Сказки псковской области читать

Сказки

СКАЗКИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ФОНДА ФОЛЬКЛОРНОГО АРХИВА ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Псковский фольклор — часть общерусского, и тексты сказок, записанных в экспедициях, обычно представляют варианты известных традиционных сказочных сюжетов.

Небольшое изменение в экспозиции, какие-то детали, новое сочетание привычных сюжетных мотивов придают порою сказочному повествованию новые оттенки, а иногда меняют его смысл. Так, в сказке Как дед другую жену искал (№ 66), записанной в д.Паново, Глубоковской вол., Опочецкого р-на, легко узнается с детства знакомый всем сюжет, где герой, раздосадованный глупостью близких ему людей (например, его родители плачут: «Вот был бы у нас внучек Иванушка да играл бы он на этом месте, а полено бы упало и убило бы его!»), уходит из дому, обещая вернуться, если найдет людей еще глупее. В опочецкой сказке эта обычная мотивировка отправки героя из дому отсутствует. Вместо нее вначале представлена обыденная житейская ситуация разлада между супругами, которая меняет смысл сказки.-В ней иная житейская философия. Если привычный с детства сюжет убеждает: не только в родном доме, но и на белом свете глупостей творится немало, то сказка, записанная в д. Паново, говорит о том, что не найти и не стоит при первой размолвке искать спутника жизни лучше того, кто испытан долгими совместно прожитыми годами.

Особый местный отпечаток накладывают на сказочное повествование псковские топонимы: действие сказки развертывается порою в родных и знакомых для сказочника местах. Так, именно в д. Паново мирно жили дед и баба, именно отсюда, однажды повздорив с супругой, отправляется дед на поиски новой лучшей жены. В д. Мякишево, ближайшей от хутора, в котором до переселения в Паново жила рассказчица, видит он, как хозяйку покосившегося от старости домика тянет на крышу своей баньки поросенка, купленного на ярмарке в Опочке. Дед, спросивший о цели странных усилий бабы и получивший ответ, что на крыше хорошая трава растет, дает ей иронический совет: «Так надо было тогда во Псков съездить, трава ж в Пскове ещё лучше!» А другая незадачливая баба, смолов муку на мельнице в д. Бакино. что недалеко от родного для сказочницы хутора, высыпала ее прямо в воду, чтобы приготовить пойло для коня, у мостика через реку по дороге к Алолям (д. Алоль находится в соседнем Пустошкинском р-не). И, наконец, к удовольствию слушателей, дед возвращается к своей бабке, признав, что бабы в Панове лучше, чем в округе.

Иванушка-дурачок из сказки, записанной в Куньинском р-не (№ 88, Иванушка-дурачок), едет за покупками в Торопеи. некогда входивший в состав Псковской губ., а теперь являющийся центром Торопецкого р-на, Тверской обл., граничащей с Куньинским р-ном. Анна Владимировна Александрова из д. Вяз, Новосокольнического р-на, своим вступлением к сказке Дурень (№ 92) связывает похождения набитого дурака с окружающими деревнями Вязовской вол.: Анушово. Колкиши. Коларево. Синютино. Действие сказки Поп-любовник (№ 98) происходит в родной деревне рассказчицы, Марии Никаноровны Григорьевой из д. Нища, Долосчанской вол. Себежского р-на: В нас в селе был поп и дьяк Ваня,-начинает она свое повествование о сластолюбивом седовласом батюшке, которому приглянулась молодая жена дьякона.

Местный колорит нет-нет да и проявится в деталях, отражающих характер местности, погодные особенности региона. Евдокия Терентьевна Волкова из д. Пралище Усвятского р-на в сказке Про лису (№ 1) вводит в эпизод «Лиса крадет рыбу с воза» подробности, объясняющие, почему дед не заметил проделки хитрой зверюшки, и создающие зримую картину: А погода — заметелица! Мужик воротник поднял, Kotik правит, тихонько едет. Псковская область богата болотистыми местами. В сказке Как лиса ходила за петушком (№ 6), записанной в Усвятском р-не, кот и баран, оставляя петушка дома, идут за пропитанием у болото, а в сказке Про козу Дерезу (№ 18) коза у бегла в болото от деда, жаждущего расправы с нею (Невельский р-н).

