Сказки салтыкова щедрина с картинками

Сказки

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сказки Салтыкова-Щедрина — произведения, с которыми стоит знакомить ребят старшего возраста. В них люди, животные, птицы, рыбы решают, как им жить, общаться с окружающими и зачем трудиться. Автор обратился к сказке, когда решил обратить внимание читателей на страхи людей, их непосильный труд, чтобы добыть кусок хлеба и просто выжить. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина учат замечать детали, не сдаваться в трудностях, умению посмеяться над собой, своими недостатками и работать над ними.

Коняга

Коняга — аллегорическое произведение Салтыкова-Щедрина, которое стоит прочесть с детьми старшего возраста. В нём автор описывает жизнь Коняги, его хозяина и их совместном бесконечном труде. Однажды вспомнил о Коняге брат Пустопляс, который живёт привольно, сыт, напоен, всегда ухожен и в тепле. Вместе с ним пришли его «друзья» и стали обсуждать, каково живётся Коняге. Какие мнения они выскажут, к какому выводу придут? Сказка расскажет о важности ценить труд простого человека, помогать ему делом вместо споров, сколько он сможет выдержать.

Верный Трезор

Верный Трезор — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое будет интересно обсудить взрослым читателям с подростками. В нем показана жизнь дворового пса Трезора. Он всю жизнь сторожит лабаз купца Воротилова. Какими принципами и мнениями о своей жизни руководствуется верный пес, можно узнать вместе с ребятами из самого произведения. Оно говорит о том, что нельзя вручать свою судьбу в чужие руки. Сатирическая сказка напоминает читателю о самоуважении, человеческом достоинстве и личных границах.

Самоотверженный заяц

Самоотверженный заяц — сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, с которой стоит познакомиться каждому члену семьи. В ней говорится о том, как однажды заяц попал в немилость к волку. Серый хищник был в то время сыт и заставил зайца ожидать своей участи прямо у него перед логовом. Сумел ли заяц повидаться со своей невестой перед верной гибелью, и кто ему в этом помог, узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит смелости, самоуважению, воле и решимости. Произведение напоминает и том, что ни у кого нет права ограничивать права другого человека.

Орел-меценат

Сказка Орёл-меценат – произведение русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина с долей сатиры, которую можно читать всей семьёй. Герой сказки – гордый и тщеславный орёл, которому надоела жизнь в отчуждении. Решил он себе дворню из птичьей прислуги собрать под стать помещикам. Даже науку и искусство пришло ввести по настоянию соловья, дятла и снегиря. Только сам орёл не спешил образовываться, только распоряжения горазд отдавать. Чем закончилась затея гордой птицы – читатели узнают из сказки Орёл-меценат. Произведение заставляет задуматься над своим поведением и высмеивает глупость и самолюбие.

Сказка Богатырь

Сказка Богатырь – произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, любимое с детства взрослыми и детьми. Главный герой сказки Богатырь, сын самой Бабы-яги. И выкормила его мать, и вырастила – могуч и силён стал Богатырь. Только силу не знал куда нечеловеческую деть, да и умён особо не был. Залез в дупло и уснул. Кто и как его будил и что обнаружил Иван-дурак – ребята узнают из произведения Богатырь. Поучительная сказка даёт ребятам понять, что сила – не показатель ума и как важно найти правильное применение своим способностям.

Дурак

Сказка Дурак – поучительное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое заставляет задуматься над человеческими пороками. Родился у умных родителей сын-дурачок, да не обычный, а с особенностью. Тихий он был и ласковый, без дурных помыслов, ценил счастье. Бедному последние деньги отдаст, голодного накормит и даже петуха от верной погибели спасёт. Таких дураков ещё никто не видел в народе. Как только не наказывали дурака, даже женить хотели. Какой судьбоносный случай произошёл с дураком, изменившим его жизнь – читайте в сказке Дурак. Произведение учит ценить искренность и оставаться человеком в любой ситуации.

Источник

Сказки салтыкова щедрина с картинками

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фотография. 1980-е гг.

В настоящем издании сказочный цикл Салтыкова-Щедрина печатается в полном составе. Как в Полном собрании сочинений (1933-1941) и Собрании сочинений (1965-1977), его композиция восходит к прижизненным изданиям (1886 и 1887 гг.), сформированным самим писателем. Изменения в композиции цикла, установленной автором, связаны с дополнениями, которые вносились в его состав в 1890, 1906 и 1927 гг. Эти дополнения складываются из двух разнородных групп: сказки 1869 г. и произведения, принадлежащие к сказочному циклу, но по цензурным условиям в легальной печати при жизни Салтыкова не появлявшиеся. Они вводились в цикл применительно к положенному в основу его композиции совмещению хронологического и тематического принципов построения. Сказки 1869 г. вошли в качестве первого звена цикла; изъятые из «Отечественных записок» в феврале 1884 г. сказки «Медведь на воеводстве» и «Вяленая вобла» и в марте того же года «Орел-меценат», «Карась-идеалист» поставлены вслед за январской серией этого года, а сказки «Богатырь» и «Ворон-челобитчик», не появившиеся в 1886 г. в «Русских ведомостях» из-за цензурных опасений, включены в группу сказок этого года.

