Кто среди букв главный? Сказка про Азбуку
(перевод с украинского стихотворения Валентины Черняевой «Хто iз лiтер головний? Казка про абетку»)
Доченьке сказала мать:
«Время буквы изучать!
Ты начнешь учиться в школе…»
«Я их знаю уж – от Коли.
Брат мне «Азбуку» давал,
и о буквах рассказал.
А когда легла я спать,
Стали буквы рассуждать.
Вот послушай, как они
в моем сне свой спор вели.
«Я — сказала буква «А», —
В АлфАвите всем глАвА!
Посмотрите нА словА,
все они нА букву «А»:
АвторучкА, АдвокАт,
Анекдот, АэростАт,
АкАдемик, Альпинист,
АппАрАт, АквАлАнгист,
Апельсин и АромАт,
АдмирАл и АвтомАт. »
«В «Азбуке» имею Вес я,
и в слоВах я Всем изВестна.
Это место – Во глаВе –
я займу по праву — «В»!
Я в слоВах: Вода, Весло,
Вес, Веселье и Ведро,
Ветер, Вишня, Викторина,
Волк, Валюта и Витрина,
Вертолет, Виток, Весна,
Век, Варенье и ВинА!
А ещё дарю я «Веру», —
буду я для Вас примером!»
«Ты имеешь слов немало, —
тихо буква «Г» сказала, —
Раскрывай-ка свои уши
и мои слова послушай.
У меня есть что сказать.
И не смей перебивать!
Вот мои слова: Глазок,
Гречка, Гавань и Гудок,
Гриб, Гитара, Голод, Глаз,
Груша, Гиря, Галька, Газ.
Вы не правы, Голубочки,
подчиняйтесь мне, и точка!
Главная среди вас «Г»,
Но ни А, ни Б, ни В!»
«Буква «Г» есть не везДе,
ВсюДу — я, — сказала «Д». —
Дверь, Дорога, Диалог,
Дождь, Директор, Дятел, Дог,
Дом, Диспетчер, Друг и Двор,
Дым, Давление, Дозор.
«Д» — нужнее всех, учтите!
Главная я в алфавите!»
Буква «Е» взяла тут слово:
«НЕт в вас ничЕго такого!
СущЕствуЕтЕ вы всЕ,
потому что рядом – «Е».
Только мне хвала и чЕсть,—
пЕрвая я в словЕ «Есть»!
Поняла нЕдавно я:
срЕди букв «Е» – главная!»
Молча буква «Ё» стояла.
Не сдержавшись, всё ж сказала:
«В Новый год не будет толку,
если не нарядишь «Ёлку»!
Первая в словах я: Ёж,
Ёмкость и, конечно, Ёрш.
В середине слов я: клЁн,
а ещЁ полЁт и лЁн.
Всем нужна я! Мне одной
вы позвольте быть главой!»
Буква «Ж» тут задрожала:
«Слышишь, Ё, не будь нахалом!
«Ж» главней, — я так считаю!
Только я «Жизнь» начинаю;
всем я помогаю Жить, —
лучше вам со мной друЖить!
Вот мои слова: Жаргон,
Жертва, Жалоба, Жетон,
Жир, Жираф, Жара, Жилец,
Желудь, Жук, Жюри и Жрец. »
«Так, — сказала буква «И»,—
вот вам доводы моИ:
главная здесь — «И», счИтаю,—
слов я много начИнаю;
и стараньямИ моИмИ
вещИ все Имеют «Имя»!
В алфавИте «И» — глава!
Слушайте моИ слова:
И (союз), Иск, Инженер,
Иней, Иго, Интерьер,
Инвентарь, Итог, Игра,
Инструмент, ИзгИб, Икра,
Ил, Игла, ИнтеллИгент.
Я — И — главный претендент,
словом, будущИй монарх!
АлфавИт в моих руках.
«Й» вздохнуло: «Что ж, народ,
вот мои слова: Йог, Йод,
Йога, Йогурт и Йо-Йо.
(Трон – призвание моё!)
. Я и в окончаньях есть.
Так что мне воздаЙте честь!
Весь моЙ список послужноЙ
говорит: мне быть главоЙ!»
