Сказки о цветах и растениях для детей
В белорусской народной сказке «Легкий хлеб» крестьянин рассказывает волку как тяжело дается такой вкусный и душистый ржаной хлеб, сколько труда и умения требуется от человека вырастить рожь и испечь хлеб.
Еще один прекрасный пример доброты, честности, верности и милосердия показан в сказке С. Аксакова. В сказке все положительные качества младшей дочери купца противопоставлены жадности и корысти его старших дочерей, чуть не погубивших заколдованное чудище.
В сказке иносказательно говорится, что никакие самоцветы и драгоценные камни, даже мастерски обработанные, не сравнятся с естественной красотой обычного полевого цветка. И даже Хозяйка Медной горы не сможет вдохнуть настоящую жизнь в искусственный каменный цветок.
В этой книге двенадцать сказок о маленьком Мышонке, трогательном и добром, который познает огромный Мир вокруг себя. Он живет в норке с Мамой и знакомится с разными обитателями леса: с прекрасным Подснежником и самодовольным Земляным Червяком, с красивой Бабочкой и упрямой Улиткой, с мудрым Вороном и маленьким Птенчиком. Ему так много предстоит узнать и понять. Он очень любит смотреть на закат, слушать, о чем перешептывается ветер с деревьями в лесу, а иногда по ночам маленький Мышонок разговаривает со звездами. Эти сказки написаны для самых маленьких читателей, и для взрослых, которые тоже когда-то были детьми.
Если в жаркий день вы услышите, как лето шмыгает дождиком, чихает туманом и кашляет громом, вызывайте скорую цветочную помощь! Цветочные феечки обязательно по всем правилам вылечат больного: ромашковый отвар, горчичники и малиновый чай. И фея Колючка иоже не останется в стороне, уж она-то выпишет самый необычный рецепт и превратит лечение в настоящее веселье. Чудеса на Цветочной полянке продолжаются, и лето обещает быть ярким!
Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом! Не верите? Мы предлагаем вашему вниманию интересную методику от добрых писательниц-сказочниц, авторов более 50 книг для детей и родителей. Книга для занятий по духовному воспитанию включает подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей.
Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном.
Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».
Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены. Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.
В одной из сказок о Маше и Ойке автор учит детей бережному отношению даже к самым маленьким росткам деревьев, рассказывает в интересных диалогах между девочками, животными и растениями о пользе дубового дерева и необходимых для него земле, солнечном свете и воде.
«Сказки о цветах» Саксе рассказывают о том, как сложились cудьбы людей, живших в ту или иную эпоху. У многих персонажей судьба складывалась так, что они превращались в различные цветы. Ответ на вопрос, почему так случилось, можно найти на страницах этой детской книги, где деревья умеют разговаривать человеческими голосами, а цветы могут любить.
В каждой сказке идет рассказ об отдельном цветке. Он может быть лесным или просто расти на клумбе. Совсем неприметным, как заячья капуста, или очаровательным, как орхидея или водяная лилия. Но каждый раз читатели видят неописуемую красоту, которая скрывается за названием растения.
Написала Анна Саксе «Сказки о цветах» специально для детей. Но, не смотря на это, книга очень нравится взрослым. Ведь порой и им хочется погрузиться в мир их детства, где им родители читали эти очаровательные сказки, а сами малыши разглядывали красочные иллюстрации, на которых были изображены красивейшие цветы.
Дорогие родители, бабушки и дедушки, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух.
Сказки о цветах и растениях любых жанров необходимы для малышей. Они является наиболее эффективным средством раннего обучения, воспитания и развития детей. Читайте, как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.
Сказка «Волшебное дерево Добруша»
леся рубинштейн
Сказка «Волшебное дерево Добруша»
Сказка.
Волшебное дерево Добруша.
автор: Рубинштейн Олеся Валериевна
педагог-психолог ГБОУ Школа 2026 (дошкольное отделение, г. Москва
Психокоррекция страха темноты (с помощью сказкотерапии)
Далеко-далеко в сказочной стране Радость однажды прошел зернистый дождь.Зернышки в этом дожде были самые разные: большие и маленькие, круглые, овальные и даже разноцветные. Одно зернышко проросло и выросло красивое, волшебное дерево Добруша. Листочки у него были волшебные, всех цветов радуги, а вечером они превращались в тысячу разноцветных огней. Любой мог обратиться к нему со своим желанием, но исполняло Добруша только добрые и важные желания.
