Сказки старой англии киплинг википедия

Сказки

Сказки старой англии киплинг википедия

«СКАЗКИ СТАРОЙ АНГЛИИ» РЕДЬЯРДА КИПЛИНГА

Английский писатель Редьярд Киплинг писал для детей довольно много, главным образом сказки. Дети всего мира зачитываются его рассказами про Маугли, про любопытного слонёнка, про Кошку, которая гуляла сама по себе. Но есть у него и совсем другие сказки, написанные на основе событий далёкого прошлого Англии, на материале её фольклора и легенд. Именно они и собраны в этой книжке.

Случилось так, что к истории своей родной страны Киплинг обратился уже будучи знаменитым писателем. Родился он в Индии в 1865 году; получив образование в Англии, вернулся туда снова и стал работать в провинциальной газете. Индия, страна древней культуры, прекрасных легенд, экзотической природы, захватила воображение молодого писателя. И неудивительно, что его первые произведения — рассказы, сказки, стихи — были посвящены именно ей. Так родились «Книги Джунглей», куда вошли и рассказы про Маугли, возвестившие миру о рождении нового детского писателя.

Потом Киплинг из Индии уехал. Он много путешествовал, посетил почти все части света и везде «совал свой любопытный», как у слонёнка, нос: вслушивался в местные предания, всматривался в окружающую природу. Через некоторое время появились его «Сказки просто так», действие которых происходит то в Африке, то в Англии, то в Австралии, то в Америке. Эти сказки Киплинг рассказывал своей дочери Жозефине.

Устав от скитаний, Киплинг попытался обосноваться на родине жены, в Америке, но был вынужден уехать и оттуда. Некоторое время он продолжал скитаться с места на место, пока наконец в 1904 году не решил поселиться в Англии. В графстве Сассекс он купил дом, в котором и прожил со своей семьёй до самой смерти — до 1936 года.

Приобретение дома в Англии и создание наконец домашнего очага имело большое значение для всего дальнейшего творчества Киплинга. Будучи уже всемирно признанным английским писателем (в начале века ему была присуждена Нобелевская премия по литературе), он впервые, как это ни странно, открыл для себя собственно английскую жизнь. Та Англия, о которой он всегда писал с большой патетикой, но немного абстрактно, — называя её владычицей морей, империей, в которой никогда не заходит солнце, оплотом цивилизации и порядка и утверждая, что её величие заключается в заморских владениях, — отошла на второй план. Перед ним предстала другая Англия, во всей своей конкретности, в простоте сельской жизни, в древних традициях и преданиях, в пленивших его типах людей. Киплинг увидел и полюбил такую Англию — навсегда.

Надо сказать, что с местом, где находился купленный дом, Киплингу повезло. Графство Сассекс на юго-западе Англии, обращённом к Европейскому континенту, издавна лежало на перекрёстке исторических событий. Именно здесь высаживались приплывавшие с континента многочисленные завоеватели — их следы сохранились до нашего времени. Об этих следах истории Киплинг упоминает в стихотворении «Песня Пака»:

Предметы из далёкого прошлого Киплинг находил прямо в окрестностях своего дома. Например, когда копали колодец, на глубине восьми метров нашли стёршуюся ложку времён Кромвеля, ниже — часть лошадиной упряжи времён римлян. По рассказам старожилов, иногда попадались и каменные наконечники для стрел, относящиеся к каменному веку. «Неподалёку, — вспоминал в конце жизни Киплинг, — находилась длинная, покрытая зеленью гора из шлака, — все, что осталось от очень древней кузницы, работавшей ещё при римлянах и с тех пор без остановки до середины восемнадцатого века… Каждый метр этого уголка был полон живыми призраками и тенями». Работающая мельница, развалины кузницы, сохранившиеся дороги, построенные ещё римлянами, археологические находки во дворе — все это навевало мысли о прошлом и так или иначе вошло в будущие книги.