Источник

Псковский областной центр народного творчества

«Сказки Псковской области»

Древнерусская литература («Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Довмонте»), сохранившая следы псковской сказочной традиции, 21 века, новые, не зафиксированные в указателях сюжеты сказок, до сих пор открываемые при полевых исследованиях в Псковской области, свидетельства о ярких талантливых сказочниках далёкого и недавнего времени таких, как Ерофей Семёнович (Ероха Плутанский) из д.Плутаны Опочецкого уезда Псковской губернии, знаменитый сказочник Илья Давыдович Богатырёв и его сын Сергей Ильич из д. Сунево бывшего Островского уезда ( теперь Пыталовского района), Гаврила и Евдокия Терентьевна Волковы из д. Хлевище Усвятского района Псковской области, Елизавета Сазоновна Буйко из д.Городище Артёмовской волости Невельского района, Николаев (Ганнибалов) Михаил Николаевич из д. Заполье Красногородской волости Дедовического района Псковской области и другие, говорят о глубине и мощи псковской сказочной традиции.

В целом сказочный репертуар и языковые особенности текстов отражают, с одной стороны, черты народной культуры псково – белорусского пограничья, с другой – северно – русскую традицию: сказки обнаруживают связь с обычаями, поверьями и приметами, с различными жанрами фольклора, бытующими на территории Псковской области.

Своеобразие сказок Псковской области проступает в чертах местного обрядового быта, включённых в ткань сказочного повествования. Это фрагменты и детали семейного (свадебного, похоронного) и земледельческого (святочное колядование, жатва, ярмонки) обрядовых циклов, свадебные песни, свадебная причетная традиция и традиция голошений в поле. Все эти черты местного обрядового быта создают своеобразный фон для сказочного повествования, придавая особую окраску отдельным эпизодам известных традиционных русских сказок или всему сказочному повествованию, а так же составляют основу оригинальных сюжетов, не известных по предшествующим публикациям фольклора Псковской или других областей России.

Уникальное явление современного народного творчества – сказки недавно ушедшей из жизни Анастасии Алексеевны Паничевой из деревни Пралище Усвятского района Псковской области. Преображённые творческим сознанием сказочницы, в них причудливо переплелись мотивы, сюжеты, сюжетные ситуации и образы народной (волшебной, бытовой, анималистической, докучной) и литературной сказки, песенного народного творчества, быличек, бывальщин и поверий, а также обычаи и обряды, жизненный опыт и вызванные им размышления.

Как свидетельствуют материалы полевых исследований, сказочная традиция усваивалась главным образом в семье и передавалась от старших к детям при неоднократном повторении репертуара в течение длительного времени, а также на молодёжных посиделках, вечорках, куда приходили старшие сказочники, а иногда и талантливые, памятливые ровесники, на отдыхе при сенокосе и других коллективных работах.

В настоящее время сказки уходят из бытовой культуры населения, они нуждаются в популяризации.

В Псковской области на основе традиционного местного материала Областным центром народного творчества организуются и успешно проходят конкурсы сказителей, которые работают на сказках своего района.

В 2002 году Фольклорно –этнографическим центром г. Санкт – Петербурга, Комитетом по культуре Псковской области и Областным центром народного творчества был издан двухтомный обзор материалов экспедиций Петербургского Фольклорно – этнографического центра (ФЭЦ), собранных за период с 1980 –х по 2001-е годы [Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов. ТТ.1 – 2.СПб. — Псков]. В нём представлены в качестве образцов 19 текстов сказок (С.620-634), включающих сказки о животных, волшебные, новеллистические, анекдотические, небылицы и кумулятивные, и дан сюжетный каталог (С. 635 – 638) 49 сказок из архива ФЭЦ.
Псковским университетом издана книга «Сказки Псковской области», полностью она размещена на сайте университета, есть в фонде библиотеки ПОЦНТ. Готовится мультимедийное приложение к сказкам.