А в том городе жил мальчик, который очень боялся темноты. И что только родители ни делали… страх так и не удавалось побороть. Как-то в один прекрасный вечер мальчик со своей семьей возвращались домой, на улице уже темнело, и вдруг вдалеке они увидели что-то сказочно красивое, будто бы тысячи светящихся мотыльков собрались на одном огромном цветке. Мальчику стало так интересно, что сам предложил родителям отправиться к этому месту. На улице стало совсем темно, но он был так поглощен красотой огней, что все происходящее вокруг для него потеряло значение, а огоньки освещали ему путь.
Когда они почти дошли до этого таинственного и манящего места, то и взрослые, и мальчик увидели волшебное дерево Добрушу с тысячью светящихся листочков. Радость и счастье переполняла мальчика от такой красоты. Тогда мальчик подошел ближе и совсем близко к дереву, и Добруша протянуло ему свои ветви-руки и подарило волшебный листочек. Теперь, когда мальчик находился в темноте, ему было совсем не страшно, т. к. листочек сразу загорался, как фонарик, и страх уходил. А вскоре он совсем перестал бояться.
Родители стали гордиться своим сыном, он у них оказался смелым и добрым мальчиком.
А Добруша еще много дарило счастья и добра всем, всем, кто в нем нуждался!
С уважением, педагог-психолог Рубинштейн О. В.
Дидактическая игра «Волшебное дерево» Цель:развивать у детей мелкую моторику пальцев. Задачи: 1. Развивать у детей представление о цвете (зелёный,красный,желтый,синий); 2. Закреплять.
Фотоотчет «Волшебное осеннее дерево» с использованием нетрадиционной техники рисования кляксографии-выдувания трубочкой Нетрадиционная техника рисования «Кляксография»(выдуваем трубочкой) «Волшебное осеннее дерево» Фадеева Юлия Викторовна Кляксография- это.
Фотоотчёт праздника 8 марта в подготовительной группе «Волшебное дерево с сюрпризными конфетками» Под песню «Мамин день 8 марта» дети исполняют танец с цветами и садятся на стульчики Ведущий: Как необычно, легко и просторно в зале.
Конспект урока по рисованию «Волшебное дерево». Выполнение композиции с использованием различных графических фактур [преподаватель: Фалеева Анастасия Сергеевна Тема урока: «Палитра графических фактур» Тип урока: изучение нового материала Вид деятельности:.
Мастер-класс «Волшебное дерево» МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО» Арсентьева Мария Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 64 комбинированного вида» Осенняя поделка.
Конспект занятия «Подарок маме ко Дню матери «Волшебное дерево» Подарок для мамы на День матери. «Волшебное дерево» Конспект занятия в младшей группе. Цели: 1. развивать мелкую моторику рук; умение.
Сценарий праздника 8 марта «Кафе «Волшебное дерево» Сценарий праздника 8 марта Кафе «Волшебное дерево» ВЫХОДИТ ВЕДУЩАЯ. 1 Ведущий: Дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас в замечательном.
Конспект занятия «Сказка про музыкальное дерево» СКАЗКА- ПРО МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕРЕВО Цель: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку различного характера, привлекать внимание к её содержанию. Знакомство.
Сказка «Волшебное варенье» ВОЛШЕБНОЕ ВАРЕНЬЕ. В некотором царстве, в волшебном государстве жил-был маленький гномик звали его Крош. Жил он один на окраине Глухого.
Конспект занятия с использованием дидактического пособия «Вот так дерево — чудо-дерево!» для воспитанников средней группы Презентация дидактического пособия «Вот так дерево – Чудо-дерево!». С участием воспитанников средней группы «Непоседы». Тема: Ожившая сказка:.
