Мотивы дороги в сказочных сюжетах
В сказках, как и во взрослой литературе, ничего не бывает просто так. Поэтому те, кто пишет сказки, должен не просто «владеть пером», но и постоянно изучать законы, по которым живет сказочное повествование. Сегодня мы в «Маленьких историях» подробнее расскажем о таком важном сказочном мотиве, как мотив дороги, пути — и о том, как он находит отражение в произведениях для детей.
Итак, какие приемы обычно используются в сказочных сюжетах, когда тот строится вокруг идеи дороги?
Герой идет, куда глаза глядят
При такой подаче сюжета герой выходит из дома без конкретной цели, что называется, «на все четыре стороны», «людей посмотреть и себя показать». Впрочем, такое путешествие не так уж бесцельно: оно символизирует взросление, выход в большой мир из привычной «скорлупы». А, как мы знаем, народные сказки в принципе символичны.
Чаще всего такую сюжетную конструкцию можно встретить в сказках о царе-отце и его сыновьях, которые просят отцовского благословения и покидают дом, чтобы посмотреть мир.
В ходе путешествия герои находят нечто, что и не думали найти — богатство, невесту, нежданные испытания или даже сильного противника.
Герой добровольно идет на поиски чего-то или кого-то
Один из самых популярных сюжетных каркасов: во всем известной «Царевне-лягушке» сыновья ищут себе невест и доверяются случаю: пускают по стреле в случайном направлении, чтобы потом отправиться — каждый в свое путешествие.
Такая конструкция всегда подразумевает, что главный герой отправляется в дорогу по собственному решению, а найти хочет что-то определенное, желаемое. В отличие от следующего сюжета, изначально герой ничего не лишается, а его путешествие — это дорога к обретению чего-то нового.
Герой добровольно идет возвращать утерянное
Отличие от предыдущего типа «дорожного» сюжета здесь в том, что путешествие героя изначально — не беспечная прогулка, а тяжелый путь, полный испытаний.
В сказке о Финисте — ясном соколе, Марьюшка отправляется в дорогу, чтобы вернуть возлюбленного, изнашивая по пути трое железных башмаков и стирая три железных посоха.
Героя отправляют на поиски чего-то или кого-то
Недоброжелатели хотят избавиться от героя и отправляют его в дорогу против его воли. В таком сюжете перед героем часто ставится неосуществимая задача: например, принести огонь от Бабы-Яги, как в сказке «Василиса Прекрасная».
Нарушение родительского запрета и дорога как наказание
Этот тип сказочного сюжета повествует о детях, которым взрослые строго запретили покидать дом, но те пренебрегают наказом. Непослушание неизбежно ведет к беде. В сказке «Гуси-лебеди» сестрица отправляется в опасный путь, чтобы вернуть брата — и, благодаря помощи волшебных союзников, они успевают вернуться домой к приезду родителей.
Заключение
Мотив дороги и путешествия — универсальный и вечный, это мотив взросления, становления личности, подвергаемой трудными испытаниями вдали от безопасного дома. Именно поэтому мотив так часто присутствует не только в детской, но и в юношеской и взрослой литературе.
Немного приоткроем занавес — маленькая история про Комарика, которую мы готовим к выходу, тоже будет немножко о дороге. А если еще не знакомы с прошлыми интерактивными книжками-малышками — добро пожаловать:
Сказка про дорогу
Пришла осень, и Еженька с Медведем начали собираться в дорогу. Они умыли свой дом со стеклянной крышей и причесали мохнатую зеленую траву, которая была у них вместо пола. Все свои лечебные травы Еженька отнесла Барсучихе Александровне и научила ее, как ими пользоваться.
Потом пришли Мышь с Хомяком и подарили им в дорогу большой пестрый зонтик Еженька с медведем в последний раз переночевали в своих вмятинках на травяном полу, а на рассвете вышли из дома и потопали по мокрой тропинке в сторону реки. Шел мелкий осенний дождь, и листья на деревьях висели, как мокрые тряпочки. Медведь раскрыл большой пестрый зонт, а Еженька крепче прижалась к медвежьему боку, чтобы не было мокро и грустно.
Вскоре они вышли из леса и спустились по тропинке к реке. Ивы над водой стояли сонные и мокрые, а камыш дрожал на холодном ветру. По мутной воде плыли желтые листья и черные ветки. Медведь осторожно опустил в воду зонт, и тот поплыл вдоль берега, как большой пестрый лист, оторвавшийся от зонтичного дерева.
Медведь взял Еженьку под мышку, шагнул на зонтик и, крепко держась за ручку-мачту, оттолкнулся как можно сильнее от берега. Течение сразу подхватило их и понесло вперед все быстрее и быстрее.
— Куда вы плывете? — спрашивал их мокрый камыш, а Медведь отвечал:
— Мы сами этого не знаем.
— Там дальше ничего нет, — шептали им сонные ивы.
— Скоро там будем мы, — грустно говорила им Еженька.
Так они плыли и плыли, медленно покачиваясь, и сами не заметили, как уснули. Течение несло их вперед, мимо Дремучего Леса, мимо деревянного моста, мимо гудящей сосны.
Прошло много часов, и когда Медведь проснулся, он увидел, что река стала очень широкой. Берега едва-едва виднелись в вечерней дымке.
Еженька сладко спала на медвежьей лапе, и Медведь не стал ее будить. Свободной лапой он пытался подгрести поближе к берегу но скоро понял, что это бесполезно. Течение было сильнее его. Скоро берега совсем скрылись из вида, и тут Медведь понял, что их унесло в открытое море.
Солнце медленно опустилось за горизонт.
Скоро стало совсем темно, и только плеск волн нарушал ночную тишину. Еженька зашевелилась во сне и сказала:
— Медведик, мне холодно, из-под двери дует.
Медведь обнял ее всеми четырьмя лапами и прижал к своему теплому брюху.
— А что это плещется? — сонно спросила Еженька.
— Спи, — сказал Медведь, — это дождик стекает по стеклянной крыше.
Еженька крепче прижалась к медвежьему брюху и уснула, а Медведь всю ночь смотрел в темноту и только под утро задремал.
А когда он открыл глаза, то увидел желтое солнце и синее море, а впереди, в утренней дымке, большой зеленый остров. Там на берегу стоял кто-то очень маленький и махал им лапками.
Кривая дорога — Дональд Биссет
В этой короткой сказке дорога рассказывает автомобильчику, как ее строили, и почему она получилась такая кривая…
Кривая дорога читать
Маленький синий автомобильчик катил по дороге. Дорога была совсем кривая. Она вилась и петляла, изгибалась и поворачивала то вправо, то влево.
— Почему ты не идёшь прямо? — спросил её автомобильчик.
— Не могу,— ответила дорога.— Хочешь, я расскажу тебе историю, как меня строили?
— Расскажи! Я очень люблю увлекательные истории.
— Так вот,— начала дорога.— Пришли однажды рабочие с кирками и лопатами и стали прокладывать дорогу, то есть меня… Поначалу я была прямая-прямая. Но потом на пути нам попалась корова. Корова спала на траве. Я ей сказала: «Проснись!» И рабочие крикнули ей: «Уходи! Здесь должна пройти новая дорога». Но корова только приоткрыла один глаз и сказала «Му-уу!». Пришлось прокладывать дорогу, обогнув её. Так получился мой первый поворот. Потом на нашем пути встало дерево. День был жаркий, а под деревом лежала прохладная тень.
«Вот где путнику хорошо отдохнуть!» — подумала я. И рабочие не стали спиливать дерево, а обвели дорогу вокруг него. Так я сделала второй поворот.
