Сказки пушкина в цифрах

Сказки

Числа в сказках Пушкина

Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина используются числа, которые имеют особый смысл. Все это усиливает связь произведений с русским народным творчеством и делает их волшебство ярче.

Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях:

Шесть

В сказке о мёртвой царевне богатыри повесили хрустальный гроб со спящей сестрой на шесть столбов.

Число «шесть» некоторые интерпретируют как символ нечистой силы. На самом деле 6 это дважды по 3. Двойное повторение, то есть продолжение числа «три» (то есть силы и совершенства) символизирует непрерывную жизнь.

Как мы помним, царевна не умерла, а заснула. Богатыри не решились закопать ее гроб под землю, они подвесили его в пещере на 6 столбов, надеясь на то, что когда-нибудь царевна проснется.

Число «семь» всегда считалось особенным в русской культуре. Оно являлось символом наполненности, достатка. Используется в значении «много», «полный», «часто».

Пушкин использует его в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.»

Кроме того, число «7» присутствует в описании приданого для царевны:

«Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.»

Восемь

Число «восемь» является символом бесконечности, конца старого и начала нового. В этой сказке царь потерял своих сыновей и тут же забыл об этом в обществе шамаханской царицы.

В «Сказке о золотом петушке» царь ждал вестей от сыновей восемь дней, а потом восемь дней шел до их местоположения:

«Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:»

«Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходят;»

«Вот осьмон уж день проходит»

Девять

В сказке о мёртвой царевне первая супруга царя ждала его девять месяцев. Девять — символ человеческой жизни, именно столько времени длится беременность:

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.

Тридцать три

В сказках Пушкин использует цифру «33«, которое является двойной цифрой «3» и обозначает невероятную силу или большое множество (количество).

В «Сказке о царе Салтане» присутствуют 33 богатыря — данное количество подчеркивает их невероятную силу:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор

В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин хотел показать, что старик и старуха живут очень давно:

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

В заключение можно сказать, что все числа и цифры были использованы Александром Сергеевичем Пушкиным не случайно. С одной стороны это придает тексту некий скрытый смысл и подтекст. А с другой приближает его произведения к русским народным сказкам.

Источник

Роль чисел в сказках Пушкина

Цели: Проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А. С. Пушкина. Узнать историю возникновения чисел.

Просмотр содержимого документа
«Роль чисел в сказках Пушкина»

Лениногорский муниципальный район Сугушлинская ООШ

Выступление ученицы 5 класса

«Роль чисел в сказках

Александра Сергеевича Пушкина»

«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе» С. В. Ковалевская

«Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии»

Высказывание о математике

« Нельзя быть настоящим математиком,

не будучи немного поэтом».

«Математика – Царица наук».

Цели: Проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А. С. Пушкина. Узнать историю возникновения чисел .

встречаются в сказках и легендах.

— собрать материалы из различных

источников о числах.

-исследовать, какое значение имеют

числа в сказках А.С.Пушкина.

— случаен ли выбор числительных в

произведениях А. С. Пушкина

Методы и приёмы исследования

Интернет – мой помощник

Обработка собранных материалов

Предмет исследования – числа в сказках А. С. Пушкина

сказки А. С. Пушкина

«Числа управляют миром» Пифагор

Пифагор Самосский (580 — 500 до н. э.) — древнегреческий философ,математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Пушкин и его любимая няня – Арина Родионовна

Поэт слушал сказки от няни

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

«Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря

«Сказка о мёртвой царевне..»

Он за ним с мольбой погнался…

Ты гоняешь стаи туч…

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

Поэма «Руслан и Людмила»

За шумным праздничным столом

Сидят три витязя младые;

То три соперника Руслана;

В душе несчастные таят

На бороде герой висит;

Летят над бездною морской

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Использование чисел в сказках

«8» «Сказка о золотом петушке»

«33» «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане »

Число «3» – счастливое число, знак удачи.

Число «7» – мудрое число, символизирует

Число «6» – связан с нечистой силой,

означает зло, страх.

