В каких сказках Пушкина есть присказки
Сказки – это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.
Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.
Понятие присказки
Так как сказки относятся к детскому фольклору, то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.
Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.
Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне – Арине Родионовне.
Пушкин и сказки
В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.
Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.
«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.
«Сказка о золотом петушке»
Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.
В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.
Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.
«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»
В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.
Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.
Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.
Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.
Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.
Лучшие присказки в сказках Пушкина
Сказки – это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.
Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.
Понятие присказки
Так как сказки относятся к детскому фольклору, то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.
Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.
Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне – Арине Родионовне.
Пушкин и сказки
В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.
Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.
«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.
«Сказка о золотом петушке»
Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.
В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.
Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.
«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»
В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.
Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.
Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.
Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.
Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.
В какой сказке пушкина есть присказка? Какие?
Всего Пушкин написал семь сказок. Вот какие присказки можно обнаружить при их прочтении:
Так заканчивается сказка о мертвой царевне. Практически тот же текст мы можем увидеть в сказке про Салтана (также в конце):
Некоторые принимают за присказку начало сказки:
Однако, как мне кажется, присказкой это не является, в этих двух строках разворачивается уже сам сюжет.
А так начинается сказка про Золотого петушка:
В конце сказки читаем:
В «Руслане и Людмиле» (хотя по сути это не сказка, а поэма), можно встретить такие слова присказки:
Также зачин данной поэмы («У Лукоморья дуб зеленый. «) тоже можно рассматривать как присказку.
Присказка в сказке это не просто некое вступление к самой сказке, это то, что называют внесюжетным элементом, который настраивает читателя на нужный лад, который часто повторяется и который может быть очень занимательным и запоминающимся. В сказках Пушкина присказки довольно распространенное явление. Взять например сказку «Руслан и Людмила». Элемент с Лукоморьем описан точно и это присказка, причем очень большая и выразительная, которую часто учат как отдельно стихотворение. есть в этой же сказки присказки и помельче вроде:
А в сказке «О золотом петушке» можно найти сразу присказки:
Так присказка очень частый элемент любой сказки, в том числе и сказок Пушкина.
В творениях Пушкина, есть очень много литературных элементов.
Присказки там также присутствуют, но не так часто, только в отдельных моментах можно их увидеть.
Я, например нашел одну присказку в «Руслан и Людмила», там где рассказывается об коте, который ходит по-дубу.
И еще может это подойдет:
Рассказ о золотом петушке:
Присказки придумали как короткое стихотворение, выражение из начала сказочки, чтобы сразу завлечь деток к истории. Либо уже в конце, как какой то итог.
Пушкин тоже применял в своих сказках такие присказки. Пожалуй самое известное это
но с разным окончанием про усы.
Но мне самой больше нравится окончание очень многих сказок, которое уже и в народ ушло
Ну и еще считают, что начало сказки
В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» есть знаменитая присказка об ученом коте, который ходит вокруг дуба. Это наиболее яркий пример присказки в сказке Пушкина.
Напомню, что присказкой называется короткое вступление, после которого и начинается сама сказка.
Поскольку поэма «Руслан и Людмила» довольно большая, то и присказка к поэме больше похожа на отдельное стихотворение. Хотя, конечно, это настоящая присказка, предваряющая дальнейшее повествование.
Всего Пушкин написал 7 сказок (если не ошибаюсь). Из них как минимум в трех есть присказки, то есть повторяющееся предисловие:
из сказки о золотом петушке.
А вот какая присказка есть в «Сказке о царе Султане»:
А вот всеми известная присказка из «Руслан и Людмила»:
Как известно Пушкин был не только чудесным поэтом, но и замечательным сказочником, пускай сказок и немного, которое он написал, за то их и сейчас читают с удовольствием детки.
В сказке «О золотом петушке», есть как раз присказка и звучит она вот таким вот образом:
Правда, так начинается и много других сказок.
В «Руслан и Людмила» вот такая вот присказка:
И еще вот эта, думаю ее все знают и помнят, также еще называют Лукоморьем (хотя этот как раз начало из «Руслана и Людмилы»).
А вот эта присказка, встречается в очень многих сказках (причем, не только у Пушкина, но и других авторов).
В целом, присказок хватает.
Не во всех сказках Пушкина можно встретить присказку. Это вступительная часть, чаще всего в шутливой форме, которая имеет отличный от сказки сюжет.