«К» как будто бы дремало.
Неожиданно сказало:
«К» — с рожденья — «Капитан»;
это мой заКонный сан!
Я Командовать умею,
потому сКазать вам смею:
в «АзбуКе» лишь «К» — глава!
Вам в пример мои слова:
Командир, Корона, Клан,
Кукуруза и Капкан,
Карта, Клад, Клинок, Котлета,
Космос, Колесо, Карета. »
«Л» краснело и бледнело,
но в итоге закипело:
«Повторю вам вновь и вновь,
в жизни гЛавное — «Любовь»!
Без «Любви» — не жизнь, а крах,
так что буква «Л» — монарх!
Много сЛов имею я;
их посЛушайте, друзья:
Ласка, Лебедь, Лес, Лунатик,
Ласточка, Лавина, Ластик,
Лето, Лидер, Ложе, Лук,
Лётчик, Леденец, Латук. »
«М», расправив свои плечи,
вдруг промолвило: «Полегче.
Дайте же и Мне сказать!
Всех роднее слово — «Мать».
Раз его начать уМею,
то и право я иМею
называться впредь главой!
Станьте дружно все за Мной
(потому как я — глава!),
и послушайте слова:
Маршал, Море, Мост, Маяк,
Месяц, Молния, Моряк,
Мир, Мелодия, Мечта,
Молодость и Маята. »
«Н» затопало ногой:
«Я желаю быть главой!
МНого слов и я имею,
вспомНю их сейчас скорее:
Нефть, НазваНие, Наяда,
Ночь, Наука и Награда,
Ноготь, НожНицы, Набор,
НежНость, Нега и Надзор.
Я дарю «Надежду» свету! —
мНе и праздНовать победу!
Согласятся все со мНой,
что должНа быть «Н» главой!»
«А на вид я красивее,
сОвершеннее, круглее.
Всем вам нужнО пОмириться;
азбучная я царица!—
говорила буква «О»,—
И царить лишь мне данО!
Очень мнОгО слОв я знаю,
И сама их начинаю:
Осень, ОблакО, Омлет,
Обаяние, Обед. »
Но поднялась с канапе
вдруг в пижаме буква «П».
«Огорода ты княгиня, —
ты ж ведь толстая, как дыня,
слишком уж широкий стан.
Я — на «Азбуку» всю Пан! —
«П» с трудом свой гнев сдержала. —
Слов и у меня не мало:
Первенство, Полёт, Проход,
Пыль, Пещера, Пешеход,
Плащ, Пшено, Пятёрка, План.
Так что я, конечно, — Пан!»
«»П», пожалуйста, уймись,
замолчи, угомонись.
Я алфавитА главу
тебе быстРо назову.
Хоть от Ф я — половина
(«Р»), — Растёт в саду «Рябина»,
а у вас всех есть «Родня»!
Алфавит — моя семья!
Потому мне быть главой!
Вот мои слова — Разбой,
Рамка, Радуга, Работа,
Рот, Ручей, Разлука, Рота,
Роща, Рост, Рассвет, Рука,
Радость, Ребус и Река,
Расстояние, Рай, Ряд.
Мной откРыт набоР в отРяд.
Кто подал свои пРошенья,
пРинял веРное Решенье!»
«»С», ну хваТиТ, не Трещи!
АргуменТы не ищи!
Удивило: «Сено. Сало. »!
«Т» обижено сказала, —
Твёрдой я всегда была,
Так что будет «Т» — глава!
«Т» — Титан, Талон и Ток.
«Т» — Тон, Танец и Творог.
«Т» — Тень, Тайна и Таран.
«Т» — Томленье, Талисман.
«Т» — Течение и Тля.
Главною здесь буду я!»
«»У», ну помолчи минутку!
Разошлись все ни на шутку!
Стоп! Финал! — сказал «Ф» хмуро, —
Я — известная «Фигура»! —
Я — Философ, Финансист,
Фехтовальщик, Фигурист.
Филологию я знаю,
Физику я изучаю.
Я — специалист в Фольклоре,
также в Фауне и Флоре.
Все мои слова не блеФ, —
быть главою букве «Ф»!»
