Сказка про Простой карандаш
Сказка про Простой карандаш.
Жил был на свете карандаш. Самый обыкновенный карандаш – простой. Он жил в художественном салоне в коробке вместе с остальными – цветными карандашами, которые жутко гордились собой! Гордились и хвастались наперебой:
— Посмотрите, какой я замечательный! – говорил один – Я абсолютно зеленый карандаш, ну что может быть лучше, чем быть карандашом цвета свежей весенней листвы?!
— Подумаешь – зеленый, – говорил другой – а я вот желтый! Самое прекрасное, что может быть на свете будет нарисовано именно мной: солнце, цветы…
-Да прекратите вы! – перебил их третий – Все равно вам в красоте и незаменимости не угнаться за мной – красным карандашом…
Так обычно продолжалось очень долго. Цветные карандаши могли спорить и хвастаться собой хоть все дни напролет, но больше всего им нравилось посмеиваться над простым карандашом – вот здесь они обычно бывали единодушны и предельно язвительны:
-А этот-то, вы только поглядите! Ну что с него взять? Ни цвета, ни содержания. Разве такой цвет может на что-то вдохновить? Никакого полета фантазии – серость и простота.
Простому карандашу было обидно слушать в слой адрес такие слова, но он был очень скромным и стеснительным, и не мог дать обидчикам достойный отпор – не в его характере было хвастаться, заниматься самолюбованием и задирать окружающих, но на самом деле он очень переживал, втайне грустил, и даже иногда вздыхал!
И вот однажды в салон пришел художник, и купил коробку с карандашами! Он принес ее домой, раскрыл, и выложил все карандаши перед собой рядом с мольбертом, на котором белел пока еще чистый лист бумаги. Карандаши заволновались, опять стали спорить друг с другом:
— Вот сейчас он возьмет меня. И нарисует прекрасное солнце!
— Почему это тебя? Он возьмет меня, и нарисует прекрасный лес.
— Какие глупости, он непременно начнет свой шедевр, взяв в руки меня, и нарисует глубокое, бездонное, восхитительной красоты небо…
И споры эти продолжались бы и дальше, но тут художник протянул руку, и взял… простой карандаш! Цветные карандаши так и ахнули от изумления, а может от возмущения – их не поняли, недооценили… а простой карандаш от изумления даже замер! Сначала он подумал, что художник, наверно, ошибся, перепутал, ведь вокруг столько карандашей самых разнообразных и прекрасных цветов, оттенков, а художник выбрал его?! Художник тем временем притронулся тупым концом карандаша к губам, посмотрел на пустой лист, подумал. и начали происходить чудеса!
Легким движением руки художника, грустные мысли Простого карандаша начали рассеиваться. Вот художник наметил линию горизонта, где вдалеке шумел старый, мудрый лес. Потом он дал жизнь полноводной реке и тонкой плакучей иве у обрыва, за дальним холмом он родил новый день – рассветное солнце приветствовало пейзаж, и лучами пронзало легкие облачка на горизонте!
Простой карандаш дал жизнь Новому: новому дню, новым волнам в причудливом изгибе реки, новым свежераспустившимся листочкам на тонких ивовых ветках. Он с замиранием следил за работой рук художника, и не верил тому, что видел!
— Неужели это все – я: и солнце, и река, и деревья, и даже легкие, невесомые облака – тоже я?
От восторга он не мог больше найти слов, для того чтобы хоть как-то описать свое счастье и просто молча, следуя за рукой художника, давал картине жизнь. Когда художник вернул Простой карандаш на место, остальные карандаши смущенно помалкивали и не решались что-либо сказать ему. Еще бы, ведь они всегда дразнили его, посмеивались над ним, и говорили, что он ни на что не годен – серость, простота, а тут оказалось, что без его участия не родится ни одна новая картина! В яркие цвета картины оденутся позже, но именно он – Простой карандаш – даст картинам жизнь!
