Русские народные сказки с точки зрения российского
Я хочу предложить Вашему вниманию одну интересную статью, а именно: русские народные сказки с точки зрения российского законодательства (уголовный кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, налоговый кодекс РФ, кодекс РФ об административных правонарушениях). Интересно, как бы действовали герои данных русских народных сказок, если бы они оказались в наше время в нашей стране. Это, с одной стороны, поучительно, а, с другой стороны, прикольно!
Сказка «Беспамятный зять»
Эпизод 1: «Пришел зять к теще в гости. Теща угостила его киселем. Зять съел кисель и спрашивает: —;Это что за кушанье? —;Кисель. Зятю кисель очень пришелся по вкусу, думает он: «Дома непременно заставлю жену сварить, только бы не забыть, как зовется» (статья 127.2 Уголовного кодекса РФ «Использование рабского труда»)».
Эпизод 2: «Вот пошел он домой и твердит про себя: «Кисель, кисель, кисель!» Случилась на дороге канава. Хотел зятек перескочить через нее, да поскользнулся и упал. Встал — и забыл, что ел у тещи. Думал, думал — никак не может вспомнить» (статья 238 Уголовного кодекса РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), статья 1064 Гражданского кодекса РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда»)».
Сказка «Брат и сестра»
«Шли проселком брат и сестра, стали подходит к деревне. Брат говорит: —;Я здесь молока куплю. А сестра: —;А я в молоко хлеба накрошу! Брат ухватил сестру за косу и давай за нее дергать и приговаривать: —;Не кроши в молоко хлеба, не то прокиснет, не кроши в молоко хлеба, не то прокиснет! (статья 115 Уголовного кодекса РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»)».
Сказка «Дорогой обед»
«Трое прохожих пообедали на постоялом дворе и отправились в путь. —;А что, ребята, ведь мы, кажется, дорого за обед заплатили? —;Ну, я хоть и дорого заплатил, — сказал один, — зато недаром! —;А что? —;А разве вы не приметили? Только хозяин засмотрится, я сейчас схвачу из солоницы горсть соли, да в рот, да в рот! (статья 158 Уголовного кодекса РФ «Кража»)».
«Была у одного мужа жена, да только такая задорная, что все ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: «бритое», а уж она непременно кричит: «стриженое!» Всякой день бранились! Надоела жена мужу, вот он и стал думать, как бы от нее отделаться. Идут они раз к реке, а вместо моста на плотине лежит перекладина. «Постой, — думает он, — вот теперь-то я ее изведу». Как стала она переходить по перекладине, он и говорит: —;Смотри же, жена, не трясись, не то как раз утонешь! —;Так вот же нарочно буду! Тряслась, тряслась, да и бултых в воду! Жалко ему стало жены; вот он влез в воду, стал ее искать и идет по воде вверх по течению. —;Что ты тут ищешь? — говорят ему прохожие мужики. —;А вот жена утонула, вон с этой перекладины упала. —;Дурак, дурак! Ты бы шел вниз по реке, а не в гору; ее теперь, чай, снесло. —;Эх, братцы, молчите; она все делала наперекор, так уж и теперь, верно, пошла против воды» (статья 30 Уголовного кодекса РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и статья 105 Уголовного кодекса РФ «Убийство» (при их одновременном применении означают покушение на убийство); статья 125 Уголовного кодекса РФ «Оставление вы опасности»)».
Эпизод 1: «Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают: —;Ты, дурак, зачем? —;Вам обед принес. —;Где же обед? Давай живее. —;Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек, да всё и поел! —;Какой такой человек? —;Вот он! И теперь рядом стоит! Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать (статья 5.61 КоАП РФ «Оскорбление»; статья 116 Уголовного кодекса РФ «Побои»).
Эпизод 2: «Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе, радехонек, словно дело сделал (статья 245 Уголовного кодекса РФ «Жестокое обращение с животными»).
« —;Ах, голубчик мой, я без тебя здесь совсем пропала! Ну, рассказывай: был ты у купца? —;Был. —;Что тебе купец дал? —;Кусок золота с конскую голову. —;Где же оно? —;Променял на коня. —;А конь где? —;Променял на вола. —;А вол где? —;Променял на барана. —;А баран где? —;Променял на поросенка. —;А поросенок где? —;Променял на иглу: хотел тебе, старая, подарочек принести, стал через плетень перелезать и потерял. —;Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся! Пойдем в избу ужинать. И теперь живет старичок со старушкой, счастливы и без золота (статья 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество»)».
