Народные аудиосказки Поволжья
Аудиосказки для детей слушать онлайн
Аудиосказки онлайн – современный формат, особенно удобный для людей, лучше запоминающих информацию на слух. Но это не единственное их преимущество. Если вы заняты домашними делами и хотите создать приятный информационный фон, не включайте телевизор. Гораздо полезнее и увлекательнее для вас и вашего ребёнка включить и слушать сказку онлайн.
И всё же, что лучше, читать, слушать или смотреть, каждый решает для себя сам. Это – дело вкуса и способа восприятия. А вот о том, что народное творчество – уникальный источник знаний и прекрасное развлечение, кажется, спора нет. Роль народных сказок огромна. Они открывают перед ребёнком мир приключений, развивая его фантазию, память и творческие способности. Слушая их, каждый из нас приобщается к культуре своего народа.
Ещё один способ приятно разнообразить свой досуг – скачать сказку в MP3 формате и слушать её на своём мобильном устройстве. Таким образом вы перестаёте зависеть от капризов интернета. Однажды скачанный файл можно хранить в компьютере, ноутбуке или смартфоне и слушать оффлайн столько раз, сколько захочется. А ещё можно немного побыть актёрами: выучить волшебную историю с ребёнком и друзьями по ролям, позвать в гости зрителей-соседей и устроить свой собственный домашний театр. Как известно из практики дошкольного и школьного обучения, материал, изученный перед сном, запоминается надолго, поэтому лучший способ оставить сказочные образы в памяти малыша – читать народные сказки на ночь.
В этом разделе нашего сайта взрослые и юные читатели услышат истории о зверях, птицах, героях, мудрецах, о духах леса и воды и, конечно, о добрых и злых волшебниках. Ещё одно приятное преимущество сайта – тот факт, что можно слушать все аудиосказки онлайн бесплатно.
Вряд ли вы часто слышите звучание языков народов Поволжья – марийского, удмуртского, татарского, чувашского, мордовского – в повседневной жизни. Постепенно они перестают быть частью нашего наследия, а ведь именно благодаря языковому разнообразию национальная культура нашей страны так богата и интересна. Представленная на нашем сайте коллекция сказок озвучена профессиональными актёрами и носителями языка. Благодаря этому вы сможете без труда расслышать каждый звук речи, изучить основы поволжских языков или просто насладиться их мелодией.
Слушаем народные сказки Поволжья, чтобы расширить кругозор и оставаться открытыми миру в любом возрасте!
Народные сказки Поволжья
Народные сказки читать
Польза чтения сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребёнком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности. Слушая народные сказки, ребёнок приобщается к культуре своего народа.
Сказки, автор которых не известен, значительно отличаются от авторских, дидактических сказок и произведений в стиле фэнтези. Они воплощают память, традиции и обычаи, присущие целым народностям и нациям. Лучшие народные сказки заключают в себе мудрость, которая выкристаллизовывалась тысячелетиями, и потому заслуживает того, чтобы человек изучил её как можно раньше. Воспитательный аспект в преданиях наших предков проявлен не так ярко, как в дидактических сказках, но ценен своей аутентичностью, народным духом, традиционными ценностями. Темы народных сказок, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди, и обстоятельства, в которых оказывались чаще всего.
Герои народных сказок воплощают самые яркие черты народного характера и отношение общества к окружающему миру, порой загадочному, но всегда полному открытий, к себе самому и к своим соседям.
Народные сказки для детей – то же самое, что почва для молодых ростков. Чем лучше почва, тем крепче и красивее будет растение. Слушая в детстве о волшебных приключениях сказочных персонажей, ребёнок приобретает нечто большее, чем знание фольклора. Он учится понимать разницу между добром и злом, ценить силу духа, предприимчивость, юмор, умение находить выход из, на первый взгляд, безвыходных ситуаций. Как известно из практики дошкольного и школьного обучения, материал, изученный перед сном, запоминается надолго, поэтому лучший способ оставить сказочные образы в памяти малыша – читать народные сказки на ночь.
В этом сборнике взрослые и юные читатели найдут истории на любой вкус: о зверях и птицах, о героях, о мудрецах, о чудаках и, конечно, о добрых и злых волшебниках.
Читаем народные сказки Поволжья, чтобы расширить кругозор и оставаться открытыми миру в любом возрасте!
