Мастер-класс для педагогов «В гостях у сказки. Игры с элементами ТРИЗ технологии»
Ирина Петрова
Мастер-класс для педагогов «В гостях у сказки. Игры с элементами ТРИЗ технологии»
Автор-составитель: Петрова И. В., воспитатель[
Цель: практическое освоение игровой технологии ТРИЗ.
Задачи: познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ технологии; формировать у детей навыки общения друг с другом и со взрослыми; развивать у детей мышление, воображение, речь; воспитывать интерес к играм с элементами ТРИЗ технологии.
Оборудование: карточки с изображениями различных объектов, магнитики, магнитная доска, стулья, эмблемы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Хотелось бы вас познакомить с игровой технологией ТРИЗ, которую я использую в своей работе с детьми.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Данная технология направлена на активизацию творческого воображения, мышления, на развитие умения находить порой необычные решения различных задач. Эта технология универсальна, ее можно использовать практически во всех видах деятельности. Дети в игровой форме знакомятся со сказками, придумывают свои, решают проблемные ситуации, познают и сопоставляют различные явления, не замечая, что учатся, делают ежеминутно для себя открытия.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке и ближе познакомиться с ТРИЗовскими играми.
Ведущий: Тише,тише не шумите
Чудо-сказку не будите.
Будем сказку начинать.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея!
Вводное задание:
Ведущий: Как вы думаете, а из какой сказки это фея? (показывается картинка,
Ведущий: Кто же написал сказку «Золушка»? Когда именно появилась первая версия сказки о Золушке и кто ее создатель – неизвестно. «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. Сегодня мы вспомним сказку, написанную более 300 лет назад – Шарлем Перро и сами попробуем стать писателями и фантазерами.
Для начала, чтобы было интереснее, разделимся на 2 команды: дети и педагоги и посмотрим, кто же лучше справится с играми и выручит Золушку. Каждая игра – это 1этап, за каждый выигранный этап, начисляется 1 бал.
Ведущий: Давайте все вместе вспомним героев сказки (называют).
1 этап. Игра «Хорошо-плохо»
Вытягивается карточка с любым героем из сказки (Золушка, принц, отец Золушки, мачеха, сестры, фея). 1 команде предлагается всем играющим назвать его положительные признаки, качества, а 2 – отрицательные и объяснить почему. Затем наоборот. Чья команда больше назвала – выиграла.
Ведущий: Чтобы передать приглашение Золушке на бал нам надо составить длинный поезд из слов.
2 этап. Игра «Цепочка слов»
Поочереди каждый игрок из команд называет: предмет-признак-предмет и т. д. Чья команда последняя назовет, та и выиграла.
Ведущий: Золушка очень хочет попасть на бал, но мачеха велела ей к обеду испечь пироги.
3 этап. Игра «Помоги Золушке»
Ведущий: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто?
Путем голосования выбирается лучший оригинальный ответ, и ведущий выдает за него награду 1 бал.
Ведущий: Задания мачехи выполнены, но как же она поедет на бал в грязном платье? Давайте ей поможем
4 этап. Игра «Найди пару»
Ведущий: Предлагаются картинки, вам надо будет найти пару к каждой картинке и объяснить, почему вы сделали такой выбор. Оцениваются быстрота и правильность ответов.
(участники выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т. п.)
Оценивается: быстрота и правильность ответов.
Ведущий: Золушка попала на бал, но вспомнила предупреждение феи и в полночь убежала из дворца, потеряв свою хрустальную туфельку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.
6 этап. Игра «Сюрреалистический рисунок»
Ведущий: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления, составляют автопортреты. А давайте и мы с вами поможем найти принцу побыстрее Золушку и нарисуем портрет Золушки, но не обычным способом: один из участников начинает рисунок, второй продолжает и т. д.
Оценивается: схожесть с персонажем, быстрота, слаженность команды.
Ведущий: придворные нашли Золушку и повезли во дворец, туфелька оказалась в пору. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.
8 этап. Игра «Что было потом»
Ведущий: А как вы думаете, что было потом?
Варианты ответов: Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.
Ведущий: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?
Варианты ответов: Золушка отдала ее маленькому волшебнику и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.
Оценивается: оригинальность решения проблемы.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили читать!
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь закрыла Фея…
Подведение итогов. Награждение.
Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят, видеть их активными и инициативными если вы хотите, удивляться, и играя познавать вместе с ними окружающий мир – занимайтесь ТРИЗом.
Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР. Целью использования данной технологии в коррекционной.
Конспект НОД по системе ТРИЗ-технологии во второй младшей группе «В гостях у сказки» Конспект НОД по системе ТРИЗ-технологии во второй младшей группе «В гостях у сказки»Задачи: • закрепить знания детей о русских народных.
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе «В гостях у сказки Репка» Программное содержание: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать.
Конструкт мастер-класса «Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии» Тема: “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”. Цель: актуализация личностного.
