Сказки про народные праздники

Сказки

Восьмая Марта

автор: Людмила Маркова

В стародавние времена, когда мужчины ещё были жутко мужественными, а женщины до легкомыслия женственными случился кризис… Не, не экономический, и не кризис среднего возраста, а кризис хрупкой женской души. Надоело ей в облаках витать – голубей пугать, и решила она «приземлиться», прибиться к надёжному берегу, надеть оковы реальности и протереть хорошенько ацетоном свои гламурные розовенькие очки. Короче, встретить жизнь во всеоружии.

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 1402

ЕЛОЧКА

ЕЛОЧКА

Ганс Христиан Андерсен

В лесу стояла чудесная елочка. Место у нее было хорошее, воздуха и света вдоволь; кругом росли подруги постарше – и ели и сосны. Елочке ужасно хотелось поскорее вырасти; она не думала ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых крестьянских ребятишек, что сбирали в лесу землянику и малину; набрав полные кружки или нанизав ягоды, словно бусы, на тонкие прутики, они присаживались под елочку отдохнуть и всегда говорили:

— Вот славная елочка! Хорошенькая, маленькая!

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 2956

МОРОЗКО

МОРОЗКО

Народная русская сказка Александра Николаевича Афанасьева

(текст сказки соответствует изданию 1873 года, подготовленному самим А.Н. Афанасьевым)

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает – ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать?

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 3217

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Ганс Христиан Андерсен (Перевод А. Ганзен)

Сказка в семи рассказах

Рассказ первый.

ЗЕРКАЛО И ЕГО ОСКОЛКИ.

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 2407

СНЕГУРОЧКА

СНЕГУРОЧКА

Русская народная сказка

Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них.

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 3391

ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА

ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА

Русская народная сказка в изложении Владимира Ивановича Даля

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник, посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек, да и говорит:

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 3192

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Словацкая народная сказка в пересказе Самуила Яковлевича Маршака

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 3846

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

Павел Петрович Бажов

— Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 3823

СНЕГОВИК

СНЕГОВИК

Ганс Христиан Андерсен

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 3098

ИСТОРИЯ ГОДА

ИСТОРИЯ ГОДА

Ганс Христиан Андерсен

Дело было в конце января; бушевала страшная метель; снежные вихри носились по улицам и переулкам; снег залеплял окна домов, валился с крыш комьями, а ветер так и подгонял прохожих. Они бежали, летели стремглав, пока не попадали друг другу в объятия и не останавливались на минуту, крепко держась один за другого.

Подробности Категория: ПРАЗДНИЧНЫЕ СКАЗКИ Просмотров: 2574

Источник

Сказки про Масленицу

Солнце и блины

На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

— Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…

Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

— Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.

Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

— Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!

Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!

Как весна зиму поборола.

Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

— Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.

Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.

Читайте также:  Рассказ майская ночь или утопленница где происходит действие рассказа

Соломенная Масленица.

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!

— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай, Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала.

Эти три сказки — из сборника известного знатока русского фольклора Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. – М.: «ЦентрПолиграф», 2001.

А вот более известная сказка, в которой тоже есть персонаж — «блин масленый»

Крылатый, мохнатый да масленый (В обработке И.В. Карнауховой)

Посмотрите с детьми прекрасный диафильм по этой сказке. Пользуйтесь кнопкой пауза, если не успели дочитать текст слайда:

Источник

Праздник русской народной сказки. Сказка за сказкой

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках.

….Русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.

О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки икраски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Сказочница: Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки.потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.

Не пристало добрым молодцам по палатям валяться да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дети исполняют песню “Молочная река”

Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть – самобранка. Но на ней не яства заморские, а предметы “сказочные”, которые помогут вам в пути: гребень, полотенце, сосуд с живой водой, колечко, золотое яблочко, семимильные сапоги, скатерть – самобранка, клубочек, зеркальце.

Предлагаю самым смелым выбрать поочерёдно 3 предмета, но с таким условием: вы должны назвать волшебные свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается.

Котомки собрали – в путь! В страну Сказок, Чудес и Волшебства!

(звучит “Песня охранников” из мультфильма “Бременские музыканты”. Появляются 2 стражника).

Вот мы и на месте. Но почему ворота заперты? Почему стражники такие сердитые?

1 стражник. А это кто? Что это они тут расселись? Что здесь вообще делают? Они что, не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказку? Неучам в ней нет места!

1 стражник. А из букв, что в выделенных квадратиках, надо сложить волшебные слова! Только тогда они смогут отомкнуть печать на карте нашей страны.

Показывают свёрнутую в рулон карту с печатью.

Она не хуже волшебного клубочка укажет путь.