Сказки пензенского края про животных
СКАЗКИ ПОВОЛЖЬЯ
Марийские народные сказки
Истории, с давних времён передававшиеся от отца к сыну в народе мари, отличаются от других сказок Поволжья своеобразной «правдой жизни», натуралистичностью. Их темы разнообразны — от семейных отношений до попыток объяснить, «почему заяц печален».
Если в доме вашем — мир и согласие, берегите их и не дайте злым силам их разрушить. Иначе вы — глупый муж.
В одном селении жили муж с женой. Жили они очень хорошо, друг друга они понимали с полуслова. И людям всегда старались делать только добро. Поминая умерших предков, пекли блины, зажигали лампаду. Часто ходили к священному дереву и ставили там свечку.
Видя дружную жизнь этой семьи, чёрт решил рассорить их. Три года подряд он пытался это сделать, но ничего у него не получалось. Ему на смену пришёл другой, хромой чёрт. Но как ни старался хромой чёрт поссорить добрых супругов, тоже ничего не смог сделать.
А рядом с семьёй жила одинокая соседка. Жила она плохо, была бедной. Однажды чёрт как будто случайно встретился с этой женщиной и говорит:
— Если ты сумеешь внести разлад между твоими соседями, я дам тебе много денег!
Соседка говорит хромому чёрту:
— Сейчас же смогу их жизнь разладить!
Чёрт вручил ей деньги и говорит:
— Иди сейчас же! Рассорь их!
Соседка пошла к жене доброго соседа и сказала:
— Я что-то должна сказать тебе!
— Что же? — спрашивает добрая соседка.
И та начала ей рассказывать:
— Муж твой, который отправился за сеном, вернётся очень злым. Он и сена не станет сваливать во двор, не будет лошадь распрягать, сразу же войдёт в избу с топором и ударит тебя.
А добрая жена не верит и говорит:
— Зачем же ему убивать меня топором? Мы же с ним живём в ладу и согласии.
— Вот приедет, сама увидишь! — сказала злая соседка и выскочила из дома.
Продавшая душу чёрту женщина сразу побежала навстречу мужикам, возившим сено. Встретила их, остановила доброго соседа и говорит:
— Я тебе должна кое-что сказать!
— Скажи! — говорит тот.
Мужик на это только расхохотался:
— Моя жена никогда на меня не сердится!
— Приедешь, сам увидишь, на что способна твоя жена! — сказала соседка.
Приехал мужик домой. Не стал и сена сваливать, и лошадь распрягать. Взял свой топор и вошёл в избу. А жена за ним идёт, обливаясь слезами. Увидела она, что муж идёт в избу с топором, испугалась и стала причитать:
— Милый мой, что же случилось с тобой? Почему ты так зол на меня?
Тут муж вспомнил слова злой соседки и подумал: «Если я не ударю её топором, то она убьёт меня!»
Мужика-женоубийцу поймали и в Сибирь отправили. Там он и сгинул.
Так у глупого мужика пропала семья. Даже их род не сохранился. На месте их дома выросла крапива.
Хромой чёрт пришёл к злой соседке и спрашивает:
— Расскажи, как это ты сумела своих добрых соседей — мужа и жену — рассорить и погубить? Мы, черти, семь лет пытались разладить их жизнь, но не смогли. А тебе десяти слов хватило, чтобы погубить их.
А сам боится приблизиться к злой женщине. Даже обещанные деньги протянул ей на конце палки.
Девушка-сиротка и дочь мачехи
Хитрость и злоба помогут в жизни, но такой успех продлится недолго. Добрым и честным придётся нелегко, но в конце их ждёт заслуженная награда.
Жили-были муж с женой. И была у них дочь, которую звали Насташка. Через некоторое время мать Насташки умерла. Отец привёл в дом другую жену. У мачехи тоже была дочь. С первых дней невзлюбила она Насташку. Одну её заставляла трудиться, а погулять на улицу её не отпускала и всегда норовила ударить Насташку в затылок. А дочь её всё время гуляла на улице.
Однажды мачеха велела мужу отвезти Насташку в лес. Отец, не переча, отвёз свою дочь и оставил на лесной дороге.
Насташка одна пошла по дороге и вышла на поляну, где стоял дом. Вошла она в дом и осталась в нём. Прибрала везде, всё вымыла, почистила, а потом кашу сварила. А как села она за стол, выскочила мышка и попросила её:
— Насташка, Насташка, дай и мне ложку каши.
