Сказки связанные с болотом

Сказки

Сказка про болото

Жила-была героиня в одном болоте, своем собственном, на тот момент, уютном болоте. Жила она в нем и боялась утонуть и упасть на дно болота, а поэтому, чтобы держаться на плаву, боролась с тиной, барахталась среди ряски. Но чем больше она боролась, тем больше захлебывалась и запутывалась. Наилучший вариант, который она видела – это бороться с тиной в собственном болоте, чем выйти из него, ведь болото – оно свое, родное, комфортное.

Шла она шла за птицей, через другие болота, через леса, поля и пришла к дому птицы: озеру на опушке леса. Героиня почувствовала свежий воздух, вдохнула аромат леса и свежести озера, почувствовала себя хорошо. Героиня погостила некоторое время у птицы, насладилась свежестью озера, ароматом цветов, трав и деревьев, впитала энергию воды и растений. Пришло время, когда гостья захотела вернуться к себе в болото, с целью очистить его и превратить в озеро.

Наполненная надеждами и решимостью, отправилась героиня обратно. Придя к себе домой, героиня решительно настроенная, начала чистить болото от тины и ряски, от комков грязи около болота, чтобы превратить его в озеро. Чистила, убирала грязь, но столкнулась с нежеланием жителей превращать болото в озеро. Жителям не понраву пришлась затея очистки и облагораживания болота. Тогда началась борьба уже не в самом болоте, а с жителями болота: героиня говорила о том, что жить у озера хорошо, доказывала свое желание и правоту. Боролась, боролась героиня, спорила, говорила об озерах, лучшей жизни, но никто не соглашался. Устала она, совсем отчаялась: в болоте жить надоело, чистить его не дают, а в самом болоте страшно утонуть. Сидела она около болота и плакала, потом злилась, потом снова плакала.

Вспоминала об озерах, которые видела, вспомнила море, на котором побывала, поняла, что болото – это не то место, в котором ей хочется жить. Душа требовала простора – моря, а может даже и океана. Героиня не была никогда у океана, но видела его на картинках. Тогда она приняла решение отправиться в путь, на поиски своего озера, а затем и моря. Но только начала она собираться в путь, как жители болота начали ее уговаривать остаться, говорили, что она нужна на болоте. Героиня вняла мольбам жителей и осталась, но внутри все больше разгоралось желание пойти на поиски своего озера, моря или океана.

Достигнув дна, героиня была вся в тине и ряске, но осталась, к ее собственному удивлению, живой и не захлебнувшейся. Дно болота оказалось очень темным, сплошь покрытым тиной, болотной мутью и лягушачьей икрой. По дну можно было передвигаться и дышать (хотя давалось это с трудом). Героиня начала шарить по болотному дну, искала способы, как выбраться из него, во время своих поисков она наткнулась на старое зеркало, которое оказалось волшебным. Болотная жительница взяла в руки волшебный предмет, не зная о его магической силе и начала протирать его руками, и вдруг, оттерев налипшую грязь, увидела в зеркале не свое отражение, а историю болота.

Героиня поняла, что ее ждет та же участь, если она не покинет болото. Как только она досмотрела всю историю в зеркале, она оттолкнулась со всей своей силой от дна болота и выплыла на поверхность…. Но болото оно на то и болото, что призвано затягивать и засасывать обратно. Когда героиня выплыла на поверхность болота, оно начало ее засасывать обратно. Тогда девушка решила расслабиться и вновь опустилась на дно болота. Сидела она там и сидела, накапливала все свои силы для того, чтобы выбраться из загрязненного водоема. Прошло некоторое время и героиня, накопив все свои силы, приложила их к тому, чтобы оттолкнуться от дна болота и вынырнуть из него. С неимоверными усилиями она вышла из болота с желанием искать свой водоем, а, возможно, и создать свой собственный.

Девушка первым делом решила почистить свою одежду и себя от болотной тины и ряски, а затем двигаться в путь. Она поблагодарила болото за уроки и, очистившись, отправилась в гости к птице, живущей на озере.

Источник

Сказки связанные с болотом

Наш новый раздел «Проба пера» мы придумали для того, чтобы у авторов, которые делают только первые шаги в детской литературе, была дополнительная возможность опубликовать свои работы.

