Сказки пушкина что они значат

Сказки

Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Светлана Фролова
Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Люблю я Пушкина творенье

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки

В них жанр души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет

В них русский дух, в них Русью пахнет.

При имени А. С. Пушкина тотчас осиняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее всех раздвинул ему границы, и показал все его пространство. Пушкин – есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт все более приближается к нам, как добрый наставник, учитель и друг – спутник всей нашей жизни, от рождения до старости. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это удивительные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя.

Трудно переоценить значение пушкинских сказок для формирующейся личности. Они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Сказка играет важную роль в духовном развитии дошкольника. В его воображении живет целый мир, неизведанный и манящий, мир сказки, знакомый с колыбели.

Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В эти годы они очень восприимчивы к ярким картинам, динамическому сюжету, основанному на действиях, поступках героев. Для них человек проявляет себя только в делах. И к героям сказоку них складывается весьма определенное отношение: восхищают и радуют своими подвигами, острым умом одни из них, порождают ощущение ужаса и негодования – другие. Их оценки людей категоричны. Для дошкольников существуют люди хорошие и плохие, середины нет. Ребенок не понимает и не признает человека, имеющего в себе добрые качества и дурные одновременно. Его интересуют и сказочная обстановка, заставляющая живо работать воображение, располагающая к фантазированию – яркие, запоминающиеся картины, события. Несомненно, привлекает ребенка при всем этом образная, простая и сочная русская речь. И, наконец, самое главное – ребенок берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую веру в свершении чуда, в реальность мечты. Вполне понятно, что сказки А. С. Пушкина отлично отвечают особенностям психологии детей дошкольного возраста.

Мы знаем, что существует два вида сказки – народная и литературная. Дети, получив представление о народной сказке, проникают в особенности сказки литературной, осмысляя ее сходство и различия с народными сказками. Пушкинские сказки близки к народным. Их близость в изображении героев, торжестве верности и справедливости, поэтичности изображения волшебных развитий в сказке, его стихотворная форма. Следовательно, основное, что важно осознать детям – подлинно-народные истоки поэзии, гимн добру и справедливости. Пушкинский гуманизм, которым проникнуто все творчество поэта, берет начало в истинно-народной русской поэзии. Однако воспитательное значение пушкинских произведений зависит не только от объективных возможностей самого текста, но и от искусства педагога – воспитателя.

В жизни детей дошкольного возраста большое место занимает поиск настоящего друга. Их начинают волновать взаимоотношения людей, проблемы добра и зла. Именно в этом возрасте начинает складываться характер. Поэтому так важны для детей вопросы гордости, чести, достоинства. И воспитателю необходимо воспользоваться этой возможностью и обязательно познакомить детей со сказками А. С. Пушкина и его детскими и юношескими годами. Стремясь лучше познакомить детей со сказками, мною был разработан проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».

В процессе реализации проекта, я с детьми слушала на аудиозаписях сказки А. С. Пушкина, проводила беседы по содержанию, дети составляли характеристику героев, инсценировали отрывки из сказок.

Для лучшего понимания сказок я подготовила цикл дидактических игр и кроссвордов.

Была проведена большая работа с родителями. Родители приняли участие в выставке «Рисуем всей семьей», смотре-конкурсе на лучшую поделку по сказкам А. С. Пушкина. Заключительным этапом работы стал КВН, где дети показали глубокие знания творчества и биографии А. С. Пушкина.

В своей работе, я старалась приблизить детей, насколько это возможно, к естественным условиям жизни сказки, погрузиться вместе с ними в мир чудес. Я старалась не быть навясщевой, помогала разобраться в своих мыслях, направляла их эмоции.

Консультация для педагогов ДОУ «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Каждый из нас еще в детстве знакомится с произведениями А. С. Пушкина. Первые произведения которыми нам читали родители, воспитатели, учителя.

Викторина «Сказка — ложь, да в ней намек…» по сказкам А. С. Пушкина (старший дошкольный возраст) Цель: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, память детей; воспитывать нравственные черты характера: доброту,.

Источник

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

Ольга Полохало
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане. » о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей,следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

Читайте также:  Рассказ про двух девочек тамарочка и белочка

Сюжетная основа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью, и всегда наказуемы, поможет «Сказка о рыбаке и рыбке«. С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

«Сказка о золотом петушке» учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

1. Иванова О. А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М. : Школьная пресса, 2005. – 80 с.

3. Полная хрестоматия для начальной школы. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. Сивохина. – М. : ОЛМА_ПРЕСС, 2001. – 576 с.

4. Царенко Л. И. от потешек к Пушкинскому балу…- М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 1999. – 160 с

Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для родителей «Значение семьи при воспитании ребенка» За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Что важнее в становлении личности: семья или.

Консультация для родителей «Значение книги в развитии и воспитании ребенка» Уважаемые родители! Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить.

Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.

Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.

Источник

Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»

Надежда Дорохова
Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»

В период наивысшего расцвета творчества А. С. Пушкин создает свои сказки. Они не предназначались для детей, но почти сразу полюбились ими. Основой для написания сказок стал фольклорный материал. Сказку Александр Сергеевич считал большим эпическим жанром литературы.При жизни в Михайловском в ссылке он писал своему брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Сказки писателя – это сюжетные произведения с резким конфликтом между добром и злом. Данный произведения стали итогом многолетних стремлений Пушкина постичь образ мыслей и чувств народа, особенностей его характера, языка и устного творчества.

