Сказки салтыкова щедрина кисель смысл

Сказки

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Кисель

Это небольшая сказка, написанная Салтыковым-Щедриным в середине девятнадцатого века. Как раз велись дискуссии славянофилов и западников. В этом произведении на примере киселя Михаил Евграфович, выступавший на стороне любителей русского пути, показывает, к чему приводит увлечение «бланманже».

Главный герой, получается, как в названии, не кухарка, не господа, а сам очеловеченный кисель. Он способен гордиться, радоваться похвалам, мечтать… У него свой характер! И он может даже покрикивать на кухарку, когда у него появилось от успехов головокружение, если у киселя есть голова. Больше всего он любит, когда его едят – очень удачно! Если даже еда рассуждает тут, то ничего удивительного, что тут свиньи тоже думают и говорят.

Начинается сказка просто. Кстати, предложения в этом тексте не очень большие, лексика простая, только иногда стилизованная под речь простого народа или господ. Но есть и восклицания, например, предложение: «Что же!»

Так вот, в завязке кухарка сварила тот самый кисель, поставила на стол. Вообще, ничего удивительного! Даже не совсем завязка для сказки, рассказа. Господа стали есть, нашли блюдо очень вкусным, мягким. Им, наверное, такое простое блюдо было в новинку. Угощали всех гостей, даже прохожих на улице – так хотелось поделиться вкусным. С тех пор требовали они это русское блюдо каждый день.

Автор использует сказочный оборот «долго ли…». Конечно, немного надоело русское лакомство господам. И вот переломный момент – стали они слишком образованными. И теперь ругали кисель за то, за что его недавно хвалили. Решили кисель свиньям отдать, а сами ехать (за границу) гулять. Но сами признают, что когда нагуляются, то вернуться домой – к киселю.

Тем временем свиньи кисель оценили, до капли всё съели (приём преувеличения). А тут и господа вернулись – деньги потратили. Вернулись, за ложки взялись, а киселя нету!

И свиньи, и господа страдают. В финале все причитают, что не оставили запас киселя. Заканчивается сказка неожиданным призывом к Киселю: «Ау!»

Вот так увлеченье западным, которое, конечно, проходит, заставляет забыть о своём – исконном. Вот от чего предостерегает автор.

2 вариант

По содержанию, аристократы наслаждались сделанным обыкновенной простолюдинкой киселем. Яство так их очаровало, что они захотели, есть его каждый день. Понемногу, работа стряпухи обесценилась так, что кисель стали давать всем подряд. В конечном счете, аристократам кисель наскучил, и они потребовали насытить им поросят. Сами же отправились развлекаться, предполагая, что к их прибытию аппетитное кушанье обязательно будет приготовлено. Но в то же время после приезда, вместо киселя видят всего-навсего «засохшие поскребушки». Поскольку, ни для кого не секрет, что животные обладают обжорством.

Писатель оказывается заступником людей, выставляя напоказ все минусы главенствующего общественного слоя. Салтыков-Щедрин удачно сумел в такой небольшой по размеру литературной работе отчетливо представить масштабную проблему той поры.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Кисель

Популярные сегодня темы

Герой нашего времени – эта тема волновала людей всегда, во все века. Так называли людей, выражавших идеи, мысли, проблемы, которыми жили поколения. В годы войны это были герои, совершавшие подвиги

Людвиг ван Бетховен является самым выдающимся и знаменитым композитором в мире. Его произведения известны всем, детей с детского сада до людей в возрасте. Об этом композиторе известно

Иванами, не помнящими своего родства, называют людей, которые забывают о своей родине, традициях своего народа. Таким людям не интересно прошлое родной страны. Докажем данное утверждение на примерах.

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов. В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Источник

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Кисель

Это небольшая сказка, написанная Салтыковым-Щедриным в середине девятнадцатого века. Как раз велись дискуссии славянофилов и западников. В этом произведении на примере киселя Михаил Евграфович, выступавший на стороне любителей русского пути, показывает, к чему приводит увлечение «бланманже».

