Числа в сказках Пушкина
Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина используются числа, которые имеют особый смысл. Все это усиливает связь произведений с русским народным творчеством и делает их волшебство ярче.
Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях:
Шесть
В сказке о мёртвой царевне богатыри повесили хрустальный гроб со спящей сестрой на шесть столбов.
Число «шесть» некоторые интерпретируют как символ нечистой силы. На самом деле 6 это дважды по 3. Двойное повторение, то есть продолжение числа «три» (то есть силы и совершенства) символизирует непрерывную жизнь.
Как мы помним, царевна не умерла, а заснула. Богатыри не решились закопать ее гроб под землю, они подвесили его в пещере на 6 столбов, надеясь на то, что когда-нибудь царевна проснется.
Число «семь» всегда считалось особенным в русской культуре. Оно являлось символом наполненности, достатка. Используется в значении «много», «полный», «часто».
Пушкин использует его в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.»
Кроме того, число «7» присутствует в описании приданого для царевны:
«Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.»
Восемь
Число «восемь» является символом бесконечности, конца старого и начала нового. В этой сказке царь потерял своих сыновей и тут же забыл об этом в обществе шамаханской царицы.
В «Сказке о золотом петушке» царь ждал вестей от сыновей восемь дней, а потом восемь дней шел до их местоположения:
«Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:»
«Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходят;»
«Вот осьмон уж день проходит»
Девять
В сказке о мёртвой царевне первая супруга царя ждала его девять месяцев. Девять — символ человеческой жизни, именно столько времени длится беременность:
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Тридцать три
В сказках Пушкин использует цифру «33«, которое является двойной цифрой «3» и обозначает невероятную силу или большое множество (количество).
В «Сказке о царе Салтане» присутствуют 33 богатыря — данное количество подчеркивает их невероятную силу:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор
В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин хотел показать, что старик и старуха живут очень давно:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
В заключение можно сказать, что все числа и цифры были использованы Александром Сергеевичем Пушкиным не случайно. С одной стороны это придает тексту некий скрытый смысл и подтекст. А с другой приближает его произведения к русским народным сказкам.
Роль чисел в сказках Пушкина
Цели: Проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А. С. Пушкина. Узнать историю возникновения чисел.
Просмотр содержимого документа
«Роль чисел в сказках Пушкина»
Лениногорский муниципальный район Сугушлинская ООШ
Выступление ученицы 5 класса
«Роль чисел в сказках
Александра Сергеевича Пушкина»
«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе» С. В. Ковалевская
«Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии»
Высказывание о математике
« Нельзя быть настоящим математиком,
не будучи немного поэтом».
«Математика – Царица наук».
Цели: Проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А. С. Пушкина. Узнать историю возникновения чисел .
встречаются в сказках и легендах.
— собрать материалы из различных
источников о числах.
-исследовать, какое значение имеют
числа в сказках А.С.Пушкина.
— случаен ли выбор числительных в
произведениях А. С. Пушкина
Методы и приёмы исследования
Интернет – мой помощник
Обработка собранных материалов
Предмет исследования – числа в сказках А. С. Пушкина
сказки А. С. Пушкина
«Числа управляют миром» Пифагор
Пифагор Самосский (580 — 500 до н. э.) — древнегреческий философ,математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.
Пушкин и его любимая няня – Арина Родионовна
Поэт слушал сказки от няни
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря
«Сказка о мёртвой царевне..»
Он за ним с мольбой погнался…
Ты гоняешь стаи туч…
Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
Поэма «Руслан и Людмила»
За шумным праздничным столом
Сидят три витязя младые;
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
На бороде герой висит;
Летят над бездною морской
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Использование чисел в сказках
«8» «Сказка о золотом петушке»
«33» «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане »
Число «3» – счастливое число, знак удачи.
Число «7» – мудрое число, символизирует
Число «6» – связан с нечистой силой,
означает зло, страх.
Число «8» – самое странное число, означает
горе, печаль и вселяет надежду
на задуманное число
Задумайте любое число
Сказки А. С. Пушкина
«Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин
Викторина «Сказки А.С. Пушкина в цифрах». Неделя математики
Викторина «Сказки А. С. Пушкина в цифрах»
1.Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?