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр с элементами ТРИЗ-технологии при изучении сказок» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Приволжска Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических.
Мастер-класс для родителей и педагогов по развитию творческого мышления «Игры с использованием ТРИЗ-технологий» Мастер-класс с педагогами под названием: «Игры с использованием ТРИЗ-технологий у дошкольников» Александр Асмолов – руководитель рабочей.
Мастер-класс для родителей по ТРИЗ-технологии Мастер – класс для родителей по ТРИЗ – технологии Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ.
Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор.
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Составитель: Чеснокова Любовь Анатольевна Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи:.
Сказки детей (с применением ТРИЗ-технологии)
Ирина Лесникова
Сказки детей (с применением ТРИЗ-технологии)
Новогодняя сказка
В одном зимнем, снежном лесу шел дед Мороз. Он нес мешок с подарками. Был дед Мороз веселым и добрым.
Вдруг дед Мороз услышал, как кто-то горько плачет. Прислушался и увидел маленькую, рыженькую, пушистую белочку.
— «Как тебя зовут?» спросил дед Мороз.
— «Меня зовут Розочка. А тебя?» спросила она.
— «Меня зовут дед Мороз – Красный Нос. А почему ты плачешь?»
— «Я шла на елку. По дороге играла в прятки с зайчиками и белочками и заблудилась»
Поблагодарила белочка Розочка дедушку Мороза. А дед Мороз стукнул волшебным посохом о землю и оказалась Розочка на новогоднем празднике вместе со своими друзьями.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Сказка составлена детьми подготовительной группы
«Кто как Снеговика встречал?»
Однажды по зимнему лесу шел Снеговик. Он был сделан весь из снега. Снег был белый, мягкий, пушистый и холодный. На голове у него была красная шапочка, а на шее шарфик. В одной руке у него была метла, а в другой мешок Деда Мороза. Ведь он был помощником Деда Мороза. По характеру Снеговик был добрым и отзывчивым.
Мимо пробегал волк.
Там они пели, танцевали, рассказывали стихи. И получили подарки от Дедушки Мороза. Потом пошли гулять и зашли в домик, где жил волк. Волк угостил Снеговика мороженным, разноцветным льдом. Они целый вечер играли, веселились, смотрели телевизор.
Вот и сказка вся, больше сказать нельзя.
Сказка составлена детьми подготовительной группы №10
с применением ТРИЗ-технологии
Сказка «Космические пришельцы»
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Придумали дети подготовительной к школе группы
д/с «Сказка».
Необыкновенные приключения Колобка.
Катится, катится Колобок. А навстречу ему Фея.Говорит она Колобку: «Возьми мою волшебную палочку, Только взмахнешь ею, она тебе поможет в беде». Поблагодарил Колобок Фею и весело покатился дальше.
Катится, катится Колобок,а навстречу ему Заяц и говорит: «Колобок, Колобок я тебя съем». «Не ешь меня, у меня волшебная палочка». Засмеялся Зайчик, а Колобок взмахнул волшебной палочкой и оказался в другом месте.
Катится, катится Колобок,а навстречу ему Волк и говорит: «Колобок, Колобок я тебя съем». «Не ешь меня, у меня волшебная палочка». Засмеялся Волк, а Колобок взмахнул волшебной палочкой и оказался в другом месте.
Катится, катится Колобок,а навстречу ему Медведь и говорит: «Колобок, Колобок я тебя съем». «Не ешь меня, у меня волшебная палочка». Засмеялся Медведь, а Колобок взмахнул волшебной палочкой и оказался в другом месте.
Катится, катится Колобок,а навстречу ему Лиса и говорит: «Колобок, Колобок я тебя съем». «Не ешь меня, у меня волшебная палочка». Засмеялась Лиса, а Колобок взмахнул волшебной палочкой и оказался в дома с бабушкой и дедом. Больше его никто не ел.
И жил он не тужил с дедом и бабой, и добра наживал.
Коллективная сказка детей подготовительной к школе группы
(составлена по технологии ТРИЗ)
Жила-была рыженькая, умная кошечка Муся. Домик ее стоял у самого края леса. По характеру кошечка была ласковая, замечательная.
Однажды, она захотела поесть ягод, и пошла в лес. Собирала, собирала ягодки и потерялась. Идет и плачет. А навстречу ей серенький, маленький зайчик Степашка. Увидел кошечку,остановился и говорит:
— Здравствуй, кошечка. Почему ты так горько плачешь?
— Я заблудилась и не найду дороги домой, отвечает кошечка.
— Не плачь, давай я тебя отведу домой, сказал зайчик.
— Хорошо, согласилась кошечка.
Зайчик повел кошечку домой. А там их встретила мама и очень обрадовалась. Муся пообещала никогда больше в лес не ходить без разрешения мамы.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Коллективная сказка
детей средней группы д/с «Сказка»
(с применением технологии ТРИЗ)
Вот и сказка вся – больше сказать нельзя.