Главный герой, получается, как в названии, не кухарка, не господа, а сам очеловеченный кисель. Он способен гордиться, радоваться похвалам, мечтать… У него свой характер! И он может даже покрикивать на кухарку, когда у него появилось от успехов головокружение, если у киселя есть голова. Больше всего он любит, когда его едят – очень удачно! Если даже еда рассуждает тут, то ничего удивительного, что тут свиньи тоже думают и говорят.

Начинается сказка просто. Кстати, предложения в этом тексте не очень большие, лексика простая, только иногда стилизованная под речь простого народа или господ. Но есть и восклицания, например, предложение: «Что же!»

Так вот, в завязке кухарка сварила тот самый кисель, поставила на стол. Вообще, ничего удивительного! Даже не совсем завязка для сказки, рассказа. Господа стали есть, нашли блюдо очень вкусным, мягким. Им, наверное, такое простое блюдо было в новинку. Угощали всех гостей, даже прохожих на улице – так хотелось поделиться вкусным. С тех пор требовали они это русское блюдо каждый день.

Читайте также:  Рассказ о двух влюбленных энеа пикколомини

Автор использует сказочный оборот «долго ли…». Конечно, немного надоело русское лакомство господам. И вот переломный момент – стали они слишком образованными. И теперь ругали кисель за то, за что его недавно хвалили. Решили кисель свиньям отдать, а сами ехать (за границу) гулять. Но сами признают, что когда нагуляются, то вернуться домой – к киселю.

Тем временем свиньи кисель оценили, до капли всё съели (приём преувеличения). А тут и господа вернулись – деньги потратили. Вернулись, за ложки взялись, а киселя нету!

И свиньи, и господа страдают. В финале все причитают, что не оставили запас киселя. Заканчивается сказка неожиданным призывом к Киселю: «Ау!»

Вот так увлеченье западным, которое, конечно, проходит, заставляет забыть о своём – исконном. Вот от чего предостерегает автор.

2 вариант

Работа «Кисель» — необыкновенная вариант сказочного стиля, рассказывающая о жизненных проблемах российской реальности. Сказка «Кисель» сочинена несложным, простым стилем. С первого взгляда смешное сочинение касается глубоких темы тех времен.

По содержанию, аристократы наслаждались сделанным обыкновенной простолюдинкой киселем. Яство так их очаровало, что они захотели, есть его каждый день. Понемногу, работа стряпухи обесценилась так, что кисель стали давать всем подряд. В конечном счете, аристократам кисель наскучил, и они потребовали насытить им поросят. Сами же отправились развлекаться, предполагая, что к их прибытию аппетитное кушанье обязательно будет приготовлено. Но в то же время после приезда, вместо киселя видят всего-навсего «засохшие поскребушки». Поскольку, ни для кого не секрет, что животные обладают обжорством.

В сочинении, кисель символизирует богатство. А богатство приобретено путем непрерывной работы обыкновенных людей. Аристократы, считая, что стойкие крестьяне в любое время подадут кисель, сильно заблуждались, так как вследствие господской расточительности кисель заканчивается. Не зря в документе возникает хрюшка, символизирующая собой лентяйство и обжорство, данные черты писатель относит к аристократам. А добродушный, хорошо направляющийся кисель — служит символом послушности и выдержки простого люда.

Аристократы, радующиеся аппетитным яством, не размышляют об сдержанности в денежных средствах. Ведь они основываются именно на собственные потребности, не видя рядом с собой тех лиц, которые обслуживают им хорошую жизнь и насыщение. Таким образом Салтыков-Щедрин находит сопоставление между изображением аристократов и правящей элитой той эпохи. В ту пору, правящая элита не полагала о том, что большая масса людей сумеет защитить собственные права и свободы. Аристократы с опозданием осознали собственную беспечность, но было уже поздно. Им пришлось расплачиваться за свои ошибки — не признавая работу невольных жителей, используя во вред власть, они быстро утратили все собранное годами богатство. Писатель представляет в смешном виде расточительность правящей элиты. В заключение этой фантасмагории он демонстрирует их вопящими вместе с животными — они с горечью понимают, что не смогли сберечь власть над людьми.

