Сказки русские народные средняя группа

Сказки

Конспект занятия в средней группе «Русские народные сказки»

Светлана Фостик
Конспект занятия в средней группе «Русские народные сказки»

Занятие «Русские народные сказки из волшебного сундучка»

Описание: Для детей 4-5 лет. Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию.

Помочь детям понять, что такое устное народное творчество,

Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.

Систематизировать знания о русских народных сказках;

Обеспечить развитие памяти, логического мышления;

Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).

Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Чтение русских народных сказок:

«Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун»,

Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием

мнемотаблиц. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, мнемотаблицы к сказкам «У страха глаза велики», «Каша из топора», «Вершки и корешки», «Теремок», «Репка».

Ход занятия:

Воспитатель: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

Воспитатель: К нам пришел в гости домовенок Кузя. Он пришел не с пустыми руками, а принес с собой волшебный сундучок. В нем хранятся сказки. Но он не открывается, сундучок заколдован и все сказки в нем. Ребята, вы поможете мне расколдовать сундучок? Тогда слушайте первое задание.

Первое задание: Отгадайте загадку и скажите, в какой сказке встречается этот герой. Отгадку найди.

Одежда в два цвета-

На зиму и на лето. (зайчик)

— Какие сказки вы знаете про зайчика?

— Как называют его в сказках?

* Он зимой в берлоге спит

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его? (медведь)

Воспитатель: А вы обратили внимание, кто герои этих сказок?

Воспитатель: Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.

Сказки о животных мы расколдовали и сундучок открылся.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там еще лежит. Здесь лежат волшебные предметы. Они кому – то были полезные.

— Печка. Из какой сказки попала к нам печь?

Воспитатель: Кому она помогла?

Воспитатель: Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме?

Воспитатель: Молодцы. Расколдовали сказки.

— Чем похожи все эти сказки?

Дети: В них встречаются превращения.

Воспитатель: Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова- в путь! Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево. Вправо.

Вот Снегурочки слова: Приседайте, как пружинки, Полетайте, как пружинки.

Воспитатель: На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите

«У страха глаза велики». Про кого эта сказка? «Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?

«Вершки и корешки». О ком эта сказка?

Воспитатель: А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки.

— Ребята, Кузя говорит вам огромное спасибо, за то, что вы расколдовали сундучок! Кузя дарит вам подарок – это книга русских народных сказок.

— Что же такое устное народное творчество?

— Почему оно так называется?

— Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе?

— Какие сказки называются волшебными?

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русские народные сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Составила:воспитатель 1 квалификационной.

Конспект занятия по коммуникации «Русские народные сказки» Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. Методика проведения Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год.

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с домашними животными через русские народные загадки» НОД в средней группе»Домашние животные» Цель:Ознакомление с русскими народными загадками о домашних животных. Ход занятия: Дети сидят на.

Проект «Русские народные сказки» Проект: «Русские народные сказки». Познавательный, творческий. Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатель, родители воспитанников. Объект:.

Проект «Русские народные сказки» Мы предоставляем проект «Русские народные сказки» Проект наш познавательный, творческий Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели группы,.

Проект «Русские народные сказки в жизни ребёнка» Проект: «Русские народные сказки в жизни ребёнка» Подготовила воспитатель: Маркина Ольга Витальевна.. Русская народная сказка служит не.

Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Русские народные сказки» Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Русские народные сказки как средство развития речи Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста Кузнецова Татьяна Владимировна.

Конспект занятия «Русские народные сказки» в подготовительной группе Коммуникация. Подготовительная группа. Тема: «Русские народные сказки» Организационный момент: Игра психологического здоровья. Воспитатель:.

Картотека «Русские народные сказки в стихах для детей средней группы» Барашеньки, Крутороженьки, По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп.

Источник

Конспект НОД в средней группе «Русские народные сказки»

Мусич Алевтина
Конспект НОД в средней группе «Русские народные сказки»

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

1. Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.

2. Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.

3. Систематизировать знания о русских народных сказках.

4. Обеспечить развитие памяти, логического мышления.

5. Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).

6. Побудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Оборудование,материал: иллюстрации к сказкам: «По щучьему велению», «Царевна- лягушка», «Гуси- лебеди»; мнемотаблицы к сказкам: «Вершки и корешки», «Репка», «Каша из топора», сундучок, кукла Ухо-Любо-Слушай.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок: «Каша из топора», «По щучьему велению», «Царевна-Лягушка», «Вершки и корешки»; рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц», «Теремок», «Заяц-хвастун», «Колобок»; пересказ сказок: «3 медведя», «Крошечка-хаврошечка» с помощью мнемотаблиц; рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Все готовы? Значит можем начинать

Но для начала надо

«Здравствуйте» сказать.

Здравствуйте щечки (надуть щечки и кулачками сдуть,

Здравствуй язычок (вынуть язычек и поболтать им).

— А теперь ребята садитесь рядком и поговорим ладком.

Давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внука вырастала и рассказывала своей дочке, та-своей. А вы знаете, как в то время называли губы? Уста. Поэтому то, что сочинил народ, называется устным народным творчеством. К нему относятся пословицы, поговорки, потешки, песенки, загадки, сказки. А вы любите сказки? (ответы детей)

-Ребята, кто это к нам пришел? Это наша кукла Любо-Слушай-Сказка. У нее есть волшебный сундучок. Хотите посмотреть, что у Любы в сундучке? (Да) Тогда отгадайте загадку.

Одежда в два цвета-

На зиму и в лето. (зайчик).

-Какие сказки вы знаете, где есть заяц?

-Как его называют в сказках?

Молодцы. Следующая загадка.

Он зимой в берлоге спит,

А проснется, ну реветь.

Как зовут его (медведь)

А в каких сказках встречается медведь?

Как его называют в сказках?

А вот еще одна загадка.

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

В каких сказках живет лисичка?

Как ее называют в сказках?

-Ребята, а вы обратили внимание, кто герои этих загадок? Правильно, животные. Сказки о животных считаются самыми древними. Главные герои в них звери. Наши предки жили в согласии с природой, их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, сочиняли про них сказки, наделяли героев человеческими качествами, умениями, чертами характера. Так появились сказки о животных.

Читайте также:  Поведение героя герасима из рассказа муму

Кукла Люба говорит, что в сундучке еще что-то есть. Это что-то волшебное. Хотите посмотреть? (картинка печки)

-Печка. Что за сказка спряталась за этой картинкой?

-Кому печка помогла? (ответы детей).

-Царевна лягушка. Из какой она сказки? А кто на самом деле скрывался в лягушачьей коже? (ответы детей).

-Коровушка. А это что за сказка? Как коровушка выручала Крошечку-Хаврошечку? (ответы детей)

-Ребята, а чем похожи эти сказки? (в них встречаются превращения, волшебство).

_Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа, героям помогают животные и необыкновенные предметы, ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса.

А сейчас давайте поиграем с героями волшебных сказок.

Сказка даст нам отдохнуть.

Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево, вправо.

Вот Хаврошечки слова:

Приседайте как пружинки,

Покружитесь как снежинки.

Пока мы с вами играли, кукла Любо-Слушай-Сказку приготовила нам еще одно задание. (воспитатель приглашает детей к мольберту).

Показывается мнемотаблица к сказке «Репка».

-Какая сказка здесь спряталась?

Показывается мнемотаблица к сказке «Вершки и корешки».

-А это какая сказка?

-О ком эта сказка? Какой мужик в этой сказке? А медведь?

Показывается мнемотаблица к сказке «Каша из топора».

Кто узнал эту сказку? Как догадался? Какой солдат в этой сказке?

Ребята, кукла Любо-Слушай -Сказку говорит вам спасибо, за то, что вы разгадали все сказки и дарит вам раскраски с героями русских народных сказок. Выбирайте себе любую.

Игра-викторина «Угадай русские народные сказки» Цель: Закрепить знания о русских народных сказках, и создать эмоциональную атмосферу радости и эстетических чувств. Программное содержание:.

«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.

Лэпбук «Русские народные сказки» На лицевой стороне моего лепбука размещена иллюстрация к сказке «Маша и медведь», что характеризует тему моей работы. Лепбук рассчитан.

Педагогический проект в младшей разновозрастной группе «Русские народные сказки» Актуальность проекта: Сказка источник народной мудрости. Она учит смелости, мудрости, доброте, честности. Сказку можно считать одним из.

Презентация «Русские народные сказки» 1. Авторы проекта: Максименко Анна Алексеевна 1.2 Челябинская область 1.3 г. Миасс 1.4 МБДОУ «Детский сад № 39» 2. Описание проекта.