Сказки 1869 г. печатаются по изданию: Салтыков-Щедрин М. Е. Сборник: Рассказы, очерки, сказки. 2-е изд. СПб., 1883. Сказки, при жизни Салтыкова в легальной печати не публиковавшиеся и в его прижизненные сборники не входившие, печатаются: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла» – по тексту корректурных гранок «Отечественных записок»; «Богатырь» – по тексту наборной рукописи; «Архиерейский насморк» – по автографу; «Ворон-челобитчик» – по изданию: Салтыков-Щедрин М. Е. Соч. СПб., 1889. Т. 8; «Орел-меценат» – по изданию: Салтыков-Щедрин М. Е. Поли. собр. соч. 5-е изд. (А. Ф. Маркса). СПб., 1906. Т. 4. Остальные произведения входили в сборник «23 сказки» и воспроизводятся по тексту его второго издания: Салтыков –Щ е д р и н М. Е. 23 сказки. СПб., 1887.

Тексты сказок проверены по всем предшествующим публикациям, сохранившимся корректурным гранкам и автографам. Орфография и пунктуация в большинстве случаев выдержаны в соответствии с принципами, выработанными в издании: С а л т ы к о в-Щ е д-р и н М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965-1977. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома – римской цифрой, страницы – арабской.

Автографы произведений сказочного цикла хранятся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (ф. 366) в Ленинграде и в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ф. 445) в Москве.

ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

ЛН – Литературное наследство.

03 – Отечественные записки.

Р. вед. – Русские ведомости.

ЦГАЛИ – Центральный государственный архив литературы и искусства (Москва).

Оригинальный текст содержит два вида ссылок: на ту же страницу (внизу), чаще всего это примечания М.Е. Салтыкова-Щедрина или перевод с иностранного, и в конец книги, в главу примечания. По понятным соображениям я вынес все приложения в конец книги.

Кроме того, примечания к сказкам содержат еще и такое: «С. 93, строки 21-22 сверху. Слова. ». Я поленился отсчитывать в книге строки и вставлять в текст соответствующие ссылки. Буде найдутся энтузиасты – милости прошу 🙂

Источник

Сказки — Салтыков-Щедрин М.Е.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Жили да были два гене­рала, и так как оба были лег­ко­мыс­ленны, то в ско­ром вре­мени, по щучьему веле­нию, по моему хоте­нию, очу­ти­лись на необи­та­е­мом острове.

Слу­жили гене­ралы всю жизнь в какой-то реги­стра­туре; там роди­лись, вос­пи­та­лись и соста­ри­лись, сле­до­ва­тельно, ничего не пони­мали. Даже слов ника­ких не знали, кроме: «При­мите уве­ре­ние в совер­шен­ном моем почте­нии и преданности».

Упразд­нили реги­стра­туру за нена­доб­но­стью и выпу­стили гене­ра­лов на волю. Остав­шись за шта­том, посе­ли­лись они в Петер­бурге, в Подья­че­ской улице, на раз­ных квар­ти­рах; имели каж­дый свою кухарку и полу­чали пен­сию. Только вдруг очу­ти­лись на необи­та­е­мом ост­рове, просну­лись и видят: оба под одним оде­я­лом лежат. Разу­ме­ется, сна­чала ничего не поняли и стали раз­го­ва­ри­вать, как будто ничего с ними и не случилось.

– Стран­ный, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, мне нынче сон снился, – ска­зал один гене­рал, – вижу, будто живу я на необи­та­е­мом острове…

Ска­зал это, да вдруг как вско­чит! Вско­чил и дру­гой генерал.

– Гос­поди! да что ж это такое! где мы! – вскрик­нули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощу­пы­вать, точно ли не во сне, а наяву с ними слу­чи­лась такая ока­зия. Однако, как ни ста­ра­лись уве­рить себя, что все это не больше как сно­ви­де­ние, при­шлось убе­диться в печаль­ной действительности.

Перед ними с одной сто­роны рас­сти­ла­лось море, с дру­гой сто­роны лежал неболь­шой кло­чок земли, за кото­рым стла­лось все то же без­гра­нич­ное море. Запла­кали гене­ралы в пер­вый раз после того, как закрыли регистратуру.

Стали они друг друга рас­смат­ри­вать и уви­дели, что они в ноч­ных рубаш­ках, а на шеях у них висит по ордену.

– Теперь бы кофейку испить хорошо! – мол­вил один гене­рал, но вспом­нил, какая с ним неслы­хан­ная штука слу­чи­лась, и во вто­рой раз запла­кал. – Что же мы будем, однако, делать? – про­дол­жал он сквозь слезы. – Ежели тепе­рича доклад напи­сать – какая польза из этого выйдет?

– Вот что, – отве­чал дру­гой гене­рал, – подите вы, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сой­демся; может быть, что-нибудь и найдем.

Стали искать, где восток и где запад. Вспом­нили, как началь­ник одна­жды гово­рил: «Если хочешь сыс­кать восток, то встань гла­зами на север, и в пра­вой руке полу­чишь иско­мое». Начали искать севера, ста­но­ви­лись так и сяк, пере­про­бо­вали все страны света, но так как всю жизнь слу­жили в реги­стра­туре, то ничего не нашли.

