Исследовательская работа «Цифры в сказках А. С. Пушкина»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района
Название номинации: «Литературоведение».
Название работы: «Тайна чисел в сказках А. С. Пушкина».
Наименование вида работы: творческая работа.
Фамилия, имя, отчество: Есаулова Анна Викторовна
Дата рождения 12.02. 2003 г.р.
Домашний адрес: с.Троицкое, ул. Плеханова, д.6
Наименование образовательного учреждения, класс,
полный адрес, телефон: 398530, с. Троицкое, ул. Гагарина, д. 78
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза
М. Д. Карасёва, 6а класс, т: (4742)75-97-35.
Фамилия, имя, отчество педагога: Алексеева Татьяна Алексеевна
Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.
Переработки народной сказки стали в России заметным явлением со 2-ой половины 18 века. Но только А.С. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы в первостепенную. В ноябре 1824 г. из Михайловского поэт писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
В детстве поэт слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова. Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе А.С. Пушкина к живому народному языку и фольклору.
Цель: проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А.С.Пушкина.
Задачи: собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники; выявить значение чисел, используемых А. С. Пушкиным в сказках.
Объект исследования: сказки А. С. Пушкина.
Метод: анализ сказок А. С. Пушкина, изучение литературы по данной теме.
Тайна чисел в сказках А. С. Пушкина
Сказки А. С. Пушкина – это произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с раннего детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.
Цикл сказок занимает совершенно исключительное и особое место в творчестве поэта. Из биографии известно, что огромный интерес к народной поэзии и в частности к сказкам он проявил в период ссылки в с. Михайловском. От этого времени сохранилось его письмо к брату Льву, где он пишет: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В детстве поэт слушал сказки от няни Арины Родионовны, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (приложение 1). В работе над литературным воплощением фольклорных сюжетов Пушкин учитывал уже сложившиеся народные традиции. В его произведениях можно встретить целый ряд чисел, например, 3, 6, 7, 8, 33. Неужели его выбор случаен? На этот вопрос я решила ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина( приложение 2).
Осень 1833 стала кульминационной для сказок Пушкина. В это время были написаны «Сказка о семи богатырях и о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Пришел невод с травой морской,
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой.
Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.