Проект «Русские народные сказки» (младшая группа) Проект «Русские народные сказки» Составлен и реализован воспитателем: Хренковой А. А. Младшая группа «Жемчужинка» Составлен и реализован.

Проект в средней группе «Русские народные сказки» Проект в средней группе №3 «Сказка» «Русские народные сказки» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой,.

Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки» Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок.

Занятие по развитию речи «Русские народные сказки» Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. Задачи: • Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям, закрепить умение классифицировать.

Источник

Русские народные сказки для детей 4-5 лет в детском саду

Русские народные сказки для дошкольников средней группы

Присказка

На лугу стоит гора,

А на той горе дубок,

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах;

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

У старика со старухой были бык, баран, гусь да петух и свинья.

Вот старик и говорит старухе:

— А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику!

Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал, искал — не мог найти петуха.

Вечером опять говорит старухе:

— Не нашёл я петуха, придётся нам свинью заколоть!

Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью — не нашёл:

— Придётся барана зарезать!

Баран услышал это и говорит гусю:

— Убежим в лес, а то зарежут и тебя и меня!

И убежали баран с гусем в лес.

Вышел старик на двор — нет ни барана, ни гуся. Искал, искал — не нашёл:

— Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остался. Придётся, видно, быка зарезать!

Услышал это бык и убежал в лес.

Летом в лесу привольно. Живут беглецы — горя не знают. Но прошло лето, пришла зима.

Вот бык пошёл к барану:

— Как же, братцы-товарищи? Время приходит студёное — надо избу рубить.

Баран ему отвечает:

— У меня шуба тёплая, я и так прозимую.

Пошёл бык к свинье:

— Пойдём, свинья, избу рубить!

— А по мне, хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

— Гусь, пойдём избу рубить!

— Нет, не пойду. Я одно крыло подстелю, другим накроюсь — меня никакой мороз не проймёт.

Пошёл бык к петуху:

— Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу.

Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу ставить.

И срубил себе избушку один. Затопил печку и полёживает, греется.

А зима завернула холодная — стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может — и пошёл к быку:

— Бэ-э. Бэ-э! Пусти меня в избу!

— Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба тёплая, ты и так прозимуешь.

— А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.

Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит он меня».

Баран вошёл в избу и перед печкой на лавочку лёг.

Немного погодя прибежала свинья:

— Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!

— Нет, свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы — ты в землю зароешься.

— А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню!

Бык подумал, подумал: «Подроет она углы, уронет избу».

Забежала свинья в избу и забралась в подполье.

За свиньёй гусь летит:

— Гагак! Гагак! Бык, пусти меня погреться!

— Нет, гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно подстелешь, другим оденешься — и так прозимуешь.

— А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю!

Бык подумал, подумал и пустил гуся.

Зашёл гусь в избу и сел на шесток.

Немного погодя прибегает петух:

— Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в избу!

— Нет, не пущу, зимуй в лесу под елью.

— А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу!

Бык пустил и петуха. Взлетел петух в избу, сел на брус и сидит.

Вот они живут себе впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь.

— Пойдём, — говорят, — в избушку, всех поедим, сами станем там жить.

Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

— Иди ты вперёд, ты здоровый.

— Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперёд.

Волк и пошёл в избушку. Только вошёл — бык рогами его к стене и припёр. Баран разбежался — да бац, — начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:

— Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу!

Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:

— А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь. здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!

Медведь услышал крик — да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:

— Ну, что мне было! До смерти чуть не забили. Как вскочил мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом-то к стене и припёр. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам, да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь. Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья ещё кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!»

Читайте также:  Репка русская народная сказка гора самоцветов

Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили.

А бык, баран, гусь да петух и свинья живут там, поживают и горя не знают.

Вопросы по сказке

• О ком эта сказка? Кто тебе понравился больше всех в ней? Почему?

• Почему бык, баран, гусь, петух и свинья оказались в лесу? Что случилось, когда наступила зима? Почему баран, гусь, петух и свинья не захотели строить избушку? Что они отвечали? Какими были эти звери? (Ленивыми, глупыми.) А каким был бык? (Трудолюбивым, умным, старательным.)

• Почему быку пришлось пустить в избу своих ленивых товарищей?