Читайте также:  Рассказ драгунского что любит мишка жанр

– Вот что, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство: вы пой­дите направо, а я налево; этак-то лучше будет! – ска­зал один гене­рал, кото­рый, кроме реги­стра­туры, слу­жил еще в школе воен­ных кан­то­ни­стов учи­те­лем кал­ли­гра­фии и, сле­до­ва­тельно, был поумнее.

Ска­зано – сде­лано. Пошел один гене­рал направо и видит – рас­тут дере­вья, а на дере­вьях вся­кие плоды. Хочет гене­рал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попро­бо­вал полезть – ничего не вышло, только рубашку изо­рвал. При­шел гене­рал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фон­танке, так и кишит, и кишит.

«Вот кабы эта­кой-то рыбки да на Подья­че­скую!» – поду­мал гене­рал и даже в лице изме­нился от аппетита.

Зашел гене­рал в лес – а там ряб­чики сви­щут, тете­рева токуют, зайцы бегают.

– Гос­поди! еды-то! еды-то! – ска­зал гене­рал, почув­ство­вав, что его уже начи­нает тошнить.

Делать нечего, при­шлось воз­вра­щаться на услов­лен­ное место с пустыми руками. При­хо­дит, а дру­гой гене­рал уж дожидается.

– Ну что, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, про­мыс­лил что-нибудь?

– Да вот нашел ста­рый нумер «Мос­ков­ских ведо­мо­стей», и больше ничего!

Легли опять спать гене­ралы, да не спится им нато­щак. То бес­по­коит их мысль, кто за них будет пен­сию полу­чать, то при­по­ми­на­ются виден­ные днем плоды, рыбы, ряб­чики, тете­рева, зайцы.

– Кто бы мог думать, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, что чело­ве­че­ская пища, в пер­во­на­чаль­ном виде, летает, пла­вает и на дере­вьях рас­тет? – ска­зал один генерал.

– Да, – отве­чал дру­гой гене­рал, – при­знаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

– Как все это сде­лать? – словно эхо, повто­рил дру­гой генерал.

Замол­чали и стали ста­раться заснуть; но голод реши­тельно отго­нял сон. Ряб­чики, индейки, поро­сята так и мель­кали перед гла­зами, соч­ные, слегка под­ру­мя­нен­ные, с огур­цами, пику­лями и дру­гим салатом.

– Теперь я бы, кажется, свой соб­ствен­ный сапог съел! – ска­зал один генерал.

– Хороши тоже пер­чатки бывают, когда долго ношены! – вздох­нул дру­гой генерал.

Вдруг оба гене­рала взгля­нули друг на друга: в гла­зах их све­тился зло­ве­щий огонь, зубы сту­чали, из груди выле­тало глу­хое рыча­ние. Они начали мед­ленно под­пол­зать друг к другу и в одно мгно­ве­ние ока остер­ве­ни­лись. Поле­тели кло­чья, раз­дался визг и оха­нье; гене­рал, кото­рый был учи­те­лем кал­ли­гра­фии, отку­сил у сво­его това­рища орден и немед­ленно про­гло­тил. Но вид теку­щей крови как будто обра­зу­мил их.

– С нами крест­ная сила! – ска­зали они оба разом. – Ведь этак мы друг друга съе­дим! И как мы попали сюда! кто тот зло­дей, кото­рый над нами такую штуку сыграл!

– Надо, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, каким-нибудь раз­го­во­ром раз­влечься, а то у нас тут убий­ство будет! – про­го­во­рил один генерал.

– Начи­найте! – отве­чал дру­гой генерал.

– Как, напри­мер, дума­ете вы, отчего солнце прежде вос­хо­дит, а потом захо­дит, а не наоборот?

– Стран­ный вы чело­век, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство: но ведь и вы прежде вста­ете, идете в депар­та­мент, там пишете, а потом ложи­тесь спать?

– Но отчего же не допу­стить такую пере­ста­новку: сперва ложусь спать, вижу раз­лич­ные сно­ви­де­ния, а потом встаю?

– Гм… да… А я, при­знаться, как слу­жил в депар­та­менте, все­гда так думал: «Вот теперь утро, а потом будет день, а потом пода­дут ужи­нать – и спать пора!»

Но упо­ми­на­ние об ужине обоих повергло в уны­ние и пре­секло раз­го­вор в самом начале.

– Слы­шал я от одного док­тора, что чело­век может дол­гое время сво­ими соб­ствен­ными соками питаться, – начал опять один генерал.

– Да так‑с. Соб­ствен­ные свои соки будто бы про­из­во­дят дру­гие соки, эти, в свою оче­редь, еще про­из­во­дят соки, и так далее, покуда нако­нец соки совсем не прекратятся…

– Тогда надобно пищу какую-нибудь принять…

Одним сло­вом, о чем ни начи­нали гене­ралы раз­го­вор, он посто­янно сво­дился на вос­по­ми­на­ние об еде, и это еще более раз­дра­жало аппе­тит. Поло­жили: раз­го­воры пре­кра­тить, и, вспом­нив о най­ден­ном нумере «Мос­ков­ских ведо­мо­стей», жадно при­ня­лись читать его.