Сказка о деревьях
(Сказка для маленьких и взрослых)
Моей внучке, уже третьекласснице, сказки нужны более серьёзные. Да и взрослым иногда нужны сказки. Так вот…
… Как-то ходили мы за фруктами в заброшенные сады. Невдалеке возле ручья росли большие деревья. Красивые, с могучей кроной!
Крона – кроет дерево в зелёный наряд, создаёт его образ, позволяет ему питаться светом, дышать и быть частью общей жизни.
Конечно, деревья – не люди, и жизнь у них другая. Неспешная. И, вроде как, на одном месте!
Но на одном ли? Да, дерево не ходит, но оно растёт! И чем больше вырастает, тем дальше видит. А потом… разве ты, проезжая на машине, можешь всё внимательно рассмотреть и обдумать?
Когда дерево было маленьким прутиком, оно видело только то, что совсем рядом. И даже высокая трава могла скрыть от прутика часть неба. А там … летали птицы! Они были совсем другие: стремительные! И деревцу хотелось дотронуться до них, но они пролетали мимо, недосягаемые, как мечта!
Теперь – всё по-другому! Глубокие корни вынесли влагу из-под земли к листьям, и всё дерево стало – как протянутая Ладонь от Земли к Небу! И стало исполнять роль летописца того места, на котором родилось и живёт!
А быстрые птицы любят теперь отдыхать на ветках ХОЗЯИНА этого МЕСТА НА ЗЕМЛЕ! Крылатая стремительность и накрепко связанная с землёй основательность прикасаются друг к другу. И, непонятно как, – делятся своей непохожестью! Вот и нам с тобой, внуча, так хорошо иногда быть вместе. Мне нравится, как ты быстро бегаешь, ласково щебечешь, о чём-то рассказываешь, задаёшь вопросы… А ведь бывает, что мальчики и девочки растут без дедушек и бабушек! Будто птички без деревьев. А деревья – без птичек?
Но это – жизнь людей. А мы сейчас не о них говорим.
Давай, например, подумаем, УМЕЮТ ЛИ ДЕРЕВЬЯ РАЗГОВАРИВАТЬ?
Будучи маленьким, деревце могло только потихоньку шептаться с травой, шуршать, как она. Видело, как разговаривают друг с другом муравьи, пчёлки, редкие зверушки…
Но как не пообщаться со всеми остальными соседями жизни?! Да и с другими деревьями, что стоят и рядом и поодаль! Особенно когда дерево укоренилось и стало высоким и могучим! Когда каждый день прилетают птицы, у которых сколько новостей!! Как же научиться разговаривать со всеми ОБЩИМ ЯЗЫКОМ?!
… Когда все новости рассказаны, ветер засыпает в ветвях деревьев, и от его дыхания дерево продолжает потихоньку шептаться с гостьями-птицами, с насекомыми, ползающими по стволу, со всеми, кто живёт на этом месте.
Об этом я и услышал, когда проходил вдоль ручья в предвечернюю пору. Могучие деревья тихо и умиротворённо провожали Солнце, которое напитало за день их листья зелёной силой. Скоро в ночном небе появятся звёзды и можно будет в молитвенном молчании восславить Того, Кто создал весь наш Мир!! Мир, связывающий ВСЁ ВОЕДИНО!
Вот так, наверно, деревья молчат, шепчут, разговаривают и думают. А во время бури даже кричат и стонут.
В старших классах школы ты узнаешь, что кроме язычков-листьев, у дерева даже после его смерти остаётся «память», записанная в его годовых кольцах. Они видны на поперечном разрезе ствола. По кольцевой памяти можно узнать о многих событиях, которые произошли в природе, за время жизни дерева-летописца. Рядом с ним. А, возможно, и далеко от него, рассказанное ветром и птицами.
Но об этом у дерева можно узнать только после его смерти.
А пока оно растёт, всегда старайся, проходя мимо дерева, полюбоваться им, послушать общие новости жизни. Возможно, даже поговорить с деревом. Как поговорить – это ты придумаешь сама! И расскажешь об этом своим друзьям.
* * *
А как живут деревья, когда их так много, что все вместе они называются ЛЕСОМ и даже ТАЙГОЙ? А человек среди них почти незаметен.
