Сказки про уважение старших

Сказки

Как ослик учился уважать старших

Как ослик учился уважать старших (сказка)

Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:
— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?
— Нет. Никто меня не обижал.
— В чём же дело?
— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, что­бы я не возвращался до тех пор, пока не научусь. уважать. старших. А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?
— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.
— Правда, поможешь?
— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколь­ко правил. У тебя хорошая память?
— Не жалуюсь!
— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам.

— Ой, сколько правил! И как ты смог их все за­помнить?
— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.
— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?
— Ничего такого я, кажется, не говорил, — сму­тился Мармеладик. — Однако мне пора. И он быстро распрощался с осликом, чтобы не по­ссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую ло­шадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать. »
Поравнялся ослик с лошадью и говорит:
— Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

— А ещё что? — улыбнулась старая Тпру.
— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.
— Прекрасно! — похвалила Тпру. — Но для чего ты мне об этом говоришь?
— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?
— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?
— Конечно, хочу!— В следующий раз, когда встретишь пожилую ло­шадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?
— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?

Источник

Сказка «Как ослик учился уважать старших»

Замечательная сказка Михаила Пляцковского «Как ослик учился уважать старших» обязательно понравится очень многим. Эта добрая история учит уважать и помогать старшим, быть добрым и вежливым. Как-то на дороге ослик Алфавит встретил козленка Мармеладика. Ослик был очень печальным, ведь бабушка не разрешила ему возвращаться домой, пока он не научится уважать старших. Козленок с радостью согласился помочь и рассказал ослику три важных правила. И обрадованный Алфавит решил проверить, как работают эти волшебные правила уважения старших.

Как ослик учился уважать старших

Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:
— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?
— Нет. Никто меня не обижал.
— В чём же дело?
— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, что­бы я не возвращался до тех пор, пока не научусь. уважать. старших. А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?
— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.
— Правда, поможешь?
— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколь­ко правил. У тебя хорошая память?
— Не жалуюсь!
— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам.

— Ой, сколько правил! И как ты смог их все за­помнить?
— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.
— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?
— Ничего такого я, кажется, не говорил, — сму­тился Мармеладик. — Однако мне пора. И он быстро распрощался с осликом, чтобы не по­ссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую ло­шадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать. »
Поравнялся ослик с лошадью и говорит:
— Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

— А ещё что? — улыбнулась старая Тпру.
— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.
— Прекрасно! — похвалила Тпру. — Но для чего ты мне об этом говоришь?
— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?
— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?
— Конечно, хочу!— В следующий раз, когда встретишь пожилую ло­шадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?
— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?

Источник

Сказка об уважении и наглости

Жил-был Волк. И был он наглым, и не уважал других. Он просто не знал, что такое уважение, и делал все, что захочется. Бегал Волк по лесу все лето один, и никто не хотел с ним дружить. Волк ни с кем не здоровался, брал без спроса личные вещи у других зверей, никому не говорил «спасибо». Только требовал!

Но пришла осень, стало холодать. В один из дней пошел сильный дождь. Бежал Волк мимо опушки леса, и увидал избушку. Заглянул он внутрь, а там разные звери по лавкам сидят, греются – решили они вместе дождь переждать. И всем пристанище нашлось, всем места хватило. Волк обрадовался укрытию, зашел в избу и давай всех зверушек с лавки спихивать, чтобы самому место занять.

Читайте также:  Сказки о лешем для детей

Зверям это не понравилось, но они промолчали. Никто не захотел с Волком познакомиться, потому что он даже не поздоровался ни с кем, когда вошел в избу. Так Волк и просидел в одиночестве, хотя и был в гуще зверей.

Остался Волк недовольным, обиделся и ушел.

– Ну и ладно, – прорычал Волк злобно, и убежал дальше в лес. – Обойдусь и без вас!

А дождь в лесу только усилился. Долго еще рыскал Волк, как вдруг увидел еще одно пристанище. Только не изба это была, а берлога медвежья. И сидели в ней разные звери лесные, от дождя прятались, разговоры вели. Вбежал в берлогу Волк, и снова – ни «здравствуйте», ни «можно ли войти?» не сказал никому, разрешения не испросил. Посмотрели на него звери, только плечами пожали.

Стал Волк снова себе место искать на лавке, чтобы у окна, да потеплее. А на самом лучшем месте сидел Медведь – хозяин берлоги. Гостеприимно впустил он гостей погреться, угостил всех березовым соком, предложил меда. Хотел было Волк и его сдвинуть с места, да силенок не хватило – и большой был Медведь, и тяжелый. Рассвирепел Медведь, хвать Волка за шкирку, да и выставил из берлоги! Звери только обрадовались.