– «Вчера, – читал взвол­но­ван­ным голо­сом один гене­рал, – у почтен­ного началь­ника нашей древ­ней сто­лицы был парад­ный обед. Стол сер­ви­ро­ван был на сто пер­сон с рос­ко­шью изу­ми­тель­ною. Дары всех стран назна­чили себе как бы ран­деву [1] на этом вол­шеб­ном празд­нике. Тут была и «шекс­нин­ска стер­лядь золо­тая», и пито­мец лесов кав­каз­ских – фазан, и, столь ред­кая в нашем севере в фев­рале месяце, земляника…»

– Тьфу ты, Гос­поди! да неужто ж, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, не можете найти дру­гого пред­мета? – вос­клик­нул в отча­я­нии дру­гой гене­рал и, взяв у това­рища газету, про­чел сле­ду­ю­щее: – «Из Тулы пишут: вче­раш­него числа, по слу­чаю поимки в реке Упе осетра (про­ис­ше­ствие, кото­рого не запом­нят даже ста­ро­жилы, тем более что в осетре был опо­знан част­ный при­став Б.), был в здеш­нем клубе фести­валь. Винов­ника тор­же­ства внесли на гро­мад­ном дере­вян­ном блюде, обло­жен­ного огур­чи­ками и дер­жа­щего в пасти кусок зелени. Док­тор П., быв­ший в тот же день дежур­ным стар­ши­ною, забот­ливо наблю­дал, дабы все гости полу­чили по куску. Под­ливка была самая раз­но­об­раз­ная и даже почти прихотливая…»

– Поз­вольте, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, и вы, кажется, не слиш­ком осто­рожны в выборе чте­ния! – пре­рвал пер­вый гене­рал и, взяв, в свою оче­редь, газету, про­чел: – «Из Вятки пишут: один из здеш­них ста­ро­жи­лов изоб­рел сле­ду­ю­щий ори­ги­наль­ный спо­соб при­го­тов­ле­ния ухи: взяв живого налима, пред­ва­ри­тельно его высечь; когда же, от огор­че­ния, печень его увеличится…»

Гене­ралы поникли голо­вами. Все, на что бы они ни обра­тили взоры, – все сви­де­тель­ство­вало об еде. Соб­ствен­ные их мысли зло­умыш­ляли про­тив них, ибо как они ни ста­ра­лись отго­нять пред­став­ле­ния о биф­штек­сах, но пред­став­ле­ния эти про­би­вали себе путь насиль­ствен­ным образом.

И вдруг гене­рала, кото­рый был учи­те­лем кал­ли­гра­фии, оза­рило вдохновение…

– А что, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, – ска­зал он радостно, – если бы нам найти мужика?

– То есть как же… мужика?

– Ну, да, про­стого мужика… какие обык­но­венно бывают мужики! Он бы нам сей­час и булок бы подал, и ряб­чи­ков бы нало­вил, и рыбы!

– Гм… мужика… но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

– Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поис­кать его! Навер­ное, он где-нибудь спря­тался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того обод­рила гене­ра­лов, что они вско­чили как встре­пан­ные и пусти­лись отыс­ки­вать мужика.

Долго они бро­дили по ост­рову без вся­кого успеха, но, нако­нец, ост­рый запах мякин­ного хлеба и кис­лой овчины навел их на след. Под дере­вом, брю­хом кверху и под­ло­жив под голову кулак, спал гро­мад­ней­ший мужи­чина и самым нахаль­ным обра­зом укло­нялся от работы. Него­до­ва­нию гене­ра­лов пре­дела не было.

Встал мужи­чина; видит, что гене­ралы стро­гие. Хотел было дать от них стречка, но они так и зако­че­нели, вце­пив­шись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал гене­ра­лам по десятку самых спе­лых ябло­ков, а себе взял одно, кис­лое. Потом поко­пался в земле – и добыл оттуда кар­то­фелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из соб­ствен­ных волос сде­лал силок и пой­мал ряб­чика. Нако­нец, раз­вел огонь и напек столько раз­ной про­ви­зии, что гене­ра­лам при­шло даже на мысль: «Не дать ли и туне­ядцу частичку?»

Смот­рели гене­ралы на эти мужиц­кие ста­ра­ния, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть гене­ра­лами – нигде не пропадешь!»

– Довольны ли вы, гос­пода гене­ралы? – спра­ши­вал между тем мужичина-лежебок.

– Довольны, любез­ный друг, видим твое усер­дие! – отве­чали генералы.

– Не поз­во­лите ли теперь отдохнуть?

– Отдохни, дру­жок, только свей прежде веревочку.

Набрал сей­час мужи­чина дикой конопли, раз­мо­чил в воде, поко­ло­тил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою верев­кою гене­ралы при­вя­зали мужи­чину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

Про­шел день, про­шел дру­гой; мужи­чина до того излов­чился, что стал даже в при­горшне суп варить. Сде­ла­лись наши гене­ралы весе­лые, рых­лые, сытые, белые. Стали гово­рить, что вот они здесь на всем гото­вом живут, а в Петер­бурге между тем пен­сии ихние всё накап­ли­ва­ются да накапливаются.