«Х» в ответ ему сказало:
«»Ф», Хвастун, ты знаешь мало.
Будет нам беда с тобой.
Так что я буду главой!
Вот мои слова: ХворОст,
Храбрость, Химия и Хвост,
Хам, Хозяин, Холод, Хряк,
Хризантема, Хор, Хомяк.
Слово лучшее на свете —
«Хлеб»! И знают это дети.
ВсеХ прошу это учесть,
мне ж отдать и трон, и честь!»
Также как «Ц» — «Х» сказало,
«Ч» — «Ц» проворчало: «Ма-а-ало
ты имеешь, буква, слов!
У меня ж их «будь здоров»!
Докажу, что «Ч» — глава,
сообщив свои слова:
«Чемпион, Челнок, Черченье,
Чиж, Чудовище и Чтенье,
Чай, Чеснок, Чад, Чайка, Чан,
Чары, ЧуЧело, Чабан.
Видите, как я Чинна, —
главною «Ч» быть должна!»
Буква «Ш» вдруг зашуршала
и сказала то, что знала:
«Шаль, ШабаШ, Шиньон и Штиль,
Шип, Шиповник, Школа, Шпиль,
ШаШки, Шанс, Шар, Шорох, Шок,
Штаб, ШинШилла, Шутка, Шток.
Вам пора в Шеренгу стать
и главой меня назвать!»
Хвостиком «Щ» замахало,
к обществу оно воззвало:
«Щедро одарю вас я,
голосуйте за меня!
Выйдет из меня глава,
ведь имею я слова:
Щука, Щебет, Щебень, Щель,
Щётка, Щедрость и Щавель,
Щипцы, Щёголь и Щетина,
Щит, Щенок, Щелчок, Щербина. »
«Ъ» («твёрдый знак») решил молчать,
хоть и было что сказать.
В середине слов он: сЪезд,
сЪём, подЪярус и подЪезд.
А ещё: отЪезд, подЪём,
вЪезд, сЪедение, обЪём. »
Но тут выкрикнула «Э»:
«Разве нет меня нигде?
Начинать слова я рада:
Эра, Этика, Эстрада,
Эстафета, Экскаватор,
Экипаж, Экран, Экватор.
Эй, вы слышали слова?
Я — ваш Эталон-глава!»
«Не последней я стоЮ, —
Заявила буква «Ю», —
Алфавит не замыкаЮ.
И своих слов не скрываЮ:
Юбилей, Юпитер, Юность,
Юмор, Юг, Юродство, Юркость.
«Ювелир», к примеру, — спец
от серёжек до колец;
а «Юрист» творит в суде, —
потому что «Ю» везде.
Вы притихли? Это плЮс!
Всех объединЮ в соЮз!
И не спорьте вы со мной.
Точка! Буду я главой!»
«Я последнею стою,
но не хуже «Я», чем «Ю»! —
«Я» вслух громко рассуждало. —
Слов и у менЯ немало.
Почему все так со мной?
Хочется мне быть главой,
первой в «Азбуке» стоЯть,
алфавитом управлЯть! —
Буква «Я» это сказала,
и свои слова назвала. —
Яркость, Яблоко, Янтарь,
Ягода, Ядро, Январь. »
Голос «Ь» («мягкий знак») подал,
буквам всем он так сказал:
«Нету слов на «мягкий знак»,
но вам без меня никак!
Я стою в словах: королЬ,
рулЬ, веселЬе, тенЬ и ролЬ,
конЬ, паролЬ, колЬе и солЬ,
тЬма, палЬто, медведЬ и болЬ.
Раз смягчаю я слова,
значит толЬко я — глава!»
Но не слышат «мягкий знак», —
безголосый он, как рак.
Буквы без него шумели, —
все руководить хотели.
«Доча, чтоб писать, читать,
буквы все нам нужно знать!
Все они важны, поверь,
и, конечно же, проверь!
Юля «Азбуку» читала,
буквы в слово составляла.
Доказали ей слова:
«Каждая из букв — глава!»
