5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки
Видеоурок: М.Е. Салтыков-Щедрин. Биография и творчество
Лекция: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о том, как два высоких перербургских чина по волшебству попали на необитаемый остров. Проголодавшись, они понимают, что находясь посреди продуктового изобилия, ничего не могут себе приготовить поесть. Призадумались генералы, и поняли – им нужен мужик, чтобы пришел, приготовил, накормил. Нашли они такого мужика, с его помощью домой, на Подъяческую улицу вернулись.
В сказке писатель не только сатирически изображает ленивых генералов и ситуации, в которые они попадают – под фантастическим сюжетом скрыт глубокий серьезный смысл. Автор показывает, насколько рабски ведет себя простой народ, порабощенный праздными богатыми крепостниками, и что в итоге за преданность и службу получает от своих благодетелей – «…рюмку водки да пятак серебра».
«Дикий помещик»
Простой русский мужик спасает барина не только от голода, но и от полного одичания в сказке «Дикий помещик». Надоели помещику мужики, захотел он от них избавиться. Его желание исполнилось – перенес всех мужиков Всевышний из барского имения в неведомые дали. Однако закончилось все полным одичанием помещика, имение в негодность пришло. Спасли дикого барина вернувшиеся мужики – изловили, отмыли, «он жив и доныне». Салтыков-Щедрин в образе опустившегося, звероподобного создания показывает, что станет с господами помещиками, если они останутся без мужицкого труда – источника помещичьего благосостояния.
«Премудрый пискарь»
Салтыков-Щедрин высмеивает обывателей, стремящихся самоустраниться от жизни, не вмешиваться ни во что, «жить в норе». О причине исчезновения своего героя писатель не сообщает – пискарь просто исчезает, непонятно и внезапно. Финал намеренно оставлен открытым – автор доверяет проницательному читателю самому объяснить, как и куда пропала вечно дрожащая, боящаяся всего и вся маленькая пугливая рыбка.
3. Произведения
Читать 0 мин.
3.740. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки
История создания сказок
Выдающимся достижением последнего десятилетия творческой деятельности Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889) является книга «Сказки», включающая тридцать два произведения. Это одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика. За небольшим исключением сказки создавались в течение четырех лет (1883—1886), на завершающем этапе творческого пути писателя. Сказка представляет собою лишь один из жанров творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина, но она органически близка художественному методу сатирика.
В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов сатирика. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало также писателю путь к более широкой читательской аудитории. В эту форму, наиболее доступную народным массам и любимую ими, он как бы переливает все идейно-тематическое богатство своей сатиры и создает своеобразную малую сатирическую энциклопедию для народа.
Отдельные сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина перепечатывались в столичных и провинциальных изданиях, а те из сказок, которые были запрещены царской цензурой («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Вяленая вобла» и др.), распространялись в нелегальных изданиях — русских и зарубежных.
Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» впервые были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1869 году. «Премудрый пискарь» в 1883 году был опубликован в Женевской газете «Общее дело» под редакционной рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста», без подписи. В России эта сказка впервые была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1884 году в публикации под общим заглавием «Сказки».
Особенности жанра и творческого метода
«Сказки», представляя собой итог многолетней работы писателя, синтезируют идейно-художественные принципы М. Е. Салтыкова-Щедрина, его оригинальную манеру письма, многообразие его изобразительных средств и приемов, достижения его мастерства в области сатирической типизации, портретной живописи, диалога, пейзажа, они ярко демонстрируют силу и богатство его юмора, его искусство в применении гиперболы, фантастики, иносказания для реалистического воспроизведения жизни. Богатое идейное содержание щедринских сказок выражено в общедоступной и яркой художественной форме, воспринявшей лучшие народно-поэтические традиции. Они написаны простым, сжатым и выразительным языком.