Коллективная сказка детей,
подготовительной к школе группы
(с использованием метода составление текстов сказочного содержания)
Розовая сказка.
В одном детском саду «Сказка», жили – были гуашевые краски. Долго бы они еще лежали в своей коробочке, если – бы однажды хорошие дети средней группы №11, которые очень любили рисовать, не открыли их.
Они взяли белую краску, смешали с красной и получили замечательную розовую краску. Дети взяли свои волшебные кисточки в правую руку. Положили указательный пальчик на железную палочку и принялись рисовать.
В сказочном лесу росли сказочные, розовые деревья. В лесу был домик, рядом бегал розовый цыпленок. По дороге ездила розовая машинка. Над розовыми цветочками летали шарики и порхали бабочки. В речке плавали рыбы, а по ней плыл большой розовый пароход. Осенью с деревьев опадали листочки и ложились прямо на розовые грибочки.
Дети очень полюбили смешивать две краски и рисовать розовой краской. А еще они поняли, что рисовать розовой краской можно все, все, все.
Коллективно, придуманная сказка
детьми и воспитателем средней группы д/с «Сказка»
Аппликация «Забавный Дед Мороз» Скоро Новый год,мы в группе готовимся к празднику,создаем праздничное настроение. Украшаем группу снежинками,окна белоснежными силуэтами.
Авторская сказка «Мышка Полевка» Жила была серая мышка, а так как она жила в поле, где осенью колосилась густая рожь, ее звали Полевка. Мышка была очень трудолюбивая. Она.
Картотека игр с ТРИЗ
Ирина Александровна Фердерер
Картотека игр с ТРИЗ
«Шкатулка со сказками»
Цель: развитие речи, мышления, воображения, обогащение словарного запаса.
Понадобится коробочка с 8-10 предметами.
Воспитатель предлагает вынимать произвольно предметы из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях
придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.
Цель: выделение противоречивых свойства объекта.
Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.
Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно.
«Пинг – понг»
Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.
«Перевертыш»
Цель: развитие умения объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо».
«Что лишнее?»
Цель: упражнение детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.
Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.
«Робинзон Крузо»
Цель: выявление ресурсов объекта, придумывание способов использования ресурсов в проблемных ситуациях.
«Учимся у сказки»
Цель: обучение формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами.
Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.
«Что будет, если…»
Цель: развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения, знакомство со свойствами предметов, окружающим миром.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с
водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
«Цепочка»
Цель: развитие умения выделять признаки объектов, развитие мышления, речи детей.
Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.
«Угадай по описанию»
Цель: развитие умения по описанию определять объект, развитие
воображения, мышления, речи.
Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались о чём идёт речь.
Например: ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой формы, зелёного цвета и т. д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец.
«На что похоже»
Цель: выделение общих свойств предметов.
Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам:
по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и
будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.
Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
«Волшебные картинки»
Цель: развитие воображения, мышления, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ведущий: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
«Сказка наизнанку»
Цель: развитие воображения, речи.
Это один из вариантов игры в » перевирании» сказок. Он состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы.
Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.
Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов:
Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха.
«В теремок»
Цель: развитие умения сравнивать, находить схожие признаки у предметов.
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
— Тук, тук, кто в теремочке живет?
— Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
«Хорошо-плохо»
Цель: выделение в предметах и объектах окружающего мира положительных и отрицательных сторон.
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Цель: установление причинно-следственных связей.
1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Цель: развитие умения находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
«Да – нет- ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
— Это ближе (дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
«Где живет (работает?»
Цель: определение места обитания объекта, поиск объектов, выполняющих те же самые функции.
Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
«Назови часть предмета»
Цель: развитие умения «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
— КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)
«Гирлянда»
Цель: развитие умения строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
— Трава что делает? (растет)
— Растет что (кто? (ребенок)
— Ребенок какой? (веселый)
— Веселый кто бывает? (клоун)
— Клоун что делает? (смеется)
«Четвертый лишний»
Цель: обучение видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
«Уменьшаем и увеличиваем»
Ведущий: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.
Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.
То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.
«Колобок». Сказка на новый лад по методу ТРИЗ Вспомнила, как в фильме «Усатый нянь» главный герой придумал ремикс на известные сказки. Идея была настолько хороша, что, когда мои дети.
Пособие по ТРИЗ «Кубик-перевёртыш» Цель: Закрепить значение имен признаков. Формировать умение детей обосновывать свой ответ; Развивать внимание, логическое мышление, мелкую.
Дидактическая игра по ТРИЗ «Царица Загадка» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Оборудование и материалы: таблица «Царица.
Фрагмент родительского собрания «Развивающие игры ТРИЗ» Цель: дать родителям представление о технологии и приёмах ТРИЗ Оборудование: презентация. Недавно состоялось первое в этом учебном году.
Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.
Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт» Конспект НОД Познавательное развитие (расширение кругозора) с элементами ТРИЗ в старшей группе Тема «Транспорт» Программное содержание:.