В 1830 году Пушкин написал «Сказку о попе и его работнике Балде», которая не была напечатана при жизни автора из-за цензурных ограничений, потому что произведение являлось сатирой на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеивается жадность, лицемерие и глупость. Поп хотел нанять слугу, который бы за гроши выполнял обязанности по дому. Жадность заставляет его получать щелчки от Балды. Но Поп не только жаден, он зол и коварен, поэтому хочет погубить своего работника, давая невыполнимое задание – собрать оброк с чертей. Сам Балда, как положительный герой, не преследует материальной выгоды, а нанимается на работу, чтобы проучить Попа. Балда трудолюбив и умен. В сказке подчеркивается уважение к нему и беспокойство за исход борьбы с хитрым Попом.

«Сказка о царе Салтане» была написана в 1931 году. Это самая первая сказка поэта, появившаяся в печати. В ней изображен «светлый» и «темный» мир.Положительные персонажи: князь Гвидон, царевна Лебедь, царица-мать побеждают в длительной борьбе. Читатель всем сердцем на стороне добрых сил в сказке.Сомнение вызывает царь Салтан : он то хороший, то плохой, то есть иногда поддается влиянию плохого. Сочувствие у читателя вызывает князь Гвидон – он добр, бескорыстен и тверд духом. Поэтическое очарование усиливает тоска по отцу и желание создать свою семью. У произведения глубокий социальный смысл.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней четко прослеживается гуманистическая направленность сказок автора. Положительные персонажи наделены такими чертами характера,которые ценятся людьми всех поколений: доброта, великодушие, храбрость, преданность дружбе, постоянство в любви.

Царевна дочь вызывает любовь и преданность семи богатырей за свою доброту, готовность прийти на помощь, отзывчивость. Образ королевича Елисея преподнесен в былинных тонах. Он отправляется в дорогу за красавицей – «душой и невестой молодой». Он близок с природой. Лирические обращения к солнцу, ветру, месяцу – поэтически окрашивают его образ, придают особое обаяние. Но Пушкин не ограничивается романтические показом героев, он добавляет в сказку реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи. Таковым является царь отец, который поспешил жениться, едва истек положенный срок вдовства.

Основная сила сатиры в сказке направлена против царицы-мачехи, которая олицетворяет «темный мир». Он гордая, завистливая, своенравная, ревнивая Зависть и злость ко всему доброму и светлому в итоге приводят ее к гибели от тоски. Так победа добра символизирует гибель зла.

Образцом глубоко народной социальной сатиры является «Сказка о золотом Петушке». В ней есть сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забор. Именно поэтому царь бездумно соглашается выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен, как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место восторгу перед шамаханской царицей.В то же время царь показан не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь.

В 1835 году в печати появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого. Сказка является сатирической, высмеивает самодержавие и крепостничество.Это периодически подчеркивает резкое противопоставление старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. И чем выше она поднимается, тем хуже становится. В образе старика олицетворяются народные сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает почтения к ней, как бы высока она не вознеслась. Об этом свидетельствует его обращение к ней,когда она хотела стать царицей: «Что ты баба белены объелась?». Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности, становится символом социального гнета.

Читайте также:  Рассказ про птицу которая не умеет летать

В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. В ней торжествует правда, произведение завершается поучительной картиной наказанного самодурства – золотая рыбка возвращает старуху к нищенскому положению.

Каждая из сказок Пушкина имеет свои неповторимые особенности, поучительные моменты, в том числе и для детей. Именно поэтому они так прочно вошли в детское чтение. А. М. Горький называл их «чарующими умом и красотой» сказками. Высокую оценку этим произведениям давал В. Г. Белинский. Он утверждал, что никто из русских поэтов, кроме Пушкина, не заслужил такого неоспоримого права стать воспитателем юных и взрослых читателей.

Сказки Пушкина пробуждают чувство любви к Родине, родному языку, симпатии и антипатии читателей к хорошему и плохому, формируют активное отношение к героям, решают задачи эстетического, идейного и нравственного воспитания детей.

Конспект занятия «Этот чудесный мир сказок А. С. Пушкина» Цели занятия: 1. Учить самостоятельно выбирать эпизоды сказки, передавая волшебный колорит; добиваться более полного решения темы. Развивать.

Конспект литературного праздника по мотивам сказок А. С. Пушкина «Огонь, вода и медные трубы… Сказки Пушкина нам любы!» Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в.

Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы в форме КВН «По дорогам сказок» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Воспитательное мероприятие «КВН.

Консультация «Артикуляционная гимнастика и её значение» Артикуляционная гимнастика это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц полноценных движений и определенных.

Проект «Развитие творческих способностей детей посредством сказок А. С. Пушкина» ВВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из мощных средств развития у детей чувств и эмоций является искусство. Поэтому необходимо как можно раньше.

Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной группы «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина» Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина Ведущая Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости придут герои разных сказок. Но все эти сказки.

Развлечение «Путешествие в страну сказок А. С Пушкина» Программное содержание Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок, узнавать их. Продолжать воспитывать любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Творческо-познавательный проект «В гостях у сказок А. С. Пушкина» Проект «В гостях у сказок А. С. Пушкина». Вид проекта: творческо – познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Форма проведения:.

Источник

Чему учат сказки Пушкина (о чём они и что для меня значат)

Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.

А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.

Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!

Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.

Загадочный и чудесный мир сказок

Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.

По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.

Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.

Мудрость в сказках Пушкина

Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.

Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.

В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.

Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане. » о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.

Сказки Пушкина (список всех сказок)

Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.

Читайте также:  Сказки коренных народов ямала

Вот список сказок Пушкина:

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.

Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.

«Сказке о рыбаке и рыбке»

Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.

Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.

Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.

Фразеологизм «разбитое корыто» ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.

Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.

Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.

Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.

Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.

Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.

«Сказка о золотом петушке»

Чему учит сказка о Золотом петушке?

История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.

«Руслан и Людмила»

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.

Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

«Жених»

Малоизвестная сказка-баллада «Жених» предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».

Источник

Познавательное и интересное