Это – таинственная жизнь сообщества деревьев! Особенно ночью во время их общения со звёздами. Мы только знаем, что лес и тайга дают пристанище всем, кто живёт с ними рядом. А некоторые просто не могут жить без леса.
* * *
Однажды, когда гремел гром, сверкали молнии, и было страшно всему живому на земле, я спросил у леса: зачем нужны грозы?
— Когда кругом тихо, хорошо и красиво – все забывают о Том, Кто создал эту красоту и всех нас! Даже человек, умеющий думать, может забыть о самом главном!! Вот и приходится напоминать. Всему живому о самом главном!
А нам, людям, тем более нельзя забывать о Нём. Всегда, внуча, помни: нельзя ничего утаить. Мы – часть живого и вокруг нас всё – живое! Мы смотрим на всё, и ВСЁ смотрит на нас!
P.S. Когда внучка прочитала «Сказку о деревьях», она позвонила мне и поделилась своими впечатлениями. Слегка сбивчиво, по-детски, но в них присутствовали такие впечатления, о которых я не подозревал. Сохраняя их смысл, переведу её слова на язык взрослых.
– Деда, а вот разница в росте маленького деревца и взрослого – куда больше, чем у людей. Значит, маленькому деревцу стать взрослым хочется ещё больше, чем мне?!
И как же далеко высокое дерево видит всё вокруг? Куда дальше, чем мы!
– И ещё, деда… Когда птичка садится на ветку, дерево может очень близко, каждым листиком рассмотреть птичку со всех сторон? И увидеть, какая она красивая … А мы можем только издали…
Сначала она проникла в чувства дерева в разном его возрасте, а потом ей захотелось соучаствовать в любящем взаимодействии между птичками и деревом.
Сказки связанные с деревом
Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать.
— Знаете, как меня называют? Деревом ветра и солнца. В тени я плохо расту, болею часто и погибаю. С ветром же я крепко-накрепко связана. Посмотрите, у меня совсем нет крепких и мощных веток, как у дуба, ясеня или липы. Да они мне и не нужны. Ведь больше всего на свете я люблю на ветру качаться, а крепкие ветки ветру раскачивать тяжело. Правда к старости у нас, берез, веточки нередко книзу свисают, но мы к этому привыкли. Вволю наиграемся с ветерком в молодые годы, нестрашно потом и умирать.
Липа посочувствовала березке:
— Да, у других деревьев ветви только силу набирают, ввысь тянутся, а у тебя, подружка, к этому времени все веточки уже ломкие да старые. Видно, достается им от ветра-шалуна.
Березка обстоятельно объяснила:
— Не ветер в том, липушка, виноват, — так уж я устроена. Ветер же, наоборот, первый мой помощник. Меня весна-красна в мае сначала сережками украшает, а затем уж листочками. Если бы не ветерок, я и деток-семян бы не заимела. Прилетает он ко мне и давай качать да встряхивать сережки мои, пыльцу в воздух поднимать. Попадает пыльца на те из моих сережек, в которых семена должны вызреть, и зарождаются в них будущие березки. Получается, что ветерок этим семенам отцом приходится. Каждую весну это повторяется: не успею зацвести, а ветер тут как тут. Скучает он без меня: слишком уж я красива — вся с ног до головы в золотистых сережках, будто в дождевых струйках.
Сережки мои, в которых семечки зреют, поначалу неприметные. Они на моих ветках вертикально стоят, будто свечки. А летом, как созреют, они толстыми становятся, переворачиваются и книзу свисают. Ветер и их вниманием не обходит. Каждое семечко имеет два прозрачных крылышка и на крошечную бабочку похоже. Его даже называют крылинкой. Ветер всех крылатых любит, вот и старается он, усыпает все вокруг моими бабочками-семенами.
Липа уважительно на березку посмотрела и говорит:
— Правда, березка, ты ветрова дочка. Я каждую осень удивлялась, как это твоим крылаткам удается все вокруг усеивать. Теперь я понимаю, кто им помогает.
