Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Алена Меркулова
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека сказок
по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
«Со сказочными героями в мир экономики»
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка. Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
сказки, отражающие труд людей;
сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»,экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
(сказки, отражающие труд людей)
(русская народная сказка)
Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить.Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Материал: кукольный театр «Теремок».
Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.
Какими видами труда занимались жители теремка?
Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?
Как был восстановлен теремок?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.
Как жилось зверям в теремке?
Почему они помогали друг другу?
Для чего нужно разделение труда?
Есть ли разделение труда в твоей семье?
Как вели хозяйство жители теремка?
Обсудите пословицы: «Всякий человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».
(русская народная сказка)
Цель: формировать положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.
Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой,работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали.Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.
Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.
Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».
Экономические категории: труд, обязанности.
Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?
Какую работу она выполняла по дому?
Чем были заняты хозяйские дочери?
Каким образом коровка помогала Хаврошечке?
Какие пословицы о труде вы знаете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.
Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?
Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?
Как восторжествовала справедливость?
Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж.Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.
Прикреплённые файлы:
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.
Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста «Как вырасти здоровым» Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.
План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.
Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению «Педагогика дошкольного детства». писала диссертацию на тему «Формирование.
Сказки по экономике
СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ В МИР ЭКОНОМИКИ
А.Н.Толстой « Золотой ключик или приключение Буратино».
Цель: закрепить представление детей о банке, как месте, в котором хранятся деньги.
1. О каком доме говорила Мальвина? 2.Что такое сберегательный банк?
Цель: обогатить представление детей о валюте, разнообразии денежных знаков.
Содержание: Мальвина раздаёт своим ученикам- Буратино, Пьеро, Артемону листочки, на которых нарисованы сказочные герои и деньги той страны, в которой они живут, и рассказывает историю про деньги. « Встретились как-то в стране экономики герои разных сказок: Красная Шапочка, Бременские музыканты, Сестрица Алёнушка, дядя Скрудж и стали вспоминать, как называются деньги разных стран.
Задание: соедините линией каждый персонаж с той купюрой, которая « живёт» в его стране – предложила Мальвина своим ученикам.
1.О каких деньгах говорили герои сказок?
2.Как называются денежные знаки каждой страны: валюта, деньги, банкнота, монеты?
Цель: расширить представления детей о разнообразных способах получения доходов и увеличения прибыли.
Содержание: Мальвина обращается к своим ученикам:
-Вспомните, как можно увеличить семейные доходы?
-Можно ставить новые спектакли и получать за это деньги- добавил, подумав Пьеро.
-А не лучше ли деньги положить в банк и таким образом получать прибыль, т.е. доход- негромко сказал Артемон.
Мальвине понравились некоторые предложения, высказанные её учениками.
1.Как хотели увеличить доходы Буратино, Пьеро, Артемон?
2. Понравились ли Мальвине предложение Артемона, почему?
3.Как называются деньги, полученные вкладчиком за хранение их в банке: выгода прибыль, проценты, убыток?
4. Что такое прибыль, проценты?
Цель: познакомить детей с ценой разных товаров: качественных и товаров с браком (дефектом), ввести понятие скидка.
Содержание: Карабас-Барабас открыл новый магазин. Покупатели: лиса Алиса, кот Базилио, Артемон, Буратино – сделали для себя несколько покупок. На следующий день они пришли в магазин, но не купили, ни одной вещи. Карабас-Барабас задумался: « Почему не покупают товар?» И вдруг он обратил внимание на то, что некоторые вещи имеют брак (оторвана пуговица, поставлено пятно и тд.), т.е. у товара непривлекательный внешний вид. Карабас долго думал, как сделать, чтобы этот товар купили? И наконец, придумал: он зачеркнул прежнюю цену товара и написал новую. Появились таблички: « Товары продаются со скидкой». На следующий день все товары раскупили.
1.Что придумал Карабас-барабас?
2.Продавать товар со скидкой выгодно или не выгодно?
Цель: познакомить с магазином (отделом) уценённых товаров.
Содержание: Мальвина предложила Карабасу-Барабасу открыть магазин уценённых товаров.
« Что такое уценённые товары?»- спрашивает любопытный Буратино « Это товары по сниженным цена»,- отвечает Мальвина. « Что такое сниженная цена?»- вновь задаёт вопрос Буратино. « Это значит, что цена товара меняется. Она становиться меньше прежней»,- терпеливо объясняет Мальвина.- Если товар не пользуется спросом, то его продают дешевле, со скидкой».
