Сказки, обучающие рисованию
Ирина Лаптева
Сказки, обучающие рисованию
Сказки, обучающие рисованию.
В сборнике представлены сказки, которые помогут вам разбудить в ваших детях маленьких сказочников, научат их рисовать и придумывать. Они обогащают восприятие предмета, развивают воображение, пробуждают в заложенное в детской душе стремление к прекрасному, помогают подметить необычное в обыденном, одушевлять предметы и явления. Используя приемы «изображения + художественное слово», педагог усиливает воздействие на образное мышление и чувственное восприятие. Особенно этот прием полезен в работе с детьми, у которых низкий уровень развития воображения и слабо сформированы технические умения и навыки. Предлагаемые сказки можно использовать как на занятии, так и в самостоятельной деятельности детей. Их можно рисовать мелом на асфальте, палочкой на песке или снегу, пальцем на стекле, или просто карандашом на бумаге. При рассказывании сказок главное не раскрывать детям своего замысла в самом начале. Пусть они попробуют сами догадаться, во что же может превратится капелька или геометрическая фигура, знакомый предмет.
Нарисую капельку, наверху поменьше
Ушки треугольные с кисточками вместе
Хвостик- капелька большая появилась сверху вниз
Неужели это рысь? Лапки подрисуем, что за чудеса?
Появилась перед нами белочка-краса!
Дождь прошел, и на листочке появилась капелька
Подрисуем острый клюв –
Может это пташечка?
Нарисуем ей головку,крылышки и лапки: получилась точно – птичка
Значит все в порядке.
На что похожа капелька? На совушку –сову
Добавим ушки сверху и носик, как дугу
Глаза большие нарисуем и взгляд, направленный на нас
-Внизу, появятся сейчас.
Положим капельку на бок, еще приставим лапки, хвост
Вторая капля – голова, где есть и носик и глаза.
Мы вдруг увидим перед нами мышонок с серыми глазами.
Приставим капельки к макушке –
Мышонок, просто загляденье.
Всем малышам на удивление.
Рисунок ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Нарисуем капельку большую, превратим ее мы в рыбку золотую
Две средних капельки нужны нам для хвоста,
А губки, для улыбки – бантиком слегка.
Маленькая капелька – глазок и такой же ниже плавничок.
Получилась рыбка не простая –
Получилась рыбка золотая.
Нарисуем две дуги, лапки сзади, спереди
Что же выйдет, угадай- ка? Может это друг наш, зайка?
Что бы было нам понятно – нарисуем мы кружок
Это будет голова, ушки длинные слегка
Хвостик – маленький кружочек
Точно,зайка: прыг, да скок.
Снова две дуги рисуем, туловище, с лапками опять
Зайчик был с большими ушками
Сегодня будем медвежонка рисовать
Медвежонок с круглой головою
Ушки полукругом наверху
Мордочка чуть вытянута, с носом и хвостик, как будто на боку.
Нарисуем две дуги, к ним добавим лапки
И кружочек на верху – в нем большие глазки.
Носик пуговкой, усы, ушки – треугольники,
Хвостик тоненькой дугой – вышел котик озорной.
Нарисуем капельку, и с боку по одной
Добавим ротик, глазки
И вот он озорной, прыгает по травке
Снова лапки и дуга, мы рисуем как всегда
Но возник у нас вопрос, чей же это пышный хвост?
Чтобы это нам узнать – надо круг нарисовать
Треугольниками ушки, расположим на макушке
Нарисуем хитрый нос – Ваш ответ на наш вопрос
Каплю я нарисовала – это туловище зверя
Каплю сверху подставляй
А на ней – глаза и ноздри, ротик улыбается
Может это динозаврик славный получается?
Пора – добавим хвост и лапки, четыре маленькие капли
Шипы из треугольников рисуем на спине
Добавим этих линий еще и на хвосте.