Обрадовалась березка липкиным словам:
— Да, да, липка, ветерок мне во всем помогает. Мне даже кажется, что жуки да гусеницы на мне потому не селятся, что слишком неуютно им на постоянном ветру. Вот я и не болею почти ничем. Наоборот, сама лечить могу. Люди это знают, идут ко мне за лекарствами: кто чай из моих листочков заваривает, кто веник для баньки из веток собирает, кто сок березовый по весне пьет. В голодные годы из моей коры даже хлеб пекли. А еще из моей коры деготь получают.
Тут дуб в разговор вмешался:
— Да, березка, кора у тебя — удивительная. На вид хрупкая такая, а на самом деле по прочности с моей, дубовой, сравнится. Я тебя за кору твою особенно уважаю.
Березка тут же добавила:
— Знаете, через мою кору вода не проходит, и дубильных веществ в ней много — вот она и не гниет совсем. Как только кору мою не используют: и сумки, и пояса, и сосуды для питья, и даже обувь из нее делают; и крыши домов ею покрывают, чтобы не протекали; и бревна, прежде чем в землю воткнуть, моей корой обматывают, чтобы не гнили долго. В древности люди даже писали на моей коре.
Тут черемуха не удержалась:
— Березка, хоть ты и дружишь с ветром, и семена твои крылатые, и кора твоя прочная на удивление, нет у тебя цветочков и ягод, как у меня, например. Чтобы насладиться ароматом моих цветов, по весне люди специально в лес идут.
Разговаривают деревья, ветками из стороны в сторону качают. Узнали они березку получше и протянули к ней свои ветки, в знак уважения.
Когда будете по лесу идти, присмотритесь к деревьям. К кому все другие ветками тянутся, тот что-то интересное рассказывает. Как вы думаете, что?
Спрашивают как-то деревья осинку:
— Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть.
Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое — серовато- серебристое.
Деревья снова недовольны:
— Сейчас не осень, что ты, осинка, наряды меняешь?
Задрожала осинка, а ветерок ей прошелестел:
— Не обижайся на них, подружка, если бы они присмотрелись к тебе, то увидели бы, что листочки твои — необычные: с нижней стороны серебристо- сероватые, а с верхней — темно-зеленые.
Ветерок с осинкиными круглыми листочками давно дружил. Он им обо всем на свете рассказывал, а они вслед за ним в разные стороны поворачивались и шептали ласково:
— Говори, говори.
Ветерку осинкино внимание приятно.
Спрашивает осинка у ветерка:
— Почему, ветерок, листочки других деревьев вслед за тобою не поворачиваются в разные стороны?
Отвечает ветерок:
— Скучно им, осинка, рассказы мои слушать. К тому же твои листочки держатся на черешках, в верхней части сплюснутых, поэтому они и поворачиваются с такой легкостью в разные стороны. У других деревьев черешки — цилиндрические и неповоротливые.
Говорит тогда осинка деревьям:
— Я с ветерком дружу. Увижу его и затрепещу от радости. Вот и кажусь со стороны дрожащим деревцем.
Ничего деревья не ответили, но с тех пор к осинке приглядываться начали.
Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, — глаз не оторвать.
— Ну, спасибо тебе, осень, за подарок такой драгоценный, — поклонился художник.
Расставил он свой мольберт рядом с кленком и замер, стараясь побольше его красоты в себя вобрать, чтобы суметь потом эту красоту людям показать.
Клен ласково заглянул художнику в глаза своими пурпурно-золотыми широкими листьями и спросил:
— Разве есть у людей краски с такими тончайшими оттенками, как у Матушки- природы? Посмотри на мои листочки, художник, каждый, словно сокровище разноцветное, и ни одного не встретишь одинакового.
Улыбнулся художник в ответ:
— Конечно, кленок, не может человек сравниться с Матушкой-природой красками, но в сердце моем каждый твой листочек светится радостью. Если смогу я передать людям хотя бы частичку твоей красоты, может быть, и в их сердцах станет светлее от радости. А ты расскажи мне о жизни своей, чтобы картина моя живой получилась.