• Что случилось однажды? Как встретили непрошеного гостя бык, баран, свинья, гусь и петух? Что померещилось волку со страху? Какая русская пословица подходит к этому случаю? (У страха глаза велики.)

• Какую русскую народную сказку напоминает тебе эта сказка? («Зимовье».) А какие сказки других народов перекликаются с ней? (Английская сказка «Три поросёнка» и немецкая сказка «Бременские музыканты».) Чем похожи эти сказки?

Русская народная сказка «Снегурочка»

Жили-были муж да жена: Иван да Марья. Прожили они жизнь дружно, любили друг друга. И всё бы хорошо, да вот беда: уж состарились, а детей всё нет.

Наступила зима. Много снега за ночь насыпало. Со всех дворов выбежали на улицу ребятишки. На салазках катаются, в снежки играют, а потом взялись бабу снежную лепить.

Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят глядели. Вздыхала Марья, а Иван вдруг и говорит:

— Пойдём-ка, Марьюшка, слепим и мы бабу из снега. Экий день-то выдался славный!

Вот и стали они на огороде куклу из снега лепить. Слепили туловище, ножки, ручки приладили, головку приставили. Вылепил Иван носик, стал ямки вместо глаз делать. Выглянуло вдруг из-за облаков солнышко, и заискрился у Ивана под руками снег — будто глазки глянули. А как вылепил он губки — зарозовели они и улыбнулись. Пошевелила кукла плечиками, будто вздрогнула, ручками, ножками задвигала.

— Иван! — вскрикнула Марья. — Доченька-то ожила!

Схватила она снежную куклу и бросилась с ней в избу, а сама всё приговаривает:

— Доченька моя желанная! Снегурочка!

Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам. За зиму уж совсем большой девочкой стала. И что ни день, она всё краше становится. Глаза голубые, коса русая ниже пояса спускается, лицо белое- белое, только губки алые. И всё-то она улыбается. Такая ласковая, приветливая да смышлёная, что со всего села стали девушки сбегаться в избу к Ивану да

Марье. Научили они Снегурочку и шить, и вязать, и вышивать. А сколько песен она от них переняла! Голосок звонкий, чистый, запоёт — заслушаешься. Иван и Марья души не чаяли в доченьке.

Прошла зима. Стало пригревать весеннее солнышко. Все весне рады, а Снегурочка запечалилась. Всё тише, всё грустнее она день ото дня становилась. Иван и Марья уж не раз спрашивали её:

— Что с тобой, доченька? Уж не больна ли ты?

— Ничего, батюшка. Ничего, матушка. Здорова я.

А сама от горячего солнышка прячется. Уйдёт к студёному ручью в тень под ивы, здесь порой даже песню запоёт. Радовалась, когда набегут на небо тёмные тучи. Раз надвинулась тяжёлая чёрная туча, посыпался град. Снегурочка обрадовалась ему, точно братцу родному. А как выглянуло жаркое солнышко и начал град таять — заплакала она, да так-то горько. А ведь прежде никто у неё слёз не видывал.

Пришли летние деньки. Вечера стали долгие, светлые. Раз вечером собрались девушки в берёзовую рощу песни петь, хороводы водить. Прибежали они звать Снегурочку. Не хотелось ей идти. И Марье не хотелось её отпускать, да подумала она: «Может, развеселится доченька!»

— Пойди, дитятко, — сказала она Снегурочке, — погуляй с подружками. А вы, милые, поберегите доченьку. Не обидьте её.

Подхватили девушки Снегурочку под руки, побежали с песнями к роще. Пока вечерняя зорька горела на небе, девушки водили хороводы, потом цветы рвали, венки плели. А как стало темнеть, набрали хвороста, разожгли костёр, вздумали через него прыгать.

В стороне стояла Снегурочка, да подбежали к ней девушки, затормошили, заласкали её. Пошла она с ними. Прыгают девушки через огонь, смеются, перекликаются. Только вдруг позади не то стон, не то вздох раздался: «А-а-а. »

Оглянулись — нет никого. Боязно им чего-то стало. Смотрят в испуге друг на друга, да и спохватились:

— Девоньки! А где же Снегурочка?