Линию рисуем быстро сверху вниз
Вторую рядом – к низу отклонив
Можем мы увидеть их из далека
Нарисуй и веточки,к солнышку веди: толстые и тонкие
На веточках листочки – распусти их ты
И вырастет березка дивной красоты!
Рисуем линию прямую, а рядом безотрывную вторую
Ствол у сосны – прямой, высокий
Посмотришь – ветки далеко, достать их будет нелегко
Просто веточки – штрихи влево, вправо проведи.
Нарисуем линию прямую, ниже полукруглую такую
Это туловище птички, сверху голова круглая, как мячик
Вот и глазик появился – оглянулся,посмотрел:
Вырасти хвостик, наверно, не успел
Дорисуем хвостик, крылышко и лапки
И у нашей птички будет все в порядке.
Два кружочка нарисуем: маленький, под ним побольше
Это будет голова с туловищем, как всегда
Дорисуем две руки круглые, как пуговки
Глазки крупные –зрачки: все рисуем от души
Губки бантиком с улыбкой, носик озорной
Челка сейчас появится, линией кривой
Осталось три пуговицы нарисовать
Получилась неваляшка, с ней можно поиграть!
Сказки-помощники к урокам ИЗО
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ – ПОЩНИКИ НА УРОКАХ ИЗО
СКАЗКА О НАТЮРМОРТЕ
В светлой гостиной возле окна стоял стол, на котором прямо в центре красовалась большая ваза с фруктами. Она была так грациозна, на тонкой ножке и на белоснежной скатерти, что не заметить ее было просто нельзя. В этом доме жила девочка Света. Она очень любила рисовать и если, что–нибудь замечала интересное, то ей непременно надо было это изобразить на листе. Тем более, что несколько дней назад, на день рождение, родители подарили ей мольберт, как у настоящего художника. Так было и в этот раз, девочка в очередной раз зашла в гостиную и, увидев красивую вазу с фруктами, воскликнула:
— Восхитительно! Я хочу сейчас же это нарисовать.
И Света побежала искать краски, кисти и бумагу для своего рисунка. Ваза, которая услышала похвалу о себе, сразу загордилась и начала хвастаться:
— Вот какая я замечательная, меня одну запечатлеют на рисунке, а потом я буду висеть на стене, и все будут любоваться только мною.
И фрукты, лежавшие в вазе вторили ей:
Тут вошла мама Светы и поставила на стол рядом с вазой тарелочку, с только что собранной клубникой. Клубника была так хороша: спелая, ярко-красная, крупная. К тому же, она замечательно пахла. Ароматы лета постепенно наполняли светлую гостиную. И ваза не выдержала. Конечно же, она не могла не заметить превосходство маленькой тарелочки с клубникой, и решила ее сразу предупредить о том, чтобы та себе не представляла, имелось в виду, маленькая тарелочка, все равно ваза была лучше. Хозяйка стола была решительно настроена, только ваза не знала, как обратиться к тарелочке правильно, поэтому сказала так, как позволяло ей воспитание.
— Дорогуша! Послушай, а почему тебя поставили именно сюда?
И чтобы сразу показаться главнее всех, она добавила:
— И где ты набрала таких ужасных ягод? Много лет я в этом доме, а такого безобразия никогда не видела.
Тарелочка не сразу поняла, что обратились именно к ней. Она была прилично воспитана и никогда бы даже не подумала, что так может звучать приветствие. Поэтому, сделала вид, что ничего не слышит.
Рассержено повторила ваза, подумав, что на вопрос невежливо не отвечать.
— Да, да, я обращаюсь именно к вам маленькое белое блюдце с невозможными ягодами.
И тут тарелочка догадалась, что ваза обращается к ней, и сразу попыталась возразить ей.
— Это вы мне? Ну, во-первых, я не блюдце, а тарелочка, а во-вторых, эти прекрасные сочные ягоды были собраны в саду возле дома и предназначены для маленькой Светы.
Ваза, услышав имя девочки, испугалась, а вдруг сейчас Светочка войдет, увидит эту тарелку с ягодами и для нее они покажутся прекраснее, чем ее величество, и хуже того, она решит нарисовать эту тарелку одну. И ваза решительно стала прогонять конкурентку, пока ее не заметила девочка. Какими только словами она не обижала маленькую тарелочку. Она даже пыталась сдвинуться с места, чтобы столкнуть обидчицу. Тарелочка стойко переносила обиды и пыталась не обращать внимания на все происходящее. Даже клубника пыталась защитить бедную тарелочку. И, не известно, чем бы все это закончилось, как вдруг вошла Света, ваза даже замерла от неожиданности. Девочка, конечно же, сразу заметила изменения на столе. Подбежав, к тарелочке она протянула руку к сочной клубнике и с наслаждением съела ароматную ягоду. А потом радостно сказала:
— Какой замечательный натюрморт!
— Какой прекрасный натюрморт!
В одном музее на стене висели прекрасные картины. Днем люди приходили, останавливались возле них, рассматривали. А когда наступала ночь, то все произведения оживали, как будто до них дотронулись волшебной палочкой. Они могли разговаривать и даже спорить между собой. Вот так одной ночью, когда охранник музея после очередного обхода заснул крепким сном, между экспонатами завязался спор. Одна картина, на которой было изображено большое пиршество, стала очень громко возмущаться. А точнее, это были люди, изображенные на ней.
— Нет, вы посмотрите, какая несправедливость!
Кричала пышная дама с бокалом в руке.
— Сегодня на меня посмотрели только один раз, а на этого бородатого целых десять.
В общем, то, что этой картине сегодня было уделено больше всего внимания, затронуло всех окружающих персонажей картин. И не только пышная дама возмущалась, но и молодой человек в костюме мушкетера тоже громко скандалил:
— Вот я тоже в шляпе, но почему на меня так долго не смотрят, да к тому же у меня такая замечательная шпага! Почему бы на нее не любоваться, вообще-то я и сам ничего, а что у этого бородатого? Да ни чего! Он только смотрит своими маленькими глазками, а рассказать – то ничего не может.
Мушкетер опять влез в разговор:
— Вот я здесь уже давно, а о нем ничего не знаю, хоть бы раз поучаствовал в наших разговорах. А раз он такой не общительный и даже странный, то он может вообще убираться в другой музей и никогда здесь больше не появляться.
После этих слов подключились и другие персонажи картин. Они шумно спорили и кричали обидные слова в сторону старика. Бородатый моряк долго слушал, а затем взял и спрятался вглубь картины так далеко, что бы его никто не мог заметить. На следующий день первым пропажу заметил мальчик. Он, как всегда, хотел помечтать со старым моряком о путешествиях, а вместо этого перед ним оказался темный, ничем не примечательный холст. Мальчик сообщил хранителю музея об этом. Никто не мог понять, как это могло произойти, и куда подевался нарисованный старик. Все только удивлялись загадочному исчезновению. И тогда, было решено закрыть музей, ведь это могло затронуть и другие картины, так думал главный хранитель музея, ведь он не знал всей истории.
Вечером пропажу заметили и персонажи картин, им тоже стало интересно, куда подевался старый моряк. Пышная дама предположила:
— Наверное, он уплыл на своем корабле.
— Я уверен, что моряка похитили ночью, связав его крепкими веревками, пока все спали.
