LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
Иерусалим. Золотые ворота и Гефсиманский сад. Несколько фото с.
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Сказки Пушкина в красках Палеха (Набор открыток «У моря Лукоморья»)
В письме к брату Пушкин так описывает свою деревенскую жизнь: «А по вечерам слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В рабочей тетради этого периода рядом со сценами из «Бориса Годунова», строфами «Цыган» и «Онегина» появились записи сказочных сюжетов. Иногда, приступая к рассказу, няня начинала с присказки: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет». На обороте обложки тетради Пушкин набросал начальные строки пролога к поэме «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том.
А. Пушкин. «Руслан н Людмила»
Художник К. Бокарев (Палех)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо— песнь заводит.
Налево — сказку говорит.
А. Пушкин. «Зимний вечер»
Художник К. Бокарев (Палех)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый.
К нам в окошко постучит.
А. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
Художник К. Бокарев (Палех)
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
А. Пушкин. «Сказки о медведихе»
Художник К. Вокарев (Палех)
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки.
Что из лесу, из лесу из дремучего,
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
А. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балле»
Художник К. Бокарев (Палех)
Жил-был поп.
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
А. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Художник К. Бокарев (Палех)
Живет Балла в поповом доме.
Спит себе на соломе.
Ест за четверых.
Работает за семерых.
А. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Художник К. Бокарев (Палех)
А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Художник К. Бокарев (Палех)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Художник К. Бокарев (Палех)
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Художник К. Бокарев (Палех)
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Художник К. Бокарев (Палех)
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам окияна
Едет флот царя Салтана.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»
Художник К. Бокарев (Палех)
«Свет мой, зеркальце! скажи.
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее.
Всех румяней и белее?»
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»
Художник К. Бокарев (Палех)
«Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».
Старушоночка сказала.
Поклонилась и пропала.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»
Художник К. Бокарев (Палех)
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»
Художник К. Бокарев (Палех)
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
А. Пушкин, «Няне»
Художник К. Бокарев (Палех)
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Набор «У моря Лукоморья» из 16 открыток был выпущен издательством «Изобразительное искусство» г. Москва в 1981 году. Тираж 400000 экземпляров. Стоил набор тогда 54 копейки.
russianpostcards
.
Рубрики: | КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК |
Метки: пушкин александр сергеевич сказка стихи палех
Процитировано 37 раз
Понравилось: 37 пользователям
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Русская лаковая миниатюра в истории и в сказке
Производство красивых миниатюр в небольшом селе Федоскино наладил в 19 веке наследник фабриканта Коробова — Петр Лукутин. Он сделал ставку на близкие россиянам чаепития, тройки и, конечно, сюжеты сказок. Художников-федоскинцев отличала красочная многослойная техника, требующая длительного кропотливого труда. Их мастерство было подчас по-настоящему ювелирным. Часто живопись создавалась на перламутровых вставках, фольге из серебра или сусального золота. В белильную основу подмешивали алюминиевый или бронзовый порошок. Кроме того, роспись украшали специальным узором из золота и серебра — сканью. Художники обучались при фабрике, а наиболее способные уже в Строгановском училище. В 1933 году в Федоскино открыли художественную школу, позднее – училище. Сейчас в федоскинском училище профессии миниатюриста обучаются 4-5 лет, проходят основные дисциплины: рисунок, композицию, живопись.
О высоком уровне мастерства иконописцев Палеха говорит то, что им доверяли роспись Грановитой палаты в Кремле, икон Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры. После революции палехская роспись не канула в лету благодаря потомственному иконописцу и реставратору Ивану Голикову. Расписанные им в лаковой технике шкатулки вызвали сенсацию на европейских выставках. Это в свою очередь привлекло отечественных специалистов. В результате в Палехе возродили производство, обучение мастеров, а при Артели живописи появился музей. Русская темперная роспись получила новую жизнь. До сих пор, выполненные золотистой краской по черному фону, прекрасные и утонченные образы передают нам старинные былины и волшебные сказки, храня в себе исконную технику письма русской иконы.
