Как сравнить сказку «Рукавичка» и сказку Чарушина «Теремок». Чем похожи?
2) Начало сказки: в «Р» история начинается с того, как дед потерял рукавичку, а в «Т» мы узнаем, что теремок стоит в поле.
3) Сюжет: очень похож. Сперва в домике появляется мышка, затем лягушка, а потом и другие звери.
4) Одинаковые события: для каждого нового жильца в домике находится место.
5) Одинаковые проблемы: героям приходится потесниться, чтобы пустить к себе нового жильца.
6) Концовка: В «Р» дед возвращается за потерянной рукавичкой и звери вынуждены покинуть свой новый дом, в «Т» медведь не добрый, как в сказке «Рукавичка», а злой: он наваливается на теремок, тот трещит и разваливается. Медведь пытается поймать зверей, но они убегают от него.
Все варианты разные, предлагаю ознакомиться:
Русский народный сюжет «Теремка».
Сюжет Алексея Толстого:
Сюжет М. Булатова
Сюжет А. Усачёва
Сюжет В. Сутеева таков:
Сюжет В. Бианки следующий:
Задано в вопросе несколько речевых стилей. Я буду пересказывать сказку по частям, но в разных стилях.
2). Официально-деловой стиль:
В связи с тем, что лягушка-квакушка нуждалась в жилье, она прыгала по полю и обнаружила теремок. Внешне теремок был не обжитым. Это послужило поводом для того, чтобы лягушка предъявила права на него. Однако теремок уже принадлежал мышке-норушке,в связи с чем лягушка официально обратилась к ней, попросившись на совместное проживание. Заявление было рассмотрено. Учтено, что площадь теремка позволяла подселение. Принято положительное решение. Мышка-норушка и лягушка-квакушка были заселены в Теремок, находящийся по адресу: Сказка, Чистое поле.
3). Публицистический стиль:
Мы ведем свой репортаж из Чистого поля. Камеры установлены прямо на отдельно стоящий теремок. Как раз в это время к теремку подбегает Зайчик-Побегайчик. Что же сейчас будет? Нам известно, что Мышка-норушка совершила самозахват теремка и в настоящее время делит жилплощадь с Лягушкой-Квакушкой. Впустят ли они Зайчика-Побегайчика в теремок? Сможет ли он найти к себе доброе отношение? Об этом мы узнаем прямо сейчас, поскольку он уже стучит в дверь. Да, Мышка-норушка открыла дверь, поговорила с Зайчиком и, о чудо, она впустила его в теремок! Наш Зайчик, наконец-то, обрел кров над головой.
4). Художественный стиль.
5). Разговорный стиль:
Медведь косолапый топал себе по чистому полю. Ни о чем не думал. Вдруг песню веселую услышал. А там и теремок увидел. Интересно ему стало, кто живет в этом теремке. Ну и стал он напрашиваться к хозяевам на постой. Типа жить в берлоге надоело, хочется по-людски пожить, в доме. И хоть мал ему теремок был по размерам, да все-таки ломился он со своим упрямством. Ну и, понятное дело, развалил домишко-то. Хорошо, хоть зверушки живы остались. Да не плачьте, они дружно новый теремок построили, больше прежнего, чтобы косолапый поместился.
Сравнение — русская народная сказка «Теремок» и украинская сказка «Рукавичка»
Татьяна Ровнова
Сравнение — русская народная сказка «Теремок» и украинская сказка «Рукавичка»
«Сравнение сказок: русской народной сказки «Теремок» и украинской сказки «Руковичка».
Цель: развитие всех компонентов речи дошкольников.
Задачи: 1.Образовательные: учить детей диалогической речи; учить выразительно произносить фразы; учить сравнивать и анализировать, опираясь на жизненный опыт детей, учить делать вывода.
2.Развивающие: развивать память, внимание и наблюдательность; развивать мелкую моторику; развивать актерские способности; развивать партнерские отношения и интерес к театрализованной деятельности.