Число «8» – самое странное число, означает

горе, печаль и вселяет надежду

на задуманное число

Задумайте любое число

Сказки А. С. Пушкина

«Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин

Источник

Викторина «Сказки А.С. Пушкина в цифрах». Неделя математики

Викторина «Сказки А. С. Пушкина в цифрах»

Читайте также:  Распечатать раскраски к сказке серебряное копытце

1.Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?

2.Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку?

3. Сколько просьб старика выполнила рыбка?

4. Живет он в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых. Назовите героя сказки.

5. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?»

6. Сколько раз Балда в море «верёвку крутил»?

7. Сколько раз мерился силой Балда с «посланным бесёнком»?

8. Сколько девиц пряли поздно вечерком под окном? Как называется эта сказка?

9. Желание какой девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.

10. Сколько раз князь Гвидон, превращенный в насекомое, ужалил трех злодеек-обидчиков?

11. Все красавцы молодые, Великаны удалые. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. Кто эти молодцы и из какой сказки?

12. Где находится сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке»?

13.Сколько раз войско выезжало биться с врагом?

14. Через сколько дней петух возвещал о нападении врага?

15. Как долго пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы?

16. Сколько раз злая мачеха обращается к своему зеркалу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

17. Сколько раз королевич Елисей в своих поисках обращается за помощью?

18. Сколько торговых городов входило в приданное молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

19. На скольких столбах висел хрустальный гроб с молодой царевной?

Ответы к викторине

«Сказки А. С. Пушкина в сказках»

1.Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года)

2.Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (3 раза).

3. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)

4. Живет он в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых. Назовите героя сказки. (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде».)

5. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?» (… в год за три щелчка по лбу. » )

6. Сколько раз Балда в море «верёвку крутил»?(3 раза)

7. Сколько раз мерился силой Балда с «посланным бесёнком». (3 раза)

8. Сколько девиц пряли поздно вечерком под окном? Как называется эта сказка?

(Три девицы из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

9. Желание какой девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц. (Третьей)

10. Сколько раз князь Гвидон, превращенный в насекомое, ужалил трех злодеек-обидчиков? ( 3 раза)

11.Все красавцы молодые, Великаны удалые. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор.

Кто эти молодцы и из какой сказки? (Тридцать три богатыря из «Сказки о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)

12. Где находится сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке»? («в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»)

13.Сколько раз войско выезжало биться с врагом? (3 раза)

14. Через сколько дней петух возвещал о нападении врага? (через 8 дней)

15. Как долго пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы? (неделю)

16. Сколько раз злая мачеха обращается к своему зеркалу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» (3 раза)

17. Сколько раз королевич Елисей в своих поисках обращается за помощью? (3 раза)

18. Сколько торговых городов входило в приданное молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? («семь торговых городов да сто сорок теремов»).

19. На скольких столбах висел хрустальный гроб с молодой царевной? (на 6 столбах)

Источник

Исследовательская работа «Цифры в сказках А. С. Пушкина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района

Название номинации: «Литературоведение».

Название работы: «Тайна чисел в сказках А. С. Пушкина».

Наименование вида работы: творческая работа.

Фамилия, имя, отчество: Есаулова Анна Викторовна

Дата рождения 12.02. 2003 г.р.

Домашний адрес: с.Троицкое, ул. Плеханова, д.6

Наименование образовательного учреждения, класс,

полный адрес, телефон: 398530, с. Троицкое, ул. Гагарина, д. 78

МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза

М. Д. Карасёва, 6а класс, т: (4742)75-97-35.

Фамилия, имя, отчество педагога: Алексеева Татьяна Алексеевна

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.

Переработки народной сказки стали в России заметным явлением со 2-ой половины 18 века. Но только А.С. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы в первостепенную. В ноябре 1824 г. из Михайловского поэт писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В детстве поэт слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова. Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе А.С. Пушкина к живому народному языку и фольклору.

Цель: проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А.С.Пушкина.

Задачи: собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники; выявить значение чисел, используемых А. С. Пушкиным в сказках.

Объект исследования: сказки А. С. Пушкина.

Метод: анализ сказок А. С. Пушкина, изучение литературы по данной теме.

Тайна чисел в сказках А. С. Пушкина

Сказки А. С. Пушкина – это произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с раннего детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.

