Экранизации сказов Бажова
И если мы не дочитаем их в ближайшее время, то я, наверное, сойду с ума :))) Потому что, мало того, что некоторые сказы меня заставляли перечитывать по 2 раза, так я еще сегодня слушала продолжение сказов, которые ребеночек мой гордо обозвал «Сказы Святослава» :))) (ну, скромность ему не свойственна, чего уж там). Ооо, начинается всё со слов «был в нашем заводе приказчик один. » и пошло-поехало. там тебе и старушка-синевушка, и хозяйка серебряной руды, и анюткино зеркальце, и злобный барин, и жадный приказчик. Потом были добавлены свежепрочитанные кошачьи уши. Страшно представить, что там будет еще, когда мы наконец-то дойдем до конца :))).
В свете такой любви мы не могли не посмотреть кино и мультики, снятые по сказам Бажова. Кстати, их оказалось катастрофически мало.
Фильмов я обнаружила всего 3, и один из них явно не детский. Да и взрослым смотреть не советую, так как это современная экранизация, очень неудачная (на мой взгляд). Зато вот эта экранизация просто шикарна:
Фильм «Каменный цветок», снятый еще в 1946 году. И даже несмотря на отсутствие супернавороченных спецэффектов, смотрится до сих пор на одном дыхании.
Еще один фильм «Степанова памятка».
Этот фильм был снят в 1976 году. Мы его пока не посмотрели.
А вот современная экранизация «Золотой полоз» 2007 года мне совсем не понравилась. Сценарий непроработанный и затянутый, актеры играют плохо, и уж совершенно точно фильм не подходит для просмотра детям. Впрочем, это исключительно мое мнение.
Очень красивый мультфильм «Горный мастер». Люблю именно нарисованные мультики.
И всё. Нам экранизаций не хватает, хотим еще. Эх, а ведь какой простор для деятельности для тех же мультипликаторов. Какой шикарный мог бы выйти мультфильм по сказам Бажова, если всё сделать как следует.
Фильмы и мультфильмы по сказкам Павла Бажова
Сказки Павла Бажова — истории, способные увлечь не только детей, но и взрослых всерьез и надолго.
В них автор описывал жизнь обычных людей, предания и сильные черты характера уральцев в период крепостного права. Многие его произведения были экранизированы в виде полнометражных картин и мультфильмов.
Истории наполнены не только бытовыми описаниями, но и магией. Сказки Павла Бажова развивают фантазию детей, любопытство, заботу о природе. Они прививают любовь к труда, смелость, способность сохранять собственное достоинство и убеждения даже при невзгодах. Представляем вам все фильмы и мультфильмы по сказкам Павла Бажова — полный список экранизаций.
Фильмы
Каменный цветок (1946)
Актеры: Тамара Макарова, Владимир Дружников, Михаил Трояновский, В. Кравченко, Михаил Яншин, Алексей Кельберер, Екатерина Деревщикова, Александра Сальникова, Серафим Зайцев, Николай Темяков, Николай Орлов, Лидия Дейкун, А. Петухова
По какому произведению Павла Бажова снято: сборник сказов «Малахитовая шкатулка»
Старый Слышко решает рассказать ребятам интересную сказку об удивительном мастере, умеющем обрабатывать камень. Данила с самого детства показывал невероятный талант при работе с малахитом. В его руках, обыкновенный кусок глыбы приобретал исключительную красоту и изящество.
Люди со всей округи заказывали парню волшебные и редкие вещи, и искренне восхищались полученным результатом. Несмотря на всеобщее уважение, герой не считал себя гениальным мастером. Он знал, что его умения не достигли высокого уровня и ежедневно стремился превзойти себя. Его невеста — скромная и простая девушка Катенька радовалась успехам своего будущего супруга, и во всем поддерживала возлюбленного.
