. Главным наблюдателем этой сцены является автор Читать далее

Городок в табакерке

История начинается с того, что отец показывает своему сыну Мише красивую музыкальную табакерку, в которой выстроен целый миниатюрный городок. Миша долго любуется подарком и очень хочет попасть в этот цветной и яркий мир Читать далее

Игоша

Главный герой – маленький мальчик, рассказ ведется от его лица. Ребенок играет в детский, дверь которой открывается будто сама по себе. Няня говорит, что дверь отворил Читать далее

Мороз Иванович

Жили в одной семье две сестры и няня при них. Рукодельница была трудолюбивой и смышленой девочкой. Она поднималась спозаранку, чтобы успеть растопить печь, замесить хлеб, подмести в избе, покормить петушка и воды из колодца принести Читать далее

Читайте также:  Рассказ муму что в герасиме воспевает автор

Отрывки из журнала Маши

Пестрые сказки

В Пестрых сказках Одоевский собрал образы и характеры, которые использовал затем в своем более позднем творчестве. Изначальное название с эпитетом «махровые», по мнению автора, более удачно отражало его задумку Читать далее

Русские ночи

Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества. Читать далее

Серебряный рубль

Об авторе

«Пёстрые сказки с красным словцом» появились в 1833 году. Здесь автор придумал псевдоним: Ириней Модестович Гомозейка. Произведение это написано в виде нравоучения. Автор Гомозейка зовёт воспринимать мир, как романтику. Мыслит о глубоких материях, о добродетели человека. И тут же попрекает своих сверстников, что они недостаточно могут воображать.

«Игоша» относится своеобразным произведением в «Пёстрых сказках». Герой-мальчуган сдружился со странным существом: это был домовой (по старинным поверьям, любой младенец, которого не крестили). Одоевский был убеждён, будто представления детского фантастического мира и древние людские поверья хранят внутри себя некую своеобразную мудрость и знания, но человек не умеет ими владеть осознанно.

Так же и другие его завораживающие сказки «Червячок», «Столяр», «Бедный Гнедко» пленяют читателя своим разнообразием философского мышления. Творчество Одоевского ценят не только дети, но и взрослые. Умер писатель 11 марта 1869 году в Москве.

Источник

Городок в табакерке

Отец подозвал к себе маленького сына Мишу и показал ему красивую черепаховую табакерку. На её крышке был изображён город с золотыми домами, башенками и деревьями. Над городом вставало солнце, от которого по небу расходились розовые лучи.

Папа сказал, что городок называется Динь-Динь, дотронулся до пружинки, и тут же в табакерке заиграла музыка, а солнышко начало двигаться по небу. Когда оно зашло за пригорок, ставни в домиках закрылись, на небе засияли звёзды и месяц, а «от башенок потянулись синеватые лучи».

Мише захотелось попасть в этот городок. Он спросил папу, кто там живёт. Тот ответил, что жители города — колокольчики, и поднял крышку табакерки. Миша увидел множество колокольчиков, молоточков и начал расспрашивать отца, как работает табакерка. Папа предложил Мише подумать и догадаться самому, только попросил не трогать пружинку — если она сломается, музыка перестанет играть.

Миша долго сидел над табакеркой и думал.

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого.

Вдруг внизу табакерки отворилась дверца, из неё выбежал мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке и поманил Мишу к себе. Миша подбежал к дверце и удивился: она пришлась ему точно по росту. Мальчики-колокольчики были жителями городка в табакерке. Они узнали, что Миша хочет побывать у них, и решили его пригласить.

Мальчик-колокольчик повёл Мишу через своды, сделанные из пёстрой тиснёной бумаги. Миша заметил, что далеко впереди своды становятся совсем маленькими, и сказал своему провожатому, что он не проберётся через них даже ползком.

Повторяя «динь-динь-динь», мальчик-колокольчик объяснил, что издали все предметы кажутся маленькими. Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать папу, сидящего в отдалении от мамы, но у него ничего не вышло, поскольку он не знал о законах перспективы.

Мальчик-колокольчик начал смеяться над Мишей, тому стало досадно, и он сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам, даже таким красивым, как «динь-динь-динь». Теперь досадно стало мальчику-колокольчику.