Читайте также:  Рассказ про носорога по английскому языку

Источник

Косоручка. Псковский вариант сказки

В некотором царстве, не в нашем государстве, жил купец богатый; у него двое детей, сын и дочь. И померли отец с матерью. Братец и говорит сестрице:

— Пойдем, сестрица, с эстого города вон; вот я займусь в лавочке — будем торговать, тебе найму фатерку — будешь жить.

Ну, вот они пошли в другую губерню. Пришли в другую губерню. Вот брат определился, нанял лавочку с красным товаром. Вздумалось братцу жениться; вот он женился, взял таку себе жену — волшебницу. Собиратся брат в лавочку торговать и приказыват сестрице:

— Смотри, сестрица, в доме.

Жене ненавистно стало, что он приказыват сестре. Только она фтрафила — как мужу возвратиться, взяла перебила всю мебель и ожидает мужа. Она встречает его и говорит:

— Вот какая у тебя сестра, перебила у нас в кладовой всю мебель!

— Что же, это наживное дело, — отвечает муж.

Вот на другой день отправляется в лавку, прощается с женою и сестрой и приказыват сестре:

— Смотри, сестрица, пожаласта, в доме как можно лучше.

Вот жена это узнала время, в какое быть мужу, входит в конюшню и мужниному любимому коню голову снесла саблей. Стоит на крыльце и ждет его.

— Вот, — говорит, — какая сестра твоя! Любимому коню твоему, — говорит, — голову снесла!

— Эх, собачье собакам есть, — отвечает муж.

На третий день опять идет муж в лавки, прощается и говорит сестре:

— Смотри, пожаласта, за хозяйкой, чтоб она сама над собой что не сделала али над младенцем, паче чаяния она родит.

Она как родила младенца, взяла и голову срубила. Сидит и плачет над младенцем. Вот приходит это муж.

— Вот какая твоя сестрица! Не успела я родить младенца, она взяла и саблей ему голову снесла.

Вот муж ничего не сказал, залился слезьми и пошел от них прочь.

Приходит ночь. В самую полночь он подымается и говорит:

— Сестрица милая! Собирайся, поедем мы с тобой к обедне.

— Братец родимый! Нынче, кажется, праздника никакого нет.

— Нет, сестрица, есть праздник, поедем.

— Еще рано, — говорит, — нам ехать, братец!

— Нет, ваше (дело) девичье, скоро ли, — говорит, — вы уберетесь!

Сестрица милая стала убираться; убирается — не убирается она, руки у ней всё отваливаются. Подходит братец и говорит:

— Ну, проворней, сестрица, одевайся.

— Вот, — говорит, — еще рано, братец!

— Нет, сестрица, не рано — время.

Собралась сестрица. Сели и поехали к обедне. Ехали долго ли, не мало; подъезжают к лесу. Сестра говорит:

— Это ограда вокруг церкви.

Вот за кустик зацепились дрожечки. Братец говорит:

— Встань, сестрица, отцепи дрожечки.

— Ах, братец мой милый, я не могу, я платье замараю.

— Я, сестрица, тебе новое платье куплю, лучше этого.

Вот она встала с дрожек, стала отцепливать, братец ей по локоть ручки отрубил, сам вдарил по лошади и уехал от нее.

Осталась сестрица, залилась слезьми и пошла по лесу. Вот она сколько ни шла, долго ли, коротко ли ходила по лесу, вся ощипалась, а следу не найдет, как выйти из лесу. Вот тропиночка вышла и вывела ее из лесу уже через несколько годов. Вышла она с эстого лесу, и приходит в купеческий город, и подходит к богатищему купцу под окна милостину просить. У этого купца сын был, единый, как глаз во лбу, и влюбился он в нищенку. Говорит:

— Папенька с маменькой, жените мене.

