«Путешествие в мир сказок». Семинар-практикум для воспитателей. Уроки творчества
Куприна Елена Павловна
«Путешествие в мир сказок». Семинар-практикум для воспитателей. Уроки творчества
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ. Вызвать интерес к русским традициям.
1. Обучить воспитателей приемам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью укрепления его психологического здоровья и развития творческих способностей. Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;
2.. Познакомить с технологией ознакомления театральной куклы, используя в работе деревянную лопатку;
3. Установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения. Заинтересовывать и побуждать творческих людей к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театральной деятельности для детей дошкольного возраста.
Аннотация: Участниками семинара-практикума являются воспитатели, раскрывается значение сказки, жизни ребёнка и какие сказки предпочтительно читать детям разного возраста. Выполняются задания с помощью иллюстрации. Составляют самостоятельно по опорным знакам сказку, что способствует в дальнейшем придумывании сказок своими детьми.
I часть (теоретическая)
Развитие творческого потенциала личности ребенка является одной из приоритетных задач современного образования. Однако педагогу не предоставляется возможности присмотреться к детской индивидуальности и развить ее в должной степени по причине увеличения количества детей в группах (классах) и др. В связи с этим возникает потребность в использовании эффективных методов и средств развития творческих способностей детей, рассчитанных на большую аудиторию участников.
Развитие творческой личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснётся с ней, путешествуя по сказочным дорогам, переживая удивительные приключения и превращения, встречаясь со сказочными существами.
II часть (практическая)
Задание 1. Назовите творческие методы работы по сказкам, которые широко и разнопланово позволяют использовать полюбившиеся детям тексты.
Примерные варианты ответов:
Знакомые сказки в новых обстоятельствах
Коллаж из сказок
Сказка от разных форм малого фольклора (стишков, загадок, потешек, кричалок и пр.)
Сказка от странных историй
Сказка от фантастических явлений
Случайные сказки
Сказка о бытовых предметах
Сказка от «живых» капель и клякс
Сказка о чудовищах
Сказка по смешанным образам
Сказка продолжается
Изменение ситуации в знакомых сказках
Перевирание сказки
Сказка по – новому
Эксперименты в сказках
Цветные сказки
Семейная сказка
Сериал в сказке
Сказки о любимых игрушках
Из сказки убежали все глаголы (существительные)
Моделирование сказок
Сказки к волшебным рисункам
По следам к сказке
Гороскоп и сказки
Сказки про самого себя и др.
Задание 2. Сказка – шумелка (автор Е. Железнова). Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ).
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ).
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки, (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
грызли зёрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ). Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер (ДУЕМ В БУТЫЛКУ).
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Жил-был заяц – трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ). Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ). Бросился заяц бежать.
3. часть (мини-лекция)
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор-устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок, песенного искусства.
Центральном компонентом устного народного творчества является сказка. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем. Что родители не читают сказки. А ведь это важно! В сказках дети находят частички своей души. Кроме того сказки вселяют в ребёнка надежду.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевна, солдатами. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. Вместе с героями сказки пытается отличить добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будет воображением малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самых сложных ситуаций. Сказка-это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность, расширяется словарный запас.
Ведущий: В сказке много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Давайте их вспомним.
-Сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок.
-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
-Кашу кушай, а сказку слушай.
-Близко ли, далеко ли-низко ли, высоко ли. \
-Тише травы-ниже воды.
-Ни в сказке сказать-ни пером описать.
4 часть (составление сказок по опорным знакам) МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения-развитие памяти, мышление, внимания, воображения.
Мнемотаблица-это схема, в которую заложено определённая информация.
При помощи данных мнемотаблиц воспитатели отгадывают зашифрованную сказку.
Данная мнемотаблица помогает детям с легкость заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы помогают детям запоминать скороговорки.
Дети учат стихитворение «Петушки распетушились…»
5 часть (практическая работа)
Изготовление кукольного театра на деревянных лопатках
Материалы и инструменты: деревянная лопатка, иголка, ножницы, нитки, ткань для платьев, гуашь, кисточка, клей.
Пошаговый процесс работы:
1) При помощь гуаши и кисточки раскрашиваем лопатку (будущего персонажа);
2) Из нужной ткани вырезаем ушки, рога, гребешок и тд. ;
3) Сложить ткань пополам и прошить прямоугольник по большой стороне (под этим платьем будет спрятана рука кукловода);
4) Получившееся платье надеваем на лопатку с помощью иголки и нитки закрепляем его на шею куклы;
Наш персонаж готов!
