Сказки шергина список всех сказок

Сказки

Сказки. Рассказы. Стихи

Сказки Бориса Шергина. Произведения и биография писателя

Краткая биография Бориса Шергина.Жизнь и творчество

Борис Викторович Шергин — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.

Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля по старому стилю) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Шергин срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

Учился Борис Викторович Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской. Борис Шергин внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).В 1922 г. Борис Шергин окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

Первая публикация Шергина — очерк «Отходящая красота» о концерте Марии Дмитриевны Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).

Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.

В третьей книге — «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска,Борис Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Бориса Шергина(оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Бориса Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике — «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.

Разрушению стены молчания вокруг Бориса Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник Шергина «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан — море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия». 1959, 3 июля).

Своеобразие фольклоризма Бориса Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах Бориса шергина — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.
Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
——————————————————————-
Борис Шергин.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн.

Источник

Данило и Ненила

В неко­то­ром месте коро­лешко был ста­рой, утлой, только тем под­дяр­жи­вался, что у его в сек­рете вода была живая. Каждо лето на эти воды ездил, да от воды наслед­ники не родятся. Люди ната­кали зна­ющу ста­руху. Ста­руха деньги взяла впе­ред и велела коро­левы нахле­баться щучьей ухи. Щуку купили, сва­рили, ушки поела коро­лева и ейна кухарка. И с этой ухи обрю­ха­тели. Стара коро­лиха при­несла одного Федьку-королька, а у моло­день­кой кухарки роди­лось два сына, два белых сыра – Данилко да Митька, по матери Девичи.

Время идет, Данило рос, как на опары кис, Митька не отста­вал, а коро­лек все как коте­нок. Он с мала вра­лина был, рева и ябеда. Бра­тья много из-за него деры схва­тили. И в учи­лище Данило впе­реди учи­теля идет, а Федька по четыре года в каж­дом классе.

Вот при­шли молодцы в совер­шенны лета. Данило Девич кра­са­вец и бога­тырь; высок – под полати не вхо­дит. И Митька в пару. А Федька-коро­лек – чиста обли­зьяна. Отчишко оно­гды спьяна роз­мяк, своей шипу­чей воды сыну полрюмки нака­пал, да росточку-то уж не набавил.

А хоть смор­чок ‑да королю сын. Куда поедет – на мяг­ких подуш­ках раз­ва­лится, а Данило – кра­са­вец, да на облучке сидит.

Вот одна­жды Федь­кин отчишко при­ле­тел с рынку, тычет наслед­ника тросью:

– Ста­вай, дар­мо­едина! Сча­стье свое про­сы­пают Соседка наша Ненила Бога­тырка, из походу воро­тивши, замуж засо­би­ра­лась. Женихи-ти идут и едут. Из ейной дер­жавы мужики нае­хали, дак ска­зы­вают. А добычи-то воен­ной, добра-то паро­хо­дами при­тя­нула! Деветь невер­ных губе­рен под свою руку при­вела. Небось не спала!!

– Я, папенька, вое­вать боюсь.

– Где тебе вое­вать, обсе­чек корот­кой! Тебе чужо цар­ство за женой надо взять… Ох, не мои бы годы!… Ненилка-та – кра­са­вица и молода, а сама себя хра­нит как стек­лянну посуду. А работ­ница! Бают, жать подет, дак две­на­дцать сус­ло­нов на упряг. А сено­косу-то у ей, пашни-то! Страм будет, ежели Нени­лину отчину, соседню, саму ближню, чужи люди схватят.

Читайте также:  Рассказ о профессии мамы учителя 2 класс

– Папенька, мне бы экой бога­тыр­кой оже­ниться. Люблю боль­ших да тол­стых, только боюсь их, издали все смотрю.

– Ты-то любишь, да сам-от не порато кус лако­мой. Ей, по сказ­кам-то, мате­рого да умного надо. Испы­та­нья каки-те назна­чат, физи­ческу силу испы­ты­ват. Однако поезжай.

– Да ведь засмеют. Ты ему до пупа!

– Адиеты! Кто же будет ров­неть мужика с королями.

Все же к Федь­ки­ным новым сапо­гам наба­вили каб­луки вершка на четыре. А у Данила каб­луки отру­били. Дале – Федьке под сер­тук нало­жили ватны плечи и сверьху золоты апо­леты, также у живота для само­вну­ше­ния. Подо­рож­ни­ков напекли и про­во­дили на при­стань. Плыли ночь. Утре в Нени­ли­ном городе. Чайку на при­стани попили и к девети часам пошли на прием к коро­левы. Дво­рец пон­дра­вился – боль­шой, двое­пе­ре­дой, кра­ше­ной, с под­бо­ями, с выходами.

