Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка»
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением.
Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.
II. ПОВТОРЕНИЕ
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить
Средний был мечтатель, романтик и фантазер.
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Город, в котором градоначальником был старший брат назывался …
Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”
– Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).
Здесь мечтательные жители существовали под девизом: “Ели бы, да кабы!”
Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”.
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.
1. Индивидуальное задание на карточках
Двое человек, самых любопытных, засмотревшись, заблудились.
Чтобы нас догнать, они должны выполнить задание на карточках.
Синтаксический разбор предложения.
Магазин завлекал прохожих красочными вывесками.
Морфологический разбор прилагательного красочными (вывесками).
2. Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.
Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.
Некоторые правила города мы усвоили. Вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки).
3. Повторение изученного на прошлом уроке
Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о жителях их города?
– Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения?
И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное наклонение.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.
Образование глаголов условного наклонения
Нам захотелось узнать историю их дружбы. А они охотно рассказали, как они образовались, и показали схемы, где это зафиксировано СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
Значение глаголов в условном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте составим их ответ.
Архитектор ответил (I ряд):
Садовник (II ряд) сказал:
Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала (III ряд):
Я бы сшила новое платье, если бы…
Проверяем
Назовите глаголы в условном наклонении.
– Что обозначают глаголы в условном наклонении.
Чтение учебника на стр. 176, 177.
– Как образуются глаголы в условном наклонении.
– Как изменяются глаголы в условном наклонении?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Выборочный диктант
И хотя все в городе было недоделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели веселые песни, с удовольствием слушали стихи о своем городе.
Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение (это старое название города), написал известный поэт Джанни Родари.
ЗАДАНИЕ
Выпишите через запятую все глаголы в условном наклонении.
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.
А на последок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей.
ЗАДАНИЕ
Прочитаем стихотворение П. Заходера “Петя мечтает”.
Назовите глаголы в условном наклонении.
– На улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры.
Итак, давайте помечтаем.
ЗАДАНИЕ
Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.
1 ряд. Если бы я был директором школы, то …
2 ряд. Если бы я выиграл миллион, то …
3 ряд. Если бы я был невидимым, то …
Сказка про царей Глагольного государства для урока
В Словарном царстве, в Глагольном государстве проживали самые разные глаголы. А правили этой страной сразу три государя–царя, три родных брата под фамилией Глагольные Наклонения. Старший брат звался Повелительным Наклонением, средний – Наклонением Изъявительным, а младшего величали – Условное Наклонение Глагола. Все три царя–наклонения являлись грамматической категорией глаголов.
Нет, конечно, он был чрезвычайно справедливым правителем. И с теми, кто не нуждался в приказах, он обходился довольно мило, выражая свою просьбу спокойно и культурно. Например: «Будьте добры, рассадите в моём саду побольше розовых кустов!» или «Приготовьте сегодня на обед, пожалуйста, жареную курочку!»
А бывало и такое, что он, находясь в самом прекрасном расположении духа, ласково предлагал кому-либо: «Пошли в кино! Давайте поиграем! Да здравствует мыло душистое и мятный зубной порошок! Будьте здоровы!»
Глаголы в повелительном наклонении единственного числа 2 лица имеют свою, присущую только этому наклонению, форму: к глагольной основе прибавляют постфикс «и» или пользуются способом образования без суффикса: «говорить – говори», «смеяться – смейся».
Ко множественному числу прибавляется окончание «те»: «говорите», «смейтесь».
Но, если Повелительное Наклонение обращался не к своему собеседнику, а имел в виду третьих лиц, которые непосредственно в диалоге не участвовали, глаголы в речи имели вид 3 лица либо единственного числа, либо множественного в изъявительном наклонении, но с добавлением слов «пусть», «пускай» или «да»: «пусть уйдут», «пускай приходят», «да будет свет».
Конечно, мы уже заметили, что в гневе старший брат бросал резкие короткие приказы, выражая их неопределённой формой глагола: «Сидеть! Молчать!»
Когда же он был в хорошем расположении духа и предлагал своим подданным или друзьям, например, немного развлечься, то использовал для приглашения форму глагола множественного числа 1 лица изъявительного наклонения совершенного вида в сочетании со словами «давай или «давайте»: «Давайте сходим! Давай пообедаем».
Средний брат, Изъявительное Наклонение Глагола, был тоже человеком честным, справедливым, в общем – реалистом. Он изъяснялся обычным и всем понятным языком, используя в речи глаголы всех известных лиц и чисел, а также во всех существующих временах. Глаголы в изъявительном наклонении обозначали реальное действие, происходящее в настоящее время, бывшее в прошлом или планируемое в будущем.
И даже если государь по имени Изъявительное Наклонение Глагола шутил или попросту – врал, фантазировал, то в речи его это никаким образом не отражалось. Он использовал те же самые глаголы, которыми рассказывал о вещах правдивых. Догадаться о том, что в данный момент царь рассказывает реальный случай, а не повествует свой очередной вымысел или только что сочинённую удивительную, фантастичную историю, можно было лишь по смыслу.
