Своеобразие сказочной фантастики М.Е.Салтыкова-Щедрина
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:14, реферат
Краткое описание
Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.
Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл
реферат р.л. 3 курс.docx
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тобольская государственная социально-педагогическая
академия им. Д.И.Менделеева
«Своеобразие сказочной фантастики М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Выполнил студент III курса
Принял к.ф.н., доцент Т.Ю.Никитина
Своеобразие сказочной фантастики М.Е.Салтыкова-Щедрина……………..
Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.
Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.
К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: «Дикий помещик», «Пропала совесть» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М, Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали «Сказками для детей изрядного возраста», то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.
Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.
По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: «жили да были» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «в некотором царстве, в некотором государстве» («Дикий помещик»,.«Недреманное око»), «в старые годы, при царе Горохе» («Дурак») и другие; «ни в сказке сказать, ни пером описать», «по щучьему велению, по моему хотению» и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.
А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время («премудрый пескарь», например, просвещенный, умеренно-либеральный, в «карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»).
Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие.
Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке «Орел-меценат» Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в «Богатыре» история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.
Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. По перед «освобожденными» от мужика господами открывается один единственный путь — полное одичание.
В сказке «Карась идеалист» писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в «злых» и «неразумных» щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно — у них тоже «комплекция каверзная».
С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге («Коняга»). «Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб». Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый «мужичина» в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию «хозяев» сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, «чтоб не убег». Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.
Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке «Христова ночь». Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все скопано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. По раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами «Мир вам!» к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить «мироедов», но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.
«Я люблю Россию до боли сердечной», — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои «сказки» «детям изрядного возраста». Тем самым Салтыков-Щедрин словно хочет развенчать наивные иллюзии некоторых взрослых, привыкших смотреть на мир сквозь розовые очки. Писатель сурово обращается со своими читателями, не щадит их. Сатира Салтыкова-Щедрина в сказках особенно острая и безжалостная. Писатель использует фантастические мотивы, чтобы благодаря им подчеркнуть социальные противоречия. Он бывает ядовитым и беспощадным. Но иначе его произведения не были бы столь точными и правдивыми. И. С. Тургенев писал о творчестве Салтыкова-Щедрина: «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика, смеясь, в тоже время чувствовала, как бич хлещет ее самое». Писатель использовал сатиру для того, чтобы заставить читателей задуматься о социально-общественных противоречиях, вызвать в их сознании негодование по поводу того, что творится вокруг.
Салтыков-Щедрин не случайно выбрал жанр сказки. Благодаря иносказанию он мог открыто высказывать свое мнение по самым разным вопросам. Салтыков-Щедрин сумел гармонично связать жанры сказок и басен. Из сказок писатель заимствовал такие жанровые приемы, как неожиданные превращения, место действия (писатель часто говорит: «в некотором царстве. »). Жанр басен проявляется в выборе героев. Волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы воспринимаются читателем как маски, за которыми прячутся вполне узнаваемые лица из мира людей. Под масками представителей животного мира Салтыков-Щедрин показывает характерные черты разных социальных типов. Злободневное содержание сказок только подчеркивается накалом страстей, которые свойственны каждой сказке. Салтыков-Щедрин ставил своей целью использовать гротескно-уродливую форму, чтобы показать пороки общественной жизни, а также слабые стороны людей. За героями сказок легко узнать человеческие характеры, настолько узнаваемыми показывает их писатель. Если Салтыков-Щедрин делает героями сказок людей, то он изображает фантастическую ситуацию. Люди, оказавшись в центре этой ситуации, выглядят весьма непривлекательно. Фантастика в сказках — это необыкновенная ситуация. А все остальное — человеческие типажи, характеры — это все вполне реальное. Все сказки без исключения очень интересны. Например, сказка «Дикий помещик» показывает нам весьма глупого и недальновидного барина. Он всегда пользовался плодами трудов своих крестьян, однако совершенно не ценил это. Более того, барин оказался настолько глуп, что решил избавиться от крестьян. Его желание исполнилось. Что после этого произошло? Помещик деградировал, одичал. Фантастическим в сказке является ситуация, когда желание глупого барина исполнилось, и крестьяне исчезли из его имения. Фантастичность сказки показывает, что благополучие помещика держалось исключительно на крестьянах. И как только крестьян не стало, помещик превратился в дикого зверя. Суровая правда этой сказки в том, что правящий класс пользуется трудами простых людей и при этом их совершенно не ценит.