Урок литературного чтения «Е.Клюев «Сказки Простого Карандаша»»
Класс: 3
Ключевые слова: литературное чтение
– познакомить учащихся с произведением Е. Клюева “Сказки Простого Карандаша”;
– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;
– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;
– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;
– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
– сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса;
– для учителя: компьютер, экран, проектор, наглядный материал.
– для учащихся: учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 3 класс часть 2, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературы.
2. Стадия вызова.
Актуализация знаний учащихся.
А сейчас посмотрим (роняю листы)… Ах, какая я неловкая! Ребята, помогите соединить автора и название произведения.
Сказка про храброго зайца
Сказка о потерянном времени
Сказка о рыбаке и рыбке
Лягушка – путешественница
– Спасибо за помощь. Вы сделали доброе дело.
– Что объединяет все эти произведения?
– А вы любите сказки?
– В сказках встречаются часто различные слова, которые нам непонятны. Где можно узнать значение непонятного слова? Да, в толковом словаре, хранителе мудрости.
Вот такие слова встретятся нам сегодня на уроке.
Корпеть – усердно, терпеливо и долго заниматься чем-нибудь.
Прок – выгода, польза.
Эмоциональный настрой учащихся.
– Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и простой карандаш. Закройте глаза и представьте свое настроение. Это может быть предмет или слово. Откройте глаза и нарисуйте свое настроение.
– Отложите пока свои листы в сторонку. Вы сейчас простым карандашом нарисовали свое настроение, а у писателя Е. Клюева простой карандаш писал сказки.
– Что вы слышали о писателе Клюеве?
Сообщение сведений об авторе.
Слайд № 2: фотография писателя Е. Клюева.
Евгений Клюев – один из самых загадочных писателей современности.
Родился Е. Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.
Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!
Сообщение темы урока.
Слайд № 3: Е. Клюев “Сказки Простого Карандаша”
Сегодня вы прочитаете сказку Клюева “Сказки Простого Карандаша”.
– Определите по названию, кто будет главным героем произведения?
(Открываю тему урока на доске).
3. Стадия осмысления содержания.
– Послушайте внимательно начало сказки. А потом я задам очень трудный вопрос.
Слайд № 4: аудиозапись начала сказки до слов “… запрут на ключ”.
– Пока остановимся. Давайте предположим, как дальше будут развиваться события. Составим “Дерево предсказаний”.
Учащиеся записывают свои версии и прикрепляют на доску.
– Давайте проверим ваши предсказания. Прочитаем дальше.
– Давайте договоримся, что читать вы будете громко, выразительно, эмоционально, как было в записи.
Чтение вслух сказки до конца детьми.
– Какое настроение вызвала эта сказка? Почему?
– Проверим, оправдались ли ваши предсказания.
В темном лесу есть избушка.
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-Яга живет.
Нос крючком, глаза как плошки.
Словно угольки горят.
Ох, сердитая какая, дыбом волосы стоят.
– Прием “Толстые и тонкие вопросы”
– Составьте вопросы к прочитанному тексту при помощи вопросительных слов.
– Кто по ночам читал сказки Простого Карандаша?
– Что было самым главным в жизни Простого Карандаша?
– Что значит выражение “сказки нельзя запереть на ключ”?
– Считаете ли вы Простого Карандаша неудачником?
– Какими были отношения Простого карандаша и Цветных Карандашей?
– Какой был Ночник? Оцените его слова и поступок.
– Какой поступок совершил Карандаш в последний день своей жизни?
– Почему раньше Карандаш писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни?
4. Рефлексия.
Учащиеся вешают на доску предметные картинки с изображением героев произведения и показывают их связь стрелками.
– Выборочное чтение с использованием метода цветописи.
– Текст сказки напечатан черно-белым шрифтом, как будто простым карандашом. А если бы вы записывали эту сказку цветными карандашами, то какие цвета бы выбрали?
В этом произведении есть столько оттенков!
Настроение грусти обычно выражается темным цветом. Прочитайте отрывок, который бы вы окрасили в темный цвет.
Настроение радости выражается светлыми, яркими красками.
Прочитайте отрывок, который создает такое настроение.
– Рефлексия.
Мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.
