Сказки с географическими объектами список

Сказки

Географические сказки

Если вы уже познакомили ребенка с географической картой, то самое время совершать путешествия по материкам. Можно не организовывать проведение тематических недель и прочих сложных в подготовке мероприятий, гораздо проще просто поиграть в 1-2 заготовленных игры. Обычно мы используем географические сказки.

Используем готовые сказки.

Скакал Кенгуру по лесу и увидел Коала. Коала, как всегда, висел на ветке и жевал лист эвкалипта. Ведь всем известно, что жевать листья – это самое любимое занятие Коал. И еще – спать. Ох, как Коалы любят поспать! А вот бегать они вовсе не умеют. Незачем им. Они почти все время на дереве проводят. Съедят листья на одном дереве – перелезут на другое. Не торопясь. Дерево ведь не бегает.

Во время сказки я просто перемещала коалу вдоль ствола дерева, как будто он ползет вверх. Затем мы приклеили наших героев сказки на лист.

Подобные сказки можно придумать и самим, но гораздо удобнее воспользоваться интернетом. Абсолютно для любого ландшафта, природной зоны можно подобрать соответствующую сказку.

Придумываем сами, видоизменяем знакомые сказки.

Еще один способ рассказать географическую сказку и поиграть в нее, это взять за основу очень известную русскую народную сказку. Для нас это всегда «Колобок». Чем хороша именно эта сказка. Центральный герой отправляется в путешествие, в котором ему навстречу попадаются разные животные. Кто сказал, что путешествие должно быть в лесу? Это может быть путешествие куда угодно. Вот, например, мы поиграли в путешествие по тундре.

Жил-был мальчик, он жил в тундре вместе со своими родителями. А домик был у него необычный, из снега, называется иглу. Однажды под Новый год отец вез мальчику колобка, но потерял его по дороге. Заблудился наш колобок, не знает куда идти. Кругом снежная равнина. Тогда стал он спрашивать дорогу у встречающихся ему на пути животных. У нас это были белый медведь, овцебык, волк, полярная сова, заяц и северный олень. В конце концов колобок все же попадает в иглу к мальчику.

Мы играли в разные вариации этой сказки. Сначала просто с листом бумаги и фломастером, выполняя задания животных (например, нарисовать оленю траву, а волку мясо).

Потом с подвижными играми (например, продемонстрировать как зайчик прыгает). Потом мы занялись строительством и построили иглу. У нас из кубиков сахара. Внутрь ставили свечку (огонь горит).

Затем мы смотрели энциклопедии, смотрели картинки с полярным сиянием и решили нарисовать свой северный полюс. Наверху полярное сияние:

На картинке в принципе нарисовано все, с чем мы поиграли. Это и иглу, и животные, и сам колобок из пластилина.

На такую сказку удобно нанизывать любые факты, которые планируется преподнести ребенку. У нас это были погода и погодные явления, животные и их среда обитания, еда, строения людей, мы даже о ледоколах поговорили.
В таких играх удобно использовать картинки животных. Я распечатываю их, но чаще использую наклейки (как сегодня). У меня есть большой альбом наклеек, который всегда под рукой.

Источник

Русская народная сказка на уроках географии

Разделы: География

Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души.
Философ И.Ильин

Важная сторона географического образования связана с механизмом передачи и обретения знаний. Сегодня на фоне низкого уровня начитанности обучающихся, ограниченности читательского опыта всё интенсивнее идёт поиск эффективных способов организации уроков географии. Урок географии должен воспитывать у обучающихся большую потребность в чтении научной, приключенческой, дополнительной литературы. Урок географии должен заставлять их обращаться к “народной мудрости”, которая не имеет срока давности.

Долг и цель учителя географии – раскрыть уникальность географического образования, показать неоценимое прикладное значение в воспитании заботливого хозяина, разумного потребителя природных богатств своей страны.

Использование фрагментов русской народной сказки на уроках географии способствует развитию коммуникативной культуры, развивает познавательный интерес к учебному предмету, заставляет обращаться к положительному эмоциональному опыту из детства, способствует более прочному усвоению знаний, создаёт ситуацию успеха.

У каждого народа свои сказки. Каждая из них своеобразна, отражает в себе природные условия, историю, национальные традиции, особенности народного характера.