1.О каких товарах говорила Мальвина?
2. Как называются товары, цена, которых снижена: уценённые товары, товары со скидкой, дорогие (дешевые ) товары?
3. Что такое скидка?
Цель: сформировать у детей представление о цене, как выражении качества товара.
Содержание: Мальвина начинает урок экономики с игры « Угадай», которую любят её ученики. Она раздаёт карточки, на которых нарисованы разные товары: Кувшин новый, яркий и кувшин со сломанной ручкой; яблоко спелое и яблоко испорченное, платье красивое, современное и платье устаревшей модели, с браком и тд.
Буратино и Пьеро внимательно рассматривают картинки, угадывают товар, который будет продаваться дешевле (по сниженной цене, со скидкой).
1.Как ученики Мальвины определяют товары, которые будут продаваться по сниженной цене (со скидкой)?
2.От чего зависит цена товара?
3.Что обозначает скидка цены товара: цена повышается, цена понижается, остаётся.
Цель: сформировать у детей представление о рациональности выбора материалов.
Содержание: жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили однажды поросята: из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал.
Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее.
Наф-Наф советует строить дом из кирпича.
1.О чём спорили поросята?
2.Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?
3.Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
4.Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на юге, севере?
Цель: расширить представление детей о рациональном использовании денег.
Содержание: долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны.
1.Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?
3. Что такое расход?
4. Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?
Цель: сформировать понятие необходимости расчёта доходов, умение выполнять простейшие расчётные операции, установление соответствия доходов и расходов.
Содержание: живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.
1.Как можно назвать деньги потраченные поросятами?
2. Какие бывают расходы?
Цель: сформировать понимание источников денежных накоплений; развивать умение экономить.
Содержание: пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства. « Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. « Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.
1.Как называют деньги, которые поросята откладывают в копилку?
2. Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?
Волк и семеро козлят
Русская народная сказка.
Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального (целесообразного, экономического) ведения домашнего хозяйства.
1. Почему мама Коза была огорчена?
2. Знают ли козлята, как нужно выполнять домашнюю работу?
3. Что такое секреты домашнего хозяйства? Какие ты знаешь секреты?
Цель: показать детям важность выполнения своих обязанностей каждым членом своей семьи, необходимость сохранения хороших отношений в семье, помощи, взаимного уважения.
1. О чём говорили козлята?
2. Можно ли утверждать, что козлята умеют распределять обязанности между собой?
3. Почему каждый из козлят выбрал одно дело?
4. Каков результат умелого распределения домашних дел?
5. Что такое распределение домашнего труда?
Цель: сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык).
Содержание: мама Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей. Партия новой одежды была готова, но в продажу не поступила. «Почему?»- удивились козлята. « Товар не может продаваться без этикетки (ярлыка)»,- поясняет Коза.- На этикетке указывается название изделия, размер, его изготовитель, цена. Козлята с удовольствием принялись за изготовление таких необходимых этикеток.
1. Где записываются сведения о товаре?
2. Как можно назвать информацию о товаре: реклама, ярлык, объявление, ценник, этикетка?
3. Что может случиться, если на товаре не будет этикетки (ярлыка)?
4. Что такое этикетка?
Цель: уточнить представление детей о подарке как способе выражения бескорыстного отношения к окружающим.
1.Чем сначала обрадовал Волк Козу и козлят?
2.Можно ли считать билеты в театр подарком в данном случае, почему Коза удивилась?
3.Что такое подарок?
Русская народная сказка
Цель: расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.
Содержание: жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. « Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе – мороженое.
1.Выгодног ли распределила деньги Мышка – норушка?
2.Что такое выгода (прибыль)?
Цель: сформировать у детей представление о личной собственности и способах её использования для получения прибыли.
Содержание: шёл Михайло Иванович по полю и увидел разрушенный теремок. « Построю новую гостиницу для лесных зверей,- решает медведь, холодно иногда бывает в лесу: то мороз, то метель, то дождь». И построил. Понравилась гостиница зверятам: уютные номера, недорогая плата (цена) за номер. А главное- каждый вечер собирались они вместе за чашкой чая, и обсуждали интересующий их вопрос: какая личная собственность есть у каждого из них?