Наконец, мальчики вошли в городок. Миша видел, что в домиках сидят мальчики-колокольчики разных размеров, и подумал, что это ему кажется издали, а на самом деле они все одинаковые. Но мальчик-колокольчик объяснил, что они и вправду разные. У больших колокольчиков голос потолще, а у маленьких — более звонкий. Потом он упрекнул Мишу в том, что тот смеялся над его поговоркой: «Иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться».

Читайте также:  Рассказ о кукшиной в 13 главе

Мишу окружили мальчики-колокольчики и начали жаловаться на свою жизнь. Никакого дела у них нет, из городка выходить им нельзя, а играть целый день очень скучно.

Ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Да и злые дядьки-молоточки донимают — ходят по городу и постукивают мальчиков—колокольчиков.

Миша оглянулся и увидел на улице господ с тоненькими ножками и длинными носами. Они ходили и шептали: «Тук-тук-тук! Поднимай! Задевай!». Миша подошёл к ним и вежливо спросил, зачем они колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

Дядьки-молоточки ответили, что делать это им велит надзиратель. Мальчики-колокольчики подтвердили, что есть у них надзиратель, господин Валик, но он добрый, целый день лежит в халате на диване и их не трогает.

Миша отправился к надзирателю и увидел на его халате множество крючочков. Он перевора­чивался с боку на бок и цеплял этими крючочками дядек-молоточков, а те стучали по мальчикам-колокольчикам. Миша спросил господина Валика, зачем он это делает, но тот, приговаривая «шуры-муры», ответил, что ему не до чего нет дела.

Миша пошёл дальше и увидел золотой шатёр, в котором лежала царевна Пружинка. Она сворачивалась, развора­чивалась, толкала в бок надзирателя и приговаривала «зиц-зиц-зиц». Миша стал её расспрашивать, и царевна объяснила: если она перестанет толкать надзирателя, он не станет цеплять дядек-молоточков, те перестанут стучать по мальчикам-колокольчикам, и музыка смолкнет.

Миша решил проверить, правду ли говорит царевна, и прижал её пальцем. Пружинка тут же развилась, валик закрутился, молоточки застучали и всё умолкло. Миша вспомнил, что папа просил не трогать пружинку, испугался и. проснулся.

Мальчик рассказал родителям свой чудесный сон. Папа похвалил сына за то, что тот почти понял устройство табакерки, и добавил, что Миша узнает больше, когда станет изучать механику.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович

Жили две девочки с няней Прасковьей, одну звали Рукодельница, а другую Ленивица. Рукодельница все по дому делала, затейлива была, трудолюбива. За работой не замечала и как день проходит. Ленивица ничего не делала, кроме как спала, ела да мух на окне считала. Бывает проснется и давай няню просить чулочки ей одеть, булочку подать. Маялась Ленивица от скуки и обижалась на всех, как будто не она это виновата в своем безделье.

Приключился как-то раз такой случай: Рукодельница пошла к колодцу воды набрать, веревка возьми и оборвись, ведро и упало. Пошла девочка за помощью к няне, но та строга была и сказала, чтобы Рукодельница исправляла сама, что сделала. Ничего не оставалось девочке, пошла она и спустилась за ведерком на дно колодца. Смотрит, а там печь стоит, из нее пирожок выглядывает, кто его возьмет, тот его с собой унесет. Девочка взяла лопату и вытащила пирожок, с собой взяла. Видит дальше яблоня стоит с золотыми яблоками, кто их стрясет с яблони, тому они и достанутся. Стрясла девочка яблоки, прямо ей в передник падали.

Вернулась Рукодельница домой, а няня увидела подарки и послала Ленивицу тоже за пятаками. Спустилась Ленивица в колодец, но лень ей было пирожок вытаскивать, яблоки доставать, пришла она с пустыми руками к Морозу Ивановичу и попросилась к нему в услужение на три дня. Да ничего у нее не вышло, не знала она, как готовить обед, штопать, перину снежную взбивать не хотела, чтобы пальчики не замерзли. Вышло так, что Мороз Иванович все за Ленивицу делал, был он у нее в услужении. Попросила Ленивица на третий день дары за ее работу, но какова работа, таковы и подарки. Подарил Мороз ей серебряный слиток и огромный бриллиант, да растаяли подарки, как только Ленивица домой вернулась- слиток был из ртути, а бриллиант-сосулька.

Смысл сказки в том, что нельзя быть ленивым, нужно всегда трудиться. И только за хороший, настоящий труд, а не за лень будет награда.

