Сказки пушкина паустовский план рассказа

Сказки

Конспект к уроку литературного чтения ««Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский» (3 класс)

Технологическая карта урока

Приветствует учащихся, предлагает поразмышлять над высказыванием В. Солоухина: «Эпитеты — одежда слов».

Приветствуют учителя, размышляют над высказыванием, предлагая варианты ответов:

— Эпитеты украшают слова.

— Эпитеты делают нашу речь красочнее.

К. – формулирует собственное мнение и позицию;

Л. – испытывает учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р. – принимает и сохраняет учебную задачу.

Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

Организует деятельность обучающихся по актуализации и обобщению учебного содержания по сказкам А. С. Пушкина.

Предлагает обучающимся определить, кто изображён на слайде.

— Ребята, какие сказки Пушкина вы уже знаете?

— А какие ещё произведения поэта вы знаете?

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

— Верно, но мы не просто будем говорить о сказках А. С. Пушкина, мы с вами проанализируем очерк Константина Георгиевича Паустовского «Сказки Пушкина».

— Давайте с вами вспомним, что такое очерк?

— Как цели мы поставим перед собой? (на слайде)

— Каким образом мы будем их достигать?

Воспроизводят знания, умения и навыки по сказкам А. С. Пушкина.

— На слайде изображён Паустовский и Пушкин.

— «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

На основе знаний о ранее изученных произведениях, отвечают на вопрос.

— Очерк – это небольшой документальный рассказ; краткое описание жизненных событий.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

— Прочитать очерк К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»; узнать что-то новое о Пушкине и его сказках.

— Прочитаем, проанализируем и сделаем вывод.

П. – строит сообщения в устной форме.

Пр. – определяет понятие «очерк».

Р. – определяют тему и цели урока совместно с учителем.

Решение учебной проблемы

Работа с текстом до прочтения.

Организует работу с текстом до чтения.

— Предположите, о чём мы с вами будем сегодня читать? (фиксация ответов на доске)

— Давайте сформулируем с вами определение слова «сказка». (ответы фиксируются на доске)

— А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы определили понятие «сказка». (слайд с определением)

— Теперь, чтобы подтвердить наши догадки о содержании текста, давайте его прочитаем. Давайте откроем учебники на странице 114.

— Прочитайте заголовок про себя. Что необычного вы заметили?

— Да, в учебнике нам представлен текст в сокращённом варианте. А что это означает?

Работа с текстом во время прочтения.

Организует работу с текстом во время чтения.

Давайте прочитаем первый абзац (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

— Чем всегда восторгался поэт?

— Каким языком первым из русских поэтов заговорил Пушкин?

— Продолжим чтение второго абзаца. (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

— Что мы узнаём о Пушкине из второго абзаца?

— От кого поэт впервые услышал русские сказки?

— Кем была для него няня?

— Читаем третий абзац. (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

— Куда был сослан Александр Сергеевич и что с ним там произошло?

— Следующий – четвёртый абзац. (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

— Что происходило в зимние вечера в Михайловском?

— Читаем дальше – пятый абзац. (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

— О чём здесь рассказывает Паустовский?

— Следующий – шестой абзац. (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

— О чём говорится здесь?

— Далее – седьмой абзац. (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

— Какие произведения нам оставил Пушкин?

— И заключительный – восьмой. (читает 1 обучающийся, остальные следят по тексту)

Работа с текстом после прочтения.

Организует работу с текстом после чтения.

— Вернёмся к нашим предположениям о содержании текста. Подтвердились ли наши догадки?

Организует работу в тетради на печатной основе

— Итак, что говорится в последнем абзаце? Поработаем с ним. Для этого я предлагаю вам открыть рабочую тетрадь на странице 58 и выполнить задание 3.

Предлагает некоторым учащимся высказать своё мнение (из задания) по желанию.

Осуществляют работу с текстом до его прочтения.

— Мы будем читать о том, как Паустовский рассказывает о сказках А. С. Пушкина.

Дают определение жанра «сказка»

— Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сверяют правильность своего определения понятия «сказка».

— Этот очерк представлен в сокращении.

— Это означает, что текст представлен не полностью, только самое главное.

Осуществляют работу с текстом во время чтения текста.