Бросились девушки искать Снегурочку. По всей рощице разбрелись, аукаются, зовут Снегурочку, ищут, а найти не могут. Да и как было найти её?! Как только приблизилась Снегурочка к костру — охватило её жаром и потянуло вверх. Тут-то и застонала она. А потом поднялся над костром лёгкий парок, свился в тонкое облачко, и понёс его ветер прочь за леса, за моря.

Искали Снегурочку и на другой день и на третий. А уж как горевали-то о своей доченьке Иван с Марьей. Всё по роще ходили, всё кликали: «Ау! Ау! Снегурочка! Ау! Ау! Голубушка!»

Говорят, они и до сих пор вместе всё бродят по лесам да по перелескам, ищут Снегурочку.

Пойдёшь в лес, посмотри: не встретишь ли Ивана да Марью? На Марье жёлтый платок, а Иван в лиловой рубашке. Они всегда вместе, не расстаются.

Вопросы по сказке

• О ком эта сказка? Какое волшебство в ней происходит? (Снежная девочка превращается в настоящую, а потом превращается в облачко.) Как называются сказки, в которых описываются разные чудеса, превращения, волшебство? (Волшебные.)

• Как звали мужа и его жену? Как появилась у них Снегурочка?

• Какой была Снегурочка? (Глаза голубые, коса русая ниже пояса, лицо белое-белое, губки алые.) Как ты понимаешь выражение: «Такая ласковая, смышлёная, приветливая»?

• Вспомни, какими словами в русских народных сказках говорят о красивых девушках. (Краса-девица; девица-красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.) Можно ли так рассказать о Снегурочке?

• Как в сказке говорится о любви Ивана да Марьи к своей Снегурочке?

• Почему Снегурочка запечалилась, когда стало пригревать солнышко? Расскажи, какая была Снегурочка зимой. (Радостная, весёлая, приветливая, счастливая.) Как изменилась Снегурочка с приходом весны?

• Расскажи, что произошло со Снегурочкой, когда наступили летние деньки. Во что она превратилась?

• Чем закончилась сказка? Ты догадался, о каких Иване да Марье, которые никогда не расстаются, говорится в конце сказки? Ты видел когда-нибудь этот лесной цветок?

• Какие сказочные слова и выражения ты заметил?

Русская народная сказка «Чудесные лапоточки»

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать. А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт — устал. «Дойду, — думает, — до речки; там водички попью, отдохну».

Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает.

Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:

— Ты, дедушка, далеко ли собрался?

— Далеко, милый. Я в Москву иду.

— В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!

А дедушка отвечает:

— Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них — ноги у меня сами и побегут.

Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает: «Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу».

Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы- то взял потихоньку да и обулся.

Читайте также:  Почему рассказ назван судьба человека шолохова

Только он обулся — как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе да и понесло по дороге!

Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:

— Ноги, вы куда? Стойте!

А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться. Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени — ведро опрокинул, на метлу наскочил да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.

«Ой, — думает, — беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!»

Развязал он лапти, скинул с ног — ноги остановились. Стыдно стало Ивану. «Как же я дедушку-то обидел! Ой, нехорошо! Стану возвращаться — отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду».

Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:

— Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь?

— А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Сел он за стол. А рядом с ним сосед брата — Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: «Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном».

Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.

Только обулся — тр-р-рах! — снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может.

Испугался Аким, кричит:

— Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца:

— Тятенька, ты куда поскакал-то? А Аким кричит:

— Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?

На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:

— Маменьку скорее зовите!

Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:

— Маменька, беги скорей на улицу! Там тятенька с ума сошёл — вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!

Побежала мать на улицу.

А Аким кругом берёзы бегает да кричит:

— Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!

Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног — ноги остановились.

Повели его жена и дети под руки в избу.

— Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану. — Повалился Аким на лавку.

Вдруг дверь отворяется — входят барин и кучер.

— Мужичок, — говорит барин, — мы на охоту ходили, заблудились. Можно у тебя переночевать?

— Можно, барин, ночуй, — Аким отвечает. А сам еле дышит.

Поглядел на него барин:

— Да ты что, мужичок, больной?

— Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучали.

— Какие лапти? — барин спрашивает.

Аким рассказал ему, что с ним случилось.

Барин как схватит лапти да к дверям.

— Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!

Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся — как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:

— Держите, помогите, остановите!

А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил, а потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны: «Карррр! Каррр. »

В лесу река бежит — глубокая, берега высокие.