Художники Богоявленского монастыря из села Мстёра Владимирской области создавали иконы в миниатюре, позднее показали технику жителям села. Мстёрские мастера использовали старообрядческие принципы иконописи, голландские пейзажи, лубочную живопись и персидский узор. Собственная неповторимая манера Мстёры заключается в том, что живописцы не используют черный фон. Отчего их лаковые миниатюры, написанные в нежных светлых тонах, смотрятся чистыми и праздничными.
Холуйская лаковая миниатюра пришла к нам из Ивановской области. Предки современных художников тоже были иконописцами и в свое время создавали иконы Троице-Сергиевой лавры. После Октябрьской революции местные мастера, аналогично палехским, занялись росписью шкатулок, а затем и других женских безделушек. Чаще всего они рисовали картины природы, архитектуру, события истории и, конечно же, фольклор. Постепенно у местных художников выработался особый стиль: лаконичная и объемная картинка и минимум деталей. Часто на картинах холуйской росписи используется крупный план. Обрамлялись миниатюры золотым орнаментом.
Лаковые миниатюры как нельзя лучше всего подходят для изображения волшебного мира русской сказки. Традиционным сюжетом росписи являются русские народные сказки, пушкинские сказки и уральские сказы П. Бажова.
Неспешное рассматривание сказочных картин рождает положительные эмоции, благодаря чему неизменно находится отклик у зрителя. Сегодня в искусстве мода на авангард и эпатаж, подчас невольно вызывающие негативные чувства и агрессию, лаковые же миниатюры отличает искренность и душевность. Что немаловажно для воспитания художественного вкуса подрастающего поколения.
Причем не имеет значения, холуйская это роспись, палех или иная техника, тончайшее мастерство художника раскрывается в каждой миниатюре. Для того чтобы рисовать лаковую миниатюру, нужно не только много лет учиться, но и обладать определенным талантом.
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палехский центр миниатюрной живописи сложился как продолжение одного из ведущих центров русской иконописи. Художники, оставшиеся после революционных потрясений без работы, искали возможности и хоть немного заработать, и сохранить творческие традиции одного из старинных живописных центров России. Переход к живописной лаковой миниатюре являлся своего рода компромиссом, с одной стороны открывшим широчайшие возможности для художественного самовыражения в любых сюжетах и композициях, с другой стороны, всё же повлиявшим на забытие иконописных традиций и стилей.
Собрание миниатюрной живописи Палеха в Русском музее включает работы разных лет, начиная со времени создания в этих центрах художественных артелей в 1920 — 1930-е гг. и вплоть до последнего десятилетия. Часть коллекции лаковой миниатюры старых мастеров Палеха сложилась еще в 1920-е гг. В 1927 г. первой из работ палешан поступила в музей овальная шкатулка «Тройка» художника И.И. Голикова. Среди множества палехских «троек» миниатюра выделяется сказочной мощью огненных коней, несущих узорную ладью. Композиция покоряет стройностью и динамизмом, богатством золотого орнамента. Это один из шедевров Палеха в собрании музея.
И.И.Голиков. «Тройка». 1926 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей
В 1927 г. члены Артели древней русской живописи по заказу Совнаркома исполнили ряд работ для выставки художественных произведений к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Темы миниатюр, отражающие современность, были предложены А.В.Бакушинским, известным ученым, исследователем искусства Палеха. После выставки, прошедшей в Москве в январе 1928 г., произведения были переданы в Третьяковскую галерею и Русский музей (работы И.М.Баканова и И.И.Голикова, Н.М.Зиновьева, И.В.Маркичева и других палешан).
Н.М. Зиновьев. «Комсомол». 1927 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей
В ряде миниатюр художники отражают социалистические преобразования в деревне, смычку города и деревни. На пластине Н.М. Зиновьева «Комсомол» 1927 г. изображены комсомольцы и пионеры, в их образах подчеркнуто возвышенное и героическое. Следуя традициям старинных палехских писем, автор использует принцип композиции со многими клеймами и выделяет в них отдельные сюжеты. Работы старейших мастеров отличают высокая культура цвета, сдержанность и благородство колорита.