— На кого же тебе женить?

— Ах, друг мой, разве в городе у купцов нет дочерей хороших?

— Да жените; ежели вы мене не жените, я что-нибудь, — говорит, — над собой сделаю.

Вот им это обидно, что один сын, как глаз во лбу; собрали всех купцов, все священство и спрашивают: что присудят, женить ли на нищенке или нет? Вот священники сказали:

— Стало, его судьба такая, что его бог благословляет на нищенке жениться.

Вот он с нею пожил год и другой и отправляется в другую губерню, где ее брат, значит, сидит в лавочке. Вот он прощается и просит:

— Папенька с маменькой! Не оставьте вы мою жену: не равно она родит, вы пишите ко мне тот раз и тот час.

Как уехал сын, так чрез два ли, три ли месяца жена его родила: по локти в золоте, по бокам часты звезды, во лбу светел месяц, против сердца красно солнце. Как отец с матерью обрадовались, так тотчас сыну своему любимому письмо стали писать. Посылают старичка с запиской с эстою поскоряючи. А невестка уж, значит, узнала об этом, зазывает старичка:

— Поди, батюшка, сюда, отдохни.

— Нет, мне некогда, на скорую руку посылают.

— Да поди, батюшка, отдохни, пообедаешь.

Вот посадила его обедать, а сумочку его унесла, вынула записочку, прочитала, изорвала ее на мелкие клочьи и написала другую, что твоя, говорит, жена родила — половина собачьего, половина ведмежачьего; прижила в лесу с зверями. Приходит старичок к купеческому сыну, подает записку; он прочитал да слезьми и залился. Написал письмо, что до мово приезду не трогать; сам приеду и узнаю, какой младенец народился. Вот потом эта волшебница опять зазывает старичка:

— Поди посиди, отдохни, — говорит. Вот он зашел, она кой-как опять заговорила его, вытащила у него записку, прочитала, изорвала и написала, что как записка на двор, так чтоб ее со двора согнать. Принес старик эту записку; прочитали и огорчились отец и мать.

— Что ж это, — говорят, — он нас в изъян ввел? Женили мы его, стало, ему жена не надобна стала!

Жаль им не так жену, как жаль младенца. Взяли благословили ее и младенца, привязали младенца к ее грудям и отпустили со двора.

Вот она пошла, залилась горькими слезьми, шла долго ли, коротко ли — все чистое поле, нет ни лесу, ни деревни нигде. Подходит она к лощине, и так ей напиться захотелось. Глянула в правую сторону — стоит колодезь. Вот ей напиться-то хочется, а наклониться боится, чтоб не уронить ребенка. Вот поглазилось ей, что будто бы вода ближе стала. Она наклонилась, ребенок и выпал и упал в колодезь. И ходит она вокруг колодезя и плачет, как младенца достать из воды? Подходит старичок и говорит:

— Что ты, раба, плачешь?

— Как мне не плакать! Я наклонилась к колодцу воды напиться, младенец мой упал в воду.

Читайте также:  Рассказ чехова толстый и тонкий критика

— Поди нагнись, возьми его.

— Нет, батюшка, у меня рук нет — одни локоточки.

— Да поди нагнись, возьми ребенка!

Вот она подошла к колодезю, стала протягивать руки, ей господь и пожаловал — очутились целые руки. Она нагнулась, достала ребенка и стала богу молиться на все четыре стороны.

Помолилась богу, пошла и пришла ко двору, где ее брат и муж, и просится ночевать. Вот муж говорит:

— Брат, пусти нищенку; нищенки умеют и сказки, и присказки, и правды умеют сказывать.

Вот невестка говорит:

— У нас негде ночевать, тесно.

Вот пустили ее. Она и села на печку с младенцем своим. Муж и говорит:

— Ну, душенька, скажи-ка нам сказочку… ну, хоть какую сторьицу скажи.

— Сказки я не умею сказывать и присказки, а умею правду сказывать. Слушайте, — говорит, — господа, как я вам буду правду сказывать, — и начала рассказывать:

— В некотором царстве, не в нашем государстве, жил купец богатый; у него двое детей, сын и дочь. И померли отец с матерью. Братец и говорит сестрице: пойдем, сестрица, с эстого города. И пришли они в другую губерню. Брат определился, нанял лавочку с красным товаром. Вот вздумалось ему жениться; он женился — взял себе жену волшебницу…

Тут невестка заворчала:

— Вот пошла вякать, б…. этакая!

— Вот, — говорит нищенка, — собирается брат в лавочку торговать и приказывает сестрице: смотри, сестрица, в доме! Жена обижается, что он всё сестре приказывает; вот она по злости всю небель переколотила…

И как она все рассказала, как он ее к обедне повез, ручки отрезал, как она родила, как невестка заманула старичка, — невестка наизнова кричит:

— Вот начала чепуху городить!

— Брат, вели своей жене замолчать; ведь стория-то славная!

Вот она досказала, как муж писал, чтоб оставить робенка до приезда, а невестка ворчит:

— Вот чушь какую порет!

Вот она досказала, как она пришла к дому этому; а невестка заворчала:

— Вот, б…., начала орать!

— Брат, вели ей замолчать; что она все перебивает?

Вот досказала, как ее пустили в избу и как начала она им правды сказывать… Тут она указывает на них и говорит:

— Вот мой муж, вот мой брат, а это моя невестка!

Тут муж вскочил к ней на печку и говорит:

— Ну, мой друг, покажи же мне младенца, правду ли писали отец и мать.

Взяли робеночка, развили — так всю комнату и осветило!

— Вот правда-истина, что не сказки-то говорила; вот моя жена, вот мой сын — по локти в золоте, по бокам часты звезды, во лбу светел месяц, а против сердца красно солнце!

Вот брат взял из конюшни самую что ни лучшую кобылицу, привязал к хвосту жену свою и пустил ее по чисту полю. Потель она ее мыкала, покель принесла одну косу ее, а самоё растрепала по полю. Тогда запрягли тройку лошадей и поехали домой к отцу, к матери; стали жить да поживать, добра наживать; я там была и мед-вино пила, по усам текло и в рот не попало.

Источник

Познай свой край родной

разделы блога

Детский фольклор

«Мы родом из детства»

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили дети в старину в нашем Псковском крае.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. По рассказам, раньше для младенца делали зыбку из четырех палок, к которым пришивали мешок, клали туда подушку, сверху закрывали платком, чтобы ребенку было темно; подвешивали зыбку к спеге, к зыбке привязывали веревку и качали ее ногой (руки в это время были заняты – обычно мать или бабушка вязали). На ласковые слова и колыбельные в русской семье не скупились. Мамы или бабушки убаюкивали свое дитятко задушевными и нежными колыбельными песнями.

«Баю – баюшки, баю, не ложися на краю», – так обычно начинаются колыбельные песни. Знаете продолжение?
Псковитянки своим деткам пели дальше так:
* Ложись посередочке в золотой пеленочке. (Локнянский район)
* Ты ложися к стеночке на мягкой постелечке. (Новоржевский, Пушкиногорский районы)
* С краю свалишься, больно ударишься. (Невельский район)

«Псковская колыбельная»

«Пошел котик во лесок»

На Руси считалось, что к 7-8 годам ребенок уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

С самого раннего возраста дети не только выполняли работу по дому, но и брали на себя ответственность за младших (старшая дочь оставалась «нянькой» с детьми на весь день, пока взрослые работали в поле). С малых лет родители приучали детей к разным полевым работам – боронить, сеять, косить. Во время жатвы дети носили снопы и составляли их в «стоянки». Дети даже помогали при строительстве домов.

Если в бедной семье было много детей, то их отдавали работать няньками, пастухами по найму (на прокормление) в другие дома.

