Краткое содержание сказки
В литературной работе присутствуют гиперболы — рост богатыря с версту; гротески — страшный храп, который всех пугает, длительный сон без пробуждения; острая ирония — Баба-Яга — мать для витязя.
Богатырь и народ
Главные персонажи представлены русским народом и Богатырём. Могучий атлет был рождён для защиты Родины от неприятеля, но не оправдал надежд перед своими людьми. Российское племя долготерпеливо и верит, что в наиболее трудные времена ему поможет богатырь.
Второстепенные персонажи — матерь силача Баба-Яга, Иван-Дурак, который понял подлинное положение могучего молодца, а также враги русской страны.
Сказочный силач появился на свет для защиты родного края. Непродолжительное время вершил великие дела: несколько вырванных с корнями дубов, беспробудные сновидения, устрашающий храп.
Богатырь наводил страх на всех вокруг, он обычно погружался в сон и так накапливал силу.
Характеристика русского народа:
Враги остереглись нападать на Российское государство, где население боится уснувшего исполина. Русская сторона и её народ постоянно надеются. Когда звали на помощь, успели передраться между собой, многие беды перенесли, но продолжали веровать в Спасителя.
Нападение врагов-супостатов
Российский народ безмолвно переносит лишения, терпит все невзгоды. Разумеется, необходимо быть смелыми и уметь бороться против несправедливости.
Так прошла тысяча лет. Все это время силач беспрерывно спал. В ту сложную пору случилось, что совершили набег на родную землю жестокие враги. Русские люди возопили, но от Богатыря не было слышно даже храпа в ответ.
Отправились искать силача-защитника. Затем Иван-дурак разворошил дупло, в котором спал атлет, и явился перед народом этот исполин, но он до самой шеи был изъеден змеями.
Главная мысль произведения «Богатырь» Салтыкова-Щедрина — насущная необходимость свергнуть самодержавие в Российском государстве. Спящий витязь представляет собой плеяду самодержцев. Они крайне далеки от населения, их заботит лишь собственное спокойствие и личные заслуги прошлых лет. Русскому племени, конечно же, не нравится такое положение вещей, в обществе начинают появляться революционные волнения.
Баба-Яга — неоднозначная героиня в Салтыковской сказке. Она совершает как злые, так и добрые поступки, это зависит от её настроения.
В давнюю пору мудрые правители объединили Русь, сделав её Великой, отстояли и расширили границы своей земли. Помня о былых войнах, о подвигах русских воинов, о героизме и мужестве народа, враги длительное время не осмеливались нападать, но, прознав о долгом сне императора, обрушились на Российскую страну. Но прошла тысяча лет, европейские соседи перестали принимать спящую Русь. Русский народ оставался жив только благодаря одной вере и почитанию минувших подвигов.
Сказка была напечатана для широкого круга читателей гораздо позже её создания — лишь в советский период в 1922 году. Когда литературный труд был завершён, о нём стало известно только избранному кругу в самодержавной России.
Основная идея
Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.
Вопросы самодержавия
Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.
При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.
При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.
В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.
Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:
В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.
Народ бесконечно терпит непомерные пошлины и поборы, напрасно ожидая защиты от тяжёлых бедствий.
Значение литературного произведения
Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.
Разумеется, такие сложные процессы — дело не одного дня. Чтобы преобразовать общество и уклад страны, потребуются сотни лет. Но если не стремиться к улучшениям, они никогда не наступят. Следует избавиться от привычки замалчивать своё мнение, держаться в стороне от общественных и политических процессов в государстве, не высказывать собственное несогласие в ситуациях, когда это жизненного необходимо.
Главный смысл сказки — требуются изменения, народу нужно усвоить урок и перестать быть Иванушкой-дурачком, который осознаёт недостатки, но бездействует. В «Богатыре» есть призыв противостояния против самодержавия.
В своих литературных трудах писатель особенно уделяет внимание теме крепостного права и изжившего себя самодержавия. Есть в произведении Салтыкова-Щедрина анализ ошибок, совершённых Российским правительством. Витязь испокон веков является символом надёжности и сохранности, это обозначение русской силы и символ справедливого властвования. Но он, к сожалению, растерял себя по причине собственной лени.