Тем временем, Хозяйка Медной Горы вызывает к себе Данилу. Она приказывает мастеру доказать свой талант и создать прекрасный цветок, не отличимый от настоящего. Самоуверенный герой настолько уверен в своих силах, что с легкостью соглашается на предложение властной женщины.
Мужчина принимается за работу в подземном царстве, и теряет чувство времени и память. А красавица мечтает, что заработавшийся каменщик прельститься ее богатством и привлекательностью, и навсегда оставит белый свет и свою нареченную.
Тайна зелёного бора (1960)
Режиссер: Олег Николаевский
Актеры: Николай Довженко, Михаил Иванов, Олег Николаевский, Константин Максимов, Николай Бадьев
По какому произведению Павла Бажова снято: повесть «Зеленая кобылка»
Начало двадцатого века, небольшой рабочий посёлок на Урале.
Ребята, живущие на разных улицах, враждуют между собой: никак друзьям — Егорке, Петьке и Колюшке — не удаётся одолеть смелого и отчаянного Сеньку Кожиного, главного заводилу и озорника.
Как-то раз, возвращаясь с речки, Колюшка, Егорка и Петька наткнулись на тяжело раненого человека, который скрывался от вездесущих жандармов. Перевязав ему раны, друзья спрятали революционера и по его просьбе отправились на Первую Глинку, к отцу своего вечного врага…
Степанова памятка (1976)
Режиссер: Константин Ершов
Актеры: Лев Круглый, Игорь Костолевский, Игорь Ефимов, Ирина Губанова, Михаил Светин, Геннадий Егоров, Аркадий Трусов, Виктор Чекмарев, Лариса Чикурова, Наталья Андрейченко, Борис Аракелов, Николай Кузьмин
По какому произведению Павла Бажова снято: сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер» и другие
В этом фильме рассказывается о талантливом крепостном Степане, работавшем на рудниках и ценившем больше всего на свете красоту камня.
Однажды Степан повстречал хозяйку Медной горы и… влюбился без памяти. Парень не побоялся исполнить просьбы Хозяйки, с честью выдержал все испытания, но жениться на красавице не смог, поскольку уже обручился с другой.
Вскоре Степан женился на Настеньке, и родилась у них дочка Танюшка — «Степанова памятка», словно две капли воды похожая на Хозяйку…
Синюшкин колодец (короткометражный, 1978)
Режиссер: Михаил Шаров
Актеры: Вячеслав Воскресенский, Татьяна Малягина, Владимир Кабалин, Нина Лаженцева, Михаил Шаров
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Синюшкин колодец»
Илья, парень молодой да статный, рано осиротел. Всего его родные, кроме бабки Лукерьи, умерли, но и она недолго на белом свете задержалась. Умирая, бабка наказала Илюхе не гнаться за богатством, хорошо только то, что Синюшка лично парню в руки даст.
Погоревал Илюха-старатель, да делать нечего: без работы на приисках долго не проживешь.
Отправившись по короткой дороге, парень заплутал и неожиданно для себя повстречал Синюшку — вечно старую, вечно молодую…
Золотой полоз (2007)
Режиссер: Владимир Макеранец
Актеры: Иван Бобылёв, Олег Ягодин, Павел Ознобишин, Дмитрий Захаров, Валерий Смирнов, Елена Голуненко, Вячеслав Кокорин, Владимир Иванский, Антон Казаков, Ярослав Андреев, Иван Суховерхий, Александр Михайлов, Вячеслав Чуистов, Валерий Серёгин, Олег Гетце, Елена Стражникова, Наталья Попова
По какому произведению Павла Бажова снято: сборник сказов «Малахитовая шкатулка»
Великий Полоз, о котором известно каждому старателю на Урале, подчиняются не только змеи и золото, но и недобрые люди. Порой полоз, полновластный распорядитель золотом, испытывает человека, проявляя все его моральные качества.
Лесть, зависть, коварство и затаённая злоба — не самые лучшие черты для старателя, ведущего поиски драгоценного металла.