Читайте также:  Рассказ после бала цитаты на балу и после бала

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Одоевский. Все произведения

Мороз Иванович. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В произведении Ивана Сергеевича Шмелёва «Богомолье» рассматривается паломничество разных людей к Троице-Сергиевой Лавре, показанные читателю через призму восприятия Вани. Самому мальчику всего лишь шесть лет

Больше всего на свете рассказчику хотелось завести птицу. Среди большого количества птиц, которые продавались на рынке, он выбрал клеста. У него был трудный характер. А назвал он его Каптан Клюквин.

У Джерри и Салли тайно происходят встречи на побережье. Их тянет один к одному, несмотря на то, что у обоих есть своя семья и они говорят о разводе, чтобы быть вместе.

Жила одна женщина со своим мужем, а детей у них не было. Их это очень огорчало. И как-то раз эта женщина поняла, что малыш у них скоро появится.

В книге рассказывается о времени правления испанского короля Филиппа II. В рассказе описываются отношения короля и его сына дона Карлоса, единственного наследника королевского трона

Источник

Владимир Одоевский — Городок в табакерке:
Краткое содержание

Миша любуется папенькиной музыкальной табакеркой из панциря черепахи. На ее крышке красуется городок Динь-динь, жители которого – колокольчики. При звуках музыки солнышко идет по крышке к закату. А под ней много колокольчиков, молоточков, валик, пружинка. Папенька предложил сыну самому додуматься, для чего это все. Но запретил касаться пружинки, чтоб не сломать. Видит Миша: его зовет внутрь мальчик колокольчик с золотой головкой и в юбочке из серебра. Они идут под сводами, которые Мише кажутся один ниже другого. На самом деле не так: под каждым легко пройти. Колокольчик объясняет: «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь – большое». Миша уверен, что все колокольчики одинаковые. Но у каждого домика по мальчику разного размера, и все с постоянной «поговоркой»: динь-динь-динь! Проводник вновь объясняет удивленному Мише: «Кто из нас побольше, у того и голос потолще».

Миша придирается к «поговорке» колокольчика. А ведь тот хотя и с поговоркой, зато поумнее. Мише стыдно от правды, он прикусывает «язычок». И завидует, что колокольчики веселятся день-деньской. На самом деле по ним по приказу надзирателя господина Валика постукивают длинноносые дядьки-молоточки. Валик, улегшись в халате на диване, ворочается, цепляется к молоточкам, а те лупят по колокольчикам. Но верховодит всем царевна Пружинка. Она толкает Валик. Миша просит ее не толкаться, а то мальчиков бьют. Пружинка зовет его глупым. Ведь она начинает действие («зиц-зиц-зиц»!), которое приводит в движение всех («шуры-муры, тук-тук-тук, динь-динь-динь!») – и звучит музыка. Миша придерживает Пружинку пальчиком, чтобы узнать, правдивы ее слова или нет. Пружинка лопается, все ломается. И тут Миша… просыпается! И рассказывает свой сон о секрете музыки из табакерки папеньке с маменькой. Папенька хвалит Мишу. И добавляет: «Еще лучше поймешь, когда будешь учиться механике».

Читательский дневник по сказке «Городок в табакерке» Одоевского

Сюжет

Папенька предлагает Мише разобраться, не трогая пружинку, в механизме музыкальной черепаховой табакерки с городком Динь-динь внутри. Мальчик во сне попадает в городок с мальчиком-колокольчиком. Он узнает, почему играет музыка: царевна Пружинка толкает Валик, он – дядек-молоточков, а те стучат по колокольчикам. Если лопнет пружина, музыки не будет. Родители Миши рады его понятливости. Еще лучше он поймет устройство табакерки на уроке механики.

Отзыв

Сказку можно назвать научно-познавательной. Автор хотел познакомить детей с основами механики. От сказки в ней путешествие Миши в городок и беседы с жителями. Папенька будит в мальчике любознательность, наблюдательность, самостоятельность.

Герой узнает не только секрет музыки в табакерке, но и закон перспективы (когда мелкое кажется большим). Миша понял, почему у него не получался рисунок. Узнал о смене дня и ночи, что звук зависит от размера, что в табакерке все связаны между собой. Понял, что учиться интересно, а чужой труд надо беречь. Сказка учит с детства расширять кругозор, открывать этот мир и его законы, проникать в тайны изобретений, исследовать механизмы, находить причины явлений. Сказка напоминает о пользе ученья и труда.

Источник

Познавательное и интересное