Насташка дала мышке покушать каши.
Тут вернулся сам хозяин дома — медведь.
— О-о-о! В моём доме появилась гостья! Смотри-ка, всё у меня вымыто, вычищено. Может быть, и покушать для меня что-нибудь приготовила? — спрашивает медведь.
— Я кашу сварила, садись кушать! — отвечает Насташка.
Медведь сел за стол и досыта наелся каши.
Выйдя из-за стола, медведь предложил Насташке поиграть с ним в жмурки.
— Ты будешь прятаться, — говорит он. — А я тебя буду ловить.
Медведь повесил Насташке на шею маленький колокольчик. Сам завязал платком себе глаза и стал гоняться за Насташкой по избе. Насташка со страха стала бегать так, что чуть душа не выскочила. Звенит колокольчик, и медведь слышит, в каком углу бедная Насташка прячется. Медведь вот-вот схватит её, некуда ей спрятаться…
Вдруг из-под печки выскочила мышка и забрала у Насташки колокольчик.
— Ты меня покормила, я тебе тоже помогу, — говорит она девочке.
Мышка повесила колокольчик себе на шею и стала бегать с одного угла в другой. А Насташка спряталась от медведя под стол.
Медведь стал бегать за мышкой, а мышка знай себе позванивает колокольчиком. Бегал, бегал медведь за ней, изнемог, но никак не смог добраться до Насташки. Решил он сдаться.
— Ладно! — говорит он. — Ты меня победила! Если бы поймал тебя, съел бы!
За то, что Насташка и по дому трудилась, и обед сварила, и прятаться умеет, медведь дал ей золотые и серебряные монеты. Богатой стала Насташка.
Мачеха тем временем послала мужа в лес, чтобы собрать и принести кости Насташки. Приходит отец в дом медведя, а дочь его живая, даже похорошела и разбогатела.
Повёл он Насташку домой. Как подошли они к дому, залаяла их собака:
— Ам! Ам! Отправленная погибать возвращается богатой! Отправленная погибать возвращается богатой!
— Что ты несёшь? — закричала мачеха и ударила собаку. А потом смотрит — и правда, неродная дочь возвращается богатой.
— Вези и мою дочь в лес, чтобы она там разбогатела! — приказала мачеха своему мужу.
Муж отвёл в лес к дому медведя и мачехину дочь. Стала она жить в доме медведя. Сварила она на обед кашу и села за стол обедать.
Вдруг из-под печки выскочила мышка и говорит:
— Дай мне тоже одну ложку каши!
А девочка оттолкнула мышку ногой.
Пришёл тут хозяин дома медведь. Покушал он каши и предложил девочке поиграть с ним в прятки. Повесил он ей на шею колокольчик и велел прятаться. А сам стал её ловить.
Мышка в это время под печкой сидит и думает: «Подождём, что теперь с тобой будет!»
Медведь гонялся, гонялся за дочерью мачехи, поймал её и съел.
А в это время мачеха послала мужа в лес за своей дочерью. А сама начала печь блины для неё.
Муж пришёл в лесную избушку, а там одни её кости лежат. Собрал их мужик в кузовок и принёс домой.
— Ам! Ам! Отправленная стать богатой возвращается пропавшей! — из-под ворот пролаяла их собака.
— Что ты пустое мелешь? Скажи, что возвращается богатой! — кричит ей мачеха. Схватила она собаку за ноги и бросила за ворота.
А потом видит: муж несёт в кузовке лишь косточки дочкины.
Сказка пусть летит прочь, а я остаюсь здесь.
Пензенские сказки
Пьеса в двух действиях
Действующие лица:
ГОВОРОВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, владелец маленькой усадьбы в Подмосковье, седовласый мужчина 60 лет.
ГОВОРОВА ЕКАТЕРИНА НИКИТИЧНА, его жена 58 лет.
ИЛЬЯС, землекоп 68 лет.
ИБРАГИМ, землекоп 50 лет.
КАСИМ, землекоп 45 лет.
ВЯЧЕСЛАВ, бывший главный инженер совхоза 50 лет.
Действие первое
Ухоженная усадьба. Цветник. На заднем плане бревенчатый домик с крыльцом. Перед зрителями на сцене стол и две лавки.
ГОВОРОВ. Как, ребята, мне вас не хватало. Воды на усадьбе совсем нет. Засуха. Скважина погибла. Лето обещают жаркое – выше тридцати градусов. Не знаю, как такую жару переживу. Пью сердечные капли, воздуха не хватает. Решил вот колодец копать, а вас всё нет и нет. Заказывал вас в апреле, а уже середина июня.
ИБРАГИМ. Да, засуха. Задержались мы тут неподалёку. В Ершове хозяева купили десять колец, а мы копам и копам. Всего двадцать одно кольцо опустили на огорчение хозяевам.
ГОВОРОВ. Это, значит, на 19 метров вырыли шахту. Здорово копаете. Мне ваш старший Эльдар говорил, что один из вас бригадир, надёжный человек.
ИБРАГИМ (почёсывая затылок). Я и буду. Ильяс да Касим тоже землекопы, из деревни Бессеменовка в Кузнецком районе Пензенской области.
ГОВОРОВ. Далековато заехали! А как же добираетесь?
Слышен шум мотора и лязг железа.
ИБРАГИМ. Да слышите, это бригада к вам на усадьбу заезжат на «Москвиче-412». Слава за рулём. Подрядился нас возить по объектам. Он главным инженером был у нас в совхозе. Да ушёл с зарплаты в 400 рублей. Ниш-то мужику таки деньги получать! Когда мы копам, он тоже помогат, неудобно ему без дела стоять. Он ещё нам кашеварит, продукты покупат. Курит, правда, много. Да водку пьёт.
ГОВОРОВ. А вы не пьёте? Матом не ругаетесь?
ИБРАГИМ. Нам нельзя. Только покуривам иногда. И не ворум, будьте покойны. Вы нам объясните, пока мы тут отдыхам, где нам поселиться, да куды по нужде ходить?
ГОВОРОВ. Поживёте в бане. Там и плитка есть. И кровати. По нужде ходите в лес через заднюю калитку. Откопайте окопчик, а потом прикопайте, как будете уезжать. Ваш говор мне детство напоминает, у вас редуцированные окончания глаголов, так говорили мои дедушка и бабушка из Ульяновска.
ИБРАГИМ. Так ульяновские – соседи наши. У меня жена сильно болела. В Кузнецке не смогли помочь. Возил в Ульяновск. Вырезали у неё всю матку с потрохами, живодёры. Мается таперя, плачет часто. И я теперь вроде как на воздержании.
ГОВОРОВ. Вы знаете, Ибрагим, что давно, а, может быть, и никогда я не слышал о Пензе. Что она и зачем?
ИБРАГИМ. Ну, как что? Земля хорошая. Лето жаркое. Животноводство развито. Русские хорошо выращивают свиней, например, в деревне Никольское, откуда Слава будет. В Пензенской губернии, в городе Чембаре, родился Белинский Виссарион Григорьевич. Когда Екатерина Вторая проезжала через село Труево-Нарышкино, то подивилась хорошей работе кузнецов, которые починили царский поезд. В их честь велела именовать впредь село городом Кузнецк. В Пензе отбывал ссылку Огарёв, вице-губернаторствовал Салтыков-Щедрин, преподавал в гимназии отец Ленина.
Явление 2
Сбоку появляются Ильяс, Касим и Вячеслав. Все трое несут блестящие лопаты с короткими черенками и сумки. Мужчины одеты в чистые рубашки с короткими рукавами, спортивные шаровары и домашние тапочки. На крыльцо выходит Говорова в летнем платье.
ГОВОРОВ (встаёт). Сюда, садитесь! Передохните.
Мужчины застенчиво рассаживаются, предварительно расставив инвентарь и сумки.
ГОВОРОВ. Мы решили вас угостить. Сегодня вы всё равно не будете копать (Достаёт из-под лавки бутылку водки и коробку пива).
ИБРАГИМ. А квасу нет?
ГОВОРОВ. Есть и квас. Катя! Дай квасу, пожалуйста! Я сам принесу, тебе тяжело будет! (Говорова уходит в дом, за ней следом уходит Говоров).
ИЛЬЯС. Небогата усадьба-то! Чай хозяин не ворут.
КАСИМ. Да уж прям. Откуда знаш. Можа притворятся.