Испытанье вы прошли,
Чуть утраты понесли.
Но зато теперь я вам
Карту чудную отдам.

Срывают печать, прикрепляют карту, уходят.

Сказочница. Долго ли, коротко ли шли путники по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова сказать нужно?

Избушка, избушка,
Встань к лесу задом, ко мне передом.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга, поёт, танцует.

Вот как раз прямо за моим домом дорожка к нему и ведёт. (показывает на карте). Прощайте! Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь…

Сказочница. Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Как же нам задобрить Водяного, чтобы он нас через своё болото пропустил? А давайте его портрет нарисуем. А ну, смельчаки, выходите по одному из команды!

Ребята рисуют Водяного

Пока они рисуют, давайте-ка и мы время зря терять не будем, а перейдём через болото по кочкам.

Игра “Перейди болото”

Перед вами “кочки”. На кочку можно ступить и не провалиться в болото, только назвав русскую народную сказку.

Сказочница. Посмотрите, какие чудесные портреты получились. Я думаю, что Водяной пропустит нас. А что это за дом? Кто в нём живёт?

Выходит Хозяюшка, поёт и пританцовывает “К нам гости пришли…”

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Не стесняйтесь, располагайтесь поудобнее. Давайте знакомиться. Меня зовут Мария Александровна. Я хозяйка этого дома. А вы как в нашу страну попали? Небось сказки любите? Вижу, долгонько уже идёте… вот и отдохните у меня. Домик у меня не большой, да уютный. Всё своими руками сдомовничала, люблю рукодельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в русских сказках много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо шили, готовили.

А знаете ли вы, какие яства наиболее часто в сказках предлагают гостю? (каша, щи,жареные быки, мёд – пиво, хлеб – соль и т.д.)

Знаете ли вы сказки, где хозяева дома были необычные существа? (Сват Наум, баба яга, Кощей и т. д.)

Попробуйте назвать сказочные строения и их хозяев. (избушка на курьих ножках, царский дворец Берендея и т.д.)

Молодцы! Не буду вас задерживать. Но напоследок хочу совет вам дать: чтобы из леса поскорее выбраться, назовите героев сказок, чьи голоса услышите, и названия этих сказок. Счастливого вам пути!

Раздаются голоса сказочных героев. Дети отгадывают их.

“Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?” (Морозко из одноимённой сказки)

“Как выскочу, как выпрыгну,
Полетят клочки по закоулочкам”. (Лиса из сказки “Заюшкина избушка”.)

“Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!” (Братец Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

“Сивка-бурка, вещий каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой” (Иванушка из сказки “Сивка-бурка”)

Сказочница. Вот и горы остались позади, а впереди ждёт нас дворец царский.

Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно за морем иль худо?
И какое в свете чудо?

Сказочница. Расскажите, ребята, какие сказочные чудеса вы знаете? (летучий, корабль, жар-птица, молодильные яблоки, деревянный орёл и т.д.)

Читайте также:  План рассказа о васнецове для 3 класса литературное чтение

Царь. Обычно цари загадки загадывали, вот и я вам тоже решил испытание устроить. Расскажите-ка мне сказочку.

Сказочница. Царь-батюшка, ребята сказки умеют не только рассказывать, но и показывать.

Инсценировка сказки “Заюшкина избушка на новый лад”

Царь. Ох, и порадовали вы меня своими сказками. Жаль мне с вами расставаться, да делать нечего. Желаю вам доброго пути.

Сказочница. Вот и дворец сказочный позади остался…Заканчивается и наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства. Но зато теперь вы можете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

А сегодня, прощаясь с вами, думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми заканчиваются сказки. (“И стали жить – поживать, и добра наживать”, “И я там был, мёд – пиво пил….”)

Учитель. А ещё на нашем празднике мне хотелось бы отметить ребят, авторов этих прекрасных работ

Награждение участников конкурсов “Сказка ложь, да в ней намёк”(ребята сами сочиняли сказки), “Я рисую сказку”

Спасибо вам за участие. До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства.

Ребята исполняют песню “Спор Маши и Вити”

Источник

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Сценарий татарского праздника «Наш веселый Сабантуй» Сценарий татарского праздника “Наш веселый Сабантуй” Цели и задачи: 1. Дать представление о татарском национальном празднике “Сабантуй”, о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника. Продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций.

Классный час в формате праздника «Народные посиделки» Цель: познакомить обучающихся с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа; воспитывать интерес к истории и народному творчеству; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира. Оборудование: компьютер.

