Паустовский «Сказки Пушкина»
Константин Георгиевич Паустовский «Сказки Пушкина»
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин — незаходящее солнце русской поэзии».
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — назвал её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его лёгким пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-бел- ку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.
Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Константин Паустовский — Сказки Пушкина: Рассказ
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин — незаходящее солнце русской поэзии».
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — назвал её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его лёгким пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-бел- ку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.
Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Презентация и конспект урока по литературному чтению «К. Паустовский «Сказки Пушкина»
Выбранный для просмотра документ пушкин.docx
Тема: Вводный урок по творчеству А.С. Пушкина.
К. Паустовский «Сказки Пушкина».
Ветер по морю гуляет… (И кораблик подгоняет)
Белка песенки поет… (Да орешки все грызет)
Свет мой, зеркальце, скажи… (Да всю правду доложи)
На пороге сидит моя старуха…(А перед ней, разбитое корыто)
И растет ребенок там… (Не по дням, а по часам)
А может кто-нибудь назовет произведения, откуда взяты эти строки? («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3. – Скажите, ребята, так о ком мы сегодня будем вести речь? (Об А.С.Пушкине)
— Сегодня у нас новая встреча с А.С. Пушкиным.
«Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна». (С.С. Гейченко – директор пушкинского заповедника в Михайловском.)
— Как вы понимаете это высказывание?
— Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы вернемся к эпиграфу поделимся своими открытиями.
Отправляемся в картинную галерею (учебник с. 73).
(На слайде 2 портрета А.С. Пушкин и портрет няни – Арины Родионовны).
— Что вы можете сказать о портретах, показанных на слайде?
а) 1 портрет – А.С. Пушкин. Что вы можете сказать о нем по портрету? (Красивые волосы, бакенбарды, интересная внешность.)
Глаза – живые, наблюдательные, жизнерадостные. Глаза вдохновенного поэта. Все создает настроение красоты, гармонии.
— Еще не умея читать, еще не вникая в смысл, но уже с восторгом, то радостным, то грустным – кто не слушал из нас:
Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница такая…
— Вспомните свои любимые строчки Пушкина. (Учащиеся читают стихи Пушкина.)
б) – А почему мы видим еще один портрет? Чей он?
— Можем ли мы сказать, что это наши современники?
— Этот портрет крестьянки, самого близкого друга поэта, няни Пушкина, Арины Родионовны. С детских лет, Пушкин слушал разные сказки, которых она знала очень много.
(Слайд Пушкин и няня)
— Представьте себе: чуть дребезжало веретено, или постукивание спицы в светёлки старого барского дома, плавно текла речь няни: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
— Сказки А.С. Пушкин любил слушать даже, когда стал взрослым. Из них он брал сюжеты для своих стихотворений – сказок С детства учился у няни чистому, народному языку.
О сказках Арины Родионовны вспоминает один из друзей Пушкина, посетивший поэта в усадьбе его отца. В селе Михайловском, Псковской губернии в 1826 году, где Пушкин отбывал 27-летнюю ссылку по надзором, посланный за вольнолюбивые стихи. (с 1824 по 1826)
«Ты занимала нас – добра и весела-
Про стародавних бар пленительным рассказом:
Мы удивлялись тебе – и смех не прерывая
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летали беззаботно»
В каком веке жил Пушкин? (Звучит мелодия 19 века. Дети выполняют движения).
Работа с научно- познавательным текстом.
— Что вы знаете о Пушкине?
1. А теперь обратимся к статье о Пушкине К.Паустовского.
Верста – русская мера длины, равная 500 саженям = 1,0668 км
2. Самостоятельная работа с текстом.
— Обсудите (друг с другом), какие положения соответствуют вашим представлениям. (Ответ нескольких детей).
— Обсудите содержание научно-познавательной статьи.
— Что было новым? О чем вы бы хотели получить больше информации?
Д/з стр. 74-77; стр. 76 №1,2.