Потом одному рабочему захотелось мороженого. И ещё одному рабочему захотелось мороженого. Всем захотелось мороженого. И они провели дорогу к магазину, * где продавали мороженое. Так на дороге получилась петля.
После мороженого все захотели спать. Прилегли отдохнуть, а когда проснулись, взялись снова за кирки и лопаты. Но спросонья повернули дорогу не в ту сторону. Так я сделала ещё одну петлю. Пришлось рабочим вести дорогу назад, и тут они наткнулись на наседку с выводком цыплят.
«Подвиньтесь, пожалуйста,— попросили наседку с цыплятами.— Мы должны провести здесь дорогу».
«Я бы с удовольствием,— сказала наседка.— Вот только вылупится последний цыплёнок, и мы сию же минуту уйдём».
«О нет, ждать нам нельзя»,— сказали рабочие и обвели дорогу вокруг наседки с цыплятами.
Так я сделала шестой поворот.
А к тому времени и рабочий день кончился. Рабочие сложили свои кирки и лопаты и пошли домой. Напоследок они на меня оглянулись и сказали:
«Смотрите, как вьётся наша дорога!»
Вот поэтому-то я и получилась кривая,— закончила свой рассказ дорога.
— А мне кривая дорога даже больше нравится,— сказал синий автомобильчик.— Так веселей. Никогда не знаешь, что за поворотом. Би-бии-и-и!
Сборник сказок по правилам дорожного движения
Ганьжа Надежда Сергеевна
Сборник сказок по правилам дорожного движения
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического
В каждой сказке есть мораль. Есть она и в этих сказках: каждый должен назубок знать правиладорожногодвижения. Не думайте, ребята, что эти правила нужны только водителям. Вам тоже никак не обойтись без них. Правила помогут вам сохранить свое здоровье, а иногда и саму жизнь. И это не просто слова. К сожалению, очень много случаев, когда незнание правил приводило к трагедиям.
«Сказка про дорожные знаки»
В большой желтой коробке жили-были дорожные знаки, и были они все разные – одни треугольные, другие – круглые, третьи – квадратные. Жили не тужили, разговоры меж собой разные вели, песенки пели, стишки сочиняли,а тут однажды заспорили знаки: Кто же из них самые важные, самые главные».
Ну и ну – рассмеялись «Информационные знаки», так мы вам и поверим, что вы важнее всех. А знаете ли вы, что только информационные знаки сообщают, где крутой поворот, а где стоянка, а где туннель, ну-ка попробуйте проехать без нас, сразу же с вами случиться несчастье, поэтому не надо хвастать, а надо помнить, что информационные знаки, всех главнее!
Тут не выдержали знаки, которые назывались – предписывающие.
— На свете без нас вообще не обойтись, потому что мы на дороге каждому водителю расскажем, что его ждет на дороге и главное мы предупредим его об опасности – шофер смотрит только на нас, ведь он знает – главнее нас нет на свете.
— Фу, какие хвастунишки, опять закричали запрещающие знаки, да вас вообще никто не знает, какие-то предписывающие! Чепуха, да и только…
— Подождите, подождите, друзья! Давайте помолчим. Вот мы зовемся «Знаки особых предписаний», значит мы главнее всех. Да мы ничего не запрещаем, никого не предупреждаем, но без нас никак нельзя, иначе кто же вам скажет, что здесь автозаправка, а здесь место для отдыха, а здесь пункт медицинской помощи. Вот видите, мы особые знаки, на особом месте, значит на самом важном!
И тут такое началось – все знаки всполошились, закричали друг на друга, перебивают, друг другу рот закрывают – «Мы главные!» Нет, мы! Мы всех нужнее – так кричали знаки и неизвестно, чем бы закончился этот крик – кто бы кого переспорил… Но вдруг крышка у коробки открылась, солнечные лучики озарили наши знаки и чьи-то руки взяли знаки и стали развешивать на улице. А улица была большая, широкая – всем, всем знакам нашлось место. Вот у школы появился знак «Дети», у колонки – «Питьевая вода», на переходе повесили знак «Зебра», а у детского сада – «Въезд запрещен». Едут машины, смотрят на знаки, идут пешеходы – смотрят на знаки, ну, а шофер вообще со знаков глаз не сводит и такой сразу порядок на улице стал. Никто ни на кого не наезжает, никто никого не обгоняет, все друг другу дорогу уступают! А все, потому что чьи-то руки знаки развешали.