Цикл сказок занимает совершенно исключительное и особое место в творчестве поэта. Из биографии известно, что огромный интерес к народной поэзии и в частности к сказкам он проявил в период ссылки в с. Михайловском. От этого времени сохранилось его письмо к брату Льву, где он пишет: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В детстве поэт слушал сказки от няни Арины Родионовны, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (приложение 1). В работе над литературным воплощением фольклорных сюжетов Пушкин учитывал уже сложившиеся народные традиции. В его произведениях можно встретить целый ряд чисел, например, 3, 6, 7, 8, 33. Неужели его выбор случаен? На этот вопрос я решила ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина( приложение 2).

Читайте также:  Раздели рассказ лимон на части и озаглавить их

Осень 1833 стала кульминационной для сказок Пушкина. В это время были написаны «Сказка о семи богатырях и о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Пришел невод с травой морской,

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой.

Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.

Источник

Внеклассное мероприятие «Математика в сказках Пушкина»

на тему: «Математика в сказках А.С. Пушкина»

разработала: учитель начальных классов Иванникова Татьяна Анатольевна

Тема: Математика в сказках А.С. Пушкина.

Способствовать развитию логического и нестандартного мышления школьников.

Способствовать воспитанию интереса к науке математике и к процессу познания в целом.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, два круга для проведения фокуса.

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы проведем с вами необычное внеклассное занятие. Занятие, на котором мы попытаемся соединить воедино изобразительное искусство, сказки А.С. Пушкина и математику.
Казалось бы, сказки и математика – понятия несовместимые. Поэтический образ и абстрактная мысль, сухое рассуждение – что может быть общего. Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Благодаря этому эти задачи оживляются, наполняются сказочными образами и сказочными сюжетами.
Какие сказки А.С. Пушкина вы, ребята, знаете? (Заслушиваются ответы детей).

2. Основная часть занятия.

Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки А.С. Пушкина. Проведем сказочно-математическую разминку.

Сколько человек заменял Балда за обедом и за работой? (Ест за четверых, работает за семерых)

Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (И окажутся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря)

Пространственные действия кота в лукоморье. (Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит).

Где жил славный царь Дадон? (Негде в тридесятом царстве, в тридевятом государстве).

За сколько щелчков в год согласился Балда служить у попа? (В год за 3 щелчка тебе по лбу).

Сколько лет жил у моря старик со своею старухой? (Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года).

Что на математическом языке означает «тридесятое царство, тридевятое государство?» (Тридцатое царство, двадцать седьмое государство).

Сколько времени пировал Дадон у шамаханской царицы? (И потом неделю ровно, покорясь ей безусловно околдован, восхищен, пировал у ней Дадон).

Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами старухи? (5 раз)

Сколько времени ждала царица царя с войны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (9 месяцев проходит с поля глаз она не сводит).

Учитель просит учеников (называет имена тех, кто выполнил рисунки к сказке «О царе Салтане…») прикрепить рисунки к доске и спрашивает у остальных учеников: «Как вы думаете, ребята, к какой сказке выполнены эти рисунки?» (Дети отвечают). Затем учитель просит учеников посмотреть на рисунок, на котором изображена белка, грызущая орехи, и просит учеников найти и зачитать или рассказать наизусть соответствующий отрывок из сказки.

Ученик зачитывает или рассказывает отрывок.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем или худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

Учитель: И сосчитал дьяк, что число орехов, разгрызаемых белкой за неделю, записывается четырехзначным числом, в котором все цифры различные, причем, первая цифра по значению в 4 раза больше последней. Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получим двузначное число, которое, при сумме цифр равной 10 является наибольшим. Так сколько же орехов разгрызает белочка за неделю? (Ответ: 8912)

Учитель: Посмотрите, ребята на следующий рисунок (на нем нарисованы корабли, подплывающие к берегу, и князь Гвидон). Найдите соответствующий отрывок в сказке.

Ученики зачитывают или рассказывают наизусть отрывок:

Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет
И в лазоревой дали
Показались корабли
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана
Князь Гвидон тогда вскочил
Громогласно возопил:
Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда.
Флот уж к острову подходит,
Князь Гвидон трубу наводит…

Учитель: И увидел князь Гвидон, что кортеж кораблей напоминал треугольник. Когда же корабли пристали к острову, то их расположение напоминало квадрат, в каждом ряду которого было одинаковое количество кораблей, причем рядов было столько, сколько кораблей в ряду. Сколько же кораблей было в кортеже царя Салтана, если их было менее 50 и число их было четное? (Ответ: кораблей было 36).(Кортеж –торжественное шествие, процессия).