Эпизод 1: «Мужик вывел на базар продавать быка. Подходит покупатель, сторговал у мужика быка, дал задатку, указал, куда вести его; в такой-то, дескать, дом. Ведет мужик быка: попадается ему навстречу еще купец. —;Мужик, продай быка! —;Изволь, господин купец. Сторговались, и этот дал задатку, указал, куда вести. —;Я, — говорит, — сейчас приду! Повел мужик быка дальше. Подходит третий покупатель, и с этим сторговался, взял и у этого задаток, ведет к нему быка, а тут и прежние двое покупателей подошли: тот тащит к себе покупку, другой — к себе. (статья 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество»; статья 310 Гражданского кодекса РФ «Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства»)».
Эпизод 2: «Позвали мужика пред судью. —;Ты, мужик, вот этому купцу продал быка? — спрашивает судья. —;Ну так что? — говорит мужик. —;А деньги получал? —;Вот еще! —;А этому продавал? —;Ну так что? —;А деньги получал? —;Вот еще! —;Ну, и этому продавал? —;Ну так что? —;А деньги получал? —;Вот еще! —;Да что ты — сумасшедший, что ли? —;Ну так что? —;Пошел вон, вот я тебя в кутузку запрячу! —;Вот еще! (статья 17.3 КоАП РФ «Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов»; статья 297 Уголовного кодекса РФ «Неуважение к суду»)».
«Посадил дед репку и говорит: — Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка! Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут (статья 127.2 Уголовного кодекса РФ «Использование рабского труда»).
Сказки с точки зрения юриста
Код Кощея: Русские сказки глазами юриста
Руководитель проекта И. Трушина
Корректоры О. Ильинская, С. Чупахина
Компьютерная верстка А. Абрамов
Художник обложки А. Андреев
© ООО «Альпина Паблишер», 2012
© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012
Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Сказка – ложь, да в ней…
В привычных вещах, ежедневно окружающих каждого человека, можно обнаружить новые качества, стоит только взглянуть на них под другим углом.
Сложные правовые задачи, над решением которых ежедневно трудятся юристы нашей компании, требуют от них не только досконального знания всех нюансов российского права, но и глубокого понимания экономических и общественных процессов. Особую роль для успешного исхода дела или заключения сделки имеет порой интуитивное понимание глубинных мотивов поведения всех участников процесса.
Наши далекие предки занимались земледелием и охотой, накапливая опыт выживания в различных климатических условиях – «от южных гор до северных морей», пядь за пядью осваивали новые территории, беспокоя соседей и терпя лишения сами. В глубокой древности сформировались первые, сначала неписаные, правила, передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение в виде былин, преданий, сказок и присказок. Это те самые архетипичные нормы права (принципы, руководящие идеи), которые впитываются человеком в раннем возрасте и становятся фундаментальными основами поведения в любой жизненной ситуации, даже если они идут вразрез с установленными в современном обществе нормами, в том числе законодательными.
Русские народные сказки – это драгоценные шкатулки с ключами, открывающими тайный ход в удивительный мир зеркал, где сложнейшие казусы современной российской юридической практики похожи на древнейшие сюжеты, а простые правовые ситуации могут показаться неразрешимыми, где сказочные персонажи так похожи на нас, а мы – на них.
Мы предлагаем вашему вниманию необычный взгляд на знакомые с детства произведения. Это бережная попытка прикоснуться к корням знаменитого дуба «у Лукоморья» и разгадать «загадочную душу» российской правовой системы.
Приглашаем вас в мир, где все происходит по законам сказки. Русской сказки.
Приятного вам путешествия!
управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Идея книжки «Код Кощея» была придумана не мной, точно так же, как не мной была придумана идея первой моей книжки про сказки – «Код Горыныча». Рассмотреть в «Коде Горыныча» особенности русского бизнеса, опираясь на русские сказки, предложил мне банкир Михаил Фридман. Изучить здесь, в «Коде Кощея», особенности правосознания русского человека, опираясь на русские сказки, предложили мне сотрудники компании «Пепеляев Групп». Разумеется, книжка не претендует на научность. Разумеется, не претендует и на полноту. Я буду вполне доволен, если, читая эту книжку о русских сказках и представлениях нашего народа о праве и бесправии, читатель развлечется.
А судьи кто, или Старая хлеб-соль не забывается
В русских народных сказках многим персонажам частенько требуется, чтобы кто-нибудь их рассудил. Мужикам, бабам, купцам, медведям, лошадям, собакам в разных обстоятельствах нужен справедливый суд. Однако сказочные персонажи весьма экзотическим образом подыскивают себе судей и очень экстравагантно благодарят за судебное разбирательство.