Не удержался наш барин — да бултых в воду! Словно камень ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.

Потонул барин. А лапоточки всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел. Видит дедушка: плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл — они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.

Вопросы по сказке

• Тебе понравилась сказка? Её можно назвать волшебной? Какой волшебный предмет есть в сказке? Какое волшебство в ней происходит?

• Почему лапоточки называются в сказке чудесными? Кто их сплёл?

• Как они оказались у Ивана? Что дальше случилось? У кого потом оказались лапоточки и почему?

• Как в сказке были наказаны Иван и Аким? За что они были наказаны? А что случилось с барином? Как ты думаешь, почему он утонул? Барин раскаялся в своём поступке и захотел вернуть лапоточки? А что решили Иван и Аким, намучившись с лапоточками?

• Почему лапоточки никому не принесли пользы? К кому они вернулись в конце сказки?

• Чему научила тебя сказка?

Русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Жили-были старик да старуха, у них было три дочери. Старик пошёл в амбар крупку брать; взял крупку, понёс домой, а на мешке-то была дырка: крупа-то в неё сыплется да сыплется.

Пришёл домой. Старуха спрашивает:

— А крупка вся высыпалась.

Пошёл старик собирать и говорит:

-— Кабы Солнышко обогрело, кабы Месяц осветил, кабы Ворон Воронович пособил мне крупку собрать, за Солнышко бы отдал старшую дочь, за Месяца — среднюю, а за Ворона Вороновича — младшую!

Стал старик собирать — Солнце обогрело, Месяц осветил, а Ворон Воронович пособил крупку собрать.

Пришёл старик домой, сказал старшей дочери:

— Оденься хорошенько да выйди на крылечко.

Она оделась и вышла на крылечко; Солнце и утащило её.

Средней дочери также велел одеться хорошенько и выйти на крылечко. Она оделась и вышла; Месяц схватил и утащил вторую дочь.

И меньшой дочери сказал:

— Оденься хорошенько да выйди на крылечко.

Она оделась и вышла на крылечко; Ворон Воронович схватил её и унёс.

— Идти разве в гости к зятю?

Пошёл к Солнышку; вот и пришёл.

— Чем тебя потчевать?

Солнышко сказало жене, чтоб настряпала оладьев. Вот жена настряпала. Солнышко уселось среди полу, жена поставила на него сковородку — и оладьи сжарились. Накормили старика.

Пришёл старик домой, приказал старухе состряпать оладьев; сам сел на пол и велит ставить на себя сковородку с оладьями.

— Чего, на тебе испекутся?! — говорит старуха.

— Ничего, — говорит, — ставь, испекутся.

Она и поставила; сколько оладьи ни стояли, ничего не испеклись, только прокисли.

Нечего делать, поставила старуха сковородку в печь, испеклися оладьи, наелся старик.

На другой день старик пошёл в гости к другому зятю, к Месяцу. Пришёл.

— Чем тебя потчевать?

— Я, — отвечает старик, — ничего не хочу.

Месяц затопил про него баню.

— Темно в бане-то будет!

Пошел старик в баню, а Месяц запихал палец свой в дырочку, и оттого в бане светло-светло стало.

Выпарился старик, пришёл домой и велит старухе топить баню ночью.

Старуха истопила; он и посылает её туда париться. Старуха говорит:

— Ступай, светло будет!

Пошла старуха, а старик видел, как светил ему Месяц, и сам туда ж — взял прорубил дыру в бане и запихал в неё свой палец. А в бане свету нисколько нет! Старуха знай кричит ему:

Делать нечего, пошла она, принесла лучины с огнём и выпарилась.

На третий день старик пошёл к Ворону Вороновичу. Пришёл.

— Чем тебя потчевать-то? — спрашивает Ворон Воронович.

— Я, — говорит старик, — ничего не хочу.

— Ну, пойдём хоть спать на седала.

Ворон поставил лестницу и полез со стариком, Ворон Воронович посадил его под крыло.

Как старик заснул, они оба упали и убились.

Вопросы по сказке

• Почему эта сказка так называется? О ком она?

• С чего начинается сказка?

• Как три дочери старика оказались замужем за Солнцем, Месяцем и Вороном Вороновичем?

• Как ты думаешь, у кого в гостях понравилось старику? А у кого не понравилось? Почему?

Источник

Познавательное и интересное