Сказки связанные с музыкой

Сказки

Сказки связанные с музыкой

Средства музыкальной выразительности – необходимая составляющая музыкальной культуры детей. Дети интуитивно чувствуют темп, ритм, динамику музыки, но дать определение этим понятиям, после того, как они познакомились с ними, зачастую затрудняются, поскольку они являются абстрактными понятиями. Сказка способна об абстрактных явлениях рассказать в интересной образной форме.

Музыка – это тот вид искусства, который развивается во времени, требует развитого воображения,фантазии для того, чтобы представить музыкальный образ, проникнуть в него и осмыслить его. Музыка – это невидимое явление, что ее роднит со сказкой. Музыкальные сказки написаны для того, чтобы дети естественным для них образом погружались в мир музыкальной терминологии. Каждый предлагаемый образ: Королева Музыка, Принцесса Мелодия, солдатики Темп и Ритм, – выбран не случайно, а в соответствии с их предназначением и функцией в музыке.

Например, темп и ритм выполняют функции организации музыки, это системообразующие средства музыкальной выразительности. Дети, связывая образ солдатика с четкостью и организованностью, способны легчи понять, что такое ритм и темп. При этом в самой сказке зачастую включены определения этих понятий: «У Темпа часто менялась скорость движения: то он передвигался быстро, то медленно, то ускорял движения или их замедлял. Солдатик же Ритм постоянно менял свои движения, чередуя их, но всегда в определенной последовательности».

Данные сказки рассчитаны на детей 1 класса, материал можно использовать как на уроках музыки, так и во внеклассной музыкальной работе. Знакомство со средствами музыкальной выразительности проходит не на одном уроке, поэтому желательно рассказывать на каждом занятии по одной музыкальной сказке, закрепляя полученные знания в «сказочной» форме слушанием музыки и распознаванием этих средств выразительности в музыке

Сказки о жизни в музыкальном королевстве

Королева Музыка

Правительницей одного большого, но невидимого королевства была Прекрасная Музыка. Ее никто никогда не видел, но ее все СЛЫШАЛИ. Она могла появляться неожиданно. Вспомните, когда появляется музыка неожиданно? Когда папа включает телевизор, или мама включает радио, когда мы идем по подземному переходу и видим играющих музыкантов, или когда проезжает мимо машина и из нее слышится музыка.

Но оказывается, музыка звучит даже тогда, когда мы ее не слышим. Если хотите, можете проверить. Включите радио, и польется музыка. Она звучала и до того, как мы его включили. Музыка старалась нам не мешать, поэтому ее было не слышно. Музыка, как воздух, – он есть, но его не видно.

Королева Музыка правила в своем королевстве справедливо, гармония и красота были самыми главными в ее королевстве. Как только придворные переставали подчиняться этим законам, Музыка сразу же их покидала. Ее окружали невидимые солдатики Темп и Ритм, Красавец Тембр, маленькие подвижные Мажорики и Минорики, пажи Диссонанс и Консонанс. Главной помощницей Музыки была принцесса Мелодия. Именно она поддерживала порядок, гармонию и красоту. Послушайте, как мирно и гармонично живут все подданные королевства (звучит музыка).

Принцесса Мелодия

У королевы Музыки была дочь – прекрасная принцесса Мелодия. Она была красивой и всегда со всеми душевно разговаривала, поэтому все ее любили. Как и все жители королевства, принцесса Мелодия была невидимой. Но ее все охотно слышали, и каждый с нетерпением ждал.

Она появлялась неожиданно. И начинала рассказывать удивительные истории о мире, о природе, о людях, обо всем, что нас окружает и о чем думает Человек.

А сейчас закройте глаза, и к нам тоже придет Принцесса Мелодия. О чем сегодня она будет нам рассказывать? Послушайте музыку внимательно и определите характер принцессы Мелодии (звучит музыка).

Солдатики Темп и Ритм

У королевы Музыки было огромное войско. Но ее охраняло лишь несколько солдатиков. Самыми организованными были Солдатики по имени Темп и Ритм. Даже неженка принцесса Мелодия становилась при виде Темпа и Ритма более организованной и подтянутой. Темп и Ритм были похожи тем, что все задания выполняли четко. Но у Темпа часто менялась скорость движения: то он передвигался быстро, то медленно, то ускорял движения или их замедлял. Солдатик же Ритм постоянно менял свои движения, чередуя их, но всегда в определенной последовательности.

Два друга Диссонанс и Консонанс

У королевы Музыки было много придворных, и все они выполняли ее поручения. Так, два пажа Диссонанс и Консонанс носили шлейф королевы Музыки. Диссонанс и Консонанс были очень разными, но дружили друг с другом. Диссонанс всегда был со всеми не согласен и всем недоволен (звучат диссонирующие аккорды). Консонанс вступал в разговор после Диссонанса и его успокаивал (звучат трезвучия – субдоминанта, доминанта, тоника). Королева Музыка была довольна, что любые споры в ее королевстве заканчивались благополучно, благодаря Консонансу, который обычно говорил последним убедительно и спокойно.