Писатель оказывается заступником людей, выставляя напоказ все минусы главенствующего общественного слоя. Салтыков-Щедрин удачно сумел в такой небольшой по размеру литературной работе отчетливо представить масштабную проблему той поры.

Источник

Щедрин «Кисель», кто главные герои, какая главная мысль?

В сказке или притче Е.М. Салтыкова-Щедрина «Кисель» показана человеческая глупость, недальновидность, хвастовство и высокомерие, которые были очень быстро наказаны.

Главные герои произведения: собственно кисель, которому все равно. кто его ест. Господа, сначала скромные, потом балованные. И свиньи, которым достался кисель.

Главная мысль в том, что прока господа были не слишком богатые, то кушали простой кисель с удовольствием. Были ему рады. Но как только дела их пошли вверх, стали с простой пищи на более изысканную переходить,надоел им видите ли кисель. Отправились они и вовсе гулять. Стали крепко зазнаваться. А когда промотали все деньги, решили вернуться к своему киселю, но его весь съели свиньи.

Мораль в том, что господа не ценили то, что имели. Они не умели думать о завтрашнем дне, делать запасы, вот и поплатились: остались ни с чем. Смыл произведения в его последней строчке:

В рассказе кисель нам показана история одного киселя, который приготовила кухарка. Всем он понравился, но вскоре приелся, так как ели только его. Приказали господа кухарке вылить кисель свинье, что та и сделала. На отдыхе господа прогуляли все деньги и вернувшись захотели хотя ы киселя. Но кисель уже съела свинья. Так они и остались голодными.

Главных героев в рассказе двое.

Первая героиня это работящая кухарка, прекрасная повориха.

Второй герой это наш кисель, которому без разницы кто его ест, лишь бы радовались ему.

Главная мысль заключается в том, что все надо делать в меру. Так же автор показывает расточительность господ, которые велели вылить кисель. Автор учит нас быть бережливыми и экономными.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

Великий русский писатель М.Е.Салтыков-Щедрин известен по сатирическим сказкам, высмеивающим человеческие пороки. Одной из таких сказок является аллегорическая повесть под названием «Кисель». Именно кисель, а также свиньи и господа и являются главными героями этой сказки. Кухарка сварила на кухне кисель. Богатые господа пили его и наслаждались его вкусом. Но в какой-то момент он им надоел и кисель отдали свиньям. Сами же господа уехали гулять. Вернувшись все вдруг захотели поесть киселя, а его то и нет. Свиньи всё съели и не поперхнулись.

Читайте также:  Рассказы пермяка для 3 класса короткие читать

Главной мыслью сказки является то, что писатель выставляет в образе киселя безропотных и покорных крепостных крестьян, а в образе свиней расточительных господ, которые обжираются и чревоугодничают за счёт простого народа.

Рассказ «Кисель» Е.М. Салтыкова-Щедрина можно будет прочитать за несколько минут, он небольшой. В этом произведении главным героем на мой взгляд является кисель, который олицетворяет народ. Также в данном произведении присутствует кухарка, господа и свинья.

Главная мысль этого произведения очень простая, не надо быть расточительными, нужно будет о завтрашнем дне, нужно оставлять запас.

В данном произведении киселю, который олицетворяет народ, все-равно кто его употребляет, что господа, что прохожие, что свиньи. Но в один момент кисель может закончится и тогда господам просто неким будет управлять, власти просто не будет.

Так что не стоит слишком сильно давить на народ.

Автор рассказа » Сверху вниз наискосок» написал Виктор Драгунский.

Главными героями этого рассказа являются Дениска и его друзья Мишка и Аленка.

Главная мысль рассказа заключается в том, что детское любопытство, познание мира и стремление изучать все новое, требуют постоянного внимания со стороны взрослых. Стоит только отвлечься, оставить что то, как тут же может случиться какая нибудь история.

Рассказ учит обдумывать свои действия, прежде чем начинать что то делать.

Главные герои лисица и сурок.

Главная мысль басни: не ведись сладосным речами. Будь всегда на чеку. Не поддавайся лести.