Традиция детского пастушества была распространена в деревнях повсеместно: с марта и до Покрова дети пасли скотину, принадлежащую семье. Дети ходили в подпасках у взрослых, нанимались в пастухи к богатым хозяевам. Хозяева могли договариваться о том, что маленький пастух пасет их скотину на протяжении всего лета, и за это хозяева по очереди кормят его. По окончании работы хозяин мог расплатиться с работавшим по найму пастухом хлебом и тканью на платье.

Скотину пасли в поле и в лесу. Брали с собой шубы, одеяла, подушки, по очереди пасли и отдыхали. Всю ночь жгли костры, плясали. Пели песни, рассказывали сказки. Вот, к примеру, такие шуточные сказки – припевки.

Шуточные сказки – припевки:

* «А, журавель мой, журавель – птица умная» (Новосокольнический район)
Журавль мой, журавль – птица умная, разумная. По болоту он ходил, нос «завязил», он и этак, и так, нос не вытянуть никак: хвост вытянет – нос заткнет, нос вытянет – хвост заткнет, хвост вытянет – нос заткнет и т. д.

* «Ишел Федор да Федорка» (Новосокольнический район)
Ишел Федор да Федорка, нашли лапти и «оборки», и сказал Федор Федорке: Тебе – лапти, мне – оборки.

* «Барыня купила чемодан» (Гдовский район)
Барыня купила чемодан, в чемодане сто рублей. Что хотите, то купите. Черным с белым не носите. Рукам – ногам волю не давать, носом творог не макать.

Во время пастьбы в поле дети могли голосить («плакать голосом»): они причитывали на солнышко, чтобы оно закатилось и можно было скорей пойти домой; просили, чтобы дождь не пошел; причитывали на гусей, чтобы они не разбегались.

Дети голосили в поле, обращаясь к солнцу, ветру, к матери:
«Прагляни, теплая солнушка,
Разагрей горькую сиротушку
У чужих людишках, в чистым полюшки.
Няуж ты не живала, теплое солнышко,
В чужих людюшкых?» (Новоржевский район)

Читайте также:  Рассказ на английском языке о менделееве с переводом

Во время пастьбы в поле дети играли на тростниковых дудочках, свистках. Дети в поле могли для развлечения исполнять на дудочках наигрыши под пляску. «Братья в дудки играли, а я выплясывала».

Любимым занятием маленьких пастухов была игра в камешки: несколько камешков подбрасывали особым образом и ловили, используя различные приемы. (Пустошкинский район)

Дети гоняли лошадей в ночное – на пустое поле, «где хлеба не запахана, где пашни нет». Коней спутывали и пускали пастись, а сами разводили костер, играли на гармошке, плясали – «всю ночь шутим». Спали тут же в поле, завернувшись в «кафтанчики».

Родители стремились не только включать детей в трудовую жизнь семьи, но и прививать интерес к труду, поощрять их за хорошую работу.

Записан рассказ, как мать поручила дочери небольшую полоску нивы – «бороздинку», а сама жала рядом и со своей борозды «подбрасывала дочери снопы: «Видите, как Нюшенька жнет?»
По другим рассказам, мать ставила чашку яичницы в поле для детей, чтобы они поскорее «вытягивали лен», а сама украдкой отодвигала чашку подальше, чтобы дети больше поработали (когда весь лен уберут, тогда только поедят яичницу на поле).
Мать учила дочерей жать, а отец учил сыновей пахать на лошади.

Дети активно помогали взрослым и в домашних делах: возили воду, ухаживали за скотом; девочки постарше нянчили своих младших братьев и сестер.

Очень любили дети за любым занятием проговаривать потешки и прибаутки.

Все маленькие дети любят играть.

Маленькие псковичи делали игрушки своими руками. Летом в поле изготавливали из тряпочек или из глины кукол; также из глины лепили посуду, животных, птиц. Игрушечную посуду украшали, по краям чашечки палочкой продавливали «брильки» (вмятины). Мальчики делали для кукол «тележки». Зимой, когда плели лапти, из обрезков лыка дети мастерили коров, лошадей, собачек. Животных из лыка складывали таким образом, чтобы они могли стоять на ногах, вырезали голову, корове – роги и ушки подделывали. Игрушечных лошадей и коров «пасли в поле», «кормили». Простая лучина заменяла «человечков» (сверху делали 2 – 3 угловых выреза, напоминающих профиль лица).