Жанр сказки позволяет аллегорично продемонстрировать отношения в обществе через образы животных и волшебных персонажей воплощены социальные типажи. В произведениях Салтыкова-Щедрина рассматривается конфликт самодержавия и народных масс, столкновение господ и работников. Здесь отражены различные направления общественной мысли, описывается обывательский подход, рассматриваются вопросы морали и нравственности.
Михаилом Салтыковым-Щедриным написано огромное количество повестей, рассказов, сказок, главные вопросы, рассматриваемые в его литературных произведениях — тема власти и счастья русского народа.
Богатырь салтыков щедрин основная тема. Анализ сказки богатырь салтыкова-щедрина сочинение
Каждая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина содержит, помимо повествования, глубокий смысл, который волнует автора. Произведение имеет форму народной легенды со знакомыми всем фольклорными персонажами. Описывая своих героев, их характеристику и действия, автор высмеивал недостатки современного ему общества. Делая на урок литературы кратко анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Богатырь», ученики поймут ее смысл и смогут правильно написать сочинение по плану.
История написания и жанр
Всего Салтыков-Щедрин написал 32 сказки, однако не смог собрать их воедино и опубликовать полный сборник. В первое издание, сделанное при жизни писателя, вошло всего 23 произведения.
Сказка «Богатырь» не попала в этот сборник, она затерялась в архивах. Это вполне объяснялось содержанием сказки. Автор написал ее в резкой обличительной форме, она носила вызывающий характер, не соответствующий литературной цензуре того времени. Произведение увидело свет лишь в 1922 году.
«Богатырь» написан в жанре сказка. Она обнажает перед читателем весь смысл происходящего, хотя мифических эпизодов в произведении немало. Для многих писателей-сатириков подобная сказка — уникальная возможность протеста против вещей, не подлежащих прямому высказыванию. Автор таким образом может выразить собственное недовольство. А произведение играет роль ширмы. Значительная часть авторских сказок наделена важным и глубоким смыслом.
Этот жанр среди писателей популярен ввиду возможности донести до читателя авторские соображения относительно той или иной проблемы, которая, будучи обнародованной, может быть истолкованной как мятеж.
Общий смысл сказки
В образе Богатыря автор показывает правительство, прогнившее до самых низов, которому совершенно безразлично положение народа своей страны. Писатель жил во времена строжайшей цензуры и страха перед властями. Эта ситуация ярко описана в его сказке:
Описанные в сказке враги олицетворяют не только внешних, но и внутренних агрессоров, растаскивающих страну по частям и наживающихся за этот счет. В стране царит нищета, голод, смута, но правительство не принимает никаких действенных мер для решения этой проблемы.
Образ Бабы-яги в сказке показывает бездействие властей, а змеи, съевшие Богатыря, — главные пороки людей, стоящих у власти. Они губят себя в жадности, бездействии, алчности и равнодушии.
Сравнивая отношение правительства к народу в те времена и на сегодняшний день, можно сказать, что оно почти не отличается. То же равнодушие к положению простого народа, то же бездействие. Золотой Телец решает все вопросы: если человек имеет деньги, для него будут открыты все двери, он сможет без проблем решить любые вопросы. Сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь» вполне актуальна и в современное время.
Основная тема и мысли автора
Характер сказки сразу бросается в глаза, он очень яркий и разоблачительный. Читателю становится ясно, что она направлена против реалий существующих порядков, запрещающих свободу слова. Образ Богатыря, спящего беспробудным сном тысячелетия, передает абсолютизм, а Иванушка-дурачок — яркий представитель простого народа.
За период сна Богатыря в его родной стороне произошло много трагических событий, но он даже не приоткрыл свои глаза и не заметил этой боли. Земля стонала от страшных вражеских нашествий, но это не помешало сну спящего богатыря. Автор хотел, чтобы читатель увидел в образе Богатыря существующую власть, которая не замечает (или не хочет увидеть) народные страдания, войны и голод. Это очень удобная позиция.
Иванушка видит, что пока Богатырь спал, его тело почти обглодали. Такое разложение существующих властей приводит к непременному упаду и регрессу государства. И такое положение было во все времена. Для выражения этой основной мысли автор использует весьма точные и хлесткие слова и выражения. Это помогает понять, что чувствовал народ, какие у него были эмоции в период тяжелых для страны испытаний.
В сказочной манере Салтыков-Щедрин пытается показать, что пора разбудить спящего Богатыря, из-за которого страдает государство и его народ. Он высказывает свое недовольство смирением с существующей действительностью и ее недостатками.
Однако это совсем непросто. Автор прекрасно понимает, что для изменения подобной ситуации может потребоваться не одно десятилетие или даже столетия. От этого становится особенно обидно и грустно, ведь человеческая жизнь очень коротка, и глупо ждать наступления следующей эпохи.
Иванушка представлен в сказке не особо умным парнем, однако и он понимает непростую ситуацию с крепко спящим Богатырем. Возникает вопрос, мог ли простой парнишка изменить ситуацию. Иванушка представляет русский народ, в привычках которого смирение и подчинение существующим порядкам. Власть не позволяет обществу высказывать свое мнение и выражать недовольство даже в самых критических ситуациях.
Писатель выражает надежду и желание, чтобы народ, наконец, перестал быть похожим на этого Иванушку, который замечает неладное, но не смеет высказать свое мнение. На глобальные изменения порой нельзя повлиять, но существующую обстановку исправить в силах социума.
Популярные сегодня пересказы
Поднимаемые проблемы
Большинство критиков считает, что эта сказка — одно из произведений сатиры, обладающих агрессией нападения на ситуацию, в которой пребывает страна. По сути, автор повторил и пересказал тему царизма, поднятую ранее в «Истории одного города». В сказке царизм подвергается сравнению с трупом воображаемого царя — уже разлагающегося и привлекающего внимание народа.
Автор был убежден, что отсутствие у каждого отдельного человека гражданского и политического самосознания, наделяющего индивидуума способностью отслеживать обстановку в стране, и есть причина всех бед. Делая анализ «Богатыря» Салтыкова-Щедрина, стоит упомянуть, что человек из массы просто не понимает неспособности людей к осознанию могущества общественной силы.
Автор наглядно отразил врожденную способность народа к сопротивлению политическому давлению. Жестокость, а также могущество сильных мира сего, неизбежно подавляющих обычных людей, преувеличена простыми обывателями. Акцент на этом моменте сделан с целью побуждения народа на решительные действия. Автор убеждает общество мобилизовать все силы, которыми располагает народ, для исправления собственного положения.
Салтыков-Щедрин всегда придерживался цензуры, и его произведения попадали в массовую печать. Задача автора — обратить внимание читателя на насущные проблемы, ни в коем случае не задевая при этом государственную власть. А основные мысли он адаптирует под понимание народа — здравомыслящего и неравнодушного к собственным проблемам. Писателя действительно волнует ситуация, он искренне не понимает:
На все это у автора нет ответов, и он дает понять рядовому обывателю, что ничего невозможного не бывает. Однако в большей степени автор ратует за формирование и развитие морального облика отдельно взятых личностей, призывая их отвечать за собственные действия. И пусть такие призывы не всегда эффективны, они злободневны и сегодня, ведь нынешние проблемы довольно острые, а правительство отчасти осталось неизменным. А значит, и социальные проблемы.
Делая анализ сказки «Богатырь», не следует забывать, что все произведения автора наполнены глубочайшим смыслом, а не набором красивых слов и фраз. Как и любое другое произведение автора, эта сказка рекомендована к прочтению представителям подрастающего поколения.
Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок
Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.
Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника». В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.
Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.
Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
Информация о работе «Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок»
Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 3994 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Билеты по литературе 11 класс
… », опубликованный в 1918 г. В 1918 – 1921 годы Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатается, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции, руководит воссозданным «Цехом поэтов», а в 1921 году — Петроградским отделением Союза поэтов. Под руководством Гумилева работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из …
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
… гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился …
Билеты по литературе
… политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных …
Краткое содержание Богатырь Салтыкова-Щедрина
В одном царстве появился на свет Богатырь. Родила его Баба-яга, она же и кормила, холила и лелеяла сына. А когда вырос тот огромным как гора, то ушла на покой в места заброшенные, а сын отправился куда глаза глядят подвиги совершать.
Пришел Богатырь как-то в лес дремучий. Схватил один дуб и вырвал его из земли, ударил кулаком другой и напополам его разбил, увидел третий дуб, с дуплом, залез внутрь и уснул.
От храпа могучего застонал лес, разбежались звери, разлетелись птицы и даже нечисть убралась подальше.
Прокатилась слава о Богатыре по всей земле. Все дивились ему и боялись – и свои, и враги. Думали, что в дупле он сил набирается и как проснется, то содрогнется весь мир от мощи его. И ходят все вокруг на цыпочках, чтоб не проснулся Богатырь. Так прошло тысяча лет. Зла развелось, неправд и обид столько, что стоном мужицким земля наполнилась. Но спит Богатырь…
А враги все присматривались к стране и боялись ее, поскольку народ там боялся даже спящего Богатыря. Но вскоре задумались: почему ни разу Богатырь не помог своим людям, несмотря на обилие бед? Дрались люди как звери, убивая друг друга. Взывали старики о помощи Богатыря, чтоб явился он и рассудил. Но глух был великан, оглашая мощным храпом окрестности. А как-то страшный неурожай пришел на землю, градом поля выбило, а солнце и засуха уничтожили остатки посевов. Надеялись, что придет Богатырь и накормит всех. Но тот в дупле сидел. Пришли великие пожарища. Горели селенья, и целые города, и леса вокруг. Не стало у людей ни крова, ни одежды, ни еды. Думали, вот сейчас придет Богатырь и поможет всем. Но он так и не пришел.
За тысячу лет все беды мыслимые пережила страна, и ни разу Богатырь не шелохнулся, чтобы узнать, почему стон идет по всей земле.
Но люди верили, плача и стеная, что когда иссякнет источник слез, то Богатырь спасет их.
И вот наступило время, когда поднялись супостаты, окружив страну, и пошли прямиком на Богатыря.
Один осторожно подошел к дуплу, другой. Воняло гнилым оттуда, не стало Богатыря. Ринулись враги на страну и стали ее рубить и жечь, мстя за тот страх, который породил Богатырь в их сердцах за эти столетия.
Заметались люди, стали защиты искать для себя и государства своего, стали во весь голос звать Богатыря. Но он не шевелился.
Подошел к дуплу Иван-дурак, прошиб дупло кулаком – а у Богатыря гадюки давно уже туловище съели до самой шеи.
Стоит ли полагаться на того, кто всегда был глух к просьбам о помощи?
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Все произведения
Богатырь. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Прославленный автогонщик Клерфэ поехал в один из санаториев, расположенных в Альпийских горах, предназначенный для лечения людей, больных туберкулезом. Целью Клерфэ было навестить там своего друга и бывшего автогонщика Хольмана
В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.
Френсис Моргал лениво прожигает свою жизнь, он поздно пробуждается, поздно завтракает, неторопливо занимается своими делами. Френсис находится в постоянном поиске занятия, которое ему по душе
Книга написана не для тех, кто стремиться увидеть глянцевый сюжет войны с победой, патриотизмом и подвигами. Роман Гранина открывает взгляд на ВОВ изнутри. Не от лица маршалов и генералов, которые партиями отправляли на верную гибель солдат
Автор написал оперу по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Композитор взял за основу сюжетные события из пьесы, но герои произведения были списаны с реальных людей его эпохи
Сказка Богатырь
В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»
Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит — он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.
Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.
Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел — никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»
И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»
И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.
Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»
Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» — а он и тут в дупле проспал.
Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.
Что ж это за Богатырь такой?
Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.
Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»
Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.
Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.