Остальные персонажи не знали что сказать, поэтому предпочитали помалкивать, чтобы казаться умнее выступавших. Но никому и в голову не приходило, что это по их вине спрятался старик. Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня музей закрыли, а значит, теперь никто не придет посмотреть на картины. И хуже всего, люди забудут эти прекрасные произведения. Посоветовавшись между собой, испуганные персонажи картин решили общими усилиями найти и вернуть потерявшегося. Был выработан план: мушкетер, так как он со шпагой, а значит, ничего не боится, должен был отправиться в картину старого моряка и, несмотря на опасности, отыскать его там в темноте. А пышной даме поручили постоянно звать пропавшего, так как у нее был самый громкий голос. А все остальные должны были перемещаться по всем картинам и искать старика в самых темных уголках. Но плану не было суждено сбыться, потому, что настало утро, ведь персонажи картин всю ночь просовещались кому, что делать. Утром, через заднюю дверь музея, проник мальчик, тот самый, который любил часами рассматривать картины. Он сразу же побежал к полотну со старым моряком. Остановившись перед темной картиной, тихонько позвал старика. Все это время моряк скрывался в темноте своего полотна, но он не мог устоять перед малышом и, конечно же, сразу появился. В этот раз мальчик стоял возле картины дольше, чем обычно, и даже охранник боялся потревожить маленького зрителя. Вечером всем обидчикам стало стыдно. Они осознали, что могло бы произойти со всеми картинами и все хором попросили прощения у старого моряка, и, конечно же, он их простил. Музей открыли для посетителей, а мальчик когда вырос, стал настоящим художником. Он путешествовал по свету и зарисовывал все, что видел.
Занятие по ИЗО «Рисуем сказку» для подготовительной группы
Татьяна Пятова
Занятие по ИЗО «Рисуем сказку» для подготовительной группы
Занятие для детей подготовительной группы
«Рисуем сказку».
1. Учить устанавливать логические связи.
2. Формировать понятие о книжной иллюстрации, подготавливать к рисованию иллюстраций.
3. Прививать бережное отношение к продуктам своего труда.
Материал и оборудование: мольберт, тонированный лист А-3, набор разноцветных маркеров для создания иллюстрации педагогом, листы бумаги А-4 и наборы восковых мелков (по количеству детей).
Ход занятия.
В группу вносится большая книга с надписью «СКАЗКИ».
Когда дети открывают книгу, она оказывается без текста и картинок. Воспитатель предлагает детям обсудить, что должно быть в книге сказок (текст, иллюстрации).
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам одну сказку, а вы поможете мне нарисовать иллюстрации к ней (рассказывание сказки сопровождается созданием иллюстрации по ходу текста).
Но однажды сильный ветер пролетал мимо и уронил в пустынную землю семена. Они закатились под камни, пустили корни и проросли. Маленькие, тоненькие травинки тянулись вверх, и их заметило солнышко. Солнышко пожалело травинки и согрело своими лучами. И случилось чудо, пустыня стала оживать. Появилось много зелёной, сочной травы, ярких, красивых цветов. Цветы так прекрасно пахли, что разноцветные бабочки слетелись полакомиться сладким нектаром. Солнышко согревало их своими лучиками и они весело играли перелетая с цветка на цветок.
Воспитатель: Хотите тоже поиграть?
(воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)
Раз, два, три, Дети приседают, сгруппировываются.
Выросли цветы, Встают.
К солнцу потянулись, Поднимаются на носочки, руки вверх.
Небу улыбнулись. Опускают руки через стороны вниз.
Ветер пролетал Вдох – выдох.
И цветы качал. Вдох – выдох.
И цветочки не ломай! Грозят пальцем.
Воспитатель: Солнышко – это жизнь. Давайте нарисуем картинки к сказке, а потом оформим нашу книгу.
Позднее в группе можно предложить детям продолжить работу над оформлением книги, и сочинением новых сказок.
Читаем и рисуем сказку «Читаем и рисуем сказку»С раннего возраста мы прививаем у детей любовь к сказке. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия.
Фотоотчёт детей подготовительной группы «Рисуем по сказкам А. С. Пушкина» 6 июня 2019 года, исполняется 220 лет со дня рождения великого русского писателя А. С. Пушкина. Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет.
Интегрированное занятие «Путешествие в сказку». для детей подготовительной группы Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой интегрированного занятия «Путешествие по русской народной.
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе Цель: Обобщить знания и закрепить умения детей,которые они получили в течении учебного.
Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе «Рисуем сказку» Конспект непосредственной образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. «Рисуем сказку». Воспитатель.