Обиделся Волк, что вновь под дождем оказался, и друзей себе не встретил. Стало ему грустно и холодно. Пошел он в чащу лесную, сел под большим раскидистым дубом, и заскучал.

Вдруг мимо прошел старый Еж. На его колючей спине, утыканной иголками, были нанизаны яблоки и большой гриб. Заметил Еж под дубом Волка, и решил спросить у него, чего тот грустит, и сидит в одиночестве?

– Не любит меня никто, – прорычал Волк в ответ. – А Медведь так вообще меня прогнал из своей берлоги, погреться не дал!

Еж только фыркнул в ответ, и задумался.

– А не тот ли ты Волк, про которого уже во всем лесу ходит слава? – спросил он. – Все звери лесные рассказывают, будто не здоровается он ни с кем, и с лавки спихивает.

Стало Волку стыдно признаться, что это – про него!

– Нет, – говорит Волк стыдливо, – не я это, не про меня это…

– А ты-то сам никогда так не поступаешь, как говорят про этого Волка? – спросил старый Еж, хитро прищурив один глаз.

Волк в ответ промолчал – не знал он, что сказать в свое оправдание. Понял Волк, что вел себя не хорошо, неправильно. Только признаться в этом было ему и стыдно, и боязно. Ведь чтобы признать свою неправоту, нужно быть очень храбрым!

Подошел к нему старый Еж, и ласково потрепал за пушистое ухо.

– Все любят уважение, – сказал он Волку. – И если ты хочешь найти себе друзей – прояви свое уважение.

– А как это делается? – спросил Волк. Он перестал злиться и внимательно слушал, что говорит ему старый мудрый Еж.

– Чтобы другие поняли, что ты их уважаешь, – ответил Еж, – нужно всегда здороваться с теми, к кому пришел в гости. Но главное – улыбнись и прояви дружелюбие!

– А если мы незнакомы? Зачем же я буду с ними здороваться?

Еж улыбнулся и ответил:

– Будь приветлив с незнакомыми, и ты обретешь много новых друзей. К тому же, если ты пришел в чей-то дом, нужно проявить свое уважение к хозяину. Помнишь? Все любят уважение!

– Кажется, я начинаю понимать, почему никто не хотел со мной знакомиться и дружить, – покачал головой Волк, и покраснел от стыда.

Еж погладил Волка по голове и кивнул:

– Все когда-то проходят свои уроки уважения. И если ты вовремя поймешь, где именно вел себя неправильно, и исправишься – твоя жизнь изменится к лучшему. Уважение бесценно, мой друг. Помни об этом.

– Значит, – сказал Волк, – если бы я поздоровался со всеми в той избе на опушке леса, звери захотели бы со мной дружить?

Еж вновь хитро прищурил один глаз.

– А, тот самый Волк, про которого говорят в лесу, что он наглый и никого не уважает – это все-таки ты? – спросил Еж.

Волк густо покраснел, и кивнул.

– Я, – ответил он. – Но я больше так не буду!

– Никогда не поздно что-то понять и исправиться, – ответил Еж. – Теперь ты многое понял, и тебе больше не за что стыдиться. Но главное – не только сказать «я понял», но и изменить свое поведение!

– Но что мне надо делать? – спросил Волк с интересом. – Как я должен себя вести, чтобы найти друзей?

– Нужно здороваться, показывать к другим свое уважение. А еще нужно быть вежливым – например, не расталкивать зверушек на лавке, чтобы занять место получше, а попросить их немного подвинуться.

– А что такое уважение? – спросил Волк.

– Уважать, – ответил Еж, – значит быть вежливым, приветливым и доброжелательным. Здороваться при встрече и когда приходишь к кому-то в гости. Уважать – значит не брать без спроса личные вещи у других. А еще уважение – это значит почитать родителей, выполнять их просьбы, и быть вежливым со старшими и даже с ровесниками и незнакомцами.

– Теперь я понимаю, что значит уважать других! – сказал Волк. Он вежливо поблагодарил старого Ежа, и тот пошел дальше своей лесной дорогой.

Дождь кончился, и вышло яркое солнышко. Птицы запели на весь лес, и Волк вышел из своего укрытия. Он решил пойти в берлогу к Медведю, и исправить свой поступок. В этот раз Волк постучал, прежде чем войти в берлогу. А когда услышал приглашение, вошел внутрь. Звери, которые еще не успели уйти, были удивлены возвращению Волка. Они думали, что он снова поведет себя нагло.