Сегодня мы предлагаем вам заключительную сказку из цикла авторских сказок начинающего детского писателя Любови Алямкиной.

Об авторе

В последние дни лета разыгралась непогода. Дождь хлестал по окнам, первые пожелтевшие листочки, оторвавшиеся от веток, прилепились к стёклам, словно прося защиты от ненастья.

Неожиданно в один из дней ветер уснул. Деревья не шелохнутся. Солнышко ярко светит, от луж почти ничего не осталось, воздух свежестью напоён.

Утром бабушка рано Алёнку разбудила. Решила она с внучкой в этот день за брусникой сходить.

— Бабушка, а это далеко?- Алёнка спрашивает, протирая глаза со сна.

— Ничего, дойдём потихоньку. День сегодня тёплый обещает. Да и травки нам в лесу набрать не мешало бы.

— Лечебной. Багульник называется.

К слову сказать, лечила людей травами бабушка. Не раз обращались к ней за помощью.

Шли не торопясь. Алёнка по сторонам смотрит, на прощальную летнюю красоту леса любуется. Где-то ещё красавица- бабочка пролетит, где-то земляничка запоздалая встретится. Сладкая такая.

Тут вскоре сыростью повеяло болотной, в нос ударило необычным запахом погибших растений. Под ногами уже мягкий мох, словно ковёр зелёный.

Читайте также:  Почему сказки о силе музыки есть у многих народов мира

— Вот и пришли. Брусника в этом хвойном лесочке растёт.

Начали они бруснику собирать. Нагнёшься к земле – там ягодок видимо- невидимо, словно красные крошечные бусинки на кочках рассыпаны

Быстро вдвоём ведёрко набрали.

Алёнка, пока ягоду собирала, всё на болото поглядывала.

Как кругом там мрачно и глухо! Низкорослые чахлые ёлочки вперемешку с деревцами ольшаника видны. В стороне тоненькие берёзки кучкой стоят. Мшистое болото всё в зарослях осоки, кочках папоротника.

— Смотри, бабушка, что это?- вдруг в изумлении громко вскрикнула девочка, кивнув в глубь болотную.

— Коряга огромная, чего испугалась?- успокоила её бабушка.

— На страшилище похоже.

Засмеялась бабушка, глядя на испуганную девочку:

— У страха глаза велики. Это просто дерево гнилое из-под воды выглядывает. Ночью некоторые гнилушки даже светятся.

В это время где-то в камышах утка крякнула. Затем какая-то птица громко прокричала в зарослях, сердится, что её покой потревожили. Тут и лягушки лягушачий концерт устроили, далеко слышно.

— Пора нам домой уже возвращаться. День короткий становится.

Идут, а Алёнка всё про болото расспрашивает. Очень уж ей болотный мир необычным предстал. Загадочным.

— Болото недаром люди страшатся, внученька,- начала свой рассказ бабушка.- Беда, если зверь или человек, проходя через болото, оступится. Идти болотной дорогой очень опасно, увязнешь, и засосёт в трясине, не выбраться…

Слушает Алёнка и всё запоминает. Много чего об этом диковинном месте узнала.

Глаза закрыла, а сон её мгновенно одолел.

В этом сне видит она себя одну в ночной темноте возле болота. Кажется, что в разных местах чудовища её поджидают или звери лесные. Среди кочек огоньки блуждают, притягивая к себе, словно магнитом. В этот момент упал на болото лунный свет. Озарённая этим сказочным светом, тьма немного рассеялась.

Хотела девочка спрятаться в кустах, но вдруг кто-то вцепился ей за ногу, назад тянет. Споткнулась Алёнка, упала, сил встать нет. Похолодела от страха.

Прислонилась спиной к рядом стоящей низкорослой берёзке, сидит, не шевелясь, и дальше наблюдает.

Видит русалку болотную на упавшем дереве. Русалка голову склонила, волосы длинные гребешком расчёсывает, что-то напевает, а глаза у неё зелёные, словно трава майская, грустные и неживые.

Вдруг тёмная мохнатая коряга ожила, зашевелилась, и голос её скрипучий раздался:

— Апчхи, здесь кто-то чужой.

Внезапно застонала сова, заметались тени вокруг. Это вся нечисть из ночной темноты вынырнула, все в тине, водорослях, корягу ожившую Болотником величают.