Постепенно стал рождаться замысел книги об этой земле, о том, как современный национальный характер англичан корнями уходит в историю, как прошлое незримо присутствует в настоящем, связано с ним тысячью нитей. Причём прошлое — взятое не из учебников истории, а из окружающей жизни и семейных традиций. Интересен в этом плане образ старика Хобдена, второстепенного, на первый взгляд, персонажа, не связанного с основным действием сказок. Именно он, вскормленный своей землёй, знающий её тайны, чувствующий себя соединённым с прошлым, выступает в глазах автора воплощением преемственности поколений. Киплинг во всех сказках настойчиво подчёркивает сходство прошлого с настоящим: сходство привязанностей и предрассудков людей разных эпох, их характеров и привычек (сравните, например, мистера Дадни и «Купившего Нож» в сказке «Нож и Белые Скалы»), сходство даже природных и погодных условий («День тогда был такой же, как сегодня» — «Холодное Железо»).

Киплинг подчёркивает преходящий характер государственных и политических образований: «Что царства, троны, столицы / У времени в глазах? / Расцвет их не дольше длится, / Чем жизнь цветка в полях» и вечность и неизменность духа человека-труженика, его души и красоты — того, что «остаётся поистине вечным и неизменным и через много лет, когда все вокруг изменится» (перевод мой. — А. С.), как писал Киплинг в одном из стихотворений сборника.

В 1906 году вышел сборник сказок «Пак с холмов Пука», четыре года спустя — его продолжение «Награды и феи». Своего главного персонажа, Пака, или Робина Доброго Малого, Киплинг заимствовал у Шекспира. Этот лесной дух, часто озорной, но добрый и участливый к незаслуженно обиженным, встречается во многих народных сказаниях, откуда он и был взят Шекспиром. По стечению случайных обстоятельств Пак появляется перед детьми Даном и Юной, которые также являются главными героями сказок, и либо начинает сам рассказывать им о тех или иных событиях прошлого, в которых он участвовал, либо своей волшебной силой вызывает из прошлого знакомых ему людей, которые и повествуют детям о своей жизни и борьбе. Пак эти рассказы комментирует, объясняя детям непонятные вещи и помогая правильно оценить услышанное. Так, несмотря на всю свою любовь к Нику Калпеперу («Доктор медицины»), Пак насмехается над его астрологическими воззрениями и прямо называет их заблуждениями. Сам он сравнивает себя с хором из античной трагедии, который по ходу действия выступал с объяснениями происходящего на сцене.

Читайте также:  Психологический тест сказка для взрослых

Киплинговский Пак — единственный оставшийся в Англии представитель волшебного мира эльфов и фей, некогда населявших страну, и уходить из неё он не собирается. По его словам, он «пришёл в Англию вместе с Дубом, Ясенем и Терновником» и уйдёт «только тогда, когда исчезнут они». Он решил быть с людьми до конца, потому что любит и понимает их.

Завязка сказок тоже была подсказана жизнью. Киплинг вместе со своими детьми Джоном и Элси разыгрывал сценки из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Сценой им служил заброшенный, поросший травой карьер. Джон играл Пака, Элси — Титанию, а сам Киплинг — ткача Основу, причём для своей роли он достал бумажную ослиную голову. Примерно так и завязывается первая сказка.

Сказки старой Англии — особые сказки. Иногда они больше похожи не на сказки, а на что-то другое. Их и называли по-разному: исторические рассказы, поучительные притчи, романтические сказки, ставя на первое место те или иные их черты. Поучительность в них, конечно, есть, но подана она скрытно и незаметно под внешним действием, так что её не всегда и видно. Автор и сам признавал, что в своих сказках он кое-что «спрятал»: «Я расположил материал в три-четыре наложенных друг на друга слоя, которые могут открываться читателю, а то и нет, в зависимости от его возраста и жизненного опыта». Поэтому не всегда легко определить, о чем та или иная сказка: одним кажется об одном, другим — о другом. Многое в этих сказках может показаться необычным и, следовательно, непонятным, особенно при первом чтении. Обрывочные образы, туманные описания и сравнения, необычная психологическая мотивировка некоторых реплик — все это может показаться сначала трудным. Но не спешите с выводами. Эти сказки продуманы и выверены автором до последнего слова. Они рассчитаны на то, чтобы их читали (именно читали, а не воспринимали на слух, как, например, «Сказки просто так»). Причём читать их лучше не один раз, и тогда с каждым новым чтением вам будут открываться новые, незамеченные прежде детали, становиться понятными неясные фразы. У Киплинга все детали очень важны. Вот, например, хорошо знакомый Дану и Юне камень-поилка для кур, на который они ставят фонарики («Доктор медицины»), оказывается тем самым «чумным камнем», который в прошлом выставлялся у входа в поражённую болезнью деревню. И таких примеров много.