Рано или поздно за всё придётся заплатить высокую цену: золотой полоз никогда и ничего не забывает…
Книга мастеров (2009)
Режиссер: Вадим Соколовский
Актеры: Максим Локтионов, Мария Андреева, Ирина Апексимова, Лия Ахеджакова, Леонид Куравлёв, Артур Смольянинов, Ольга Аросева, Валентин Гафт, Ольга Ергина, Николай Ефремов, Александр Леньков, Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Екатерина Вилкова
По какому произведению Павла Бажова снято: по мотивам сказов
Человечеству угрожает опасность. Древнее пророчество вот-вот исполнится, а Каменная Княжна, веками сидевшая в башне, обретёт свободу.
Злые чары Княжны опутают разум и подавят волю: вся власть над миром будет принадлежать ей, злой волшебнице.
И только один человек на Земле — добрый молодец Иван — может противостоять Каменной Княжне: ему по силам одолеть злую колдунью. Однако путь к заветной цели будет непростым. Ивана ждёт множество захватывающих приключений и удивительных встреч с героями русских сказок.
Мультфильмы
Синюшкин колодец (1973)
Режиссер: Валерий Фомин
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Синюшкин колодец»
Жил да был Илья, молодой и удалой парень. После смерти бабка Лукерья оставила внуку Илье решето с перьями и сказала следующие слова, за богатством не гоняйся, только-то будет хорошо, что сама бабка Синюшка даст лично.
У Ильи украли решето, и от него осталось только три перышка. С горя Илья отправился в далекое путешествие, а по пути Илья встретил бабку Синюшку. Кто сможет ее обмануть станет богатым, а кто нет, просто умрет.
Медной горы хозяйка (1975)
Режиссер: Олег Николаевский
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Медной горы хозяйка»
Отправившись в подземное царство к Хозяйке Медной горы, Данила-мастер позабыл обо всём на свете — так пленила его красота каменного цветка.
С каждым днём, проведенном в заточении, раскрывались Даниле тайны мастерства.
Но как бы не был увлечён своей работой парень, он так и не смог позабыть невесту Настеньку, от которой сбежал накануне свадьбы…
Малахитовая шкатулка (1976)
Режиссер: Олег Николаевский
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Малахитовая шкатулка»
Танюшка, дочка Степана и Настасьи, больше всего любила перебирать украшения, которые хранились в малахитовой шкатулке. Стоило кому-то чужому прикоснуться к украшениям, как по его телу расползался холод. И только Танюшка ощущала тепло, идущее от камня.
Однажды в их дом постучалась странница, быстро нашла общий язык с девочкой и стала обучать её рукоделию. А когда уходила, то оставила Танюшке крохотную пуговицу — памятку.
С той поры и стала девочка знатной мастерицей…
Каменный цветок (1977)
Режиссер: Олег Николаевский
По какому произведению Павла Бажова снято: сказы «Каменный цветок» и «Горный мастер»
Слава о Даниле-мастере вышла далеко за предел Урала. Не было у него отбоя от заказчиков, каждому хотелось стать обладателем каменного чуда, вышедшего из-под резца искусного мастера.
Но Даниле в душу запал каменный цветок, который держит в своей руке Хозяйка Медной горы.
Чтобы увидеть это чудо, решился мастер спуститься в подземное царство и попросить Хозяйку о милости…
Серебряное копытце (1977)
Режиссер: Геннадий Сокольский
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Серебряное копытце»
Эта сказка о старике Коковане да его внучке Подарёнке, живущих в избушке на краю леса.
Однажды им повезло увидеть необыкновенного козлика с серебряным копытцем на ноге. Там, где козлик остановится да станет копытцем бить, в том месте дорогие самоцветные камни появляются.
Всё ночь старик и девочка любовались этим чудом…
Подаренка (1978)
Режиссер: Игорь Резников
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Серебряное копытце»
Не было у старика Коковани семьи, долгое время он жил один-одинёшенек в глухом лесу, но однажды решил взять сиротку на воспитание. Всё веселее старику зимой будет.