Сказки писателя занимают очень важное место в сокровищнице русской литературы. Их актуальность очевидна даже теперь, когда с момента написания прошло очень много времени. Все также в обществе существуют явления, заслуживающие острого порицания.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое
1. Сатира Салтыкова-Щедрина.
2. Жанровые особенности сказок.
3. Герои.
4. Фантастические мотивы.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои “сказки” “детям изрядного возраста”.
Тем самым Салтыков-Щедрин словно хочет развенчать наивные иллюзии некоторых взрослых, привыкших смотреть
Он бывает ядовитым и беспощадным. Но иначе его произведения не были бы столь точными и правдивыми. И. С. Тургенев писал о творчестве Салтыкова-Щедрина: “Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе.
Публика, смеясь, в тоже время чувствовала, как бич хлещет ее самое”. Писатель
Из сказок писатель заимствовал такие жанровые приемы, как неожиданные превращения, место действия (писатель часто говорит: “в некотором царстве…”). Жанр басен проявляется в выборе героев. Волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы воспринимаются читателем как маски, за которыми прячутся вполне узнаваемые лица из мира людей. Под масками представителей животного мира Салтыков-Щедрин показывает характерные черты разных социальных типов.
Злободневное содержание сказок только подчеркивается накалом страстей, которые свойственны каждой сказке. Салтыков-Щедрин ставил своей целью использовать гротескно-уродливую форму, чтобы показать пороки общественной жизни, а также слабые стороны людей. За героями сказок легко узнать человеческие характеры, настолько узнаваемыми показывает их писатель.
Если Салтыков-Щедрин делает героями сказок людей, то он изображает фантастическую ситуацию. Люди, оказавшись в центре этой ситуации, выглядят весьма непривлекательно. Фантастика в сказках – это необыкновенная ситуация. А все остальное – человеческие типажи, характеры – это все вполне реальное.
Все сказки без исключения очень интересны. Например, сказка “Дикий помещик” показывает нам весьма глупого и недальновидного барина. Он всегда пользовался плодами трудов своих крестьян, однако совершенно не ценил это.
Более того, барин оказался настолько глуп, что решил избавиться от крестьян. Его желание исполнилось. Что после этого произошло? Помещик деградировал, одичал.
Фантастическим в сказке является ситуация, когда желание глупого барина исполнилось, и крестьяне исчезли из его имения. Фантастичность сказки показывает, что благополучие помещика держалось исключительно на крестьянах. И как только крестьян не стало, помещик превратился в дикого зверя.
Суровая правда этой сказки в том, что правящий класс пользуется трудами простых людей и при этом их совершенно не ценит.
Салтыков-Щедрин неоднократно подчеркивает убогость, тупость, недальновидность представителей правящего класса. Например, сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” заставляет задуматься о том, насколько беспомощны генералы и насколько силен и смекалист простой человек. Генералы не могут обойтись без его помощи, а он сам прекрасно живет один. Салтыков-Щедрин наделяет животных человеческими чертами и воспроизводит какую-либо социальную ситуацию.
В сказке “Самоотверженный заяц” заяц труслив, слаб, нерешителен. Он – типичная жертва, униженная и беспомощная. Волк облечен властью, олицетворяет господина. Заяц мирится со своим положением раба, не пытается сделать хоть что-нибудь ради изменений в своей жизни.
Деспот-волк упивается властью, унижая несчастную жертву. Под маской животных угадываются люди. Сказки Салтыкова-Щедрина – реалистические произведения.
Писатель называет вещи своими именами, используя аллегорию. В сказке “Самоотверженный заяц” волк говорит: “За то, что с первого моего слова не остановился, вот тебе мое решение: приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания. А так как теперь и я сыт, и волчиха моя сыта, и запасу у нас еще дней на пять хватит, то сиди ты вот под этим кустом и жди очереди. А может быть… ха-ха… я тебя и помилую”.
Он явно издевается над жертвой. Но беда в том, что жертва заслуживает такого отношения. Ведь рабски покорный заяц лишен гордости, самоуважения.
Related posts:
Элементы фантастики в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина
Жанр сказки, направленный на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу; обогащение фольклорных сюжетов новым содержанием. Написанные для «детей изрядного возраста», произведения Салтыкова-Щедрина являют собой критику существующего строя.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.03.2009 |
Размер файла | 28,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина…………………….4
2. Элементы фантастики в «Истории одного города»…………..9
М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Элементами фантастики пронизано все творчество писателя. В произведениях Салтыкова-Щедрина разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.
1. Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.
Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).
Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.
Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.
“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.
Подобно заносчивым генералам, отплатившим мужику за спасение рюмкой водки да пятаком серебра, помещик (“Дикий помещик”) считает себя выше народа. Не способный дольше выносить “холопьего духу”, он просит Бога избавить его от крестьян, не понимая, что тем самым останется без кормильцев. Притесняя и эксплуатируя народ, помещик превратился в паразита, ничего не умеющего и ни к чему не приспособленного, он может лишь “нежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Исчезновение крестьян привело не только к одичанию помещика, но и прекратился привоз продуктов в город, а затем, следовательно, государству никто не заплатил подати. Автор призывает уважать народ, без которого “господам” просто не выжить.
Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.
В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы.
Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель-мыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.
2. Элементы фантастики в «Истории одного города»
Как и его произведения, фигура Салтыкова-Щедрина до сих пор остается одной из самых парадоксальных в истории русской литературы. В то время, как многие литературоведы и «широкий читатель» зачастую ставят его намного ниже Толстого, Достоевского и Чехова, знатоки творчества Салтыкова-Щедрина считают его преемником традиций титанов литературы Возрождения и Просвещения: Рабле, Сервантеса, Свифта.
Салтыков-Щедрин с помощью элементов фантастики смог увидеть и отразить в своих сказках не только конкретные и проходящие беды своего времени, но и вечные проблемы отношений народа и власти, недостатков народного характера.
Может быть, пройдут столетия, а творчество нашего великого писателя-сатирика будет так же актуально, как и сто лет назад, как и сейчас. А пока мы вместе с ним «смеясь прощаемся с нашим прошлым» и с тревогой и надеждой всматриваемся в будущее нашей великой и несчастной Родины.
«Сказки» М.Е Салтыкова Щедрина, их основные темы, фантастические направления, эзопов язык
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 13:58, реферат
Краткое описание
Щедрин родился и вырос в богатой помещичьей семье, но в доме была атмосфера скупости, взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности.
Учился Салтыков сначала в Московском дворянском институте и как отличный ученик был направлен в Петербург, в Царскосельский лицей. В 1844 году Салтыков окончил лицей и поступил на службу в военное министерство.
Содержание
1. Салтыков-Щедрин
2.Особенность сказок
3. Основные темы и проблемы сказок
4. «Эзопов язык» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
5.Список литературы.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Реферат по литературе.docx
Реферат «Сказки»
М.Е Салтыкова Щедрина, их основные темы, фантастические направления, эзопов язык.
Содержание:
1. Салтыков-Щедрин
2.Особенность сказок
3. Основные темы и проблемы сказок
4. «Эзопов язык» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
5.Список литературы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Особенность сказок.