Связь сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина с фольклором проявилась и в традиционных зачинах с использованием формы давно прошедшего времени («Жил-был. »), и в употреблении присказок («по щучьему веленью, по моему хотенью», «ни в сказке сказать, ни пером описать» и т. д.), и в частом обращении сатирика к народным изречениям, всегда поданным в остроумном социально-политическом истолковании.
Близость сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина к произведениям народно-поэтической словесности наиболее заметно обнаруживается не в композиции, жанре или сюжетах, а в образной стилистике. Сатирика привлекал в фольклоре, прежде всего, склад народной речи, образность народного языка. Отсюда его интерес к народным афоризмам, закрепленным в пословицах и поговорках. Сатирик находил их и непосредственно в живой разговорной речи, и в соответствующих сборниках своего времени (публикации Ф. Буслаева и И. Снегирева и др.).
И все же, несмотря на обилие фольклорных элементов, сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина, взятая в целом, не похожа на народные сказки, она ни в композиции, ни в сюжете не повторяет традиционных фольклорных схем. Сатирик не подражал фольклорным образцам, а свободно творил на основе их и в духе их, творчески раскрывал и развивал их глубокий смысл в соответствии со своими замыслами, брал их у народа, чтобы вернуть народу же идейно и художественно обогащенными. Поэтому даже в тех случаях, когда темы или отдельные образы сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина находят себе близкое соответствие в ранее известных фольклорных сюжетах, они всегда отличаются оригинальным истолкованием традиционных мотивов, новизной идейного содержания и художественным совершенством.
Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки, М. Е. Салтыков-Щедрин дал непревзойденные образцы лаконизма в художественной трактовке сложных общественных явлений. Каждое слово, эпитет, метафора, сравнение, каждый образ в его сказках обладают высоким идейно художественным значением, концентрируют в себе, подобно заряду, огромную сатирическую силу.
Сказки, где представлены картины жизни всех социальных слоев общества, могут служить как бы хрестоматией образцов юмора М. Е. Салтыкова-Щедрина во всем богатстве его эмоциональных оттенков и художественных проявлений. Здесь и презрительный сарказм, клеймящий царей и царских вельмож («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), и веселое издевательство над дворянами-паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), и пренебрежительная насмешка над позорным малодушием либеральной интеллигенции («Премудрый пискарь», «Либерал»), и смешанный с грустью смех над доверчивым простецом, который наивно полагает, что можно смирить хищника призывам к добродетели («Карась-идеалист»).
М. Е. Салтыков-Щедрин был великим мастером иронии, то есть тонкой, скрытой насмешки, облеченной в форму похвалы, лести, притворной солидарности с противником. В «Сказках» ирония М. Е. Салтыкова-Щедрина блещет всеми красками.
Роман «История одного города»
«История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя-сатирика, на долгое время упрочив ее. «История одного города» – одна из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и воспользовался СалтыковЩедрин.
Автор представляет историческую хронику якобы реального города, но мы понимаем, что здесь скрыта вся история России. Вероятно, замысел возник после реформы 1861 г. – она не привела к ожидаемым результатам. Полностью разочаровавшись в своих прежних политических идеалах, Салтыков-Щедрин принимает решение написать «Историю одного города».
Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде. Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью показать все недостатки политической системы России. Ему это вполне удалось. Сатира Салтыкова-Щедрина затрагивает несколько сторон, основной из которых можно считать государственный строй страны. Каким же образом один город стал воплощением целой страны? Ответом на этот вопрос можно считать чисто щедринский прием смешения географии, исторических событий, фантастического и реального. Город Глупов предстает перед нами то как столица, то как провинциальный городишко, то как село. В его описании постоянно встречаются противоречия: то он построен на болоте, то, как «великий город Рим» – на семи холмах, и тут же граждане этого «великого града» пасут скот на своем выгоне. Такие противоречия, как ни странно, не только не путают, но помогают выстроить целостную картину. Город становится воплощением парадокса, который так свойствен русскому человеку. Смешение времени (в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII – начале XIX вв., упоминает о событиях, происходивших намного позже) тоже играет свою роль в облике Глупова. Словно автор видит свою страну квартирой, в которой бардак, где никогда ничего нельзя найти и ничего нет на своих местах.
Другим объектом сатиры предстают градоначальники города Глупова, те, кто вершит историю. К сожалению, не было достойных правителей, способных изменить жизнь города Глупова в лучшую сторону. Органчик в голове или фарш вместо мозгов – очень красноречивые образы бездумных царей. Но и народ Глупова не вызывает симпатии. Глуповцы наблюдают за чередой сменяющихся самодуров, оставаясь, при этом практически совершенно пассивными. Ничто не способно заставить их изменить себя. Меняются лишь формы покорности. Создается впечатление, что сами глуповцы не достойны благородного и здравомыслящего правителя.
На смену глупым, но в принципе достаточно безобидным правителям приходит жестокий диктатор и тиран Угрюм-Бурчеев, мечтающий превратить город в тюрьму, обнесенную высоким забором. Возможно, в этом случае и воцарится в городе долгожданный порядок, но цена за него будет непомерно высока. Обнадеживает сцена гибели Угрюм-Бурчеева, хотя и здесь не обходится без некоторой доли сожаления. Да, деспот погибает, погребенный смерчем, разбушевавшейся стихией народного гнева, не сознательным протестом, а сметающим все на своем пути порывом. Самое ужасное, что в результате к власти приходит еще больший тиран. «Разрушение не порождает созидания», – предупреждает нас автор.
В своем произведении «История одного города» Салтыков-Щедрин смог ярко показать пороки политической и социальной сферы в жизни своей страны.
Сказки салтыкова щедрина егэ литература
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1−17.4). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
17.1. Кто из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» более всего запомнился Вам и почему? (С опорой на анализ текста)
17.2. Авторская позиция и способы её выражения в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Одно произведение по выбору)
17.3. Роль олицетворения в поэзии С. А. Есенина.
17.4. Тема красоты родной земли в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. (На примере 1−2 произведений)
Комментарии к сочинениям
17.1. Кто из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» более всего запомнился Вам и почему? (С опорой на анализ текста)
Тема может быть раскрыта на примере образов Петра Гринёва, Маши Мироновой или других героев романа.
Дворянин Гринев дорожит понятиями «честь» и «долг». Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
Маша Миронова – достойная дочь своих родителей, честная, порядочная, смелая. В ней соединились воедино все лучшие качества русских женщин: она умеет любить и быть верной, она с достоинством переносит выпавшие на её долю испытания, она готова бороться за свою любовь. Маша – образец для подражания.
17.2. Авторская позиция и способы её выражения в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Одно произведение по выбору)
Существует немало способов выражения авторской позиции в художественных текстах. Сам Салтыков-Щедрин свою творческую манеру называл эзоповой: каждая его сказка имеет подтекст, в ней действуют комические персонажи и образы-символы.
Для примера можно взять сказки: «Премудрый пескарь» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Своеобразие сказок Щедрина в том, что в них реальное переплетается с фантастическим, создавая тем самым комический эффект. На сказочном острове генералы находят известную реакционную газету «Московские ведомости». От необыкновенного острова недалеко до Петербурга, до Большой Подьяческой. Генералы откровенно глупы и комичны, а мужик вызывает симпатию у читателей.
Излюбленные приемы автора — гипербола и гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля.
В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лишних слов, а герои раскрываются в действиях и словах. Писатель обращает внимание на смешные стороны изображаемого. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордену.
. В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: премудрый пескарь «жалованье не получает и прислуги не держит». Это тоже звучит иронично.
В сказках Щедрина видна связь с народным творчеством («жил-был пескарь», «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Однако наряду со сказочными выражениями мы встречаем книжные слова, совсем нехарактерные для народных сказок: «жизнью жертвовать», «пескарь жизненный процесс завершает». Чувствуется иносказательный смысл произведений.
В сказках Щедрина отразились его нетерпимость по отношению к тем, кто живет за счет народа, и его вера в торжество разума и справедливости.