– А как вы дума­ете, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, в самом ли деле было вави­лон­ское стол­по­тво­ре­ние, или это только так, одно ино­ска­за­ние? – гово­рит, бывало, один гене­рал дру­гому, позавтракавши.

– Думаю, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, что было в самом деле, потому что иначе как же объ­яс­нить, что на свете суще­ствуют раз­ные языки!

– Стало быть, и потоп был?

– И потоп был, потому что, в про­тив­ном слу­чае, как же было бы объ­яс­нить суще­ство­ва­ние допо­топ­ных зве­рей? Тем более, что в «Мос­ков­ских ведо­мо­стях» повествуют…

– А не почи­тать ли нам «Мос­ков­ских ведомостей»?

Сыщут нумер, уся­дутся под тенью, про­чтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!

Читайте также:  Сказки дядюшки римуса pdf

Долго ли, коротко ли, однако гене­ралы соску­чи­лись. Чаще и чаще стали они при­по­ми­нать об остав­лен­ных ими в Петер­бурге кухар­ках и вти­хо­молку даже поплакивали.

– Что-то теперь дела­ется в Подья­че­ской, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство? – спра­ши­вал один гене­рал другого.

– И не гово­рите, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство! все сердце изныло! – отве­чал дру­гой генерал.

– Хорошо-то оно хорошо здесь – слова нет! а все, зна­ете, как-то неловко барашку без ярочки! да и мун­дира тоже жалко!

– Еще как жалко-то! Особ­ливо, как чет­вер­того класса, так на одно шитье посмот­реть, голова закружится!

И начали они нудить мужика: пред­ставь да пред­ставь их в Подья­че­скую! И что ж! ока­за­лось, что мужик знает даже Подья­че­скую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!

– А ведь мы с Подья­че­ской гене­ралы! – обра­до­ва­лись генералы.

– А я, коли видели: висит чело­век сна­ружи дома, в ящике на веревке, и стену крас­кой мажет или по крыше словно муха ходит – это он самый я и есть! – отве­чал мужик.

И начал мужик на бобах раз­во­дить, как бы ему своих гене­ра­лов пора­до­вать за то, что они его, туне­ядца, жало­вали и мужиц­ким его тру­дом не гну­ша­лися! И выстроил он корабль – не корабль, а такую посу­дину, чтоб можно было океан-море пере­плыть вплоть до самой Подьяческой.

– Ты смотри, однако, кана­лья, не утопи нас! – ска­зали гене­ралы, уви­дев пока­чи­вав­шу­юся на вол­нах ладью.

– Будьте покойны, гос­пода гене­ралы, не впер­вой! – отве­чал мужик и стал гото­виться к отъезду.

Набрал мужик пуху лебя­жьего мяг­кого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уло­жил на дно гене­ра­лов и, пере­кре­стив­шись, поплыл. Сколько набра­лись страху гене­ралы во время пути от бурь да от вет­ров раз­ных, сколько они ругали мужи­чину за его туне­яд­ство – этого ни пером опи­сать, ни в сказке ска­зать. А мужик все гре­бет да гре­бет да кор­мит гене­ра­лов селедками.

Вот нако­нец и Нева-матушка, вот и Ека­те­ри­нин­ский слав­ный канал, вот и Боль­шая Подья­че­ская! Всплес­нули кухарки руками, уви­девши, какие у них гене­ралы стали сытые, белые да весе­лые! Напи­лись гене­ралы кофею, наелись сдоб­ных булок и надели мун­диры. Поехали они в каз­на­чей­ство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке ска­зать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: весе­лись, мужичина!

Источник

Михаил Салтыков-Щедрин

М ихаил Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее и мечтал стать «наследником» Пушкина. Из-за того, что он совмещал литературу с государственной службой, писателю пришлось взять псевдоним. Салтыков-Щедрин 16 лет проработал редактором журнала «Отечественные записки». Он прославился как автор «Губернских очерков», сатирического романа «История одного города» и «Сказок для детей изрядного возраста», в которых высмеивал чиновников и помещиков.

«Помню, что меня секут… секут как следует, розгою»: детские годы

Михаил Салтыков родился 15 января 1826 года в селе Спас-Угол, в Калязинском уезде Тверской губернии (сейчас — Московская область). Его отец Евграф Салтыков работал чиновником Московского архива иностранной коллегии. В 1816 году он ушел в отставку и поселился в фамильной усадьбе. Мать Ольга Забелина происходила из купеческой семьи. Она занималась воспитанием детей, которых в семье было девять. Забелина строго наказывала их за любую провинность. Салтыков писал в поздние годы: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».

Фамилия Салтыков-Щедрин была псевдонимом писателя. Он печатал свои произведения под именем «надворного советника Николая Щедрина». По одной из версий, взять такой псевдоним предложила жена Салтыкова-Щедрина, поскольку в своих произведениях он был очень щедр «на всякого рода сарказмы». По другой — он позаимствовал фамилию у кого-то из знакомых.