– Наше путешествие в страну Литературию на сегодня заканчивается. Закройте глаза и представьте себя в гостях у Пушкина: может быть в кабинете поэта, может быть сидя у камина, может быть на балу… (Звучит музыка 19 века)
Вот мы и вернулись в наш родной город, любимый класс.
— Получилось ли у вас «открыть» для себя хотя бы одну тайну Пушкина, то есть узнать что-то новое о поэте, о его времени?
— С каким настроением вы уйдете сегодня с урока?
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранный народом. Имя Пушкина всегда с нами. У каждого возраста свой Пушкин
Сказки Пушкина
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии».
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» – назвал её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его лёгким пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.
Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
СОЛДАТСКИЕ СКАЗКИ
СОЛДАТСКИЕ СКАЗКИ «Солдатские сказки» вышли отдельной книгой в середине 1933 года в парижском издательстве «Парабола» с обложкой работы художника И. Я. Билибина. В 1939 году эта книга была переиздана в Стокгольме и Шанхае без каких-либо текстовых и композиционных
Сказки
Сказки Вопрос 1.139 «Сказка о царе Салтане».Какие телесные наказания князь Гвидон причинил (1) поварихе, (2) ткачихе и (3) сватье бабе
Докучные сказки
Докучные сказки Стоит град пуст, А во граде куст. Под кустом сидит старец, У него в руках косой заяц. У зайца во рту сало. Не начать ли сначала? * * * Во борочке журавль да кулик. На лужочке старушка и старик. Накосили стожок сенца И поставили у крыльца. Не сказать ли сказку
Докучные сказки
Докучные сказки Жили-были два брата Жили-были два брата, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с
Бабушкины сказки
Бабушкины сказки В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт. Притворимся, что не
Сказки
Сказки Два брата (Латышская сказка) Жили по соседству два брата.Один богатый, другой бедный. Один жадный, другой добрый. Один деньги считает, другой долги копит.Вот как-то под вечер зашёл к богатому брату прохожий старичок, – голова белая, борода белая, весь
Нянины сказки
Нянины сказки Вспомнил я нянины старые сказки, Мальчик пугливый, пугливее лани. Ждал я хорошей, спокойной развязки Чудных рассказов заботливой няни. Я был доволен, когда от чудовищ Храбрый Иван-королевич спасался; С ним я, искатель несметных сокровищ, В царство Кащея под
Конец сказки
Конец сказки Жанна, едва сдерживая слёзы, позвонила Тому, сообщив, что нашла, наконец, подходящее для них жильё. Вскоре он приехал в разорённое любовное гнездо своей невесты, чтобы осмотреть квартиру.— Гляди, какая она громадная! В ней есть и уютная комнатка для детской. Я
СКАЗКИ О РОССИИ
СКАЗКИ О РОССИИ Толстенный роман Дмитрия Быкова «ЖД» и тоненькая книга Владимира Сорокина «День опричника» (с большой натяжкой поименованная романом) оказались на книжных прилавках примерно в одно и то же время. Быков писал свой фолиант не один год и успел в статьях и
Взгляд на русскую критику. – Понятие о современной критике. – Исследование пафоса поэта, как первая задача критики. – Пафос поэзии Пушкина вообще. – Разбор лирических произведений Пушкина
Взгляд на русскую критику. – Понятие о современной критике. – Исследование пафоса поэта, как первая задача критики. – Пафос поэзии Пушкина вообще. – Разбор лирических произведений Пушкина В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйной, Иль иволги напев
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Сказки А.С.Пушкина. К.Паустовский»
Содержимое разработки
Предмет: литературное чтение
УМК: «Начальная школа XX века»
Тема урока: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: беседа, выполнение упражнений
Цель: познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту
Обучающая (образовательная): познакомить со статьей К. Паустовского «Сказки Пушкина». Показать связь сказок Пушкина с фольклором.
Развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки работы с критической статьей, мыслительную деятельность учащихся
Воспитательная (воспитывающая): воспитывать любовь к поэтическому слову, произведениям АС.Пушкина
1. Личностные: формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.
Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.
3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.
Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна
Коммуникативные: слушать и понимать речь других
Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку.
Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией).
Голосом разговорной речи
Г рохотом грома сменилась она
Тихонько – ты слышишь?
акрапал, закрапал, закрапал по крыше
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко)
Повторяют за учителем
Регулятивные: проделывают последовательность действий
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Личностные: формирование учебной мотивации
III. Повторение изученного
-Домашним заданием вам было прочитать сказку
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
-Поднимите руки, кто прочитал.
-Молодцы. Вам понравилась эта сказка?
-Скажите, кто написал эту чудесную сказку?
-Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки, отгадав небольшой кроссворд.
Предводитель 33 богатырей?
На каком острове поселился Гвидон?
Рост новорожденного богатыря?
Какой зверь сидел в хрустальном доме?
Как называлось письмо, перевозимое гонцом?
От кого царевич защитил лебедя?
Во что превращается царевич в третий раз?
Работа с презентацией.
-Чему нас учит эта сказка?
Отвечают на вопросы
Познавательные: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; умение вести поиск и выделять необходимую информацию
Коммуникативные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.
Коммуникативные:умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми
Познавательные: формирование умения анализировать
Мы с вами уже знакомы с произведениями А.С.Пушкина и его биографией. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!
— А что вы уже знаете из биографии Великого поэта?
В каком городе родился? Какому роду принадлежал?
Кто занимался воспитанием Пушкина?
Кто учил писать Сашу по-русски?
Куда отдали Пушкина учиться в 12 лет?
— Многие писатели, критики писали о жизни и творчестве А.С.Пушкина. И вот такой Русский советский писатель, классик русской литературы…как Константин Паустовский не оставил без внимании творчество Пушкина. Сейчас я прочту вам произведение Константина Георгиевича «Сказки Пушкина», а вы внимательно слушайте.
Чтение и слушание произведения.
Отвечают на вопросы
Бабушка Мария Алексеевна
Личностные: развитие у ребенка рефлексии (умения оценивать)
v. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось ли вам это произведение?
-Что особенно понравилось?
-Когда вам было смешно, а когда – грустно?
-О ком говорится в данном произведении?
-Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком).
-Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте.
-Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна).
-Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»).
-Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку.Впервые от няни услышал чудесные русские сказки).
-В какое село был сослан поэт? (В село Михайловское).
-Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки).
Ребята, как вы думаете за что был сослан Пушкин по приказу царя?
-Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт? (Показ слайдов)
Что делал автор вместе с народом?(жестко высмеивал…)
-Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт? (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести).
А сейчас поработаем в тетради на печатной основе, найдем 57 страницу, задание 2 (Проталинки)
Вам нужно написать каким был язык А.С.Пушкина, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет очерк из учебника.
Работают с учебником, отвечают на вопросы
Ребята, а теперь мы вновь обратимся к творчеству Пушкина послушайте отрывок из его романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Прежде чем начать чтение, давайте познакомимся с некоторыми словами, данными ниже и прочтем значение слов.
Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами.
-Что вы представили?
-О чем этот отрывок? (О зиме)
-Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима).
-Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте.
-Рад ли автор появлению зимы?
-Как вы это поняли? Прочитайте эти строки.
-Сейчас вполголоса прочтите стихотворение.
—Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение.
Ребята, мы видим здесь рублику «Обрати внимание». Давайте прочтем информацию данную в ней.
Откроем тетрадь на печатной основе и найдем страницу 60 и выполним 1 задание. Ваша задача подчеркнуть в данных строках олицетворения.
Далее поработаем с заданием № 3 и дадим понятие олицетворению и приведем несколько своих примеров и запишем их.
Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста.
Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники.