Сказки пушкина в каком классе

Сказки

Сборник произведений А.С.Пушкина, изучаемых в начальной школе

Сборник произведений А.С.Пушкина, изучаемых

Составители: обучающиеся 2 класса МКОУ «Солдатская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области (Деев А.,Галищева А., Власов В., Кононова Д., Крунтяев Б., Проскурина У., Рубайло Д., Шорстова В.)

В сборнике собраны произведения А.С. Пушкина, изучаемые в начальной школе во 2-4 классах по УМК «Школа России». Пособие предназначено для обучающихся при подготовке к урокам литературного чтения. Представленный материал поможет расширить кругозор и словарный запас школьников.

У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ

(из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья – у морского залива

Над златом – то же, что над золотом

ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ.
(из романа «Евгений Онегин»)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою ;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Клоками – клок: обрывок, лоскут, оторвавшийся кусок чего-либо

ЗИМА. КРЕСТЬЯНИН, ТОРЖЕСТВУЯ.
(из романа «Евгений Онегин»)

Источник

Великий сказочник Александр Сергеевич Пушкин

Презентация к уроку

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли “солнцем русской поэзии”.

Этот портрет был выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта Василием Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет А. Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошёл в жизнь празднично.

В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.

Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи.

Дядя – Василий Львович – был известным поэтом. Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.

Биографы Пушкина вспоминают: “Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шалостию”.

Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски.

Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах “Евгений Онегин”, но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.

Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Все ж ближе к милому пределу
Мне бы хотелось почивать.

Умер от раны, полученной на дуэли с Ж.Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

В феврале 1837 года в Святые Горы привезли гроб с телом убитого на дуэли поэта, где оно и было предано погребению.

Отзывы великих людей о А.С. Пушкине

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более пока всё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ещё приготовляется Пушкиным.

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.

«Хотя Пушкин сам меньше всего представлял себя «детским писателем», хотя его сказки вовсе не созданы для детей и знаменитое «Вступление» к «Руслану» тоже не обращено к детскому воображению, этим произведениям волею судеб было суждено сыграть роль моста между величайшим гением России и детьми».

Возможно, некоторые стихи и даже сказки Пушкина ещё сложны для восприятия младших школьников, но создавая ту языковую среду, в которой растёт маленький человек, они формируют его речь и сознание, и пушкинские строчки навсегда остаются с ним, даже если пока не осознаются до конца.

Читайте также:  Рассказ про ребенка на английском языке

Волшебная музыка пушкинских стихов, увлекательные сюжеты сказок, колоритные образы, весёлый юмор, торжество добра и справедливости захватывают детей, будят их воображение, укрепляют в их сердце добрые начала.

Сюжет из какой сказки перед вами?

“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
(“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
(“Сказка о золотом петушке”)

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
(“Сказка о попе и о работнике его Балде”)

«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

О сказках А.С. Пушкина

Сказки Александра Сергеевича Пушкина актуальны и в современном мире. Они воспитывают доброту, отзывчивость, толерантное отношение друг к другу независимо от национальности, вероисповедания, мировоззрения человека.

Эту сказку А.С. Пушкин услышана в Болдино. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрый и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Наталья Зимнева
Пушкин

Источник

Сказки А.С. Пушкина в школьном изучении

Разделы: Литература

Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить спокойно, объективно, без восторга.

Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда.

Пушкин сегодняшний – современный. Его произведения облагораживают душу, и нашу жизнь. “Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами”, – писал А.Твардовский. “Он первым приучил русскую публику читать, и в этом состоит его величайшая заслуга” (Н.Добролюбов).

Пушкин бездонен, дети, читающие его произведения, меняются в каждом поколении. В Пушкине что-то всегда оставалось неизменным. Пушкин живёт всюду, он соединяет всё. Потому что он всему был родной. И в сказках Пушкина есть это ощущение совместности всех стихий, слияние всех движений в мире.

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

Пушкин кажется доступным каждому, кто прикоснулся к нему и вобрал в себя хотя бы часть содержания его произведений. Общительность действительно была творческим даром Пушкина. Может быть, поэтому он становится необходимым собеседником для ребёнка и старика, для людей очень разных уровней сознания.

Путь читателя к Пушкину радостен и труден, и хотелось бы, чтобы в общении с поэтом школьник увидел подлинное его лицо.

Движение к Пушкину – естественная потребность современной литературы и современного читателя. Н.В.Гоголь пророчески сказал о Пушкине: “Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”. Эти двести лет прошли, и тяготение к Пушкину – признак справедливости предвидения. Содержание нашего отношения к его творчеству меняется в разные периоды человеческой жизни и исторической эпохи.