Источник

Редьярд Киплинг: лучшие книги автора

«Книги Джунглей», «Ким», «Три солдата», «Сталки и компания», «Сказки Старой Англии», «Баллада о Востоке и Западе»… Эти и многие другие произведения Киплинга до сих пор читают, образы из них стали нарицательными, а выражения растасканы на цитаты.

А ещё Киплинг — один из немногих создателей собственной мифологии, которая продолжила существовать даже после смерти творца. Мифологии «колониального фронтира». Ведь далеко не каждому доведётся побывать в дебрях индийских джунглей или прогуляться по пескам африканских пустынь. Но многим эти дальние, опасные и заманчивые края запали в память именно благодаря киплинговским книгам. Не один соотечественник писателя, поддавшись его влиянию, связал свою жизнь с «колониальной» экзотикой.

К тому же чтение Киплинга помогало — и помогает — формировать характер. «Борись! Сражайся! Будь сильным! Терпи и преодолевай невзгоды!» Эти призывы пронизывают буквально всё творчество английского писателя, которому в прошлом году исполнилось 150 лет.

Немного биографии

Джозеф Редьярд Киплинг родился 30 декабря 1865 года в Бомбее, где его отец руководил факультетом школы искусств. С шестилетнего возраста Киплинг жил и учился в Англии, а на индийскую землю вернулся в 1881 году. Тогда же увидела свет и его первая книга, сборник «Школьные стихи». Она вышла в Лахоре, где отец Киплинга был куратором музея. Вернувшись в Индию, Киплинг занялся журналистикой. В 1886 году он выпустил первый «взрослый» сборник стихов — «Департаментские песни». Вскоре в местной печати стали появляться и его рассказы о колониальной жизни. Некоторые из них добрались и до метрополии, поэтому, когда в 1889 году Киплинг приехал в Англию, он уже обладал там некоторой известностью. А после появления сборников «Казарменные баллады», «Семь морей» и цикла «Книги джунглей» к Киплингу пришла настоящая слава. Постепенно он стал едва ли не самым популярным английским писателем — особую известность ему принёс роман «Ким» (1901). Немудрено, что в 1907 году Киплинга наградили Нобелевской премией — он стал её первым английским лауреатом и самым молодым в истории. Кстати, до этого Киплинг неизменно отказывался от всех наград (включая даже рыцарский титул!), а вот Нобелевку принял. Умер Редьярд Киплинг 18 января 1936 года и был похоронен в Вестминстерском аббатстве, в месте упокоения самых выдающихся англичан.

С чего начать читать Киплинга?

Редьярд Киплинг
Маугли

«Маугли» — самое известное у нас произведение Киплинга. Не так уж много литературных сказок с таким увлекательным сюжетом и настолько тщательно проработанными героями. Добродушный медведь Балу, отважная пантера Багира, мудрый удав Каа, жестокий тигр-убийца Шерхан, трусливый шакал Табаки… Все они остаются в памяти на многие. Сам Маугли показан в разные периоды своей жизни — и от рассказа к рассказу он меняется и взрослеет. Усваивая жизненные уроки, он становится более стойким, мудрым, терпимым, проницательным, учится прислушиваться к чужому мнению. Причём «Маугли» нацелен на читателей практически любого возраста — даже достаточно взрослые люди, перечитав книгу, могут совершенно иначе взглянуть на многие её события. Ведь не только Маугли усваивает уроки — каждая история «человеческого детёныша» учит чему-то и своих читателей.

Итог: бессмертная классика мировой литературы. Напиши Киплинг одну только историю Маугли, ему уже было бы обеспечено место на литературном Олимпе.

Редьярд Киплинг
Сказки Старой Англии

«Сказки Старой Англии» по жанру неоднородны — изрядную часть произведений можно назвать предтечами фэнтези, однако среди рассказов встречаются и достаточно реалистические истории из английского прошлого. Есть тут и нечто вроде сквозного сюжета — в центре его двое детей, Дан и Уна, которые приехали на лето в деревню. Там детишки подружились с проказливым эльфом Пэком, он же Робин Добрый Малый, известный персонаж английского фольклора. Пэк рассказывает детям о Старой Англии, о феях, магии и забытых богах. А ещё он приводит из прошлого тени живших когда-то людей — например, римского центуриона или самой королевы Глорианы, чтобы те поведали собственные истории.

И, как обычно у Киплинга, «Сказки», хотя формально нацелены на детей, вполне сгодятся и взрослым читателям. Особенно, тем, кто интересуется английской мифологией и историей.

Итог: увлекательное прото-фэнтези, на котором выросли множество известных жанровых авторов.

Редьярд Киплинг
Сказки

Есть у Киплинга чисто детские истории — сказки для самых маленьких. Естественно, с назидательным оттенком — истории, которые не только развлекают детей, но и преподают им моральные уроки. Впрочем, среди милых, но довольно простеньких сказок вроде «Откуда у верблюда горб» или «Слонёнок» есть и две настоящие жемчужины. Это «Кошка, гулявшая сама по себе» и, конечно же, «Рикки-тикки-тави».

«Кошка» — сказка с двойным дном. Причём обнаружить второе дно маленький ребёнок вряд ли сумеет. Это очень тонкий, лиричный рассказ о взаимоотношениях мужчины и женщины.

«Рикки-тикки-тави» в смысловом отношении чуть попроще, но сюжетно не в пример увлекательнее — не зря этот рассказ (или точнее, маленькая повесть) входит в «Книги джунглей». Ну а главный герой, отважный мангуст, бросивший вызов парочке жутких кобр, — ещё один знаковый персонаж Киплинга.

Итог: «Сказки» Киплинга — отличная книга для семейного чтения. Её должен прочесть своим детям каждый!

Экранизации Киплинга

В разных странах вышло более тридцати игровых картин, мультфильмов и сериалов, основанных на произведениях Редьярда Киплинга. Вне конкуренции, конечно же, «Книги джунглей». Только студия Диснея в разные годы выпустила два фильма, два полнометражных мультфильма и два анимационных телесериала, где рассказано о приключениях Маугли. Первый из них вышел в 1967-м (мультфильм Вольфганга Рейтермана «Книга джунглей»), последний на данный момент — игровая лента Джона Фавро под тем же названием — появится нынешней весной. А на 2017-й анонсирована британская «Книга джунглей», режиссером которой числится Энди Серкис, известный миру по ролям Голлума и Кинг Конга. В 1998 году на канале Fox Kids выходил и игровой телесериал для подростков «Маугли». Ну, и конечно, нельзя забывать советские экранизации, в основном мультфильмы (если не считать игровую ленту Александра Згуриди «РиккиТикки-Тави»). Самый известный из них — «Маугли» Романа Давыдова, составленный из пяти двадцатиминутных частей, которые снимались на протяжении пяти лет (1967—1971). Отдельно стоит отметить картину «Они» (1993) — американо-французский телефильм Джона Кортни, основанный на ранних мистических рассказах Киплинга о призраках. Это единственная экранизация «взрослой» фантастики Киплинга.

Ещё три книги, на которые стоит обратить внимание

Сталки и компания

Цикл повестей и рассказов о похождениях школьного хулигана и бунтаря Сталки, сатира на систему английского образования «для джентльменов». И одновременно — история нравов викторианства. Братья Стругацкие высоко ценили этот цикл — Сталки стал прообразом Рэдрика Шухарта из «Пикника на обочине».

Самый знаменитый роман Киплинга, одна из величайших книг XX века. Это «Маугли» для взрослых. Главный герой, английский мальчик, волей обстоятельств вырастает среди индусов, после чего его вербует британская разведка. Ким, став агентом, путешествует по Индии и встречает множество колоритных персонажей.

Три солдата

Сборник «индийских» рассказов, в центре которых — приключения трёх друзей, солдат британских колониальных войск. Это блестящие бытовые зарисовки, которые вполне сгодятся как наглядное пособие по истории Индии XIX века. А ещё это рассказы о настоящей дружбе, которая помогает перенести любые невзгоды.

Источник

Редьярд Киплинг «Сказки Старой Англии»

Сказки Старой Англии

Другие названия: Меч Виланда; Сказки Пака; Старая Англия; Добрая старая Англия

Язык написания: английский

Цикл рассказов и стихов об истории и мифологии Старой Англии, написанный Киплингом в 1906 году в Сассексе. Жанр отдельных рассказов колеблется от ранней фэнтези до почти реалистического повествования об истории. Цикл был издан двумя томами: «Пэк с холмов» и «Награды и феи».

Пэк, он же Робин Славный Малый — это эльф из Холмов, известный большинству как персонаж пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Он живет в Англии с незапамятных времен и не уйдет из нее, пока растут дуб, терновник и ясень.

Старый плут подружился со смертными детьми — Даном и Юной. Теперь он рассказывает им о Старой Англии, о ее феях, ушедшей магии и забытых богах. И приводит из прошлого людей, когда-либо живших здесь — римского центуриона, доктора-пуританина, первобытного пастуха — которые готовы поделиться своими невероятными историями.

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Издания на иностранных языках:

Когда говорят о том, когда появилась фэнтези, называют первое издание то «Конана», то «Хоббита». Но задолго до них другой автор, романтик-патриот, проникнутый духом своего народа, написал книгу, со страниц которой эта самая fantasy (фантазия) сочится в лучшем своем виде — где не по форме, там по духу. По атмосфере чуда, тайны и древности, без которой этот жанр — новелизация ролевых игр и не более.

«Реликты» из прошлого, которых приводит Пэк — это свидетели всех эпох Англии и всех ее слоев. Это и пастухи, и воины, и ученые, и волшебники. Это кельты, саксы, норманны, эльфы. Из разношёрстной компании рождается настоящая, живая, Старая Добрая Англия. Этой стране нужно было осмыслить себя, найти свои корни в мешанине народов и вер, когда-либо завоевывавших Британский островок. Киплингу удалось гармонично собрать все осколки мозаики воедино. Создать квинтэссенцию английского самосознания в одной книге, как Васнецов и Римский-Корсаков выражали русское самосознание в картинах и музыке соответственно.

Сам Пэк, на первый взгляд, играет второстепенную роль. Он приводит «реликтов», поддакивает им, стирает в конце память детям, и лишь изредка выступает в роли еще одного рассказчика. Но в то же время, он — важнейшая часть произведения, стержень истории. Выдерните его, представьте, что дети «случайно» встретились с провалившимися в дыры времени предками. И вместо единой Англии получится та самая каша, которую, с точки зрения строгой истории, и следует проходить в учебниках. (Бритты завоевали пиктов, саксы — бриттов, норманны — саксов, и выходит, король Артур, если он был, защищал Британию от предков нынешних англичан). Но благодаря Пэку над живыми историческими вещами появляется еще один пласт — сверхьестественный и вечный. Пэк не из какой-то эпохи, он волшебный, он был, есть и будет жить всегда. Он и есть — сама Англия.

Отдельно стоит упомянуть стихи, написанные для этих двух книг. Среди них — шедевры, как «Если», «Песня пиктов, «Песня центуриона» и «Холодное железо». Киплинг для меня в первую очередь поэт, и даже проза его настолько поэтична, что даже в переводе это не теряется.

Стереотип плюс нехватка информации — серьёзная вещь. Всегда считал, что Киплинг — это знаменитая Книга Джунглей и ещё несколько сказок, но и только. И тут в дебрях Фантлаба я наткнулся на Сказки Старой Англии.

Я протягиваю руку и достаю шкатулку со своим маленьким хобби — в ней три десятка самоцветов и минералов. Вот солнечный янтарь, вот красавец изумруд, загадочный малахит, россыпь ярких разноцветных флюоритов, мрачноватый, но величественный обсидиан, искрящийся цитрин, манящий тигровый глаз и многие другие. Истории в этом цикле такие же — блестящие, интересные, притягивающие и разные. Призвав на помощь Робина Славного Малого и его эльфийскую магию, свой дар поэта, Киплинг творит своё собственное волшебство. На страницах книги вы встретите Фрэнсиса Дрейка и Талейрана, Генриха VII и римского центуриона Парнезия, Елизавету I и мореплавателя Себастьяна Кабота, святого Вильфрида и даже самого Тора. Вы станете свидетелями невероятных историй о приключениях и мужестве, мудрости и волшебстве, чести и гордости, интригах и благородстве. Это произведение — великолепное средство узнать и прочувствовать старую добрую Англию такой, какой она и была на самом деле. Воистину, блестяще! И вот Вам, для затравки:

Вон, видишь, через дальний луг

Неровный след ведет?

Там пушки волокли на юг —

Встречать испанский флот!

Вон, видишь, жернова стучат

На ближнем бережку?

Лет восемьсот еще назад

Вон там, среди густых дубрав,

В лощине под горой

Саксонцы в бой пошли, прорвав

Норманнов тесный строй!

Вон там, за той грядой холмов,

Альфред с ватагой храбрецов

Громил и гнал датчан.

А там, на склонах, где стада

(И в каждом – рыжий бык),

Там город был, еще когда

И Лондон не возник!

Полуразмытый видишь вал,

За ним – крутой обрыв?

Там Цезарь лагерем стоял,

А видишь, вьется по холмам

То Каменного Века шрам,

Стоянки древней знак.

Забытый храм, заросший след

Средь высохших болот,

И дух веков, и прах побед, —

Здесь Англия живет!

Не просто луг, не просто лес,

Не остров, не страна —

Край Мерлина, земля чудес

В наследство нам дана.

Книжка великолепная, влюбляющая в себя с первой строчки, с вступительного слова переводчика, овеянная волшебными воспоминаниями детства. Герои Киплинга — Дан и Уна, дети Новой, почти современной Англии. Но, как и всем детям планеты, этим ребяткам доступно волшебство; они, сами того не зная, крепко связанны с той землей, на которой жили и умирали их предки. И в глубине души они знают это. И потому им доступно видеть больше, чем взрослым; потому сам Пак-с Холмов приходит к ним в послеполуденный час; потому они вновь и вновь переживают наяву Историю Англии, рассказанную самыми ее непосредственными творцами.

Высший балл, без скидок.

Сборник рассказов и стихов, повествующих о разных страницах истории Англии. Написано с любовью к родному краю, весьма познавательно. Безусловно, в первую очередь предназначено для детей и подростков — книга написана талантливым автором, и потому у неё получается совместить учебный и развлекательный элемент. Магии не слишком много, она большей частью служит лишь средством общения с различными историческими персонажами. Структура рассказов практически одинакова — появление Пака, встреча с новым историческим персонажем, его рассказ о своем времени и своей жизни, как правило на примере одного или нескольких ярких событий, в финале временное стирание памяти — до следующей встречи-рассказа. Исторические персонажи — из разных слоёв общества и эпох, что позволяет охватить временной промежуток от первобытных пастухов до правления Кромвеля. Есть немного персонажей местного фольклора.

Следует признать, что я начинала читать этот сборник в ожидании более сказочной и волшебной атмосферы историй про фэйри, а получила экскурс по истории Англии лишь с толикой волшебства. Но даже этот факт не мешает признать уровень сборника. Жаль, что мне не встречалось чего-то подобного про историю нашего края.

Источник

Познавательное и интересное