1. Как можно назвать медведя, имеющего гостиницу?
2. Кем является Михайло Потапыч: хозяином, собственником, гостем, квартирантом?
3. Что получает медведь от работы гостиницы?
4. Какую личную собственность могли иметь зверята?
5. Что такое личная собственность?
Цель: уточнить название профессии бармен и зависимость количества посетителей от качества их обслуживания.
Содержание: пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесной бар. Ёжик, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в этот бар.
2. Как можно назвать эту профессию: продавец, бармен, официант?
3. Чем занимается бармен?
4. Почему звери решили часто заходить в бар?
Цель: Уточнить знания о бытовой технике, её значении в жизни людей.
Содержание: Рассказала Золушка королю, как много приходится ей трудиться в доме мачехи: стирать и гладить бельё, наводить порядок, готовить еду, шить одежду. Нет у Золушки ни одной свободной минутки. Приказал тогда король своим мудрецам придумать машины, которые помогли бы человеку в домашнем хозяйстве, облегчили его труд. И вскоре, такие волшебные машины появились на главной ярмарочной площади города. Золушка и все остальные жители королевства восхищённо наблюдали, как машины чистили ковры и дорожки, резали овощи и фрукты, готовили напитки, стирали бельё. «Вот мои умные помощники!»- воскликнула счастливая Золушка.
1. Что изобрели мудрецы в королевстве?
2. Какие предметы (товары) можно назвать бытовой техникой?
Цель: Сформировать понимание необходимости рекламы для прибыльной работы предприятия.
Содержание: Добрая фея открыла для Золушки салон красоты «Девица-красавица». Принц приказал своим слугам разнести весть о салоне по всему королевству. Одни слуги зазывали посетителей, громко рассказывая о салоне на площадях и улицах, другие поместили объявление в рекламной газете «Горожане». А Золушка всем своим друзьям разослала открытки-приглашения, в которых сообщала об услугах и ценах.
1. Как узнали о новом салоне жители королевства?
Сказки экономическогосодержания
v Сказки к блоку «Потребности»
«Иван – царевич и серый волк»
(русская народная сказка)
Цели: расширить представления о необходимости иметь друзей; учиться проявлять заботу о других людях.
«Жил – был царь. Было у него три сына. Узнал он, что есть на свете Жар – птица. И послал сыновей найти ее. Разъехались сыновья в разные стороны. Устал Иван-царевич и уснул, а серый волк съел его коня. Запечалился Иван-царевич, а серый волк ему и говорит: «Жалко тебя, садись на меня да держись крепче, привезу тебя к Жар- птице». Владелец Жар – птицы запросил в обмен на нее златогривого коня. Хозяин за коня потребовал Елену Прекрасную. Жалко было Ивану – царевичу отдавать златогривого коня и Елену Прекрасную, и опять ему помог серый волк. Приехал он к отцу с Жар-птицей, на коне и с Еленой Прекрасной»
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические и нравственные категории: потребности, желания, возможности.
— Сразу ли Ивану – царевичу удалось добыть Жар- птицу?
— Все ли желания героев сказки исполнились?
— Почему Иван – царевичу не хотелось отдавать царевну, коня?
— Какие качества серого волка помогли Ивану – царевичу?
— Умел ли Иван – царевич добиваться своей цели?
Вывод: Иван – царевич выполнил поручение отца. Во время путешествия у него возникло желание оставить себе златогривого коня и Елену Прекрасную. Только благодаря деловитости серого волка это удалось сделать.
Лиса, заяц и петух.
(русская народная сказка)
Цели: закрепить представления о свойствах природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании; формировать отрицательное отношение к равнодушию, злу.
«Жили – были лиса и заяц. Лиса построила себе избушку ледяную, а зайка – лубяную. Пришла весна, у лисы ледяная избушка растаяла, а у зайки как стояла, так и стоит. Лиса выгнала его из лубяной избушки. Идет зайчик и плачет. По дороге встретил собаку, волка, медведя, но никто ему не смог помочь. Повстречал петушка. Он выслушал зайчика и выгнал лису из лубяной избушки».
Материал: ширма, кукольный театр «Лиса, заяц и петух».
Экономическая категория: рациональное использование природных материалов.
— Почему заяц построил лубяную избушку?