В 8-м классе в теме “Атмосферная циркуляция” изучаем циклоны и антициклоны. Обучающиеся не всегда видят разницу между ними. Для большей иллюстративности антициклона я использую следующий отрывок из русской народной сказки “Лисичка – сестричка и Серый волк”:

“Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет:

– Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!

А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:

– Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

– Что ты говоришь? – забеспокоился Волк.

– То же, что и ты, куманёк: «Ловись рыбка, большая и маленькая!»”

Зимой антициклон приносит похолодание, идёт сильное выхолаживание территории. Длинной зимней ночью на безоблачном небе отчётливо видны звёзды, усиливается мороз и … “замерзает волчий хвост”.

В древние времена человек ощущал свою полную зависимость от мира природы, поклонялся её главным силам. В русской народной сказке “Мороз, Солнце и Ветер” учтены климатические особенности России. В силе и важности соревнуются природные явления: солнце, ветер и мороз. Полностью сказку зачитываю при изучении темы “Давление и ветер” в 6 классе. Особое внимание обращаю на вторую часть сказки.

После прослушивания задаю вопросы:

– Какое влияние на погоду в разные времена года оказывает ветер?

– При какой температуре воздуха можно получить обморожение в ветреную погоду?

– Почему старик поклонился Ветру?

При изучении атмосферы зачитываю отрывок из сказки про Иван-царевича. Вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: “Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”.

– Какие стихии изображены в могучем коне? (гром, молния и ветер)

– Как в сказке описана картина грозы?

(Видимо каравай был очень большой. Чтобы он пропёкся в печи нужно много дров. Их много там, где растёт лес. В России традиционно пекли большие караваи, а в странах, где мало или совсем нет древесной растительности, пекут тонкие лепёшки.)

В законе “Об образовании” сказано, что обучение и воспитание это единый процесс. Поэтому нужно обращать внимание на нравственную основу любой сказки. Работая с этой сказкой важно подчеркнуть, что Дурень получает помощь за свою доброту, энергичность, трудолюбие. Для того чтобы добиться цели, ему приходится приложить усилия, где то измениться самому, стать более уверенным. Сказка показывает нелёгкий путь победы добра над злом и тем самым формирует представление, каким должен быть человек и его поступки.

Особенно привлекательны сказки с географическими названиями. На уроках географии самостоятельная работа обучающихся представлена как работа с географической картой и планом местности, со статистическим материалом, периодическими изданиями. Такая работа не носит ярко выраженного творческого элемента. Включение географической сказки в урок поможет контролировать уровень усвоения и понимание темы по географии. Например, при изучении темы “Наши реки” в 8 классе использую сказку “Вазуза и Волга” при закреплении изученного на уроке материала.

– У Волги много притоков. Как меняется направление Волги от г. Зубцова, где она “догнала” Вазузу? (Приняв Вазузу Волга делает крутой поворот на северо-восток)

– Чем обусловлен “рисунок ” Волги и её притоков? (особенностями рельефа местности, по которой она протекает, особенностями климата)

– Как сейчас называется море Хвалынское, куда несут свои воды Волга и Вазуза? (Каспийское) Какие города на Волге “меняли” свои названия? (Тверь, Волгоград, Нижний Новгород)

– Чем обусловлен небольшой головой сток у реки Волги?

(Коэффициент увлажнения в нижнем течении Волги меньше 1).

Такая работа позволяет закрепить в памяти зрительный образ рек и оживляет географическую номенклатуру.

Читаем сказку “Никита Кожемяка” и легко находим Киев, Чёрное море. А что это за борозда сажени в две высотою и почему её не пашут мужики?

А какой физико-географический объект спрятался в русской народной сказке “Неосторожное слово”?

Самая известная русская народная сказка “Колобок”. В 8, 9-х классах при изучении природных зон и экономических районов задаю вопросы:

– В какой природной зоне развиваются события русской народной сказки “Колобок”? (Лесная зона)

– Почему вы так считаете? (Животные, которые встретились колобку распространены в лесной зоне: медведь, заяц, волк, лиса)

– В своей песне колобок пел: “… по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан”. Почему колобок гордился тем, что замешан на сметане? (В лесной зоне много сочной травы, что является хорошей кормовой базой для молочного и молочно – мясного скотоводства. Из молока получают сливки, из которых после сквашивания получают сметану. Сметана – национальный продукт питания и использование его в выпечке говорит о достатке хозяев.