Следующей яркой чертой сказок Салтыкова является полное отсутствие положительных героев. Действительно, если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок. Так, через отрицание, Салтыков стремится к утверждению идеала добра, справедливости, истины. Премудрый пискарь на самом деле глуп и труслив; два генерала из “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” бездельники, неумехи, а сам мужик рад стараться, только бы его похвалили. Ему достаточно той ничтожной суммы, которую выслали генералы за его труды
Все эти художественные приемы делают сказки Салтыкова-Щедрина уникальными произведениями. “Сказки для детей изрядного возраста” нельзя ни с чем перепутать, они всегда узнаваемы, единственны в своем роде. А проблемы, поставленные в них (проблема власти и народа, глупости власти, покорности и раболепия народа), актуальны и по сей день. Главная особенность этих произведений состоит в том, что через отрицание писатель стремится к утверждению таких высоких понятий, как честь, совесть, правда, справедливость, мудрость.
Основные темы и проблемы сказок.
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.
Сказка “Дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.
Но всмотримся внимательно в комическую и нелепую фигуру “дикого помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Помещик даже очень обрадовался этому. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя: “. вцепится в свою добычу, разорвет. ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест”. Одновременно с помещиком страдает и уездный город: прекратился подвоз продуктов из имения (“У нас на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя”), некому платить подати. Даже защитить помещика от медведя некому. Это свидетельствует об убежденности сатирика в том, что народ — созидатель основных материальных и духовных ценностей, он — опора государства, его поилец и кормилец.
Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “. Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”.
Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.
«Эзопов язык» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Салтыков-Щедрин ввёл в русский литературный обиход понятие «эзопов язык», под которым подразумевал художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию. Писатель, как известно, учился в Царскосельском лицее, где получил прекрасное классическое образование, поэтому имя древнего грека Эзопа было известно ему очень хорошо: лицеисты должны были читать басни Эзопа в подлиннике.
Эзоп — фригийский раб, безобразный горбун, сочинитель басен — жил, по преданию, в VI веке до нашей эры. Существовал ли Эзоп на самом деле, точных сведений нет, но известны несколько его биографий, и ему приписываются все анонимные прозаические басни в древнегреческой литературе. Иными словами, Эзоп — полулегендарный создатель жанра европейской басни: Эзопова басня построена на иносказании, в ней обычно действуют животные, а подразумеваются люди.
«Эзопова» манера проявляется в том, что Салтыков-Щедрин доводит фантастику в сказке до абсурда, так что читатель не может сблизить эти фантастические картины с реальностью и, значит, обращает на такие эпизоды особенно пристальное внимание.
Один из приёмов «эзопова языка» сам Салтыков-Щедрин называл «понижением тона». Топтыгины в сказке «Медведь на воеводстве» занимают по крайней мере губернаторскую должность, а имеют только майорский чин. Следовательно, сатирическое высмеивание в сказке направлено против больших и небольших чинов и носит обобщающий характер. Загримировав губернатора под медведя, сатирик не стесняется в выражениях и запросто называет его «скотиной», «сукиным сыном», «негодяем». Аналогично генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» всю жизнь служили в какой-то регистратуре, помещик из сказки «Дикий помещик» был не богатым вельможей, а обыкновенным мелкопоместным хозяином.
Итак, одной из главных особенностей сказок Салтыкова-Щедрина является использование «эзопова языка», то есть сознательное создание двузначного текста, когда за прямым смыслом сказанного открывается второй смысл, который и проясняет идею автора. Обычно «эзопов язык» в сказках Салтыкова-Щедрина объясняют запретами цензуры. Однако известно, что многие сказки, с согласия сатирика, печатались за границей. В этих случаях автор мог совершенно свободно высказывать свои мысли, но он и тогда не отказывался от аллегорий. Иносказательная манера сказок обусловлена не только цензурными препятствиями, которые должен был преодолевать писатель, но и склонностью Салтыкова-Щедрина к сатире (именно двусмысленные образы и выражения делают её ядовитой). Иными словами, для писателя «эзопов язык» стал остроумной манерой изображения, и поэтому Салтыков-Щедрин часто прибегал к иносказательным выражениям, «нечаянным» оговоркам, умолчаниям, иронии и маске «благонамеренного рассказчика». Разумеется, эти приёмы в сказках выступают в сложном сочетании.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость