Сказки подсказки для детей
Светлой памяти моих родителей Владислава Васильевича и Нелли Петровны посвящается эта книга…
О книге Оксаны Степановой «Сказки-подсказки для детей и их родителей»
Наверное, один из самых тонких вопросов воспитания – это помощь детям в формировании здорового характера. Маленький человек приходит в мир с большим потенциалом талантов. В нем также заложены некие черты характера, которые ему предстоит развить, работая над собой.
Можно сказать, что в младенчестве черты характера существуют в виде «семян», которые еще не «взошли». К пяти годам, когда ребенок переживает «второе психологическое рождение», «ростки характера» уже доступны нашему наблюдению. Мы можем видеть, как растут «полезные культуры» – терпение, здравомыслие, изобретательность; и как бойко тянутся вверх «сорняки» – жадность, лень, гневливость, своенравие.
Характер ребенка подобен саду – в нем есть семена, посаженные Богом, есть – посаженные родителями, воспитателями. Есть и «сорняки» – их вроде бы никто и не сажал, но они всегда растут сами. И тот, кто хоть раз работал в саду, знает, что сорные травы имеют подчас гораздо большую силу, чем полезные культуры.
Чтобы вырастить то, что пригодно в пищу или дарит красоту, требуются труд, терпение и уход. Ни один добрый садовник не станет злиться и ругать сорняки. Нет, он изучит сорняк и поймет, как выполоть его так, чтобы он больше не вырос.
Родители подобны добрым садовникам. Они внимательно наблюдают за «садом характера» ребенка, чтобы распознать всходы. Не бывает таких садов, в которых росла бы только сорная трава! Даже в самых запущенных садах можно найти полезные культуры. А если у садовников хватает терпения, наблюдательности, трудолюбия, чувства юмора, изобретательности – их сады будут дарить радость не только им, но и всем, кто их видит.
У каждого садовника под рукой есть инструменты: лопата, грабли, тяпка, перчатки, ведра. Есть удобрения и витамины, есть и специальные «лекарства». Кроме того, садовники постоянно повышают свою квалификацию, следят за новинками.
Так и у родителей-«садовников», «возделывающих характер» ребенка, есть свои инструменты. И особое место среди них занимает Добрая точная сказка. Она может быть и «лопатой», и «граблями», и «удобрением», и «витаминами».
Пока ребенок маленький, за его «садом характера» постоянно следят родители. Когда же он перешагивает рубеж пятилетия, постепенно крепнет его способность ухаживать за собственным «садом» самостоятельно, и родителям предстоит научить ребенка навыкам «возделывания сада».
Поэтому в новой книге замечательного, по-настоящему профессионального сказкотерапевта Оксаны Степановой есть сказки и задания и для детей, и для взрослых. Добрые точные сказки, сочиненные Оксаной и другими сказкотерапевтами, – прекрасные инструменты для возделывания «сада характера» ребенка и помощи ему в превращении в Доброго Садовника – того, кто стремится познать себя, раскрыть свои возможности и жить в мире с близкими людьми и Мирозданием.
Сказки-подсказки для детей и их родителей
Сказки – неотъемлемая часть мира детей. Именно поэтому они служат прекрасным подспорьем в решении проблем ребенка.
В книге представлены волшебные добрые сказки для детей, в которых ребенок может увидеть проблемные ситуации, похожие на его собственные, познакомиться с возможностями их разрешения. Есть в ней и сказки-подсказки для взрослых, позволяющие каждому встретиться со своим Внутренним ребенком, по-новому взглянуть на происходящее во взрослой и в детской жизни.
В отдельной главе приведены советы и рекомендации для родителей по самым разным проблемам, а в приложении даны психологические игры для детей и родителей. Совместные игры и чтение сказок способствуют развитию и углублению детско-родительских отношений, сближают членов семьи.
Книга адресована в первую очередь родителям. Она может быть интересна и полезна психологам, работающим с детьми и с семьями, педагогам дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, а также всем, кто любит сказки и интересуется внутренним миром человека.
Наверное, один из самых тонких вопросов воспитания – это помощь детям в формировании здорового характера. Маленький человек приходит в мир с большим потенциалом талантов. В нем также заложены некие черты характера, которые ему предстоит развить, работая над собой.
Можно сказать, что в младенчестве черты характера существуют в виде «семян», которые еще не «взошли». К пяти годам, когда ребенок переживает «второе психологическое рождение», «ростки характера» уже доступны нашему наблюдению. Мы можем видеть, как растут «полезные культуры» – терпение, здравомыслие, изобретательность; и как бойко тянутся вверх «сорняки» – жадность, лень, гневливость, своенравие.
Сказки-подсказки для детей и их родителей скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Самая важная из всех историй про Тегумая Бопсулая и его любимую дочку Таффамай Металлумай — это история про табу Тегумая и всего тегумайского племени.[1]
Слушай, внимай и запоминай, моя радость, ведь мы с тобой знаем толк в табу[2], ты и я.