И тут внезапно появляется Ягненок, который невинно резвится на поле, но она становится добычей подлой змеи,ягненок спрашивает у змеи, зачем она убивает его, за какие грехи, на что Змея отвечает, что ты вот резвишься, а могла бы растоптать меня, и я из осторожности решил карать тебя. Но ягненок не соглашается с ней и испускает дух.

Мораль басни в том, что есть такие особы, в коих кроме ненависти и злости нет ничего, и что такие только считает каждого невинного злодеем, хотя сами совершают злодейские поступки.

Песенки подо льдом. Для читательского дневника по этому рассказу писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова.

Главная мысль рассказа: даже зимой жизнь некоторых животных не замирает, они находят возможность радоваться погоде и петь свои песни.

«Желтый туман», это сказочная повесть написанная Александром Волковым. Год написания повести 1970.

Александр Волков (1891-1977), это русский советский писатель, переводчик, педагог.

Главные герои повести:

1 Гуррикал (Волшебник).

2 Архана (Злая колдунья. Великанша).

3 Чарли Блек (Моряк).

4 Тилли-Вилли (Великан).

5 Страшила (Мер волшебного города, страны).

6 Элли и Энни (Две сестры).

Главная мысль повести:

1 Настоящие друзья познаются в беде.

1 Повесть учит честности, храбрости, преодолевать трудности вместе с друзьями.

Источник

Анализ сказки Кисель Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок. Сказка под названием «Кисель» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье.

Произведение повествует о киселе, который изначально все пили, любили, хвалили и считали самым прекрасным напитком, его даже простым прохожим давали. Но скоро наскучил кисель состоятельным людям, его вкус стал для них уже не таким ярким, как прежде. Тогда они начали кормить им свиней, а сами уехали на прогулку. Скот его съел и ничего не оставил. Спустя время вернулись хозяева с отдыха и они соскучились по своему так когда-то горячо любимому напитку. Заметив, что его нет, те начали вместе с животными кричать и сожалеть, что не оставили на черный день киселя.

Основная мысль и идея сказки заключена в выставлении расточительности и крепостничества в смешном свете, которые являлись самым распространённым пороков во времена жизни и творчества сказочника Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Использование олицетворения, аллегории, гротеска, сатиры и просторечья делает сказку более живой и интересной для читателя, помогая создавать в его голове во время прочтения красочные образы как господ, так и киселя, и свиней.

Что касается олицетворения, то это заметно с киселем. Салтыков-Щедрин через кисель показал глуповатый, легко покорный народ. Кисель был мягким и легкий, поэтому даже не понимал и чувствовал, как его жрали свиньи. Это было то самое время, в которое народ в лице крестьян безоговорочно во всем подчинялся представителям высших социальных слоев.

Свиньи олицетворяют в сказке расточительность, излишества, обжорство, чревоугодие.

Богатые люди не думали про то, что скоро их влияние над крестьянами закончится и они лишаться права ими распоряжаться.

В сказке нет положительных героев. Все высмеяны и выставлены в дурном свете, Начиная от киселя, заканчивая, естественно, самими господами.

Читайте также:  Пословица под мораль басни мартышка и очки

Вариант 2

Произведение «Кисель» – необычная вариация сказочного жанра, повествующая об актуальных темах русской действительности. Сказка «Кисель» написана легким, простонародным языком. На первый взгляд забавное произведение затрагивает масштабные проблемы того времени.

По сюжету, господа лакомились приготовленным простой крестьянкой киселем. Блюдо настолько им понравилось, что они потребовали кушать его ежедневно. Постепенно, труд кухарки обесценился настолько, что кисель начали предлагать прохожим. В итоге, господам кисель надоел, и они приказали накормить им свиней. Сами же уехали отдыхать, полагая, что к их приезду вкусное блюдо непременно будет их ждать. Однако по возвращению, вместо киселя они застают лишь «засохшие поскребушки». Ведь, как известно, свиньи отличаются прожорливостью.

