Иван-дурак. Сказки про Ивана-дурака: названия. Русские сказки про Ивана-дурака
Наверное, нет ни одного говорящего по-русски человека, который не смог бы сходу вспомнить хоть одну сказку, герой которой – Иван-дурак. И описать этого героя тоже сможет каждый: Иван – младший сын в семье, непутевый, ленивый и добродушный. Его лучше ни о чем не просить, иначе, да и то только после долгих уговоров, Иванушка все сделает хуже некуда! Но почему же тогда именно ему в конце сказки достанется все самое лучшее и полцарства в придачу? Попробуем в этом разобраться.
Сказки про Ивана-дурака: список
Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.
Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.
Чем образ Ивана так приглянулся людям?
Почему Иван-дурак – герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.
Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном – Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила – не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня – грех, и она будет наказана!
Вера в чудо рождает чудеса
Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!
Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!
Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.
Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!
Особенности характера сказочного героя
Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным. Для него каждый новый день – это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?
Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные – не учены, а ученые – не умны».
А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!
Отражение в образе Ивана Дурака языческих традиций
Некоторые исследователи тесно связывали образ Ивана с сохраненными в фольклоре языческими традициями. Например, А. А. Дуров в своей диссертации подчеркивал, что русские народные сказки Иван-дурак украшает собою не только из-за своей недалекости, а потому, что язычники, оказывается, так называли всех, проходящих обряд инициации.
И суть тут была именно в особенностях поведения неофита: он должен был забыть свою прежнюю жизнь, отказаться от рассудочности в поступках. Именно эта «дурость» становилась отличительным качеством человека, который хотел превратиться из «запечного олуха» в настоящего мужчину.
Вспомните: в сказке, в начале ее, Иван – посмешище, которое, сидя за печкой, извините за цитату, «сопли на кулак накручивает». А в конце – это успешный, удачливый молодой мужчина. Значит, инициация пройдена!
А если посмотреть на это с другой стороны?
Может быть, образ простофили Ивана-дурака раскрывает лишь мечту народа о сверхъестественных силах, способных помочь любому? И некоторые исследователи считают, что Иванушка – поэтическая греза, отражающая мечту о беззаботной, развеселой жизни, которая все равно приведет и к счастью, и к богатству.
Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку
Но нужно отметить, что все же не лень или недалекость привлекают к Ивану на протяжении стольких веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямодушие. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: он отпустит, избавив от беды, живое существо, пожалеет странника или старую женщину, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.
Такому герою, как Иван-дурак, и серый волк поможет, и щука, и собака, и кошка. Перед ним все преграды расступаются – ведь он не боится, что это может не произойти!
Помните указанный в фильме «Чародеи» путь к успеху: «Вижу цель – не вижу препятствий»? Именно так все и происходит с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий тому, чтобы отрубить двенадцать голов Змею Горынычу или превратиться в прекрасного царевича, окунувшись в сосуд с молодильной водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!
Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана
Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.
Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак – это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…
Образ Ивана-дурака в детской психологии
И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.
Так кто такой этот любимый сказочный герой?
Исследователи считают, что сказки про Ивана-дурака несут в себе некую стратегию, которая исходит не из стандартных постулатов, призывающих поступать всегда разумно, а наоборот, опирается на поиск оригинальных, нелогичных и неожиданных решений. Но они успешны!
В Иване-дураке сокрыт идеальный человек – верный своему слову, честный и лишенный личного интереса. Ведь и к богатству (полученному как дополнение к жене) он относится отрицательно, несмотря на то, что в конце сказки всегда владеет им.
Такое положение вещей вполне объяснимо тем, что стремление к богатству – это с точки зрения русского народа всегда признак корысти, жадности, а значит, не может быть качеством положительного человека. И раз Иванушка – это воплощение чего-то идеального, то он просто должен быть бессребреником, не знающим цену деньгам и не стремящимся их нажить.
Почему Бог дураков любит?
Хоть утверждение, приведенное в подзаголовке, кажется на первый взгляд алогичным, логика в нем все же присутствует. Судите сами: ведь Дураку больше не на кого надеяться! Ему больше никто не может помочь! И сам себе он тоже не поможет. Остается лишь надежда на Божий промысел.
Кроме того, Иван-дурак, в каких сказках он бы не появлялся, всегда преисполнен необыкновенного доверия только к этому. Он не слушает человеческих советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Провиденью – и оно никогда не подводит такого героя!
