Сказки про роспись городецкую роспись

Сказки

Презентация «Сказка о зарождение городецкой росписи» для детей старшего дошкольного возраста.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься.

И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство.

Налетел, схватил ее и понес.

А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.

Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины)

Барашек Лошадка Барыня с караваем

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего стало весело в Филимонове?

Олень Лиса с петухом

А еще одно перышко упало, недалеко от Нижнего Новгорода в древний город Городец. Там зародилась городецкая роспись по дереву.

Сначала крестьяне стали украшать удивительной росписью прялки. Прялка – это предмет народного быта, на котором пряли нитки.

А уже затем свои дома-ставни, шкафчики, детские игрушки, разделочные доски.

«Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертныйи решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины)

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего стало весело в Филимонове? (стали делать игрушки из глины, свистульки).

А еще одно перышко упало, недалеко от Нижнего Новгорода в древний город Городец. Там зародилась городецкая роспись по дереву. Сначала крестьяне стали украшать удивительной росписью прялки. Прялка – это предмет народного быта, на котором пряли нитки. А уже затем свои дома-ставни, шкафчики, детские игрушки, разделочные доски.»

Источник

Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с Городецкой росписью «Городецкая сказка»

Татьяна Сорокина
Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с Городецкой росписью «Городецкая сказка»

НОД «Городецкая сказка»

Продолжать знакомить с историей Городецкого

промысла, с типами цветочного орнамента.

Развивать интерес и любовь к народному искусству.

Закреплять умение строить композицию рисунка.

Способствование развитию познавательных процессов, умению смешивать краски, получая заданный цвет, умению ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполняя совместные действия дружно и слаженно.

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора,

рисовать элементы кистью.

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

На проекторе: видеописьмо, мягкие модули, шаблоны посуды, гуашь, (белая, синяя, красная) кисть «белка»№5, баночка с водой, салфетка,.

Предварительная работа: рассматривание городецких альбомов, раскрашивание в раскрасках городецких узоров, чтение рассказа о Городце и истории его возникновения.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Введение в игровую ситуацию.

Ребята, посмотрите к нам с вами сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй, матушка земля

Здравствуйте мои друзья.

Эмоционально – психологический настрой

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Воспитатель: Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

И об этом нам сейчас расскажет Кирочка.

Богата и привольна Родина моя

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Посад,

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

С любовью мастерят.

Мотивационно – побудительный момент.

Сегодня к нам в сад пришло необычное письмо от Россиночки.

Педагог читает письмо: ВИДЕОПИСЬМО

Ребята, в нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве народных мастеров, случилась беда. Поселился в наших краях злой волшебник Кощей Бесцветный. Уж очень он не любит красоту и яркие краски. Все он перекрашивает в серый и черный цвет. Есть у него волшебное зеркало. Глядя в него, он видит все, что делается в нашей сказочной стране мастеров. Как-то раз заглянул он в свое сказочное зеркало и увидел красивый город Городец. Живёт там моя подружка -Городеша и городецкие мастера-умельцы. Все в этом городе переливалось яркими красками. Ах,как рассердился Кощей Бесцветный: не бывать такой красоте на земле русской. Напустил он серой краски и город стал мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары Кощеевы развеялись, нужно найти краски и отправиться в мастерскую городецких мастеров, чтобы украсить городецкими узорами изделия и тогда город опять засияет своими яркими красками, а Кощей Бесцветный забудет навсегда своё колдовство. На помощь к вам посылаю свою подружку-Городешу.

Читайте также:  Примеры сравнения в сказках пушкина

Входит Городеша. (грустная)

Городеша:

Здравствуйте ребята! Знаю я о вас много хорошего. Знаю, что вы ребята, маленькие художники. Поможете нам найти краски и освободить город от Кощеевых чар?

Но только путь будет трудным, чтоб попасть в мастерскую надо пройти испытания и снять Кощеевы чары.

Городеша: Тогда в путь!

отправляться в путь пора

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Мы высоко так шагали

Не споткнулись, не упали.

