Сказки орловской губернии распечатать

Сказки

Сказки орловской губернии распечатать

СКАЗКИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Из собрания сказок

Иосифа Федоровича Каллиникова

СКАЗОЧНИКИ И ИХ СКАЗКИ

Интерес к народному творчеству возник у Иосифа Каллиникова ещё в детстве, когда бабушка и мать брали его с собой в летние паломнические поездки в Белобережский мужской монастырь в брянских лесах. По пути останавливались на постоялых дворах, где на ночлеге можно было услышать неповторимых орловских сказочников.

В автобиографии писатель вспоминает о сказках бабушки, которые она рассказывала в орловском доме долгими зимними вечерами.

Первые записи фольклорных источников в Орловской губернии были сделаны в студенческие годы во время каникул, когда Каллиников учился в Петербургском политехническом институте Императора Петра Великого. С тетрадью орловских песен он пришел в редакцию журнала «Русское богатство» к помощнику редактора, его бывшему гимназическому учителю, писателю Фёдору Крюкову. Тот посоветовал обратиться к академику А. А. Шахматову, при содействии которого предпринимались многочисленные экспедиции и командировки по России и за границу для собирания материалов по диалектологии, истории русской письменности и фольклору. Получив одобрение отделения русского языка и словесности Российской Академии наук, фонограф и денежное пособие, Каллиников в 1912–1915 годах совершил несколько поездок по Орловской губернии, в Дмитровский, Волховский, Мценский, Севский, Трубчевский, Карачевский, Брянский уезды.

Летние поездки по Орловской губернии дали Иосифу Каллиникову большой материал для дальнейшей работы, обогатили его познания в области народной жизни, углубили любовь к народному творчеству. «Каждая мелочь в деревенской избе запечатлелась у меня в памяти, — писал он в автобиографии. — Фольклор является школой жизни для писателя. Записи и разговоры углубили моё знание языка и обогатили запас выражений. Источником моих изучений была Орловская губерния, где собирали фольклорные материалы мои земляки Якушкин и братья Киреевские, которые давали орловские сказки Пушкину. Из того же источника черпали свои запасы языка Тургенев, Лесков, Андреев, Бунин и иные писатели-земляки. /…/ Это была Россия Гоголя, Замятина, Лескова, отчасти Печерского, Россия помещиков, феодальная, мещанская, деревенская и монастырская».

В 1916 году Орловская типография приступила к печатанию каллиниковского собрания «Великорусские сказки Орловской губернии», но с перерывами удалось напечатать лишь 10 печатных листов (59 сказок). Настоящее издание осуществлено по текстам, подготовленным самим Каллиниковым для орловского издания.

Пятьсот семьдесят сказок, циклы свадебных несен, пословиц, поговорок, загадок, народных примет — таков итог летних экспедиций Каллиникова по Орловской губернии. «… Любовь к хорошей, старой сказке жива в народе, и её многие сёла берегут, гордясь своими сказочниками», — писал Каллиников в одном из отчётов о поездке. Для писателя сказки — не просто явление искусства, а прежде всего люди, чья мудрость и житейский опыт создают неповторимые произведения народного творчества. Не случайно одну из итоговых работ он назовет «Сказочники и их сказки».

В письме к однокашнику-орловцу Евгению Соколу Каллиников в последние годы жизни признавался: «…Если бы не было России, деревни, раздольных песен её и того, что она вдохнула в меня, когда я бродил за сказками, за её песнями, — не стоило бы жить».

Источник

Сказки Орловской губернии

В этом уникальном подарочном издании вы познакомитесь со сказками, записанными в Орловской губернии в начале XX века. Впервые собрание сказок Иосифа Каллиникова было издано в 1998 году. Позднее орловские сказки вошли в региональную программу изучения фольклора в школе, а также в учебный курс «Литература родного края». Уверены, что со многими сказочными героями и сказочными сюжетами вы встретитесь впервые. Книга поможет открыть мир русской народной сказки, лучше узнать историческое прошлое Орловского края. Тексты сказок даются с сохранением особенностей говора Орловской губернии. Сказки оформлены замечательным художником Алексеем Шевченко, который отразил в иллюстрациях специфику материальной культуры родного края. Литературная обработка А. В. Воробьева.

мя нашего земляка Иосифа Фёдоровича Каллиникова (1890–1934) прочно вошло в историю мировой культуры. Поэт и фольклорист, писатель, драматург и переводчик, издававший свои книги в ряде стран — в России, Англии, Америке, Италии, Испании, Германии, Чехословакии, Польше, Португалии, — он известен своим собранием сказок, за которое в 1914 году был удостоен серебряной медали Географического общества Российской Академии наук.