С трех лет Салтыков-Щедрин наблюдал, как занимаются его старшие братья и сестры. Поэтому уже в раннем детстве он хорошо разговаривал по-французски и по-немецки. С шести лет будущего писателя учил грамоте крепостной художник Павел Соколов, а латынь ему преподавал священник из соседнего села Заозерье. К поступлению в учебное заведение Салтыкова-Щедрина готовила и сестра Надежда, выпускница института благородных девиц.

«Начал писать стихи, за которые был часто наказываем»: учеба в Царскосельском лицее

В августе 1836 года Салтыков-Щедрин успешно сдал экзамены и поступил сразу в третий класс Московского дворянского института. В этом закрытом учебном заведении для детей российских дворян воспитывались поэт Василий Жуковский, драматург Александр Грибоедов, писатель Михаил Лермонтов. Учился Салтыков-Щедрин на отлично. Каждые полтора года институт переводил двух лучших воспитанников в Царскосельский лицей, где раньше учился Александр Пушкин. В 1838 году туда отправили и Салтыкова-Щедрина.

В 1830-х годах Николай I реформировал Царскосельский лицей — теперь он напоминал военное учебное заведение. Здесь ввели строгий солдатский режим, отдельные комнаты перестроили в казармы. В те годы в лицее учились в основном дети военных. С общими комнатами и режимом Салтыков-Щедрин был знаком еще с Дворянского института, но соблюдал военную дисциплину с трудом, да и среди аристократов чувствовал себя одиноко.

Все свободное время Салтыков-Щедрин проводил в уединении. Он сочинял стихи, переводил зарубежных поэтов, читал книжки, журналы и мечтал стать «наследником» Пушкина. Сокурсники смеялись над начинающим поэтом и дразнили его «умником». Новое лицейское начальство тоже не приветствовало занятия литературой, поэтому Салтыков-Щедрин прятал свои сочинения в сапоги, но их всего равно находили. Он вспоминал: «Я начал писать стихи, за которые был часто наказываем».

В 1842 году журнал «Библиотека для чтения» напечатал стихотворение Салтыкова-Щедрина «Лира», еще несколько его сочинений вышло в «Современнике». Однако критики считали его стихи слабыми, а сам Салтыков-Щедрин позднее писал: «Я безразлично пародировал и Лермонтова и Бенедиктова; на манер первого скорбел о будущности, ожидавшей наше «пустое и жалкое поколение»; на манер второго — писал послания «К Даме, Очаровавшей Меня Своими Глазами». В 1844 году он разочаровался в себе как в поэте и больше стихов не писал.

«Пятницы» Петрашевского, собственный кружок и первые повести

Салтыков-Щедрин окончил лицей в 1844 году. В его аттестате были отмечены успехи в учебе, особенно «в законе божием, статистике и русской словесности». Однако из-за неидеального поведения он получил чин ниже, чем остальные, и стал не титулярным советником, а коллежским секретарем, то есть мог занимать низшие руководящие должности, но не получил пока личное дворянство. Осенью того же года он поступил на службу в Канцелярию военного министерства.

Жил Салтыков-Щедрин бедно, в съемных квартирах. Однако он часто ходил в театры и оперу, а позднее писал в цикле автобиографических очерков «Мелочи жизни: «Иногда, ради билета в театр, я вынуждался заменять скромный кухмистерский обед десятикопеечной колбасой с булкой». В 1845 году Салтыков-Щедрин начал посещать собрания, которые по пятницам устраивал у себя дома его лицейский друг — философ-социалист Михаил Петрашевский. На этих встречах обсуждали работы французских утопистов Шарля Фурье и Этьена Кабе, принципы «свободы, равенства и братства», Великую французскую революцию 1789 года, отмену крепостного права. Позднее Салтыков-Щедрин вспоминал: «Я примкнул к западникам к тому безвестному кружку, который инстинктивно прилепился к Франции. Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что «золотой век» находится не позади, а впереди нас… Мы не могли без сладостного трепета помыслить о «великих принципах 1789 года» и обо всем, что оттуда проистекало».

Через два года Салтыков-Щедрин и его друзья — публицист-экономист Владимир Милютин и литературный критик Валериан Майков — перестали посещать «пятницы» Петрашевского и образовали собственный кружок. Они видели противоречия между идеями утопистов, Петрашевского и российской реальностью. Их Салтыков-Щедрин и описал в своей первой повести «Противоречия». Вскоре ее напечатали в журнале «Отечественные записки». Писатель посвятил это произведение своему другу Милютину, а в главном герое Андрее Нагибине описал типичный характер русского интеллигента сороковых годов, который не находил своего места: «Я и не утопист, потому что утопию свою вывожу из исторического развития действительности, потому что населяю ее не мертвыми призраками, а живыми людьми, имеющими плоть и кровь, и не консерватор… потому что не хочу застоя, а требую жизни, требую движения вперед».

Произведение построено на дневниковых записях Нагибина и его возлюбленной Тани. В них он рассуждал об отношении человека к действительности, к жизни, к природе, к другому человеку, а также о способах преобразования самодержавно-крепостнического строя и в итоге запутался в противоречиях собственной мысли.

