Сказки сергея есенина 4 класс

Сказки

Презентация. Литературное чтение 4 класс.С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Поэтическая тетрадь Сергей Александрович Есенин Автор – составитель учитель начальных классов Бобылева Е.В. 2016 год.

О чём вы подумали, рассматривая иллюстрацию?

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) русский поэт тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Лирика Есенина превращалась в романсы благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Пономаренко. За свою короткую бурную жизнь С.Есенин создал не только величественные и лирические стихи, но и крупные произведения – поэмы.(«Пугачёв»1921г.)

С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина. В 1915 он переехал в Петроград, сам пришел к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрылили молодого поэта. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он стал известен. В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. М. Горький написал о Есенине: «. не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

Память Государственный музей-заповедник С. А. Есенина в Константиново (Рязанская область) Родился в селе Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. г. Москвы «Московский государственный музей С. А. Есенина». Парк Есенина в Невском районе Санкт-Петербурга. Рязанский Государственный Университет имени С. А. Есенина. Международная литературная премия имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…», учреждена Союзом писателей России и Национальным Фондом развития культуры и туризма. Экспресс Москва — Рязань «Сергей Есенин» На 2013 год имя Есенина носят 611 площадей, улиц и переулков в городах и сёлах России.

Памятник в Константиново (Рязанская обл.) на территории усадьбы Есениных.

Памятник в Рязани на Кремлёвской набережной.

Памятник на Есенинском бульваре в Москве

Памятник на улице Есенина в Санкт-Петербурге

Памятник в Воронеже

Почтовые марки СССР, посвящённые С. А. Есенину. Книги С.Есенина С.Есенин – детям. Выдающийся русский поэт, 1958 год, 40 копеек

С.Есенин «Бабушкины сказки» Рассмотрите иллюстрацию на стр.71. Как вы думаете, о чём стихотворение? Послушаем стихотворение, обратите внимание на музыкальное сопровождение. (аудиозапись) Расскажите о своих впечатлениях. Чтение стихотворения. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? О чём он вспоминает? С каким чувством вы прочитаете стихотворение? Почему? Вопрос на стр.71

Словарная работа. Задворки часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором Опостылеть (см.словарик) Полночь 12ч ночи Сидеть до зари до утра Подберите синонимы к словам: Разухабистой (гурьбой) большой Притворяться прикидываться, изображать Загалдеть зашуметь Загалдеть (антоним) замолчать

Итог урока. Я узнал(а)… Мне запомнилось… Я бы хотел(а)… Мне было интересно… Прочитайте и другие стихи С.Есенина!

Источники информации: Биография поэта:ru.wikipedia.org Изображения:socpoisk.com, www.proza.ru, yandex.ru/images.

Номер материала: ДВ-460496

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока литературного чтения 4 класс С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

на тему «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Учитель: Вахаева Л.И.

Предмет: литературное чтение

Тема: С.Есенин «Бабушкины сказки»

УМК, автор учебника: «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: восприятие и первичное осознание нового материала

— Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”;

— Развивать эстетическое воображение учащихся через слово, картины;

— Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.

— Воспитывать любовь к русской поэзии.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Предметные: научиться анализировать поэтическое произведение; пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина «Бабушкины сказки».

Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника, рассуждают, делают выводы; формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля.

Личностные: развитие познавательной активности, межличностных отношений в процессе совместной деятельности; воспитывать любовь к родине, к семье.

Форма организации урока: традиционная.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: выставка книг С.Есенина, учебник «Литературное чтение. 4 класс. 2 часть», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, презентация.

1.Организационный момент. (Слайд 1)

— Здравствуйте, дети. Сегодня у нас на уроке много гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобиться сегодня для работы.

Речевая разминка (Слайд 2)

— Начнем урок с речевой разминки.

— Прочитайте четверостишье громко все вместе.

— Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам).

— Читаем с вопросительной интонацией.

— Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали.

— Как вы думаете, почему именно отрывок из этого стихотворения я взяла для разминки?

— Это стихотворение о детстве.

— О чём поведем разговор на уроке?( О детстве.)

3. Введение в тему. Актуализация знаний. (Слайд 3)

Читайте также:  Про что рассказывается в рассказе левша

— Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта.