Таффамай Металлумай (но ты можешь по-прежнему звать её «Таффи») ходила с Тегумаем в лес на охоту. Каждый знает, что на охоте в лесу нужно ходить тихо и бесшумно. Но Таффи всегда ходила очень шумно. Представляешь, она плясала на опавших листьях! Представляешь, она ломала сухие трескучие ветки! И еще она съезжала с крутых откосов, и ещё она копала ямы и канавы; и еще она шлёпала прямо по лужам и болотам — и всё время ужасно шумела! Поэтому все звери, на которых они охотились, — и белки, и бобры, и выдры, и барсуки, и олени (и кролики, конечно, тоже) — все слышали, что идут Таффи и её папа, и разбегались кто куда.
Рассказ для детей с рисунками автора.
История мальчика из небольшого итальянского городка на чью долю, из-за его большой лени, выпали разнообразные приключения. Ему пришлось встретиться с волком-оборотнем, попасть в Город мудрецов и Страну Лентяев, чтобы понять важность послушания и трудолюбия.
Орлин Василев — один из крупнейших современных болгарских писателей. Он много и плодотворно работает в самых разных жанрах литературы, выступая как автор рассказов, повестей, сказок, пьес. Советскому взрослому читателю известны его пьесы и прозаические произведения, а детский читатель хорошо знает его сказки. Но так широко советские ребята познакомятся с творчеством Орлина Василева впервые. В настоящий сборник «Битвы и приключения» вошли лучшие рассказы писателя; мы открываем книгу теми из них, которые посвящены детям новой Болгарии, а действие рассказов: «Битва с лесу», «Страшный змей», «Догадливый вожак», «Покушение», «2500!» — относятся ко временам до установления народной власти.
В этом сборнике вы прочитаете и такие смешные коротенькие рассказы-юморески, как «Жадный Генчо и хитрый Тренчо», «Васко-космонавт», и поэтичные и мудрые сказки, такие, как «Последнее желание».
Болгарские ребята хорошо знают и любят Орлина Василева. Думаем, что и у нас, в Советском Союзе, он станет любимым автором детворы.
На лугу стоит сторожка
В ней сидели у порожка
Кот и девочка с косой.
Шла та девочка бывало
В лес, где ёлки в ширь росли.
Да, но это лишь начало.
Вот и к сказке мы пришли.
Если зайчик к ней на встречу
С лапою больной спешит,
Девочка его полечит
И морковкой угостит.
Если в дом медведь стучится,
Дорогие друзья! «Самые обыкновенные приключения плюшевых медведей» – это книга, в которой вам предстоит встретиться с замечательными игрушечными персонажами: плюшевыми медведями и их товарищами, чья «нелегкая» повседневная жизнь насквозь пронизана юмором, добротой и бесконечной любовью к животным и, собственно, самим детям.
Книга впитала в себя все самые теплые воспоминания и впечатления самого автора из детства и от прочитанных им книг таких прекрасных авторов, как Э. Успенский и Б. Заходер, в результате чего на свет появилась «ядреная» смесь лучших образцов классики советского юмора в сочетании с легендарной голливудской мульт-культурой.
Несмотря на то, что постоянным спутником главных героев является суровый современный социум, книга не содержит никаких намеков на депрессивное содержание, чем, по мнению автора, действительная реальность похвастаться не может. Персонажи, некоторые из которых носят странные имена, тем не менее демонстрируют подчас лучшие человеческие качества, ставшие редкостью в современном мире.
Другими словами, эта книга не заставит вас скучать или сожалеть о потраченном времени. Приятного вам времяпровождения!
(англ. Julia Kavanagh) — английская писательница, дочь лингвиста и поэта Моргана Кавана. Большую часть жизни прожила во Франции. После развода родителей (в 1844 г) прожила с матерью Бриджит Кавана (которая была инвалидом), так и не выйдя замуж.
Были опубликованы в 1876 году. В качестве авторов были указаны Джулия Кавана и Бриджит Кавана (мать Джулии, умершая к тому времени).
Как в самой настоящей сказке, в этой книге есть место волшебству, любви и предательству, испытаниям и приключениям. В королевствах живут монаршие особы и их подданные, маги и прорицатели… И конечно, у короля есть дочь, прекрасная принцесса Грёза. А ещё всегда был рядом любимый Шут, с неосмотрительной насмешки которого и началась вся эта история. Злая колдунья мстит королю за давнюю обиду и преданно служит чёрной богине Моране, чтобы на земле повсюду воцарилось зло. Но суждено ли осуществиться их страшным планам? Ведь в борьбу с Тёмными силами вступил сам Бергар — могущественный светлый колдун, и помогают ему весьма удивительные личности: Леди-Воин, Мужчина-в-Платье и Король-Рысь.
