Рецензии на книгу «Северное сияние» Филип Пулман
Безусловно это сказка. Причём сказка не с маленькой буквы. а Сказка, с прописной. Сказка, ориентированная на детей 12-13 летнего возраста. Причём, вероятнее всего, ориентированная именно на девочек 12-13 летнего возраста. По крайней мере я себя чувствовал совершенно точно в этом возрасте, и понимал, что мне было бы ещё интереснее и читать, и представлять всё происходящее и себя на месте ГГероини, будь я девчонкой этих лет.
По моим личным субъективным ощущениям эта сказка куда как более сказочная история, чем сказка про ходячий замок. Впрочем, тут вступает в силу максима о том, что о вкусах не спорят. 🙂
Чем эта сказка меня «забрала«? Перво-наперво, мне очень понятна ГГероиня, эта девочка, Лира. Мне понятны её переживания и чувства, я понимаю её любопытство и неуёмное стремление сунуть свой носик туда, куда лучше вообще не соваться. Мне близки её врождённое благородство и чистота души. Мне симпатичны её святая детская непосредственность и одновременно уже такая мудрая и оттого почти святая простота. Мне напоминают что-то смутно и с раннего детства помнимое и знакомое. как в зеркале отражённое, её бесхитростные хитрость и лукавство. И я вместе с ней разделял горечь её таких не детских потерь.
Мне очень приятен текст этой сказки. Он написан простыми и понятными как взрослым, так и детям словами. В нём содержится разумное количество прилагательных, да и прочих частей речи, что делает диалоги героев и авторскую речь в меру образной.
Мне весьма нравится идея наделения каждого человека этой страны и этого мира сопровождающим зверьком-альмом, уверен, что каждый читающий эту книгу не только ребёнок, но и взрослый хотел бы иметь такое чудо рядом, по крайней мере лично я совершенно точно хотел бы! Да и вообще, жить с собственной Душой душа в душу — что может быть более привлекательным!
А ещё совершенно точно, что по мотивам этой книги существует и полнометражный фильм «Золотой компас» (это меня уже поправили комментаторы, спасибо!), так что садитесь поудобнее и читайте или смотрите, это уже как вашей душе заблагорассудится, настоящую волшебную Сказку.
Эта книга родом из моего детства. Тогда я читала преимущественно фантастику, а эта трилогия была любимой (кажется, это было до «Гарри Поттера» в моей жизни). Именно детство стало главной причиной того, что сейчас, спустя почти десять лет, я вернулась к чтению Лириной истории. Надо сказать, что я в принципе мало помнила детали, так что во многом это было как первое чтение, но еще. было ощущение, будто я вернулась к старым друзьям в гости. Вот такая двойственность. Я боялась, что будет трудно вчитаться в фантастику, однако страх был напрасным.Только перевод в моей бумажной книге другой, более привычный мне. Но это, в общем, мелочи.
Вот он, безмятежный Лирин мир. Как страстно она желала удержать его! Но все вокруг неотвратимо менялось. Кто-то чужой вторгся в этот милый сердцу покой. Кто-то страшный воровал детей. Лира опустилась на гребень крыши и уперлась подбородком в коленки.
Он лишь чувствовал, что между прибором и девочкой идет напряженный диалог: вздрагивающие пальцы спрашивали, пляшущая стрелка отвечала, но это общение было столь же неподвластно слову, как неподвластен ему свет призрачного северного сияния в небе над головой.
«Северное сияние», или «Золотой компас» – первая книга всемирно известной трилогии «Темные Начала». Она вышла раньше, чем книги о Гарри Поттере, но такого бума не произвела. Кроме того, в отличие от саги Роулинг, книги Пулмана критикуются со стороны христианства. К финалу истории «Северного сияния» причина этого становится ясной.
Роман Пулмана повествует о приключениях девочки Лиры Белаква и ее альма Пантелеймона. Альм – это нечто вроде говорящего духа, даймона, воплощенного в форме животного и неразрывно связанного со своим человеком. Лира неожиданно для себя оказывается в гуще странных событий, частью которых становятся исчезновения детей. И когда похищают ее друга, она не может остаться в стороне.
Путь Лиры – это приключение, путешествие на Север со всеми сопутствующими преодолениями препятствий. По дороге встретятся друзья и враги, будут сражения и потери. Лира обретет новые знания о своем мире и новые умения.
Если говорить по поводу читательской аудитории, то сложно назвать книгу Пулмана детской. В ней много жестоких моментов, пусть и без совсем шокирующих подробностей. По прочтении было ощущение, что переводчик (читала в переводе Новицкой) старается намеренно приблизить текст к читателю более младшего возраста, делает текст по возможности более детским.
Итак, «Северное сияние» – это прежде всего приключенческое фэнтези. Думаю, не стоит пытаться перекладывать внутреннюю философию книги на реальный мир, и, на мой взгляд, нужно относиться к книге именно как к мрачной сказке. В скором времени продолжу чтение трилогии.
Со своим отношением к «Тёмным началам» я так и не определилась. На каждый плюс книжки находится равноценный (для меня) минус, так что в целом её баланс колеблется вокруг нуля, хотя как раз равнодушия книжка не вызывает. Имею в виду свежеперечитанную первую часть трилогии, вторую и третью я читала довольно давно и почти полностью забыла, осталось только ощущение скуки и упорства. Не знаю, стоит ли браться теперь за их перечитывание.
Первая часть, в целом, понравилась, но со множеством оговорок.
Понравилось:
Мир Тёмных начал. Точнее, миры. Как я уже говорила, параллельные миры я благополучно забыла, но мне нравится сама идея их существования. Мир Лиры при этом довольно обаятельный: очарование севера, лёгкий стимпанк, тартары с русским акцентом, воплощение души в виде деймонов, параллельное развитие таких сущностей как бронированные медведи и ведьмы. Это всё прекрасно, к тому же содержит множество маленьких деталей: у кого какой деймон, библия с переписанным под деймонов содержимым, сама идея материального воплощения первородного греха. А в самом деле, если в этом мире есть материальное воплощение души, почему бы и греху тоже не обрести осязаемость?
Отход от стереотипов. Не везде, конечно, но некоторые моменты очень нравятся. Например, тот факт, что злодеи не совсем злодеи. Что родители главного героя могут воплощать собой ужас и быть недобрыми, совершать гадкие поступки. Что общество может строиться на отличных от привычных нам принципах. Что стремление к пассионарному познанию миру может выйти за рамки морали, и ничего ты с этим не поделаешь, как ни пытайся осудить или оправдать.
Универсальность. Точнее, книга занимает какое-то промежуточное положение между детской, подростковой, взрослой литературой, так никуда окончательно и не вписываясь. А значит, читать её может кто угодно.
Даже итог подвести не могу. Холодный северный мир Тёмных начал мне близок, но вот проводник по нему не слишком нравится, а другого варианта нет.
Северная сказка
Эта книга преследовала меня с детства. Сколько раз в книжном я порывалась купить ее, сколько раз меня завлекала какая-нибудь другая книга вместо этой. Я с 12 лет не могла никак добраться до нее. И сейчас очень жалею. Нужно было читать именно ее, читать, перечитывать и наслаждаться миром Пулмана.