— Послушайте стихотворение и вы узнаете кого.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Что-то есть в нем и от весенней

Всей России встают черты…

— Кто этот поэт? (Сергей Есенин.) (Слайд 4)

Чем мы сегодня будем заниматься? А зачем?(задача урока)

Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями .

— Посмотрите на портрет Есенина.

— Что вы можете о нем сказать?( Молодой, красивый, умный, мечтательный, добрый, задумчивый…)

— Вы очень верно всё подметили.

Знакомство с биографическими данными.

-Есенин не писал стихов специально для детей, но некоторые из них, добрые и милые стихи о природе, изучаются в начальной школе.

– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиграем в игру «Добавь словечко».

Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.

1. Черёмуха душистая…

И ветви золотистые,

2. Поёт зима, аукает……

Мохнатый лес баюкает.

3. Воробышки игривые….

Как детки сиротливые,

5..Сообщения учащихся (биография С.А.Есенина) (Слайд 5)

А сейчас нам ребята расскажут о С.А.Есенине.

В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.

У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.

Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.

Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный.

Работа над стихотворением

Работа с иллюстрацией.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 71.

— Дети с широко раскрытыми глазами что-то слушают.

— Как вы думаете, о чем это стихотворение?

— О детях, бабушка рассказывает сказки.

— Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки. С.Есенин тоже их любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд.

— Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, описанные автором. (Слайд )

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

— Какие картины вы представили?

( Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут санки, деревенская изба, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки.)

— О чем хотел рассказать автор?

О добрых, теплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой.

Словарная работа (Слайд 7)

Объясните значения слов:

Задворки – место за дворами, позади изб.

Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая

Гурьба – шумливая группа людей.

Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.

-Найдем его значение в словарике на стр.218.

Галдеть – громко говорить, орать.

Брести – идти с трудом, тихо.

Пригорок – небольшой холм, бугор.

— Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта.

-К какому жанру относится это произведение?

— Прочитайте стихотворение про себя.

7. Анализ произведения.

— В какое время дети садились слушать сказки?( В зимний вечер.)

— Прочитайте, какие сказки рассказывала бабушка?( Русские народные про Ивана).

— Почему дети притворялись, что не слышат, как их мама зовёт спать?

( Сюжет сказки завораживает, и было жаль уйти, не узнав, чем закончиться сказка).

— Как долго они могли слушать бабушкины сказки? Найдите подтверждение в тексте.

— Что вы можете сказать об отношении бабушки к внукам? (Она любила внуков)

— Почему вы так решили? ( Ей нравилось рассказывать сказки)

8. Выразительное чтение учащимися. (Слайд 8)

-Какие правила вы помнили при чтении стихов?

Обратитесь к памятке.

1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт
2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни

3. Соблюдать знаки препинания
4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

— Подготовимся к выразительному чтению.

— От чьего лица ведётся повествование?( От лица автора-ребенка.)

— В каком темпе нужно читать? (Неторопливо, спокойно)

— Помните, что после каждой строчки надо делать небольшую паузу. Нужно обращать внимание на знаки препинания.

— Что дети чувствовали, когда возвращались домой?( Они устали)

— Какое чувство передадим при чтении?(Чувство усталости.)

— Какие чувства детей автор передает в следующих четырех строчках?( Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой).

— Как будем читать следующее четверостишие? Затаив дыхание, тихо.

— Как мы будем читать последние 8 строк.

— Какие чувства детей описал здесь автор?( Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась)

— В этой части два вопросительных предложения.

— Найдите первое. Прочитаем его.

— Прочитаем второе предложение.

— Ещё раз вспомним, как мы должны читать это стихотворение. (Слайд 9)

1. Чувство усталости,

2. Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой,

3. Тихо, затаив дыхание,

4. Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась)

— Прочитаем стихотворение полностью так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Физкультминутка для глаз (написать слово «бабушка» глазами)

1 и 2 группы готовят выразительное чтение стихотворения

группа «ПОЭТОВ» Вам нужно составить другую концовку к этому стихотворению.

Долго бабушку ______________________

Все мы сказку рассказать.

А нам бабушка_______________________

«Хватит, детки, нужно спать!

Поцелуем и прижмём.

