Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения
Основной целью коррекционной работы при нарушении звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с предложением, что предшествует этапу введения звука в самостоятельную речь.
В этом случае одним из приемов работы по автоматизации звука в предложении, а потом в речи может служить практическое пособие «Мини – сказки – связки», «Сказки – связки».
Здесь одновременно с автоматизацией корректируемого звука, происходит развитие мышления (ребенку нужно установить логическую связь между картинками, отношения между объектами), памяти, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Также происходит развитие словарного запаса (слова – определения, слова – антонимы, слова – синонимы, слова – действия, предлоги, временные понятия) и грамматического строя речи ( согласование, словоизменение, словообразование). Путем сложных «вычислений» ребенок перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание.
Взрослые знают, что любой ребенок хочет научиться читать. С помощью «Мини – сказок – связок» ребенок «читает» предложения, а уже используя «Сказки – связки», ребенок может «прочитать» целую историю, рассказ или сказку. По желанию можно придумать и дорисовать продолжение или придумать другой сюжет с предложенными героями и т.д. Но не нужно забывать о том, что данное пособие прежде всего предназначено для автоматизации корректируемых звуков, поэтому взрослый контролирует правильное звукопроизношение!
«Мини – сказки – связки» представляют собой цепочку картинок и схем (схемы – предлоги, схемы – действия, эмоции*), выстроенных в логической последовательности, обозначающих законченную мысль, т.е. предложение. Каждое такое предложение насыщено корректируемым звуком.
«Сказки – связки» представляют собой набор «закодированных» предложений, объединенных в одну историю с простым сюжетом. Ребенок «читает» сказку, оформляя речевые высказывания грамматически, лексически и синтаксически правильно. При этом следит за правильным звукопроизношением.
Такая работа является в определенной мере этапом развития монологической речи ребенка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.
* схемы – предлоги, схемы – действия изучаем и отрабатываем на занятиях по развитию грамматического строя речи при обучении составлению предложения (схемы прилагаются)
Схемы-действия применяемые в мини–сказках–связках
Сказки для автоматизации звуков
Наталья Попонина
Сказки для автоматизации звуков
Процесс автоматизации звуков – это монотонные упражнения, которые очень быстро утомляют детей. Вот мы и решили с родителями помочь нашим детишкам избежать скуки, увлечь детей автоматизацией звуков через сказки. И не простые, а придуманные их родителями, разумеется при помощи самих девчонок и мальчишек. Благодаря авторским сказкам процесс автоматизации звуков стал более эффективным не только для детишек, но и для самих родителей. Ведь они уже работают над продолжением своих шедевров!
Сказка о потерянном звуке
Цель. Автоматизация звука З
Уточнение артикуляции звука З;
Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
Корректировать фонематическое восприятие, речевое дыхание, мелкую моторику рук;
Формировать положительную мотивацию на занятиях;
Воспитывать культуру речевого общения через комплекс игровых упражнений.
1. Подготовительный этап (дети угадывают, с каким звуком будут работать)
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были звуки. Много разных звуков. Какие, например, звуки вы знаете?
Так вот, жили – поживали. Друзей у них было великое множество и звери, и птицы, и люди. Особенно со звуками любили играть детишки. Но, к великому сожалению, пришла в государство звуков беда. Пропал один звук. А какой именно вы определите, отгадав загадку.
Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы (заяц)
С какого звука начинается слово Заяц?
Вот вы и определили пропавший звук З.
Ребята, вы хотите чтобы звук З вернулся домой, в своё царство звуков?
Мы сможем его вернуть домой, выполнив несколько заданий. А зайчик, хозяин нашего речевого уголка будет нам помогать.
1. Уточнение артикуляции звука (правильное произношение изолированного звука по подражанию, каждым ребёнком)
За государством звуков стоял густой лес. В лесу было очень много разных насекомых. Вспомните, чья это песенка? З-З-З (комара). Давайте споём песенку комара для зайчика. Но прежде, посмотрите, как нужно правильно произносить звук З. (Схема произношения звука З)
Воздух носиком вдыхаем,
И сквозь зубки выдыхаем.
Голосочек добавляем: З-З-З-З-З
2. Закрепление и автоматизация (игры и упражнения на развитие умения слышать знакомый звук в словах, развитие фонематического восприятия)
В лесу очень хорошо слышно эхо. Предлагаю вам побыть им. Я буду говорить предложения, а вы произносить выделенные мною звуки.