3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать умение работать в коллективе и умение доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование: картинки на интерактивной доске; игрушки-варежки из фетра – заяц, лиса, волк, медведь, мышь, лягушка, собака; звуки природы.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку.
В мире очень много сказок, грустных и смешных, с добрыми героями и злыми,
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случится, сказка в двери к нам стучится, скажем,гостю: «Заходи!»
2. Игра «Отгадай зададку».
Показать детям картинки «Руковичка» и «Теремок».
А вы любите сказки? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим! Слушайте мои загадки, а отгадки ищите на столе и объясните, почему вы так решили (На столе заранее раскладываются игрушки-варежки сказки «Теремок»).
— Она кошечку боится.
В полу дырка, там таится.
Прячется, для передышки
Кого ловит кошка… (Мышка)
— Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся… (Заяц)
Кур уносит со двора.
Всем ребятам нравится! (Лиса)
— Серый, страшный и зубастый
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (Волк)
— Он зимой в берлоге спит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? — … (Медведь)
(Дети отгадывают загадки.)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с загадками. В какой сказке можно встретить всех наших героев? (Ответы детей). У русского народа есть сказка «Теремок», а у украинского народа есть похожая сказка и она называется «Руковичка». А теперь скажите мне кого из героев сказки «Руковичка» нет в сказке «Теремок»? (Ответы детей, кабана-клыкана.)
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
4. Драматизация сказки (с детьми)
5. Подбор прилагательных к героям сказки
— Мышка какая? Серая, маленькая, пугливая, ловкая…
— Лягушка какая? Зеленая, прыгающая…
— Заяц какой? Косой, трусливый, серый, быстрый…
— Лиса какая? Рыжая, хитрая, умная, красивая…
— Волк какой? Серый, злой…
— Медведь какой? Большой, косолапый, бурый, неуклюжий…
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
— С какой сказкой мы познакомились?
— Кто потерял руковичку?
— Кто нашел руковичку первым?
— Кто пришел последним?
Дети, наше путешествие подходит к концу. Мне было с вами очень интересно путешествовать. Спасибо вам!
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.
Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими.
Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе «Колобок» я осуществила постановку русской.
Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет) 24 октября 2017 года в нашей средней группе №1 Федерального Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №53 г. Улан-Удэ.
Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»)
Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом
(на примере русской народной сказки «Теремок»
и украинской народной сказки «Рукавичка»)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Глава I. Сказка как жанр литературы. ………………………. 4
Глава II. Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»
Во втором классе на уроках литературного чтения я узнала, что сказки возникли очень давно, когда люди и писать еще не умели. Сначала сказка создавалась каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никто не запомнил. Если это произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то свое, так появились народные сказки.
Сказок очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые, самые первые. С детства мне хорошо известна русская народная сказка «Теремок», которую много раз слышала от мамы. А вот бабушка, рассказывая эту же сказку, называла ее «Рукавичка».
Объект исследования: русская народная сказка «Теремок» в обработке М. Булатова и украинская народная сказка «Рукавичка», записанная в Борисполе близ Переяслава (Полтавщины).
Предмет исследования: художественный мир сказок.
Гипотеза исследования: в сказках разных народов формируется единая система ценностей.
Цель работы: исследовать художественный мир сказок «Теремок» и «Рукавичка».
Всё это определяет задачи исследования:
- сравнить сюжеты сказок; выявить общее начало в сказках; определить, что изменяли в сказке разные сказители.
Актуальность исследования объясняется интересом младших школьников к сказкам как жанру художественной литературы, который в доступной форме раскрывает понятие «добро» и «зло».
Организация и этапы исследования:
2012 год – анализ художественного мира сказок «Теремок» и «Рукавичка», изучение справочной литературы по данному вопросу;
При проведении данного исследования использовались следующие методы:
- анализ содержания сказок «Теремок» и «Рукавичка»; изучение справочной литературы; систематизация материала.
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, и на классных часах с духовно-нравственным содержанием.