« Знаем нам ты не откажешь,

Читайте также:  Рассказ о слоне для 3 класса по литературе короткие с названиями

Много сказок нам ________________________

У свечи под огоньком,

А поспим мы завтра ____________________!

Слова для справок: (просили, сказала, обнимем, расскажешь, днём).

— Как вы думаете, кто из детей более точно передал чувства автора и свои чувства?

10.Итог урока. (Слайд 11)

— С каким произведением Есенина мы сегодня познакомились?

— Посмотрите на выставку книг С.Есенина. Эти книги вы можете найти в школьной библиотеке.

Стихи Есенина зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.

— А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке.

Если вам понравилась ваша работа, вы отвечали на вопросы, выразительно прочитали стихотворение – поднимите зелёный кружочек.

Если вы остались не очень довольны своей работой, на вопросы вы отвечали, а стихотворение, например, прочитали, не очень выразительно, поднимите жёлтый.

Если вам не понравилось, как вы работали, вы не отвечали на вопросы, стихотворение прочитали невыразительно, поднимите красный.

Мне ваша работа на уроке понравилась, и я подниму эту карточку.

1 уровень – выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки».

Выбирают задания для домашней работы

Заключительное слово учителем о Есенине.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся.

Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России.

И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны перед его смертью, когда ему было 30 лет

Милый мой, ты у меня в груди,

Обещает встречу впереди»

Спасибо за работу на уроке!

Самоанализ урока литературного чтения в 4-м классе

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Урок чтения проведен по теме С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Были преследованы следующие цели :

Учебная – обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”.

Общедидактическая – развивать эстетическое воображение учащихся через слово, музыку, картины; развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.

Воспитательная : воспитывать любовь к русской поэзии

развитие познавательной активности, межличностных отношений в процессе совместной деятельности; воспитывать любовь к родине, к семье.

Метапредметные (развивающие) результаты:

овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника, рассуждают, делают выводы; формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля.

Предметные (образовательные) результаты:

научиться анализировать поэтическое произведение; пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина «Бабушкины сказки».

Первый этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к новому. Деятельность учителя состояла в том, чтобы вызвать у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе.

Учащиеся в свою очередь выдвигали предположения и систематизировали информацию до изучения нового материала.

Второй этап урока – осмысление содержания.

Получение новой информации, корректировка поставленной цели. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с новой информацией, постепенного продвижение от знаний старого к новому. Дети читали, слушали стихотворение, используя предложенные активные методы чтения. Приемы на данном этапе были следующие:

различные виды чтения;

Третий этап – рефлексия.

Состоял в целостном осмыслении и обобщении полученной информации, размышлении, постановке новых целей обучения. Моей задачей было дать творческие и практические задания на основе полученной информации. Дети соотносили новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания, оценивали свою работу на уроке.

Презентация, минутки здоровья, работа в группах способствовали более эффективному проведению урока. Цели урока достигнуты, план урока выполнен

Источник

Сказки и сказы Есенина

Сергей Есенин — Сиротка: Стих

Маша — круглая сиротка.
Плохо, плохо Маше жить,
Злая мачеха сердито
Без вины ее бранит.

Неродимая сестрица
Маше места не дает,
Плачет Маша втихомолку
И украдкой слезы льет.

Не перечит Маша брани,
Не теряет дерзких слов,
А коварная сестрица
Отбивает женихов.

Злая мачеха у Маши
Отняла ее наряд,
Ходит Маша без наряда,
И ребята не глядят.

Ходит Маша в сарафане,
Сарафан весь из заплат,
А на мачехиной дочке
Бусы с серьгами гремят.

Сшила Маша на подачки
Сарафан себе другой
И на голову надела
Полушалок голубой.

Хочет Маша понарядней
В церковь божию ходить
И у мачехи сердитой
Просит бусы ей купить.

Злая мачеха на Машу
Засучила рукава,
На устах у бедной Маши
Так и замерли слова.

Вышла Маша, зарыдала,
Только некуда идти,
Побежала б на кладбище,
Да могилки не найти.

Замела седая вьюга
Поле снежным полотном,
По дороженькам ухабы,
И сугробы под окном.

Вышла Маша на крылечко,
Стало больно ей невмочь.
А другом лишь воет ветер,
А кругом лишь только ночь.