В сказке «Старая хлеб-соль забывается» Мужик, работающий на гумне, по доброте душевной спасает от смерти Бирюка (то бишь матерого волка). За Волком гонятся охотники, Мужик прячет Волка в мешок, подобный другим мешкам со свежеобмолоченной пшеницей, а когда охотники, не найдя Волка, уходят, развязывает мешок, выпускает Бирюка, и…
– Я тебя съем, – говорит Волк Мужику вместо благодарности.
Разумеется, Мужик несколько шокирован таким поворотом дела. То есть он понимает, что Волку свойственно бывает напасть на одинокого человека и сожрать его. Но в данном случае Мужику кажется, что Волк должен испытывать благодарность за спасение от неминуемой смерти. Так нет же.
– Старая хлеб-соль забывается, – утверждает Волк в том смысле, что, если голоден, сожрать можно кого угодно, хоть родную мать.
Благодарности не существует. Моральные обязательства не имеют значения. За добро можно платить злом, если тебе так удобно. С этакой постановкой вопроса Мужик согласиться не может, и тогда человек и животное обращаются к третейскому суду. Они решают, что если трое первых встречных скажут, что старая хлеб-соль забывается, то Волк может с чистой совестью съесть своего спасителя. А если случайные судьи скажут, что благодарность существует на свете, то Бирюк пойдет себе несолоно хлебавши в лес.
Но кто же судьи? Дело происходит в будний день. Нетрудно предугадать, что благополучные и разумные люди вряд ли встретятся эдак вот прямо на дороге нашим спорщикам, они заняты делом: крестьяне – в поле, купцы – в лавках. По дорогам шляются заведомо деклассированные элементы, люмпены какие-нибудь и нищеброды.
Так оно и есть. Первым делом тяжущиеся Мужик и Волк встречают старую ломовую Лошадь. Всю жизнь Лошадь трудилась в поте морды, а когда состарилась и ослабела, хозяин просто выгнал ее, и надо еще сказать спасибо, что не пустил на колбасу. Разумеется, Лошадь говорит, что старая хлеб-соль забывается, благодарности не существует и никаких моральных обязательств не следует брать на себя в этом несправедливом мире. 1:0 в пользу Бирюка.
Спустя некоторое время Мужик и Волк встречают на дороге старую Собаку. Всю свою жизнь Собака охраняла хозяйское добро, лаяла до хрипоты, а когда состарилась, хозяин просто выгнал ее, и хорошо еще, что не пустил на стельки. Разумеется, и Собака тоже говорит, что старая хлеб-соль забывается. Глупо было бы ожидать от старой бездомной Собаки оптимизма и веры в людей. 2:0 в пользу Бирюка.
Наконец, Мужик и Волк встречают на дороге Лису. Рыжую бестию, конечно, нельзя считать добропорядочной гражданкой, способной вершить справедливый суд, но она по крайней мере не так беспросветно разочарована во всем на свете, как бездомные Лошадь и Собака.
У Мужика появляется надежда. Лиса принимается всерьез исследовать в этом импровизированном судебном процессе обстоятельства дела. Лиса спрашивает, где, когда и почему Волк и Мужик поспорили о том, существует ли на земле благодарность и забывается ли старая хлеб-соль.
Для наглядности (или, как бы мы сейчас сказали, в рамках следственного эксперимента) все трое возвращаются на то самое место, где Мужик прятал Волка от охотников в мешке.
– Как же ты залезал в мешок? – спрашивает Лиса Бирюка.
И Волк залезает в мешок, чтобы показать, как именно было дело.
– А ты как же молотил? – спрашивает Лиса Мужика, как только Волк скрывается в мешке и мешок над его головой завязан.
Как и требует того судебное разбирательство, обстоятельства дела восстановлены. События возвращены в ту стадию, когда благодарность имеет значение: Волк в мешке, Мужик волен подарить ему жизнь или отнять ее. Еще мгновение – и справедливость восторжествует.
Осознав, какой шанс ему выпал, Мужик берется за цеп и молотит что есть силы по мешку, в котором увязан Волк, до тех пор, пока Волк в мешке перестает проявлять признаки жизни.
«Код Да Винни». Детские сказки глазами юриста (ко дню юриста в Беларуси).
Сказки К.И. Чуковского.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед
А за ним комарики на воздушном шарике
(Угон воздушного судна; Нарушение правил международных полетов)
А за ними раки на хромой собаке
(Жестокое обращение с животными)
Едут и смеются, пряники жуют
(Массовые беспорядки; Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)
Волки от испуга скушали друг друга
(Доведение до самоубийства)
(Убийство, совершенное в состоянии аффекта)
И сказал Гиппопотам крокодилам и китам:
Кто злодея не боится и с чудовищем сразится,
Я тому богатырю двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую
(Дача взятки; Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности)
Не боимся мы его, великана твоего!