Опять же, пропечь большой кусок теста можно было только в русской печи, которая топилась дровами.

Работая с русской народной сказкой на уроке географии обучающиеся “открывают для себя Америку”, то есть самостоятельно подходят к ответам на многие вопросы и лучше запоминают географические термины и понятия, учатся устанавливать причинно – следственные связи, учатся сопоставлять события и делать выводы.

Читайте также:  Рассказ на английском языке как я провел зимние каникулы 5 класс

Русская народная сказка даёт ответ на вопрос, как приспособился человек к жизни в условиях умеренного климата, в зоне лесов. Она учит трудолюбию и бережному отношению ко всему, что создано трудом. Чтобы выжить в суровых условиях, человеку приходилось постоянно усовершенствовать жилище, вырубать лес под поле, выращивать зерновые и овощные культуры. Считаю, что, несмотря на стремительное внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс, в русской народной сказке заложен огромный воспитательный и познавательный потенциал и использование её наряду с современными формами, методами и технологиями просто необходимо.

Источник

Презентация по теме:»Сказки в географии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

География в сказках
Работу выполнил:ученик 6 «в» класса Назмиев Ильдар

Цель моей работы – выявить раскрытие особенностей географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок.

Задачи:
1) сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией;
2)составить описание сравниваемых объектов;
3)выполнить учебный проект «План местности».

А.С. Пушкин «Золотой петушок»

П. Ершов «Конек-горбунок

Источники термальных вод

Фрагмент из сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Проект
Представляю вам план местности, на которой происходит действие сказки «Гуси – лебеди».

Выводы
Сопоставив сказочные объекты и научные географические данные, выявил черты сходства которые доказывают, что во многом первому знакомству с миром географии мы обязаны сказкам, ведь они знакомят нас с географическими объектами, приборами, явлениями.
География – одна из самых древних наук о Земле и знакомиться с ней мы начинаем с раннего детства, в этом нам помогают любимые сказки.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

На базе МГППУ будет создан координационный центр психологической службы

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В России выросло число обучающихся во вторую смену

Время чтения: 1 минута

Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проектная работа по географии «География в сказках»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Козинская средняя общеобразовательная школа Выполнил работу : Григоренко Александр, 9 класс Руководитель : Герлинг Галина Леонидовна, учитель географии.

Проектная работа География в сказках

В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы –яги, летающий конек –горбунок, сапоги скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать, большая скорость, удобство в использовании. Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта.

Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра- флюгер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома.

Вот такие задания мы получали на уроках географии при изучении «План и местности» На основе сюжета сказки «Три поросенка», «Гуси – Лебеди» составьте план местности, в которой происходило действие сказки.

д. Красной шапочки д. бабушки Условные знаки: Деревня Красной шапочки Деревня бабушки Домик бабушки Мельница Лес Короткая дорога в лесу Длинная дорога длинная дорога в лесу Дорога из деревни Красной шапочки в лес Дорога из леса в деревню бабушки Место встречи Красной шапочки и Волка Маршрут Красной шапочки Маршрут Волка Место работы дровосеков

Это чудо приспособление, по моему мнению, явно дальний родственник, известный каждому школьнику прибору. Конечно, это компас, устройство, облегчающее ориентирование на местности. И так же как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.

… Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря… Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.

При изучении атмосферы : сказка про Иван-царевича. Вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: “Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”. – Какие стихии изображены в могучем коне? (гром, молния и ветер)

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя, Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон. Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.

Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».

Сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы. В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.

Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло. В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесен в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.

Обратимся в очередной раз к сказкам А.С. Пушкина. У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…. Там чудеса там леший бродит Русалка на ветвях сидит Там на невиданных дорожках следы невиданных зверей… Так описывает это волшебное место автор. В наше время, когда природа подвергается сильнейшими натиску цивилизации естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках. Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заповедник

Проблемы рационального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна лягушка»,

Сказки на уроках географии Герлинг Г.Л.