Думали, впе­реди всех явятся, а в при­ем­ной уж не мене десятка жени­хов и сва­то­вей. Коро­лек спра­ши­ват секретаря:

– Сичас коров подоят, и прием откроитсе.

А пуб­лика на Данила уставилась:

– Это какой дер­жавы богатырь?

Федьке завидно, коман­дует на парня:

А мини­стры Федьку опри­ме­тили, докла­ды­вают Ненилы:

– Осу­да­рына, сусед­ского Федьку испы­ты­вайте вне вся­ких оче­ре­дей и со снис­хож­де­нием. Ихна дер­жава с нашей – двор возле двор. Теперь вам только руку про­тя­нуть да взять.

– Ладно, подо­ждет. Откры­вайте при­сут­ствие, а я молоко разо­лью да сара­фа­нишко сменю.

Погодя и она вышла в при­емну залу. Поклонилась:

– Про­стите, гости любящи, задер­жа­лась. Скота обря­жала да печь затопляла.

Федька на бога­тырку гля­нул, папи­роса из роту выпала. Девка – как Волга: бела, румяна, грудь высока, косы долги, а сама полна, мягка, сту­пит ‑дак поло­вица гнется, по шка­пам посуда гово­рит. Федька и оро­бел. Коро­левна тоже на его смот­рит: «Вот дак жених — табачна шишка, лепу­нок…» И говорит:

– Твоя рабоча сила нать спро­бо­вать, сударь. У меня в дому печи дров любят много. Бежи, сруби вон лишну елку, чтобы окна не загораживала.

Федька затос­ко­вал, – ель выше коло­ко­лен, охвата в три. Однако нашелся:

– Стоит ли костюм патрать из-за пустяка. Это и мой кучер осилит.

У Данилы топор поет, щепа летит. Ненила в окно згля­нула, замерла:

– Откуль экой Бова-коро­ле­вич?! Где экого архандела взели?

– Я ска­зал, что мой кучер.

Зашу­мело, ель пова­ли­лась, Ненила пилу со стены сдернула:

– Побежу погре­юсь. Рос­пилю чурку-другу.

Одно­часно Данило да Ненила печатну сажень поста­вили, хотя не на дрова, а друг на друга гля­дели. Да с погля­де­нья сыт не будешь.

Утром коро­лек торопит:

– Суда­рына, когда же свадьба?

– Добро дело не опоз­дано. Нам еще к венцу-то не на чем ехать. Зимой дядя от меня у под­ряду дрова возил, дак топере кони-ти на волю спу­ш­шены. Дома один жере­бе­но­чек, в упряжи не бывал. Ты бы объездил.

Федька сунулся в конюшну, проб­кой выле­тел. Конь – бога­тырю ездить – при­ко­ван, цепи звенят.

– Таких ли, – Федька гово­рит, – я дома рыса­ков усми­ряю, а этого одра мой Данилко объездит.

Данило не отка­зался, спро­сил бычью кожу, выкроил три ремня, свил плеть в руку тол­щи­ной, пал на коня. Видели – бога­тырь на коне сидит, а не видели повадки бога­тыр­ские. Только видят: выше елей курева стоит, курева стоит, камни, пыль летят.

Коро­лек от такого страху давно в избу убрался и дверь на крюк зало­жил. Одна Ненила середи двора любу­ется потехой бога­тыр­скою. Двор был гла­док, ука­тан, как пар­кет, конь и всад­ник его что плу­гом выбрали. Теперь на жеребца хоть ребенка сади.

Назав­тра и Федька, раз­на­ре­дясь, вер­хом про­ехаться насме­лился. Конешно, Девич повода держал.

Совет­ники к Ненилы нако­ротки заприступали:

– Как хотите, суда­рыня, а Федь­кины земельны уго­дья опу­стить нельзя. Доз­вольте все­сто­ронне осве­тить по карты. Вот ихна дер­жава, вот наша. Вот этта у их еловы леса, этта дере­вья кедровы…

– Мне спать не с дере­вом кед­ро­вым и ело­вым, а с мужи­ком! Дня три поманите.

Ненила грубо совет­ни­кам отре­зала, а сердце деви­чье плачет.

Весе­ли­лась, да при­раз­ду­ма­лась, радо­ва­лась, да при­уныла, пела, да закру­чи­ни­лась. Полю­била Дани­ловы кудри золо­тые, завитые.