Читайте также:  Рассказ к пословице ученье свет а неученье тьма небольшой

Но Волк подошел к Медведю и извинился, что повел себя не как гость, а поступил плохо, когда пытался прогнать хозяина берлоги со своего любимого места у окна. А потом он попросил прощения у всех присутствующих и предложил им свою дружбу. И случилось радостное событие – все звери очень обрадовались новому поступку Волка, и с удовольствием приняли Волка в свое общество.

Особенно приятно было Медведю – он почувствовал заслуженное уважение к себе со стороны Волка.

– Теперь мы друзья, – сказал Медведь Волку. – Приходи ко мне в гости почаще!

Источник

Сказки про уважение старших

автор: Лариса Кобзева, г. Монреаль
« Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца » – Левитам 19:32.

Ребята, сегодняшняя история напомнит вам о том, как нужно относиться к пожилым людям: к вашим дедушкам и бабушкам, а также к другим людям, которые намного старше вас и ваших родителей.

Вася Коробов учился в третьем классе. Однажды во время урока чтения, учительница рассказала следующую историю, которая произошла на её глазах:

    «Сегодня утром, я ехала в школу на автобусе. В автобусе было много людей, и не было ни одного свободного места. На одной из остановок в автобус зашёл старичок с палочкой. Пройдя немного вперёд, он остановился возле сидения, где сидели два брата: старшему было примерно лет тринадцать, а младшему – не более шести лет.
    Когда пожилой человек подошёл к их сидению, старший брат не обратил ни малейшего внимания на старичка, с трудом пытавшегося удержать равновесие в трясущемся автобусе. Младший же брат сразу поднялся с желанием предложить дедушке своё место. По лицу старшего брата было видно, что ему не хотелось брать младшего брата на руки. Увидев, что тот собирается уступить своё место старичку, старший брат, попытался усадить его обратно. Но маленький мальчик, вырвавшись из цепких рук брата, возмущённо сказал: «Витя! Ты что забыл, как мама нас учила, что старшим надо всегда уступать место!?»
    После этих слов, старший брат, покраснев, отвернулся в сторону, а младший брат, обращаясь к пожилому мужчине, произнёс: «Дедушка, садитесь, пожалуйста». Старичок очень обрадовался и с благодарностью сел на предложенное ему место».

Рассказав историю, учительница попросила учеников ответить на вопрос, который из двух братьев поступил правильно: старший или младший? Весь класс хором ответил: «Младший брат». Тогда учительница сказала: «Ребята, я вижу, что вы все хорошо знаете, что нужно уступать место старшим в общественном транспорте. Мальчик Витя, из рассказанной мной истории, тоже знал об этом, однако в автобусе он не захотел уступить место пожилому человеку. Поведение Вити было очень некрасивым и неуважительным по отношению к старичку. Ребята, я хочу, чтобы вы не только знали о том, что старших нужно уважать и уступать им место, но и поступали именно так… Чтобы с вами не приключилась такая же некрасивая история, как с Витей». Такими наставлениями учительница закончила свой урок.

В этот день после школы Вася возвращался домой вместе со своей одноклассницей Ирой Семёновой, с которой они жили в одном доме. Часть пути ребята прошли пешком, а затем, увидев нагоняющий их автобус, побежали к ближайшей автобусной остановке. Добежав до остановки, запыхавшиеся от бега ребята, заскочили в автобус и уселись на свободное двухместное сидение. Ехать ребятам предстояло довольно далеко, и они были рады тому, что в автобусе оказалось свободное место для них.
По дороге Вася стал рассказывать Ире про компьютерную игру, которую ему недавно купили родители. Пока ребята разговаривали, на одной из остановок в автобус вошла старушка и встала рядом с их сиденьем. Вася, который сидел с краю, так увлёкся своим рассказом, что не обратил внимания на стоявшую возле него бабушку. А сидевшая у окна Ира, увидев пожилую женщину, встала и предложила ей своё место. Вася, даже не подумав уступить старушке своё место, приподнялся и сначала выпустил Иру, а затем пропустил старушку на место Иры. После этого, он, как ни в чём не бывало, уселся на своё место и продолжил свой рассказ. Но неожиданно для себя мальчик вдруг заметил, что стоявшая возле него Ира, отвернулась в сторону и больше его не слушает.
– Ира, почему ты меня не слушаешь, я же ещё не закончил свой рассказ!? – недовольно произнёс Вася.
– Эх, Вася, Вася, ты мне сейчас кого-то очень сильно напоминаешь, – повернувшись в его сторону, с укором произнесла Ира.
– И кого же я тебе напоминаю? – ничего не подозревая, спросил Вася.
– Ты мне напоминаешь того Витю из истории, которую нам сегодня рассказала учительница в школе, – сказала Ира. – Ты, Вася, как и он, поступил очень некрасиво. Ты знал, что старшим нужно уступать место в автобусе, но не сделал этого.