Интерес к народному творчеству возник у Иосифа Каллиникова ещё в детстве, когда бабушка и мать брали его с собой в летние паломнические поездки в Белобережский мужской монастырь в брянских лесах. По пути останавливались на постоялых дворах, где на ночлеге можно было услышать неповторимых орловских сказочников.

Сказки Орловской губернии скачать fb2, epub бесплатно

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто — то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.

«Лиса с журавлём подружились.

Читайте также:  Рассказ про планету земля 2 класс окружающий мир

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

– Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. »

Сборник русских народных сказок, оригинально построенный в виде сказочной старославянской азбуки. Гуси-лебеди, Царевна Несмеяна, Сестрица Аленушка, Василиса, Сивка-Бурка – любимые персонажи, известные сюжеты в превосходных стильных иллюстрациях Станислава Ковалёва.

Слушайте: жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот понёс ему есть, а петуха оставил стеречь дом. На ту пору пришла лиса:

Так пела лисица, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поет? А лиса хвать его в когти и понесла в свою избушку. Петух закричал:

«Живало-бывало – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке: умница…»

«Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

– Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать…»

«Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

– Мужик, я тебя сломаю…»

Приглашаем маленьких читателей в волшебный мир сказок. Слушая и читая любимые сказки, дети сопереживают героям, учатся понимать, что такое добро и зло, знакомятся с окружающим миром.

В этой книге дети найдут своих любимых сказочных героев и смогут раскрасить их так, как подскажет им их фантазия.

«Русские заветные сказки» А.Н.Афанасьева были напечатаны в Женеве более ста лет назад. Они появились без имени издателя, sine anno. На титульном листе, под названием, было лишь указано: «Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия». А на контртитуле была пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров».

Исключительно редкая уже в прошлом веке, книга Афанасьева в наши дни стала почти что фантомом. Судя по трудам советских фольклористов, в спецотделах крупнейших библиотек Ленинграда и Москвы сохранилось всего лишь два-три экземпляра «Заветных сказок». Рукопись книги Афанасьева находится в ленинградском Институте русской литературы АН СССР («Народные русские сказки не для печати, Архив, № Р-1, опись 1, № 112). Единственный экземпляр «Сказок», принадлежавший парижской Национальной библиотеке, исчез еще до первой мировой войны. Книга не значится и в каталогах библиотеки Британского музея.

Переиздавая «Заветные сказки» Афанасьева, мы надеемся познакомить западного и русского читателя с малоизвестной гранью русского воображения — «соромными», непристойными сказками, в которых, по выражению фольклориста, «бьет живым ключом неподдельная народная речь, сверкая всеми блестящими и остроумными сторонами простолюдина».

Источник

В этом уникальном подарочном издании вы познакомитесь со сказками, записанными в Орловской губернии в начале XX века. Впервые собрание сказок Иосифа Каллиникова было издано в 1998 году. Позднее орловские сказки вошли в региональную программу изучения фольклора в школе, а также в учебный курс «Литература родного края».

Уверены, что со многими сказочными героями и сказочными сюжетами вы встретитесь впервые. Книга поможет открыть мир русской народной сказки, лучше узнать историческое прошлое Орловского края. Тексты сказок даются с сохранением особенностей говора Орловской губернии.

Сказки оформлены замечательным художником Алексеем Шевченко, который отразил в иллюстрациях специфику материальной культуры родного края.

Литературная обработка А. В. Воробьева.

Сказки Орловской губернии (Из собрания сказок Иосифа Федоровича Каллиникова) читать онлайн бесплатно

СКАЗКИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Из собрания сказок

Иосифа Федоровича Каллиникова

СКАЗОЧНИКИ И ИХ СКАЗКИ

Интерес к народному творчеству возник у Иосифа Каллиникова ещё в детстве, когда бабушка и мать брали его с собой в летние паломнические поездки в Белобережский мужской монастырь в брянских лесах. По пути останавливались на постоялых дворах, где на ночлеге можно было услышать неповторимых орловских сказочников.

В автобиографии писатель вспоминает о сказках бабушки, которые она рассказывала в орловском доме долгими зимними вечерами.