Конспект развлечения с детьми подготовительной группы «Хотите, мы покажем вам сказку» Конспект развлечения с детьми подготовительной группы «Хотите, мы покажем вам сказку» Цель создать условие для участия в театрализованной.
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Путешествие в сказку. Знакомство с буквой «И» Образовательная область: Речевое развитие. Возрастная группа: Подготовительная группа. Тема: «Путешествие в сказку – знакомство с буквой.
План-конспект занятия по математике для подготовительной группы «Путешествие в сказку «Красная Шапочка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Малышок» доп. группы «Дошколенок» План-конспект.
Рекомендации по проведению НОД «Рисуем снегиря, рассказывая сказку» Каждый, кто работает с детьми, знает, что лучше всего учить их чему – либо или в форме игры, или в форме сказки. Вот и я учу их рисовать,.
Мастер-класс для родителей старшей возрастной группы «Рисуем вместе сказку» Форма проведения: мастер-класс Аудитория: родители старшей возрастной группы Количество участников: родители – 15; воспитатель Цель:.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Моя любимая сказка»
Юлия Данилова
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Моя любимая сказка»
Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок.
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки.
2. Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш.
3. Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества.
Методы обучения: словесный, наглядный (показ иллюстраций, практический.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши, иллюстрации к сказке.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята я хочу предложить вам прослушать песню. (воспитатель включает песню Владимир Дашкевич / Юлий Ким – Приходи, сказка).
Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. Их любили слушать не только дети, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.
— А какие сказки вы знаете?
— А какие это сказки? (Русские народные)
— Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
— Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)
— Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки.
Ребята, а у вас есть любимые сказки?
Вот сюжеты этих сказок мы и будем с вами рисовать.
(Выбранные сюжеты сказок (иллюстрации) помещаются на доску)
Сейчас давайте немного разомнемся.
Физминутка «Буратино потянулся»
Буратино потянулся, (поднимаются на носочки, руки вверх)
Раз нагнулся, (руки на поясе, три наклона вперед)
Руки в стороны развел, (руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, (руки вверх, поднимаются на носочки)
Нужно на носочки встать.
Посмотрите внимательно на героев сказок, и вы увидите, какие они разные. Художники, когда пишут портрет, стараются передать характер героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своем роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать характер героя, его характерные черты, настроения, действия. Не забудьте про предметы, которые их окружают, где они находятся. Все мелочи важны. Работать надо очень аккуратно и внимательно.
— Как вы думаете, какой в сказке конец? (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно!
— Ну, а теперь за работу.
Все рисунки вывешиваются на видном месте. Дети рассматривают их и рассказывают, какой сюжет из какой сказки они нарисовали, обсуждают характеры героев, их поступки.
Фотоотчёт «Моя любимая «Сказка» Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию мой любимый детский сад, в котором я работаю много лет. Коллектив у нас очень дружный.
Конспект НОД по развитию речи «Моя любимая игрушка» в старшей группе Задачи: Учить составлять рассказ-описание о своей любимой игрушке, рассказывая последовательно, выразительно; Формировать уважительное отношение.
Конспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе Задачи: знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать воображение, память, внимание, аккуратность.
Конспект НОД в старшей группе «Экологическая сказка». Конспект НОД в старшей группе «Экологическая сказка». Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание.
Конспект ОД по познавательному развитию «Осторожно: твоя любимая кошка Муся» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Моя любимая мамочка» Интеграция ОО:» Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Урок-сказка по изобразительному искусству «Твои игрушки. Три правила композиции»
План-конспект урока изобразительного искусства на тему: «Твои игрушки. Композиция одного предмета. Урок- сказка »
Автор: Садварий Жанна Владиславовна учитель МХК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: формировать представления школьников композиционных приемах расположения одного предмета на листе бумаги о создании образа игрушки.
Познакомить школьников с правилами композиции одного предмета.
Формировать представление о горизонтальном и вертикальном форматах, как средстве выразительности композиции.
Учить выполнять рисунок в правильной последовательности;
Продемонстрировать способы создания образа игрушки;
Мотивировать школьников к творческой работе.
