Проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учебный проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина». Выполнил: ученик 3»Б» класса шк. №10 Соколов Александр Руководитель: учитель нач. классов Бабкина Светлана Леонидовна
Введение В школе достаточно мало уроков отведено творчеству А. С. Пушкина. Он написал семь сказок и огромное количество стихотворений. Их надо не просто прочитать, но и осмыслить, понять глубину чувств. В своих сказках А. С. Пушкин использовал слова своего времени, которые не употребляются сейчас. Поэтому не всегда дети поймут значение того или иного слова.
Актуальность проекта Именно недостаточное понимание устаревших слов школьниками является актуальным при чтении сказок А. С. Пушкина. Необходимо с начальной школы заинтересовать читателя, ведь сказки учат, воспитывают, предупреждают и даже лечат. А для этого нужно не просто читать, а понимать значение устаревших слов.
Объект исследования- сказки А. С. Пушкина. Предмет исследования- устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина.
Теоретическая значимость исследования- изучение устаревших слов из сказок А. С. Пушкина Практическая значимость исследования- создание небольшого словаря устаревших слов. Данную работу можно использовать в виде презентации на уроках литературного чтения.
Гипотеза В основе проекта лежит желание углубить свои знания путем исследования сказок А. С. Пушкина. Для этого буду изучать с помощью словаря устаревшие слова. Они не используются в современной речи. Овладею первичными навыками поисково-исследовательской деятельности.
Цель исследовательской работы Изучить устаревшие слова на примере сказок А. С. Пушкина, привлечь внимание детей к языку образов, к представлению об окружающем мире, пробудить интерес к чтению сказки. Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), которые могут использоваться в учебной деятельности в начальной школе.
Задачи 1. Найти в сказках А. С. Пушкина устаревшие слова 2. Дать определение устаревшим словам 3. Составить словарь устаревших слов 4. Составить контрольное задание по теме: «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина».
Великий мастер сказок “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”. А.С.Пушкин
Методы исследования Выборка слов в тексте Работа со словарем
Слова, обозначающие действие предмета Бает- говорит, рассказывает. Пенять- укорять, упрекать. Спешить- сбить с коня. Бранить – ругать. Дивиться – удивляться.
Контрольное задание. Попробуй переведи на современный русский язык следующие устаревшие слова.
Исследовательская работа по теме «Устаревшие слова в сказке А. С. Пушкина»
Оглавление
Устаревшие слова в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»…4
Введение
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Это язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки. В селе Михайловском Александр Сергеевич Пушкин вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с людьми, записывал все меткие слова и выражения. В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Устаревшие слова в творчестве А.С.Пушкина можно условно разделить на три группы: собственно устаревшие слова, то есть архаизмы и историзмы, слова, в которых произошло чередование звуков и устаревшие грамматические формы. Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением предметов, которые они обозначали. Архаизмы, в отличие от них, были заменены более используемыми сегодня аналогами, и потому к ним можно подобрать современный синоним. Чередование звуков в большинстве связано с неполногласием, как, например, в слове ст ра ж (ст оро ж).
Объект исследования : сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Предмет исследования : устаревшие слова в сказке А. С. Пушкина
Цель работы : исследовать сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», найти в ней устаревшие слова и объяснить их значение.
Задачи исследования:
— подробное изучение сказки А.С. Пушкина, нахождение в ней устаревших слов;
— развитие мышления, воображения, творческих и коммуникативных способностей;
— расширение словарного запаса;
— развитие практического навыка работы на компьютере;
— развитие умения работать со словарями;
— воспитание любви и доброго отношения к людям.
Методы исследования:
Основная часть
В ходе исследовательской работы мы посетили школьную и сельскую библиотеку, взяли там красочно оформленную книгу со сказками А. С. Пушкина и словарь В. И. Даля. Учитель русского языка дала нам Толковый словарь С. И. Ожегова. (Приложение 2)
Подробно изучив сказку, мы выделили слова, значение которых было непонятно. Сначала обратились за объяснением слов к родителям, затем к бабушке и дедушке. Получив определенную информацию, мы уточнили ее по словарям.
Весь материал систематизировали и оформили.
Устаревшие слова в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Землянка — крытое углубление в земле, вырытое для жилья .
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Старика старуха забранила:
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Наше-то совсем раскололось».
Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки и других домашних надобностей
Пошел он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Изба – деревянный крестьянский дом.
Светелка – светлая комната, отделенная сенями от кухни
Тёс – тонкие доски.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Воротись, поклонись рыбке:
Хочу быть столбовою дворянкой ».
Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
Терем – вышка, надстройка над домом. Теремами назывались и высокие, с башенками наверху, дома.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка…
Душегрейка – теплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитями.
Маковка – то же, что макушка.
Она бьет их, за чупрун таскает.
Чупрун – чуб.
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне …
Палата – большой зал при дворце. Палатами назывались и дворцы, а также вообще обширные богатые здания.
Дворянин – лицо, принадлежащее к дворянству
Бояре – богатые знатные люди, приближенные царя.
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным …
Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали…
Взашей – грубо, толкая в шею .
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает…
Царедворец – придворный царя.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…
Владычица – тот, кто обладает властью, повелитель .
Заключение
В ходе проделанной работы я нашла и объяснила значение устаревших слов. Изучив и проанализировав литературу, я убедилась, что устаревшие слова в сказке А. С. Пушкина являются ярким отражением истории народа, истории страны. Значение устаревших слов повествует нам о быте и культуре народа, о жизни разных слоев населения.
Эта работа помогла мне подробно изучить сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», научила меня искать необходимую информацию в разных источниках. Я приобрела начальные умения работы со словарями, навык работы на компьютере, расширила свой словарный запас. После работы над содержанием сказки, она предстала передо мной в ином виде. Я думаю, эта работа может пригодиться ребятам, которые будут знакомиться со сказкой А. С. Пушкина.
Работа с устаревшими словами мне понравилась. Я хочу продолжить ее с другими сказками этого великого писателя.
Список использованных источников
Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина
Описание презентации по отдельным слайдам:
Так же, как из года в год меняют леса свои Листья — старые падают,— так и слова Ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся И крепнут, как дети, на смену другие. Квинт Гораций
Почему так странно говорят некоторые герои? Только ли мне непонятны эти слова и почему они мне непонятны? И главное, зачем Пушкин использвал их в своих произведениях?
Актуальность проблемы в том, что при чтении произведений художественной литературы у каждого школьника нередко возникают трудности, связанные с непониманием отрывка из текста или отдельного предложения, где встречаются слова, вышедшие из употребления, но являющиеся средством познания окружающего мира, его истории, культуры, а также средством создания характера героя.
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина. Предмет исследования: устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина. Цель: исследовать сказки А.С. Пушкина, изучаемые в начальных классах и выяснить, какие слова являются непонятными современным юным читателям.
Гипотеза: возможно, использование словаря устаревших слов при чтении будет способствовать более глубокому пониманию сказок А.С.Пушкина. Задачи: изучить тексты сказок А.С. Пушкина и сформировать список непонятных слов и выражений; определить значение этих слов; выяснить, почему они стали непонятными нам; изучить справочную литературу по данной теме; подготовить учебный словарик.
Методы исследования: Сбор информации; Социологический опрос; Лингвистический эксперимент; Анализ художественных произведений; Обобщение результатов.
Теоретическая значимость исследования: изучены устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина. Практическая значимость исследования: создан словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина для учащихся начальных классов.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений. Во введении раскрыты проблема и актуальность темы исследования, названы цели, задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, определены теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе раскрыто значение русского языка как национального достояния. Во второй главе раскрыто использование А.С.Пушкиным в своем творчестве устаревших слов. В третьей главе представлены результаты проведенных исследований.
Устаревшими называются слова, выходящие или вышедшие из активного употребления и в современном языке. Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с уходом из жизни обозначаемых ими предметов и явлений. Архаизмы (от греч. archaios древний) – слова, обозначающие предметы и явления, существующие в настоящее время.
Приложение 6 Рекомендации по работе над устаревшими словами Основными приемами раскрытия значения слова: использование словаря устаревших слов или приемом раскрытия слова путем показа предмета. Прием раскрытия слова путем показа предмета, обозначаемого данным словом (картины, рисунки, муляжи, модели и др.) используются, когда детям в силу каких – либо определенных причин трудно представить некоторые предметы, явления, как в случае с устаревшими словами. Наиболее эффективным приемом раскрытия значения устаревшего слова является использование словарей устаревших слов. Нужно прежде всего научить школьников пользоваться словарями. Большое значение имеет организация систематической самостоятельной работы с рассматриваемой группой слов. Здесь уместно использование следующего Алгоритма работы над устаревшим словом: Найди устаревшее слово в тексте. Определи его лексическое значение, пользуясь словарем устаревших слов или толковым словарем. Обрати внимание на правильное написание и произношение слова. Если слово многозначное, выбери то значение, в котором оно употреблено в данном тексте. Прочитай все примеры употребления слова в речи. Подумай, есть ли предмет (явление), обозначенный этим словом в современной жизни. В этом случае к слову можно подобрать синоним. Если да, то это архаизм. Если нет – историзм.