Сказка как жанр литературы
У каждого народа издревле существует культура звучащего слова. Это народное творчество называется фольклором. Русский народ на протяжении веков также создавал бесценные памятники слова: былины, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки и сказки.
Подберём к слову «сказка» родственные слова. Сказка – сказывать – рассказывать. Теперь понятно, что сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном. А всякий ли интересный рассказ является сказкой? Конечно же, нет!
Народ сам в своих пословицах и поговорка отметил ещё одну особенность сказок. Мне не раз приходилось слышать или самой говорить тем, кто рассказывает о чём-то во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Всё это – сказки!». Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней. «Сказка – сладка, а песня – быль», «Сказка ложь – а песня – правда». Это говорит о том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.
И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, что в рукавичку залезли и мышка, и лягушка, и зайчик, и лиса, и волк. Так что же: сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае, зачем они? закончил свою знаменитую сказку «Сказка о Золотом Петушке» словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми, воспитывает стойкость, любовь к Родине.
Ещё одной важной чертой сказки является занимательность. С первых же слов сказка вводит нас в неповторимый мир, в котором всё удивляет: звери разговаривают, герои отправляются в далёкие путешествия, где их подстерегают опасности, люди понимают язык животных.
Значит можно сказать, что сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Анализ справочной литературы показал, что исследователи делят сказки на три группы:
Таким образом, сказки сопровождают нас с раннего детства. Нет таких людей, которые бы не любили сказки, потому что сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка нужна всем — и большим, и маленьким.
Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»
Нужно отметить, что имена зверей имеют общую структуру, они «двойные». К названию животного авторы добавляют слово-прозвище часто в рифму. Все имена собственные в сказках можно разделить на три группы:
1) По внешнему виду: кабан-зубан, волчок-серый бочок, медведь-косолапый.
2) По повадкам:мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик; лягушка-квакушка; топтыга-медведь.
3) По месту обитания: мышка-норушка
Прозвища метко характеризуют повадки героев, их внешний вид. Кроме этого, нужно отметить, что и в русской, и в украинской народной сказке автор героев называет ласково, выражая свое отношение к ним: зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, и даже волчишка — братишка.
Кроме общего начала в данных сказках авторы по-разному решают одну задачу: воспитать дружелюбие, гостеприимство.
Жители в сказках ведут себя по разному. В сказке «Теремок» они гостеприимны. Зверей, которые к ним приходят, они приглашают войти в теремок. «Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка! А ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Иди ко мне жить!».
А в сказке «Теремок» она добрая. Теремок разрушен, но герои построили новый.
«Влез медведь на крышу.
Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!»
З а к л ю ч е н и е.
В результате исследовательской работы я нашла подтверждение своему предположению. Конечно, главный смысл обеих сказок в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказки учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
У сказки «Теремок» есть несколько вариантов.
Каждый автор пересказывал её по-своему и изменял:
1) название сказки и вид теремка: теремок, рукавичка;
2) количество героев;
3) прозвища у героев;
4) поступки героев (гостеприимство, уступчивость).
Я теперь знаю, что тексты фольклорной сказки обрабатывали (грамотно пересказали, записали, не изменяя сюжета, поступков и речи героев) великие педагоги и писатели.
Каждый автор по-своему пересказывал её. Так получилось несколько вариантов одной сказки.
В результате сделала следующий вывод:
добрая (по сюжету) сказка – «Теремок»;
Практическая значимость работы.
Нашла ответ на вопрос, который меня интересовал.
Своими «открытиями» поделилась с одноклассниками, заинтересовала историей сказки. Ребята узнали об известной сказке «неизвестное».
ПЛАН ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.
На уроках чтения я также узнала, что многие народные сказки стали источником литературных сказок (авторских). Например, «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-Горбунок» написаны на основе народных сказок.
В ходе исследования разных вариантов народной сказки «Теремок» я обнаружила, что и эта сказка стала основой для авторских сказок:
- В. Бианки «Теремок»; С. Маршак «Теремок»; В. Сутеев «Под грибом»
Теперь я поставила перед собой цель: сравнить народную сказку «Теремок» и авторские, созданные на её основе.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)
Русская народная сказка. Курочка Ряба
Соотнеси рисунки и текст на с. 31 учебника. Восстанови последовательность событий сказки. Расскажи сказку. О чём можно было бы рассказать дальше?
Дальше можно рассказать, что выполнила Курочка Ряба своё обещание: снесла целых два больших, красивых яйца.
Одно простое, а второе золотое.
С одного дед с бабой приготовили сытную, вкусную яичницу.
А второе, то что было золотым, дали Курочке Рябе высиживать.
И родился у Курочки золотой цыплёнок.
Когда он вырос, тоже снёс по два яйца: простое и золотое.
Простые старики оставляли себе, а золотые раздавали нуждающимся людям.
И перестали люди бедовать.
Все они были благодарны деду и бабе, что те спасли их от голода и холода.
Е. Чарушин. Теремок
Кому из героев сказки принадлежат слова?
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Стоит в поле теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, не высок.
Эти слова сказала Мышка
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Слова Лягушки — квакушки
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Произнесла Лисичка — сестричка.
Русская народная сказка. Рукавичка
Сравни русскую народную сказку «Рукавичка» (1) и сказку Е. Чарушина «Теремок» (2). Сделай выводы.
Сказки похожи тем, что в них рассказывается, как разные животные начали жить вместе.
И в «Рукавичке», и в «Теремке» присутствуют мышка, лягушка, заяц и лиса.
К тому, в двух сказках именно мышка находит пустое жильё и становится первым жителем.
Сказки различаются количеством главных героев.
В «Рукавичке» присутствует больше животных и ещё есть человек.
В «Теремке» животные сами приглашали к себе жить других, а в «Рукавичке» наоборот – животные просились присоединиться к обитателям рукавички, а те не всегда хотели соглашаться (но всё-таки соглашались), так как им стало тесно.
Ещё в сказках разный конец: в теремке животные жили и веселились, а рукавичку дед нашёл, и зверям пришлось разбежаться.
Загадки
Сделай свой сборник загадок. Определи тему (о природе, о животных, о растениях). Напиши название. Реши, на какую тему ты будешь выбирать загадки.
Мне хочется составить свой сборник загадок на тему: «Загадки о животных».
Я составлю этот сборник загадок в виде книги с иллюстрациями животных.
Сочини загадку, используя план.
1. Загадай предмет или животное.
2. Как он выглядит? Что в нём интересного? Как его можно легко узнать? Подбери слова или выбери из предыдущего задания.
3. Попробуй составить загадку из этих слов.
Пример загадки о предмете
2. Карандаш похож на палочку. Но палочку не простую, а волшебную.
Ведь с ним можно нарисовать всё что угодно.
В этом есть какое-то волшебство.
3. Загадка о карандаше
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход —
Есть у меня, друзья! (Карандаш)
Пример загадки о животном
2. Лев выглядит огромным.
Его легко узнать по громкому реву и страшному виду.
3. Загадка о льве
Он огромный царь зверей.
Всех животных и людей.
Жалости не знает. (Лев)
Как выучить стихотворение
Прочитай песенку. Представь картины, которые ты увидел, читая произведение.
Когда я читал произведение, то представлял раннюю весну.
Она разбудила и озеленила землю, согрела её солнышком.
Весна будет очень урожайной, благоприятной для посевов на полях и принесёт много плодов.
Небылицы
Прочитай небылицу. Подчеркни то, чего не может быть.
Васька-кот читал газету,
Старичок стащил котлету,
Врач варил с лапшою суп,
Всё придётся дяде Гоге
Переделывать в итоге.
Учимся сочинять небылицы
Придумай с другом свою небылицу.
Пример небылицы для 2 класса
Зима. На деревьях растут синие снежинки.
С неба падают жёлтые, зелёные и красные листья.
Ребята лепят с них Листьевую бабу.
Затем бегут на горку и летают на санках.
Щёчки у всех красные-красные, очень уж им жарко.