Гайда Рейнгольдовна Лагздынь
В ЦАРСТВЕ ЗЛОЙ МУРЕНЫ
Огромным осьминожьим королевством правил Осман Великий Второй Он был велик не только потому, что был вторым после умершего от несчастного случая батюшки, но и потому, что среди всех важных осьминогов он был самым большим. Если верить королевским весам, голова и все остальное тело Османа Великого весили более трех тонн. А щупальца были такими длинными, толстыми и сильными, что не сыщешь во всем королевстве ни у какого другого осьминога — так считали приближенные короля.
Борис Смоленский родился в 1921 году, погиб на фронте в 1941-м. Служил Борис рядовым на самом берегу Белого моря.
Поэт обладал двумя талантами — талантом жить и талантом писать. И этих двух талантов хватило, чтобы сделать такую короткую жизнь прекрасной и успеть рассказать «о времени и о себе». Предлагаемый любителям поэзии сборник содержит практически все сохранившиеся стихи, включая около четырех десятков ранее никогда не публиковавшихся и сочиненных в основном в школьные годы автора.
В настоящее время наблюдаются изменения психического и соматического состояния детей, выходящие за пределы классических представлений. Происходят существенные изменения и в системе образования. Все это вызывает необходимость пересмотра подходов к анализу отклоняющегося развития.
Проанализировав существующие модели и подходы к типологизации психического развития, авторы предлагают современную трехкомпонентную модель анализа, на основе которой строится новая типология. В книге приведена подробная характеристика выделяемых типов отклоняющегося развития, описана процедура диагностики, которая позволяет определить характер отклонений, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, грамотно простроить коррекционную работу, выбрать оптимальный для ребенка образовательный маршрут.
Книга адресована в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах. Кроме того, она будет интересна педагогам и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.
В пособии описана модель командного взаимодействия специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) общеобразовательной школы. Раскрыто содержание деятельности, приведены способы составления программ комплексной помощи учащимся с трудностями адаптации и обучения, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
Проанализированы типичные для школы случаи комплексной коррекции нарушений развития, представлена программа коррекционной работы как структурный компонент Основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Пособие предназначено педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, врачам, социальным педагогам, администрации общеобразовательных школ, координаторам по инклюзивному образованию, специалистам специальных (коррекционных) учреждений I–VIII вида, студентам дефектологических и психологических факультетов.
В сборнике представлены программы групповой психологической работы с детьми 3–6 лет в дошкольном образовательном учреждении.
В первую часть книги включены программы, цель которых – помочь детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду (в общеразвивающем или в компенсирующем), наладить их взаимоотношения, создать благоприятную атмосферу в группе.
Во второй части собраны развивающие программы. Они направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации, эмоциональной сферы детей: умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние, распознавать эмоции.
Авторы – психологи, имеющие большой опыт практической работы.
Книга адресована психологам, воспитателям ДОУ.
Оксана Степанова: Сказки-подсказки для детей и их родителей
Здесь есть возможность читать онлайн «Оксана Степанова: Сказки-подсказки для детей и их родителей» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2016, ISBN: 978-5-98563-391-7, издательство: Литагент ТеревинфDRM, категория: pedagogy_book / upbringing_book / psy_childs / Сказка / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Сказки-подсказки для детей и их родителей: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Сказки-подсказки для детей и их родителей»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Оксана Степанова: другие книги автора
Кто написал Сказки-подсказки для детей и их родителей? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
Сказки-подсказки для детей и их родителей — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сказки-подсказки для детей и их родителей», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Сказки-подсказки для детей и их родителей
Светлой памяти моих родителей Владислава Васильевича и Нелли Петровны посвящается эта книга…
О книге Оксаны Степановой «Сказки-подсказки для детей и их родителей»
Наверное, один из самых тонких вопросов воспитания – это помощь детям в формировании здорового характера. Маленький человек приходит в мир с большим потенциалом талантов. В нем также заложены некие черты характера, которые ему предстоит развить, работая над собой.
Можно сказать, что в младенчестве черты характера существуют в виде «семян», которые еще не «взошли». К пяти годам, когда ребенок переживает «второе психологическое рождение», «ростки характера» уже доступны нашему наблюдению. Мы можем видеть, как растут «полезные культуры» – терпение, здравомыслие, изобретательность; и как бойко тянутся вверх «сорняки» – жадность, лень, гневливость, своенравие.
Характер ребенка подобен саду – в нем есть семена, посаженные Богом, есть – посаженные родителями, воспитателями. Есть и «сорняки» – их вроде бы никто и не сажал, но они всегда растут сами. И тот, кто хоть раз работал в саду, знает, что сорные травы имеют подчас гораздо большую силу, чем полезные культуры.
Чтобы вырастить то, что пригодно в пищу или дарит красоту, требуются труд, терпение и уход. Ни один добрый садовник не станет злиться и ругать сорняки. Нет, он изучит сорняк и поймет, как выполоть его так, чтобы он больше не вырос.
Родители подобны добрым садовникам. Они внимательно наблюдают за «садом характера» ребенка, чтобы распознать всходы. Не бывает таких садов, в которых росла бы только сорная трава! Даже в самых запущенных садах можно найти полезные культуры. А если у садовников хватает терпения, наблюдательности, трудолюбия, чувства юмора, изобретательности – их сады будут дарить радость не только им, но и всем, кто их видит.
