Сказки со славянскими богами
Мифы древних славян. История славянской культуры и мифологии. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию, примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.
Алатырь
Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве.
Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел- горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.
Бел-горюч камень Алатырь — это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен», и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он — непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Читать далее →
Барма, Таруса и Чур
Чурила, живший в Сварге, был столь красив, что сводил с ума всех небожительниц. Да и сам он влюбился, и нет чтобы в незамужнюю — в жену самого бога Бармы Тарусу.
— Приключилася мне кручинушка, — пел Чурила, — от зазнобушки красной девы, от Тарусушки молодой… По тебе ли жаль моя, дева, я сердечушком все страдаю, от тебя ль не сплю темной ночью…
Ведическая и языческая культуры
В широком смысле ведическая и языческая культура русского народа — суть русская народная культура, в своих основах единая с культурой всех славянских народов. Это русские исторические традиции, быт, язык, устное народное творчество (легенды, былины, песни, сказки, сказы и так далее), древние памятники письменности со всеми заключенными в них знаниями, славянское любомудрие (философия), древнее и современное народное искусство, совокупность всех древних и современных вероучений.
Велес и Азовушка
В начале Велес был рожден Небесной Коровой Земун от бога Рода, который протек от Белой горы Солнечной Сурьей, Ра-рекой.
Велес явился в мир раньше Вышня, и явился Нисхождением Всевышнего. Вышень затем пришел к людям, и воплотился как Сын Сварога и Матери Сва. Как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился Нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), и воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня и проклыдывал Ему дорогу, готовил мир и людей к приходу Вышня.
Велес и Ясуня
Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя.
Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из-за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.
Велес уходит в Азов-Гору
Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу.
Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали:
Велес учит людей
Потом Велес просил у Сварога сковать ему плуг, а также железного коня ему под стать. Сварог выполнил его просьбу. И стал Велес обучать людей землепашеству, как сеять и жать, как варить пшеничное пиво.
Потом Велес учил людей вере и мудрости (ведению). Учил как правильно делать жертвоприношения, учил звездной мудрости, грамоте, дал первый календарь. Он разделил людей на сословия, дал первые законы.
Вила, Домна, Ася и Сида
Потом Сурья повелел своим сыновьям Велесу с братом Хорсом искать себе супруг. Хорс и Велес пустили в поле стрелы — куда стрела упадет, там и искать невесту.
Так Хорс отыскал Зарю-Зареницу, а стрела Велеса улетела далеко за горы и попала в болото, упала прямо перед Царевной Лягушкой. Принес Велес домой Лягушку.
Внуки Дажьбога
У Дажьбога от трех жен было много детей и внуков. Все славянские роды произошли от прародителя Дажьбога, потому славян именуют Дажьбожьими внуками.
Дажьбог и Майя Златогорка родили Коляду. Коляда и Радуница родили Радогоста. А от Радогоста произошли многие западнославянские роды: ратари, ободриты, руяне и иные. От потомков Радогоста — Радима и Вятки вели свой род радимичи и вятичи.
Волшебные народы
Когда-то люди заселяли землю вместе с иными народами, которые также были внуками добрых и злых божеств.
Сказка о Велесе и его Ягине
11 февраля славяне вспоминают Великого Велеса и его Ягиню. И речь идет даже не о Велесе, ПервоБоге, Владыке Магии, Мудрости и Музыки, Властителе Яви и Нави, Повелителе Жизни и Смерти, Хранителе устоев Мироздания.
Речь идет о нежности, о самопожертвовании, о силе вечной любви, соединяющей повенчанных душами под разными именами и воплощениями во все сущие времена.
Нет более в славянском эпосе такой истории, как эта. Нет более печальнее и возвышеннее истории, чем сказка о великой любви двух божеств – мужественного Велеса и его Вечной Супруги Ягини.
Присядьте поудобнее у огонька и послушайте короткий пересказ северной сказки «О том, что начинается одним, а заканчивается и вовсе по-другому» из книги «Боги и Люди». В этой сказке есть все – и прекрасные душой мужчина и женщина, и страх, и ненависть, и благородство и любовь.