Затруднение в игровой ситуации.

Городеша: А вот и первое испытание для вас мои дорогие, ребята.

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Дети: Городец

Воспитатель: Как же называется эта роспись?

(это Городецкая роспись)

Какие предметы украшались Городецкой росписью?

(посуда, мебель, глиняные игрушки, доски, сундуки, шкатулки, корзины)

Назовите наиболее характерный фон для этой росписи?

(это ярко-жёлтый цвет)

Какие элементы узора присущи этой росписи?

(бутоны, розаны, завитки, кружки, листья, полоски, точки)

Назовите, пожалуйста, цвета, которые используют наши мастера?

(это красный, синий, голубой, зелёный, белый и чёрный цвета)

Воспитатель: Алиса нам сейчас расскажет стихотворение Городце.

Есть на Волге город древний,

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Городецкие узоры

Городеша: Молодцы. Вы всё правильно ответили и стихотворение замечательное. А вот и сундучок. Давайте посмотрим, что в нём?

(находят синюю краску.)

Городеша: Ну а наш путь продолжается.

Вот и второе испытание.

Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним. Д/и «Закончи пословицу».

(дети заканчивают прочитанную Городешей пословицу).

Городеша:

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

«Сделаешь наспех …» (сделаешь насмех)

«Есть терпение …» (будет и умение)

Городеша: Молодцы, вы ребята! Знаете пословицы и всё концовки правильно сказали. А вот и сундучок. А в нём красная краска. Пригодится она нам в мастерской.

Ох и устали мы. Надо бы отдохнуть.

Мы пойдем по лугам Дети идут по кругу, взявшись за руки

Сказочные те цветы Руки вверху, наклоны вправо-влево.

Здесь ромашки и бутоны Указательными пальцами обеих рук

Словно капельки росы, в воздухе изображают капельки.

Расцветают здесь розаны Круговые движения руками перед собой

Городецкий конь бежит, Руки в замок, перед собой, прямой галоп.

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают Руки в стороны, бег врассыпную

И купавки расцветают. Присесть, встать медленно,

изображая руками распустившийся цветок

Городеша: Ну, что продолжаем наш путь?

Городеша: Вот и третье, последнее испытание.

Любят наши мастера-умельцы и работать и веселиться, а особенно любят частушки петь. Чтоб снять чары Кощея Бесцветного, надо бы частушки исполнить. Вы знаете частушки?

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах.

На весь Мир молва идет.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Может быть и среди нас

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Городеша: Молодцы, вы ребята! И частушки весёлые о нашем городе знаете.

А вот и сундучок. А в нём белая краска. Ой, а что там впереди написано?

Видят надпись «Мастерская».

Воспитатель: Вот мы и добрались до мастерской.И у нас три цвета краски: синий, красный и белый. А давайте ещё раз вспомним, какие цвета у городецких цветов. (красный, розовый, синий, голубой, зелёный, белый, чёрный). А как нам получить голубой и розовый цвета?

Дети: Нужно смешать синий с белым – получим голубой, а красный с белым – розовый.

Воспитатель: Всё верно. Проходите в мастерскую, садитесь за столы и выбирайте необходимый материал.

Столько радости для глаз.

Мастера и мастерицы,

Может быть и среди нас.

Мастера, скорей за дело,

Украшай игрушки смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор!

Самостоятельная творческая деятельность

Ну, что настроились? Тогда давайте творить чудеса. Но прежде разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)

Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)

На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)

А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон)

(под русскую народную мелодию дети расписывают предметы городецкой утвари, вырезанной из бумаги).

Воспитатель: ребята, посмотрите, наши игрушки засветились яркими красками и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно и празднично!

Городеша:. Чары Кощея Бесцветного рассеялись. Опять всё засияло красотой. А как будут рады мастера нашего города. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла.Не зря говорят в народе:

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”

Воспитатель: давайте –ка и мы повеселимся.