У каждого садовника под рукой есть инструменты: лопата, грабли, тяпка, перчатки, ведра. Есть удобрения и витамины, есть и специальные «лекарства». Кроме того, садовники постоянно повышают свою квалификацию, следят за новинками.
Так и у родителей-«садовников», «возделывающих характер» ребенка, есть свои инструменты. И особое место среди них занимает Добрая точная сказка. Она может быть и «лопатой», и «граблями», и «удобрением», и «витаминами».
Пока ребенок маленький, за его «садом характера» постоянно следят родители. Когда же он перешагивает рубеж пятилетия, постепенно крепнет его способность ухаживать за собственным «садом» самостоятельно, и родителям предстоит научить ребенка навыкам «возделывания сада».
Поэтому в новой книге замечательного, по-настоящему профессионального сказкотерапевта Оксаны Степановой есть сказки и задания и для детей, и для взрослых. Добрые точные сказки, сочиненные Оксаной и другими сказкотерапевтами, – прекрасные инструменты для возделывания «сада характера» ребенка и помощи ему в превращении в Доброго Садовника – того, кто стремится познать себя, раскрыть свои возможности и жить в мире с близкими людьми и Мирозданием.
директор Международного института
Дороже, чем дети, найдется ль у нас достояние?
Они за благие деяния – даяния…
Работа над этой книгой стала для меня источником радости и вдохновения. На мой взгляд, когда человек занимается любимым делом и может поделиться плодами своего труда с другими, это всегда доставляет ему огромное удовольствие. Прежде всего я бы хотела поблагодарить всех родителей и детей, моих клиентов, которые доверили мне как специалисту сопровождать их на пути, именуемом процессом воспитания. Мне очень нравится это замечательное слово, оно несет в себе такое глубокое значение. Только вслушайтесь в его звучание: воспитание – «в-ось-питание»[1].
Да, это очень важно – напитать душу ребенка любовью. Я благодарна всем клиентам за уникальную возможность быть причастной к их переживаниям, за их готовность к совместному творчеству со своими детьми, за энтузиазм и поддержку, которые помогли мне написать эту книгу.
Отправной точкой для ее создания стали мои размышления о том, что работа с обратившимися к психологу родителями обычно ведется в формате консультаций, в то время как для ребенка та же проблема требует решения совсем в другом формате.
Текст книги «Сказки-подсказки для детей и их родителей»
Автор книги: Оксана Степанова
Жанр: Сказки, Детские книги
Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Оксана Степанова
Сказки-подсказки для детей и их родителей
Светлой памяти моих родителей Владислава Васильевича и Нелли Петровны посвящается эта книга…
О книге Оксаны Степановой «Сказки-подсказки для детей и их родителей»
Наверное, один из самых тонких вопросов воспитания – это помощь детям в формировании здорового характера. Маленький человек приходит в мир с большим потенциалом талантов. В нем также заложены некие черты характера, которые ему предстоит развить, работая над собой.
Можно сказать, что в младенчестве черты характера существуют в виде «семян», которые еще не «взошли». К пяти годам, когда ребенок переживает «второе психологическое рождение», «ростки характера» уже доступны нашему наблюдению. Мы можем видеть, как растут «полезные культуры» – терпение, здравомыслие, изобретательность; и как бойко тянутся вверх «сорняки» – жадность, лень, гневливость, своенравие.
Характер ребенка подобен саду – в нем есть семена, посаженные Богом, есть – посаженные родителями, воспитателями. Есть и «сорняки» – их вроде бы никто и не сажал, но они всегда растут сами. И тот, кто хоть раз работал в саду, знает, что сорные травы имеют подчас гораздо большую силу, чем полезные культуры.
Чтобы вырастить то, что пригодно в пищу или дарит красоту, требуются труд, терпение и уход. Ни один добрый садовник не станет злиться и ругать сорняки. Нет, он изучит сорняк и поймет, как выполоть его так, чтобы он больше не вырос.
Родители подобны добрым садовникам. Они внимательно наблюдают за «садом характера» ребенка, чтобы распознать всходы. Не бывает таких садов, в которых росла бы только сорная трава! Даже в самых запущенных садах можно найти полезные культуры. А если у садовников хватает терпения, наблюдательности, трудолюбия, чувства юмора, изобретательности – их сады будут дарить радость не только им, но и всем, кто их видит.
У каждого садовника под рукой есть инструменты: лопата, грабли, тяпка, перчатки, ведра. Есть удобрения и витамины, есть и специальные «лекарства». Кроме того, садовники постоянно повышают свою квалификацию, следят за новинками.
Так и у родителей-«садовников», «возделывающих характер» ребенка, есть свои инструменты. И особое место среди них занимает Добрая точная сказка. Она может быть и «лопатой», и «граблями», и «удобрением», и «витаминами».