В Новосокольническом районе записаны интересные сведения об играх с куклами. Их лепили из глины («гнили»), скручивали или шили из тряпочек. Изготавливали несколько разных кукол – семью с маленькими детьми. Куклам делали руки, «наводили лицо» (углем). На улице из песка и палочек («чурочек») строили для кукол дом, шили «постели», «варили кашу», пекли «бабашки» из песка; куклы «ходили в гости»; девочки укладывали кукол спать и пели им колыбельные.

На ярмарках также продавали глиняных и тряпочных кукол, деревянных лошадок, глиняные игрушки и свистульки в форме животных и птиц. Некоторые мастера раскрашивали глиняные игрушки и свистки.

Ни один праздник в старину не обходился без участия детей.

Накануне Рождества дети валялись, кувыркались, прыгали на расстеленной под столом соломе, просили у Коляды овсяного блина. Ребята выбегали на крыльцо с ложками с кутьей и призывали Мороз. Дети принимали участие в святочном ряженье: ребят заворачивали в полог и приносили на вечерку («пчелы»); дети в вывернутых шубах прятались под ногами, щипались.

В Масленицу дети катались с гор на санках, ледянках, «на козлах», взрослые катали ребят на лошадях. Для ребят делали качели (натягивали веревки и клали доску).

Во время Великого поста дети тоже постились. В д. Козлово Новосокольнического района мать старалась показать детям, когда закончится пост: привязывала кринку с молоком высоко к дереву и с течением времени поста постепенно опускала ее вниз.

В Пасху дети ходили к крестным, и те дарили им яички. На Святой неделе могли вечерами устраивать пляски и игры. Дети приходили на пасхальный костер, прыгали вокруг него.Во время свадьбы дети наблюдали за происходящим, сидя на печке. Маленькой девочке или мальчику поручали «резать косу» во время выкупа невесты.
Наши прабабушки и прадедушки пели и плясали на посиделках и загадывали загадки, чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум.

Есть загадки в нашем крае,
До того мудреные,
Кто загадку отгадает,
попадет в ученые.
Сочинит загадку тот,
Разгадает этот,
А загадка все живет
Со своим секретом.
Да и сложены они
Так хитро и сладко,
Ну, смекалкою блесни,
Вот она, псковская загадка.

Конкурс «Псковская загадка»
Мать толста, дочь красна, а сын под небеса (печка, огонь и дым- Гдовский район)

Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
* Еду в Минск, из Минска – в Пинск, из Пинска – в Двинск; оттуда во
Псков, из Пскова – в Гдов, из Гдова – в Покров, из Покрова – в Ковров.
* Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, но карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
* Белые бараны били в барабаны. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
* Все бобры для своих бобрят добры.
* Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
* Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
* По двору-подворью в добром здоровье.
* На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.
* Наловила налимов, переналовила, ловила налима, ловила да так и не выловила.

У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас псковская игра.
Играли на Псковщине и зимой, и летом, на улице и в избе.

Распределение ролей в игре происходило при помощи считалок. Вспомните считалки, которые вы знаете. А теперь прочитайте текст старинных псковских считалок и рассчитайтесь.

А теперь отдохнем и поиграем в старинные псковские игры.

Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою родину сберечь.

А еще, конечно, на Псковщине, впрочем, как и в других регионах России, и дети, и взрослые любили слушать и рассказывать сказки.

Послушайте псковскую сказку про козла в исполнении педагога дополнительного образования центра «Надежда» Ивановой Натальи Геннадьевны. Обратите внимание, что выступает Н.Г. Иванова в псковском национальном костюме.

Надеемся, что для вас любовь к малой Родине станет сильнее через познания сокрытых сокровищ старины.

Источник

Познавательное и интересное