Я познакомился…
Я узнал…
Я понял…
– Продолжите эти фразы. Что вы поняли, узнали сегодня на уроке?
– Почему сказки нельзя запереть на ключ?
– Что всегда побеждает в сказках?
– Какие поступки мы должны совершать?
– Да, недаром пословица, народная мудрость, учит, что “Жизнь дана на добрые дела”.
Слайд 7: Жизнь дана на добрые дела.
– А сейчас возьмите свой рисунок, где вы в начале урока нарисовали свое настроение и раскрасьте его, а поможет вам в этом этюд великого русского композитора Скрябина, который первым совместил цвет и музыку.
Учащиеся выполняют задание, показывают свои рисунки.
– Ребята, спасибо за урок!
Я дарю вам по простому карандашу, чтобы в ваших руках он стал сказочным, и по блокноту, чтобы записывать ваши мысли и творческие работы.
Слайд № 8: Главные мысли приходят очень редко.
Клюев «Сказки простого карандаша»: главная мысль сказки какая?
Главная мысль Сказки простого карандаша Клюева.
Цветные карандаши тоже свысока смотрели на него. Но он продолжал писать сказки при свете Луны, и Луна однажды похвалила их. Карандаш упал и сломался, а был он уже маленький, то есть старый. И его выкинули.
Однажды забыли запереть стол, и сказки через щелку разлетелись по всему свету, их читали и восхищались.
Вот так и надо писать, несмотря ни на что. Тебя не останется в живых, а твои произведения будут читать, и людям они принесут радость и пользу. А цветные карандаши, что берегли себя для подчеркивания важных мыслей, долго еще простоят в стаканчике. Вот только ничего они не напишут, а их долгая жизнь такая не принесет много пользы людям.
Евгений Пермяк «Пичугин мост».
Год написания рассказа 1949.
В этом рассказе можно выделить только одного героя, школьника Сёму Пичугина.
Главная мысль рассказа.
Главная мысль заключается в том, что человек славится не делами, а своими поступками. Если Вы сделали какое-либо хорошее дело, то его будут помнить очень долго. А если это ещё и сделано без корыстных целей, то цена этого дела велика. Это показано на примере Сёмы, который сделал мост через реку, тем самым, он помог людям.
Поучительный рассказ о настоящем подвиге.
Сказание о гордом Аrrее.
В этом сказании Всеволода Гаршина сказывается о том, как гордый и богатый правитель не верил в то, что он может обнищать и при этом, зазнавшись оскорбил протопопа.
За такое поведение, царь Аrrей был наказан. Его место занял ангел и он высечен пастухом по указанию собственной жены. Затем, Господь прощает Аrrея и делает поводырём у слепцов.
В душе Аrrея происходит переоценка ценностей, он изменяется, отказывается от трона и предпочитает служить людям.
Видимо, главная мысль этого произведения заключается в том, что нельзя поддаваться гордыне и презирать других людей за то, что они бедны. Гордыня является одним из тяжких грехов, за которым обязательно последует наказание.
А главная мысль этого весёло-грустного произведения, заключается, наверное, в том, что что-то в нашем мире идёт совсем не так, как должно бы. Раз в нём, в этом мире, нет места для таких ( никому не мешающих, а наоборот) «меховых интернатов», а есть только место для меховых комбинатов, где из пушистых, милых и смышлёных зверушек делают унылые, тусклые воротники. И раз приходится всё время включать на полную мощность излучатели добродушия и забывания для злых небритых мужиков, которые готовы драться только потому, что у них плохое настроение, и для тётенек, высоких и худых, маленьких и кругленьких, которые считают, что ничто хорошее не должно существовать, если у него нет на это разрешения с печатью на бумажке.
Михаил Пришвин «Предательская колбаса» краткое содержание.
У автора была собака Ярик, он сильно сдружился с другим псом Рябчиком. Когда автор переехал, Ярик стал без спроса сбегать в гости к своему другу. Так служебной собаке не годится поступать. Когда в очередной раз пес сбегает, автор просит ребятишек не кормить его (они нашли пса), чтоб тот сам вернулся к хозяину. Ярик незаметно проскальзывает в комнату. Сначала хозяин пытается его выманить словом «ужин». Это не помогает. Но автор, зная любовь собаки к колбасе, все же выманивает пса ее кусочком из-под кровати. В наказание за проделки он запирает его в подвале.