И.И. Зубков. Пластина «Сказочные птицы». 1935 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей
Палешане в своем творчестве обращаются к разным пластам национальной культуры. И.И. Зубков в пластине «Сказочные птицы» 1935 г. использует и по-своему преобразует мотивы народного орнамента XVII — ХIХ вв., образы экзотических птиц из лубочных картинок. Миниатюра написана золотом в необычной графической манере, с легкой подцветкой зеленоватыми и красно-коричневыми красками.
И.В. Маркичев. Пластина «Видение Бориса и Глеба воину Пельгусию». 1929 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей
В 1975 — 1977 гг. собрание палехской миниатюры обогатилось уникальной по своей ценности коллекцией, принадлежавшей Н.В. Дыдыкину. В ней более двадцати работ, среди которых произведения 1920-1930-х гг.
Ф.А. Каурцев. «Пейзаж с коровами». 1932 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей
Изображения природы играли важную роль в творчестве многих палехских художников. Выдающимся пейзажистом был Ф.А. Каурцев. Его «Пейзаж с коровами» 1932 г. решен в золотисто-охристых тонах и словно пронизан солнечным светом. Важной особенностью народной природы искусства палехской миниатюры является органичное соединение фантастического и реального, умение ярко отразить прекрасное в повседневной жизни.
Несколько произведений из коллекции Дыдыкина написаны на тонких пластинах слоновой кости. Их теплый желтоватый фон придает особую нежность колориту миниатюр. Один из таких примеров — пластина «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» 1937 г., выполненная А.А. Дыдыкиным на тему «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Образ «буйного молодца» Кирибеевича один из самых выразительных среди литературных героев Палеха. В пейзаже и изображениях людей сказывается индивидуальность авторского почерка художника.
Творчество В.М. Салабанова известно замечательной серией миниатюр на темы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Одна из них «Чичиков у Манилова» 1935 г. — интересна своей композицией, несколько гротескной манерой передачи образов.
А.В. Борунов. Ларец «Сказки Пушкина». 1949 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей
Среди произведений палешан, исполненных в 1940-1950-е гг., выделяется ларец «Сказки Пушкина» А.В.Борунова. Крышка и стенки ларца-теремка старинной формы украшены миниатюрами на темы четырех сказок и пролога к поэме «Руслан и Людмила». В этом произведении получила развитие повествовательная тенденция палехского искусства. Миниатюры сопровождаются на скатах крышки пышным золотым орнаментом, который органично вплетается в сюжетную роспись, подчеркивает драгоценность предмета.
Б.М. Ермолаев. «Сказка об Али-египтянине». 1962 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей
Марочница Б.М. Ермолаева «Сказка об Али-египтянине» 1962 г. одно из уникальных произведений «сверхминиатюрного» направления в современном палехском искусстве — поражает изощренной живописной техникой, яркостью красок, горящих на золотом фоне, выразительностью облика каждого героя арабской сказки.
М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева
С РУБЛЯ Шкатулка лаковая миниатюра Пушкин с героями сказок Александр Васильевич Котухин Палех 1946
Начальная цена: | 1.00 р |
Ставок: | 72 |
Последняя ставка: | 118125.00 р |
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | |
До конца торгов: | — |
Лот размещен: | 20/08/2020 22:30:00 |
Окончание торгов: | 10/09/2020 22:30:00 |
Лот находится в городе: | Москва (Россия) |
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 450.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Минимальная сумма покупки при личной встрече в Москве составляет 500 рублей. покупки суммой менее 500 руб доставляется только почтой | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Почтовый перевод. |
№208990563 |
авторская ручная работа
без реставрации, 1 скольчик на уголке и 1 на поле
Котухин Александр Васильевич
Родился 22 августа (9 сентября) 1886 года в Палехе. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), народный художник РСФСР (1956). Член Союза художников РСФСР с 1934 года. Потомственный иконописец, старший брат В.В.Котухина. В 1896-1902 годах учился на платьичника в мастерской Н.М.Сафонова. В 1902-1909 годах работал в мастерской братьев Белоусовых. Расписывал стены церквей в Самарской губернии. В 1909-1914 годах работал в Москве в иконописной мастерской А.А.Глазунова. Реставрировал фрески в Чудовом и Савинском монастырях (г. Звенигород). По вечерам занимался на курсах у А.П.Большакова и Ф.И.Рерберга. Участник I мировой войны. Награждён Георгиевским крестом 4 степени. В декабре 1917 года вернулся в Палех. Крестьянствовал. В 1921 году занимался росписью деревянных изделий и игрушек в артели художественно-декоративной живописи. В 1922 году поступил на работу мастерскую Глазунова в Москве. Несколько раз вместе с Глазуновым ездил в Федоскино для изучения производства.