Технология изготовления данных кукол очень проста, ей может овладеть любой желающий. Процесс создания очень увлекателен. Пусть ваших руках рождаются новые сказочные герои, которых обязательно полюбят ваши дети. А в руках нашего коллектива родились и теперь живут в театральном уголке вот такие герои.
Дети с интересом прослушали сказку «Зимовье зверей». Теперь они играются с героями, фантазируя и придумывая свои сказки и истории.
Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в мир сказок» Цель: Формировать внутреннюю психологическую активность, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, предвидеть последствия предполагаемых.
Семинар-практикум для воспитателей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества» Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества». Цель семинара: 1. Расширять.
Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.
Семинар-практикум для воспитателей. Активные игры учат говорить Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Активные игры учат говорить». Составила: Дата проведения:. Цель: Привлечение.
Семинар-практикум для воспитателей «Бодрящая гимнастика» Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. В условиях дефицита.
Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение» Учитель-логопед Климова Елена Александровна Инструктор по физической культуре Запорожец Лариса Григорьевна ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ».
Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для.
Семинар-практикум для воспитателей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества» Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского.
Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога» «Педагоги не могут успешно кого – то учить, если в тоже время усердно не учатся сами» Али Апшерони Цель: актуализация развития профессиональной.
Семинар-практикум для воспитателей «Столовый этикет в детском саду» Манерам за столом всегда придавалось большое значение. Нельзя говорить о высоком культурном уровне человека, если он некрасиво, неаккуратно.
Семинар-практикум для педагогов «Воспитание сказкой»
Инна Мартынова
Семинар-практикум для педагогов «Воспитание сказкой»
Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки.
Ход семинара-практикума
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.
— Как вы считаете какие это причины? (отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям; замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (Смурфики, Лунтики, Смешарики, Суперсущества); не понимание родителями роли книги в развитии детей; внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация; вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов; не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми; не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды)
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств. А ещё все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка. Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.
Уважаемые коллеги, предлагаю начать с разминки,ответив на вопросы:
— Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство (Лиса)
— Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды. (Рукава)
— Сказочный персонаж долгожитель – это (Кощей-Бессмертный)
— Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей (Игла)
— Кто исполнял все желания Емели (Щука)
— Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом (Баба Яга)
— Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка (Купец)
— Назовите место рождения Колобка. (Печь)
— Кого в русских народных сказках называют Кумушкой? (Лиса)
— Кто разрушил Теремок и катал Машеньку на спине? (Медведь)
— Какое блюдо готовил солдат из топора в русской народной сказке? (Кашу)
— В какой сказкеу матери было три дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка (Крошечка Ховрошечка)
— Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Вот и сказке конец, и я не молодец. Сколько знал, столько я сказал. И стали они в добре поживать, лиха не знавать. Он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии. Вот веселым пирком,да и за свадебку: Иван-дурак женился на ней; стали жить да быть, и теперь живут. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде похваляется, тем и сказка кончается. Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир.Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало. Он очень любил ее, и они оба дожили до глубокой старости. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать, да медок попивать. И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят. И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать. Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец. Он вернулся домой, зажил с женой еще лучше, еще богаче прежнего)
Конкурс «Сочини новое окончание сказки».
Я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»). В сказке о репке говорится, о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказкисобытия разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца. (Далее педагоги предлагают свои варианты окончания данной сказки)
Педагогам предлагается исключить лишнюю сказку (народные и авторские сказки).
Авторские сказки- Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин, Кот в сапогах, Красная Шапочка Ш. Перро, Дюймовочка Х. К. Андерсен, Айболит, Муха-Цокотуха (сказка в стихах) К. Чуковский, пьеса-сказка С. Я. Маршака 12 месяцев.
«Узнай сказку по её отрывку»:
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей (Царевна-лягушка)
Он от бабушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом (Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел (Волк и козлята)
Сидит парень на печи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне (По щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала (Гуси лебеди)
Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:
«Всю жизнь боялась кошек.Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» (мышка)
«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» (колобок)
Конкурс «Живая сказка»
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Теремок»)
Подведение итогов семинара-практикума «Воспитание сказкой».
Рекомендации для педагогов родителям:
1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
3. До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
4. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
5. Организуйте небольшой «уголок сказки».Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.
Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.
Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.
Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 «Колокольчик», я провела семинар-практикум для педагогов «Путешествие.
Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.
Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.