1) Ребята, а вы какие знаки на своей улице видели?
2) А что они обозначают?
3) А знаете ли вы какие знаки на дороге самые-самые главные?
«Я светофор с разными глазами.
Я рад дружить со всеми вами.
Все смотрите на меня,
Слушайтесь меня друзья».
Однажды Ослик отправился гулять. Была тёплая, солнечная погода. И все играли в песок, мяч, катались на велосипедах и, конечно, никто не выходил на дорогу.
— «Ну, противный грузовик»,- подумал Ослик, нос дороги не ушёл. В это время впереди показался автобус, он добродушно светил своими фарами и медленно двигался вперёд.
А сзади ему уже сигналил новенький красный мотоцикл. Ослик испугался и выбежал на дорогу, а там куда-то мчалось такси и прямо на ослика. Ослик ещё сильнее испугался, присел и закрыл уши. Такси пронеслось мимо.
А вечером когда ослик ложился спать, ему всё ещё чудились проезжающие мимо него машины, которые гудели, сигналили, пикали, и ослику опять становилось страшно.
1) А ты дружок гуляешь по дороге?
2) Знаешь ли ты, для чего нужна дорога?
3) Часто ли тебе сигналят машины, чтобы ты был внимательным?
«Грузовик, который не хотел знать дорожных знаков»
На свете жил маленький, красный грузовичок, который был очень трудолюбивым.Он с утра до вечера ездил по городу и возил разные грузы: то кирпич отвезет на дачу, то дрова из леса, то нагрузит целый кузов игрушек для детей в детский сад. И все было бы хорошо, если б не одна неприятность. Грузовик совсем не знал дорожных знаков, а главное совсем не хотел их изучать.Он рассуждал так: «Зачем мне знаки, их совсем не обязательно знать, куда надо я и без них доеду». И вот однажды с ним приключилась история, которую вы сейчас ребята и узнаете.
Грузовичок в ответ пропищал:
— «Зачем мне на тебя смотреть, мне и так хорошо».
Вдруг дорога резко обрывается и грузовичок отбрасывает в сторону, да так сильно, что половина ящиков с фруктами выпало из кузова.
Грузовичок даже не посмотрел на него, не притормозил, а поехал дальше.
— «Вот тебе и твоим утятам, только не ругайся!»
Грузовичок посмотрел на него, но ничего не понял и поехал дальше. На дорогу выходит медведь, останавливает грузовик и давай его ругать, что он едет там, где ездить нельзя.
— «Не ругай меня медведь, я знак не заметил, в зоопарк спешу, вот тебе ящик с бананами, а я дальше поеду».
— «А что бы вы меня простили, я вам ящик с бананами дам».
Время уже к закату идет, а грузовичок все к зоопарку доехать не может. И все из-за того,что знаков не знает: то его занесло, то его останавливают, то ругают. И со всеми он бананами расплачивается. Наконец он увидел вывеску «Зоопарк».
Обрадовался грузовичок, жмет на сигнал. Вышел сторож.
Заглянул в кузов сторож, а там всего – на всего, один ящик с бананами стоит.
Стыдно стало грузовичку,он ведь сам все раздал: и утке с утятами, и медведю, и на повороте потерял.
Слезы покатились из больших глаз грузовичка, не знает, что и сказать. А сторожу и говорить ничего не надо, он и так все понял. Подарил сторож грузовичку книгу «Дорожные знаки» называется. Обрадовался такому подарку грузовичок и довольный поехал дальше. Вернулся домой и стал он знаки изучать. Все выучил.