Общение с Пушкиным протекает на разном уровне глубины и напряжённости в зависимости от возраста и культуры читателя. Что берут от Пушкина школьники разных возрастов? Какое влияние оказывает чтение и школьное изучение Пушкина на формировании эстетических представлений учеников? Как протекает знакомство с Пушкиным в нынешних программах? Эти вопросы важны для методики преподавания литературы и интересны для литературной науки в целом.

Обращение к Пушкинским сказкам в 5 классе не лишено внутренних противоречий. С одной стороны, ребята с готовностью отдаются чарующей гармонии сказочного мира, пленительного слова, интонации; с другой стороны, эта стихия представляется им изначально понятной, известной, не требующей каких-либо усилий, открытий.

Словом, высокий нравственный, философский смысл сказок зачастую так и остаётся скрытым от читателя. Поэтому так важно помочь пятиклассникам заново открыть для себя сказки Пушкина как единый неповторимый мир, понять оригинальность их как явления литературы. “Поэт как бы приглашает проникнуться “карнавальностью” его сказок, вступить в игру, то есть, войдя, в условный, “замкнутый мир сказки, в то же время не потерять чувство реальности”.

Сказки Пушкина – тайна, особенно для того, кто берётся их анализировать. Они ошеломляют сочетанием азартного простодушия, классической строгости и глубокой, почти скорбной серьёзности и ускользают, как ускользает горизонт. Их дразнящая простота повергает порой в отчаяние.

“Ещё в раннем детстве, порой даже не осознавая себя, мы слышим строки пушкинских стихотворений, в основном сказок, и, увлечённые плавным, мелодичным течение слов, удивлённые содержанием и немного взволнованные, мы уже тогда начинаем повторять, следя за губами читающего:

Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Слушая, мы с интересом и волнением следим за событиями: от души радуемся победам Руслана, неуютно и тревожно чувствуем себя в чертогах Черномора, удивляемся находчивости Балды и смеёмся во весь голос над глупостью чертей.

Читайте также:  Рассказ про планету сатурн 2 класс

Мы просим почитать ещё и ещё, а когда, уже лёжа в постели, засыпаем, перед глазами проходят образы героев, успевших полюбиться и на встречу с которыми надеешься на следующий день. Убаюканные этой приятной мыслью, мы погружаемся в сон.

Однако пора детства не вечна, и вот уже маленький человек идёт в школу. И теперь не родители читают ему книги, а он сам пускается в плаванье по их волшебным страницам, самостоятельно изучает, пробует разобраться что к чему.

Время идёт, текут года учёбы. Вчерашний ребёнок взрослеет, и многое начинает меняться в его жизни: одни интересы и увлечения сменяются другими, на смену вчерашним книжкам приходят новые, суждения и мнения тоже новы – идёт переоценка ценностей. И другое уже волнует душу и другое радует. Так происходит во всём, и даже ещё вчера любимые сказки не так интересны, как казалось совсем недавно. Но всё же они остаются ярким и живым впечатлением детской поры, того беззаботного и чрезвычайно радостного времени, что вернётся разве что только в воспоминаниях.

Пока живо искусство, пока в душе человеческой есть жажда безграничности и высоты, Пушкин необходим.

“Сказки” Пушкина давно стали любимым чтением младших школьников и завоевали прочное место в школьной программе. Неожиданность их сюжетов, напевность стиха, драматизм ситуации и простодушие слога, разнообразие настроений и яркость картин так притягательны, что не только школьники, но и композиторы, художники, кинематографисты из поколения в поколение перечитывают их, открывая новые чудеса. Читать или не читать “Сказки” Пушкина тут нет проблем ни для школьника, ни для учителя. Но вот разбор, анализ даётся много трудней. Во-первых, в учениках живёт стойкое убеждение, что им почти всё понятно в прочитанном и долгие словопрения не нужны. После скучных уроков анализа, где растолковываются вещи, сами собой разумеющиеся, многие ученики говорят: “Да что тут переливать из пустого в порожнее? Лучше Пушкина не скажешь!” Часто и среди учителей приходится слышать такие реплики: “Зачем четыре часа тратить на анализ “Сказки о мёртвой царевне. ”? Ведь всё так понятно, просто. Ну, конечно, внешняя красота без внутренней фальшива, и без добра нет обаяния. Так это и за пять минут сказать можно”.

Такие упрёки основаны на недоразумении. Наслаждение чтением должно непременно отозваться эхом неспокойной мысли. Без этой работы после чтения нет постижения художественного текста. Духовное созревание личности не происходит лишь в эмоциональных растворениях и скольжении по канве, созданной писателем. Личность ученика складывается в трудных поисках смысла великих творений искусства, в преодолении привычных оценок тем, что открыл в жизни писатель, в слиянии мимолётных настроений в широкое русло убеждений. Ученику необходимо не только коснуться Пушкина, но им приблизиться к нему.

