Сказки с прилагательным в названии

Сказки

Презентация «Прилагательные в русских народных сказках»

Светлана Малева
Презентация «Прилагательные в русских народных сказках»

«Прилагательные в русских народных сказках».

Послушайте эту загадку и отгадайте, о чем она?

Прилагательные украшают нашу речь, делают предметы яркими и образными!

Без прилагательных наш русский язык был бы скучным. Они играют важную роль в нашем языке. «Прилагательные в русских народных сказках».«Прилагательные в русских народных сказках».

Из множества сказок я выбрала русскую народную сказку «Царевна – лягушка» и решила найти прилагательные в этой всем известной сказке.

У меня получился сокращенный пересказ сказки, послушайте.

Подготовила воспитатель Малева Светлана Ивановна

Прикреплённые файлы:

Презентация «Антонимы-прилагательные для детей дошкольного возраста» Антонимы-прилагательные для детей дошкольного возраста Для многих дошкольников в начале учебного года не известно значение слова «антоним»,.

Интегрированное занятие по закреплению знаний о русских народных сказках «Волшебный сундучок» Задачи: Образовательные :закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам.

Картотека русских народных игр 1. Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания.

Презентация «Насекомые в сказках и в произведениях» Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения,.

НОД «Образ лисы в русских сказках» НОД «Образ лисы в русских сказках». Для детей старшей группы. Цель:обобщение образа лисы в русских сказках,противопоставление положительных.

Презентация «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций» Добрый вечер! Вашему вниманию я представляю презинтацию на тему «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций».Только.

Проект «Кладовая русских народных игр» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Автор Фокина Ольга Евгеньевна Воспитатель 1 кв. категории «Кладовая народных игр» Обоснование необходимости данного.

Проект «Мини-музей русских народных сказок» МБДОУ детский сад №16 г. Выборг ПРОЕКТ НА ТЕМУ «МИНИ-МУЗЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК» ВЫПОЛНИЛ: ВОСПИТАТЕЛЬ МАТВЕЕВА Т. И. 2016/2017 ГОД.

Источник

Проект «Имя прилагательное в сказках»

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юнкöнлöн администрацияса

йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Усинска

«2 №-а шöр общеобразовательнöй школа» муниципальнöй бюджетной общеобразовательнöй велöданiн Усинск кар

169711, Российская Федерация, Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 44а

Тел./факс 8(82144) 46-468, 47-503

ОКПО 48397685, ОГРН 1021100899742, ИНН/КПП 1106012086/110601001

Муниципальная научно-практическая конференция школьников

Секция: начальные классы

по русскому языку на тему:

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

Учащиеся 4б класса учащийся 4б класса

1. Актуальность выбранной темы.

Существительные которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.

Имена прилагательные употреблённые в сказке в переносном значении.

Формы устаревших слов в сказке.

Синонимы и антонимы которые можно подобрать к именам прилагательным в сказке.

нерушимый причал русского языка.

Актуальность выбранной темы.

Мы, современные школьники, чтению художественных произведений, отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том, чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и расширять знания о языке.

На примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка. Живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей.

А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.

Гипотеза: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.

Усвоить знания об имени прилагательном на примере произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Найти в тексте имена прилагательные, которые употреблены вместе с именами существительными, употреблённые в переносном значении, к которым можно подобрать синонимы и антонимы, найти устаревшие слова.

Научиться составлять словарь об имени прилагательном.

1. Закрепить и обобщить знания об имени прилагательном.

2. Обогатить словарный запас детей

3. Получить новые знания из дополнительных источников

Перечитать сказку А.С.Пушкина.

Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными.

Подобрать имя прилагательное к имени существительному.

Записать составленные словосочетания.

Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.

Записать устаревшие формы слов.

Читайте также:  Рассказ как отмечают рождество в россии

Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.

Представить проект для защиты.

Александр Сергеевич Пушкин

(26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург)

русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

В селе Михайловское Пушкин услышал множество сказок. Он любил слушать сказки своей няни Арины Родионовны. Слушал их и записывал. В 1830-е годы А.С. Пушкин начинает писать сказки для детей. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», к сказкам относят и романтическую поэму «Руслан и Людмила».

Во всех сказках Пушкина, как и в народных сказках, выражена вера в победу добра и справедливости, осуждается жестокость, высмеивается глупость и жадность, рассказывается о событиях необычайных.

«Сказка о рыбаке и рыбке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

Сюжет

Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Она обещает любой выкуп и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако аппетиты старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя для обоих, а потом только для себя, всё больше и больше: получить новую избу; быть столбовой дворянкой; быть «вольною царицей».

Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного ко штормящему. Отношение старухи к старику всё ухудшается: сначала она только бранит его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, выгоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть, погнаться за большим, а остаться ни с чем.

Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», мы обратили внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке. Эти прилагательные мы выписали в сочетании с существительными.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, кирпичная труба, тесовые ворота, дубовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, грозная царица, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Мы выяснили, что в своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении.

Подсчитав прилагательные, у нас получились следующие данные:

Частота использования прилагательных

В сказке А.С.Пушкин использовал прилагательные в переносном значении.

Вывод: уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

К отдельным прилагательным из сказки мы подобрали Синонимы:

В ходе чтения сказки нами были выделены формы устаревших слов :

УСТАРЕ́ВШИЕ СЛОВА́ — слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка.

Корыто продолговатый сосуд

ИСТОРИЗМЫ — слова или устойчивые словосочетания, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Историзмы не имеют синонимов в современном языке.