Сразу вспоминается Лукоморье, которое идет перед сказкой «Руслан и Людмила».
Присказкой называют шутливое вступление или концовку сказки.
Александр Сергеевич Пушкин очень любил использовать присказки в своих произведениях. Присказок он знал великое множество благодаря своей няне Арине Родионовне, рассказывающей маленькому Саше о народном фольклоре.
К примеру, в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина присказки следующие:
Присказка из поэмы «Руслан и Людмила«:
Пушкин также употреблял присказки в своих произведениях.
Вспомним их вместе.
33 богатыря, вот недавно на масленицу, мужу и его пожарной команде делала шлемы, латы и мечи, чтобы как златы горели наши молодцы все 56-70 размера ну очень много фольги у меня ушло. Первое место взяли, наши карлосоны с мечами.
Составим, заполним читательский дневник к «Сказке о золотом петушке». Отвечаю по пунктам:
4.1. Додон зовет звездочета
4.2. Петушок предупреждает об опасности
4.3. Додон отправляет сыновей в поход
4.4. Додон находит шамаханскую царицу
4.5. Додон убивает звездочета
4.6. Петушок убивает Додона
5.Краткое содержание в принципе соответствует плану. То есть мы можем использовать план как краткое содержание.
7.Сказка учит держать свое слово, быть честным, добрым.
9.Лучшей пословицей будет:
10.Ну и рисунок к сказке можно выполнить так:
Конечно. же это был зайчишка. И когда попытался бесенок обогнать зайца, то заяц просто убежал на волю, а в мешке у Балды был второй заяц. и примчавшиеся бесенок увидел, как Балда гладит зайчонка, которого только что достал из мешка. Но этого понять бесенку просто было не дано. Автор сказки еще раз подчеркивает смекалку и находчивость Балды.
Подвергать цензуре недопустимо любой литературный текст, написано ли он «нашим всем» два века назад или создан намедни безвестным Васей Пупкиным. Уважение к чужому мнению и авторскому тексту относится к фундаментальным условиям демократического общества.
Что до чувств верующих, то их должно оскорблять не существительное поп, а те служители их культа, из-за который изначально нейтральное слово потеряло эту нейтральность и превратилось в пренебрежительное. Иначе как их завтра ни назови, послезавтра это слово окажется неприятным.
Сказки Пушкина
« | Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! | » |
— Вообще-то Пушкин имел в виду народные, но его — поэмы ещё в большей степени |
Сказки Пушкина — это то, что должен знать каждый русский человек? Нет! Это то, что знает каждый русский человек. Знает ещё до того, как сам научится читать.
А потом вырастает и понимает, что они по-прежнему интересны… вернее, по-другому — но всё равно интересны. Поэтому без них наш сайт будет неполным. Конечно, не без всех, а только из пяти каноничных.
Содержание
Сказка о попе и о работнике его Балде [ править ]
1830, написана раёшным стихом/рифмованной прозой. В отличие от других произведений, не имеет аналогов — основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным от Арины Родионовны.
Судьба сказки была непростая — поскольку она оскорбила духовенство, царская цензура её запретила. Впервые сказку напечатали только после смерти автора — его друг Василий Жуковский заменил «поп — толоконный лоб» — «купец Кузьма, остолоп» (сами понимаете, купцы — люди низшего сорта). В исходном виде она увидела свет уже после Октябрьской революции. В XXI в. снова появились отцензурированные издания — к счастью, пока ещё есть и нормальные.
Краткое содержание [ править ]
Жил-был поп, / Толоконный лоб (почему именно толоконный?). Поп хотел нанять работника (повара, конюха, плотника, а по ходу сказки выясняется, что этим обязанности не ограничиваются) — но чтобы платить ему поменьше. Балда согласился за жрат варёную полбу [вид пшеницы] + в год три щелчка по лбу (оцените составную рифму!). Все члены поповой семьи, кроме, собственно, попа, были довольны, но когда приблизилась пора расплачиваться, поп встревожился. Попадья подсказала ему — надо дать Балде невыполнимое задание. Поп додумался поручить Балде стребовать оброк (выплата дани товаром или деньгами) с чертей. Главный чёрт согласился отдать желаемое, если Балда выиграет в состязаниях, и отправил внука. В соревновании по бегу Балда выставил меньшого брата — зайца. Точнее, двух зайцев. Балда отпустил первого, а когда задыхающийся чертёнок прибежал, уже гладил второго. Затем надо было зашвырнуть палку подальше. Балда пообещал забросить её на тучу, и чертёнок даже не стал ждать обещанного. Затем надо было унести лошадь. Балда унёс её между ног (точнее, она унесла всадника), но измученный чертёнок, который нёс её на плечах, не уловил подвоха. Черти выплатили обещанное — пришла пора расплачиваться и попу. «С третьего щелчка Вышибло ум у старика».