________________ _________________ _________________ _______
Главная мысль, чтоб читательский дневник оформить:
У писателя Зощенко есть небольшой цикл рассказов для детей, всего их восемь, который посвящен умным животным. То есть писатель наблюдал, как ведут себя различные домашние и дикие животные в необычных ситуациях, потом делал выводы об их уме и сообразительности.
Как оказалось, некоторые животные способны проявить смекалку. Например, гусь догадался размочить в воде сухую корку, поросенок притворился мертвым, когда его украл и завернул в одеяло вор, а как тот его развернул, громко завизжал, и поросенка отобрали у вора. Птичка сделала вид, что у нее ранено крыло, тем самым сумела увести мальчика от гнезда с птенцами, а обезьянки проучили мужика, который их дразнил и обманывал.
Главная мысль этих рассказов Зощенко заключается в том, что не надо считать животных глупее людей. Многие из них в трудных ситуациях сумеют найти выход из любого положения. При этом они ведут себя практически также, как люди в аналогичных ситуациях, защищая свою жизнь, наказывая обидчика, добывая корм. Это свидетельствует об их уме.
Урок литературного чтения на тему: «Сказки Простого Карандаша»
Открытый урок по литературному чтению 3 класс программа «Гармония»:
Простая сказка – это и значит хорошая (по сказке Е.В. Клюева «Сказки Простого Карандаша»)
– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;
– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
– для учителя: компьютер, экран, проектор, наглядный материал.
– для учащихся: учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 3 класс часть вторая
I . Организационный момент.
– Проверьте, всё ли готово к уроку. Соберитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями садитесь. У нас давно был урок литературного чтения, но я надеюсь, вы хорошо подготовились и не забыли с каким произведением мы познакомились на прошлом занятии.
II . Актуализация знаний учащихся.
1. Проблемная ситуация « О чём идёт речь?»
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
— Сегодня главным героем нашего урока опять будет Простой Карандаш. С каким же произведением мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С произведением Е.В.Клюева «Сказки Простого Карандаша»
_ Что вы можете вспомнить об этом авторе?
2. Сообщение сведений об авторе.
Слайд № 2: фотография писателя Е. Клюева.
Евгений Клюев – один из самых загадочных писателей современности.
Родился Е. Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.
Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!
III .Работа по теме урока
— На уроке мы поможем главному персонажу Простому Карандашу найти ответы на волнующие его вопросы.
— И ответим на главный вопрос: Почему эта сказка находится в разделе…..В каком разделе?
– В сказках встречаются часто непонятные слова, значения, которых мы узнаём в процессе чтения или ….Где ещё можно узнать значение слова?
— А еще в тексте есть трудные слова для чтения, надеюсь, вы к ним подготовились. Сейчас проверим.
2. Работа с учебником
— Мы сейчас будем отвечать на вопросы опираясь на текст.
— 1 вопрос вам задаст наш герой Простой Карандаш.
— Что было самым главным в моей жизни? (Написать, как можно больше прекрасных сказок. Всё в его сказках было не так как в жизни, а ведь для сказок это самое главное. )
Учитель: Найдите в тексте главных героев сказки кроме Простого Карандаша? (Ночник и Луна)
Учитель: Каким бы вы изобразили Ночник? Какие слова из текста помогли бы вам при ответе на этот вопрос? Какие взаимоотношения были у Ночника и Простого Карандаша?
— Какой поступок совершил Ночник? Почему он это сделал? (Перестал светить. Он завидовал Карандашу. Его упорству. Сказки запирают в стол, а он всё равно пишет)
— Какими бы вы изобразили цветных родственников простого карандаша? Какие слова из текста помогут вам в этом?