И не только Дураков, но и вполне разумных героев волшебных сказок Господь выводит из сложного для них положения, как только они оказываются на перепутье – не знают куда идти. То есть за каждым из них стоит незримо образ Ивана-дурака, его пассивного, открытого для восприятия состояния, которое и помогает сделать единственный верный выбор и выиграть в борьбе за жизнь.
Образ Дурака в литературе и кино
Иван-дурак, способный «взломать» собою все рамки и приличия, так тесно обступившие обычного человека, пустил глубокие корни в русской литературе и в киноискусстве. Этим образом в свое время воспользовались и Ф. М. Достоевский, и А. Н. Островский, и Н. С. Лесков, и М. Горький, и многие другие знаменитые писатели и поэты.
Ведь в его уста можно вложить то, что ни за что не произнесет «благородный» герой, а его поступки заставляют зрителя находиться в постоянном напряжении и безотрывно следить за развитием сюжета.
Искусство доказывает нам: именно Дураки – это поистине свободные люди. Они не связаны условностями, их поступки не поддаются логике, а все, что делается ими – это верный путь к Чуду.
И слава Богу, что Дураки неистребимы! Иначе чудеса просто ушли бы от нас, а мир, соответственно, засох бы стараниями «мудрецов» и прагматиков.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Про Иванушку-дурачка
Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, все у него смешно выходит — не так, как у людей.
Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:
— Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!
— А чем? — спрашивает Иванушка.
— Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари — будет похлебка!
— Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!
Уехал мужик с женой.
Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади их и говорит:
— Ну, вот, я гляжу за вами!
Посидели дети некоторое время на полу, — запросили есть: Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал все коромыслом и думает вслух:
— А кого крошить надо?
Услыхали дети — испугались:
— Он, пожалуй, нас искрошит!
И тихонько убежали вон из избы.
Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок,— соображает: «Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!»
Заглянул в кадушку и говорит:
— Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!
Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает — удивился, рычит:
— Эй ты, зачем дерево в лес несешь?
Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось,— Медведь сел на задние лапы и хохочет:
— Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!
А Иванушка говорит:
— Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!
Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!
— Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!
Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.
— Да брось ты ее! — говорит Медведь.
— Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!
Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:
— Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!
А Иванушка спрашивает Медведицу:
— Тетя, не видала ребятишек?
— Ну-ка, покажи, не мои ли это?
Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:
— Не эти, у меня двое было.
Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:
— Да ведь у тебя человечьи дети были!
— Ну да, — сказал Иванушка, — разберешь их, маленьких-то, какие чьи!
— Вот забавный! — удивилась Медведица и говорит мужу: — Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!
— Ладно,— согласился Медведь,— он хоть и человек, да уж больно безобидный!
Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:
— Поди-ка набери малины лесной, — детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!
— Ладно, это я могу! — сказал Иванушка.— А вы дверь постерегите!
Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во все горло:
Эх, как неловки
Божий коровки!
То ли дело — муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:
Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, — очень рады!
А Иванушка, глядя на них, говорит:
— Эхма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!
Медведь с женой хохочут.
— Ой, батюшки мои! — рычит Медведь. — Да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!
— Вот что, — говорит Иванушка, — вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!
А Медведица просит мужа:
— Миша, ты бы помог ему!
— Надо помочь, — согласился Медведь, — уж очень он смешной!
Пошел Медведь с Иванушкой лесными тропами, идут — разговаривают по-приятельски.
— Ну и глупый же ты! — удивляется Медведь, а Иванушка спрашивает его:
— И я не знаю. Ты — злой?
— А по-моему — кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем!
— Ишь ты, как вывел! — удивился Медведь.
Вдруг видят: сидят под кустом двое детей, уснули.
— Не знаю, — говорит Иванушка, — надо их спросить. Мои — есть хотели.
Разбудили детей, спрашивают:
— Ну, — сказал Иванушка, — значит, это и есть мои! Теперь я поведу их в деревню, а ты, дядя, принеси, пожалуйста, дверь, а то самому мне некогда, мне еще надобно похлебку варить!
— Уж ладно! — сказал Медведь.— Принесу!
Идет Иванушка сзади детей, смотрит за ними в землю, как ему приказано, а сам поет:
Эх, вот так чудеса!
Жуки ловят зайца,
Под кустом сидит лиса,
Очень удивляется!
Пришел в избу, а уж хозяева из города воротились, видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой, детей нет, дверь тоже пропала, — сели они на лавку и плачут горько.
— О чем плачете? — спросил их Иванушка.