______________########_______________________####
___________###___####________________#######__##
__________##____#####______________###__##
__________##__###_##_______________##___##
______________##__###______________##__###
___ОТ_______##___###______ДО________#####
___________########_______________###_##
__________##_____###_____________###_##
_________##______###___________###__#####
_______##_______######_______###
_____###_________________####
_#####
Сказки про буквы алфавита читать
Сказки о буквах или сказки, где буквы являются персонажами, выполняют ту же обучающую задачу, что и азбуки в стихах: помогают детскому уху настроиться на восприятие звуков. Но здесь эта задача решается исподволь и в ряду других, не менее важных. Ребенок погружается в захватывающие приключения. Есть сказки, где буквы выступают в качестве персонажей (как у Ирины Токмаковой в «Але, Кляксиче и букве Я» или у Михаила Раскатова в «Пропавшей букве»). А бывает, что главному герою книги нужно научиться распознавать буквы, чтобы справиться с той или иной сказочной проблемой.
Сказки, выстроенные вокруг букв, ненавязчиво обучают ребенка различать буквы. Оказывается, это так интересно!
Хотя в таких сказках (за редким исключением) задача научить ребенка всем буквам может и не стоять. Поэтому они скорее создают мотивацию для дальнейшего обучения.
Ник Бромли
«Осторожно! Эта книга кусается!»
Художник Никола О’Бирн
Перевод с английского Марии Пак
Издательство «Лабиринт Пресс», 2017
Конечно, и трехлетний, и четырехлетний малыш эту информацию, скорее всего, пропустит (хотя это не избавит его от негодования по поводу крокодиловых действий). Но можно и нужно обратить на это внимание ребенка, уже начинающего читать.
Борис Заходер
«Кит и кот»
Художник Евгений Мешков
Издательство «Речь», 2017
Сказка «Кит и кот» Бориса Заходера – самая что ни на есть «буквенная». Ее сюжет строится вокруг перепутанных букв: «кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил». В результате кит оказался на месте кита, и наоборот. Возникает веселая путаница. Эта сказка нравилась детям прошлых десятилетий, родителям и бабушкам нынешних детей. И сейчас ее юмор не устарел, а рифмы легко впечатываются в память. За карнавалом с котами и китами детям открывается важное знание: замена одна единственной буквы, маленького значка, совершенно меняет смысл слова.
Поскольку «кит» и «кот» ‒ слова короткие и простые с точки зрения графики, можно предложить ребенку их нарисовать. А можно нарисовать картинки к сказке с «правильными» китом и котом и с «неправильными», а потом подписать, где кто.
Ирина Токмакова
«Аля, Кляксич и буква “А”»
Художник Виктор Чижиков
Издательство «Лабиринт», 2019
Сказочная повесть Ирины Токмаковой может считаться идеальным введением в мир грамоты для малыша четырех-пяти лет (т.е. с того момента, когда ребенок уже способен слушать сказочные повести).
В основе сказки – захватывающий динамичный сюжет с оттенком детектива (похищение злодеем буквы «Я», для спасения которой требуется разгадать загадку), с путешествием и приключениями. Здесь есть понятное дошкольнику противоборство хороших и плохих персонажей и благополучный конец: все спасены, миссия добрых героев выполнена.
Большая часть сказочных персонажей – буквы. Но это не буквы-знаки, а буквы-существа, художественные образы – буквы. У них свои характеры и манера речи, они совершают поступки. А это как нельзя более соответствует детскому восприятию. То, что буквы выступают здесь в качестве «веселых человечков», мгновенно встраивает их в мир образного измерения ребенка: о них можно думать как о «живых», с ними можно играть, можно сочинять истории.
При этом сказка еще и наполнена звукописью, которая особенно наглядна и различима в «монологах» отдельных букв. Автор показывает малышу, что буква вслух произносится как определенный звук и что звуки при слиянии образуют слово. Но делается это без тени дидактизма, является органичной частью сюжета, который и держит внимание ребенка.
Георгий Юдин
«Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
Иллюстрации автора
Издательство «Детская литература», 2018
Книга Георгия Юдина действительно может заменить собою букварь для дошкольника, поскольку буквы здесь изображены как «слепок» с какого-нибудь предмета или явления, как его трансформированное изображение.