Мир пушкинских “Сказок” – это мир чудес, проявлении незаданности и неоднозначности жизни. Радостное изумление перед этим волшебством поэзии слышится в прологе к поэме “Руслан и Людмила”, которым мы традиционно предваряем изучение “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях”.

Когда мы читаем в пятом классе вступление к поэме “Руслан и Людмила”, обычно возникает необходимость воскресить в сознании учеников мир народной сказки. Ребята пересказывают знакомы им сюжеты, спрессованные в строках Пушкина, но при этом исчезает общее настроение. Между тем вступление пронизано мотивов чуда. Необычайность начинается со “златой цепи на дубе том” и “кота учёного”, способного и петь, и говорить. Из сказок поэтом выбраны моменты чуда, волшебства, каждя картина, нарисованная Пушкиным, содержит противоречие, потрясение, преображение. И чтобы ученики увидели, почувствовали эту необычайность можно предложить словесное иллюстрирование.

У Пушкина картины полны энергии и отчётливости, безобразие чуть смешно и вызывает недоумение, красота всевластна.

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой.

В пушкинском сказочном мире есть зло, но оно уродливое отступление от нормы: рассматривание иллюстраций, их оценка подготавливают учеников к самостоятельному творческому акту – словесному рисованию, учит постигать законы живописи, видеть композицию картины, колорит и т.д. Вместе с тем даже при высоком и мастерском исполнении иллюстрации художником всегда в классе возникают разночтения, критика иллюстрации, т.к. читательский образ индивидуален. Эти различия в восприятии образов, возникающих в воображении читателя и художника-иллюстратора, создают естественный предлог для создания собственной словесной и наглядной иллюстрации.

После этого учитель может рассказать о том, как народные сказки пришли к поэту, как он их собирал и записывал. Нам важно, чтобы ученики самостоятельно читали сказки, чтобы у них сложились собственные представления о них. Без этого общения с художественным текстом наедине не воспитывается подлинный читатель. Но важно, что первым уроком, прелюдией к чтению, мы создали определённую “установку”, своего рода угол зрения на произведение. Мы решаемся дать “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях” для самостоятельного домашнего чтения. Второй урок, как правило, посвящаем выяснению читательских впечатлений, перечитыванию в классе полюбившихся мест сказки, нахождению ведущих вопросов предстоящего анализа.

Выразительное чтение учениками тех эпизодов сказки, которые их особенно взволновали, должно вести не только к тренировке в технике чтения, что само по себе важно для 5 класса, но и к поискам эмоционального лейтмотива каждого фрагмента. В домашнем задании после такого урока учитель предлагает выбрать отрывок для заучивания наизусть. Важно, чтобы этот выбор был индивидуален для каждого ученика и выражал личностное отношение к сказке. После выразительного чтения на уроке можно надеяться, что заучивание наизусть не станет чисто механической работой, а приведёт к новому, более глубокому осмыслению текста. После этого учитель задаёт вопросы и очень важно, чтобы в этой беседе по первым впечатлениям ребят прозвучали вопросы, активизирующие все сферы читательского восприятия:

а) вопросы, выявляющие эмоциональную реакцию читателя (Они могут быть разнообразными: какую радость подарила вам эта сказка? Когда читать было страшно? Что вызвало смех и грусть? и т.д.);
б) вопросы, проверяющие точность восприятия читателем авторских чувств, которые в 5 классе не должны быть слишком широкими, так как у детей при первом чтении ещё не складывается общая картина эмоциональных потоков произведения, но в пределах отдельной ситуации отклик на авторское чувство бывает верен (чьими глазами увидено яблочко? Какое чувство слышится в его описании?). Ответить на эти вопросы сложнее, чем на первые;
в) вопросы на осмысление содержания ( не должны быть слишком частными и ориентированными только на пересказ отдельного эпизода, так как эти вопросы могут сразу носить проблемный характер. Только в этом случае они создают “установку” (почему мачеха не смогла погубить царевну? Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей?);
г) вопросы, обращённые к воссоздающему воображению (должны быть адресованы к тем частям текста, где автор даёт развёрнутые картины, которые читателю необходимо воспроизвести (как вы представляете себе место, где “спит царевна вечным сном”?);
д) вопросы, проверяющие работу творческого воображения (требуют от читателя развернуть в картину то, что в тексте дано как намёк, по детали восстановить целое: какой вы видите царевну, когда она просит Чернавку не губить её?);
е) вопросы о художественной детали: почему о царевне сказано “Тихомолком расцветая?”;
ж) вопросы, направленные на осознание композиции: почему сказка начинается с грустного ожидания царицей-матерью мужа и её смерти от радости его возвращения?