ВЯЧЕСЛАВ. Не. Не похож на нового русского. Видно – культурный. Ишачит, поди, на барыгу. Он ему и даёт на прокорм долларов тысячу. (Берёт бутылку водки и отвинчивает крышку. Открывает бутылку пива, зацепив краем крышки за край лавки).
Говоров и Говорова возвращаются к столу с двумя большими бутылками кваса.
ГОВОРОВ. Вы ребята, родственники? Все под метр шестьдесят.
ИБРАГИМ. Мы-то родственники, кроме Вячеслава. И Эльдар нам родственник московский. Да, он выше нас ростом. Наш рост нам очень подходит – колодцы-то рыть. Нас ещё кротами зовут. А длинные-то нескладные люди. Им и на войну не с руки ходить: цель хорошая.
ВЯЧЕСЛАВ (двумя пальцами щиплет холмик ниже талии). Это я русский один буду.
ГОВОРОВА. Вот это этнос! Все имеют европейские лица, кроме вас, русского. По лицу вы из Средней Азии, а по жесту – точно русский. Вон, у ваших товарищей не чешется! (Все смеются и рассаживаются вокруг стола).
ГОВОРОВ (разливает всем по стаканам квас, все пьют квас кроме Вячеслава. Вячеслав наливает себе стакан водки и стакан пива, выпивает водку и запивает пивом). Ну, как там живётся вам, товарищи? Как реформа экономическая движется?
ВЯЧЕСЛАВ. Да просто так, как у всех. Вот гаишник бывший, Филимонов, приватизировал совхозную ферму. Цена всему несколько миллионов, поди, а купил за 196 тысяч.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, стало быть, Филимонов фермером стал. Начал работников нанимать. Дояркам стал платить по 100 рублей в месяц. Доярки взбунтовались, ушли. Коровы орут – недоены. Аппарат-то некому подключить. Поехал Филимонов в город, на вокзал. Насадил в кузов бомжих, пообещал им платить по три тысячи в месяц. Приехали бомжихи-то. Покорячились дён три и засобирались: мы передком больше насобирам, чем тут горбиться в навозе. Мне вот он предложил аж четыреста рублей, и я послал его куда подальше. Продал Филимонов коров на мясо. Сидит, деньжонки пропиват.
ГОВОРОВ. Не хотят новые предприниматели людям платить. Видно, что он не хозяин.
КАСИМ. Да куды-ж. Он деньжонки задарма насобирал, пока гаишником был. Теперь один из богатых в районе. Да, к хозяйству он не годится. Вот сын мой – он-то хозяином должен быть. Но забрали его в Чечню. Президент там конституционный порядок устанавливат. В шрамах весь, бешеным стал. Сейчас вот отпустили с бойни, бригадиром колодезников под Москвой работат.
ГОВОРОВ. Что ранили сына?
КАСИМ. Да нет. Там деньги солдатам первые полтора года не дают. Офицер забират. Сын восстал, так старослужащие его били каждый день. На виске шрам – чуть глаз не выбили. Почку левую отбили, мочился кровью. Потом сдался, терпел как другие новобранцы. Но забить не забьют. У него тоже автомат имеется, мог всех положить ночью, зараз.
ГОВОРОВА. Ну и офицер! При царях офицеры были из благородных. Суд чести был. Как это – у солдатиков деньги брать? Невероятно!
КАСИМ. Сейчас всё вероятно. Вот поглядите – Ильяс. Ему под семьдесят. Так он с нами – копат и копат. Всю жизнь Кузнецкому району воду давал. Пенсию ему назначили – 480 рублей. Как прожить-то? Ему дом надо поддерживать. Один мешок цемента 40 рублей. А у вас тут все 70. Да в Москве человеку надо 500 долларов платить, чтобы прожить по-людски.
Действие второе
Сцена первого действия, однако, слева на опорах стоит ворот для подъема бадьи на 50 литров.
Явление 1
Ворот крутят за две ручки Вячеслав и Касим. Рядом с ними стоит Говорова и заглядывает вниз. За столом сидит Говоров.
ГОВОРОВА. А почему у вас внизу висит на верёвке веник?
КАСИМ. Да так. Для очистки стенок от сору.
ГОВОРОВА. Уже метров десять выкопали, как глубоко! Неужели можно за три дня выкопать столько земли, да ещё вывезти её на тачке за усадьбу?