— Ловите её,- крикнул Болотник,- а сам пальцем скрюченным в сторону девочки показывает.- Тащите ко мне.

— Уходи, девочка,- глухо крикнула ей русалка.

Но чувство ужаса ещё сильнее сковало тело. Она хочет бежать, и не может. Болотник уже знаки нечисти подаёт, чтобы поторопились. Чёрными тенями нечисть кругом кочек мелькает, свист, крик тишину разрывает. Луна освещает болотное царство как огромный глаз.

Вдруг голос визгливый раздался:

— На ней крестик блестит. Сними его, сними!

— Не снимай!- голос берёзка подала.

Крепко сжала Алёнка в руке нательный крестик, бабушкой ей подаренный со словами: «Носи его, внученька, шею он не давит, и мне на душе спокойней».

Вся нечисть тут притихла, ждёт, что дальше девочка делать собралась. Медленно отходя от испуга, Алёнка зажмурилась, крестик поцеловала и бабушку крикнула на помощь.

В то же мгновение берёзка обняла её веточками, встать помогла и спрятала в своей листве. Последнее, что помнит, как засмеялась жутким смехом русалка.

Утром проснулась Алёнка, открыла глаза, а в доме уже солнечные зайчики по стенам бегают, пахнет пирогами, кот Васька возле кровати на половичке сидит, мурлычет. Улыбнулась она солнышку и бабушке, которая возле печки хлопотала. Та ей говорит:

— Устала ты вчера, быстро уснула.

— Это ты мне вечером про Болотника рассказала?- спрашивает её Алёнка.

— Тебе сон, наверное, какой- то нехороший приснился? – переспросила бабушка, присев возле внучки, полусонное лицо которой ещё отражало испуг.

Внимательно выслушав её, сказала:

— Страшно тебе во сне было. А сейчас смотри: солнышко светит, берёзка за окном тебе кивает, здоровается. Она твоей спасительницей оказалась, не зря её в народе родной называют. Крестик же помог зло одолеть.

— Плохое оно, это болото,- задумчиво произнесла Алёнка.

Бабушка обняла внучку со словами:

Пирог из брусники, что на столе уже ждал, был просто объедение, киселёк из этих ягод тоже отменный получился. И болото не казалось уже Алёнке таким страшным.

Источник

ПОВЕРЬЯ О БОЛОТАХ

«Если рассудок или жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот», — предупреждал один из персонажей «Собаки Баскервилей» Конан-Дойла. В этих словах содержится немалая доля истины. Ибо болота всегда считались гибельным местом, находящимся в ведении потусторонних сил…

Многие народы сумели обжить леса и степи, могли ощущать себя их хозяевами, но болота с их трясинами, бездонными омутами и непроходимыми завалами с давних времен оставались для человека неизведанными. Человек, попавший в болото, подвергался смертельной опасности, причем исходила эта опасность не от врага, с которым можно было бы бороться, а от самого места. Отсюда и возник страх перед болотом, а вслед за ним и мифы, предостерегающие человека на болоте от опасности в виде злобных нечистых духов.

КИКИМОРЫ БОЛОТНЫЕ. По русскому поверью, на болоте обитают потусторонние сущности — кикиморы. Кикиморами становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов — кикимор. Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие — за леших. Они и становятся болотными.
Согласно народным поверьям, болотные кикиморы любят заманивать осторожных путников в трясину. Обычно они не показываются людям, только кричат из болота громким голосом, призывая на помощь. Те, кто спешит на этот зов, неминуемо погибают. Кикимора может обернуться прекрасной девушкой. Поманит к себе путника, тот шагнет к ней – и она затянет его в топь… Иногда людей из шалости заводят в болото дети кикиморы и лешего — лесавки. В лучшем случае кикимора в своем безобразном обличье вскакивает путнику на спину и катается на нем, как на лошади, при этом хотя бы оставляя его в живых.