Сказка о Велесе и его Ягине
В от ведь что странно было. Все науки превзошла, между мирами ходила, как из горенки в спаленку другие ходят. А от судьбы не убереглась, потому что сердце чистое оставалось, а душа наивная, зло ни в ком не видела. Да и красота, видать, ей не на счастье, а на неделю была дана.
Видит по небу в какой-то коробчонке мимо него промчалась девица, коса до пят. На лицо не разглядел, только ножки в золотых сапожках мелькнули. Но заинтересовался Велес: «Кто такая, почему мне ничего не известно!» Помчался было вдогонку, но конь уже спотыкается, устал по чисту полю туда- сюда без цели весь день носиться.
Но Велес нет–нет, да вспомнит:
— Кто же эта такая, почему не знаю? Стал потихоньку расспрашивать, узнавать кто, да откуда.
Узнал и навестить отправился. Обратился к девице, которая молча стояла и смотрела на незнакомца, который посмел войти без разрешения Хранителей в капище бога. А тот тоже стоял и молчал, потому что все слова, которые приготовил было сладкоречивый Велес, вылетели у него из головы.
А молчали оба, потому что поняли, созданы они друг для друга на веки вечные и даже Навь не сможет их разлучить.
И еще увидел мудрый Велес и познавшая тайны древних знаний Ягиня, которую в детстве звали просто Йожка, что через многие испытания придется им пройти, но сохранят они этот миг узнавания на века и будут всегда находить друг друга и узнавать в будущих воплощениях. Так и стояли они долго, молчали, только смотрели глаза в глаза.
Первым опомнился Велес. Вспомнил все слова, что заготовил для знакомства, но говорить не стал, просто взял Ягиню за руки, прижал к себе и поцеловал, передав все чувства, что бурлили и клокотали в нем. А потом подвел Ягиню к своему коню, посадил, сам уселся позади, прижал ее к груди и стал слушать, как бьется ее сердце. А билось оно сначала, как бьется пойманная птичка, но потом вдруг оба их сердца забились одинаково. Конь медленно, словно все чувства седоков передались ему, стронулся с места и ровной рысью понес их в будущую жизнь.
Долго ли, скоро ли, но оказались они у дома Велеса. Велес снял с коня свою суженую, неся ее на руках, ступил на широкое крыльцо и перешагнул через порог. В палатах его уже встречали все домашние, а впереди всех выступала мать Велеса — властная Амелфа Земуновна. По обычаю Велес и Ягиня поклонились матери, а Велес сказал:
— Вот, матушка, моя жена Ягиня. Благослови нас!
Нахмурила брови Амелфа Земуновна, черная ревность застлала ей голову:
— Не спросясь, без моего разрешения привез девку в дом, да еще благословления просишь! Не бывать этому! Повернулась и пошла в свои хоромы. Челядь за ней потянулась.
А Велес стал чернее ночи, взял Ягиню за плечи, к себе прижал и так, обнявшись, повел к себе в хоромы, а челяди приказал пир свадебный готовить. Успокоил, приголубил жену, сколько получилось и отправился к матери. О чем они там говорили, Ягиня только догадывалась, но она уже жизни своей без Велеса не представляла, не мыслила. Поплакала в подушку, повздыхала, но осталась верна своей привычке – в будущее заглядывать не стала:
— Будь что будет, от судьбы не уйдешь. Как Макошь узел завязала, так то и сбудется.
И к приходу Велеса она уже приободрилась, умылась, причесалась, еще краше стала. Пришел Велес, глянул с опаской, ожидая женских слез, истерики, всего – всякого, а встречает его молодая жена с улыбкой, ясным взглядом, да умными речами.