Плачет Маша у крылечка,
Притаившись за углом,
И заплаканные глазки
Утирает рукавом.

Плачет Маша, крепнет стужа.
Злится дедушка-мороз,
А из глаз ее, как жемчуг,
Вытекают капли слез.

Вышел месяц из-за тучек,
Ярким светом заиграл.
Видит Маша — на приступке
Кто-то бисер разметал.

От нечаянного счастья
Маша глазки подняла
И застывшими руками
Крупный жемчуг собрала.

Только Маша за колечко
Отворяет дверь рукой, —
А с высокого сугроба
К ней бежит старик седой:

«Эй, красавица, постой-ка,
Замела совсем пурга!
Где-то здесь вот на крылечке
Позабыл я жемчуга».

Маша с тайною тревогой
Робко глазки подняла
И сказала, запинаясь:
«Я их в фартук собрала».

И из фартука стыдливо,
Заслонив рукой лицо,
Маша высыпала жемчуг
На обмерзшее крыльцо.

«Стой, дитя, не сыпь, не надо, —
Говорит старик седой, —
Это бисер ведь на бусы,
Это жемчуг, Маша, твой».

Маша с радости смеется,
Закраснелася, стоит,
А старик, склонясь над нею,
Так ей нежно говорит:

«О дитя, я видел, видел,
Сколько слез ты пролила
И как мачеха лихая
Из избы тебя гнала.

А в избе твоя сестрица
Любовалася собой
И, расчесывая косы,
Хохотала над тобой.

Ты рыдала у крылечка,
А кругом мела пурга,
Я в награду твои слезы
Заморозил в жемчуга.

За тебя, моя родная,
Стало больно мне невмочь
И озлобленным дыханьем
Застудил я мать и дочь.

Вот и вся моя награда
За твои потоки слез…
Я ведь, Маша, очень добрый,
Я ведь дедушка-мороз».

Читайте также:  Прочитай страшный рассказ чарушина составь свой план рассказа

И исчез мороз трескучий…
Маша жемчуг собрала
И, прислушиваясь к вьюге,
Постояла и ушла.

Утром Маша рано-рано
Шла могилушку копать,
В это время царедворцы
Шли красавицу искать.

Приказал король им строго
Обойти свою страну
И красавицу собою
Отыскать себе жену.

Увидали они Машу,
Стали Маше говорить,
Только Маша порешила
Прежде мертвых схоронить.

Тихо справили поминки,
На душе утихла боль,
И на Маше, на сиротке,
Повенчался сам король.

Сергей Есенин — Не от холода рябинушка дрожит: Стих

Не от холода рябинушка дрожит,
Не от ветра море синее кипит.

Напоили землю радостью снега,
Снятся деду иорданские брега.

Видит в долах он озера да кусты,
Чрез озера перекинуты мосты.

Как по мостику, кудряв и желторус,
Бродит отрок, сын Иосифа, Исус.

От восхода до заката в хмаре вод
Кличет утиц он и рыбешек зовет:

“Вы сходитесь ко мне, твари, за корму,
Научите меня разуму-уму”.

Как по бережку, меж вымоин и гор,
Тихо льется их беседа-разговор.

Мелка рыбешка, сплеснувшись на песок,
Подает ли свой подводный голосок:

“Уж ты, чадо, мило дитятко, Христос,
Мы пришли к тебе с поклоном на допрос.

Ты иди учись в пустынях да лесах;
Наша тайна отразилась в небесах”.

Сергей Есенин — Егорий: Стих

В синих далях плоскогорий,
В лентах облаков
Собирал святой Егорий
Белыих волков.

«Ой ли, светы, [ратобойцы],
Слухайте мой сказ.
У меня в лихом изгой уж
Есть поклон до вас.

Все волчицы строят гнезда
В муромских лесах.
В их глазах застыли звезды
На ребячий страх.

И от тех ли серолобых
Ваш могучий род,
Как и вы, сгорает в злобах
Грозовой оплот.

Но недавно помирились
С русским мужиком.
Долго злились, долго бились
В пуще вы тайком.

Там с закатных поднебесий
Скачет враг — силен,
Как на эти ли полесья
Затаил полон.

Чую, выйдет лохманида —
Не ужиться вам,
Но уж черная планида
Машет по горам».