Слова одноклассницы заставили Васю покраснеть. Мальчику стало очень стыдно за свой некрасивый поступок, и ему очень захотелось исправиться. И когда на следующей остановке в автобус вошёл пожилой человек, Вася вскочил со своего места и вежливо произнёс: «Садитесь, пожалуйста».
С этого дня Вася старался с уважением относиться к старшим и не забывал уступать им место в автобусе.

Дорогие ребята, Господь Иисус Христос учит нас в Своём Слове, чтобы мы уважали пожилых людей. Давайте же будем исполнять повеление нашего Бога и, проявляя уважение к старикам, будем уступать им место в общественном транспорте, помогать им переходить через дорогу, подносить сумку и всегда вежливо разговаривать с ними.

Читайте также:  Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации

МОЛИТВА: Давайте попросим Господа в молитве, чтобы Он помог нам с уважением относиться, как к родным дедушкам и бабушкам, так и к другим людям пожилого возраста.

Источник

Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве»

Лена Звягина
Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве»

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста : «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве» адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детского сада, учителям начальных классов.

Цель: создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим

Задачи: разъяснить, кто такие люди старшего поколения, познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим, развивать познавательный интерес детей, воспитывать уважительное отношение к старшим.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об уважении к старшим.Ответьте сначала на мои вопросы:

Кого называют «люди старшего поколения»?

Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

А как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя? Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек? Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать, а родителей слушаться во всем?

Как вы считаете, почему надо так поступать? Дети отвечают на вопросы педагога, ситуации обсуждаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

В Священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его». Теперь вам понятно, что с древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. Недаром русский народ сложил пословицу: «Почитай отца и мать и наступит благодать». Это означало, что слушая и уважая мнение старших, ты всегда будешь поступать правильно, и в твоей жизни все будет хорошо.

В повседневной же жизни мы часто наблюдаем, как малыш грубит маме или бабушке. Подросток может сказать дедушке или бабушке, что они не современны и ничего не понимают в жизни, забывая о почтении, уважении и житейском опыте старшего поколения.

А ведь еще в 1717 году Царь Петр I издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению».В нем говорится:

«Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. …с великим почтением, … подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать».

Нарушавшие эти правила, подвергались наказанию. Как вы понимаете эти правила? Нужны ли они сегодня? Какие из перечисленных правил вы выполняете?

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

Старик — да лучше семерых молодых,

От совета старых людей голова не болит,

Молодой работает, старый — ум дает.

Народы разных национальностей так же единодушно требуют глубокого уважения к старшим:

Старших уважай, младших воспитывай,- говорят тувинцы;

Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку,- услышишь от узбека;

Слушай, что говорят старики,- посоветует японец;

Из народных пословиц видно, что нужно учиться у старших, прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример. Правда, если примеры отрицательные, то такие поступки повторять нельзя! (Примеры: курение, брань).

Однако проявляйте терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения за всю жизнь, даже если они кажутся вам старомодными, вредными и неприятными.

Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

Послушайте, пожалуйста, внимательно отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся».

Начал старшим я грубить.

Я ему в ответ сердито

За обедом скажет мама:

Я в ответ шепчу упрямо:

Очень бабушку люблю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Хорошо ли ведет себя мальчик по отношению к старшим в своей семье? Чем обидели мальчика бабушка, папа и мама? Что вы посоветуете герою стихотворения? Как мы должны относиться к старшему поколению?А теперь послушайте рассказ еще об одном мальчике:

Рассказ В. Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся,девочка спросила его:

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Почему так удивилась девочка? О чем эта история? Чему научил вас этот случай? Ответы детей. Правильно, чужих стариков не должно быть!

III. Практическое задание.

Русскую народную сказку «Репка» вы хорошо знаете. Кто помог дедушке и бабушке вытащить репку? Правильно, внучка и ее младшие друзья! А если бы они нагрубили и отказались помогать старикам? Что было бы тогда? (Дети отвечают и начинают работать с заготовкой – раскраской по теме занятия, используя цветные карандаши).

IV. Итог занятия.

Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. Я уверена, что теперь вы будете внимательнее и добрее к старым людям. Берегите близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение! Ведь и мы когда-нибудь станем стариками.

Источник

Познавательное и интересное