— Виноваты мы, Велес, перед матушкой. Надо было все по обычаю сделать, благословления попросить, сватов засылать, мне приданое приготовить. А мы-то как поступили — взялись за руки, в глаза посмотрели и все – муж и жена. Но что делать. Кони убежали, поздно конюшню запирать, по сбежавшему молоку слезы не льют. Будем любить друг друга, наслаждаться каждым днем, как последним, а матушка посмотрит на наше счастье, да и подобреет, сменит гнев на милость.
Смотрит Велес на Ягиню, слушает ее речи и понимает, что нашел он жену подстать себе — мудрую и великодушную.
Вернулся как-то домой Велес. Бегом промчался по хоромам, распахнул двери в спаленку, а там пусто. Он в сад, и там никого. Стал громко звать по имени, но вышла матушка. Стал спрашивать, где, мол, жена моя. А матушка так спокойно говорит, что как уехал Велес, так и жена из дому вон. Никому ничего не сказала, словом не перемолвилась, ушла и все. Велес взревел диким вепрем, на конюшню кинулся, а конь ему говорит:
— Что-то тут не так. Не могла уйти Ягиня, не сказавшись. Челядь поспрашивай.
Велес так и сделал. Но никто ничего не знает, никто ничего не видел, знать, боятся хозяйку пуще Велеса.
Коварство и жестокость
Он тогда к сестре. Алтынка сначала тоже запиралась, но потом, видя, как брат убивается, рассказала такую страшную правду.
— Как Велес уехал из дому, матушка, Амелфа Земуновна, стала с Ягиней слаще меда, нежнее шелка. Доченькой называет, всякими яствами потчует, такая вся добрая, хоть на хлеб намазывай, хоть так ешь. А Ягиня, открытая душа, тоже к ней ластится. Потом, не прошло и трех дней, как велит матушка баню топить.
Протопили баню, ведет она нас с Ягиней в парную. Меня выпарила, в предбанник вывела и велела сидеть здесь и молчать, что бы не увидела, что бы не услышала. И пригрозила, что будет, если ослушаюсь. Я киваю, боюсь поперек слово сказать. Но вижу, веник-то у нее заготовлен не обычный березовый, каким меня парила, а из волчьего лыка и жимолости. Я рот рукой закрыла, платком лицо прикрываю, чтобы себя не выдать, слышу, нахлестывает матушка веником, а сама громко что-то приговаривает. Ну, точно, думаю, заклятье кладет. Но шевельнуться сама боюсь. Матушка-то наша всегда на расправу быстрая. А потом вдруг Ягиня как закричит, да и затихла тут же. Тут уж я вскочила и в парную. Смотрю, лежит Ягиня на полке, тело все малиновое, ядовитым веником нахлестанное. А на груди у нее лежит раскаленный камень из каменки. И лежит она не шевелится. Я как закричу, а матушка за косу меня ухватила, лицом в кадушку с холодной водой засунула и клонит голову все ниже и ниже. Все, думаю, сейчас наглотаюсь воды с концом. А она спокойненько так говорит, что кому, мол, пикнешь, то же будет. И отпустила. Я так и села на пол, с Ягини глаз не отвожу. Мать вышла, зашла уже одетая. Велела мне идти накинуть одежу на себя. Я вышла. Только оделась, заходит мужик, я его раньше у нас в подворье и не видела, колоду деревянную заносит. За ним другой с крышкой. В эту колоду положили Ягиню, сверху покрывало кинули и заколотили колоду. Взяли и вынесли во двор. А там повозка. Колоду на повозку поставили и повезли. Я крадучись за ними, прячусь, огородами пробираюсь. Они в реку колоду кинули, та и поплыла в море. А сами сели на повозку и поехали прочь. А времени прошло уже больше месяца.
Рассказала Алтынка все, как была и хлопнулась на пол, рыдая.
Собрал Сварог срочно богов, поведал, что рассказал Велес и попросил совета. Все боги решили, нужно найти сначала, а там посмотрим. Отправились к Двине, где она в море впадает. Осмотрели реку, стали искать дальше.