День кое-как, а ночью – собо­лино оде­яло в ногах да пото­нула подушка в слезах:

– Дани­лушко, я твой лик скоро не позабуду!

И во сне уста сами собою именуют:

Дани­лушко не дурак, это заме­тил. Тоже сам не свой захо­дил. Ненила где дак бойка, а тут не знает, как быть. И сроку не то что дни, часы оста­лися считанные.

Источник

Библиотека для детей

Сказки Бориса Шергина для детей.Список произведений.Краткая биография,жизнь и творчество Бориса Шергина.

Краткая биография Бориса Шергина.Жизнь и творчество.

Борис Викторович Шергин — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.

Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля по старому стилю) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Шергин срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

Учился Борис Викторович Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской. Борис Шергин внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).В 1922 г. Борис Шергин окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

Читайте также:  Рассказ по русскому языку 2 класса стр 15

Первая публикация Шергина — очерк «Отходящая красота» о концерте Марии Дмитриевны Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).

Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.

В третьей книге — «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска,Борис Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Бориса Шергина(оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Бориса Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике — «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.

Разрушению стены молчания вокруг Бориса Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник Шергина «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан — море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия». 1959, 3 июля).

Своеобразие фольклоризма Бориса Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах Бориса шергина — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.

Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
——————————————————————-
Борис Шергин.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн.

Источник

Сказки шергина список всех сказок

Было это давно, в старопрежно время. В те поры я не видал, каки таки парады. По зиме праздник был. На Соборной площади парад устроили. Солдатов нагнали, пушки привезли, народ сбежался. Я пришел поглядеть. Я от толкотни отошел к угору, сел к забору – призадумался. Пушки в мою сторону поворочены. Я сижу себе спокойно – знаю, […]

Оглушительно ружье

Варвара Ивановна

У Якуньки была супруга Варвара Ивановна. И кажной день ему за год казался. Вот она кака была зазуба, вот кака пагуба. Ежели Якунька скажет: – Варвара Ивановна, спи! Она всю ночь жить буде, глаза пучить. А ежели сказать: – Варвара Ивановна, сегодня ночью затменье предвешшают. Посидите и нас разбудите. Дак она трои сутки спать будет, хоть в […]

Пронька Грезной

Были три брата, три американа, и сидели они за морем. Старшой прошел все науки и нажил больши капиталы. Однажды созвал он братьев и говорит: – Пока сила да здоровье позволят, охота мне белой свет посмотреть и себя показать. Домой не вернусь, покамест славы не добуду. Братья запричитали: На кого ты нас оставляешь, на кого ты нас […]

Данило и Ненила

В некотором месте королешко был старой, утлой, только тем поддярживался, что у его в секрете вода была живая. Каждо лето на эти воды ездил, да от воды наследники не родятся. Люди натакали знающу старуху. Старуха деньги взяла вперед и велела королевы нахлебаться щучьей ухи. Щуку купили, сварили, ушки поела королева и ейна кухарка. И с […]

Мартынко

Мартынко с артелью матросов в море ходил, и ему жира была хорошая. Хоть на работу не горазден, а песни петь да сказки врать мастер, дак все прошщали. С англичанами, с норвежанами на пристанях толь круто лекочет, не узнать, что русский. Годы подошли, взели на военную службу. Послали караульным в стару морску крепость. Место невесело, начальство […]

Волшебное кольцо

Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего. Однако Ванька кажной месяц ходил в город за пенсией. Всего получал одну копейку. Идет оногды с этими деньгами, видит – мужик собаку давит: – Мужичок, вы пошто шшенка мучите? – А твое како дело? Убью вот, телячьих котлетов наделаю. […]

Пойга и Лиса

Дивный гудочек

У отца, у матери был сынок Романушко и дочка – девка Восьмуха. Романушко – желанное дитятко, его хоть в воду пошли. А у Восьмухи руки загребущие, глаза завидущие. Пришло красное лето. Кругом деревни лежат белые оленьи мхи. родятся ягодки красные и синие. Стали брат с сестрой на мох ходить, ягодки брать. Матка им говорит однажды: […]

Источник

Борис Шергин: Сказки

Здесь есть возможность читать онлайн «Борис Шергин: Сказки» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Читайте также:  Рассказ как дети пошли в 1 класс

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Сказки: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Сказки»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Борис Шергин: другие книги автора

Кто написал Сказки? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Сказки — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сказки», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Как-то Маркел с Анфимом жили в Архангельске. У корабельной стройки взяли токарный подряд. Маркел и жил на корабле, Анфим – в городе. Редко видя учителя, Анфим соблазнился легкой наживой – торговлей. Запродал даже токарную снасть. Маркел этого ничего не знает.