Читайте также:  Положительные и отрицательные герои сказки иван царевич и серый волк

БОЛОТНЫЕ ОГНИ. Болотные огни называют «свечами покойника». Голубоватые мерцающие огоньки часто сбивают путников с дороги — те принимают их за свет жилищ. Согласно одному из поверий, болотные огни — это свечи в руках мертвецов, и кто их увидит, тот скоро должен умереть. Жители Германии верили, что это призраки людей, укравших у своих соседей землю — в наказание их души после смерти вынуждены скитаться по болоту в безуспешных поисках твердой земли. Финны же называли блуждающие огни «льек-кьо» и считали, что это души детей, которых по каким-то причинам похоронили в лесу. Во многих странах Северной Европы также бытовало поверье, что огни на болоте — это духи древних воинов, охраняющих зарытые там клады.

Страшный миф гласит также, что люди, утонувшие в трясине, могут возвращаться с того света, чтобы забирать с собой живых. Вспомним эпизод из некрасовского «Мертвого озера», когда к мужику явилась утопленная им в болоте жена. Это литературный вымысел, но быль порой оказывается страшнее и ярче любой писательской выдумки.

ЗАЩИТА. Многовековое соседство человека с зыбким, ненадежным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал средств защиты от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет. Тому, кто шел на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли, взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары. Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!». По древним поверьям, она призовет на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Источник

Сказки связанные с болотом

Болотник (болотяник, болотный) — злой дух болота, где он живет с женой и детьми. Женой его становится дева, утопшая в болоте. Болотник — родич водяного и лешего. Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает.
Болотник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно — так и манит ступить, а под ним — трясина, глубокая топь! Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.
Болотница — родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок — с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину.

Сказка

Давным-давно, когда Белбог боролся с Чернобогом за власть над миром, земли еще не было: всю ее сплошь покрывала вода. Однажды ходил Белбог по воде, смотрит — навстречу ему плывет Чернобог. И решили два врага на время примириться, чтобы создать в этом безбрежном океане хоть островок суши. Белбог мечтал основать царство добра, ну а Чернобог надеялся, что здесь будет царить только зло. Стали они по очереди нырять и наконец-то отыскали на глубине немного земли. Белбог нырял усердно, он поднял на поверхность много земли, а Чернобог скоро оставил эту затею и только сердито смотрел, как обрадованный Белбог начал разбрасывать землю, и всюду, куда она ни падала, возникали материки и острова.
Но Чернобог часть земли затаил за щекой: он по-прежнему хотел создать свой мир, где будет царить зло, и только и ждал, чтобы Белбог отвернулся.
В это мгновение Белбог начал творить заклинания — и на всей земле стали появляться деревья, проклюнулись трава и цветы. Однако, повинуясь воле Белбога, начали прорастать растения и во рту Чернобога! Крепился он, крепился, надувал, надувал щеки, но наконец не выдержал — и начал выплевывать спрятанную землю.
Так и появились болота: земля пополам с водой, корявые деревца и кусты, жесткая трава.
А со временем здесь поселились болотники и болотницы, так же как в воде — водяные и водяницы, а в лесу — лешие и лесовунки.

Читайте также:  Рассказы американских военных о русских солдатах

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Рубрики

Конвертер видеоссылок

Стена

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Персонажи славянских сказок.

Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет большая нежданная беда, дедушка извещает о ее приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню.

В славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с “мавками” — от старославянского “навь”, мертвец) — детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.

Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые “берегини”), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.

Болотница (омутница, лопатница) — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине. Болотницы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”. В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.

От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Кощей Бессмертный (Кащей)

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек.

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна

Индрик-зверь — в русских легендах “всем зверям отец”, персонаж Голубиной книги. Индрик — искаженное имя бога Индры (варианты “инорог”, “инрок” могут вызвать ассоциацию с единорогом, но при этом ИНДРИК описывается с двумя, а не с одним рогом). ИНДРИКУ приписывались свойства других фантастических образов средневековой книжной традиции — царя вод, противников змея и крокодила — “онудра” (выдры) и ихневмона, сказочной рыбы “еньдроп”.

Согласно русскому фольклору, Индрик — подземный зверь, “ходит по подземелью, словно солнышко по поднебесью”; он наделяется чертами хозяина водной стихии, источников и кладезей. И. выступает как противник змея.

Ирий, ирье, вырий, вырей — мифическая страна, находящаяся на теплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи.

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

А.Ремизов. Гамаюн
Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»

Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:

— Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.

Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро.

Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»

Так оправдалось пророчество вещей птицы Гамаюн.

Источник

Познавательное и интересное