Сказкотерапия Какие же сказки попадут в поле зрения географов? В первую очередь, формирующие наши географические чувства и представления и картины мира. Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о географических процессах, об особенностях природы материков и их отдельных регионов. Одной из таких сказок является «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. Она известна абсолютно всем и служит главным источником формирования знаний русских людей об Африке и её ландшафтах, причём и единственным – об окрестностях реки Лимпопо. К. Чуковский оставил также неподражаемые описания Русской равнины: «по полям, по лесам, по лугам он бежит»; моря: «высокая по морю ходит волна»; гор: « а горы всё выше, а горы всё круче…». Не менее серьёзным может стать и гуманистическо-географический анализ повести-сказки А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.

«С высокого холма открывался вид на удивительный город со множеством разноцветных зданий. Нарядные люди гуляли вокруг фонтана. Брызги падали на землю и превращались в стекло. Все искрилось в ярком солнечном свете. И повсюду на площади были расставлены зеркала, которые все искажали». Королевство кривых зеркал». В. Губарев «Где-то в глубине необъятного североамериканского материка, окруженная обширной пустыней и кольцом неприступным гор лежала Волшебная страна». Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города» В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков? В Цветочном городе. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» На каких островах происходят такие чудеса: «… Ходят все на головах! Там живет трехголовый кашалот, По горам на самокате Ездят там бычки в томате! А один ученый кот Даже водит вертолет!»? На Горизонтских островах. Б. Заходер Конкурс «Узнай сказочную страну».

Читайте также:  Рассказ о писателе чуковском для 2 класса с планом

Источник

Сказки с географическими объектами список

Сказочная география

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Кто не любит сказки? Таких людей, наверное, нет, среди детей – это уж точно. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. В этом мы ещё раз убедились на уроках литературного чтения. С каким интересом мы слушали рассказы друг друга о коварстве Бабы Яги и смекалке Ивана-дурака, о капризах царевны-Несмеяны и мудрости Василисы Премудрой. Мы смеялись и переживали, сочувствовали героям русских народных сказок и восхищались их чудесам.

Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим. В сказках все необычно. Они вводят нас в мир приключений и учат ценить труд каждого, распознать добро и зло.

Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказок с реальными научными данными, изученными на уроках географии.

Актуальность: Я считаю, что, несмотря на сказочность, моя работа актуальна. Сказки – это начало будущих знаний географии, астрономии, биологии

Цель: – выявить особенности географических объектов, процессов, приборов посредством сказок; показать взаимосвязь географии с литературными произведениями, узнать, где живут герои русских народных сказок.

сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией;

составить описание сравниваемых объектов;

узнать о существовании Сказочной картой России;

выяснить, где и как живут сказочные герои;

бережно относиться к природным ресурсам;

научить любить свой край;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе

Методами исследования являются:

метод анализа и обобщения.

Гипотеза: В сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения и т.д.

слова прапор, прапорица. Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома. Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания. Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей. Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок.

В сказке «Гуси – лебеди» речь идёт о девочке, которая в поисках своего братца, проходит трудный путь, прокладывая маршрут через лес, реку, прося помощи у яблоньки. При изучении темы «План местности», мы знакомимся с условными знаками, которые встречаются в сказке.

В сказке «Красная шапочка» также прослеживается сказочный маршрут девочки по плану местности.

Роль универсального навигатора в сказках играет волшебный клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути.

В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке, поверхность тарелки обращается в экран с изображением. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением под названием глобус, который был создан около 150 л. до н.э. Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить общие черты: форма (круглая), движение (совершают движение), назначение (показывает объекты).

В замечательной сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане», прослеживается следующий момент:

…Где-то вздуется бурливо

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.

Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник. Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево–дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров.

Много сказок имеют сюжет со Змеем в своём повествовании. «Налетела туча чёрная, скрыла Ярило Красное, поднялся ветер великий. Налетел той тучей чёрною Трёхглавый змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон увёз». Это образное описание смерча. Он круглый, как змей да размером с гору – Горыныч, громовая туча с тремя хоботами смерча.

Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,

Под каменным дождём бежит из града вон.

Скатерть-Самобранка – кухни народов мира. В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой».