— Почему лиса построила дом изо льда?
— Из каких материалов дома самые прочные?
Социально-нравственные качества: практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.
— Почему лиса выгнала зайчика из его избушки?
— Кто откликнулся на буде зайчика?
— Каким образом петух помог зайчику?
— заяц правильно использовал природные ресурсы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. Заяц был добрым, этим воспользовалась злая лиса и выгнала его из дому;
— лиса была не практичная, она не знала из каких материалов надо строить дом. Вот и построила дом изо льда, который растаял;
— помог зайчику умный, смелый петушок.
(русская народная сказка)
Цели: формировать представление о взаимосвязи потребностей и возможностей; Объяснить, что настойчивость, обязанность помогают добиться успехов в любом деле
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: Потребности, возможности
— Зачем Иван поехал к царю?
— Почему царь выдал дочь за Ивана?
— Какие возможности были у Ивана с Сивкой-буркой?
Социально-нравственные качества: обязательность, настойчивость, целеустремленность.
— Почему Иван выполнил наказ отца?
— Сразу ли Иван сорвал портрет царевны?
Вывод: Иван выполнил обязательство перед отцом, за что получил коня. Благодаря своей настойчивости женился на царевне.
Братья Гримм
Цели: уточнить сформированные представления потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения; развивать сообразительность, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
«Встретились осел, собака, кот, петух и пошли в город Бремен чтобы сделаться уличными музыкантами. По дорогу их настигла ночь. Петух и кот в забрались на дерево и увидели в дали свет. Свет горел в доме, в котором жили разбойники. Стали звери между собой судить да рядить, как выгнать разбойников из дома. Осел поставил передние ноги на окно, собака прыгнула к ослу на спину, кот взобрался на собаку, а петух взлетел и сел коту на голову. Закричали звери разными голосами и ворвались в дом, разбойники испугались, убежали в лес и больше не когда здесь не появлялись. Осел, собака, кот, петух поели и легли спать, а потом им и уходить не захотелось»
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: Потребности, возможности
— Зачем звери выгнали разбойников из дома?
— Каким образом они заняли дом?
— Были ли такие же потребности у разбойников?
— Что будет с ними? Где они будут жить?
— Без каких потребностей нельзя прожить?
Социально-нравственные качества: сообразительность, умение дружить, уверенность в своих силах.
— Как звери напугали разбойников?
— Почему разбойники испугались?
— Стали ли звери уличными музыкантами?
Вывод: когда звери ушли от своих хозяев, у них появилось потребность приобретении жилья. Обсудив свои возможности и проявив сообразительность, они завладели домом разбойников.
К.И. Чуковский
Цели: расширить представления о разнообразии потребностей, прививать доброе отношение к живому миру.
Материал: фланелеграф с материалом к сказке.
Экономические категории: потребности и возможности.
— Почему Чуковскому звонили звери и птицы?
— Какие потребности были у зверей?
— Почему носорог попросил помочь бегемоту?
— Какие из всех потребностей были самыми главными?
Социально – нравственное качество: доброта.
— Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?
Вывод: звери и птицы видели в К.Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).
v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»
К. И. Чуковский
Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок развевать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания героям сказок, терпевшим сострадание.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приводили к ней гости – тараканы, букашки, блошки, бабушка пчела, бабочки красавицы, приносили к ней подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись, появился Паук и захотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам разбежались, некто не откликнулся на просьбу о помощи. Друг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, сабля вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ Муха за муж идет за лихого, удалого, молодого Комара»
Материал: иллюстрация к сказке.
Экономические категории: покупка, выгода, базар.
— Почему Комар спас Муху?
Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.
— Для чего Муха пригласила гостей?
— Почему Комар не испугался Паука?
Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.
В. Катаев
«Дудочка и кувшинчик»
Цель: подвести к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).
«Девочка Женя со своей семьёй пошла в лес собирать ягоды. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Встретила Женя старичка Боровичка. Предложил старичок ей обменять кувшинчик на дудочку. Как только дудочка заиграла, из-под листиков выглянули ягоды. Отдала Женя кувшинчик, а ягоды собрать не во что. Побежала она к старичку Боровичку, отдала ему дудочку, забрала свой кувшинчик, а ягоды опять спрятались под листики. Так бегала она несколько раз. Рассердился на нее старичок, сказал, что она лентяйка, и не дал ей больше дудочки. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, стала собирать ягоды. Набрала полный кувшинчик»
Материал: иллюстрация к сказке.