Художник сделал на полотне первый мазок, и клен начал свой рассказ:
— Ты видишь мою красу, художник, а большой раскидистый клен, на котором я родился, был прекраснее меня в сто раз. Его люди срубили. Весь лес вздрогнул от горя, когда красавец клен упал, и на моей серой коре от тоски по родителю появились с тех пор продольные трещинки. Только прошлой зимой я, наконец, утешился. Вот как это случилось. Лыжники решили отдохнуть на нашей поляне и сняли возле меня свои лыжи.
Я на людей тогда в обиде был, не хотел с ними разговаривать, отвернулся даже в сторону и вдруг слышу:
— Кленок, посмотри на меня, ведь мы с тобой хорошо знакомы.
Другой голос добавил:
— Где-то сейчас мои детки, наверное, такими же красавцами стали?! Оказалось, что все лыжи были сделаны из кленов, а одна пара как раз из моего родного, что на нашей поляне рос. С тех пор, если бегут мимо лыжники, я знаю, что самые быстрые и легкие лыжи на них из клена, и машу им приветливо вслед. Даже трещинки продольные на моей серой коре теперь струятся не так печально.
Пчелка принялась пить мой нектар, и при этом пылинки мои попали в завязь. Это было приятно, хотя и немного щекотно. Вокруг меня было шумно. Кого только не было на моих братьях-цветах: мухи, бабочки, пчелы, — все спешили после зимы силы свои восстановить. Ах, как всем нам было радостно и сладко. Каждую весну я снова и снова переживаю это чудесное состояние. Жаль, художник, что ты не можешь его почувствовать.
— Почувствовать не могу, зато могу представить, как радостно цвести, когда вокруг еще все голо и деревья без листьев. А сладость светлого кленового меда я прекрасно знаю. Я его много раз пробовал и всегда мне казалось, что он весной пахнет, — сказал художник и добавил в свою картину сладкой радости весеннего цветения клена.
О братце своем я до сих пор ничего не знаю. Нам, семенам кленовым, нелегко приходится. Хотя сыплемся мы с клена всю осень и всю зиму, в деревца прорастают только счастливчики.
Проснулся я весной от талой весенней водицы. Было еще довольно холодно, но мне так не терпелось снова мир увидеть, что я выпустил корешок и стал тянуться вверх. Замечательное это чувство, когда ты снова на свет божий появляешься, уже не цветочком, не семечком, а маленьким кленовым росточком. Гордость переполняла меня.
«Я — дерево, настоящее дерево!» — пел каждый острый уголочек моих листьев-лап. Они у меня были совсем как у взрослого клена, хотя и родились на тоненьком прутике.
— Славно ты, кленок, рассказываешь, — улыбнулся художник, и, вздохнув, добавил:
— К сожалению, люди часто забывают вырастить в себе дерево.
— Да, растить свое дерево — это самое важное дело на свете, — согласился клен и продолжил свой рассказ:
— Я быстро рос. Следующей весной меня уже не узнать было. И друзей у меня прибавилось. Посмотри, художник, сколько вокруг меня деревьев: и березы, и осины, и дубы, и даже сосны. Бывает, деревья ссорятся из-за пустяков всяких, я тогда их мирю, каждому что-то доброе скажу. Мы, клены, не любим в одиночестве, без друзей, расти. Листочки мои питательные, и в них витамина С много. Деревьям землица с моими перегнившими листьями по вкусу. От нее они крепкими и высокими становятся. Может быть, потому на земле и нет чистых кленовых лесов, что деревья возле меня селиться любят. И звери часто моими листьями лакомятся. Я на них не обижаюсь, пусть питаются.
Я дерево сильное, всех могу накормить и напоить.
— Ты, клен, настоящее дерево дружбы! — воскликнул художник.
— Да, люблю друзей, — подтвердил клен. — У меня и среди людей друзей много. Особенно с одним человеком я крепко подружился. Он пришел ко мне однажды осенью и попросил два семечка, чтобы посадить их возле дома в честь своих сыновей-близнецов. У вас, людей, есть примета, что человек будет расти здоровым и счастливым, если в честь него дерево посадить при рождении. Видно, дерево ему свою силу и мудрость передает. Я решил: для моих семян большая честь с людьми побрататься, и дал их человеку. Человек выбрал тогда самые крупные и крепкие семена. Был он ученым-ботаником; в деревьях хорошо разбирался. Клены его особенно интересовали, он о них книжку писал. О чем мы только с ним не разговаривали. Скоро и я стал ученым по кленам. Не только о себе, клене остролистом, могу рассказать, но и о клене сахарном, и о серебристом, и о разных других. Могу целую лекцию прочитать о том, как клены растут по всему свету: и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Америке. Для любого леса и города мы — гордость и краса. Но тебе, художник, не интересно, наверное, лекции слушать.
— Нет, почему, — возразил художник, — все, что ты рассказываешь, еще раз доказывает, что ты — самое настоящее дерево дружбы. Это мне тоже надо нарисовать в моей картине, раз я хочу показать людям твою красоту. Так что продолжай, пожалуйста.
Но клен молчал. Молчал, потому что увидел чудо: на картине художника величественно возвышался красавец клен. Его широкая вершина была освещена лучами солнца, и в этих волшебных лучах блестели пурпурные и золотисто- зеленые кленовые листья, неповторимые и прекрасные. Все дерево было похоже на веселый, торжественный праздник.
Клен воскликнул:
— Неужели это я?
Художник скромно ответил:
— Нет, клен, это лишь частичка твоей красоты, перед которой я не в силах был устоять.
1. Беседа:
Перед началом занятий сходите с детьми на экскурсию к клену. Покажите детям слайд-фильм, рисунки или фотографии клена.
2. Вопросы для беседы:
Что вы испытываете, глядя на клен?
В какое время года клен вам кажется самым красивым?
Что напоминают вам его листья?
Какой у клена характер?
3. Прочитайте детям сказку о клене «Художник и клен».
4. Вопросы к сказке:
Каким был красавец-клен?
Что нового о жизни клена вы узнали из этой сказки?
Как помог художнику рассказ клена?
Видели ли вы деревья, посаженные в честь человека?
Как вы думаете, откуда появился этот обычай? Какой в нем смысл?
Если бы вы решили посадить дерево в честь какого-нибудь человека, какое дерево вы посадили бы и почему?
6. Рисунок:
Нарисуйте сердце клена из сказки.
7. Задание на дом:
Напишите и нарисуйте сказку об одном клене, который все деревья в лесу мирил.
Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.
Разговорились они.
— Радостно мне сегодня, — сказал лесник.— Неподалеку отсюда деревце я встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц — всех птиц и не перечислишь, — всю зиму деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого — не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое — ягодки, на второе — листочки с веточками. По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются.
— Дедушка, — спросила девочка, — это ты про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу.
— Я сегодня тоже чудо-дерево встретил, — обрадованно сказал художник. — У меня от его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить. Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит.
— Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,— заключил дедушка. — Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку попить.
Дома всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать:
— Садитесь за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными лесными дарами. Вареньем да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка угощает.
— А мне сегодня рябинка подарила свою красоту, — сказал художник, — и достал новую картину.
— А меня сегодня рябинка успокоила своей щедростью, — вставил дедушка. — Ее урожай поможет птицам и зверям зиму пережить.
— А меня сегодня рябинка развеселила, — сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок. Потом вдруг что-то вспомнила и встревоженно спросила:
— Бабушка, но как же мы вареньем рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их попробовала, у меня от горечи язык заболел.
— Внученька, вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было?
— Нет, бабушка, то варенье было очень вкусное, — ответила девочка, — но у рябинки, с которой я сегодня играла, ягодки горькие.
— Это потому, что рябина еще с морозцем не повстречалась, — объяснил дедушка. — Рябинка дерево не только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей даже пятидесятиградусный мороз не страшен.
— Я тоже хочу быть такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, — сказала девочка.
— Это ты славно придумала, — обрадовался дедушка. — Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало. Будет у тебя защитница надежная и подружка верная.
1. Работа по домашнему заданию:
Дети показывают свои рисунки. Педагог просит детей по рисункам друг друга догадаться, какие деревья изображены.
5. Письменная работа:
Напишите письмо рябинке с выражением любви и благодарности.
6. Задания на дом:
Напишите сочинение на тему: «Чему меня научила рябинка».