Послушайте и определите, кто начинает, и кто заканчивает музыку: Консонанс или Диссонанс? Обоснуйте, почему вы так считаете.

Красавец Тембр

В невидимом королевстве Музыки было очень много реальных видимых помощников – музыкальных инструментов: скрипок, виолончелей, флейт, гобоев, гитар, баянов, барабанов и еще много-много других помощников. Один из советников Королевы Музыки – Тембр – управлял этими помощниками. Он наделял их такими красивыми голосами, что его прозвали Красавцем. Красавиц Тембр знал секреты украшения мелодии: она могла стать бархатной и мягкой, если звучала виолончель, крикливой и яркой, если ее исполняла труба.

Послушайте два варианта «Полета шмеля» и оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и скажите, тембр каких инструментов вы услышали, и как изменилось звучание музыки? (Звучат два фрагменты, один в исполнении фортепиано, другой – оркестра и соло трубы).

Читайте также:  Рассказы про любовь из реальной жизни короткие

Волшебник Хаос (закрепление пройденного материала)

Однажды в королевстве появился злой волшебник Хаос. Он решил нарушить мир и благополучие в королевстве. Взмахнул волшебной палочкой, и все сразу нарушилось (исполняется набор несогласованных звуков).

Что же произошло дальше? Кто помог навести порядок в королевстве? Куда подевался Хаос? Как стала снова звучать Музыка? Придумайте конец сказки. (Дети вспоминают принцессу Мелодию, солдатиков Темпа и Ритма, Красавца Тембра.)

Источник

Музыкальные сказки

Оперы и балеты Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и других великих композиторов веков, написанные по мотивам детских сказок

Балет «Щелкунчик» (1892)

Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1840 год Staatsbibliothek Bamberg / Wikimedia Commons

Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чай­ковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Ма­ри) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкун­чик пре­ображается в Принца, стала рождественской классикой.

В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средст­вами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастичес­кий же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.

Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Семен Бычков

Опера «Сказка о царе Салтане» (1900)

Иван Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». 1905 год Wikimedia Commons

«Сказка о царе Салтане», написанная Римским-Корсаковым к столетию со дня рождения Пушкина, одна из самых богатых по разнообразию оркестровых красок опер. Действие происходит в Тмутаракани и в городе Леденец на остро­ве Буян. Рассказ о городе сопровождается торжественной колокольной темой. Три чуда из пушкин­ского текста показаны во вступлении перед последней карти­ной оперы. Белка с золотыми орешками представлена в оркестре темой народ­ной песни «Во саду ли, в огороде» в исполнении флейты-пикколо. Морские богатыри с дядькой Черномором маршируют: в басу повторяется один и тот же мотив с нарастающей громкостью. И главное чудо — Царевна Лебедь. Чарую­щая прихотливая мелодия постепенно выливается в певучую тему, иллюстри­руя волшебное превращение лебедя в прекрасную Царевну. Царевна Лебедь помогает во всем царевичу Гвидону: к примеру, обращает его в шмеля, чтобы он мог отправиться в Тмутаракань и увидеть своего отца. Именно здесь в опере звучит известная виртуозная мелодия полета шмеля.

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Василий Небольсин, солисты Иван Петров, Евгения Смоленская

Опера «Золотой петушок» (1907)

Наталия Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914 год © Fine Art Images / DIOMEDIA

Опера «Золотой петушок» тоже написана на сюжет сказки Пушкина. Открыва­ет сказку Звездочет, который дарит царю Додону Здесь и далее варианты написания Николая Римского-Корсакова. золотого петушка. Партию петушка исполняет высокий женский голос — сопрано. Шемахан­ская царица — источник всех бед жадного Додона — поет о чудесных землях, где она роди­лась, под акком­панемент арфы и деревянных духовых инструментов. Тема царицы звучит изысканно, с остановкой на высоких нотах; в целом ее ария передает восточный колорит. Только сказка эта не простая. И царство Додона не настоя­щее. Композитор смеется над неудачливым прави­те­лем. Так, на за­седании царской думы звучат скоморошьи темы, а объяснение в любви к Ше­маханской царице Додон поет на мотив народной песни «Чижик-пыжик».

Исполнение: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко, Академический Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, солисты Евгений Нестеренко, Борис Тархов, Елена Устинова

Опера «Соловей»

Мэри Ньюэлл. Иллюстрация к сказке Ханса Кристиана Андерсена «Соловей». 1898 год Wikimedia Commons

Исполнение: Оркестр и хор Вашингтонской оперы, дирижер Игорь Стравинский, солисты Лоран Дрисколь, Рери Грист, Дональд Грамм

Опера «Елка» (1900)

Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год George G. Harrap & Co.