Экономические категории: равноценный обмен.
— Для чего Жене нежна была дудочка?
— Зачем старичок Боровичок попросил за дудочку кувшинчик?
— Почему старичок рассердился на Женю?
— К какому решению пришла в итоге Женя?
Социально-нравственные качества: чувства справедливости, старательность.
— Почему старик предложил обменять кувшинчик на дудочку?
Вывод: Женя не хотела искать ягоды под каждым листиком, поэтому она согласилась с предложением старичка обменять кувшинчик на дудочку. Оказалось, что необходимо иметь и дудочку и кувшинчик. Женя не смогла разрешить эту проблему. Взяла и сама собрала полный кувшинчик ягод.
Г.Х. Андерсен
Цели: формировать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах; понимание ценностей денежных знаков в определенной стране.
Материал: иллюстрация к сказке.
Экономические категории: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты.
— Из какого материала была изготовлена монетка этой сказки?
— Как серебряная монетка оказалась в др. стране?
— Почему монетка не понравилась в чужой стране?
— Почему монетку называли фальшивкой?
— Что можно определить глядя на монетку?
— Как называются деньги разных стран?
Социально-нравственные качества: стремление к справедливости.
— Что испытала монетка, когда ее подсовывали кому-нибудь вместо местной монетки?
— Почему серебряная монетка была счастлива в той стране, где ее отчеканили?
— Что мог бы сделать герой этой сказки с (чужой) монетой в наше время?
Вывод: серебряная монетка путешествовала по свету и узнала, что в каждой стране имеются свои деньги. Глядя на монету (купюру) можно определить ее достоинство. В этой стране она «живет».
Цели: формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительное отношение к тем, кто добросовестно трудится.
Материал: иллюстрация к сказке.
Экономические категории: труд, деньги.
— Каким образом отец заставил сына трудиться?
— Как сын заработал деньги?
— Оставит ли отец наследство сыну? Почему?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.
— Почему мать помогала сыну?
— Зачем отец бросал деньги в огонь?
— Как отец узнал, что последний рубль был действительно заработан сыном?
— отец любил своего сына и думал о его будущем. Поэтому заставил его трудиться;
— сын не сразу понял, что деньги надо зарабатывать своим трудом.
Мена
(Русская народная сказка)
Цели: уточнить знания б операции взаимообмена товарами; развивать умение осуждать о выгодных и не выгодных сделках; вызвать осуждение глупости.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: обмен товарами, убыток, выгода, расчёт, сделка, товар дорогой, дешевый, цена.
— Зачем мужик понес кисель царю?
— Какие экономические сделки заключали герои сказку с мужиком?
— Зачем менялись товарами герои сказки?
— Что получил мужик в результате обмена?
— Почему мужик остался ни с чем?
Вывод: мужик не разумно совершал обмен: дорогой товар менял на менее ценный. В результате он понес убытки. Это произошло из-за его глупости.
Литература, рекомендуемая педагогам
1.А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2015г.
2.«Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», Т.В.Потапова, Творческий центр, г.Москва, 2011г.
3.«Введение в мир экономики или как мы играем в экономику», А.А.Смоленцева, «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2008г.
4.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015 – 2017г.г. [утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики от 17.07. 2015 года, приказ № 326]
5.Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2013г. «Интегрированное занятие с использованием корректурных таблиц для старших дошкольников».
6.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 3, 2014г. «Ранняя профориентация дошкольников средствами экономического воспитания».
1.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 10, 2014г. «Корректурные таблицы как способ экономического воспитания дошкольников».
2.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 9, 2012г. «Корректурные таблицы как способ стимулирования креативности детей»
7.Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой народной Республики [утверждена 17.07.2015года, приказ №322]
8.От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., ГоляеваТ.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
9.Программа естественнонаучной направленности «Дошкольная экономика» (на основе программы Е.А.Курак, Л.А.Михерева «Экономическое воспитание дошкольников»)
10.«Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» (развитие логического мышления и речи у детей), Н.А.Кнушевицкая, г.Москва, издательство «ГНОМ», 2011г.
11.«Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников», А.В.Сазонова Луганск, 2009г.