Первые записи фольклорных источников в Орловской губернии были сделаны в студенческие годы во время каникул, когда Каллиников учился в Петербургском политехническом институте Императора Петра Великого. С тетрадью орловских песен он пришел в редакцию журнала «Русское богатство» к помощнику редактора, его бывшему гимназическому учителю, писателю Фёдору Крюкову. Тот посоветовал обратиться к академику А. А. Шахматову, при содействии которого предпринимались многочисленные экспедиции и командировки по России и за границу для собирания материалов по диалектологии, истории русской письменности и фольклору. Получив одобрение отделения русского языка и словесности Российской Академии наук, фонограф и денежное пособие, Каллиников в 1912–1915 годах совершил несколько поездок по Орловской губернии, в Дмитровский, Волховский, Мценский, Севский, Трубчевский, Карачевский, Брянский уезды.

Летние поездки по Орловской губернии дали Иосифу Каллиникову большой материал для дальнейшей работы, обогатили его познания в области народной жизни, углубили любовь к народному творчеству. «Каждая мелочь в деревенской избе запечатлелась у меня в памяти, — писал он в автобиографии. — Фольклор является школой жизни для писателя. Записи и разговоры углубили моё знание языка и обогатили запас выражений. Источником моих изучений была Орловская губерния, где собирали фольклорные материалы мои земляки Якушкин и братья Киреевские, которые давали орловские сказки Пушкину. Из того же источника черпали свои запасы языка Тургенев, Лесков, Андреев, Бунин и иные писатели-земляки. /…/ Это была Россия Гоголя, Замятина, Лескова, отчасти Печерского, Россия помещиков, феодальная, мещанская, деревенская и монастырская».

В 1916 году Орловская типография приступила к печатанию каллиниковского собрания «Великорусские сказки Орловской губернии», но с перерывами удалось напечатать лишь 10 печатных листов (59 сказок). Настоящее издание осуществлено по текстам, подготовленным самим Каллиниковым для орловского издания.

Читайте также:  Поле чудес в стране дураков это литературная или народная сказка

Пятьсот семьдесят сказок, циклы свадебных несен, пословиц, поговорок, загадок, народных примет — таков итог летних экспедиций Каллиникова по Орловской губернии. «… Любовь к хорошей, старой сказке жива в народе, и её многие сёла берегут, гордясь своими сказочниками», — писал Каллиников в одном из отчётов о поездке. Для писателя сказки — не просто явление искусства, а прежде всего люди, чья мудрость и житейский опыт создают неповторимые произведения народного творчества. Не случайно одну из итоговых работ он назовет «Сказочники и их сказки».

В письме к однокашнику-орловцу Евгению Соколу Каллиников в последние годы жизни признавался: «…Если бы не было России, деревни, раздольных песен её и того, что она вдохнула в меня, когда я бродил за сказками, за её песнями, — не стоило бы жить».

кандидат филологических наук

— Я бедный, — отвечает охотник. — Помоги богатым стать.

— Ступай лесом, встретишь старца. Что даст он тебе — не смотри!

Пошел охотник лесом. Шёл-шёл, старца встретил. Дает ему старец мешочек и говорит:

— Не раскрывай, пока домой не придешь.

Пошёл охотник к дому. Шёл-шёл, приморился, сел на бугорочек. Не вытерпел, решил в мешочек заглянуть. Только приоткрыл, как начали червонцы из мешочка сыпаться. Сыплются и сыплются — всё поле покрыли. Как их собрать? Видит, старичок идет.

— Что унывный [1] сидишь? — спрашивает старичок.

— Червонцы не ведаю, как собрать.

— Я тебе помогу. А за это дашь мне то, чего в доме не знаешь.

Подумал охотник: всё он в доме знает.

Хлопнул старичок в ладоши. Все червонцы в мешочек скатились.

Приходит домой, а жена сына родила. «Эх, вот чего я в доме не знал», — догадался охотник.

Развязал он мешочек, полный сундук денег насыпал. Поставил дом, хозяйство завёл — хорошо жить стал. А сам всё унывный ходит. Сыну уже девять годков исполнилось.

Пошёл охотник в поле. Встречается ему старичок и говорит:

— Должок отдавать надо. Отправляй сына к князю Балалаю.

Источник

Сказки Орловской губернии (Из собрания сказок Иосифа Федоровича Каллиникова), стр. 1

СКАЗКИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Из собрания сказок

Иосифа Федоровича Каллиникова

СКАЗОЧНИКИ И ИХ СКАЗКИ

Интерес к народному творчеству возник у Иосифа Каллиникова ещё в детстве, когда бабушка и мать брали его с собой в летние паломнические поездки в Белобережский мужской монастырь в брянских лесах. По пути останавливались на постоялых дворах, где на ночлеге можно было услышать неповторимых орловских сказочников.

В автобиографии писатель вспоминает о сказках бабушки, которые она рассказывала в орловском доме долгими зимними вечерами.