Один обучающийся читает первый абзац, остальные следят по тексту.

Участвуют в беседе

— Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка.

— Одним из первых русских поэтов Пушкин заговорил простым, народным языком.

Один обучающийся читает второй абзац, остальные следят по тексту.

— У него было много друзей.

— От няни Арины Родионовны Матвеевой.

— Няня была для него самым близким, самым преданным ему человеком.

Один обучающийся читает третий абзац, остальные следят по тексту.

— Пушкин был сослан в село Михайловское, где он полюбил жизнь деревни, её сказки, песни, яркую выразительную речь крестьян, простых людей.

Один обучающийся читает четвёртый абзац, остальные следят по тексту.

— Арина Родионовна рассказывала поэту сказки.

Один обучающийся читает пятый абзац, остальные следят по тексту.

— О том, что Пушкин принёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии и вместе с народном высмеивал злых царей, жадных попов и невежественных бояр.

Один обучающийся читает шестой абзац, остальные следят по тексту.

— О том, что каждый, кто прочтёт впервые сказки Пушкина будет счастлив.

Один обучающийся читает седьмой абзац, остальные следят по тексту.

— Не только сказки, но и стихотворения, поэмы, рассказы и повести.

Один обучающийся читает восьмой абзац, остальные следят по тексту.

— О том, что имя Пушкина не забудется, он всегда будет с нами.

Осуществляют работу с текстом после чтения.

Анализируют предположения, сделанные в начале урока.

Работают с ТПО с заданием 3.

По желанию высказывают своё мнение (из задания).

К. – формулирует собственное мнение и позицию.

Пр. – читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Пр. – участвует в обсуждении прочитанного текста.

П. – выделяет существенную информацию из текста.

Читайте также:  Сказки народов россии гора самоцветов

Р. – учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

К. – формулирует собственное мнение и позицию.

П. – строит сообщения в устной форме.

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Обобщает знания о А. С. Пушкине.

— Я предлагаю вам разгадать кроссворд, карточки с которым лежат у вас на столах.

Организует проверку выполненного задания.

— Обменяйтесь друг с другом карточками и проверьте своего соседа по эталону. (представлен на слайде)

Организует работу в парах с тетрадью на печатной основе.

— Давайте ещё раз вспомним, какие сказки А. С. Пушкина вам известны. Для этого откройте в рабочей тетради страницу 58 и взгляните на задание 4. Это задание вы выполняете в парах, советуетесь друг с другом.

Организует проверку выполненного задания.

Демонстрируют обобщённые знания о А. С. Пушкине.

Разгадывают кроссворд на карточках.

Осуществляют взаимопроверку по эталону.

Работают в парах в ТПО с заданием 4.

Совместно с учителем выполняют проверку выполненного задания.

Пр. – демонстрирует обобщённые знания о А. С. Пушкине.

Р. – выполняет взаимопроверку проверку по эталону.

К. – учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Организует рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности на уроке.

— Итак, какие цели мы с вами ставили в начале урока?

— Всех ли целей мы достигли? (цели на слайде)

— С каким текстом мы познакомились сегодня?

— Что нового мы узнали о Пушкине?

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и осознают степень их соответствия.

— Познакомиться с очерком К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»; узнать что-то новое о Пушкине.

— С очерком К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»

Отвечают на вопрос.

К. – формулирует собственное мнение и позицию;

Л. – понимает причины успешности/не успешности учебной деятельности;

П. – строит сообщения в устной форме.

Номер материала: ДБ-1397923

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи

Время чтения: 2 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году

Время чтения: 3 минуты

Выплаты и льготы для студентов в 2021 году

Время чтения: 14 минут

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Сказки А.С.Пушкина. К.Паустовский»

Содержимое разработки

Предмет: литературное чтение

УМК: «Начальная школа XX века»

Тема урока: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: беседа, выполнение упражнений

Цель: познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту

Обучающая (образовательная): познакомить со статьей К. Паустовского «Сказки Пушкина». Показать связь сказок Пушкина с фольклором.

Развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки работы с критической статьей, мыслительную деятельность учащихся

Воспитательная (воспитывающая): воспитывать любовь к поэтическому слову, произведениям АС.Пушкина

1. Личностные: формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.

Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.

3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.

Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку.

Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией).

Голосом разговорной речи

Г рохотом грома сменилась она

Тихонько – ты слышишь?

акрапал, закрапал, закрапал по крыше

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко)

Повторяют за учителем

Регулятивные: проделывают последовательность действий

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные: формирование учебной мотивации

III. Повторение изученного

-Домашним заданием вам было прочитать сказку

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Поднимите руки, кто прочитал.

-Молодцы. Вам понравилась эта сказка?

-Скажите, кто написал эту чудесную сказку?

-Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки, отгадав небольшой кроссворд.

Предводитель 33 богатырей?

На каком острове поселился Гвидон?

Рост новорожденного богатыря?

Какой зверь сидел в хрустальном доме?

Как называлось письмо, перевозимое гонцом?

От кого царевич защитил лебедя?

Во что превращается царевич в третий раз?

Работа с презентацией.

-Чему нас учит эта сказка?

Отвечают на вопросы

Познавательные: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; умение вести поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Коммуникативные:умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми

Познавательные: формирование умения анализировать

Читайте также:  Придумать рассказ о рождестве 2 класс

Мы с вами уже знакомы с произведениями А.С.Пушкина и его биографией. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!

— А что вы уже знаете из биографии Великого поэта?

В каком городе родился? Какому роду принадлежал?

Кто занимался воспитанием Пушкина?

Кто учил писать Сашу по-русски?

Куда отдали Пушкина учиться в 12 лет?

— Многие писатели, критики писали о жизни и творчестве А.С.Пушкина. И вот такой Русский советский писатель, классик русской литературы…как Константин Паустовский не оставил без внимании творчество Пушкина. Сейчас я прочту вам произведение Константина Георгиевича «Сказки Пушкина», а вы внимательно слушайте.

Чтение и слушание произведения.

Отвечают на вопросы

Бабушка Мария Алексеевна

Личностные: развитие у ребенка рефлексии (умения оценивать)

v. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам это произведение?

-Что особенно понравилось?

-Когда вам было смешно, а когда – грустно?

-О ком говорится в данном произведении?

-Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком).

-Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте.

-Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна).

-Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»).

-Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку.Впервые от няни услышал чудесные русские сказки).

-В какое село был сослан поэт? (В село Михайловское).

-Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки).

Ребята, как вы думаете за что был сослан Пушкин по приказу царя?

-Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт? (Показ слайдов)

Что делал автор вместе с народом?(жестко высмеивал…)

-Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт? (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести).

А сейчас поработаем в тетради на печатной основе, найдем 57 страницу, задание 2 (Проталинки)

Вам нужно написать каким был язык А.С.Пушкина, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет очерк из учебника.

Работают с учебником, отвечают на вопросы

Ребята, а теперь мы вновь обратимся к творчеству Пушкина послушайте отрывок из его романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Прежде чем начать чтение, давайте познакомимся с некоторыми словами, данными ниже и прочтем значение слов.

Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами.

-Что вы представили?

-О чем этот отрывок? (О зиме)

-Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима).

-Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте.

-Рад ли автор появлению зимы?

-Как вы это поняли? Прочитайте эти строки.

-Сейчас вполголоса прочтите стихотворение.

Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение.

Ребята, мы видим здесь рублику «Обрати внимание». Давайте прочтем информацию данную в ней.

Откроем тетрадь на печатной основе и найдем страницу 60 и выполним 1 задание. Ваша задача подчеркнуть в данных строках олицетворения.

Далее поработаем с заданием № 3 и дадим понятие олицетворению и приведем несколько своих примеров и запишем их.

Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста.

Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники.

Источник

Тема А.С. Пушкин – великий, русский писатель. К. Паустовский «Сказки Пушкина»

познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина;

пробудить у детей интерес к чтению произведений Пушкина.

— развивать любознательность, образное мышление, речь, память; творческие возможности обучающихся.

— воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к сверстникам.

Тип урока – Освоение новых знаний и способов действий.

— углубят знания о биографии и творчестве поэта А. С. Пушкина;

отвечать на вопросы, формулировать вывод, читать осознанно текст художественного произведения.

— интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

— умение выделять поступок как проявление характера героя.

3. Метапредметные результаты межпредметные понятия, УУД.

Универсальные учебные действия:

1. Формулировать тему и цель урока.

1. Осознавать значение великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

1. Формулировать вопросы и аргументировать личное мнение.

1. Основные: УМК «Перспектива» Климанова, Виноградская 4 класс 2 часть.

2. Дополнительные: презентация.

I. Организационный этап

2.Проверка готовности рабочего места

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

— Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности

Самым активным и внимательным я буду давать жетончики, и те, кто соберет больше 6 жетончиков, тому я поставлю 5.

III.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

1.Рассказ учителя и демонстрация слайдов презентации

2.Первичное восприятие текста (читает учитель и сильные ученики)

3.Проверка первичного восприятия

Создает проблемную ситуацию.

Звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом.

– Кто автор этих строк? (Открывается портрет А. С. Пушкина.)

– Как вы думаете, чему посвящен урок?

– Сегодня вы закрепите и углубите знания о биографии великого русского поэта А. С. Пушкина, а также узнаете, что думал о его творчестве Константин Паустовский.

— Вспомните, что вы знаете о жизни А.С.Пушкина?

— Кто такая Арина Родионовна?

– 6 июня 1799 года в Москве родился великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода, мать, Надежда Осиповна, – внучкой «арапа Петра Великого», хороша собой, умна. Семья Пушкиных славилась большой библиотекой, поэтому с раннего детства Саша перечитал великое множество книг. Обучением мальчика занимались иностранные гувернёры. Пушкин получил великолепное домашнее образование. Две самые близкие женщины – бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна подарили мальчику волшебный мир сказок. Крепостной дядька Никита часто гулял с мальчиком по шумной Москве. В 12 лет родители определили его в Царскосельский лицей, где он проучился 6 лет. Там же начал писать свои первые стихи. Шли годы, и Пушкин создает романы, повести, стихотворения, сказки. Многие композиторы переложили на музыку его стихи, а П. И. Чайковский, к примеру, пишет оперу на роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В 38 лет поэт погиб на дуэли, защищая честь своей жены. Но он оставил после себя богатейшее литературное наследство: стихотворения, поэмы, сказки, повести, и роман в стихах.

Читайте также:  Рассказы о профессиях для детей школьного возраста

Какие сказки Пушкина вы знаете? К какому виду их отнесёте?

— Послушайте, как отзывался о сказках Александра Сергеевича Константин Паустовский. Откройте статью в учебнике и следите.

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «К. Паустовский о творчестве А. С. Пушкина. К. Паустовский «Сказки Пушкина».

Муниципальное образовательное учреждение

Константиновская средняя школа

Тутаевского муниципального района

Урок по литературному чтению на тему:

«К. Паустовский о творчестве А. С. Пушкина.

К. Паустовский «Сказки Пушкина».

Тихонова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

К. Паустовский о творчестве А. С. Пушкина.

К. Паустовский «Сказки Пушкина».

Обобщение и получение новых знаний об А. С. Пушкине как творческой личности через анализ статьи К. Паустовского и другие источники информации.

1 приобретают новые знания о Пушкине как творческой личности,

2 формируют умения работать с публицистической статьёй как литературным жанром

1 выдвигают гипотезы о смысле фразы,

2 формируют умение работать с текстом для нахождения необходимой информации,

3 закрепляют умение работать со схемой

1 развивают способность осмысливать фразы

2 развивают интерес к Пушкину как творческой личности

Статья К. Паустовского «Сказки Пушкина»

Листы с заданиями для обучающихся для групповой работы

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

У. Какой смысл вы вкладываете в эти слова, произнося их в той или иной ситуации. (Гипотезы)

Я считаю, что Пушкин много знал.

Я не великий поэт, чтобы написать сочинение, как Пушкин.

Я не такой образованный, не такой умный.

Сегодня мы и попытаемся понять смысл данной фразы и задумаемся над тем, уместна ли она в нашей речи.

У. Сегодня мы будем говорить о творчестве великого человека. Какого? Сейчас догадаетесь сами, если узнаете автора строк и откуда они. Для этого разделитесь на три группы, каждая группа получает задание на карточке.