Один из основоположников искусства палехской лаковой миниатюры. Был одним из организаторов палехской Артели древней живописи (4 декабря 1924 года), был первым её председателем (до декабря 1926 года). Автор палехской технологии изготовления папье-маше. В 1943-1960 годах преподавал в Палехском художественном училище. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945). В 1952 году его разбил паралич, но, не смотря на болезнь, А.В.Котухин продолжал работать. Умер 5 мая 1961 года, похоронен в Палехе.
Котухин отличался мастерством орнаментального завершения миниатюры золотом. Он первым среди палешан в своих работах обратился к сюжетам сказок Пушкина. Занимался монументальной живописью (роспись Дворцов пионеров в Иванове (1937), Ленинграде (1936), Ярославле, театра юного зрителя в Саратове), реставрацией (фрески Успенского собора Московского Кремля (1947)), росписью фарфора, книжной иллюстрацией (былина «Дюк Степанович» (1936)). Тематика произведений: фольклор, история, литература, жанровые сцены. Участвовал в выставках с 1923 года.
постоянно выставляю новые лоты(разбирая старые запасы)смотрите другие мои лоты-там много интересного в разделах:
книги, детские игрушки, елочные игрушки, открытки, конверты, фарфор фаянс и керамика от дореволюционной до современной, фигурки, фотографии, картины, серебро(ложки,посуда и украшения), украшения из золота с бриллиантами и без, бижутерия, карты, мебель, портсигары, лаковые миниатюры шкатулки тарелки и марочницы федоскино и пр., иконы, подстаканники, стекло и хрусталь, часы, фотоаппараты, бинокли, гравюры, лампы, марки, восточные предметы, запечатанные кассеты, пластинки, календарики, диафильмы, духи и одеколоны, коробки и банки, бутылки, пузырьки аптечные, значки и знаки, монеты, жетоны, бумажные деньги, военная форма, шкатулки, спичечные этикетки, камни, игральные карты и многое другое.
предметы изготовленные после 1960 гг высылаю за границу без ограничений в любую страну мира, предметы изготовленные до 1960 гг высылаю за границу только в пределах таможенного союза.
Минимальная сумма покупки при личной встрече в Москве составляет 500 рублей.
покупки суммой менее 500 руб доставляется только почтой
За работу почты ответственности не несу но гарантирую надежную упаковку.
Страховка по желанию по тарифам почты России(4-5% от стоимости).
Цена за доставку является усредненной по стране почтой России простой бандеролью или посылкой и может варьироваться как в большую так и в меньшую сторону в зависимости от способа доставки,удаленности от железных дорог(например авиапочтой дороже)и региона.
Доставка первым классом стоит значительно дороже.
Доставка курьерской службой тоже происходит по другим тарифам.
За упаковку взимается отдельная плата поскольку коробки,пакеты,внутреннее наполнение(пузырчатую пленку и прочее) мне приходится покупать отдельно. Есть конечно и подручные материалы для внутреннего наполнения коробок,но их не всегда хватает.