На первый взгляд кажется, что поп понёс неадекватное возмездие. Но если учесть, что служитель культа по законам божеским и человеческим никак не должен иметь дела с нечистой силой, то Балда может считаться носителем кармической справедливости.
Адаптации [ править ]
Тропы [ править ]
Сказка о царе Салтане [ править ]
xxx: Да — «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку». Почему под «не» попали именно мыши и лягушки — это подозрительно. yyy: Потому что уже были. Сыновья, дочери, мышата и лягушата — были. А неведома зверушка — младшенькая, таких еще не рождалось:-) zzz: Ой, какая прекрасная версия! Прямо ми-ми-ми:) И мышат царица рожала, и лягушат:))) aaa: Вполне языческое сотворение мира: кто угодно, кого попало и странными способами:-)
1831. Полное название — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Длинное заглавие имитирует распространённые в XVIII в. заглавия лубочных повествований, возможно, в первую очередь «Сказку о храбром, славном и могучем витязе и богатыре Бове». Написана четырёхстопным хореем со смежными рифмами, с чередованием мужских и женских — и позже таким же размером стали писать и другие сказки.
Корни сказки [ править ]
Бабариху шмель укусил за нос, так как она задирала нос, совала его не в своё дело. А Ткачиха с поварихой окривели. «Кривой» — это антоним слову «прямой», — «кривда» — антоним «правде». Слепота в мифе — признак мудрости (как у Фемиды), хорошее зрение — признак ума, одноглазие — признак хитрости и хищности (пираты, Циклоп, Лихо Одноглазое, Генерал из сказки про Федота-стрельца).
В сказке объединились два бродячих фольклорных сюжета:
Краткое содержание [ править ]
Ой, да не такое уж оно краткое! Целая мыльная опера.
Всё началось с того, что «Три девицы под окном / Пряли поздно вечерком». Точнее, три сестры (нет, это не Чехов!). Заодно мечтали, что будут делать, если удастся стать царицей. Первая хотела приготовить много вкусняшек, вторая — наткать много полотна, третья замахнулась на то, чтобы родить богатыря. Царь Салтан подслушивал (да, это нехорошо, но он царь, ему можно! [1] ) и решил жениться на третьей, а сестёр взял во дворец, чтобы они исполняли обещанное (в гробу они видели эту награду, и государеву жену тоже!). Пришлось работать, «И завидуют оне / Государевой жене».
Через какое-то время, когда царица была беременна, царь уехал на войну. Она родила сына «в аршин» (71 см, заметно крупнее нормы: обычные дети — 47-54 см) и написала мужу. Сёстры и сватья баба Бабариха подменили письмо на такое [2] : «Родила царица в ночь / бета-сына, гамма-дочь Не то сына, не то дочь; / Не мышонка, не лягушку, / А неведому зверюшку». Прочитав такой хоррор, царь «гонца хотел повесить», но одумался и распорядился: «Ждать царёва возвращенья / Для законного решенья». Сёстры и Бабариха подменили и это письмо, опоив гонца: «Царь велит своим боярам, / Времени не тратя даром, / И царицу и приплод / Тайно бросить в бездну вод». Бояре не хотели этого делать, но всё же царицу «В бочку с сыном посадили, / Засмолили, покатили / И пустили в Окиян».
Проснувшись наутро, мать и сын увидели обнесённый стеной большой город с церквями. Они вошли в город, их приветствовали колокольным звоном. «И царевича венчают / Княжей шапкой, … нарёкся: князь Гвидон».
Через какое-то время «Ветер на море/по морю гуляет / И кораблик подгоняет; / Он бежит себе в волнах / На раздутых/ поднятых парусах». Приплывшие на нём купцы были удивлены, увидев на прежде пустынном острове «Город новый златоглавый, / Пристань с крепкою заставой».
«Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости [3] Их он кормит и поит И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет».