— Видит девица, что тут

Знать, не будет ей обидно! («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна? («Няне»)

— Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Колдун несёт богатыря… (« Руслан и Людмила»)

У. Кто же автор этих произведений?

Д. А. С. Пушкин. (слайд 2, 3)

У. Определите жанр произведения, из которого взяты строки.

Представители от каждой группы называют жанры, подбирая соответствующие карточки, соотнося их, заполняют схему на доске. ( Сверка со схемой на слайде 4)

Выполнение заданий по теме.

У. Сейчас каждый из вас прочитает статью К. Паустовского «Сказки Пушкина», по ходу чтения выполняя маркировку текста. Для маркировки используйте следующие условные обозначения:

Беседа по результатам маркировки.

У. Какая информация из данной статьи о жизни и творчестве А. С. Пушкина была вам знакома, а что оказалось новым?

Беседа по содержанию статьи.

У. Как называли А. С. Пушкина при жизни?

Д. Солнце русской поэзии.

У. А как называют этого человека сейчас?

Д. Незаходящее солнце русской поэзии.

У. Каким языком наделены произведения Пушкина?

Д. Первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Язык богатый выразительный, меткий.

У. Кто был самым близким и преданным человеком для поэта в детстве?

Д. Его няня Арина Родионовна Матвеева. (Слайд 5)

У. Как вы думаете, почему Арина Родионовна упоминается под фамилией Яковлева? Как поэт отзывался о сказках няни?

Д. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

У.Яковлева в девичестве. Где и как А. С. Пушкин черпал материал для своих произведений? Что он собирал?

Д. На ярмарках, в толпе крестьян, в беседах с ямщиками, со странниками. Меткие слова и выражения, старинные и грозные песни о горькой народной доле.

У. Опираясь на статью, дополните схему «Жанры произведений А. С. Пушкина»

Д. Рассказы и повести. (Сверка со слайдом 6)

Показ иллюстративного ряда на доске (информационные листы).

У. А как вы думаете, кто автор этих набросков и иллюстраций?

Д. Предположения детей.

У. Без сомнения, Пушкин – один из величайших поэтов и прозаиков всей мировой литературы, художник слова, прославивший своё имя в веках. Но слово «художник» применимо к нему не только в поэтическом контексте, не все знают, что великий русский поэт также неплохо владел пером для создания различных набросков и иллюстраций на полях своих тетрадей. Он умел очень хорошо и живо передавать свои мысли и чувства в рисунке, хотя не пользовался красками и кистью. Наиболее известны его автопортреты, в которых он любит изображать себя в профиль. Пушкин рисовал не только себя, но и всё, что было близко и интересно. При этом он рисовал не с натуры, что говорит о его отличной зрительной памяти. Он рисовал как портреты своих литературных героев, так и портреты своих друзей. А на этом рисунке изображён лицей в Царском селе, где Пушкин учился и получил прекрасное образование. (Слайд 7)

Вот таким одаренным был этот великий человек. Кто знает, быть может в наше время, его талант художника-иллюстратора раскрылся бы ещё шире…

У. Итак, кем же предстаёт перед нами А. С. Пушкин? Обратите внимание на листы с заданием, где вам предлагается составить модель. (Слайд без подписей 8)

Работа в группах. После выполнения работы, обучающиеся поочерёдно от каждой группы выступают, дополняя друг друга, сравнивают результаты деятельности, вносят коррективы. ( Слайд с подписями для сверки 9).

У. Вернемся к ключевой фразе: «А что я – Пушкин что ли?»

Поняли ли вы смысл данной фразы? Как бы вы сейчас объяснили это высказывание?

Д. Пушкин – действительно великий человек. Он многогранен: и поэт, и прозаик, и сказочник, и художник, и т.д. И мы ещё недостаточно образованы, чтобы сравниться с таким человеком. Произнося эту фразу, мы должны понимать величие А.С. Пушкина и гордиться тем, что это наш русский писатель, известный на весь мир. И спустя много лет память о нём жива. (Слайд10) Каждый год 6 июня наша страна отмечает День рождения великого поэта.

У. Оцените себя на шкале, насколько глубоко поняли вы смысл фразы и сможете его объяснить.

Источник

Познавательное и интересное