Тут увидали они детей, обрадовались, обнимают их, а Иванушку спрашивают, показывая на его стряпню в кадке:
— Это чего ты наделал?
— А я почему знаю — как?
— А дверь куда девалась?
— Сейчас ее принесут, — вот она!
Выглянули хозяева в окно, а по улице идет Медведь, дверь тащит, народ от него во все стороны бежит, на крыши лезут, на деревья; собаки испугались — завязли, со страху, в плетнях, под воротами; только один рыжий петух храбро стоит среди улицы и кричит на Медведя:
Сказки с участием ивана дурака
Про Иванушку-дурачка
Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит – не так, как у людей. Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит.
Сказка об Иване-дураке
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый мужик. И было у богатого мужика три сына: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак, и дочь Маланья-векоуха (вековуха, старая дева. – Ред.), немая. Пошел Семен-воин на войну, царю служить.
О Иванушке-дурачке
Был-жил старик, у него было три сына: двое умных, а третий Иванушка-дурачок. Умирая, отец приказал им три ночи сряду ходить по очереди на его могилу и ночевать там. Когда умер старик и его похоронили, большому.
Емеля-дурак
Жили три брата, два-то умных, а третий дурак; умные братья поехали в нижние города товаров закупать и говорят дураку: “Ну смотри, дурак, слушай наших жен и почитай так, как родных матерей; мы тебе купим сапоги.
Иван-дурак
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же.
Иванушка-дурачок
Был-жил старик со старухою; у них было три сына: двое – умные, третий – Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил. В одно время.
Набитый дурак
Жил-был старик со старухой, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать: – Ты бы, сынок, пошел, около людей потерся да ума набрался. – Постой, мама; сейчас пойду. Пошел по деревне, видит.
Как Иван-дурак дверь стерег
Жили старик со старухой. Было у них три сына: двое умных, а третий — дурачок. Стали братья с родителями собираться на работу. Иван-дурак тоже стал собираться — взял сухарей, налил воды в баклажку. Его спрашивают.
Дурак и берёза
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык – и.
Издревле в русских народных сказках главным героем становится – Дурак! Герой этот всегда неотразимо обаятелен. Ведь детские сказки про Дурака показывают нам не глупого человека, а доброго и простодушного. И поэтому-то другие персонажи считают его дурачком из-за природной непрактичности и искреннего бескорыстия. Но в страшной и одновременно весёлой русской сказке, наш герой, помогая и выручая из беды, казалось бы чужих людей; благодаря сокровищам своей души, обретает любовь и счастье. А ребёнок, трепетно внимающий чудесным сказочным коллизиям, постигает главную науку – науку добра и сострадания.
Иванушка-дурачок
Жил-был старик со старухой и было у них три сына: двое умные, а третий – Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.
В одно время наварила старуха ржаных клёцок и говорит дураку:
– На-ко, снеси эти клёцки братьям, пусть поедят.
Налила полный горшок и дала ему в руки. Побрёл он к братьям. День был солнечный. Только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:
«Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?» И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.
– Эка ненасытная утроба! – сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком – разлетелись черепки в разные стороны.
Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:
– Где же обед? Давай живее.
– Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!
– Какой такой человек?
– Вот он! И теперь рядом стоит!
Братья ну его ругать, бить, колотить. Отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.
Принялся дурачок пасти. Видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.
– Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?
– Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать – во как умаялся!
– Постой, еще не так умаешься! – говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!
Ни много, ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли. Целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошадёнка такая, знать, неудалая: везёт — не везёт!
«А что, – думает себе Иванушка, – ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-то и сам добежит».
Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.
«Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!” – подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:
– Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.
Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.
«Эх, » думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!»
Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она всё не пьет.
«Знать, без соли не хочет!» — и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь всё не пьет.
– Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?
– Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Ещё вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:
– Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?
– А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся – так я их на дороге кинул.
– Ступай, дурак, поскорее! Собери всё, что разбросал по дороге!
Иванушка пошёл в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несёт домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.
– Пиво, не броди! Дурака не дразни! – говорит Иванушка.
Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.
Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.
На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:
– Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!
– Постой, дурак, – сказал барин, – я умею и судить и рядить; вылезай из куля!
Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.
– Знать, бурка ловит! — проговорили братья и побрели домой.
Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:
– Вот каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко — такой славный!
Завидно стало братьям; говорят дураку:
– Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдёт от нас сивко…
Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и поехал домой.
Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а сказке конец.