Очень интересным примером, показывающим «космические путешествия наших предков» является сказка «Финист – Ясный Сокол». Сказ повествует о путешествии девушки Настеньки на большом торговом космическом корабле – Вайтмаре, за тридевять Земель в тринадесятое царство к своему жениху. За тридевять Земель – это за пределы Солнечной системы, в которой тогда было тридевять, т.е. 27 планет. За время путешествия Настеньки совершилось шесть прмежуточных посадок на различные Земли возле самых необычных Солнц. Настенька за это время износила семь пар железной обуви и съела семь железных хлебов: в современном мире – аккумуляторы её обуви с металлическими подошвами для передвижения по металлическому кораблю в невесомости подзаряжались шесть раз при посадках. А железные хлеба – это тюбики с едой, какие и сегодня используют космонавты.

Таким образом, здесь идёт речь об изучении звездной карты.

Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».

Издавна Урал славится драгоценными (аметист, изумруд, сапфир, алмазы, дымчатый топаз, александрит) и поделочными (яшма, мрамор, малахит, гранит, гипс) камнями. По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал — один из богатейших районов мира. Бажов передает удивительную красоту нарядов Хозяйки Медной горы. Платье её «из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить». Хозяйка красива и мудра, великодушна и справедлива, в ней заключена мощь самой природы, её богатство,

Любимая нами с детства сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы. В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.

Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Здесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло.
В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесён в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок « Цветик семицветик », обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.

В самой известной сказке А.С. Пушкина.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом….

Там чудеса там леший бродит

Русалка на ветвях сидит

Там на невиданных дорожках

следы невиданных зверей…

Лукоморье из сказок А.С. Пушкина существовало не в сказках, а в реальности. Лукоморьем наши предки называли побережье Белого моря, потому что форма линии побережья напоминала лук. Находится Лукоморье за Уральским хребтом.

Читайте также:  Рассказы о сверстниках 4 класс читать короткие рассказы

Проблемы рационального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: « Сказка о рыбаке и рыбке » А.С. Пушкина, « Царевна лягушка », подводят к тому, что природа очень щедрая, она даёт нам свои богатства, которыми человек может пользоваться в полной мере, но пользование это должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует « остаться у разбитого корыта ».

Мало кто из нас знает, что герои любимых детских сказок живут среди нас. Где живёт тот или иной сказочный герой? Раньше на такие вопросы ответов не было, но с появлением «Сказочной карты России» всё изменилось. Несколько лет назад в России была создана карта, которая объединяет регионы страны в единое сказочное пространство. Благодаря огромной исследовательской работе стала известна родина не одного десятка персонажей русских сказок и легенд.

Проект по созданию необычной – сказочной карты России существует несколько лет. Авторами проекта стали представители Московской ассоциации землячеств; автором карты — Алексей Козловский. В этом ему помогали и помогают специалисты – историки, филологи, краеведы. И сейчас уже 25 регионов России зовут в гости к своим сказочным героям. Лидер среди них – Ярославская область. На Сказочной карте России уже много сказочных героев обрели свою прописку, но еще многие кочуют в поисках пристанища. Вот те, кто уже поселился на сказочной карте: Алеша Попович, Царь Берендей, Водяной, Змей Горыныч, Добрыня Никитич, Емеля и Щука, Золотая Рыбка, Иванушка – дурачок, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Кикимора Вятская, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Леший, Колобок, Конёк-Горбунок, Курочка Ряба, Мышка – Норушка, Садко, Чебурашка, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и другие. Эти герои сказок не только помогают запомнить географические названия городов, но и их положение на карте нашей страны.

Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город искусных мастеров по дереву и серебру, бережно сохраняющих древние традиции предков. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Здесь можно побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской.

Родилась внучка Дед Мороза в имении Щелыково, которое принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому, написавшему сказку о холодной красавице.

В Костроме в парке «Берендеевка» на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. В них проживает Царь Берендей.

Так что приезжая в Кострому, попадаешь в настоящую волшебную сказку, которая ребятишек приводит в неописуемый восторг, а взрослых возвращает в забытое детство … хотя бы на миг, зато в душе остается навсегда!

В центре села расположен великолепный сосновый бор, в нем то и расположился музей Сказки. Главная героиня музея – Баба-Яга со своей знаменитой избушкой на курьих ножках. Жители села не считают Бабу-Ягу злым символом язычества, для них она символ домовитости, хранительница обычаев и традиций рода.