2.Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку?
3. Сколько просьб старика выполнила рыбка?
4. Живет он в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых. Назовите героя сказки.
5. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?»
6. Сколько раз Балда в море «верёвку крутил»?
7. Сколько раз мерился силой Балда с «посланным бесёнком»?
8. Сколько девиц пряли поздно вечерком под окном? Как называется эта сказка?
9. Желание какой девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.
10. Сколько раз князь Гвидон, превращенный в насекомое, ужалил трех злодеек-обидчиков?
11. Все красавцы молодые, Великаны удалые. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. Кто эти молодцы и из какой сказки?
12. Где находится сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке»?
13.Сколько раз войско выезжало биться с врагом?
14. Через сколько дней петух возвещал о нападении врага?
15. Как долго пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы?
16. Сколько раз злая мачеха обращается к своему зеркалу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
17. Сколько раз королевич Елисей в своих поисках обращается за помощью?
18. Сколько торговых городов входило в приданное молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
19. На скольких столбах висел хрустальный гроб с молодой царевной?
Ответы к викторине
«Сказки А. С. Пушкина в сказках»
1.Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года)
2.Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (3 раза).
3. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)
4. Живет он в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых. Назовите героя сказки. (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде».)
5. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?» (… в год за три щелчка по лбу. » )
6. Сколько раз Балда в море «верёвку крутил»?(3 раза)
7. Сколько раз мерился силой Балда с «посланным бесёнком». (3 раза)
8. Сколько девиц пряли поздно вечерком под окном? Как называется эта сказка?
(Три девицы из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
9. Желание какой девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц. (Третьей)
10. Сколько раз князь Гвидон, превращенный в насекомое, ужалил трех злодеек-обидчиков? ( 3 раза)
11.Все красавцы молодые, Великаны удалые. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор.
Кто эти молодцы и из какой сказки? (Тридцать три богатыря из «Сказки о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
12. Где находится сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке»? («в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»)
13.Сколько раз войско выезжало биться с врагом? (3 раза)
14. Через сколько дней петух возвещал о нападении врага? (через 8 дней)
15. Как долго пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы? (неделю)
16. Сколько раз злая мачеха обращается к своему зеркалу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (3 раза)
17. Сколько раз королевич Елисей в своих поисках обращается за помощью? (3 раза)
18. Сколько торговых городов входило в приданное молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? («семь торговых городов да сто сорок теремов»).
19. На скольких столбах висел хрустальный гроб с молодой царевной? (на 6 столбах)
Исследовательская работа «Цифры в сказках А. С. Пушкина»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района
Название номинации: «Литературоведение».
Название работы: «Тайна чисел в сказках А. С. Пушкина».
Наименование вида работы: творческая работа.
Фамилия, имя, отчество: Есаулова Анна Викторовна
Дата рождения 12.02. 2003 г.р.
Домашний адрес: с.Троицкое, ул. Плеханова, д.6
Наименование образовательного учреждения, класс,
полный адрес, телефон: 398530, с. Троицкое, ул. Гагарина, д. 78
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза
М. Д. Карасёва, 6а класс, т: (4742)75-97-35.
Фамилия, имя, отчество педагога: Алексеева Татьяна Алексеевна
Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.
Переработки народной сказки стали в России заметным явлением со 2-ой половины 18 века. Но только А.С. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы в первостепенную. В ноябре 1824 г. из Михайловского поэт писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
В детстве поэт слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова. Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе А.С. Пушкина к живому народному языку и фольклору.
Цель: проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А.С.Пушкина.
Задачи: собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники; выявить значение чисел, используемых А. С. Пушкиным в сказках.
Объект исследования: сказки А. С. Пушкина.
Метод: анализ сказок А. С. Пушкина, изучение литературы по данной теме.
Тайна чисел в сказках А. С. Пушкина
Сказки А. С. Пушкина – это произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с раннего детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.