С РУБЛЯ Шкатулка лаковая миниатюра Пушкин с героями сказок Александр Васильевич Котухин Палех 1946
Начальная цена: | 1.00 р |
Ставок: | 72 |
Последняя ставка: | 118125.00 р |
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | |
До конца торгов: | — |
Лот размещен: | 20/08/2020 22:30:00 |
Окончание торгов: | 10/09/2020 22:30:00 |
Лот находится в городе: | Москва (Россия) |
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 450.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Минимальная сумма покупки при личной встрече в Москве составляет 500 рублей. покупки суммой менее 500 руб доставляется только почтой | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Почтовый перевод. |
№208990563 |
авторская ручная работа
без реставрации, 1 скольчик на уголке и 1 на поле
Котухин Александр Васильевич
Родился 22 августа (9 сентября) 1886 года в Палехе. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), народный художник РСФСР (1956). Член Союза художников РСФСР с 1934 года. Потомственный иконописец, старший брат В.В.Котухина. В 1896-1902 годах учился на платьичника в мастерской Н.М.Сафонова. В 1902-1909 годах работал в мастерской братьев Белоусовых. Расписывал стены церквей в Самарской губернии. В 1909-1914 годах работал в Москве в иконописной мастерской А.А.Глазунова. Реставрировал фрески в Чудовом и Савинском монастырях (г. Звенигород). По вечерам занимался на курсах у А.П.Большакова и Ф.И.Рерберга. Участник I мировой войны. Награждён Георгиевским крестом 4 степени. В декабре 1917 года вернулся в Палех. Крестьянствовал. В 1921 году занимался росписью деревянных изделий и игрушек в артели художественно-декоративной живописи. В 1922 году поступил на работу мастерскую Глазунова в Москве. Несколько раз вместе с Глазуновым ездил в Федоскино для изучения производства.
Один из основоположников искусства палехской лаковой миниатюры. Был одним из организаторов палехской Артели древней живописи (4 декабря 1924 года), был первым её председателем (до декабря 1926 года). Автор палехской технологии изготовления папье-маше. В 1943-1960 годах преподавал в Палехском художественном училище. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945). В 1952 году его разбил паралич, но, не смотря на болезнь, А.В.Котухин продолжал работать. Умер 5 мая 1961 года, похоронен в Палехе.
Котухин отличался мастерством орнаментального завершения миниатюры золотом. Он первым среди палешан в своих работах обратился к сюжетам сказок Пушкина. Занимался монументальной живописью (роспись Дворцов пионеров в Иванове (1937), Ленинграде (1936), Ярославле, театра юного зрителя в Саратове), реставрацией (фрески Успенского собора Московского Кремля (1947)), росписью фарфора, книжной иллюстрацией (былина «Дюк Степанович» (1936)). Тематика произведений: фольклор, история, литература, жанровые сцены. Участвовал в выставках с 1923 года.
постоянно выставляю новые лоты(разбирая старые запасы)смотрите другие мои лоты-там много интересного в разделах:
книги, детские игрушки, елочные игрушки, открытки, конверты, фарфор фаянс и керамика от дореволюционной до современной, фигурки, фотографии, картины, серебро(ложки,посуда и украшения), украшения из золота с бриллиантами и без, бижутерия, карты, мебель, портсигары, лаковые миниатюры шкатулки тарелки и марочницы федоскино и пр., иконы, подстаканники, стекло и хрусталь, часы, фотоаппараты, бинокли, гравюры, лампы, марки, восточные предметы, запечатанные кассеты, пластинки, календарики, диафильмы, духи и одеколоны, коробки и банки, бутылки, пузырьки аптечные, значки и знаки, монеты, жетоны, бумажные деньги, военная форма, шкатулки, спичечные этикетки, камни, игральные карты и многое другое.
предметы изготовленные после 1960 гг высылаю за границу без ограничений в любую страну мира, предметы изготовленные до 1960 гг высылаю за границу только в пределах таможенного союза.
Минимальная сумма покупки при личной встрече в Москве составляет 500 рублей.
покупки суммой менее 500 руб доставляется только почтой
За работу почты ответственности не несу но гарантирую надежную упаковку.
Страховка по желанию по тарифам почты России(4-5% от стоимости).
Цена за доставку является усредненной по стране почтой России простой бандеролью или посылкой и может варьироваться как в большую так и в меньшую сторону в зависимости от способа доставки,удаленности от железных дорог(например авиапочтой дороже)и региона.
Доставка первым классом стоит значительно дороже.
Доставка курьерской службой тоже происходит по другим тарифам.
За упаковку взимается отдельная плата поскольку коробки,пакеты,внутреннее наполнение(пузырчатую пленку и прочее) мне приходится покупать отдельно. Есть конечно и подручные материалы для внутреннего наполнения коробок,но их не всегда хватает.