17.3. Роль олицетворения в поэзии С. А. Есенина.
Для анализа можно взять стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Белая берёза», «Клён ты мой опавший»
17.4. Тема красоты родной земли в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. (На примере 1−2 произведений)
Тема может быть раскрыта на примере повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» или стихотворений Н. Рубцова.
Матера – это остров посреди Ангары и деревня на нем. В повести Распутин, используя прием аллегории, фольклорные и мифологические мотивы, создает образ Матеры – символ народной России и ее истории. Корень слова «матёра» – мать, «матёрый» означает «зрелый», «опытный», а еще в Сибири матёрой называют центральное, самое сильное течение на реке. Распутин поднимает важнейшие проблемы охраны природы, сохранения накопленных богатств, в том числе и нравственных – таких, как святое чувство к Родине. Он протестует против бездумного отношения к стране и ее людям. Человек неравнодушный, истинный гражданин, Распутин активно боролся против проекта «поворота сибирских рек» в 1980-х годах, который грозил нарушить всю экологическую систему Сибири. Множество публицистических статей было написано им в защиту чистоты озера Байкал.
Во 2 половине 20 века зазвучал тихий лирический голос поэта Николая Рубцова, так не похожего на эстрадных поэтов. Поэтический мир Рубцова, и в особенности его пейзаж, несет на себе отпечаток элегической традиции. Показательно стихотворение «Звезда полей», опирающееся на мотивы старинных песен.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Но только здесь во мгле заледенелой
Она восходит ярче и полней.
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда полей.
В стихотворении создан предельно обобщенный пейзаж. Вся Родина представлена спящей в глубокой тишине. Ее освещает только одна звезда полей. Так возникает предельно хрупкое, но все же единство между лирическим героем и всем миром вокруг него. В его концепции природа является истоком всего прекрасного. Он считал, что поэта делает поэтом чувство родины.
Задания по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина
Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Просмотр содержимого документа
«Задания по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверения в совершенном моем почтении и преданности».
Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.
– Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, – сказал один генерал, – вижу, будто живу я на необитаемом острове… Сказал это, да как вскочит! Вскочил и другой генерал.
– Господи! Да что же это такое! Где мы! – вскрикнули оба не своим голосом.
И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше, как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.
Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море.
Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.
Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.
– Теперь бы кофейку испить хорошо! – молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал.
– Что же мы будем, однако, делать? – продолжал он сквозь слезы, – ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?
– Вот что, – отвечал другой генерал, – пойдите вы, ваше превосходительство, на запад, а я пойду на восток, а к вечеру опять на этом же месте сойдемся, может быть, что-нибудь и найдем.
Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть –
ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пошел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.
«Вот кабы этакой-то рыбки!» – подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. Зашел генерал в лес – а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.
– Господи! Еды-то! Еды-то! – сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.
Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.
– Ну, что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?
– Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!
Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.
(М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»)
— Укажите название использованного М.Е. Салтыковым-Щедриным приема фантастического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» становится «двигателем» повествования.
— Укажите термин, которым в литературоведении называют выразительную подробность в тексте художественного произведения («… они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену…», «… только рубашку изорвал»).
— Как называется эпический жанр русского фольклора, особенности которого нашли отражение в художественной стилистике «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина: употребление устойчивых фольклорных формул «жили да были», «долго ли, коротко ли», «ни пером описать» и др.?
— Как называется фольклорный жанр, лексику, фразеологию и интонационный рисунок которого воспроизводит М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»?
— Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, т.е. признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?
8. Каков смысл финала «Повести…»?
9. В творчестве каких авторов нашли продолжение традиции щедринской сатиры?
…Он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадёшь!» – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днём – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.
Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды – и шабаш!
Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»
Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернётся на другой бок – глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось. Что, если б в это время щучёнок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!
Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем всё дрожал, всё дрожал.
В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, – глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.
И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»
Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашёлся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»
И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь»)
— Установите соответствие между тремя персонажами произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.