Мы зубами, мы клыками, мы копытами его!
И веселою гурьбой звери кинулись в бой
(Вооруженный мятеж; Организация экстремистского сообщества)
Отзыв ответчика Мыши на иск против нее Деда и Бабы
Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения. У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы. 12.09. 2006 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.
Прошу суд принять во внимание мои благие намерения и чистосердечное признание.
Три поросенка.
Теремок.
Самовольное возведение сооружения без разрешения на строительство, акта ввода в эксплуатацию и государственной регистрации недвижимого имущества, самовольное занятие бесхозного имущества, проживание без соблюдения социальных норм на жилплощадь.
Колобок
— побег из места содержания (подоконник)
— хищение продуктов питания у пенсионеров
— перемещение (транзит) сельхозпродукции без фито-санитарного заключения
— неоднократные покушения на убийства и убийство.
Винни Пух
— Попытка хищения меда у пчел (Кража группой лиц по предварительному сговору).
— Винни Пух масируется под тучку, и таким образом пытается втереться в доверие к пчелам и попасть в улей (Нарушение неприкосновенности жилища, Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица).
— Пятачок стреляет в пчел (незаконная добыча животных и растений).
— Затем попадает в Винни Пуха (Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности).
— После этого стреляет в Шарик, средство передвижения, которым пользовался Винни Пух (Умышленные уничтожение или повреждение имущества).
Гостья из будущего
— А хочешь жигули? Представляешь, такой маленький, а уже жигули! (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний).
Маугли
— Ступай прочь, паленая кошка! (Жестокое обращение с животными).
Голубой щенок
— Голубой, голубой, не хотим играть с тобой (Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от его убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам).
Приключения капитана Врунгеля
— Мы бандито – гангстерито! (Бандитизм. Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации).
Приключения Мюнхгаузена
— Будет, будет. Шашлык из тебя будет! (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы).
Ежик в тумане
— Интересно, как там лошадь, в тумане? (Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии).
Приключения Нильса с дикими гусями
Жестокое обращение с животными, эксперименты над животными и массовое их уничтожение (крыс посредством волшебной дудочки).
Как львенок и черепаха пели песню
— А теперь покатай меня, большая черепаха! (Использование рабского труда).
Кошкин дом
— Вот и рухнул кошкин дом. Погорел со всем добром (Нарушение правил пожарной безопасности).
Приключения домовенка
— Ой, прямо дяденьке на голову.
Приключения Буратино
— Несите ваши денежки, иначе быть беде! (Получение взятки за общее покровительство или попустительство по службе).
Падал прошлогодний снег
— Какой хороший половичок. Был. (Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности).
Айболит
Незаконное занятие частной медицинской практикой
Статья УК для сказочных героев, или Взгляд юриста на Машу и Буратино
Сказка ложь, да в ней намек. Однако это не просто уникальное пособие для воспитания детей, но и настольная книга для юриста. Ведь в любимых и знакомых с детства строчках то и дело мелькают статьи Уголовного кодекса.
Квалифицировать действия сказочных героев мы попросили президента Единого правового центра «Вигенс» Владимира Плужника.
Итак, пройдемся по самым известным.
Жила-была Красная Шапочка. Ну дальше вы знаете. Злой Серый волк глазами юриста не такой уж и злодей. Поскольку после прихода дровосеков бабушка осталась жива, то, согласно статье 26 Уголовного кодекса КР, его действия по подготовке и покушению на бабушку и Красную Шапочку признаются неоконченным преступлением и в соответствии со статьями 27 и 28 не влекут уголовной ответственности.
Правда, в других сказках Волку не удастся избежать наказания.
Седьмой козленок вполне мог бы подать в суд и посадить Серого в тюрьму за массовое убийство до конца его жизни. Но в сказке отсутствует факт убийства козлят, так как Коза их спасает из живота волка, поэтому это можно переквалифицировать в похищение, что по статье 123 за перемещение козлят с места их постоянного пребывания, совершенное путем обмана, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Закадычная подруга Серого Лиса также может спокойно попасть в места не столь отдаленные. Помните, «была у Лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». Так вот, действия Патрикеевны можно расценить как самовольный захват жилых помещений, зданий и сооружений с применением насилия или с угрозой его применения и по части 2 статьи 172 наказать лишением свободы на срок от года до трех лет.