Формировать представления о композиции как важнейшем средстве выразительности рисунка;
Формировать представление школьников о способах создания выразительного образа игрушки;
Способствовать овладению приемами грамотного построения композиции одного предмета на листе бумаги.
Способствовать появлению мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию
формирование уважительного и доброжелательного отношения к товарищам при работе в парах и группах.
формировать умения ставить учебную задачу
Формировать умения сравнивать анализировать ошибки в изображениях.
формировать умение излагать своё мнение;
формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод
уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности;
формировать умение понимать позицию другого;
формировать умение плодотворно взаимодействовать в группе сверстников, занимая роли лидера, исполнителя и. т. д.
методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)
Словесный ( рассказ, беседа);
Технологии, применяемые на уроке: работа в группах, технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
(Проверка готовности к работе.)
Чтобы рисунки хороши
На уроке поучились,
Знания нам пригодились.
А теперь свободно, смело
Примемся за наше дело!
Учитель: Ребята, давайте вспомним, с какими сказочными персонажами мы встречаемся каждый урок?
Школьники: С волшебными принцессами страны Красок.
Учитель: Давайте назовем, какие краски были выбраны главными принцессами сказочной страны?
Школьники: Красная, желтая и синяя краски.
Учитель: А кто помнит, как называются эти цвета?
2. Актуализация знаний.
Учитель: Волшебные принцессы нарисовали к празднику множество прекрасных цветов, но они просто не успевают расставить их по вазам. Ваша задача помочь нашим принцессам. Но будьте внимательны. Ведь расставить цветы вам необходимо так, чтобы в одной вазе оказались цветы основных цветов, а в другой составных.
3. Постановка учебной задачи. Открытие новых знаний.
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо и быстро справились с заданием. Вы помните, наверное, что каждый урок я рассказываю вам увлекательные истории о наших волшебных принцессах. Пришло время узнать, что же с нашими героинями произошло дальше.
Волшебные принцессы, как любые представители сказочных государств, очень любят праздники. А какой праздник мы совсем недавно с вами праздновали?
Школьники: Первое сентября. День Знаний.
Учитель: Как-то наши волшебные принцессы сидели за столом на солнечной сентябрьской полянке, пили чай и весело болтали.
-Увидев ребят, подросшими, загоревшими и отдохнувшими за лето, я очень обрадовалась- сказала красная краска
-Ну, нет. Цветы дарят учителям, а дети любят игрушки, сладости- сказала красная краска.
-Я- сказала красная краска- без труда нарисую красивого пушистого медвежонка. И вскоре она представила своим сестрицам рисунок.
Ребята, посмотрите на рисунок, как вам кажется, хорошим ли он получился?
Школьники: Не очень
Учитель: Как вы думаете, какую ошибку допустила красная краска?
Школьники: На рисунке медвежонок изображен слишком маленьким.
Учитель: Верно. Посмотрели краски на рисунок и расстроились.
-Так нельзя! – закричала синяя краска. Ведь маленькому медвежонку будет очень неуютно на огромном поле белого листа.
Ребята, посмотрите на рисунок, как вам кажется, хорошим ли он получился, и какую ошибку допустила желтая краска?
Школьники: Рисунок выполнен неверно. Медвежонок изображен слишком крупным.
Учитель: Еще сильнее расстроились наши принцессы и решили отправиться за советом к волшебнику Карандашу, а он им и говорит: «Там, где находится вам знакомый Город Мастеров, совсем недалеко живет Госпожа Композиция. Дама она важная и любит всех расставлять по своим местам. Вот она точно знает, как правильно надо нарисовать». Отправились принцессы к Госпоже Композиции. Посмотрела Композиция на неудачные рисунки красок и очень быстро вынесла свой вердикт: «Это все от того, что вы краски первого правила композиции не знаете».
Мелкое изображение теряется на листе, а когда изображение слишком крупное, оно как бы вываливается с листа.