Вопросы могут быть и другие, но важно, чтобы они контролировали работу читателя в целом и создавали платформу для анализа. Пушкинская сказка, опираясь на фольклорные традиции, оказывается, необычайно широкой по смыслу и сложной по психологической насыщенности.

Читайте также:  Против кого направлена сказка медведь на воеводстве

Мы часто не доверяем талантливости детства и упрощаем художественный текст, боясь, что авторская концепция “непостижима уму” школьников. Возможности читательского восприятия учеников шире, чем те концепции, которые мы им предлагаем.

Итак, для того, чтобы осуществлялось общение на уроке литературы, в основе анализа должна лежать концепция более сложная, чем читательские представления после первого знакомства с произведением.

Общению на уроке литературы мешает и другое. Мы часто оставляем учеников сторонними наблюдателями, а этого делать нельзя.

Если первый урок играет роль “установки” на чтение, а второй – создаёт “установку” на анализ, то на третьем уроке наша задача – осмыслить композицию сказки, найти связь эпизодов. Анализ эпизодов дополняется стилистической работой, что позволяет увидеть варианты текста крупным планом. Перед анализом мы стремимся обострить проблемную ситуацию урока разговором о названии сказки. Происходит спор, учитель ещё более обостряет этот спор. Мнения разноречивы, и у детей возникает потребность ещё раз обдумать сказку, войти в её мир снова и понять его. И только после такой беседы мы можем надеяться, что проблемная ситуация создана и потребность в анализе возникла, и делаем анализ.

Пушкинская сказка оказывается всегда светлее, в ней возможны надежда и гармония, преодоление трагедии.

Одним из вариантов, венчающим встречу с Пушкиным в 5 классе, может стать игра-состязание “Турнир знатоков сказок Пушкина”, которая предполагает обобщение, создание целостной картины пушкинского сказочного мира. Эта игра даёт ребятам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость от свободного владения материалом..

Турнир знатоков сказок Пушкина.

Цель турнира: обобщить полученные на уроке знания учащихся о Пушкине и пушкинских произведениях, закрепить знания, повысить интерес к чтению произведений и культуру речи.

I. Турнир начинается с представления команд (название, девиз).

II. Разминка – командам попеременно задаются вопросы:

Где родился А.С.Пушкин?
В каком году?
К кому поэт обращается со словами: “Подруга дней моих суровых”?
Назовите литераторов, бывавших в доме Пушкиных, с которыми поэт был знаком с детства.
Какая книга А.С.Пушкина первой увидела свет?
Что было изображено на титуле этой книги? Кто автор иллюстрации?
Где установлены эти памятники писателю? Назовите их авторов. (Предлагаются фотографии памятников работы А.М.Опекушина и М.К.Аникушина)

III. Конкурс капитанов:

1) Дать полное название сказки о царе Салтане.
2) Игра “Кто больше?”

Капитаны попеременно называют волшебные элементы в сказочной поэме “Руслан и Людмила”. Побеждает тот, чей ответ окажется последним.

IV. Проверка домашнего задания:

1. Команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагменты одной из сказок. Команде-сопернице необходимо назвать сказку.

2. Конкурс театральных костюмеров. Каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев “Сказки о рыбаке и рыбке”

Видят: холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.

Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.

И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала.

Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой лёгкой завострил
И пошёл на край долины
У моря искать дичины.

VI. Представителям команд предлагается по три иллюстрации к разным сказкам. Необходимо подобрать подписи к иллюстрациям (пушкинский текст по памяти).

VII. По законам сказки.

Команды попеременно читают по памяти начало сказок. Затем отвечают на вопросы:

Какие три испытания предлагает Балда бесёнку?
Как долго нёс бесёнок кобылу?
Какие желания старухи исполнила золотая рыбка?
Что предлагает царь Дадон звездочёту вместо Шамаханской царицы?

Кому из героев вы вернули бы утерянные предметы: яблоко, зеркало, верёвку, шелковый шнурок, мешок, спицу, веретено? Подтвердить правильность выбора текстом сказки.

IX. Из суфлёрской будки:

Помогите актёрам, исполнителям ролей героев сказок Пушкина, вспомнить слова роли:

А Балда братца гладит, приговаривая:
?

Вот мудрец перед Дадоном встал
И вынул из мешка золотого петушка
?

Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт,
Гибель близкую торопит
И царевичу потом
Молвит русским языком:
?

И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
?

X. “Центон”: в переводе с латинского центон – это одеяло, сшитое из разных лоскутков. Центоном назвали и произведение, составленное из отрывков различных произведений одного автора. Каково происхождение данных центонов:

Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, –
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, – лихие гости
Идут с моря:
Пушки с пристани палят –
Кораблю пристать велят.

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Источник

Познавательное и интересное