В то же время шеф жандармов граф Алексей Орлов представил Николаю I доклад «О журналах «Современник» и «Отечественные записки». Граф был испуган новой революцией во Франции и предлагал привести «к общему знаменателю» издания, которые позволяли себе «вредное направление». Император создал особый секретный комитет и приказал донести ему «с доказательствами где найдет какие упущения цензуры и ее начальства и которые журналы и в чем вышли из своей программы». Комитет приступил к «ревизии русской литературы» и обратил внимание на повести Салтыкова-Щедрина.

«Скитальческая жизнь в глухом краю»: ссылка в Вятку

Салтыков-Щедрин только получил повышение до титулярного советника, когда 20 апреля 1848 года в его квартире появился жандарм с предписанием ехать в какую-то «северную трущобу». Писателя выслали на службу в Вятку. Он прожил там до ноября 1855 года, и все это время ему было запрещено писать.

Читайте также:  Рассказ о чем то необычном на английском

В Вятском губернском правлении Салтыков-Щедрин служил младшим чиновником. Но уже через два месяца губернатор назначил его своим старшим чиновником для особых поручений. Писатель расследовал мелкие дела — например, «о злоупотреблениях в Вятской городской полиции по заготовлению арестантской одежды». Он много работал, стал постоянным посетителем дома губернатора и светских салонов. В 1849 году составил отчет по управлению Вятской губернией за прошлый год — его представили министру внутренних дел. А в 1850 году Салтыков-Щедрин подготовил «Вятскую выставку сельских произведений». Министерство государственных имуществ назвало ее «одною из наиболее изобильных, благоустроенных и поучительных во всей империи». Вскоре писателя назначили советником Губернского управления. Он возглавил хозяйственное отделение, усмирял крестьянские бунты и ездил со следственными делами по Вятской, Пермской, Казанской и Нижегородской губерниям. Так Салтыков-Щедрин наблюдал за крестьянской и чиновничьей жизнью, которую впоследствии описал во многих своих произведениях.

В 1851 году в Вятку приехал новый вице-губернатор Аполлон Болтин. Вскоре Салтыков-Щедрин сблизился и с ним, часто бывал в гостях и влюбился в одну из дочерей чиновника — Елизавету. Он писал: «То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!» Вскоре губернатора с семьей перевели во Владимир, и перед их отъездом писатель попросил у Болтина руки его дочери, но тот посчитал, что Елизавета еще слишком юна, и отложил ответ на год. Болтин разрешил помолвку только в апреле 1855 года.

Салтыков-Щедрин несколько раз писал императору и просил освободить его из ссылки за хорошую службу. За писателя хлопотали родители и друзья, однако ответ был один — «рано».

18 февраля 1855 года скончался Николай I. А в сентябре в Вятку приехал генерал-адъютант Петр Ланской — двоюродный брат министра внутренних дел Сергея Ланского — с женой Натальей Гончаровой-Пушкиной. Им представили Салтыкова-Щедрина как талантливого человека и бывшего лицеиста, который, подобно Пушкину, испытал на себе немилость императора. Вскоре Ланской написал брату официальное письмо, в котором просил «исходатайствовать» Салтыкову-Щедрину «всемилостивейшее прощение». 12 ноября министр внутренних дел доложил о писателе Александру II, и тот приказал «дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает».

«Писал и служил, служил и писал»: возвращение в Петербург

Салтыков-Щедрин выехал из Вятки 24 декабря 1855 года. Он погостил на родине у матери, съездил к невесте во Владимир и 14 января 1856 года наконец добрался до Санкт-Петербурга. Там он устроился в Министерство внутренних дел и служил под начальством Николая Милютина, тогда директора хозяйственного департамента. А 6 июня 1856 года писатель обвенчался с Елизаветой Болтиной в Москве в Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке. Однако из родственников на свадьбе со стороны Салтыкова-Щедрина присутствовал лишь младший брат Илья. Мать не одобряла этот брак и лишила сына материальной поддержки. Через год после свадьбы она писала другому своему сыну Дмитрию: «Да что делать ныне матери в отставке, только дай, а более и знать не хотим. Коллежский советник… с голой барыней своей. Вот ворона-то залетела в барские хоромы, ну да работай, пиши статьи, добывай деньги ради барыни».

В это время Салтыков-Щедрин активно занялся литературой. Как сам он вспоминал в свои поздние годы, «писал и служил, служил и писал». В 1856–1857 годах он создал «Губернские очерки» — цикл о провинциальной России, которую писатель досконально узнал за семь с половиной лет ссылки. Произведение сильно отличалось от прозы Салтыкова-Щедрина 1840-х годов. В нем, как писал литературовед Константин Тюнькин, автор представлял чиновника не как «бедного человека, вызывающего жалость и сочувствие», а как «грубого и хитрого стяжателя, хищника, паразитирующего на народном невежестве, бедности и несчастье».

Первым, кому Салтыков-Щедрин дал прочитать очерки, стал его бывший сослуживец по канцелярии военного министерства, беллетрист и критик Александр Дружинин. Он похвалил сочинения: «Вот вы стали на настоящую дорогу, это совсем не похоже на то, что писали прежде». Однако писатель опасался печатать обличительные очерки в «Современнике» и в 1856 году начал публиковать их в новом московском либеральном журнале «Русский вестник». «Губернские очерки» быстро стали популярны, Салтыкова-Щедрина называли наследником Николая Гоголя.