Макошь свою сеть, которой когда-то поймала Девану, прикинувшуюся белорыбицей, опять раскинула. Вся морская живость помогать взялась. И вот зацепили колоду, в водорослях она запуталась и тонуть, не тонула и дальше не плыла. Вытащили колоду, открыли, а там Ягиня лежит, как живая, но не дышит, холодная как лед, но все такая же красивая.
Велес заплакал, не стесняясь своих слов, схватил Ягиню на руки, баюкает, как ребенка, просит–умоляет вернуться к нему. А Хорс, не теряя времени, быстренько кинулся в Ирей, набрал там живой воды полный сосуд, дает его Велесу.
А тот только Ягиню и видит, ничего не слышит, не понимает. Перун как гаркнет Велесу в ухо:
— А ну, очнись, побратим. Это твое дело оживить, и показывает на сосуд, который Хорс принес. Велес очнулся, намочил плат живой водой, стал обтирать Ягиню, смачивать ей губы, каплями вливать в рот. Не оживает Ягиня. К Макошь все повернулись. Все знали, что Велес женился на названной дочке Макоши. Глазами все спрашивают, в чем же дело?
Та погрустнела, но отвечает:
— Закон для всех одинаков. Жизнь за жизнь. Она уже была в Нави. Кто-то из вас должен добровольно отправиться в Навь, тогда ее душа может вернуться в тело. Все затаили дыхание.
Но Велес не раздумывал ни минуты.
Я пойду. Она так мало еще жила и так недолго была счастлива. И как только он это сказал, почувствовал, как теплеет ее тело, розовеют губы. И вот уже открыла Ягиня глаза и их глаза встретились, как когда-то.
А Велес почувствовал, как холодеет его тело и руки, поддерживающие Ягиню, становятся все прозрачнее и прозрачнее. Он бережно опустил Ягиню, поцеловал ее, прошептал:
И растаял, как тает утренняя роса, впитавшись в землю.
Отправился Велес в Навь, но овладела тоска его сердцем, и пошел он дорогами темными, путями печальными, от Земли и Яви далеко лежащими. Долго так он блуждал в Нави, потеряв себя, пока по велению Крышня и Макоши не пришлось ему возродиться в другом теле и от других родителей.
Сварог глянул на Ягиню:
Та тихонько прошептала:
— А с Велесом свижусь еще когда? И опустила голову, страшась ответа.
— Свидишься, но только обличья у вас будут разные. Но вы всегда будете узнавать друг друга, жить долго и счастливо, пока срок тебе в Навь идти не наступит, а потом снова возрождаться в новых обличьях и опять любить друг друга. Ягиня вздохнула облегченно и счастливо:
— Я буду ждать. Он придет.
Так и случилось. В других телах, в других обличьях, в других кругах жизни. Она была и Азовушкой и Асей Звездинкой, и Линой Святогоровной, и Сидой, и Премудрой Вилой. И во всех назначенных жизнях они находили и любили друг друга.
И это единственная сказка про вечную любовь во всем славянском эпосе. Наверное, потому, что нельзя об этом говорить часто – слишком многие из нас проходят по этой жизни, так и не встретив свою настоящую вторую половинку.
Но история Ягини в нашей северной сказке — это не только история ее любви. Ее жизнь, простой девочки, уже в самом начале подверглась как жестокому удару Черной Морены, так и божественному покровительству со стороны самой Макошь.
Одинокие годы, поставленные на службу поиска и закалки молодых талантливых людей, помощи страждущим путникам, ее возросшие магические способности – и дом на перекрестке трех дорог, трех миров. Способность выглядеть по своему желанию, то молодой девушкой, то древней старухой.
Вы узнали Бабу Ягу? Это все о ней.
Продолжение читайте в книге Ольги Бояновой «Боги и Люди».
В то же время легко и просто погружаешься в мир людей, живущих в гармонии с природой, с собой и с Богами-предками.
Славянские мифы пересказаны прекрасным лёгким языком, полным юмора и народной мудрости. Теперь о многих тайнах северной славянской мифологии узнаем и мы с вами!
Книги славянской мифологии
Знания о том, как устроен славянский мир, откуда появились Боги и что за Духи окружают людей, приходят к нам из сказок. На Севере короткие истории о встречах с Богами и Духами звали быличками. А уж истории длинные, ладно сложенные – былинами или сказками. Нынче древние знания разбросаны всюду. Какие-то короткие былички всё ещё помнят жители Русского Севера. Другие истории сохранились в записи. Мы же можем поделиться книгами, в которых эти истории собраны вместе, переложены красивым, живым языком и оформлены яркими иллюстрациями.
Книга сказок «Боги и Люди»
В книге 16 волшебных сказок о Богах, о Людях, о смелости, чести и любви. Сейчас первое издание уже полностью раскуплено, можно приобрести только второе издание – в этой книге на одну сказку больше, чем в первой.
Что говорят о книге:
“Здравия всем! Заказала книгу «Боги и люди». Посылку ждала с нетерпением и как замечательно, что она пришла очень быстро. Ощущение от книги исходит сказочно-волшебное, а сами сказки как будто и не сказки вовсе и не быль, а самая настоящая реальность, потому что все уж в них напоминает современное общество. На душе тепло становится, когда вижу сколько людей стремится нести свет и добро в своих сердцах и делиться ними с окружающими, и это все благодаря таким замечательным сказкам. Благодарю всех, кто принимал участие в создании этой книги! Отдельная благодарность за ее оформление!”
Книга сказок «Трагедия Бога Велеса»
В книге 9 сказок о взрослении Бога Велеса и его поисках себя. К сожалению, сейчас книги нет в продаже – всю раскупили. Но истории Бога Велеса обязательно ещё будут изданы.
Книга
«Трагедия Бога Велеса»
Что говорят о книге:
Книга «Приключения Ярого Бога»
В книге три песни – в каждой из них происходит много событий. Особенно порадует взрослых то, что в книге есть историческая вкладка о Боге Ярило: выдержки исторического труда Ефименко П.С. «О Яриле, Языческомъ Божестве Русскихъ Славянъ».
Что говорят о книге:
“Доброго дня всем. Пишу сразу после получения книги, поэтому хочу сказать о начальном впечатлении. То, что люди, занимаются любимым делом, даже говорить не стоит! Это всегда видно по мелочам! Насколько тщательно продумана каждая деталь! Деталь, которая безусловно оставит тепло в душе) Взяла книгу в руки и ощущение, что в руках тайная летопись, не меньше) Книгу заказала для своего маленького сына Ярослава и сказала, что книга про него) Честно говоря, очень хочу надеяться, что она будет рядом с ним в течение всей его жизни – с этим и заказывала.. Читать только начали – а значит, стоим на пути к познанию)) Спасибо!”
Книга «Игры, в которые играют Боги»
В книге 7 сказок – захватывающих и довольно длинных. Такая книга более всего нравится взрослым, в ней много вопросов к размышлениям. Однако, и детям сказки прочесть можно.
Что говорят о книге:
“Доброй ночи, Северная сказка!
Получил Вашу посылочку с данной книгой. Первые впечатления – Книга завораживает. Читаешь книгу, а она как затягивает, честно мурашки бегут, как будто прикасаешься к чему-то не выданному и далекому, не познанному, но нас окружающему. Понимаешь, как-же мы далеко ушли от наших корней, какая у нас богатая культура. Благодарность Вам за то, что несете данные сказы в народ для просветления и понимания мира наших Богов и как их воспринимали наши предки.”
Книга «Сказки Северного Леса»
12 волшебных сказок о жизни северного леса. Герои историй люди, Боги, Духи, животные и птицы. В конце книги есть вкладка с датами славянских природных праздников.
Что говорят о книге:
“Книга замечательная, все книги замечательные. Сказки все такие живые, на себя все примеряешь – вот пришёл в лес, а он оказывается за тобой наблюдает, что ты тут делать будешь? С добром пришёл аль со злом.. А за некоторых людей, что мусор после себя оставляют, стыдно перед лесом становиться.
А в конце книги очень полезная информация указана про славянские праздники, будет теперь куда заглянуть чтоб узнать, а может и вспомнить.
Благодарим Северная Сказка. ”
Новая книга сказок «Люди и Духи»
Одна большая сказка о потерянном Домовом. Главы сказки зрительно отделены друг от друга – будет легко найти нужное место и продолжить читать.
Что говорят о книге:
“Благодарю Всех, кто трудился над созданием и выходом в Свет этой потрясающей книги, а Ольгу Боянову на особку! Невероятно нужное и полезное знание, особенно для тех, кто на земле живёт, да скотину свою держит! После осознания важности, ценности и благодарности к Духам, которые нас окружают и оберегают, благодаря этой Книге были совершены обряды почитания Домашних Духов, просто и от души…и обстановка с поведением скота наладилась! Чур меня,Чур!)))
Сказки со славянскими богами
Все славянские мифы и легенды
Люди часто утрачивают то, что их сформировало. Так из поля нашего зрения исчез мир древних славянских богов, которые когда-то, во времена наших далеких предков, вывели их из страданий и нищеты к свету осмысленной истории и подарили им половину Европы. Древние славяне стали с течением времени постепенно отдаляться от своих богов до тех пор, пока полностью о них не забыли. Новая вера долгие столетия подавляла культ древних славянских божеств, вытесняя его на обочину истории, а служителей этого культа высмеивала, преследовала, обвиняла в поклонении идолам и бесам. Но, несмотря на это, они не были полностью забыты. Люди постепенно утрачивали знания о функциях древних богов, из памяти их постепенно исчезали связанные с ними мифы. От многих из них остались лишь имена, не наполненные содержанием, но вопреки этому поклонение, связанное с их атрибутами, осталось – это касалось деревьев, источников, гор, скал или рек. Не исчезла вера в русалок, фей, колдунов и колдуний.
Христианство использовало некоторые древние языческие обряды и обычаи в своих целях. Большинству христианских святых приписывали особенности и силу славянских богов, которые таким образом продолжали сохраняться в новых обличиях, житиях и делах. Например, образ Перуна мы находим в святом Илье, черты Свантовита – в святом Вите, Велеса – в святом Блажее…
До наших дней дошел культ исконных славянских богов – это обнаруживается в различных поверьях и традиционных фольклорных обрядах или традициях, которые неосознанно сохраняются с давних дохристианских времен. Следы древних славянских мифов сохранились и в сокровищах народной мудрости, прошедшей испытание многовековым опытом, в пословицах, поговорках и отчасти в народных сказаниях.
Характерная черта наших дней – интенсивный поиск корней своего древнего существования. Однако сегодняшнее утверждение, что древо европейской культуры имеет два корня – античность и христианство, нельзя назвать целиком правдивым. Третьим его корнем являются мифы и предания древнейших кельтских, германских, балтских (балтийских) и славянских племен, которые привнесли в Европу элементы демократии и уважения к свободному единству. Это и было основой существования и совершенствования тех племен. Они выдержали жестокое испытание огнем, когда их пыталась перемолоть в своих жерновах имперская мощь Древнего Рима, удушавшая любую личную инициативу и стремившаяся заменить ее управляющим «духом» центра, который узурпировал право принимать решения о всех и каждом. Из этого противостояния они в конечном итоге вышли победителями. Не Рим, со своими амбициями вездесущей ширящейся силы, но свободный индивидуум стал идеалом эпохи. Именно так и было в те времена, когда кельтские, германские и славянские племена победно шли по Европе, поклоняясь своим собственным богам.
Сегодня мы с интересом знакомимся со значением кельтских и германских богов, интересуемся мифами этих племен, но к собственным славянским богам относимся на удивление холодно и равнодушно. Возможно, это связано и с тем, что, по расхожим представлениям, славянские мифы и не существовали вовсе. Однако и по сей день сохранились различные фрагменты старославянской мифологии, дошедшие до нас в народных песнях, традициях и преданиях. Попытаемся же осуществить на первый взгляд невозможное: соединим сохранившееся воедино и предложим вниманию читателя! И пусть сам он рассудит, насколько нам это удалось.
При этом нам ясно, что словацкие мифы невозможно выделить из славянских и невозможно их хоть как-то разграничить. Славянский народ начал возникать на определенной ступени развития, и долго не существовало различий между будущими словаками, чехами или поляками. В тот период мифы были общеславянскими, потом – западнославянскими и в конце концов – словацкими. Последний этап в своей конечной фазе соотносится с принятием и развитием христианства на наших землях, что в целом оказало влияние на проблематику.
В любом случае можно констатировать, что забвение, которое в течение более чем тысячелетия влияло на наших предков, сегодня сменилось интересом, который постоянно растет и который невозможно остановить. И в этом заключаются наши возможности и наша сила.
Парад славянских богов
Наша история не может начаться не чем иным, как торжественным шествием славных славянских богов. Склоним же голову пред каждым из них. Много их когда-то было у славян, каждому оказывали они почести. Занимая все больше территорий, они настолько удалялись друг от друга, что один и тот же бог стал по-разному именоваться в разных землях, на которых осели в конце концов славяне.
В древнейшие времена, когда первые славяне подняли очи к небесам, пытаясь понять суть вещей, они обнаружили демонов – добрых и злых, которые вместе вели их к познанию. Первые (добрые) оберегали их от зла и несчастий, указывали им верный путь и вели по нему. Другие же, злые, очертили границы, которые людям запрещено было переступать, чтобы гнев богов не упал на их головы. Так что добро и зло существовали в те времена бок о бок, сражаясь совместно на пользу природе и людям.
Позже славяне обратились к богам-создателям, сотворившим природу и людей, и принялись поклоняться им, принося жертвоприношения. Будьте благословенны, боги-творцы. Вы создали вселенную, солнце, звезды, природу, вы населили мир животными и людьми. Вечная благодарность вам и почет!
Вслед за первыми богами явились другие.
Вот появился СВАРОГ – бог солнца, небесного света, тепла и огня, бог доброго урожая, изобилия плодов. Поклонимся же тебе. Ты дал нам первые законы, стал покровителем семьи и супружества. Ты многое видишь со своей высоты, поэтому знаешь, где правда, где ложь.
Его сыном был СВАРОЖИЧ, которого некоторые называли ДАЖДЬБОГ, или РАДЕГОСТ. От своего отца он унаследовал власть над солнцем, он стал богом солнцеворота, дарителем богатого урожая, а порой и богом войны, который охранял своих подданных и усиливал их мощь. Оставайся рядом с нами, Сварожич, дари нам богатые урожаи, охраняй наши дома.
Сыном его был ПЕРУНИЧ, которого мы знаем под именем Поренут. Его почитали балтийские славяне (вместе с Руйевитом и Поревитом). Для них он был символом силы и плодородия. Держи над нами свою распростертую, оберегающую нас руку, обеспечь нам продолжение нашего рода!
Богом справедливости был ПРОВЕ (Пров), второй сын Перуна. Рассуди наши споры по божьим законам!
Подобием Перуна был СВАНТОВИТ – могучий бог и господин, которому поклонялись полабские[1] славяне. Этот бог, как и Сварог, был богом солнца, помогал людям одерживать военные победы и обеспечивал им урожай. Не было в тех краях божества выше Свантовита, ему поклонялись не только славяне, но и иные народы в тех краях. Пошли же достаток в еде и питье для всех. Отврати от нас несчастья, повели земле принести нам богатый урожай, накорми детей наших!
Во многих отношениях подобен ему был ТРИГЛАВ – бог с тремя головами. Каждая из голов надзирала за отдельным царством, на которые распространялась его власть: небо, земля и преисподняя. Он был сильным и почитаемым богом. Как Сварожич и Свантовит, он оберегал своих подданных и обеспечивал им достойный урожай. Воздеваем к тебе руки, Триглав, ты – защитник наших счастливых дней.