Читайте также:  Рассказы о своей комнате на немецком языке с переводом

Далее учитель предлагает посмотреть рисунок, на котором изображены богатыри, выходящие из моря, и предлагает зачитать соответствующий отрывок:

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Учитель: Да, много всяческих чудес есть в сказках. Но, оказывается, и в математике, и с помощью математики можно показывать всякие чудеса и фокусы.

Фокус 1. Угадаю, кому какая сказка нравится

Из картона делаются 2 круга. Меньший круг накладывается на больший и скрепляются между собой так, чтобы меньший круг мог поворачиваться вокруг их общего центра. И маленький и большой круги разделены на 12 одинаковых секторов. В малом круге по часовой стрелке записаны числа: 5,6,19,20,9,22,11,12,1,14,3,16 (именно в этой последовательности. С какого сектора начинать не важно). В большом круге в каждом секторе записаны названия 12 сказок. Ученик задумывает любую сказку, которая ему нравится. Учитель, не глядя на круги, предлагает ученику посмотреть какое число стоит против этой сказки на меньшем круге и повернуть меньший круг по часовой стрелке на столько делений, какое это число. Какое положение занимает вначале меньший круг безразлично. Затем учитель поворачивается, смотрит на круги и называет понравившуюся сказку. (Ответ: напротив нужной сказки всегда будет стоять число 12)

Далее учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к Сказке о мертвой царевне и семи богатырях, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей.
Учитель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена злая царица, смотрящая в зеркало, и предлагает найти и зачитать соответствующий отрывок:

Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела…

Учитель: Чтобы самой не заблудиться, Чернавка двигалась прямо с постоянной скоростью, и через каждый час сворачивала под прямым углом, продолжая пусть с той же скоростью. При своем движении она не была дважды в одном и том же месте и, наконец, через 12 часов пришла в то место, откуда вышла. Причем первый раз она свернула направо, два раза налево и так далее. Нарисуйте путь Чернавки. (Ответ: путь по контуру креста)

Учитель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена царевна в лесном доме и предлагает найти и зачитать соответствующий отрывок:

Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице;
Кругом лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…

Учитель: И захотела царевна приготовить ужин, а для этого ей нужен был 1 л воды. Но в доме имелись только 8-литровое ведро, 5-литровый котёл и 3-литровая кастрюля. Ведро было наполнено водой. Давайте поможем, царевне отлить 1 л воды? (2 раза наполнить кастрюлю и вылить в котел, в кастрюле останется 1 л воды.)

Далее учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к сказке о попе и работнике его Балде, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей.

Учитель предлагает зачитать отрывок из сказки, в котором говорится, как Балда хорошо работал:

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его Тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.

Учитель: Так как Балда хорошо работал, поп решил уволить нескольких своих работников, а их у него было 13. И каждый работник съедал за день каравай хлеба. Сколько же караваев хлеба стал экономить за день поп? (Ответ: Поп стал экономить 3 каравая в день).

И, наконец, учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к Сказке о золотом петушке, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей. Учитель предлагает зачитать начало сказки.

Негде, в тридесятом царстве,
В тридевятом государстве
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя
Чтоб концы своих владений
Защитить от нападений
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

(Рать – 1) то же, что и войско; 2) битва, война)

Учитель: Число солдат в царской рати записывается шестизначным числом, в записи которого цифры 1,2,3 используются по два раза и первой является цифра 3. Интересно, что между двумя двойками – две цифры, между тройками – три цифры. Сколько же солдат было в царской рати царя Дадона? (312132)

3. Заключительное слово учителя

Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно. Встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными. У всех сегодня было желание помочь героям разобраться в сказочной ситуации. Я думаю, что встреча со сказочными героями в мире математики побудила вас ещё раз перечитать сказки А.С. Пушкина и поразмыслить над их содержанием.

Источник

Познавательное и интересное