Пока ребенок маленький, за его «садом характера» постоянно следят родители. Когда же он перешагивает рубеж пятилетия, постепенно крепнет его способность ухаживать за собственным «садом» самостоятельно, и родителям предстоит научить ребенка навыкам «возделывания сада».
Поэтому в новой книге замечательного, по-настоящему профессионального сказкотерапевта Оксаны Степановой есть сказки и задания и для детей, и для взрослых. Добрые точные сказки, сочиненные Оксаной и другими сказкотерапевтами, – прекрасные инструменты для возделывания «сада характера» ребенка и помощи ему в превращении в Доброго Садовника – того, кто стремится познать себя, раскрыть свои возможности и жить в мире с близкими людьми и Мирозданием.
директор Международного института
Введение
Дороже, чем дети, найдется ль у нас достояние?
Они за благие деяния – даяния…
Работа над этой книгой стала для меня источником радости и вдохновения. На мой взгляд, когда человек занимается любимым делом и может поделиться плодами своего труда с другими, это всегда доставляет ему огромное удовольствие. Прежде всего я бы хотела поблагодарить всех родителей и детей, моих клиентов, которые доверили мне как специалисту сопровождать их на пути, именуемом процессом воспитания. Мне очень нравится это замечательное слово, оно несет в себе такое глубокое значение. Только вслушайтесь в его звучание: воспитание – «в-ось-питание»[1] 1
По словам Ш.А. Амонашвили, воспитание – это «питание духовной оси».
Да, это очень важно – напитать душу ребенка любовью. Я благодарна всем клиентам за уникальную возможность быть причастной к их переживаниям, за их готовность к совместному творчеству со своими детьми, за энтузиазм и поддержку, которые помогли мне написать эту книгу.
Отправной точкой для ее создания стали мои размышления о том, что работа с обратившимися к психологу родителями обычно ведется в формате консультаций, в то время как для ребенка та же проблема требует решения совсем в другом формате.
И в этой книге я разместила материалы таким образом, чтобы читатели смогли почувствовать разницу в подходе к работе с детьми и взрослыми над одним и тем же запросом. Для мам и пап я изложила информацию так, как делала бы это на консультации, сочетая теоретические выкладки и практические рекомендации; а также приготовила специальные сказки, которые помогли бы им наполнить созидательной энергией своего Внутреннего ребенка. А для детворы вся работа «упакована» в чудесные волшебные сказки на те же важные темы, с интересными заданиями в конце каждой истории.
Мне кажется, что детей можно назвать своего рода «инопланетянами» на нашей взрослой планете. Они видят мир особенным образом. Мне часто приходится наблюдать ситуации, когда взрослые хотят помочь своему ребенку, но не знают, как это сделать. Многим известно, что долгие нотации, крики или уговоры не дают нужных результатов. Бывает так, что родители не могут найти подходящих слов или просто выразить свои чувства. Представьте себе состояние ребенка, которому кажется, что в целом мире его никто не понимает и он оставлен один на один со своей проблемой. Поэтому так важно не только слышать ребенка, но и понимать его истинные мотивы и потребности.
Мне очень нравится, что моя профессия помогает мне быть «переводчиком» со «взрослого» языка на «детский» и наоборот. А еще меня радует, что в процессе взаимодействия на занятиях дети и взрослые начинают лучше понимать и себя, и друг друга, а со временем – говорить на одном языке, языке взаимопонимания. И помогают им в этом волшебные сказки.
Я хотела бы немного приоткрыть завесу тайны и рассказать вам, как происходит встреча взрослых и детей со сказкотерапией.
Родители, записываясь на консультацию, примерно представляют, как она будет проходить. Все верно: я беседую с ними исходя из запроса, с которым они приходят. Обязательно напоминаю им о закономерностях возрастного развития детей, даю рекомендации. Затем мы разбираем возможные варианты эффективного решения сложившейся ситуации. Однако после консультации взрослые часто признаются, что перед консультацией их в большей степени интересовало, как будет проходить мое общение с ребенком. Многие из них испытывали волнение по этому поводу.
Как правило, с детьми все складывается наилучшим образом. Слово «диагностика» на самом деле больше пугает взрослых. Диагностика проводится в игровой форме и доставляет детям большое удовольствие. В своей практике я использую проективные техники и методы Комплексной сказкотерапии[2] 2
Авторство метода Комплексной сказкотерапии принадлежит Татьяне Дмитриевне Зинкевич-Евстигнеевой, доктору психологических наук, директору Международного института сказкотерапии.
После первых встреч между мной и ребенком устанавливаются доверительные отношения, а потом…
…А потом начинается волшебство встречи со сказкой!
Ведь именно здесь, в мире фантазии, ребенок чувствует себя «как рыба в воде». Все дело в том, что фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который взрослые просто позабыли. А вот на совместных детско-родительских занятиях случаются чудеса! Взрослые начинают вспоминать целительную силу сказочного слова. Ведь в сказке ребенок может увидеть похожую на свою проблемную ситуацию сказочного героя и встретить возможности ее разрешения, при этом без назиданий и жестких инструкций.