Статью 166 «Мошенничество» можно применить к каждой истории про рыжую плутовку. Ее всем известные действия с сыром Вороны или обман Деда с возом рыбки наказывается штрафом от 50 до 300 расчетных показателей (равен 100 сомам) либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет. А мошенничество в крупном размере, как в случае с Колобком, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Кстати, о Колобке. Побег румяного сказочного героя можно расценить как склонность к бродяжничеству, но наказать его за это нельзя. Зато дедушка с бабушкой могут лишиться родительских прав за то, что допускают бродяжничество своих несовершеннолетних детей.
История другой несовершеннолетней героини — Дюймовочки тоже не останется без внимания. В сказке Полевая мышь и Крот в сговоре склоняли к замужеству маленькую девочку, и такие действия расцениваются как понуждение к действиям сексуального характера в отношении малолетних лиц путем шантажа. Так что их можно привлечь к ответственности по статье 131 части 1, 2.1 и 3 с наказанием в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.
А вот тысяча и одно насильственное действие сексуального характера, соединенные с угрозой убийством в отношении Шахерезады, квалифицируются по статье 130 УК КР и наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
В сказках сплошь и рядом встречается принуждение к действиям различного характера.
Для директора кукольного театра Карабаса-Барабаса небо надолго могло стать в клеточку, так как его действия подпадают под часть 5 статьи 125 «Незаконное лишение свободы в отношении двух или более несовершеннолетних лиц» и статью 125-1 «Принудительное использование труда (рабский труд) в отношении двух или более несовершеннолетних лиц». Такие деяния наказываются лишением свободы от трех до семи лет и от семи до десяти соответственно.
Принудительным лишением свободы занималась и Снежная Королева, при этом она еще и обманом похитила ребенка. По статье 123 ей светит лишение свободы от пяти до десяти лет, а по статье 125 — от семи до десяти. Такой же срок грозит и Жабе, которая украла Дюймовочку у матери.
Эту же статью можно применить и к Гусям-лебедям. Но поскольку похищение несовершеннолетнего Вани было спланированной акцией, совершенной группой лебедей по команде главаря — Бабы-яги, то это отягчающее обстоятельство, которое карается по части 2 статьи 123 и наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
Мачеху из сказки «О Спящей красавице и семи богатырях» можно привлечь к ответственности за покушение на убийство и по статье 256 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее за собой отравление людей». Яблоко было хоть и наливным, но отравленным. Даже только за угощение царевны грязным фруктом злоумышленница получит или штраф от 500 до 2 000 расчетных показателей, или лишение свободы до двух лет.
Другую Мачеху, которая насильно заставляла работать ночью Золушку, можно привлечь по статье 66-3 «Семейное насилие» Кодекса КР «Об административной ответственности», которая предусматривает наложение штрафа от 500 до 1 000 сомов или арест на срок до пяти суток.
В то же время Мачеху и сестер нельзя привлечь за оскорбление Золушки, потому что статья 128 «Оскорбление» Уголовного кодекса КР утратила силу в соответствии с Законом КР от 10 марта 2015 года.
Но что самое интересное — наказать можно не только злодеев, но и вполне положительных героев.
Солдата, сварившего кашу из топора, вполне можно привлечь по статье 166 «Мошенничество» и наказать лишением свободы до одного года.
А знаменитому Чиполлино и вовсе грозит длительный срок в тюрьме.
В сказке представители правителя снесли домики героев и в ответ получили массовые беспорядки и оказание вооруженного сопротивления представителю власти (обрызгивание луковым соком). Действия подпадают под статью 233 «Массовые беспорядки» УК КР и наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет. А вот за «насильственный захват и удержание власти» в нарушение Конституции, которые организовал Чиполлино, ему грозит наказание по статье 295 в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Знаменитый друг джиннов Алладин тоже совершил неблаговидный поступок, украв лампу. За такое деяние ему грозит наказание по статье 164 «Кража», которое предусматривает либо привлечение к общественным работам на 10 суток, либо штраф до 100 расчетных показателей, либо полугодовые исправительные работы. Можно также публично извиниться и возместить ущерб, но в этом случае Алладину будет просто не перед кем рассыпаться в извинениях, так как хозяин лампы и сокровищ неизвестен.
Девочке Маше, проникшей в жилище трех медведей, съевшей кашу самого маленького медвежонка и нанесшей ущерб в виде использования их кроватей и другой мебели, грозит наказание по статье 137 УК КР «Нарушение неприкосновенности жилища». Такие действия наказываются штрафом в размере от 50 до 100 расчетных показателей.