Записали краски себе правило и поспешили нарисовать медвежонка с учетом первого правила композиции, и уже вскоре красивый пушистый медвежонок появился у красок.
Ребята, давайте вклеим распечатанный листок с этим правилом в наши тетради.
( Школьники вклеивают правило в тетрадь)
Но все ли сложилось в рисунке, как вы считаете ребята?
Школьники: рисунок зайца смещен вниз.
Учитель: Синяя краска увидела ошибку и поспешила ее исправить. Все ли стало хорошо в рисунке?
Школьники: рисунок зайца смещен вверх.
Школьники: Рисунок оказался сильно смещенным влево.
— Ну хватит- сказали принцессы сестрице- пойдем к Госпоже Композиции. Ведь, если есть первое правило, то, наверняка, есть и второе.
Госпожа Композиция встретила маленьких принцесс с улыбкой и, рассмотрев рисунки, сказала: «Конечно, если предмет изображается на листе один, то и место ему посередине. Однако у художника есть маленькая хитрость. Если расположить картинку точно посередине, то такое изображение будет смотреться неплохо, но для более красивого расположения можно оставлять снизу расстояние на пару миллиметров больше. Итак, второе правило композиции звучит так:
Предмет должен быть расположен посередине или чуть выше середины листа. Ребята, давайте вклеим распечатанный листок с этим правилом в наши тетради.
( Школьники вклеивают правило в тетрадь)
И взяв новый лист, быстро принялась за работу. И вскоре появился новый рисунок.
Все ли правильно изображено в рисунке, как вы думаете, ребята?
Школьники: Жираф не помещается на листе. Возможно, нарушено правило композиции.
Синяя краска долго смотрела на терзания своей подруги, а потом достала мобильный телефон (они и сказочной стране тоже бывают) и позвонила Госпоже Композиции. Через несколько минут Синяя краска радостно передала совет Композиции, он звучал так: « Попробуй взять лист по вертикали»
И как только вертикальный формат появился в рисунке, все быстро стало на свои места, длинная шея жирафа выпрямилась, а рисунок стал красивым.
-Ура!- закричала красная краска – Теперь я знаю секрет : всегда нужно брать вертикальный формат. А у меня будет на рисунке слон!
Ребята, посмотрите на рисунок. Все ли в нем хорошо?
Школьники: Хобот и хвост слона касаются краев листа. Слону на листе тесно.
В тишине и задумчивости стояли волшебные краски, рассматривая неудавшийся рисунок. И вдруг они услышали шорох шин. Это на своем высокоскоростном автомобиле заехала в гости Госпожа Композиция.
— Я так и знала, что и тут не обойдется без ошибок. Поэтому поспешила к вам на помощь, ведь вы не узнали еще одно, третье правило композиции. А без него красивое расположение невозможно.
— Все предметы, которые окружают нас очень разные по форме. Есть высокие, вытянутые в высоту, а есть широкие, вытянутые в ширину. Им необходимы различные форматы. А правило звучит так: если форма предмета вытянута по вертикали, то выбираем вертикальный формат, если форма предмета вытянута по горизонтали, выбираем горизонтальный формат.
4. Первичное закрепление знаний.
Давайте немного поиграем по командам и проверим, внимательно ли вы слушали? Краски прислали нам детские рисунки, нам необходимо проверить, правильно ли они изображены с точки зрения композиции. Но прежде по одному представителю от команды пойдут к доске и попробуют изобразить формат к прикрепленному к доске изображению, так, чтобы не было нарушены правила композиции.
( пока школьники у доски выполняют задания, учитель демонстрирует рисунки, а затем дети оценивают выполнение задания у доски и добавляют баллы лучшим командам)
Учитель. А теперь давайте проверим знание третьего правила композиции.
У каждого из вас есть альбом, и расположить его можно по вертикали и по горизонтали. Расположите альбом по вертикали, покажите учителю ( школьники показывают), а теперь по горизонтали (школьники показывают)
А теперь для каждой команды будет звучать стихотворение, попробуйте представить, как вы изобразите описываемый объект и покажите при помощи альбома, какой формат вы выберите для изображения.