Но вот рассказывают, пробует он маховое колесо у станка и видит будто, что заместо спиц в Колесе вертится Анфимка Иняхин.

Опамятовавшись от видения, Маркел прибежал к Анфиму:

– Друг, с тобой все ли ладно?

– А что же, Маркел Иванович? – удивился Анфим.

– Ты сегодня в видении передо мной колесом ходил.

– Ужели? – простонал Анфим и заплакал: – Ты меня, отец, правильно обличил. Торговлишка меня соблазнила. Я задумал художество наше бросить.

Ходил Маркел по Лопской тундре, брал ягоду морошку. На руке корзина, у пояса серебряный рожок призывный. Ягоды берет и стих поет о тишине и о прекрасной Матери-Пустыне. А заместо тишины к нему бежит мальчик лопин:

– Господине, не видал оленя голубого?

– Не видал,-говорит Маркел.

– О, беда! – заплакал мальчик.– Я пас оленье стадышко и уснул. Прохватился – оленя голубого нет.

– Веди меня к тому месту, где ты оленей пас,– говорит Маркел.

Вот они идут по белой тундре, край морского берега. А под горою свеи у костра сидят, в котле еду варят.

– Они варят оленье мясо,– говорит Маркел.

– Нет, господине,-спорит лопин.– Я видел, у них в котле кипит рыбешка.

– Рыбешка для виду, для обману. Они кусок оленины варят, а туша спрятана где-нибудь поблизости.

И Маркел, отворотясь от моря, зорко смотрит в тундру. А тундра распростерлась, сколько глаз хватает. И вот над белой мшистой сопкой вскружился черный ворон. Покружил и опустился в мох с призывным карканьем.

– Там закопана твоя оленина,– сказал Маркел,

К белому бугру пришли, ворона сгонили, мох, как одеяло, сняли: тут оленина.

А свеи из-под берега следят за лопином и Маркелом. Как увидели, что воровство сыскалось, и они котел снимают, лодку в воду спихивают. А Маркел в ту пору приложил. к устам серебряный рожок и заиграл. Свеи рог услышали, в лодку пали, гонят прочь от берега; только весла трещат – так гребут. Их корабль стоял за ближним островом. Так спешно удалялись, что котел-медник на; русском берегу покинули.

Этот котел Маркел присудил оленьему пастуху. Пастух не в убытке: котел-медник дороже оленя.

В старые века живал-зимовал на Груманте посказатель, песенник Кузьма. Он сказывал и пел, и голос у него, как река, бежал, как поток гремел. Слушая Кузьму, зимовщики веселились сердцем. И все дивились: откуда у старого неутомленная сила к пенью и сказанью?

Вместе со своей дружиной Кузьма вернулся на Двину, домой. Здесь дружина позвала его в застолье, петь и сказывать у праздника. Трижды посылали за Кузьмой. Дважды отказался, в третий зов пришел. Три раза чествовали чашей – два раза отводил ее рукой, в третий раз пригубил и выговорил:

– Не стою я таких почестей.

– Цену тебе знаем по Груманту.

– Здесь мне цена будет дешевле.

Хлебы со столов убрали, тогда Кузьма запел, заговорил Его отслушали и говорят: – Память у тебя по-прежнему, только сила не по-прежнему. На зимовье ты, как гром, гремел.

– На зимовье у меня были два великие помощника. Сам батюшка Грумант вам моими устами сказку говорил, а седой океан песню пел.

Зверобойная дружина зимовала на Груманте. Время стало ближе к свету, и двое промышленников запросились отойти в стороннюю избу:

– Поживем по своим волям. А здесь хлеб с мерки и сон с мерки.

Старосте они говорили:

– Мы там, на бережку, будем море караулить. Весна не за горами.

Наконец староста отпустил их. Дал устав: столько-то всякий день делать деревянное дело, столько-то шить шитья. Не больше стольких-то часов, спать. В становище повелено было приходить раз в неделю, по. воскресеньям.

Оба молодца пришли в эту избу, край моря, и день-два пожили по правилу. До обеда поработают, часок поспят. Вылезут на улицу, окошки разгребут. В семь часов отужинают – и спать. В три утра встают, и печь затопляют. И еду готовят. Все, как дома, на матерой земле.

День-два держались так. Потом разленились. Едят не в показанное время. Спят без меры. В воскресенье не пошли к товарищам. В понедельник этак шьют сидят, клюют носом.

Похожие книги на «Сказки»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Сказки» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Источник

Познавательное и интересное