Первые записи фольклорных источников в Орловской губернии были сделаны в студенческие годы во время каникул, когда Каллиников учился в Петербургском политехническом институте Императора Петра Великого. С тетрадью орловских песен он пришел в редакцию журнала «Русское богатство» к помощнику редактора, его бывшему гимназическому учителю, писателю Фёдору Крюкову. Тот посоветовал обратиться к академику А. А. Шахматову, при содействии которого предпринимались многочисленные экспедиции и командировки по России и за границу для собирания материалов по диалектологии, истории русской письменности и фольклору. Получив одобрение отделения русского языка и словесности Российской Академии наук, фонограф и денежное пособие, Каллиников в 1912–1915 годах совершил несколько поездок по Орловской губернии, в Дмитровский, Волховский, Мценский, Севский, Трубчевский, Карачевский, Брянский уезды.

Летние поездки по Орловской губернии дали Иосифу Каллиникову большой материал для дальнейшей работы, обогатили его познания в области народной жизни, углубили любовь к народному творчеству. «Каждая мелочь в деревенской избе запечатлелась у меня в памяти, — писал он в автобиографии. — Фольклор является школой жизни для писателя. Записи и разговоры углубили моё знание языка и обогатили запас выражений. Источником моих изучений была Орловская губерния, где собирали фольклорные материалы мои земляки Якушкин и братья Киреевские, которые давали орловские сказки Пушкину. Из того же источника черпали свои запасы языка Тургенев, Лесков, Андреев, Бунин и иные писатели-земляки. /…/ Это была Россия Гоголя, Замятина, Лескова, отчасти Печерского, Россия помещиков, феодальная, мещанская, деревенская и монастырская».

В 1916 году Орловская типография приступила к печатанию каллиниковского собрания «Великорусские сказки Орловской губернии», но с перерывами удалось напечатать лишь 10 печатных листов (59 сказок). Настоящее издание осуществлено по текстам, подготовленным самим Каллиниковым для орловского издания.

Пятьсот семьдесят сказок, циклы свадебных несен, пословиц, поговорок, загадок, народных примет — таков итог летних экспедиций Каллиникова по Орловской губернии. «… Любовь к хорошей, старой сказке жива в народе, и её многие сёла берегут, гордясь своими сказочниками», — писал Каллиников в одном из отчётов о поездке. Для писателя сказки — не просто явление искусства, а прежде всего люди, чья мудрость и житейский опыт создают неповторимые произведения народного творчества. Не случайно одну из итоговых работ он назовет «Сказочники и их сказки».

В письме к однокашнику-орловцу Евгению Соколу Каллиников в последние годы жизни признавался: «…Если бы не было России, деревни, раздольных песен её и того, что она вдохнула в меня, когда я бродил за сказками, за её песнями, — не стоило бы жить».

кандидат филологических наук

— Я бедный, — отвечает охотник. — Помоги богатым стать.

— Ступай лесом, встретишь старца. Что даст он тебе — не смотри!

Пошел охотник лесом. Шёл-шёл, старца встретил. Дает ему старец мешочек и говорит:

Читайте также:  Рассказ об обрядовых песнях 6 класс литература

— Не раскрывай, пока домой не придешь.

Пошёл охотник к дому. Шёл-шёл, приморился, сел на бугорочек. Не вытерпел, решил в мешочек заглянуть. Только приоткрыл, как начали червонцы из мешочка сыпаться. Сыплются и сыплются — всё поле покрыли. Как их собрать? Видит, старичок идет.

— Что унывный [1] сидишь? — спрашивает старичок.

— Червонцы не ведаю, как собрать.

— Я тебе помогу. А за это дашь мне то, чего в доме не знаешь.

Подумал охотник: всё он в доме знает.

Хлопнул старичок в ладоши. Все червонцы в мешочек скатились.

Приходит домой, а жена сына родила. «Эх, вот чего я в доме не знал», — догадался охотник.

Развязал он мешочек, полный сундук денег насыпал. Поставил дом, хозяйство завёл — хорошо жить стал. А сам всё унывный ходит. Сыну уже девять годков исполнилось.

Пошёл охотник в поле. Встречается ему старичок и говорит:

— Должок отдавать надо. Отправляй сына к князю Балалаю.

Источник

Сказки орловской губернии распечатать

— Нет, никого не видел.

Дальше побежали. Смотрят, опять погоня нагоняет. Девочка и говорит:

— Я обернусь кельей, а ты монахом будешь. Звони в колокол к обедне.

Так и сделали. Подъехала погоня. Стоит келья, да монах в колокол звонит.

— А не видел ли ты тут двоих: мальчика и девочку? — спрашивают.