Цикл сказок занимает совершенно исключительное и особое место в творчестве поэта. Из биографии известно, что огромный интерес к народной поэзии и в частности к сказкам он проявил в период ссылки в с. Михайловском. От этого времени сохранилось его письмо к брату Льву, где он пишет: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В детстве поэт слушал сказки от няни Арины Родионовны, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (приложение 1). В работе над литературным воплощением фольклорных сюжетов Пушкин учитывал уже сложившиеся народные традиции. В его произведениях можно встретить целый ряд чисел, например, 3, 6, 7, 8, 33. Неужели его выбор случаен? На этот вопрос я решила ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина( приложение 2).
Осень 1833 стала кульминационной для сказок Пушкина. В это время были написаны «Сказка о семи богатырях и о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Пришел невод с травой морской,
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой.
Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.
Внеклассное мероприятие «Математика в сказках Пушкина»
на тему: «Математика в сказках А.С. Пушкина»
разработала: учитель начальных классов Иванникова Татьяна Анатольевна
Тема: Математика в сказках А.С. Пушкина.
Способствовать развитию логического и нестандартного мышления школьников.
Способствовать воспитанию интереса к науке математике и к процессу познания в целом.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, два круга для проведения фокуса.
1. Вступительное слово учителя
Сегодня мы проведем с вами необычное внеклассное занятие. Занятие, на котором мы попытаемся соединить воедино изобразительное искусство, сказки А.С. Пушкина и математику.
Казалось бы, сказки и математика – понятия несовместимые. Поэтический образ и абстрактная мысль, сухое рассуждение – что может быть общего. Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Благодаря этому эти задачи оживляются, наполняются сказочными образами и сказочными сюжетами.
Какие сказки А.С. Пушкина вы, ребята, знаете? (Заслушиваются ответы детей).
2. Основная часть занятия.
Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки А.С. Пушкина. Проведем сказочно-математическую разминку.
Сколько человек заменял Балда за обедом и за работой? (Ест за четверых, работает за семерых)
Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (И окажутся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря)
Пространственные действия кота в лукоморье. (Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит).
Где жил славный царь Дадон? (Негде в тридесятом царстве, в тридевятом государстве).
За сколько щелчков в год согласился Балда служить у попа? (В год за 3 щелчка тебе по лбу).
Сколько лет жил у моря старик со своею старухой? (Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года).
Что на математическом языке означает «тридесятое царство, тридевятое государство?» (Тридцатое царство, двадцать седьмое государство).
Сколько времени пировал Дадон у шамаханской царицы? (И потом неделю ровно, покорясь ей безусловно околдован, восхищен, пировал у ней Дадон).
Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами старухи? (5 раз)
Сколько времени ждала царица царя с войны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (9 месяцев проходит с поля глаз она не сводит).
Учитель просит учеников (называет имена тех, кто выполнил рисунки к сказке «О царе Салтане…») прикрепить рисунки к доске и спрашивает у остальных учеников: «Как вы думаете, ребята, к какой сказке выполнены эти рисунки?» (Дети отвечают). Затем учитель просит учеников посмотреть на рисунок, на котором изображена белка, грызущая орехи, и просит учеников найти и зачитать или рассказать наизусть соответствующий отрывок из сказки.
Ученик зачитывает или рассказывает отрывок.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем или худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…
Учитель: И сосчитал дьяк, что число орехов, разгрызаемых белкой за неделю, записывается четырехзначным числом, в котором все цифры различные, причем, первая цифра по значению в 4 раза больше последней. Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получим двузначное число, которое, при сумме цифр равной 10 является наибольшим. Так сколько же орехов разгрызает белочка за неделю? (Ответ: 8912)
Учитель: Посмотрите, ребята на следующий рисунок (на нем нарисованы корабли, подплывающие к берегу, и князь Гвидон). Найдите соответствующий отрывок в сказке.
Ученики зачитывают или рассказывают наизусть отрывок:
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет
И в лазоревой дали
Показались корабли
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана
Князь Гвидон тогда вскочил
Громогласно возопил:
Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда.