КАСИМ. Конечно! Завтра, чую, вода пойдёт. Уже сейчас песок сырой. Хорош песок, речной. Вам повезло! Чистая будет вода. И много.
ГОВОРОВ. Катерина! Не мешай! Ужинать пора. Есть хочу. Вроде чай уже готов.
ГОВОРОВА (шутливо). Изверг. Корми, пои, стирай! Не дашь посмотреть.
ГОВОРОВ. Не надо смотреть. Людям мешаешь.
Явление 2
Говорова уходит. Через минуту появляются из шахты Ильяс и Ибрагим. Пятеро мужчин усаживаются на лавках.
Все встают и уходят со сцены. Говоров поднимается на крыльцо. На крыльцо выходит Говорова. Они целуются.
Творчество пензенской сказочницы и фольклористки Александры Петровны Анисимовой
МБОУ СОШ села Волчий Враг
Творчество пензенской сказочницы и фольклористки
Александры Петровны Анисимовой
на уроках литературного чтения в начальных классах.
В начальных классах по литературному краеведению мы впервые знакомимся с творчеством пензенской сказочницы и фольклористки Александры Петровны Анисимовой. О творчестве этой чудесной женщины – сказочницы, песенницы, человеке, связавшим свою творческую судьбу с устно-поэтическим творчеством, с фольклором мне и хотелось бы рассказать.
Родилась она в 1891 году в Казанской губернии. Здесь прошло её детство. Начальное образование получила дома. Ещё девчонкой сказала себе: «Буду сельской учительницей». Работать пришлось и учителем, и журналисткой, и библиотекарем, и секретарём редакции в Каменке и Башмакове. Здесь её талант песенницы и сказочницы обрёл голос. Она стала прислушиваться к каменским и башмаковским песням, припевкам и сравнивать их с тем, что слышала в детстве, что держалось в голове.
Ветер стонет, гудит в темноте за окном,
У ворот, у калитки стучит.
А в избе тишина. Дети спят крепким сном.
Только мать за работой сидит.
И мелькает игла при неярком огне,
Невесёлые думы томят –
Муж погиб на войне, на чужой стороне,
Не придёт, не обнимет ребят.
Время к полночи. Слышаться чьи-то шаги.
Кто-то тихо в окошко – стук – стук…
— Отопри мне, жена. Отопри. Это – я!
И в испуге она говорит:
— Я три года вдова, мужа нет у меня –
На германской войне он убит.
— Жив я! Жив! Я ведь был на гражданской войне
Я свободу ходил защищать.
— Он убит, и бумаги все выслали мне,
И на этих бумагах – печать.
— Не убит я. Не помер. Живой я, поверь!
Дай поближе к окошку огня. –
— Отойди от окна, не стучи в нашу дверь.
Не блазни, дух лукавый, меня.
— Не лукавый я. Нет! Муж я твой, посмотри.
Мертвецы не встают из могил.-
— Если ты не лукавый, молитву твори.-
И молитву солдат сотворил.
И она отперла и его обняла,
И к шинели припала лицом:
— Я три года, три года тебя не ждала –
Почитала тебя мертвецом…
Первый сборник произведений А. Анисимовой «Про войну» вышел в Пензе в 1943 году. Сюда вошли сказки, песни и частушки, посвящённые события, которые стояли тогда в центре нашей жизни.
В 1947 году в Москве вышел сборник «Песни и сказки». Здесь и стихотворения – песни: «Осень тороватая», «Дума о Чапаеве», «Цвела черёмуха» (исполнял русский народный хор Северной песни) и другие. Для этих песен характерен импровизационный склад. Все эти произведения связаны и с классической песней и с народным романсом. В них есть подлинное понимание специфики фольклора. В народном творчестве есть немало сказок о Счастье. В фольклоре сказки о Счастье близки к сказкам сатирическим. Её сказка «Птица Радость» полна возвышенных чувств, возвышенных мыслей. Девушка, отказывающаяся от богатства и наколдованной любви, для того, чтобы попросить любовь земную, настоящую – образ далёкий от образов фольклора, скорее – образ Птицы Радости, заставляющий вспомнить Счастье из народной сказки.