Все сказочные истории, которые вы найдете в первой главе этой книги, были написаны мной для детей, чьи родители обращались ко мне с различными запросами психологического характера. Все это и легло в основу девяти авторских сказок, представленных в данной книге.
С какими вопросами и проблемами помогут поработать волшебные сказки-подсказки?
• Познание себя, своих особенностей.
• Регуляция эмоционально-волевой сферы.
• Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками).
• Страхи и тревожные состояния.
• Несоблюдение социально-нравственных норм поведения (ложь, воровство).
• Формирование самооценки (работа с переживаниями по поводу чувства неполноценности).
Как работать со сказкой?
Родители часто спрашивают меня о том, как работать со сказкой. Это хороший вопрос. Самое главное, на мой взгляд, – это особый душевный настрой, с которым вы будете читать сказочную историю. Позвольте себе посвятить 2530 минут времени душевному общению со своим ребенком.
• Старайтесь читать сказку неторопливо, выразительно, эмоционально окрашивая речь героев. При этом наблюдайте за реакцией ребенка (напряжен, внимательно слушает, замер, двигательно расторможен).
• Желательно после прочтения обсудить сказку. Можно пользоваться вопросами, которые даны после каждой истории. Попросите ребенка высказать все, что он чувствует, думает. Уточните, что взволновало его больше всего.
• Важное напоминание! Помните о принципе безоценочности. Будет чудесно, если вы откажетесь от выражений «неправильно», «неверно» и будете использовать такие речевые обороты, как: «Позволь, я поделюсь с тобой своим мнением…», «На мой взгляд…»
• Замечательно, если после беседы ребенок нарисует картинку к сказке. Предложите ему изобразить самый яркий для него эпизод.
Если же ваш малыш предпочитает лепку, предложите ему вылепить из пластилина понравившегося сказочного героя. Если вы знакомы с песочной терапией, проиграйте сказку в песочнице, используя подходящие фигурки. Такая творческая деятельность позволит ребенку лучше прочувствовать историю и будет способствовать релаксации.
Но самое важное: прочитав эту книгу, вы сами сможете придумывать сказки вместе с ребенком. Совместное творчество поможет вам заметно улучшить ваше взаимопонимание с ребенком.
А закончить свое введение мне хотелось бы словами известного психолога и психотерапевта Дорис Бретт[3] 3
Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя.». Психотерапевтические истории для детей. М.: НФ Класс, 1996. С. 12.
«Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно это делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, – на языке детской фантазии и воображения».
Удачи вам и взаимопонимания!
От издательства
Хотим обратить особое внимание наших читателей на то, что к книге прилагаются раскраски. Это отдельные листы – рисунки, основанные на сюжетах представленных в книге сказок. Ребятам доставляет большое удовольствие еще раз встретиться с уже знакомыми героями. Рисование закрепляет эмоциональное воздействие, оказанное сказкой. Взрослые могут предлагать детям раскрашивать соответствующий рисунок после прочтения каждой сказочной истории или же сделать сюрприз после прочтения книги, предложив все картинки одновременно. Дети могут раскрашивать картинки самостоятельно или вместе со взрослым. Это то совместное занятие, которое может способствовать развитию и углублению детско-родительских отношений, сближению членов семьи.
Глава 1
Сказки-подсказки для детей
Дружная команда
Проблемы: трудности в общении со сверстниками в новом коллективе; неумение устанавливать контакты; зажатость.
Сегодня я приготовила для вас историю, которая произошла в Царстве Насекомых. Сколько там удивительных жителей обитает.
Взять хотя бы муравья Андрейку. Вот с кого бы многим пример брать! Трудится не покладая лапок, еще и друзьям помогать успевает.
Жучок Жужик с божьей коровкой Крапинкой тоже даром времени не теряют, листочки от тли освобождают.
Бабочки-подружки Василинка и Маринка нектар сладкий с цветов собирают, а заодно и пыльцу переносят.
А светлячок Фонарик, как всем известно, по ночам путникам помогает дорогу домой найти. Стрекоза Зузя до сих пор его благодарит – он ее выручил, когда она у подружки на соседнем лугу заигралась допоздна. Кто знает, что было бы, не окажись рядом ее друга светлячка Фонарика.
Вот так наши друзья жили, в гости на чай друг к другу ходили. Концерты праздничные на дни рождения устраивали, а в выходные собирались, чтобы поиграть в футбол капельками росы или в догонялки.
А больше всего нравилось нашим друзьям собираться по вечерам под уютным большим лопухом. Светлячок зажигал свой фонарик, а остальные по очереди рассказывали чудесные сказки. Тому, кто придумывал самую интересную сказку, в качестве приза доставалась ягода-малинка.
Надо заметить, что не так давно рядом с этим лопухом поселился паук. Звали его Гоша. Гоша умел плести паутину и был не очень разговорчив. Зато паук любил слушать, а тут такая удача! Каждый вечер новая сказка!
Гоша, конечно, хотел быть поближе к остальным, но как это сделать, он не знал. Поэтому паучок сплел паутину побольше, оплел ею весь лопух и расположился поудобнее в ожидании вечера.
И вот вечер наступил.
Все насекомые спешили на любимую полянку. Каково же было их удивление, когда вместо зеленого лопуха они увидели завесу из паутины с раскачивающимся в середине пауком!
«Ж-ж-ж! Это что за безобразие?» – строго спросил жучок Жужик.
«И ведет себя так, как будто он тут самый главный», – пропели тоненькими голосками бабочки Василинка и Маринка.
Поднялся невообразимый галдеж. Гоша растерялся. Он не знал, что ответить, а главное – кому, ведь все говорили одновременно. Хорошо, что божья коровка Крапинка остановила этот шум и гам: «Друзья мои, давайте для начала дадим новичку возможность представиться и объяснить, как он здесь оказался и что тут делает».
Гоше сразу стало легче. Немного смущаясь, он рассказал, что недавно переселился в эти края и случайно оказался слушателем вечерних сказок друзей. «Знаете, а ведь у меня тоже есть своя сказка. Я мог бы вам ее рассказать», – предложил Гоша.
Друзья посовещались и вскоре согласились. О, это была чудесная история, которая не оставила равнодушным никого. Когда Гоша закончил рассказывать, раздались бурные аплодисменты. Так тепло и хорошо на душе у Гоши давно не было.
В этот вечер паучок Гоша был признан талантливым сказочником и награжден малинкой.
С тех пор он и остальные обитатели Царства очень подружились. Гоша сплел всем чудесные гамаки, в которых было так приятно раскачиваться под летним звездным небом, слушая волшебные сказки, которые, казалось, приходили откуда-то сверху, с самых звезд.
Вопросы и задания по сказке
• А у тебя есть друзья? Назови их имена. Почему эти ребята так дороги тебе?
• Была ли в твоей жизни ситуация, когда ты был новичком? Как ты думаешь, какие чувства испытывает «новенький»?
• Расскажи, как ты и твои друзья помогаете друг другу.
• Нарисуй, в какие игры ты любишь играть с друзьями.
• Слепи из пластилина подарок своему другу.
Неразлучные друзья
Направленность: развитие коммуникативных навыков; знакомство с основными типами темпераментов; воспитание толерантности к сверстникам.
В одном живописном местечке, которое называлось Деревня забавных человечков, произошла эта удивительная история.
В этой деревне жили четыре человечка. Друг на друга они были не очень похожи, да и характеры у них отличались. Имена наших героев тоже многое о них говорили. Давайте познакомимся с ними поближе. Разрешите представить вам Шустрика, Весельчака, Неспешкина и Мечтателя.
Непоседа Шустрик – самый быстрый в деревне. Если вдруг что-нибудь произошло, он уже тут как тут, в курсе всех событий. Поможет чем может и новости последние расскажет. В футболе ему равных нет. На соревнованиях по бегу часто призовые места занимает.
Правда, не всегда терпелив бывает, может «вспыхнуть» в споре с друзьями, но зато в беде первым придет на помощь.
Смотрите, к нему другой паренек подходит – это Весельчак. Вот с кем скучать не приходится! Про него все говорят – «душа компании». Столько шуток-прибауток знает и с другими щедро делится. Вокруг него всегда полно детворы, нравится он многим. Однако и обижаются частенько на него – ведь, поиграв с одними ребятами, он может легко перейти к другим. Такой он, Весельчак, тут уж ничего не поделать.
А вот два мальчика стоят, о чем-то неторопливо беседуют. Это Неспешкин и Мечтатель. Спокойный и рассудительный Неспешкин все делает основательно. Надежный он товарищ. Правда, частенько опаздывает из-за своей медлительности, да и с новыми ребятами ему трудно знакомиться.
Мечтатель сейчас делится с ним своими стихами. Он такой выдумщик и фантазер! Других может внимательно выслушать, посочувствовать. А вот необдуманное, грубое слово может сильно ранить его. Мечтатель, как и Неспешкин, не любит споры. Они предпочитают играть в спокойные игры – лото или шашки. А вот Шустрику с Весельчаком подавай подвижные игры – футбол или салочки.
Так наши друзья жили, друг с другом дружили, пока в один из теплых погожих дней к ним в деревню не пришел почтальон. Он принес срочную телеграмму. В ней говорилось, что в каждой деревне, в том числе и в Деревне забавных человечков, будет проводиться конкурс на звание «Самый лучший человечек деревни». Представьте себе, что началось после получения такого известия…
Шустрик вскочил, замахал руками, начал тормошить всех, чтобы они немедленно придумывали спортивные конкурсы, в которых участники могут соревноваться. А он уж точно сможет победить всех!
Мечтатель испуганно стоял в сторонке. Как вы помните, он вообще не любил шумные мероприятия. Неспешкин задумался. Он не был ни таким суетливым, как Шустрик, ни таким самоуверенным, как Весельчак. Он проявил спокойствие и рассудительность. «Друзья мои! – сказал он. – Я понимаю вас и ваше желание одержать победу. Но мы такие разные. Кто-то из нас хорош в спорте, а кто-то делает успехи в творчестве. Не лучше ли нам провести такие конкурсы, чтобы присудить не одно звание, а несколько? Например, звания «Лучший спортсмен» и «Лучший поэт». А еще пусть будут «Лучший юморист» и «Лучший помощник». Как вам такая идея?»
Шустрик и Весельчак немного поворчали, но вскоре согласились. А Мечтатель был рад тому, что и для него найдется возможность показать свой дар сочинения стихов.
На следующий день все жители Деревни забавных человечков собрались на главной Площади талантов. Повсюду играла музыка, слышались веселые голоса. Ровно в двенадцать часов раздался звук колокола, и соревнования начались.
В упорной, но честной борьбе Шустрик, Весельчак, Неспешкин и Мечтатель вышли победителями в разных номинациях. И вот уже звучат фанфары, а глаза наших друзей блестят от счастья. Да, они такие разные, но каждый из них раскрыл свой талант и показал себя в том, в чем силен. И каждый был хорош по-своему.
А вы, ребята, догадались, кто какого звания удостоился?
Вопросы и задания к сказке
• Кто из человечков понравился тебе больше всех?
• Кто из человечков напоминает тебя?
• Представь, что ты превратился в мудреца. У тебя в руках волшебная книга с мудрыми подсказками. Какие советы ты бы прочитал каждому из человечков?
• Пофантазируй о том, что бы произошло в Деревне забавных человечков, если бы все стали Шустриками (Весельчаками, Неспешкиными, Мечтателями)?
• Нарисуй сказочные домики, в которых будут жить наши друзья. Как ты думаешь, домики будут отличаться друг от друга?
Сказка о волшебных превращениях Зины-Капризины
Проблемы: недостаток самоконтроля и произвольности; неорганизованность.
Жила-была девочка. Звали ее Зиночка. И уж такая хорошенькая эта Зиночка была, слов нет. Глазки сияли, волосы золотом отливали. Смотрят на нее люди и любуются.
И все ее знай нахваливают: «Какая девочка! Какая красивая!» Слушает все это Зиночка и носик свой выше и выше задирает. Одного послушает, другого, перед зеркалом покрутится. «Да, я такая, я особенная!» – подумает.
Особа… Слово-то какое колючее… И Зиночка наша начала такой же колючей становиться.
То ей не так сказали, то ей не так подали. Ножками стала топать, на все ручками махать, кулачками по столу стучать, а что не по ней – и на пол могла падать. А еще и голосом себе помогает, чтобы, стало быть, все узнали, что она особенная! И так ей нравилось капризничать по любому поводу, так часто она это делала, что дети стали ее не Зиной, а КаприЗиной называть. Приклеилось это имя к девочке, как репейник, и никак не отклеишь его.
Время шло, Капризина росла. У других детей и друзья за это время появились, и увлечения новые. А у нее нет этого ничего. Ей ведь некогда было. Она же всю свою энергию и силы на капризы тратила, ослабела девочка, а новому ничему не научилась.
Страшно ей стало и горько. Поняла она, что сама себя наказала своими капризами. И решила Капризина поменяться. Стала девочка к другим деткам присматриваться. Как другие ребята себя ведут, чем увлекаются, как им удается так дружить? Пришлось ей теперь больше за другими наблюдать, чем к себе внимание привлекать. И вот что у нее получилось.
У Лены Капризина научилась терпению, каждое дело до конца доводить. Толик помог ей познакомиться с ребятами и рассказал по секрету, что с другими делятся не только сладостями, но и хорошим настроением. А воспитательница Зоя Николаевна помогла ей найти занятие по душе, и Зина теперь главная помощница в уголке природы. Столько интересного она про цветы знает, да и другим рассказать может. Дома родители тоже не нарадуются: дочка по хозяйству маме помогает, с братиком младшим на прогулки ходит.
Ой, что это? Пока я вам сказку про Капризину рассказывала, она уже в милую девочку Зину превратилась.
Чудеса да и только, скажете вы.
А только вспомните про помощников, что на пути у девочки встретились. И о том, что желание большое у нее было поменяться. И сколько усилий она приложила… Вот тут-то и чудо подоспело!
Вот, оказывается, какой секрет у чуда есть!
Вопросы и задания к сказке
• Как ты думаешь, почему с капризными детьми не хотят дружить?
• Представь, что ты превратился в доброго волшебника. Какое лекарство от капризов ты бы изобрел?
• Что тебе самому помогает справляться с капризами?
• Покажи перед зеркалом, как ведет себя капризный ребенок, требуя купить в магазине очень дорогую игрушку.
• Нарисуй портрет девочки Зины и портрет Капризины.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.