А третий брат был очень мягким и нерешительным правителем. Да он, собственно, и не давал никаких приказаний, не выпускал указов. Чаще всего Условное Наклонение Глагола давал своим братьям осторожные советы: «Было бы лучше, мой милый брат Повелительное Наклонение Глагола В Русском Языке, если бы ты поменьше приказывал, а был бы с подданными помягче…» или «Я бы на твоём месте побольше гулял на свежем воздухе».
Иногда на Сослагательное Наклонение (а у него было и такое имя) нападала мечтательность. Он уходил в поле и представлял себе всякие изумительные вещи.
«Если бы у меня были крылья, я летел бы над землёй, подобно птице!» Кстати, глаголы, которые он употреблял в своих речах, могли изменяться по родам и числам. Время у этих глаголов не определяют, однако глагол в сослагательном наклонении имеет форму прошедшего времени с частицей «б» или «бы».
Братья были очень дружны между собой. Поэтому иногда они пользовались в своей речи теми формами глаголов, которые были свойственны другому наклонению. То есть, например, формы глаголов повелительного наклонения частенько встречались в значении наклонения изъявительного: «Тут она возьми да и поверни голову в его сторону». А иногда форма повелительного наклонения и вовсе может иметь значение сослагательного: «Не приди ты вовремя, меня бы уж мог не застать».
А в некоторых случаях глагол, стоящий в форме изъявительного наклонения, вдруг превращался в приказ, то есть, употреблялся со значением повелительного наклонения: «Ну, чего встал? Пошёл, пошёл!»
Форма условного наклонения также иной раз имеет значение повелительного: «Поговорил бы ты с Натальей, уж столько пропусков у неё накопилось!»
Вот так и правили они своим замечательным царством долго и счастливо. Да и по сей день ещё правят.
Сказка о наклонениях глагола
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сказка о наклонениях глагола
Выполнили: ученицы 6а класса
МОУ СОШ № 39 г.Иркутска
Легун Алина и Динь Яна
Жил-был в королевстве Морфология мудрый король Глагол.
И было у него три сына: принц Повелительное наклонение, принц Изъявительное наклонение и принц Условное наклонение
Принц Условное наклонение был фантазером и романтиком. Целые дни напролет он играл на лютне и мечтал: «Я стал бы лучшим королем в мире…Я сделал бы всех людей счастливыми… Я вырастил бы прекрасный сад… Я бы… Я бы…»
БЫ
Но тут приближалась частица БЫ, которая всегда мешала принцу осуществить его мечты, и он гнал ее прочь, но частица ни за что не хотела расстаться с принцем и продолжала преследовать его.
Иногда он просил, побуждал к действию, призывал, а чаще требовал и приказывал: «Старайся! Учись! Работай! Дерзай!»
Приходилось жителям королевства ему подчиняться, особенно когда принц использовал вежливые слова ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, БУДЬТЕ ДОБРЫ, НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ
Принц Изъявительное наклонение был самым спокойным и рассудительным среди братьев. Он жил настоящим, но не забывал о прошлом и часто размышлял о будущем королевства.
Однажды на балу он встретил прекрасную принцессу Времиллу и влюбился в нее.
Сыграли пышную свадьбу.
Настоящее
время
Будущее
время
Прошедшее
время
А у принцессы Времиллы было три брата.
Прошедшее
время
Настоящее
время
будущее
время
Так принц Изъявительное наклонение породнился с Настоящим, Прошедшим и Будущим временами.
Когда король состарился, он разделил королевство между своими сыновьями.
Принц Условное наклонение поселился в уютном деревенском домике, где никто не мешал ему мечтать: «Ах, если бы да кабы…» Впрочем, от надоедливой частицы БЫ он так и не избавился.
Принц Повелительное наклонение построил себе крепость и на главной башне написал свой девиз: «Так точно! Будет сделано!»
Так точно! Будет сделано!
Принц Изъявительное наклонение построил огромный дворец. Еще бы! Ведь он обзавелся большой семьей!
На гербе он написал свой девиз: «Было! Есть! Будет»
А еще он составил генеалогическое древо королевской семьи.
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ УСЛОВНОЕ
настоящее прошедшее будущее
время время время
учусь учился буду учиться учись, учитесь учился бы
научился научусь научись, научитесь научился бы
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Выплаты и льготы для студентов в 2021 году
Время чтения: 14 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка»
Урок русского языка в 6-м классе по теме:
«Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка»
Цели урока:
научить определять глаголы в условном наклонении;
способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
воспитывать интерес к русскому языку, чувство юмора.
I. Оргмомент.
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением.
Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.
II. ПОВТОРЕНИЕ
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить
Средний был мечтатель, романтик и фантазер.
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Город, в котором градоначальником был старший брат назывался …
Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”
– Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).
Здесь мечтательные жители существовали под девизом: “Ели бы, да кабы!”
Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”.
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.
1. Индивидуальное задание на карточках
Двое человек, самых любопытных, засмотревшись, заблудились.
Чтобы нас догнать, они должны выполнить задание на карточках.
Синтаксический разбор предложения.
Магазин завлекал прохожих красочными вывесками.
Морфологический разбор прилагательного красочными (вывесками).
2. Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.
Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.
Некоторые правила города мы усвоили. Вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки).
3. Повторение изученного на прошлом уроке
Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о жителях их города?
– Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения?
И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное наклонение.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.
Образование глаголов условного наклонения
Нам захотелось узнать историю их дружбы. А они охотно рассказали, как они образовались, и показали схемы, где это зафиксированоСДЕЛАТЬ + Л + БЫ
Значение глаголов в условном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте составим их ответ.
Архитектор ответил (I ряд):
Я бы построил дворец, если бы …
Садовник(II ряд) сказал:
Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала (III ряд):
Я бы сшила новое платье, если бы…
Назовите глаголы в условном наклонении.
– Что обозначают глаголы в условном наклонении.
Чтение учебника на стр. 176, 177.
– Как образуются глаголы в условном наклонении.
– Как изменяются глаголы в условном наклонении?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Выборочный диктант
И хотя все в городе было недоделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели веселые песни, с удовольствием слушали стихи о своем городе.
Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение (это старое название города), написал известный поэт Джанни Родари.
ЗАДАНИЕ
Выпишите через запятую все глаголы в условном наклонении.
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.
А на последок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей.
ЗАДАНИЕ
Прочитаем стихотворение П. Заходера “Петя мечтает”.
Назовите глаголы в условном наклонении.
– На улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры.
Итак, давайте помечтаем.
ЗАДАНИЕ
Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.
1 ряд. Если бы я был директором школы, то …
2 ряд. Если бы я выиграл миллион, то …
3 ряд. Если бы я был невидимым, то …
Презентация к уроку-сказке «Наклонения глагола».
Повторение и изучение знаний о глаголе, его грамматических признаках и употребление его в речи.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку-сказке «Наклонения глагола».»
Урок русского языка в 6 классе Урок- сказка «Наклонения глаголов»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9» г. Елабуга
Щербакова Наталия Викторовна
Главный гость нашего урока Глагол.
В некотором царстве, в некотором государстве…
жил-был король Глагол I
А.С. Пушкин: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.»
Какие уроки « преподают» нам сказки?
Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.
Все вы знаете сказку «Колобок». Помните, как она начинается?
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
Что обозначают глаголы?
Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
Давайте сформулируем цели нашего урока.
Какие поставим задачи на урок?
Повторение о глаголе.
Запишите в тетрадях имена братьев и глаголы, которые употребляют в своей речи наши герои.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад
Все б у парня получалось
Если б что-то не случалось
Если б кто-нибудь помог.
Брат ТИМОНЯ средним был,
тот командовать любил.
Только слышно от него
Меньший брат ИВАНОМ звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет.
А весной засеет поле.
— Слов на ветер не бросаю,
Что надумал выполняю.
А ведь братья, ребята, напомнили нам о наклонениях глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья?
ЕПИФАН ТИМОНЯ ИВАН
УСЛОВНОЕ ПОВЕЛИТ. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ
Давайте, ребята, снова вернемся к нашей сказке.
Царь-отец рассержен очень
Братьев он зовет пред очи:
— Брат Иван пошел сражаться.
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
ИЗ ТЕКСТА ВЫПИСАТЬ В ДВА СТОЛБИКА ГЛАГОЛЫ В ФОРМЕ УСЛОВНОГО И ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.
2) Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Апреля.
3) Не сжег бы ты кожу лягушечью, оборотилась бы я снова красной девицей.
4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
1 столбик 2 столбик
условное наклонение повелительное наклонение
Спасибо, ребята, выручили.
И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
— Не хотите наказанья
Вот-ка вам еще заданье!
ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ ФОРМЫ ТРЕХ НАКЛОНЕНИЙ
Спишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки, определите наклонение глаголов.
Бе… смелости (не)возьм… ш. и крепости. Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш…. По твоим делам о тебе суд…т. Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш…. На помощ… надейся, а сам (не)плошай. Не сп…ши языком – торопись делом. Учись доброму – худое на ум (не)пойдёт.
Данные словосочетания переделайте так, чтобы в них были глаголы повелительного наклонения. При этом, сохраните вид глагола.
Рисую солнце, люблю свой поселок, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.
Рисуй солнце, люби свой поселок, уважай взрослых, гордись своей страной, получи хорошее образование, выучи английский язык, прочитай стихи Пушкина, дорожи дружбой.
Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?
Определите наклонение глаголов.
крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..
Определите наклонение глаголов и обозначьте соответственно цифрами: 1- изъявительное, 2 – повелительное, 3 – условное
а) Труд кормит, а лень портит …..
б) Поздней осенью скворцы отлетают на юг….
в) Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их…..
г) Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой……
д) Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду…….
Составление синквейна со словом Наклонение .
«Одну минуту на ответ»
Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Я вам, ребята, благодарна.
С заданиями справились легко
Вы прошли трудный путь!
Справились со сложными заданиями!
Написать сказку о глаголе по началу « Жил-был глагол» или сочинение « Моя любимая сказка», используя глаголы в разных наклонениях.