Теперь грузовичок ездит внимательно, правила не нарушает: знает, где остановиться, где ехать медленно, а куда вообще заезжать нельзя.
А если ты дружок еще не подружился со знаками дорожного движения, то обязательно найди наш знакомый грузовичок – он тебе поможет. И ты тогда никогда не попадешь в трудную ситуацию на дорогах.
Успехов тебе малыш!
Помни: знаки нужны не только машинам, но и тебе, мой маленький пешеход!
На свете очень много разных машин. Да-да,все машины разные: одни легче, другие тяжелее, одни везут пассажиров, другие – разные грузы, одни машины часто видишь на улице, а другие реже, но все они ездят по дорогам, все они соблюдают правило дорожного движения и все они обязательно должны знать дорожные знаки – это знают все.
А вот маленьких трехколесных велосипедик этого не знал, поэтому он и считал, что он обязательно должен ездить по дороге среди больших и великих «им можно, а мне что, нельзя! Ведь у меня тоже есть руль и колеса, ну и пусть их всего три, но они тоже крутятся, и тоже одеты в черные шины.» Думал, думал наш велосипедик и однажды решил, и выехал на широкую, большую дорогу.
Велосипедик, внимание! Ну сейчас я задам этим машина, я тоже могу разгоняться, поворачивать, ездить и останавливаться. И тут наш дружок – велосипед стал разгоняться все сильнее и сильнее.
«Сейчас, сейчас, вот возьму и догоню этот синий мотороллер, а потом перегоню даже автобус, а может и грузовик», но все было бы хорошо, если велосипедик знал, что в перегонки на дороге очень опасно, и что велосипеду по проезжей части ездить нельзя, для этого есть велосипедная дорожка. Тем более, что велосипедик отправляясь на прогулку, совсем забыл взять собой насос и необходимую аптечку. И так, стоит наш велосипедик на дороге и не знает, как ему ехать. А мимо него с ревом несутся все новые и иные машины, и все они большие, быстрые. Велосипедику стало страшно, а вдруг его сейчас раздавят или столкнут с дороги и у него отлетит руль или колесо. «Зачем я поехал гулять по такой опасной дороге, ехал бы я сейчас по тропинке и ничего не боялся.»
Велосипедик стал осторожно пробираться к месту, которое было обведено на дороге белой краской. Он ехал очень осторожно, вес время оглядывался по сторонам, чтобы машины не задели его или не столкнули с дороги. Наконец велосипедик добрался до безопасного места и с облегчением вздохнул. Он стоял посредине «островка» и знал, здесь его никто не обидит.
А через какое-то время подъехал маленький грузовичок, приподнял велосипедик и поставил себе в кузов. «Ну что, дружок, давай будем выбираться из потока машин». Велосипедик не сопротивлялся, а даже обрадовался, что его забрали с этой большой, быстрой дороги, где он был такой беззащитный, маленьких и слабенький. Теперь велосипедик ни когда не катается даже возле дороги. Он знает, что это очень опасно.
1. А ты дружок, катаешься со своим другом велосипедом по дороге?
2. А знаешь ли ты, что такое «островок» безопасности?
3. Для чего он нужен?
Лэпбук по правилам дорожного движения «Лэпбук по Правилам Дорожного Движения». Знакомство: Лэпбук – эта такая игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых.
Конспект НОД по правилам дорожного движения «Знакомим Кроша с правилами дорожного движения» Возрастная группа: средняя. Цель: формировать и расширять представления детей о правилах безопасности дорожного движения. Задачи: Научить.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в средней группе «Правила движения достойны уважения» Конспект занятия по правилам дорожного движения в средней группе Тема :«Правила движения достойны уважения». Программные задачи: •.
Мероприятия по Правилам Дорожного Движения. Цели:Закрепление знаний у детей правил дорожного движения. Задачи:Расширять знания о правилах поведения на улице, в транспорте. Закреплять.
Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. В федеральном государственном.
Проект по правилам дорожного движения Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста. Основное.
Викторина по правилам дорожного движения Цели: 1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения. 2. Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного.
Занятие по правилам дорожного движения Открытое занятие проводилось с воспитанниками на базе Детского дома № 35 города Комсомольска-на-Амуре. Цель: Закрепить представления воспитанников.
Две дороги
Добавить в избранное — Читали 1494 — Читать 4 минуты — Обновленна 28 апреля 2021
Жил-был на свете мальчик Дима. Как-то раз путешествовал он в дальних краях и заблудился. Долго ли, коротко ли блуждал Дима и наконец вышел на дорогу.
Но куда пойти — налево или направо?
Левая дорога вела всё время вниз. Не знал Дима, что она называлась Дорогой Лжи и приводила людей к позору и забвению. А другая — правая — вела наверх, к славе, и называлась Дорогой Чести.
«По какому же пути мне идти? — долго раздумывал Дима, а потом решил: — Зачем мне лишние трудности, выберу-ка я ту дорогу, что полегче».
И стал он спускаться под горку. Очень лёгкой и ровной оказалась дорога. Одно только было плохо: чем ниже вёл спуск, тем темнее и страшнее становилось вокруг. По сторонам от дороги стали появляться зловещие тени, и откуда-то дуло неприятным холодом.
Настроение мальчика стало совсем безрадостным и угрюмым, но возвращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же приведёт эта дорога.
Он часто спотыкался и падал, от этого всё больше сердился и становился злым. Скоро совсем стемнело, и Дима стал плохо видеть дорогу. Теперь он шёл медленно и перед тем, как сделать шаг, осторожно трогал ногой землю впереди себя. И вдруг его нога почувствовала пустоту. Впереди не было ничего твердого, на что можно было бы опереться ногой.
Дима присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его вперед, но удара о землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше, но опять тишина. Казалось, что камень летел в какую-то бесконечную чёрную бездну. Только теперь с ужасом понял Дима, что стоит на самом краю бездонной пропасти.
А называлась она Бездной Забвения. Все, кто падал в неё, навсегда исчезали.
Расстроился Дима, повернулся и торопливо пошел обратно. Трудно было идти наверх, но Дима теперь знал: другого пути у него нет. Потихоньку начинало светлеть, и дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.
«Сколько же неосторожных людей выбрало лёгкий путь и погибло в этой бездне, — возвращаясь, думал мальчик. — Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни».
Долго ли, коротко ли шёл Дима и вернулся к тому месту, откуда начинал путешествие вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не останавливаясь, продолжил свой путь по дороге, ведущей вверх.
Чем выше поднимался Дима, тем ярче становился свет. На солнце искрились струи водопадов, радостно щебетали птицы, а такого богатого разнообразия цветов Дима раньше нигде и никогда не видел. Казалось, всё вокруг стремилось к солнцу и радовалось его тёплым лучам.
Да, дорога вверх была труднее, и взбираться по ней было тяжело. Но окружающая неповторимая красота помогла Диме отвлечься от трудностей. И чем круче и труднее была дорога, тем прекраснее становилось вокруг.
Даже небо и облака стали менять свои обычные цвета на изумительные радужные оттенки. От окружающей красоты сердце Димы всё больше наполнялось радостью и счастьем.
И чем выше Дима взбирался, тем лучше, сильнее и добрее он становился.
На трудных и крутых подъёмах постоянно нужно было преодолевать страх и совершать подвиги. Трудна Дорога Чести. Но она ведёт к славе.
Как было бы хорошо, если бы этот трудный путь не кончался никогда! — громко и радостно воскликнул мальчик.
Никогда-никогда-никогда! — ответило ему эхо.
Неужели не кончится никогда? — громко переспросил Дима.
Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится никогда! — повторило эхо.