Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества.
М.Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т.д.) наполнено все его творчество.
Выбрав форму сказок, писатель наполняет привычную народную форму новым содержанием. Произведения Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок. Они раскрывают классовые противоречия в России второй половины 19 века.
Темы сказок различны. Это и тема деспотической власти («Медведь на воеводстве»), господ и рабов («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил»), тема страха как основы рабской психологии («Премудрый пескарь»), тема каторжного труда («Коняга») и другие.
В сказках Салтыкова-Щедрина противостоят две социальные силы: народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), их угнетатели – в образах хищников.
В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выберется – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!»
В сказке «Премудрый пискарь» показан образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли для человека быть смыслом жизни лозунг – «выжить и щуке в хайло не попасть»?
Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается образ труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни.
Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Левка-дурак в сказке «Дурак», сезонные рабочий из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист и многие другие.
Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой даже пугает. Благодаря своему таланту и любви к России писатель создал произведения, которые были интересны не только современникам писателя, но и нам.
Салтыков-Щедрин Михаил сказка «Дикий помещик»
Читательский дневник по сказке «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Название: «Дикий помещик».
Главные герои: помещик, мужики.
Второстепенные герои: капитан-исправник, актёр, генералы.
Характеристика главных героев:
Помещик — Самодур и деспот.
Недалёкий, глупый человек, решивший избавиться от мужиков.
Одичал, стал опасен для окружающих.
Мужики — Простые, работящие, трудолюбивые.
Характеристика второстепенных героев:
Актёр, генералы, капитан — осуждали помещика.
Краткое содержание сказки «Дикий помещик»
Глупый помещик решил избавиться от мужицкого духа и обложил крестьян поборами.
Помолились они богу, поднялся мякинный ветер и исчезли все мужики как не бывало.
Стал воздух чистым, но некому еды подать и помещика помыть.
Кто ни приедет к нему в гости, все называют помещика глупым и уезжают.
Одичал помещик, стал по деревьям лазать, зайцев ловить, с медведем дружбу водить.
Но сел на площадь рой мужиков, его поймали, в уезд направили.
А помещика остригли, помыли, и вредные газеты отобрали.
План сказки:
3. Исчезновение мужиков.
4. Актёр и генералы.
6. Дружба с медведем.
Основная мысль сказки «Дикий помещик»
Главная мысль сказки в том, что на простом мужике вся страна держится.
Основная идея сказки в том, что труд простого человека нужно ценить и уважать.
Чему учит сказка
Сказка учит ценить труд, уважать рабочего человека, не задаваться и не считать себя выше других.
Учит меньше слушать новости, а больше делать.
Краткий отзыв по сказке «Дикий помещик» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала, что многие не понимают, откуда берётся их благосостояние и с презрением относятся к трудящимся.
Так и герой сказки изжил мужиков и остался голодным и диким.
Это очень смешная и поучительная сатирическая сказка.
Автору удалось показать, какой вред приносят тщеславие и мракобесие.
Мне очень понравилась эта забавная сказка, в которой глупому помещику пришла в голову идея жить без мужиков, зато с чистым воздухом.
Но оказалось, что если исчезнут мужики, пропадёт и довольствие.
И одичал помещик в одиночестве.
Я всем советую прочитать эту историю и никогда не брезговать теми, кто в тяжёлом труде добывает свой хлеб.
Пословицы к сказке
Дурная голова ногам покоя не даёт.
Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
Крестьянская доля на широком поле.
Подальше от господ будет меньше хлопот.
Барский двор хуже петли.
Словарь неизвестных слов
Посконные — сшитые из грубой ткани.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода.
Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.
Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.
Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Общая характеристика
При подготовке доклада или сообщения по теме необходимо начать с основных черт, которые присущи сатире русского писателя. Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами:
В цикл входит 32 небольших по объему текста, в каждом из которых человеческие пороки высмеиваются емко, остроумно, но очень выразительно.
Своеобразие произведений сатирика состоит в том, что герои, типичные представители своего времени, изображены в облике животных. Но за медведем, орлом-меценатом, подводными жителями без труда угадываются черты современников Михаила Евграфовича. Народ, обездоленный, униженный, но работящий и добродушный, выведен им на страницах в облике коняги из одноименной сказки.
Автор не может не восхищаться уникальным потенциалом русского крестьянства, но осуждает его покорность и страх перед теми, кто находится выше по сословной лестнице. Особенно наглядно эта тематика звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Остроумие и оригинальные находки
Сказки Салтыкова-Щедрина стали апогеем его сатирического прошлого, его итогом. Эти тексты представляют собой особый пласт юмористической литературы, отличный от произведений европейской и русской сатирических традиций. Можно выделить следующие уникальные черты, настоящие новшества классика:
Раскрывая важнейшие темы, писатель отказывается от традиционного морализаторства, он дает читателю возможность самостоятельно сделать выводы. Задача автора — лишь в гротескной форме представить каждый порок, высмеять его, показать абсурдность ситуации. А отнюдь не читать проповеди.
Злободневные вопросы
Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках. Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта. Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов. Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу.
«Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни. Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных. В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина.
Аналогичная тематика оживает на страницах «Повести» о генералах и мужике. Но здесь автор смеется не только над генералами — напыщенными, важными, но совершенно бесполезными. Со слезами на глазах Щедрин рисует и образ русского крестьянина, находчивого, сообразительного, работящего. Но вынужденного терпеть унижения, готового подчиняться, неспособного сбросить с себя узы рабства.
Таковы основные вопросы, которые важно отразить в сочинении на тему «Салтыков-Щедрин и его сказочное творчество».
Тематическая специфика
Еще более детально разобраться в том, какие именно темы поднимал сатирик, поможет таблица. В ней указаны основные тексты и рассмотренные в них аспекты.
Примеры сказок | Основные вопросы | Кратко о художественных особенностях |
Медведь на воеводстве, Орел-меценат | Высмеивание царской власти, невежества и откровенной глупости министров, дворянства и прочих лиц, приближенных к трону. | Активно используется едкая сатира, сарказм. Писатель не скрывает свой гнев. |
Орел-меценат | Осмеяние деятельности монарха на почве просвещения | Используются образы птиц, каждая из которых воплощает определенные черты, при этом вполне реалистичны. Например, сороки любят все блестящее. |
Дикий помещик, Повесть про то… | Угнетенность крестьянства. Глупость и наглость помещиков. | Гротескная ситуация помогла показать абсурдность того, что происходит в реальности. Крестьяне, сильные и умелые, вынуждены кормить бестолковых и бесполезных генералов и помещиков. |
Самоотверженный заяц | Тематика взаимоотношений сильного и слабого, наделенного властью и лишенного ее. Самоунижение, внутренняя слабость. | Классические герои — злобный волк и трусливый заяц в своих обычных амплуа выражают человеческие пороки. |
Таковы основные моменты, которые волнуют писателя и рассматриваются им в сатирических текстах. При подготовке сообщения, посвященного смыслу и художественным особенностям произведений Щедрина, нужно указать, что автор использует традиционные черты животных (заяц труслив, волк — хищник, медведь — неуклюжий увалень), но наделяет своих героев социально значимыми чертами.
Значение в творчестве сатирика
В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей. Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.
Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.
Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.
Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Сказка ложь, да в ней намек…», намек на острые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно воспользуется.
Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торжество гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои усилия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действительности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.
В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свирепые, невежественные правители народа и простые мужики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талантливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих произведениях писатель выступает не только как защитник народных интересов. Он пытается внушить простому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.
Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидевший народ и неожиданно для самого себя без него одичавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «…Вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только материальных, но и духовных.
В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатирику иносказательно говорить о многих пороках общества. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кровопролития», и режим их не менее жесток, чем существовавший в то время в России деспотический строй.
Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щедрин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари», — пишет он.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не перестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, справедливости, уважения к народу, доброты, нравственности, гражданственности.
Сказки Щедрина — политические сказки-сатиры. В них писатель с помощью аллегорий и намёков бичевал полицеиско-самодержавное государство, господствующие классы царской России, буржуазную либеральную интеллигенцию, действовавшую «применительно к подлости», трусливых обывателей; с гневом и тоской говорил о забитости и покорности народа; с радостью отмечал ростки народного недовольства и протеста против невыносимых условий существования.
Сказки Щедрина, как и всё его творчество, служили делу освобождения родины и народа.
Писатель-реалист, он создал в своих произведениях, в том числе и в сказках, множество художественных обобщений, типических образов, правдиво раскрывавших социальную сущность важнейших жизненных явлений.
Такими типическими образами, воплотившими в себе самые существенные черты самодержавия, являются в его сказках образы Топтыгиных, орла-мецената, «богатыря», «ретивого начальника» и др.
Типичные черты паразитических классов воплощены им в образах генералов, «дикого помещика», Ивана Богатого, «пустоплясов»; типичные свойства враждебных народу интеллигентов и трусливых обывателей — в образах либерала, премудрого пескаря и т. д.
В образах «громаднейшего мужичины» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», Коняги из одноимённой сказки, Ивана Бедного («Соседи»), Иванушки из сказки «Богатырь» олицетворены не только «злосчастье» народа, но и его мощь и нравственное превосходство над угнетателями.
Правдиво изображая жизнь, Щедрин прибегал u»rrn™ a к заострению образов. «Он,- отмечал Тургенев,- преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает её».
Будучи художником-реалистом, Щедрин путём гиперболизации, с помощью фантастических образов с замечательной наглядностью раскрывал уродливый характер современной ему действительности. Такое изображение жизни, при котором реальное, будничное переплетается с фантастическим и отрицательное, уродливое рисуется в обнажённом, преувеличенном виде, называется гротеском. Примером гротеска могут явиться многие образы, созданные могучим талантом великого сатирика, в том числе и образы его сказок.
Гротескные образы Щедрина были верны жизненной правде, они с необыкновенной глубиной и силой выражали характерные черты того «известного порядка вещей», который писатель бичевал на протяжении всей своей жизни.
СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ → |
Еще по данной теме::
ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК Щедрин в Салтыков выходит в отставку и …
СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. Первые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов про…
СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ Типичными фигурами для эпохи…
СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. НАРОД И САМОДЕРЖАВИЕ В СКАЗКАХ Тупые и жестокие царские администр…
НАРОД И ГОСПОДСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ Большая группа сказок посвяшена теме: народ и господствующие кла…
Детальнее о сатире русского писателя
Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что в Российской империи господствовала цензура, а сказки эффективно позволяли скрывать истинный посыл произведения. Обличительность при этом никуда не девалась, но маскировалась. Салтыков-Щедрин любил наделять свои тексты острым социальным и политическим подтекстом, понятным для читателей.
Как говорил известный автор сказок – датчанин Андерсен, все вещи следует называть своими именами. Но если это невозможно сделать в реальной жизни, значит в сказке это делать просто обязательно. Каждый писатель старается донести читателю свой внутренний мир, свои мысли – даже самые потаенные. Истинный мастер тонко чувствует и глубоко сопереживает миру – глубже обычного человека. Такой автор – это своеобразный эмоциональный «индикатор», лакмус реальности. Гений Салтыкова-Щедрина – описывать серьезные вещи в простой форме детской сказки. Незатейливость, непосредственность, но и скрытая серьезность – вот характерные черты сказок нашего писателя. При этом Салтыков-Щедрин прямо снабжает свои тексты ремаркой: «для детей изрядного возраста».
О чем рассказывают сказки?
Итак, обратимся непосредственно к самим сказкам писателя. Бедные угнетаются богатыми, дворяне и чиновники яро критикуются. Автор обвиняет и обличает сильных, обладающих властью людей, эксплуатирующих слабых. Народный труд оказывался разменной монетой, и народ в этом обмене, как правило, ничего не получал.
Салтыков-Щедрин активно использует образы господ и правящего класса. В сказках этого автора в негативном свете предстают помещики и чиновники, купцы и другие представители этих сословий. Власть – это все, чем они владеют. Но на самом деле эта власть оборачивается исключительно эксплуатацией людей, которые делают всю работу. Писатель изображает господ ленивыми, беспомощными, глупыми, хвастливыми, заносчивыми.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
В этом произведении автор представляет на суд читателей реалии Российской империи – той эпохи, в которую жил сам писатель. Крестьяне страдают от гнета помещиков, нещадно наживающихся на простом народе. При этом крестьяне не сопротивляются и, кажется, даже не думают об этом.
Герои повести и события
Далее Салтыков-Щедрин рассказывает о двух генералах, прослуживших в кабинетах. Однажды, по причине «ненадобности» генералов упраздняют. Сказки делают возможными всякие парадоксы, так что автор помещает своих персонажей на остров. Там герои чуть было не поубивали друг друга, однако остались живы лишь благодаря простому мужику. Тот тоже жил на острове. Мужик покормил генералов, готовых накинуться друг на друга и съесть. Так что простой человек спас господ от голода, несмотря на то, что остров был и так богат на разные плоды, рыбу и всяческую живность.
В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием.
Генералы умоляли простеца спасти их от голода. Мужик – добрая душа, так что покормил героев. Но генералы, когда вдоволь насытились, принялись смеяться над мужиком и осыпать своего спасителя издевками. Господа доказывают мужику, как хорошо быть на их месте.
Выводы из сказки
Общество полнится паразитизмом, ленью, праздностью. Господа, давно отвыкшие от работы, не ценят труд тех, за счет кого они живут. Впрочем, пороки самодержавного строя высмеиваются, изобличаются не только в этом тексте. Похожие мотивы писатель приводит в произведении под названием «Премудрый пескарь». Здесь под бич сатиры попали мещане. Частый лейтмотив автора: не слова, а действия, решительные поступки – залог счастья, светлого будущего. Кто должен выступить источником этих действий? Народ, только народ.
Образ народа в сказках русского автора
Так как народ занимает почетное место в произведениях Салтыкова-Щедрина, следует поближе присмотреться к образу простых людей в сказках. Талант, самобытность, сила, житейская смекалка – все это отличает простого человека из народа от господ.
Вспомним еще раз проанализированную выше повесть. Мужик обладает хорошим умом. Собственные волосы послужили герою материалом, чтобы соорудить невод, а также сделать лодку. Салтыкова-Щедрина переполняет горькая обида, иногда – стыд за народ, который страдает и претерпевает. Образно говоря, народ сам делает цепь, которую ему позже набросят на шею господа-угнетатели. Также писатель представляет читателям символ русского человека из народа. Это конь, терпеливо тянущий свою ношу.
Актуальны ли сказки сегодня?
Безусловно. Писатель создал произведения на века, которые никогда не устареют. Актуальность сказок очевидна и в наше время. Если читатели достаточно внимательны, то они, однозначно, увидят, что реальность Салтыкова-Щедрина похожа на современность. Соответственно, сказки – хороший инструмент для познания современного мира. В текстах русского автора раскрывается специфика социальных отношений, закономерностей жизни. Сказки способствуют нравственному очищению людей. Творчество автора – вне времени, эти сказки – не только наследие прошлого, но также принадлежность настоящего и будущего.
Почему сказки – уникальны?
При создании своих сатирических произведений автор пользовался опытом фольклора, учитывая устное народное творчество. Кроме того, писатель обращается к зарубежному опыту, который Салтыков-Щедрин соединяет с русскими традициями. Результат – формирование совершенно нового, оригинального жанра, который сочетает черты фантастики, а также злободневной политической действительности.
Главная тема произведения Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
Сказки автора – специфически образные. Эти произведения полнятся проблемами и образами из наследия Салтыкова-Щедрина в целом.
Сказки – это воплощение всего идейно-тематического богатства сатирического дара автора. Это органическая часть творчества русского автора. Поэтому сказки являются особым литературным жанром, опирающимся на были, легенды, песни и суеверия. Не брезгует автор и традиционными сюжетами, персонажами (вроде Василисы Прекрасной или Ивана-царевича), художественными приемами (устойчивыми оборотами, присказками, эпитетами, антитезами). Под рассказами о животных скрывается на самом деле политический памфлет.
История рождения сказок
Первые произведения этого жанра вышли из-под пера Салтыкова-Щедрина в 1869-м. Однако лишь спустя несколько лет (в 1883–1886 годах) развернулись интенсивные работы по написанию сказок. Всего писатель создал около 32-х текстов, а конкретно в тот период – 28. Но почему же все-таки русский автор так увлекся этим жанром? Сказка – понятный и простой способ донести свои мысли до простых людей. Ведь главный адресат писателя – народ. Начиная с ранних лет, с детства, люди знакомятся с образами из сказок, поэтому язык сказки – лишь инструмент влияния на сознание человека. По крайней мере, для Салтыкова-Щедрина.
Тематическое своеобразие сказок
Удивительно полно и точно автор отображает русские реалии XIX века, тонкости общественных и социальных сил Российской империи. Это был период реформ. Множество сказок писатель посвятил этим темам. Можно вспомнить «Богатыря», «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», где автор критикует русский абсолютизм, пороки власти.
В «Премудром пескаре», «Вяленой вобле», «Либерале» автор высмеивает трусость мещан, критикует приверженцев либерализма. В «Праздном разговоре», «Деревенском пожаре», а также в «Коняге» автор обращается к образу кулака – нового социального феномена, а еще – крестьянства. Страдающий, обездоленный народ – вечная тема Салтыкова-Щедрина.
«Карась-идеалист»
Проанализируем еще одну сказку. Зло – это «заблуждение умов», результат «горькой случайности» истории. Салтыков-Щедрин – приверженец просвещения, прогресса. Здесь писатель немного наивен, так как верит в возможность доброго решения проблем, без крови, без хаоса. Впрочем, далее автор остро насмехается над иллюзиями – утопическим заблуждением. Эта ирония идет рука об руку с поддержкой социализма. На сцене появляется Карась – не такой уж простой образ. Карась наивен, но готов пойти на самопожертвование.