В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происхо­дить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие дис­сонансов во вступлении очень осовреме­ни­вает звучание.

В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшен­ная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.

Читайте также:  Развитие речи тема домашние помощники составление описательного рассказа о предмете

Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем

Балет «Золушка» (1944)

Артур Рэкем. Иллюстрация к сказке «Золушка». 1919 год New York Public Library

Исполнение: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Духовой оркестр Большого театра, дирижер Геннадий Рождественский, солисты Аркадий Футер и Михаил Черняховский

Балет «Конек-Горбунок» (1955)

Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год © Heritage Images / Fine Art Images / DIOMEDIA

Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.

Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струн­ных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.

Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмо­тивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охаракте­ризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».

Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный рус­ский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.

Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин

Опера-балет «Дитя и волшебство»

Иллюстрация с обложки либретто «Дитя и волшебство». 1925 год © De Agostini / Getty Images

Либретто «Дитя и волшебства» Мориса Равеля написано по мотивам сразу нескольких литературных произведений: сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. По сюжету расшалившегося мальчика перевоспи­тывают животные и ожившие предметы: Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кошка, Кресло, Летучая Мышь — вот лишь некото­рые из них. Это опера-балет, поэтому все персонажи не только поют мелодичные арии, но и танцуют фокстрот, вальс-бостон, менуэт, галоп, канкан и другие танцы.

Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантасти­ческие тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация форте­пиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мело­дия, достигающая предельно высоких нот, скорее инстру­ментальная, нежели вокальная.

Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль

Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)

Обложка партитуры сказки «Петя и Волк». 1959 год © ­«Музгиз»

Сергей Прокофьев написал музы­кальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотни­ков. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.

Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недо­вольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.

Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высоко­мерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.

Читайте также:  Рассказ на английском про достопримечательности мира

Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац

Опера «Снегурочка» (1881)

Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы © Fine Art Images / DIOMEDIA

Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слуша­тели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.

Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная харак­теристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля склады­вается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя

Балет «Жар-птица»

Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год Wikimedia Commons

Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Рус­ских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царе­виче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украден­ных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выхо­дят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.

В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характер­ными ритмическими перебоями и яр­кими свистами флейты-пикколо; появле­ние Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инстру­ментов. В хороводе царевен Стравин­ский использует цитату из русской народ­ной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».

Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский

Балет «Спящая красавица» (1889)

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица». 1921 год © Fine Art Images / DIOMEDIA

В балете «Спящая красавица» Чайковского, написанном по сказке Шарля Перро, как это обычно и бывает в сказках, сталкиваются два мира: мир добра, за который отвечает фея Сирень, и мир зла, олицетво­рением которого является фея Карабос. У каждой феи свой лейтмотив: у феи Сирени это нежный лирический вальс, а у феи Карабос — неустойчивая и резкая, постоянно меняющаяся музыка.

Темы сталкиваются уже в прологе, и там побеждает добро. А вот в тот момент, когда главная героиня балета — Аврора — укалывается веретеном, полученным от Карабос, всепобеждающе звучит тема злой феи. Лейтмотив сна Авроры в начале мелодически перекликается с лейтмотивом феи Карабос, но уже во втором акте балета он близок теме добра. Полная победа добра происходит в третьем акте, наполненном ликующими мелодиями. Большую роль в финале играют многочисленные звукоподражательные приемы. Под звуки полонеза на свадьбе принца Дезире и принцессы Авроры появляются гости — персонажи из других сказок Шарля Перро: Золушка и принц Фортюне, Красавица и Чудо­вище, Синяя Борода и его жена и другие. Каждая пара героев представ­лена индивидуально как музыкально, так и хореографически. Так, например, па-де-де принцессы Флорины и Синей Птицы благодаря порхающим взмахам рук, легким прыжкам и кружениям напоминает свободный и легкий полет птиц. Музыкально этот образ пере­дается с помощью вьющихся мелодий, исполняе­мых флейтами и кларнетами, которые подражают пению фантасти­ческих птиц. В эпизоде «Кот в сапогах и белая кошечка» звучание гобоев и фаготов подражает кошачьему мяуканью, а эпизод «Красная Шапочка и волк» ритмически передает мелкие торопливые шаги девочки.

Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин

Балет «Чиполлино» (1974)

Кадр из мультфильма «Чиполлино». 1961 год © Союзмультфильм

За сюжетную основу балета взята знаменитая сказка Джанни Родари «Приключе­ния Чиполлино» о храбром мальчике-луковичке, борющемся с правителями-богатеями — Лимоном и Помидором, а за музыкальную — замечательный мультфильм «Чиполлино» 1961 года. В балете есть музыка и из других мульт­фильмов, где композитором был Хачатурян: «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешествен­ники» (1951), «Сладкая сказка» (1970), «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956).

Исполнение: Симфонический оркестр Большого театра, дирижер Александр Копылов

Источник

Познавательное и интересное