С фольклором связаны и другие сказки: « Заколдованная липа», « Светлый Месяц и его невеста». Эти произведения так же романтичны и возвышенны. В сказке «Заколдованная липа» Максим свое любовью расколдовывает девушку, которую заколдовал злой и богатый старик – волшебник; за отказ стать его женой он превратил её в дерево. Любовь Максима вернула её к жизни.
Сказка требует воображения, фантазии. Без них она мертва. Нет никаких оснований хоронить сказку. И есть все основания ратовать за неё, внимательно относиться к тому новому, что и в этой области рождается, по достоинству его оценивать. Анисимова успешно создавала и советские сказки: « Две горошины», «Про дух водяного», «Талисман», «Три Аннушки», «Дедова мечта», «Как нужда от старика отказалась». В них действуют не герои – аллегории, а реальные люди: колхозники, агрономы, гончары. Они приносят в сказку быль. И сказка от этого как можно убедиться, не блёкнет, не становится пресноватой, не утрачивает своих природных качеств.
Прекрасны детские сказки : « Заяц белая шубка», «На шесте был дворец…», «Как котёнок лягушку ловил». Они написаны свободно, весело, озорно. Какое чуткое, озорное, молодое нужно иметь сердце, чтобы так любовно писать о зайчишке, о скворце со скворчихой и их птенцах, о шустрой мышке – норушке, смиреннице лягушке – квакушке, игруне котёночке…. Сказки эти с удовольствием прочтут и взрослые!
В 1954 году начала писать роман «Фрося». Пыталась писать его прозой, не сумела, и перешла на стихи. Она рассказала в нём о судьбе Ефросинии Ширшиковой. Рассказывает так, что человек сроду не читавший стихов, сможет разобраться в судьбе этой простой русской женщины. Роман этот написан лёгким, удивительно простым стихом.
Сборник «Народное красное слово» порадовал всех интересующихся народным творчеством. Прежде всего этот сборник был научный в полном смысле этого слова. И одновременно этот сборник был рассчитан, как впрочем и вся работа – фольклористки на широкого читателя. Порадовал 1 раздел сборника – народные загадки, куда вошли такие удивительные образы, как образ зари («Красная девица в зеркало глядится»), звёзд на небе («синие потолочины золотыми гвоздями золочёны»), снега («летели серые гуси, нароняли белого пуха»)
В раздел побасенок и сказок вошли и социально острые произведения, высмеивающие классовых врагов и многочисленные шутки, издевающихся над купцами, лентяями, болтунами.
Подлинная научность и хороший писательский вкус определили успех сборника «Народная красное слово». Следует отметить, что Анисимова немало сделала для пропаганды мордовского фольклора, в частности сказительности Фёклы Беззубовой. Анисимовой принадлежит перевод известной её песни:
« Ой, воля, воля, красная доля!
Ты как, воля-доля, к нам путь нашла,
Как, золотая, до нас дошла?»
Когда читаешь Александру Анисимову, доверяешься ей, ибо знаешь, что написано правдиво, от души. Именно в таком качестве предстаёт она в своих песнях, припевках, сказках и ещё в одном, новом для неё жанре – переводах (переводы с мордовского).
Ещё помогло лучше разглядеть писателя и сдружиться с ним стихотворение Василия Полякова, опубликованном давно, 59 лет назад, в пензенской газете. В этом стихотворении имеется та достоверность, которая помогает представить себе хозяйку поимского домика, его обстановку, атмосферу.
Деревья серебряный иней
Роняют, как лебеди пух.
Есть маленький домик в Поиме,
Окошками смотрят на юг.
На редкость стояла погода,
В тот домик меня привели.
— А ну-ка, Будилка, не лай-ка,
Дай гостю ступить на порог.
И пёс по приказу хозяйки
На место у печки прилёг.
— Не бойтесь, входите, входите.
— Ну, вот я и в ваших краях!
С дороги чайку не хотите ль?
— Нет. Сказок послушал бы я.
И я их услышал, и к месту
В ребячьем восторге прилип,
И будто вернулось детство
Под сень «заколдованных лип».
И будто зимой в колесницу
Запряг и Буран, и Мороз
И будто саму «Ледяницу»,
Холодного царства царицу,
И он золотыми лучами
Всё царство её растопил…
Мы долго сидели за чаем,
Будилка с нас глаз не сводил.
Деревья серебряный иней
Роняли, как лебеди пух.
Была уже полночь в Поиме,
И пел где-то первый петух.