Предложения с обращениями из сказок Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина присутствует множество слов обращений.
Сказка о царе Салтане
Здравствуй, красная девица,—
Говорит он,— будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром.
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили?
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу
Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Бог вас, дети, наградит.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Свет мой, зеркальце!
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее
Ах ты, мерзкое стекло!
Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь, всем ты нам сестрица,
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,—
Им царевна говорит,—
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Здравствуй, зеркальце!
Постой,
Бабушка, постой немножко,—
Ей кричит она в окошко,—
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу
Ох ты, дитятко девица!
Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Что, Соколко, что с тобою?
Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Свет наш солнышко!
Свет ты мой,—
Красно солнце отвечало,—
Я царевны не видало.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Братец мой,—
Отвечает месяц ясный,—
Не видал я девы красной.
Ветер, ветер! Ты могуч…
Сказка о попе и его работнике Балде
Что, батько, так рано поднялся?
Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Зачем ты, Балда, к нам залез?
Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить
Вам, собакам, великая помеха
Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре
Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Ты, бесенок, еще молоденек
Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый
Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк
Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной
Сказка о рыбаке и рыбке
Отпусти ты, старче, меня в море
Бог с тобою, золотая рыбка!
Дурачина ты, простофиля!
Чего тебе надобно, старче?
Смилуйся, государыня рыбка
Дурачина ты, прямой простофиля!
Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Что ты, баба, белены объелась?
Как ты смеешь, мужик, спорить со мною
Здравствуй, грозная царица!
Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука
Сказка о золотом петушке
Царь ты наш! отец народа!
Государь! Проснись! беда!
Что такое, господа?
Ох, дети, дети!
А, здорово, мой отец,—
Молвил царь ему,— что скажешь?
Царь! — ответствует мудрец,—
Разочтемся наконец.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Сказка о медведихе
Ах вы, детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Вот тебе, жена, подарочек,
Ах ты, свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Жених
Друзья мои, спасите!
Милая моя,
Откройся предо мною.
Изволь, Наташа, ангел мой!
Скажи нам, что такое,
Дитя мое родное?
Постой, сударь, не кончен он.
Поверь, душа-девица.
Песнь о вещем Олеге
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время…
Вы, отроки-други, возьмите коня!
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Предложения с обращениями из сказок Пушкина: можете перечислить?
Примеры предложений с обращениями из сказок Пушкина.
Напишем примеры из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Это сделать довольно несложно, так как в сказке этой обращения встречаются часто.
Помимо этой сказки, примеры с обращениями можно привести и из других сказок Александра Сергеевича:
Сказка о Золотом петушке
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
О царе Салтане и др.
В любой сказке Пушкина можно найти бесчисленное количество предложений с обращениями. Некоторые из них давно стали крылатыми.
несмотря на давно устаревшую форму звательного падежа не только понятно всем носителям русского языка, но и широко употребляется практически в любой социальной среде.
Или еще пример: и тоже назидательный. Обращением к попу заканчивается сказка о работнике его Балде:
Примером еще одного обращения могут служить слова мудреца, когда он обращается к царь с просьбой исполнить, наконец, свое обещание и отдать ему Шамаханскую царицу. Невежливый ответ царя сильно разозлил мудреца:
Сказки Пушкина написаны понятным языком, сюжет завораживает и не отпускает, пока не дочитаешь до самого конца.
Кроме того, они поучительны. Например, выражение «разбитое корыто» из сказки «О рыбаке и рыбке» используется даже взрослыми в повседневной жизни в тех случаях, когда нужно приостановить растущую череду непомерных просьб и желаний.
Сказка о «Царе Салтане» начинается со слов:»Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей, когда разыскивал свою невесту обратился к трем силам. Первая сила Солнце которое светит весь день и все видит. Вторая сила месяц который светит и все видит ночью. Третья сила ветер который может задувать в такие уголки, куда не попадает солнечный свет и месяца. Только ветер ему сказал, что царевна мертва.
Пушкин написал не так много сказок, но каждая из них стала шедевром. Мы с большим удовольствием следим за хитроумным Балдой, мы переживаем за молодую Царевну, мы вместе с Гвидоном отправляемся в образе Шмеля к царю-отцу, мы одобряем поступок Золотого петушка и помогаем мысленно спасти Руслану его Людмилу. Ну и конечно все мы осуждаем жадную старуху.
Теперь обратимся к кроссворду. Выписывать отдельно ответы на него не имеет смысла, проще просто заполнить все клеточки и тогда мы прочитаем по вертикали слово ПРОЗАИЧЕСКАЯ. Это слово относится к любым сказкам, но только не к сказкам Пушкина, потому что они написаны стихами, а не прозой.
предложения с обращениями из сказок А. С. Пушкина. С. Пушкина
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
„Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? “
Сказка о рыбаке и рыбке
„Отпусти ты, старче, меня в море! «
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе. “
Сказка о царе Салтане
„Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха“.
Старший молвил ей: «Девица, знаешь, всем ты нам сестрица.. «
Чего тебе надобно, старче?
Смилуйся, государыня рыбка!
Кушай яблочко, мой свет!
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
Его преследует закон,
Но я ему подругой буду
Его зовут Алеко — он
Готов идти за мною всюду (А. С. Пушкин «Цыганы»)
При слове горелка богослов сплюнул в сторону и примолвил: „Оно конечно, в поле оставаться нечего. “ Прислушавшись, с которой стороны, они отправились бодрее и, немного пройдя, увидели огонек. „Хутор! ей богу, хутор! “ сказал философ. (Н. В. Гоголь «Вий»)
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной. (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»)
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел; («Фауст»)
А чего жду–и не знаю, и вообразить не могу; только бьется сердце да дрожит каждая жилка. Не могу даже и придумать теперь, что сказать-то ей, дух захватывает, подгибаются колени! (Ф. Островский «Гроза»)
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. (Н. В. Гоголь «Ревизор»)
„Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? “
Сказка о рыбаке и рыбке
„Отпусти ты, старче, меня в море! «
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе. “
Сказка о царе Салтане
„Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха“.
Старший молвил ей: «Девица, знаешь, всем ты нам сестрица.. «
Чего тебе надобно, старче?
Смилуйся, государыня рыбка!
Кушай яблочко, мой свет!
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
кому помог лайк
„Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? “
Сказка о рыбаке и рыбке
„Отпусти ты, старче, меня в море! «
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе. “
Сказка о царе Салтане
„Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха“.
Старший молвил ей: «Девица, знаешь, всем ты нам сестрица.. «
Чего тебе надобно, старче?
Смилуйся, государыня рыбка!
Кушай яблочко, мой свет!
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
Месяц, месяц мой дружок,
Позолоченный рожок.
И взмолилась : жизнь моя!
В чём скажи виновна я?
Проект Роль обращений в сказках А.С.Пушкина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
Котова Вероника Юрьевна
Роль обращений в сказках А. С. Пушкина.
Индивидуальный проект по русскому языку
Тип проекта: исследовательский
учитель русского языка и литературы
Исаева Татьяна Анатольевна
1.2. Роль обращения в жизни человека………………………………………….6
2.1. Обращения в сказках А. С. Пушкина………………………………………7
2.2. Роль обращений в сказках А.С. Пушкина…………………………………9
Необычных заклинаний, спрятанных в привычную форму обращения в сказках немало. Известно, что назначение языка – это общение, сообщение и воздействие. В процессе общения мы используем обращения, которые помогают нам точно адресовать речь, указывают признаки того, к кому речь обращена; кроме того, обращения имеют этикетное значение, то есть предлагают адресатам общаться в определённом тоне, соблюдая определённые отношения: отношения людей близких или далёких, равных или неравных, отношения дружеские, фамильярные, почтительные. В художественном произведении обращения используются ещё и затем, чтобы характеризовать того, кто обращается с речью. Поэтому я определила цель своей работы:
Обнаружить в сказках А. С. Пушкина обращения и определить их роль в тексте. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить сказки А.С. Пушкина.
2.Проанализировать обращения в сказках.
3.Определить роль обращения по сфере их употребления.
1. 1. История обращений в русской культуре России
История обращения в русской культуре очень богата и многообразна. Обращение очень тесно связано с правилами поведения, принятыми в обществе. По характеру обращения людей друг другу можно определить уровень воспитанности конкретного человека, а также уровень культуры, принятый в этом обществе.
На протяжении истории России принималось множество форм поведения в обществе, зависящих от политической обстановки в стране, от количества соблюдаемых традиций и конечно от уровня образования каждого человека. Несмотря на разнообразие и многочисленность правил этикета письменных источников свидетельствующих об этих правилах сохранилось очень мало.
Первым таким официально известным источником было «Поучение Владимира Всеволодовича», написанное князем Владимиром Мономахом в 12 веке. [3]
1.2. Роль обращения в жизни человека
Чтобы определить, что такое обращение обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова. Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.[2] Главное в обращениях – это выражаемый ими тон общения, тип отношений. Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи), привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.)[7]
Обращение характеризуется звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное имя существительное в форме именительного падежа. В художественных произведениях в функции обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов. Обращение может быть одиночным и распространенным, может стоять в начале в середине и в конце.
Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. Служат для привлечения внимания собеседника.
Доклад по теме: Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина
Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.
В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
Содержимое разработки
Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина
5Б класс школа № 20
Несколько слов об авторе.
Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.
Значение обращений в речи.
Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя
Несколько слов об авторе.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами, людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец – острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I. Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове. Бабушка и наняла для мальчика няню – Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым, Карамзиным. Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас». В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний. В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин». Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался.
Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Мир пушкинской поэзии – это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.
Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.
В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.
Золотая рыбка обращается к рыбаку:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Рыбак обращается к золотой рыбке:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Старуха обращается к старику:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Обращение старика к старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.
Обращение царя Салтана к девице:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
Мне к исходу сентября».
Значение обращений в речи.
В произведениях А.С.Пушкина присутствуют самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатия, негодование, холод и другие, которые проявляются в пушкинских обращениях.
Язык Пушкина отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности Пушкина, но и развития национального литературного языка в целом.
Пушкин видел в «простонародном наречии» основу литературного языка. Пушкин постоянно обращается к языку простого народа, видит в нем «живописный способ выражения». В языке народа, в его песнях, пословицах и сказках Пушкин обнаруживал множество речевых самородков. Он чутко прислушивался к народным песням, находя в них «истинную поэзию». К словам и выражениям простонародного характера поэт относился с вниманием и уважением. Он постоянно проявлял к ним живой интерес, восторгался их меткостью и образностью.
Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Если в лицейский период Пушкин лишь изредка использовал их, то первым произведением, где средства народной речи используются свободно и смело и в речи персонажей, и в речи автора, стала поэма «Руслан и Людмила» (1820), встреченная критикой недоброжелательно. Критиков возмутило обилие «низких» слов и выражений, переход героя от одной манеры речи к другой, смешение жанров – употребление в волшебной сказке элегических словосочетаний.
Пушкин смело нарушает границы жанровых речевых стилей, создавая новые виды литературных произведений. Он разорвал принудительную связь жанра и стиля языка. Он создал «романтическую» и историческую поэмы («Руслан и Людмила», «Полтава»), роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворную повесть («Граф Нулин»). Во всех этих новых произведениях он совершенно свободно пользуется элементами трех прежних литературных стилей.
У него одно произведение могло включать самые разнообразные речевые элементы. Пушкин же достиг органичного слияния простонародного и книжного языка в единую литературную речь во всех жанрах и видах художественной литературы. В пушкинских произведениях элементы разговорной речи уже не признак их жанровой принадлежности, но свойство русского национального литературного языка. Пушкин широко использует просторечную лексику в таких произведениях, как «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Полтава», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский».
Просторечные и простонародные слова Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального положения – солдата, крестьянина, ямщика.
Пушкин был осторожнее и умереннее в употреблении просторечных и простонародных средств, чем авторы XVIII в., особенно авторы комедий и басен. Пушкин избегает всего того, что непонятно и неизвестно в общем литературно-бытовом обиходе. Он чужд экзотике областных выражений, не допускал грубого просторечия, жаргонизмов. Пушкинский язык почти не пользуется профессиональными и сословными диалектами города, сторонится разговорно-чиновничьего диалекта. Лишь в некоторых произведениях мы встречаем отдельные слова и выражения, обусловленные содержанием текстов, например, в «Пиковой даме» – слова и выражения картежников, в «Домике в Коломне» – военные термины. Пушкин из просторечия берет только общенародные, общепонятные слова, которые могут получить общенациональное признание: # авось, бедняк, назло, сулить, карабкаться, тотчас, напекать.
Отбор слов и выражений из народной речи подчинен в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности. Он сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка. Пушкин отбирает из народного языка в литературный такие речевые средства, которые были исторически апробированы, т.е. широко употребительны в летописях, песнях, сказаниях, былинах и потому известны всему народу. Поэт не привлекал местные диалектные слова. Отбор он проводил в городском просторечии и крестьянской бытовой речи, а не в жаргоне светских салонов. Пушкин не допускал грубо-просторечных, диалектных и жаргонных слов в большом количестве. Он не опускался до натуралистической фиксации диалектного говорения.
Поэты и писатели XVIII в. ограничивали использование просторечия лишь произведениями «низкого стиля», они воспроизводили народную речь, не подвергая ее стилистической обработке. Крестьяне в их произведениях говорят подчеркнуто диалектной речью, авторы сознательно сгущают краски, вкладывая в их реплики фонетические, синтаксические и лексические диалектизмы, восходящие к различным говорам. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие. Например, в стихотворении «Утопленник» употребляются диалектизмы хозяйка («жена, старшая женщина в крестьянской семье»), погода («дурная погода, буря»); в «Капитанской дочке» – «постоялый двор, или, по-тамошнему, умет». Пушкин производит строгий, тщательный отбор лексики и использует диалектные черты в специальных стилистических задачах: создать характер документальности, достоверной точности.
Пушкин делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.
Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя
Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году. Это была первая сказка появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, в нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: « Во время разговора он стоял позадь забора». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств. Сказка завершается, как у многих писателей – сказочников веселым пиром, славящим торжество добра.
Сказки Пушкина непохожи одна на другую. «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году. Основной послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском. В этой сказке Пушкин изумительно передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.
Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».
Пушкин любил свое отечество-Россию и ее народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт написал бы еще много произведений, если бы его жизнь не прервалась так рано.
Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Впервые благодаря его лирике мы узнали о прелести природы средней полосы России. Описание природы тесно связано с бытом крестьян. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, в своих произведениях он пробуждает чувство любви к родине и приобщает детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.