Например: вольная царица; царские палаты; столбовая дворянка; черная крестьянка.

Грамматические архаизмы – это устарелые формы слов, несуществующие в современном языке.

Читайте также:  Сказки на масленицу на улице

Например: старче; вины; владычица

Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, а именно прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Так же мы выяснили: частота использования существительных в сказке

Провели практическую работу: Подобрали Антонимы к словам:

СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ
ВЕТХАЯ – НОВАЯ
КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ
ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ
ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА
ДУРАЧИНА – УМНИЦА
ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА
ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ
БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ,
СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ
СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ
ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ
КИЧКА – ПЛАТОК
ЧУПРУН – ЛЫСИНА
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА
НЕВЕЖА _ УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ
ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО
ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ

Театрально-музыкальные и экранизированные постановки

В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу Павла Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и режиссёр-постановщик — Александр Птушко.

В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили рисованный мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.

В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.

В 1997 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО был поставлен музыкальный спектакль по мотивам сказки (постановка Геннадия Егорова).

В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.

В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Наталии Дабижи вышел мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталия Дабижа, композитор — Геннадий Гладков.

Выполнив исследование по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» мы составили словарик-задание для работы по сказке. Поэтому практическая значимость нашего проекта заключается в том, что и словарик и презентацию можно использовать учащимся и педагогам на уроках русского языка и литературного чтения.

Таким образом, мы пришли к заключению. Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались), чтобы красочно описать происходящие действия.

Несмотря на то, что сказка написана почти двести лет назад и в ней встречается много устаревших слов и понятий, ее язык настолько легок и ясен, что его без труда понимают даже самые маленькие читатели.

Например, используя разнообразные имена прилагательные, он живописно описывает картины природы: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море.

А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке:

«Смилуйся, государыня рыбка!»

Сказка А.С. Пушкина проста по смыслу, но очень глубока по содержанию. То, что баба осталась в итоге у «разбитого корыта», говорит о том, что нельзя быть таким жадным. Есть даже поговорка «Остаться у разбитого корыта», что означает остаться ни с чем.

Выполняя данный проект, мы подтвердили гипотезу, что особую красоту ей придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Практическая значимость проекта

Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Текст произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задание 1. Прочитайте сказку. Выпиши имена прилагательные, которые чаще всего использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»

Задание 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленные словосочетания.

Задание 3. Выпишите из сказки 3 словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.

Задание 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:

Задание 5. Подберите к данным именам прилагательным антонимы:

Задание 6. Объясните значение устаревших словосочетаний:

Заморские вина – иностранные, чужеземные.

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.

Читайте также:  Рассказ про хорошего и плохого мальчика

Чёрная крестьянка – крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

Зад 3 Чёрная крестьянка, сердитые волны, прямой простофиля.

ЗАД 2 Синее море, ветхая землянка, новое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, разбитое корыто, сварливая баба, белёная труба, дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

ЗАДАНИЕ 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:

Ветхая землянка – старая землянка

Ласковое слово – нежное, доброе слово

Красные сапожки – алые сапожки

Усердные слуги – преданные, старательные

Грозная стража – суровая, свирепая, безжалостная

ЗАДАНИЕ 5. Подберите к данным именам прилагательным антонимы:

Ветхая землянка – новая Ласковое слово – грубое Великое чудо- незначительное Старый невежа- молодой Сердитые волны- добрые, приветливые

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород

Чёрная крестьянка –крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Источник

Напишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Напишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

1)Сказка о золотой рыбке.

Вспомни и запиши названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Вспомни и запиши названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Напишите 5 пословиц и 5 названий сказок и других литературных произведений в которые входят имена числительные?

Напишите 5 пословиц и 5 названий сказок и других литературных произведений в которые входят имена числительные.

Названия сказок которые содержат имена числительные?

Названия сказок которые содержат имена числительные.

Названия сказок в которых встречаются имена прилагательные?

Названия сказок в которых встречаются имена прилагательные.

10 названий сказок с прилагательным?

10 названий сказок с прилагательным.

Сказки, в названиях которых есть имена прилагательные?

Сказки, в названиях которых есть имена прилагательные.

Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Запишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Запишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Вспомни и напиши название сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Вспомни и напиши название сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Напиши как можно больше названий сказок в которые входят имена числительные?

Напиши как можно больше названий сказок в которые входят имена числительные.

Источник

Названия сказок в которых встречаются имена прилагательные?

Названия сказок в которых встречаются имена прилагательные.

Сказка о золотом петушке, Аленький цветочек, Чёрная курица или подземные жители, Красная шапочка, Золотая рыбка.

Напишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Напишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Вспомни и запиши названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Вспомни и запиши названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Названия сказок которые содержат имена числительные?

Названия сказок которые содержат имена числительные.

10 названий сказок с прилагательным?

10 названий сказок с прилагательным.

Сказки, в названиях которых есть имена прилагательные?

Сказки, в названиях которых есть имена прилагательные.

Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Запишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Запишите название сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Вспомни и напиши название сказок, в которых встречаются имена прилагательные?

Вспомни и напиши название сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Пожалуйста помогите мне нужно три сказки в названиях которых есть имена прилагательные?

Пожалуйста помогите мне нужно три сказки в названиях которых есть имена прилагательные.

Напиши как можно больше названий сказок в которые входят имена числительные?

Напиши как можно больше названий сказок в которые входят имена числительные.

Источник

Познавательное и интересное