Они ответили, что «Торговали соболями, / Чернобурыми лисами». «А (И) теперь нам вышел срок / А (И) лежит нам путь далёк: / Едем прямо на восток (Восвояси на восток)». «Мимо острова Буяна, / В царство славного Салтана…». «Князь им вымолвил/Говорит им князь тогда»: «Добрый путь вам, господа, /По морю по Окияну / К славному царю Салтану; / От меня ему поклон (Да скажите: князь Гвидон /Шлёт царю-де свой поклон)».
Когда купцы уехали, грустный Гвидон пошёл к морю и встретил там лебедь. На вопрос, чего так пригорюнился, он ответил, что хотел бы увидеть отца. Без проблем! Птица «обрызгала его / С головы до ног всего [водой]», он превратился в комара. «Полетел и запищал, / Судно на море догнал, / Потихоньку опустился / На корабль (корму) — и в щель забился». (Полетел и опустился / Между моря и небес / На корабль — и в щель залез).
Корабль пришёл в страну царя Салтана.
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана, И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовёт их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице; А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Около царя сидят И в глаза ему (Злыми жабами/Четырьмя все три) глядят. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо, В свете ж вот какое чудо»».
Купцы рассказали, что на прежде пустынном острове появился «Новый город со дворцом, / С златоглавыми церквами, / С теремами и садами».
А сидит в нем князь Гвидон; Он прислал тебе поклон». Царь Салтан дивится чуду; Молвит он: «Коль жив я буду, («Если/Коли только жив я буду) Чудный остров навещу, У Гвидона (И у князя) погощу». А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, (Повариха и ткачиха Ни гугу — но Бабариха) Не хотят его пустить Чудный остров навестить.
Тогда повариха сказала, что это не чудо. Другое дело — «Белка песенки поёт /И орешки всё грызёт, / А орешки не простые, / Всё скорлупки золотые, / Ядра — чистый изумруд».
Чуду (Диву) царь Салтан дивится, А комар/ Гвидон-то злится, злится — (А царевич хоть и злится).
И комар ужалил повариху в правый глаз. Его пытались поймать, но
. Он (князь/ шмель) в окошко, Да спокойно в свой удел Через море полетел.
И вот он вернулся на свой остров.
Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает…»
И рассказал лебеди про белку. Хочешь белку? Без проблем! И лебедь поселила её у дворца.
Третья итерация. К острову Гвидона приехали купцы: «Торговали мы конями, / Всё донскими жеребцами». Он передал привет Салтану, пришёл к морю, увидел лебедь, и она превратила его в шмеля. У Салтана купцы рассказали, что видели этих самых богатырей. Тогда Бабариха сказала, что это не чудо. Другое дело — «За морем царевна есть, / Что не можно глаз отвесть: / Днём свет божий затмевает, / Ночью землю освещает, / Месяц под косой блестит, / А во лбу звезда горит. / А сама-то величава, /Выплывает, будто пава». Шмель ужалил свою бабушку в нос и улетел на свой остров. Там Гвидон рассказал лебеди про царевну — он хотел на ней жениться. Лебедь предупредила: «…Жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнёшь, / Да за пояс не заткнёшь». «Князь пред нею стал божиться», что он всё обдумал, относится к этому очень серьёзно. «Знай, близка судьба твоя, / Ведь царевна эта — я». И лебедь обернулась красной девицей. Гвидон привёл её к матушке и попросил благословения на брак. «Князь не долго собирался, / На царевне обвенчался».
Четвёртая итерация. К острову Гвидона приехали купцы: «Торговали мы недаром / Неуказанным товаром» (контрабанда? работорговля?). Он передал привет Салтану и упрекнул его, что «К нам-де в гости обещался, /А доселе не собрался». У Салтана купцы рассказали, что видели не только город на острове, белку и богатырей, но и жену князя, сказочную красавицу. И напомнили про его вечные обещания. Салтан приказал снарядить корабли. Сёстры и Бабариха опять не хотели его пустить, но «Что я? Царь или дитя?».
Прибывшего Салтана Гвидон повёл в город показал все чудеса… И царь понял, что это его сын. «Царь слезами залился, /Обнимает он царицу, / И сынка, и молодицу». Начался пир на весь мир… ну ладно, на остров. Сёстры и Бабариха заныкались, но их нашли, и «Тут во всём они признались, /Повинились, разрыдались; / Царь для радости такой [5] / Отпустил всех трёх домой».