— Какими были отношения Простого Карандаша и Цветных карандашей? (Они учили его жить для себя, а может просто жалели, чтобы он быстро не старился. Читать: Простой Карандаш кивал в ответ, но, едва лишь наступала ночь, опять нёсся по чистому листу за какой-нибудь ……)
-У нашего героя снов возник вопрос
— Ребята, почему мои сказки были заперты в стол? Кем они были заперты?
— Какой поступок совершил Простой карандаш в последний день своей жизни?
— Почему раньше карандаш писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни? Был ли он неудачником?
Слайд №7 Учитель: Как же сказки попали в руки людей?
Слайд: №8 Ребята карандаш снова задает вам свой вопрос:
-А в начале Кто по ночам читал мои сказки?
— Чтобы продолжить работу, сначала выполним несколько упражнений
Выборочное чтение с использованием метода цветописи.
— Прочитайте отрывок, который бы вы окрасили в темный цвет.
— Настроение радости выражается светлыми, яркими красками.
— Прочитайте отрывок, который создает такое настроение.
_-Вам понравилась сказка?
-Это была последняя сказка и в этом разделе и в этом учебнике. Давайте вспомним все сказки
— С произведениями какого литературного жанра мы работали в этом разделе?
-Это сказки были народные или авторские? С какой целью авторы каждой сказки писали свои произведения?
— Мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.
– Продолжите эти фразы.
Слайд№13 Сказки нельзя запреть на ключ?
(Сказки бывают очень забавные, бывают поучительные, но сказки делают людей добрее. К нам дошли сказки, которые даже никто никуда не записывал и не прятал в стол. Хорошие произведения нельзя спрятать – о них всё равно узнают и они останутся а наших душах и сердцах)
— Какие поступки мы должны совершать? Слайд№14
— Кто согласен приклейте сердечко в нашу книгу.
Слайд №15 Спасибо вам за урок. Спасибо за правильные ответы на вопросы которые задавал вам наш герой сказки.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Сказки Простого Карандаша»
Конспект урока по литературному чтению
Е. В. Клюев «Сказки Простого Карандаша»
Нагорнова Наталья Александровна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок: Литературное чтение
УМК Гармония
Класс: 3 «Д»
Тема: Е.В. Клюев «Сказки Простого Карандаша»
Цель: Знакомство с произведением Е.В. Клюева «Сказки Простого Карандаша»
Оборудование:
Для учителя: презентация, учебник по литературному чтению Кубасова О.В. 3 класс (2 часть), рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса (1 часть)
Для учащихся: учебник по литературному чтению Кубасова О.В. 3 класс (2 часть), рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса (1 часть)
— формировать нравственно-этические ориентиры;
— развивать способность к нравственной оценке поступков;
— правильно организовывать рабочее место.
— анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей;
— анализировать произведение с целью характеристики персонажей;
— обобщать прочитанное.
Регулятивные:
— содействовать развитию самоконтроля;
— принимать и выполнять поставленную учебную задачу;
— планировать свою деятельность.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.
Форма работы с классом: фронтальная.
Средства: слово учителя, презентация
правильно организовывать рабочее место.
2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
Проверить выполнение домашнего задания.
Начнём урок с проверки домашнего задания. Учебник страница 177, разговор Сказочника с деревьями(чтение по ролям)
5 учеников читают разговор Сказочника с деревьями по ролям.
Форма работы с классом: фронтальная работа.
Средство обучения: учебник.
Метод обучения: работа с учебником.
ся в тексте произведения.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Создать необходимую эмоциональную атмосферу, настроить учащихся.
Один замечательный детский писатель Евгений Васильевич Клюев, своими произведениями учит ребят быть настойчивыми и заниматься своим любимым делом. Сегодня мы познакомимся с одной необычной сказкой, а что это за сказка мы узнаем, отгадав загадку. Отвечаем только по поднятой руке, соблюдаем тишину.
Когда работает, стирается,
В размерах быстро уменьшается,
Цветным, простым бывает,
Так, как трудягу называют?
Верно, сегодня мы с вами, прочитаем произведение Е.В.Клюева «Сказки Простого Карандаша», открываем учебник на странице 178.