Дедушка Кокованя рассказал Подарёнке сказку о необычном козле, из-под копыт которого камни самоцветные во все стороны разлетаются. Понравился добрый да весёлый дедушка сиротке, и согласилась она к нему в избу перебраться.
Долгое время девочка не могла поверить, что такой сказочный козлик в их краях обитает, да только однажды зимой случилось настоящее чудо…
Горный мастер (1978)
Режиссер: Инесса Ковалевская
По какому произведению Павла Бажова снято: Медной горы Хозяйка
С детства Данила старался держаться в стороне от людей, никак не сходился со сверстниками. Осиротевшего мальчонку взяли поначалу в господский дом, да только не вышло из него мальчика на побегушках. Всё думал Данила о чём-то своём, любовался цветами да букашками.
Вот и решили хозяева отправить его к старому мастеру Прокопьичу: вдруг у Данилы способности к малахитовому делу есть?
Старик сразу же почуял, что у парня талант есть, да решил обучить его всем тонкостям работы по камню…
Огневушка-поскакушка (1979)
Режиссер: Наталия Голованова
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Огневушка-поскакушка»
Поговаривают, что если верить в чудеса, то они непременно появятся в нашей жизни. Вот и Федюнька верил, да не боялся показаться смешным. Однажды ему и нескольким взрослым привиделась озорная сказочная девчонка. Она появилась в пламени костра да сразу же в пляс пошла, смеясь и ножкой притоптывая.
Взрослые побоялись говорить об увиденном, но Федюньке было интересно узнать, кто же эта весёлая девочка да откуда она приходит.
Долго переглядывались взрослые, прежде чем признали, что видели Огневушку-поскакушку, которая на золотые клады указывает.
Золотой волос (1979)
Режиссер: Игорь Резников
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Золотой волос»
Преследуя хитрую лисицу, забрался охотник Алып далеко в лес и сбился с пути.
Чтобы отыскать дорогу домой, решил он взобраться на самое высокое дерево и оглядеться по сторонам. Но внимание отважного охотника привлекла златокосая девица, которая сидела на берегу.
С первого взгляда полюбил Алып красавицу. Но сможет ли он, простой охотник, обхитрить Золотого полоза, приковавшего свою дочь к реке.
Травяная западенка (1982)
Режиссер: Валерий Фомин
По какому произведению Павла Бажова снято: сказ «Травяная западёнка»
Давным-давно, ещё при крепостном порядке, когда барыне простой люд перечить не мог, произошла эта история.
К Усте, рано оставшейся без отца, стал в женихи набиваться приказчик Яшка по прозвищу Облезлый. Но не любовь им двигала, а жадность: хотел Яшка выведать у девушки, где находятся травяная западенка, о которой лишь покойный отец Усти и ведал.
А чтобы девушке не удалось избежать замужества, отправился Яшка Облезлый на поклон к барыне…
Сказки Бажова
Известный сказочник Павел Бажов сумел объединить фантастику и реальность. Своих героев он поселил, казалось бы, в неподходящих местах: горных шахтах, среди заводского шума. Да и персонажи необычные: Хозяйка Медной горы, Серебряное копытце, Голубая змейка. Поэтому сказки Бажова читаются с особым интересом.
Сказки Бажова читать
Название | Время | Рейтинг |
Серебряное копытце | 12:45 | 4000 |
Малахитовая шкатулка | 41:40 | 3000 |
Хозяйка Медной горы | 17:15 | 2000 |
Каменный цветок | 38:05 | 2000 |
Голубая змейка | 21:00 | 900 |
Огневушка-поскакушка | 17:10 | 800 |
Синюшкин колодец | 23:00 | 400 |
Горный мастер | 22:35 | 400 |
Две ящерки | 28:55 | 50 |
Сочневы камешки | 17:05 | 5 |
Приказчиковы подошвы | 12:25 | 5 |
Бажов – родом из уральского городка, где прожил свою жизнь. Будущий писатель вырос на преданиях местных горнорабочих. Урал считался краем интереснейших легенд, которые из уст в уста передавали на протяжении многих поколений. Мальчишку впечатлили эти сказания – взрослым он пересказал их своеобразным языком, добавил сюжет и разные детали.