Приложение 3 Сравнение оригинального текста и переделанного Текст оригинала Текст переделанный «Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи;» «Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, даже глаза Разболелись глядючи С белой зори до ночи;» «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.» «Правду говорить, молодая женщина Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, упряма Своенравна и ревнива.» «И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой.» «И царевна очутилась В светлой комнате; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с выжженным выступом.» «Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса.» «Пёс залаял, и девица Видит: нищая монашка Ходит с палкой по двору, Отгоняя пса.» «Позвала к себе Чернавку, И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.» «Позвала к себе Чернавку И приказывает ей, Служанке своей, Отвести царевну в глушь И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.»
1. Насколько сформирован у учащихся навык правильного восприятия устаревших слов, адекватно ли оценивается их стилистическая значимость? 2. Насколько у учащихся сформирован навык правильного употребления в речи устаревших слов?
Приложение 7 Лист опроса для обучающихся Вопрос Ответ Оценка ответа Что такое «устаревшие слова»? На какие две категории можно разделить устаревшие слова? (в данной программе не предусмотрено разграничение устаревших слов, но мы предполагаем, что учитель давал на уроке эти термины устно). Как вы думаете, почему слова устаревают? Где можно найти объяснения устаревшего слова? С какой целью поэты и писатели используют их в своих произведениях? Что в старину обозначало слово «тешить»? Запишите толкование следующих устаревших слов: очи, уста, чудесить, грезы, безделка. Мог ли князь одеться в зипун, подвязаться кушаком? Какие действия людей, могли быть названными следующими глаголами: молвить, осердиться, внимать, гневаться и др. Образуйте словосочетание, состоящее из прилагательного (честной, столбовой) и соответствующего ему по значению существительного. Прочитай отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Найди устаревшие слова. Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса. Подберите синонимы к следующим словам: забранить, кликать, молвить, заморский, невежа, корысть Какая часть слов «холодный», «хлад», «прохладный» является общей? Слова «береговой», «брег», «прибрежный»? Какие вы знаете пословицы и поговорки с употреблением устаревших слов?
Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина
Устаревшие слова из сказок
Александра Сергеевича Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
богатые люди, которые служили царю.
Выгонять, толкая в шею
(старинное выражение) – воротами.
тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади. Современный синоним- жилет. Это слово исчезло полностью.
дом, одна часть которого находится в земле, а другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли.
старинный женский головной убор. Современный синоним-
Шапка (боярка). Это слово исчезло полностью.
продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.
большая рыболовная сеть.
грубый невоспитанный человек.
плата за освобождение себя
так обращались к старому человеку или отцу, выражая ему особое почтение, уважение.
светлая комната, отделённая сенями от кухни
дворянка старинного и знатного рода.
деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.
чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это слово исчезло полностью
«Сказка о золотом петушке»
украшенная палка, служащая символом власти
ценности, имущество, принадлежащее государству
высокий земляной холм, который насыпали древние славяне над могилой.
молодая сочная трава
военные; рать- войско
тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром
остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча.
«Сказка о мёртвой царевне и
о семи богатырях»
в старину перед свадьбой у невесты собирались её подруги. Эта вечеринка назывались девичником
«Инда очи разболелись»-
(старинное словосочетание) так, что разболелись глаза.
во времена Пушкина говорили «ради» вместо «рады»
( старинное выражение), служанка. Современный синоним-прислуга. Это слово исчезло полностью.
Сорочин, или сарачин
сарацин, арабский наездник.
житель северного Кавказа
монахиня ( тот кто служит в церкви). Это слово исчезло полностью.
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
не уплаченный в срок налог или оброк.
особый сорт пшеницы
усадьба: дом и двор с разными хозяйственными постройками
грубый человек, дурак.
толчёная ( немолотая) овсяная мука
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
старинная мера длины
сталь особой выделки.
храбрый воин, богатырь
в древние времена учреждения, которые управляли делами государства, назывались приказами, а служащие в приказах- дьяками и подьячими.
здесь, заграждение из брёвен, устроенное при входе в гавань
то, что попалась рыба.
старинный тяжелый крытый экипаж
железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель.
молодая замужняя женщина
называть кого-либо по имени.
шнурок. Это слово исчезло полностью.
здесь: владение, княжество.
Номер материала: ДБ-187695
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
В России проверяют состояние дворовых и спортивных площадок
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.