— Нет, никого не видел.

Дальше побежали. Смотрят — опять погоня. На этот раз сам князь Балалай их догоняет.

— Я рекой обернусь, а ты ужом будешь.

Подъехал Балалай, а река перед ним такая широкая, что переплыть нельзя.

И начал князь воду пить, чтобы всю реку выпить. Пил-пил, пока не лопнул.

Слуги его назад вернулись, а дети дальше побежали.

— Ну, я к отцу с матерью пойду, — говорит мальчик. — А когда постарше будем, мы с тобой поженимся.

— Если хочешь, чтобы я твоей женой стала, когда домой пойдёшь, со всеми здоровайся, только с младшим братом не здоровайся, — говорит девочка. — А то забудешь про меня.

Приехал мальчик домой, глянул на младшего брата, не вытерпел, поцеловал его и сразу же забыл про свою невесту.

Прошло сколько-то времени. Вырос мальчик, пришла пора жениться. Узнала про это дочь царя Балалая. Испекла она пирог и послала своему суженому.

Подали пирог к столу, разрезали его. А оттуда два голубка вылетают. Сразу же вспомнил он про свою невесту. Нашел её, повенчались и зажили счастливо.

МЕЧ-САМОСЕЧ, КИСЕТ-САМОТРЯС И ВОЛШЕБНАЯ РУБАХА

или-были старик со старухой. И был у них сын Иван. Настало время — умер отец. Остался Иван один с матерью. А хозяйство у них — лошадь да собака.

— Спаси меня. Отвези за тридевять земель, в тридесятое царство.

Поехали, а куда её везти, Иван и не знает.

Встречается старичок. Он к нему:

— Не знаешь ли ты, дедушка, как в тридесятое царство проехать?

— Да знаю я одну стёжечку туда. Езжай прямо, увидишь стёжку — сверни. Поезжай по ней. Увидишь дом с золотой крышей. В него ступай.

Ехал-ехал Иван, стёжка попалась. Обрадовался он, поехал по стёжке.

Близко ли, далёко ли, к дому с золотой крышей подъехал. Там две сестры живут. Узнали они девушку, что Иван привёз. Это их сестра младшая, пропавшая. Обрадовались сёстры, начали Ивана благодарить.

Поставил он лошадь за ворота, а сам уснул крепким сном. Сёстры его на диван положили, коня в шелковые травы поставили.

А когда проснулся Иван, сёстры пир устроили. Повеселились, погуляли, ему дальше ехать пора. Одна сестра ему в подарок кисет-самотряс дала, другая рубашку, в которой не сгоришь, не уснёшь; третья — меч-самосеч[2].

Едет Иван дальше. Видит, столб стоит, а на нём написано: «Поедешь в одну сторону — деньги найдёшь, поедешь в другую — царевну замуж возьмёшь».

Подумал Иван, подумал:

«Денег хватит, лучше за царевной поеду».

Приезжает в царство, начал свататься. Не отказал царь Ивану, выдал за него свою дочь. А у неё, оказывается, ещё раньше жених был, вояка.

Обиделся он, что царь за Ивана дочь отдал, и шлёт письмо: «Приеду. Царство разобью».

— Что делать, зять? — спрашивает царь у Ивана.

— Не горюй, что Господь даст, то и будет, — отвечает Иван.

Едет вояка с большим войском в чисто поле. Иван меч-самосеч взял — и навстречу. Всё войско неприятеля положил, один тот вояка в живых остался.

— Оставьте в живых! — взмолился вояка.

Отпустили его. Приехал домой Иван, спать лёг. А жена его пытать:

— Отчего вы, Ванюша, побеждаете? Если не скажете, я с собой что-нибудь сделаю.

— Есть у меня меч-самосеч, кисетик и рубаха волшебные, — рассказал ей Иван.

Заснул муж, а неверная жена все вещи попеременила, взяла волшебные и к своему прежнему воителю отнесла.

Тот опять царю шлёт письмо: «Войной иду, царство погублю».

— Что делать, зять? — спрашивает царь у Ивана.

— Не горюй, что Господь даст, то и будет, — отвечает Иван.

Едет вояка с большим войском в чисто поле.

Прискакал Иван, а меч-то у него простой, убили его, порубили на куски, в рогожевый куль положили и привязали к правому боку коня. Разогнался конь вскачь, чует, что хозяина нет, вернулся к той шелковой траве, где его сёстры пасли. Пришёл конь к дому с золотой крышей, говорят сестрицы:

Самосеч. О мече, который сам сечёт, наносит удары.

Источник

Познавательное и интересное