Публикация «Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного. » Посиделки в русской избе Дети в русских народных костюмах – гости из трёх деревень – входят в зал. Хоровод «Капустица». Садятся на места. Ведущий в роли Хозяйки и двое детей остаются в центре Хозяйка: Добрый день, уважаемые гости! Рады видеть всех в нашей горнице. Ребёнок 1.

Музыкально-спортивное развлечение «Народные игры» Музыкально-спортивное развлечение «Народные игры» Цель: Знакомить с традициями и культурой русского народа. Развивать желание играть в русские народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровых ситуациях, совершенствовать двигательные.

Сценарий развлечения для детей 6–7 лет «Этот удивительный мир народной поэзии» Сценарий развлечения для детей 6-7 лет Цель: создание условий способствующих развитию духовно-нравственных ценностей у детей через русскую народную культуру. Задачи: • способствовать расширению знаний о русском устном народном творчестве: песнях, пословицах и поговорках.

Сценарий весеннего музыкально-фольклорного развлечения для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи» Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи. Масленица годовая, гостьюшка дорогая!» Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале, а также как уличное развлечение. Данный материал будет полезен музыкальным.

Сценарий фольклорного развлечения для детей средней группы «Посиделки» «Посиделки» фольклорное развлечение для детей ср гр. Цель: приобщение детей к народной культуре и традициям. Задачи: Формировать у детей представление о посиделках. Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями. Поддерживать и развивать интерес детей к песням, играм.

Источник

Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси»

Светлана Зубова
Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси»

подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «Ровеньский детский сад «Радуга» Зубова С. Д.

Цель: развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи: образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа, познакомить с русскими традициями праздников, истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Ход занятия.

В. : Ребята, в какой стране мы живем?

В. : А как называют людей, которые живут в России?

Д. : Россияне, русские.

В. : Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали называть на Руси русский народ. Очень давно жили наши с вами предки – это кто?

Д. : Прабабушки, прадедушки.

В. : Русский народ жил своим трудом: они пахали землю, шили одежду, шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины, вырезали деревянную посуду, матрешек.

Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На ярмарках мастера обменивались опытом.

(Предлагаю рассмотреть выставку народных изделий.)

В. : Наш русский народ очень любил русские народные сказки. А какие русские народные сказки знаете вы, ребята?

Д. : Дети называют знакомые им сказки.

В. : А ещё наш народ очень любил праздники, поэтому они слагали песни, частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники?

В. : Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных праздников. Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы? Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть праздник.

Русский народный праздник Покров. А что это за праздник Покров? В какое время года этот праздник.

Д. : Высказывают свои версии.

В. : С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так называется потому, что в этот день всегда выпадает первый снег, как покрывалом белым покрывает землю. Это означает, что скоро придет матушка-зима. В праздник Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник. Игра называется «Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

В. Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время года мы с вами ребята попали.

В. : Какие вы знаете зимние праздники:

В. : Правильно Рождество. Рождество в нашей стране празднуют 7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой, а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Читайте также:  Рассказ о детях героев 2005 года

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

В. : Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние праздники вы знаете?

В. : Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный,длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид,все равно говорили:»Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.

Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.

Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте,и говорят: «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».

Обычно после этого появляются «лишние» руки.

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

В:А сейчас мы с вами поиграем в новую игру, которая называется «Жаворонок».

В небе жаворонок пел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

В. :Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки»? Что символизирует жаворонок? Что пекли хозяйки в честь этого праздника? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?

Альбом «Народные праздники и обряды» Хочу поделиться с Вами своей разработкой. В рамках проекта «Наши тардиции» для детей старшего дошкольного возраста, пришла в голову идея.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в ГКП на тему «Насекомые» ЦЕЛЬ: познакомить детей с насекомыми ЗАДАЧИ: Развивать зрительную память, внимание. Воспитывать чувство заботы о живой природе. Обучать.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Коррекционно-образовательные.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Весенние праздники. 8 Марта» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы. «Весенние праздники!».

Педагогический проект «Русские народные праздники в детском саду» Срок реализации:первая- вторая неделя марта. Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: фронтальный. Участники проекта: дети.

Проект «Народные праздники» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. (Народная мудрость.) Вид проекта: По продолжительности:.

Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа) Проект «Новогодние народные праздники и традиции» Группа №3 «Солнышко» Воспитатели: Краева В. Н. Ефремова И. С. Январь 2016 Проект «Новогодние.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Тема: Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси) Цели: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Занятие для средней группы по ознакомлению с окружающим на тему: «Мебель» Білім беру саласы: Образовательная область: Познание Блімі: Раздел: Ознакомление с окружающим миром. Таырыбы:Тема:.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Жизнь ежей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 ст. Кавказская муниципального образования Кавказский район.

Источник

Познавательное и интересное