2.4Кощей Бессмертный и Змей Горыныч

На «Сказочной карте России» город Киров официально обозначен как родина Кикиморы. Яркость образа и активность сделали бесподобную Кикимору Вятскую символом «Сказочной карты России».

По утверждению авторов проекта, Кикимора – «шумная и задорная девчонка, любит игры и катание с горок». В кировском «Заповеднике сказок» построен «Дом кикиморы».

Кроме того Кировская область стала родиной сестрицы Алёнушки и братца Иванушки. Их прописали в селе Рябово – на родине братьев Васнецовых.

В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества. Обитает Водяной в Пошехонье, её не зря называют ярославской Венецией, ведь он стоит сразу на пяти реках, есть здесь пруды и, конечно, Рыбинское водохранилище. И поэтому пошехонцы надумали поселить у себя водяного. Его официальная резиденция находится в детской библиотеке. Квартира водяного украшена портретами хозяина, статуями симпатичных подружек-лягушек, аквариумом с маленькими сомиками, водяной мельницей и прочими атрибутами водного царства. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек.

На сегодняшний день, всего на «Сказочную карту» занесено 42 героя из 27 городов и регионов. Новых персонажей на Сказочную карту» будут добавлять только 2 раза в год: в Международный день сказки 7 июня и зимой в день приезда в Москву Российского Деда Мороза. У нас уже прошла первая волшебная «Олимпиада», она состоялась 18-20 мая 2012 года в Кировской области. В ней участвовали сказочные герои России и других стран (Германия, Украина, Скандинавские страны). На Олимпиаде были включены соревнования по озорным сказочным видам спорта: колобоулинг, бег по неведомым дорожкам, метание волшебного клубочка, репинг, шмякобол, крокет, сказочная регата и сказочный биатлон. В рамках данного проекта планируется выпустить «Сказочный календарь», на котором будут отмечены все значимые в жизни сказочных героев даты, например, 2 марта – День рождения Кикиморы, 15 мая – годовщина свадьбы Кикиморы Вятской и Домового, 10 февраля – день рождение Домового. Календарь станет отличным подспорьем для тех, кто захочет отправиться по «Сказочному кольцу России», сказочным туристическим маршрутам и узнать что-то новое об этих населённых пунктах.

В своей работе я показала взаимосвязь географии с литературными произведениями, со сказочными героями.

Я провела исследование и узнала, где живут герои русских народных сказок. Это помогло мне познакомиться со многими интересными фактами, о географических приборах, о местах рождения и существования сказочных героев.

Я поняла, что изучать историю своего народа и географию страны можно по сказкам. И это очень интересно! Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географическими знаниями.

Есть удивительная наука – география. Но первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в школу. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок.

Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.

Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012

Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.

Пушкин А.С. Сказки.

Ершов П. Конек Горбунок., М.: Просвещение 2011

рисунки, фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.

Как называется одно из стихотворений Бориса Заходера?
(«География всмятку»)

2. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»?
(Смородина)

3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»? (на восток).

4. На берегу какого моря жил столяр Джузеппе из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
Средиземного

со множеством разноцветных зданий.

Нарядные люди гуляли вокруг фонтана.

Брызги падали на землю и превращались в стекло.

Все искрилось в ярком солнечном свете.

И повсюду на площади были расставлены зеркала, которые все искажали».

Королевство кривых зеркал». В. Губарев

«Где-то в глубине необъятного североамериканского материка, окруженная обширной пустыней и кольцом неприступным гор лежала Волшебная страна».

Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков?

В Цветочном городе. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

На каких островах происходят такие чудеса:

«… Ходят все на головах!

Там живет трехголовый кашалот,

По горам на самокате

Ездят там бычки в томате!

Даже водит вертолет!»?

На Горизонтских островах. Б. Заходер

Конкурс «Как попасть в волшебную страну»?

Кто из героев воспользовался этими средствами передвижения, чтобы попасть в сказочную страну?

— Верхом на божьей коровке?

(В страну Чуланию Вася Неумыткин. А.Моисеев «Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании»).

— На машине, которая может ездить, плавать и летать?

(Незнайка в Солнечный город. Н. Носов).

— В домике, поднятом с земли ураганом, или на летучих обезьянах?

(Элли в Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).

(Дядя Фёдор и кот Матроскин в деревню Простоквашино. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот»).

Источник

Познавательное и интересное