Читайте также:  Рассказ о капитоне из рассказа муму по литературе 5 класс кратко

Дети исполняют танец «Хорошее настроение»

Воспитатель: Дети, давайте подарим Городеше и гостям наши работы.

Городеша: Спасибо вам, ребята! Мне пора возвращаться в свой любимый город Городец. До свидания!

Воспитатель: Нам тоже надо возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями.

Прошло занятие, и вы

Все сегодня молодцы!

И скажем нашим мы гостям

Спасибо, что пришли вы к нам!

Фотоотчет о знакомстве детей старшей группы с хохломской росписью В нашей группе мы решили организовать мини-музей, посвященный русской народной культуре. Так как настоящие экспонаты собираются с трудом,.

Конспект НОД по мотивам городецкой росписи в старшей группе Конспект НОД ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ в старшей группе Автор: Рязанова Ольга Юрьевна, воспитатель МКОУ Становская начальная школа.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Домашние и дикие животные» Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных, продолжать учить классифицировать по месту обитания. Называть выполняемые ими.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Знакомство с городецкой росписью». МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка» Конспект занятия по рисованию в старшей группе:«Знакомство с городецкой росписью».

Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью ЮВАО ГБОУ СОШ 2092 подразделение «Надежда» «Русь ремесленная. Русь мастеровая» Приобщение дошкольников к истокам народной.

Роспись деревянных досок городецкой и хохломской росписью Когда я работала в одной из групп нашего детского сада в период моего совмещения, я решила расписать одиноко стоящие на полочке, ни чем.

Зимнее оформление окон росписью по стеклу на тему «Новогодняя сказка» Актуальность: Проект разработан и исполнен в связи с актуальностью проблемы взаимодействия педагогов детских садов и родителей воспитанников,.

Источник

Знакомимся с Городецкой росписью

Гребенкина Ирина Николаевна
Знакомимся с Городецкой росписью

Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа «Детство» рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Но для того, чтобы знакомить детей с разными видами русского прикладного искусства, воспитатель должен иметь представления об истории возникновения, особенностях росписи, иметь подборку практического материала – стихи, игры, альбомы с образцами изделий.

Я представляю практический материал по ознакомлению детей с Городецкой росписью.

История и особенности Городецкой росписи.

Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Городецкая роспись как таковая возникает примерно в середине ХIХ века, когда происходит переход от инкрустирования донец (широкая часть прялки, служившая сиденьем) к их росписи. Тогда же и возникла традиция подписывать на работах пословицы и поговорки (что характерно и для лубка) или указывать их авторство.

Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба, изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся росписьсостоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ.

Наиболее распространенными мотивами являются:

цветы — розы,купавки с симметричными листьями:

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

цветочная роспись;

цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.

Цветочная роспись

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

Читайте также:  Приключение незнайки и его друзей читать все сказки

«Гирлянда»— это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб»— один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок, симметрия проявляется в композиции двух крайних.На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».

Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

Частушки о Городце

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Веселись наш детский сад,

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце.

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветы –

Это все для красоты!

Листья, горлицы и кони,

Петухи, скворцы, цветы…

Городецкие узоры

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это все труды прекрасных

Городецких мастеров.

Красоте той нет конца –

Это все из Городца!

Городецкие кони,

Гордо шею изогнули,

Городецкие цветы

И на нас с тобой глядят.

Тоже еду в Городец.

Разрисую детский сад!

Городец, да, Городец,

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят.

Художественное слово о Городце.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Наши доски расписные,

Посмотрите вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

“Где же хлопцы удалые?”

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петрушка

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

«Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя.

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Вся земля под ним дрожит!

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Городецкие цветы

И на нас с тобой глядят.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др., набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Источники: http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=22220 http://festival.1september.ru/articles/

Уткин П. И., Королева Н. С. «Народные художественные промыслы»

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Казачья станица 17 сентября у нас, в с. Красный Яр Астраханской области прошло мероприятие под названием «Казачья станица» Выступали народные.

Источник

Познавательное и интересное