Флот уж к острову подходит,
Князь Гвидон трубу наводит…
Учитель: И увидел князь Гвидон, что кортеж кораблей напоминал треугольник. Когда же корабли пристали к острову, то их расположение напоминало квадрат, в каждом ряду которого было одинаковое количество кораблей, причем рядов было столько, сколько кораблей в ряду. Сколько же кораблей было в кортеже царя Салтана, если их было менее 50 и число их было четное? (Ответ: кораблей было 36).(Кортеж –торжественное шествие, процессия).
Далее учитель предлагает посмотреть рисунок, на котором изображены богатыри, выходящие из моря, и предлагает зачитать соответствующий отрывок:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Учитель: Да, много всяческих чудес есть в сказках. Но, оказывается, и в математике, и с помощью математики можно показывать всякие чудеса и фокусы.
Фокус 1. Угадаю, кому какая сказка нравится
Из картона делаются 2 круга. Меньший круг накладывается на больший и скрепляются между собой так, чтобы меньший круг мог поворачиваться вокруг их общего центра. И маленький и большой круги разделены на 12 одинаковых секторов. В малом круге по часовой стрелке записаны числа: 5,6,19,20,9,22,11,12,1,14,3,16 (именно в этой последовательности. С какого сектора начинать не важно). В большом круге в каждом секторе записаны названия 12 сказок. Ученик задумывает любую сказку, которая ему нравится. Учитель, не глядя на круги, предлагает ученику посмотреть какое число стоит против этой сказки на меньшем круге и повернуть меньший круг по часовой стрелке на столько делений, какое это число. Какое положение занимает вначале меньший круг безразлично. Затем учитель поворачивается, смотрит на круги и называет понравившуюся сказку. (Ответ: напротив нужной сказки всегда будет стоять число 12)
Далее учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к Сказке о мертвой царевне и семи богатырях, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей.
Учитель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена злая царица, смотрящая в зеркало, и предлагает найти и зачитать соответствующий отрывок:
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела…
Учитель: Чтобы самой не заблудиться, Чернавка двигалась прямо с постоянной скоростью, и через каждый час сворачивала под прямым углом, продолжая пусть с той же скоростью. При своем движении она не была дважды в одном и том же месте и, наконец, через 12 часов пришла в то место, откуда вышла. Причем первый раз она свернула направо, два раза налево и так далее. Нарисуйте путь Чернавки. (Ответ: путь по контуру креста)
Учитель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена царевна в лесном доме и предлагает найти и зачитать соответствующий отрывок:
Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице;
Кругом лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
Учитель: И захотела царевна приготовить ужин, а для этого ей нужен был 1 л воды. Но в доме имелись только 8-литровое ведро, 5-литровый котёл и 3-литровая кастрюля. Ведро было наполнено водой. Давайте поможем, царевне отлить 1 л воды? (2 раза наполнить кастрюлю и вылить в котел, в кастрюле останется 1 л воды.)
Далее учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к сказке о попе и работнике его Балде, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей.
Учитель предлагает зачитать отрывок из сказки, в котором говорится, как Балда хорошо работал:
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его Тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Учитель: Так как Балда хорошо работал, поп решил уволить нескольких своих работников, а их у него было 13. И каждый работник съедал за день каравай хлеба. Сколько же караваев хлеба стал экономить за день поп? (Ответ: Поп стал экономить 3 каравая в день).
И, наконец, учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к Сказке о золотом петушке, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей. Учитель предлагает зачитать начало сказки.
Негде, в тридесятом царстве,
В тридевятом государстве
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя
Чтоб концы своих владений
Защитить от нападений
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
(Рать – 1) то же, что и войско; 2) битва, война)
Учитель: Число солдат в царской рати записывается шестизначным числом, в записи которого цифры 1,2,3 используются по два раза и первой является цифра 3. Интересно, что между двумя двойками – две цифры, между тройками – три цифры. Сколько же солдат было в царской рати царя Дадона? (312132)
3. Заключительное слово учителя
Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно. Встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными. У всех сегодня было желание помочь героям разобраться в сказочной ситуации. Я думаю, что встреча со сказочными героями в мире математики побудила вас ещё раз перечитать сказки А.С. Пушкина и поразмыслить над их содержанием.