Волшебные герои сказок Бажова
Чудеса сказок Бажова затрагивают явления природы и добычу ископаемых. Еще в древние времена люди считали, что подземные богатства стерегут сказочные существа. Перед читателями сказок Бажова предстает Хозяйка Медной горы. Она считалась не только хранительницей сокровищ, но и покровительницей талантливых людей. Правда, рабочие Урала боялись встретиться с ней. Считалось, что нельзя было жениться человеку, который желал получить покровительство Хозяйки Медной горы.
Есть среди волшебных персонажей родственница Бабы Яги – Бабка Синюшка. А еще – Великий Полоз, суровый хранитель золотых залежей. Озорной покажется Огневушка-Поскакушка. Если этой девчонке захочется, покажет она местонахождение золота. Обаятелен образ Даринки с кошкой Муренкой. Приключения героев настолько необычны, что сказки интересны и взрослым, и детям.
Павел Бажов очень гордился своими произведениями в тематическом сборнике «Малахитовая шкатулка». Писатель стал известен благодаря этой книге. Произведения, которые в нее вошли, прозвали «сказами». В основе фольклорных рассказов – жизнь и быт на Урале, красота природы. «Замешаны» и мифологические персонажи. Ведется повествование от первого лица – рассказчика. Кроме того, восходят рассказы к «тайным сказам» Урала – преданиям горнорабочих.
Стоит сказки Бажова читать не только ради удивительных персонажей. В произведениях воспевается мастерство людей и труд, превращающийся в творчество. Здесь найдут для себя важные вещи взрослые. Бажов заостряет внимание на таланте и мастерстве. Хотя все сказы Бажова основывались на фольклоре, в сюжет он помещал обычных людей. Собственной реальностью и земной силой эти герои побеждали условности сказок. Всего Павел Бажов подарил миру полсотни произведений.
Бажов Павел Петрович
Бажов Павел Петрович (1879–1950) — русский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов. К его трудам относятся такие известные и любимые детьми сказки, как Голубая змейка, Малахитовая шкатулка, Иванко крылатко, Серебряное копытце, Горный мастер, Две ящерки, Каменный цветок, Золотой волос, Медной горы хозяйка.
Популярные сказки Бажова Павла Петровича
Сказки Бажова Павла Петровича
Просмотр полного списка сказок
Биография Бажова Павла Петровича
Бажов Павел Петрович (27 января 1879 — 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Биография
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.
Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.
Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.
Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.
Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.
Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться.
Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.
Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.
Все советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла.
Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.
По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.
Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.
Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.
В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.
Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось семеро детей.
Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.
Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.
В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.
С 1930 г. — в Свердловском книжном издательстве.
В 1937 году Бажова исключили из партии (через год — восстановили). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.
В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.
Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.
Сказы «Малахитовой шкатулки» — своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).
Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.
Сказы
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы.
Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.
Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» –это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.
Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.
Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.
Один из самых ярких образов такого рода — Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант — и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.
Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов — не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей.
Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы — об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.
Сказы Бажова — пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).
Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки — цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
Сказы Павла Петровича – пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного слова, Бажов избегал злоупотребления местными речениями и псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение самого писателя).
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом-обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистиым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Урал
Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.
Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала — этой колыбели русской металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах.
В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был весьма своеобразным. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, Урал характеризовался значительно более низкими заработками мастеровых. Здесь существовала дополнительная зависимость рабочих от предприятия. Бесплатное пользование землей заводчики представляли как компенсацию пониженной зарплаты.
Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками».
Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.
Архетипичность образов
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.
Огневушка-Поскакушка — танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).