В сказке, кисель является символом достатка. А достаток получен посредством постоянного труда простого люда. Господа, думая о том, что терпеливые крестьяне всегда предоставят кисель глубоко ошибались, потому что из-за господского мотовства кисель исчезает. Не случайно в тексте появляется свинья, олицетворяющая собой леность и чревоугодие, эти качества автор приписывает господами. Мягкий, легко поддающийся кисель – символизирует податливость и терпение простого народа.

Господа, наслаждающиеся вкусным блюдом, не задумываются об экономии. Потому-что они опираются только на личные нужды, не принимая во внимание тех людей, которые обеспечивают им сытость. Так Салтыков-Щедрин раскрывает параллель между образом господ и властью тех времен. Тогда, знать не думала о том, что огромная масса народа сможет отстоять свои права. Господа поздно поняли свою ошибку. Они получили тяжелый урок – не уважая труд крепостных крестьян, злоупотребляя властью, они легко потеряли весь накопленный годами достаток. Автор высмеивает расточительность господ. В конце сказки он показывает их вопиющими вместе со свиньями – они с горечью осознают, что не сумели сохранить власть над народом.

Автор выступает защитником народа, обнажая недостатки господствующей социальной прослойки. Салтыков-Щедрин успешно смог в столь маленьком по объему произведении четко обрисовать глобальную проблему того времени.

Анализ сказки Кисель Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

Андерсен один из любимых детских писателей. Его сказки читают и знают дети всего мира. Но как у любого большого писателя в его сказках заложен очень глубокий смысл. Каждая сказка может многому научить не только детей

Жизнь каждого человека насыщена разными событиями, но не стоит при этом забывать историю всего человечества. Какие моменты наиболее сильно повлияли на настоящее? В первую очередь, это войны

С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом

В семье обычно воспитание происходит следующим образом: родители с детства обучают ребенка простым навыкам: как одеваться, кушать, читать, писать. Далее как убирать свои игрушки, свою комнату, готовить еду, шить, стирать, держать молоток в руках.

Источник

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Кисель»

Определение использования автором смешных приёмов изображения. Затрагивание темы обывателей и прожигателей жизни. Характеристика олицетворения образов. Драматическая острота размышления сатирика о народной жизни. Рассмотрение смысла иносказания.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 11.12.2014
Размер файла 11,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Областное государственное бюджетное профессионально-

«Смоленская академия профессионального образования»

По литературе: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Кисель»

Студенка группы 411-К

Проверила работу: Смирнова С. В.

Сказка Салтыкова-Щедрина «Кисель» смешная и в тоже время печальная. Смешная она, потому что в ней используются смешные приёмы изображения. А вот печальная, потому что выводы к которым мы приходим совсем не весёлые.

Размещено на Allbest. ru

Подобные документы

презентация [3,7 M], добавлен 09.03.2012

Особенности атмосферы, в которой прошли детские годы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Годы учебы, Царскосельский лицей. Служба чиновником в канцелярии Военного министерства. Кружок Петрашевского, арест и ссылка. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

презентация [3,6 M], добавлен 20.04.2015

Изучение жизненного и творческого пути М.Е. Салтыкова-Щедрина, формирования его социально-политических взглядов. Обзор сюжетов сказок писателя, художественных и идеологических особенностей жанра политической сказки, созданного великим русским сатириком.

реферат [54,6 K], добавлен 17.10.2011

дипломная работа [95,3 K], добавлен 06.04.2012

Изучение жанра и особенностей сюжетной линии произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественный смысл сочетания стилистических систем. Речевая система сказки с появлением несобственно-прямой речи.

реферат [18,4 K], добавлен 14.06.2010

Жизненный путь и творчество великого русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Исследование жизни писателя, начиная с ранних лет до ссылки на Вятку включительно. Начало литературного пути. Антиправительственные повести, наказание за вольнодумие.

реферат [133,5 K], добавлен 22.10.2016

Воспоминания Салтыкова-Щедрина о детстве, своих родителях и методах их воспитания. Образование юного Салтыкова. Жена и дети. Вятский плен, возвращение из ссылки. Жизненное кредо писателя. Значение его творчества в общественно-политических процессах.

презентация [2,0 M], добавлен 04.02.2016

Источник

Познавательное и интересное