Задание для команды красной краски
( Школьники демонстрируют горизонтальный формат)
Задание для команды желтой краски
( Школьники демонстрируют вертикальный формат)
Задание для команды синей краски
Это дом, а вот порог, вытянувшись спит щенок.
( Школьники демонстрируют горизонтальный формат)
Задание для команды красной краски
В нашем парке есть дубок. Вырос до небес, высок.
(Школьники демонстрируют вертикальный формат)
Задание для команды желтой краски
Для свиньи с едой открыто очень длинное корыто.
( Школьники демонстрируют горизонтальный формат)
Задание для команды синей краски
(Школьники демонстрируют вертикальный формат)
Школьники повторяют правила композиции:
Предмет должен быть ( Исходное положение : руки вперед)
Не большим ( разводят руки в стороны, показывают большой размер)
Не маленьким (соединяют руки перед собой)
А средним ( разводят руки)
Предмет должен быть не смещен ни вправо ( поворот вправо)
Ни влево (поворот влево)
Ни вверх (поднимают руки, тянутся вверх)
Ни вниз (наклон вниз)
А посередине ( руки на пояс)
Учитель. Так волшебные принцессы узнали о важных правилах, без которых трудно создать красивый рисунок. Как вы думаете, ребята, а нам могут пригодиться эти правила?
Школьники. Конечно, могут.
Учитель. Ну, а поскольку краскам не справиться с тем, чтобы нарисовать игрушки для всех детей мы им поможем. Но прежде давайте вспомним, а какие игрушки вы можете изобразить?
Учитель. А теперь давайте полюбуемся, какие игрушки создают художники-дизайнеры.
Приложение 1. Просмотр видеоролика
А теперь посмотрим, как выполнить рисунок.
Этапы педагогического рисунка
Выбираем форму листа, чтобы не нарушить второе правило композиции, тонкой линией размечаем середину.
Отмечаем размер головы игрушечного зверя.
4. Изображаем голову.
5. Отмечаем размер туловища.
6.При помощи овалов намечаем размер нижних лапок.
7. Намечаем верхние лапки
8.Придаем лапкам форму. Рисуем коготки и подушечки
9. Прорабатываем детали верхних лап и форму ушек.
Учитель. Чтобы игрушка получилась выразительной, художнику важно не просто нарисовать ее по правилам композиции, но создать образ. Ребята, а вы знаете, что такое образ?
Школьники (высказывают предположения )
Школьники. Ищем в Интернете или в словаре.
Учитель. Давайте прочтем значение слова «Образ» в словаре.
Учитель. Ребята, как вы думаете, для создания образа мы можем наделить нашего котенка человеческими качествами?
Школьники. Наверное, можем.
Учитель. А как это сделать через рисунок?
Школьники. Добавить детали одежды и предметы, которые расскажут о герое.
Учитель. Давайте посмотрим, как превратить нашего котенка в веселого морячка, который любит рыбалку.
12. Работаем над образом игрушечного котенка- моряка. Рисуем тельняшку, удочку, бескозырку и в лапке изображаем рыбку.
А теперь давайте попробуем создать образ котенка- джентльмена. Какие детали для этого понадобятся?
Школьники. цилиндр, зонт, костюм и галстук.
14, 15. Работаем над образом котенка- джентльмена. Рисуем цилиндр, зонт, костюм и галстук.
Ребята, а какие еще образы игрушек можно создать? Давайте попробуем описать образы:
Команда красной краски
Опишите образ лисички- модницы
Команда желтой краски
Команда синей краски
(Использование метода словесного рисования)
А теперь давайте посмотрим на образы игрушек в детских рисунках.
5. Самостоятельная работа с самоконтролем и самопроверкой.
( Школьники выполняют рисунок)
6. Анализ детских работ. Игра художники и искусствоведы.
7.Рефлексия незаконченное предложение