Но, наряду с картинками, важное место в книге занимают сказки. Сказка «вокруг буквы» и рисованный образ буквы составляют здесь неразделимое единство. Ребенок смотрит на картинку, отыскивая в ней букву, а взрослый в это время читает ему текст, в котором используются разные слова, начинающиеся на соответствующий звук.
В основе сюжета – таинственное исчезновение из Буквограда (и из речи) буквы Ш, необходимость ее отыскать и освободить. Главные герои – близнецы-первоклассники, Саша и Алеша, имена которых с исчезновением буквы видоизменяются самым плачевным образом.
Принцип построения сюжета, вроде бы, очень похож на тот, что использует Ирина Токмакова в своей сказочной повести «Аля, Кляксич и буква А».
Но книга Михаила Раскатова намного сложнее. Здесь гораздо больше действующих лиц, вступающих между собой в разнообразные отношения. Характеры главных героев развиваются по ходу повествования (а в сказке Токмаковой, которая адресована детям более раннего возраста, характеры героев остаются практически неизменными). Саа и Алеа должны преодолевать себя, чтобы вновь обрести нормальные имена. «Восстановление» имени связано с воцарением порядка в целом. Кроме того, в «Пропавшей букве» появляются по-настоящему страшные персонажи, которых называют «буквоедами». Они живут в особой стране, где вся жизнь подчинена жестким правилам, малейшее отступление от которых беспощадно карается. Буквоеды противостоят жителям Буквограда, буквам и знакам препинания.
Во время чтения слушателям книги предстоит пережить с героями опасные приключения и принять участие в разгадывании довольно сложного шифра.
Эту сказку хорошо читать детям, которые уже знают буквы и понемногу начинают осваивать навык чтения. Детям, у которых уже есть опыт восприятия сказочных повестей и которые любят «страшные сказки».
Александр Шаров
«Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»
Художник Ника Гольц
Издательство «Эксмодетство», 2016
В основе сказки Александра Шарова лежит противостояние между двумя братьями – Добрым Художником и Злым Художником. Добрый Художник создает образы и свой добрый сказочный мир. Злой Художник тоже видоизменяет мир, но всегда в ущерб Доброму, пытаясь погубить им сотворенное. Это совершенно новый для ребенка взгляд на вещи: оказывается, и творчество может быть разрушительным.
Желая окончательно погубить доброго брата, Злой Художник создает бешеные буквы. Создает он их из нарисованных змей. Главное качество новых букв – жалить и составлять запрещающие слова. Появление бешеных букв приводит к тому, что все вокруг становится «как мертвое». Черствая буква Ч сторожит попавшего в плен Доброго Художника. Кровожадная, клыкастая, коварная буква К руководит войском, посланным Злым Волшебником. Но в конце концов бешеные буквы лишаются своих ядовитых жал и превращаются в «добрых». Довольно сложный образ, через который ребенку открывается, что уметь писать, уметь управлять буквами – это не безусловное благо.
Оказывается, буквы могут нести угрозу всему человечному в мире. Такой вот своеобразный урок философии для детей.
Если думать просто о знакомстве с буквами, то лучше отложить эту книжку на более позднее время.
Пусть ребенок сначала узнает, что такое буквы и зачем они, а уже потом – что они могут быть «бешеными».
Но вообще это невероятно поэтичная и в то же время драматичная сказка с непредсказуемо развивающимся сюжетом, неожиданными образами и неотпускающим напряжением: героям, не успевшим избегнуть одной опасности, уже грозит новая беда. Однако по воле сказочника все злые персонажи непременно превращаются в добрых. Все – кроме главного злодея. Он просто прячется. И это оставляет в глубине души чувство тревоги.
Так как сказка построена на сложной игре значений и непростых образах, ее лучше читать ребенку не раньше пяти лет. А можно предложить для самостоятельного чтения читателю лет восьми: простенькой и неинтересной она не покажется.
Материал подготовили Марина Аромштам и Елизавета Прудовская
Веселая Азбука в стихах
Азбука в стихах и картинках
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко!
Ученик учил уроки
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, как мяч!
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок
Электрический звонок.
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.