В 1858 году Салтыкова-Щедрина назначили вице-губернатором Рязани, а через два года перевели в Тверь. На службе он боролся со взяточничеством и воровством. Параллельно писатель печатал «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», а также статьи по крестьянскому вопросу в журналах «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения».

В 1862 году писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и стал редактором «Современника» — его пригласил поэт и писатель Николай Некрасов, который на тот момент руководил журналом. Каждый месяц Салтыков-Щедрин выпускал обозрение «Наша общественная жизнь», но через два года покинул редакцию из-за внутренних разногласий и вернулся на государственную службу. В 1865–1868 годах он возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани. В то же время Салтыков писал памфлеты-гротески, в которых начальники этих мест узнавали себя. Из-за этого у писателя часто возникали конфликты с местными властями, и ему приходилось менять место службы. Но после жалобы рязанского губернатора в 1868 году его окончательно отправили на пенсию. А в 1869-м Салтыков-Щедрин выпустил «Письма о провинции», в которых рассказал о своих наблюдениях за жизнью этих городов.

«Вершина сатирического искусства»: роман «История одного города»

С конца 1860-х Михаил Салтыков-Щедрин сосредоточился на литературе. Он переехал в Петербург и принял приглашение Николая Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки». А в 1869 году начал по частям печатать «Историю одного города». Это произведение литературоведы назвали вершиной его сатирического искусства. В романе автор в ироничном тоне описал жизнь в вымышленном городе Глупове, а также высмеял деятельность градоначальников и его приближенных, которые в разное время там правили. Прототипами некоторых героев были императоры Петр I, Петр III, Павел I, Александр I, Николай I, а также государственные деятели Михаил Сперанский и граф Алексей Аракчеев.

В 1870 году произведение вышло отдельным изданием. Русский писатель Иван Тургенев похвалил книгу и отметил, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия». А публицист Алексей Суворин, напротив, выпустил статью «Историческая сатира», где писал, что Салтыков-Щедрин глумится над русским народом и искажает исторические факты. На это сатирик ответил: «Я же, благодаря моему создателю, могу каждое свое сочинение объяснить, против чего они направлены, и доказать, что они… направлены против тех проявлений произвола и дикости, которые каждому честному человеку претят».

«Его сказки — та же сатира, и сатира едкая»

В 1869 году Салтыков-Щедрин создал свои первые сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». В них писатель снова высмеивал помещичье-бюрократическую систему и воспевал крестьянский труд. Его сказки напоминали басни: в них были подтекст, мораль и много иносказаний.

В декабре 1882 года Салтыков-Щедрин вернулся к этому жанру и подготовил к февральской книжке «Отечественных записок» три сказки — «Премудрый пискарь», «Бедный волк» и «Самоотверженный заяц». Они уже больше напоминали русские народные сказки о животных, но в то же время несли социально-политический смысл. Тогда же «Отечественные записки» уже начали получать предупреждения о цензуре. Поэтому Салтыков-Щедрин решил выпустить эти три сказки только через два года. К произведениям он добавил подзаголовок: «для детей изрядного возраста». Один из цензоров писал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Вторую и третью серии сказок цензура не пропустила, а в апреле 1884 года «Отечественные записки» закрыли за «вредное направление». Сборник «Сказки», цикл очерков «Мелочи жизни» и автобиографический роман «Пошехонская старина» Салтыков-Щедрин публиковал уже в журнале «Вестник Европы». Но не все сказки вышли в печать при жизни автора. Параллельно писатель создавал романы «Современная идиллия» и «Господа Головлевы», а также цикл «Пошехонские рассказы».

В начале 1870-х у Салтыкова-Щедрина родились двое детей — Константин и Елизавета. Дочь его друга Софья Унковкая вспоминала: «Издавая свои сочинения, всегда мечтал составить капитал не менее как в 300 тысяч, чтобы обеспечить жену, сына и дочь, и это ему удалось. К концу жизни капитал его как раз равнялся этой цифре, который он разделил между тремя».

С 1875 года писатель тяжело болел. В последний год жизни он писал: «Не проходило почти ни одного дня, в который я мог бы сказать, что чувствую себя изрядно. Постоянные болезненные припадки и мучительная восприимчивость, с которою я всегда относился к современности, положили начало тому злому недугу, с которым я сойду в могилу». А закрытие «Отечественных записок» и болезнь сына окончательно сломили его. И тем не менее писатель трудился до последнего: за несколько дней до смерти он начал писать произведение «Забытые слова».

Салтыков-Щедрин считал, что все литераторы, особенно схожих взглядов, должны покоиться на Волковском кладбище. Здесь были похоронены писатели Александр Радищев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, Иван Тургенев. Поэтому в 1878 году он рассердился, когда Николай Некрасов, согласно завещанию, был погребен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря, а не на Волковском «со своими».

Михаил Салтыков-Щедрин умер 10 мая 1889 года в Петербурге. По завещанию его похоронили рядом с Иваном Тургеневым на Волковском кладбище.

Источник

Познавательное и интересное