Громовень подняли волки:
«Мы ль трусовики!
Когти остры, зубы колки —
Разорвем в клоки!»

Собирались все огулом
Вырядить свой суд.
Грозным криком, дальним гулом
Замирал их гуд.

Как почуяли облаву,
Вышли на бугор.
«Ты веди нас на расправу,
Храбрый наш Егор!»

«Ладно, — молвил им Егорий, —
Я вас поведу
Меж далеких плоскогорий,
Укрочу беду».

Скачет всадник с длинной пикой,
Распугал всех сов.
И дрожит земля от крика
Волчьих голосов.

Сергей Есенин — Райское селение: Стих

Берег снежен, берег крут

Беломорский берег крут
Где ты где ты Кандалакша

Синий берег, тихий день
На холму

Где ты, белый мой песок

Север милый, где ты где?
Вечер библиею красной
Колыхался на воде.
Помню, помню.

Сергей Есенин — Марфа Посадница: Стих

Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула, —
Ой, как выходила Марфа за ворота,
Письменище черное из дулейки вынула.

Раскололся зыками колокол на вече,
Замахали кружевом полотнища зорние;
Услыхали ангелы голос человечий,
Отворили наскоро окна-ставни горние.

Возговорит Марфа голосом серебряно:
«Ой ли, внуки Васькины, правнуки Микулы!
Грамотой московскою извольно повелено
Выгомонить вольницы бражные загулы!»

Заходила буйница выхвали старинной,
Бороды, как молнии, выпячили грозно:
«Что нам Московия, — как поставник блинный!
Там бояр-те жены хлыстают загозно!»

Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
«Быть так, — кротко молвила, черны брови
сдвинула —
Не ручьи — брызгатели выцветням росяновым…»

Не чернец беседует с господом в затворе
Царь московский антихриста вызывает:
«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!»

Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
«Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!»

Вынул он бумаги — облака клок,
Дал ему перо — от молнии стрелу.
Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу.

Зарычит антихрист земным гудом:
«А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет!
Как пойдет на Москву заморский Иуда,
Тут тебе с Новгородом и сладу нет!»

«А откуль гроза, когда ветер шумит?» —
Задает ему царь хитрой спрос.
Говорит сатана зыком черных згит:
«Этот ответ с собой ветер унес…»

На соборах Кремля колокола заплакали,
Собирались стрельцы из дальних слобод;
Кони ржали, сабли звякали,
Глас приказный чинно слухал народ.

Закраснели хоругви, образа засверкали,
Царь пожаловал бочку с вином.
Бабы подолами слезы утирали, —
Кто-то воротится невредим в дом?

Пошли стрельцы, запылили по полю:
«Берегись ты теперь, гордый Новоград!»
Пики тенькали, кони топали, —
Никто не пожалел и не обернулся назад.

Возговорит царь жене своей:
«А и будет пир на красной браге!
Послал я сватать неучтивых семей,
Всем подушки голов растелю в овраге».

«Государь ты мой, — шомонит жена, —
Моему ль уму судить суд тебе.
Тебе власть дана, тебе воля дана,
Ты челом лишь бьешь одноей судьбе…»

В зарукавнике Марфа богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.

«Уж вы, голуби, слуги боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Стучитесь к новоградским дверям!»

Приносили голуби от бога письмо,
Золотыми письменами рубленное;
Села Марфа за расшитою тесьмой:
«Уж ты, счастье ль мое загубленное!»

И писал господь своей верной рабе:
«Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе
Продал душу свою антихристу…»

А и минуло теперь четыреста лет.
Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,
Исполнить святой Марфин завет:
Заглушить удалью московский шум?

А пойдемте, бойцы, ловить кречетов,
Отошлем дикомытя с потребою царю:
Чтобы дал нам царь ответ в сечи той,
Чтоб не застил он новоградскую зарю.

Ты шуми, певунный Волохов, шуми,
Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!
Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
Ой ты, Новгород, родимый наш!

Как по быльнице тропинка пролегла;
А пойдемте стольный Киев звать!
Ой ли вы, с Кремля колокола,
А пора небось и честь вам знать!

Пропоем мы богу с ветрами тропарь,
Вспеним белую попончу,
Загудит нам с веча колокол, как встарь,
Тут я, ребята, и покончу.

Источник

Познавательное и интересное