1. У Зои есть ко – за ЗА-ЗА-ЗА
2. Зовут козу Его- за ЗА-ЗА-ЗА
3. Мы поймали стреко – зу ЗУ-ЗУ-ЗУ
4. Ручеёк течёт вни – зу ЗУ-ЗУ-ЗУ
5. Давно не было гро – зы ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ
6. Не боимся мы гро – зы ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ
И вновь зайчик радуется тому, как вы старательно выполняете все задания. Я тоже думаю, что мы скоро сможем вернуть звук З в царство звуков. Но прежде чем мы начнём выполнять следующее задание, давайте отдохнём. Физминутка «Незабудки»
Не за домом, не за будкой,
Не за речкой, не за бором,
Не за каменным забором,
Не в горшочках на балконе,
А цвели в моём альбоме.
Ребята, предлагаю выложить из геометрических фигур цветок. Выкладывая цветок, используем круги – для серединки цветка и для стебля, шестигранники для лепестков, треугольники – один большой, другой маленький для листиков на стебле цветка.
Я называю один предмет, а вы – много.
Один зонт – много зонтов;
Один зайчик – много зайчиков;
Один зуб – много зубов;
Одна коза – много коз;
Один арбуз – много арбузов;
Один замок – много замков.
3. Дифференсация смешиваемых звуков (воспитание правильного, чёткого произношения звуков во фразах, речи)
Дети, посмотрите, наш Зайчик уже повеселел. Он очень любит смешинки, и вы любите, я знаю. Мы с зайчиком будем говорить смешные предложения, а вы их исправлять и произносить правильно.
Захар болит у зуба.
Ваза стоит в розах.
Ребята, зайчик видел, как вы старались называть звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова со звуком З, тем самым вы помогли звуку З вернуться в государство звуков.
Автор Попонина Н. Г.
Путешествие друзей Коалы Ля-Ля и Кенгуру Ру-Ру
Уж очень друзья любили путешествовать. Разумеется, поблизости от дома. И во время своих путешествий узнавали много интересного. Например, что живёт в Австралии птичка киви, а ещё есть такое животное, как дикобраз, который стреляет иголками, когда чувствует опасность. Много диковинок в Австралии, например, зверь утконос, с носом как у утки.
И начали друзья фантазировать, а не поискать ли им в дебрях Австралии динозавра? И вот как-то после завтрака, Ру-Ру и Ля-Ля отправились в путешествие. Решили они выбраться за пределы эвкалиптовой рощицы. И, тут дорогу преградила небольшая река, плавно переходящая в болото. Может динозавр живёт в болоте, подумали друзья. И, вдруг, кенгуру Ру-Ру, заметил странные следы на глинистом берегу.
— Это же следы динозавра! – воскликнула коала Ля-Ля.
— В самом деле! – подпрыгнул от радости Ру-Ру.
— Уррра, уррра! – закричали друзья. – Мы нашли динозавра!
Никогда ещё в жизни друзья не видели таких следов! И уходили они с глинистого берега прямо в реку. Но что-же делать, страшно лезть в болото!
— Давай будем караулить нашего динозавра в кустах! – предложила коала Ля- Ля.
— Давай! – согласился с ней кенгуру Ру-Ру.
На поверхности воды появились два глаза и гребень.
— Это наш динозавр. – прошептала кола Ля-Ля.
Друзья зачарованно смотрели на своего динозавра. В это время динозавр поморгав двумя круглыми глазами медленно начал подплывать к берегу. Ля –Ля и Ру-Ру не сводили глаз с динозавра. Диковинный зверь не спеша выбрался на берег. Динозавр был огромен! У него были четыре лапы с длинными когтями, и огромная зубастая пасть, а на спине, до самого кончика длинного хвоста, топорщился гребень. Вид динозавра был очень необычен и страшен!
— Может, мы познакомимся с ним позже? –предложила дрожащим голосом кенгуру Ру-Ру.
— Хорошо, давай завтра познакомимся с ним! – согласилась Ля-Ля.
Друзья тихонечко, так чтобы их не заметил динозавр, выбрались из зарослей кустарника и помчались домой, в свою эвкалиптовую рощицу.
А дома их, конечно же, заждались, подходило время ужина, а Ля-Ля и Ру-Ру с утра никто не видел. Примчавшись в рощицу,друзья наперебой закричали😕
— Мы видели динозавра!
— Огромного и необычного!
Друзья облегчённо вздохнули. День был тяжёлый, но путешествие, к счастью, завершилось удачно.
Автор: Рамазанова Розалия
«Слова в стихах» для автоматизации и дифференциации звуков Логопед живёт в мире звуков. Часто это неправильные, «корявые» звуки ребятишек, с которыми он «борется». Работая с детьми не первый год,.
Дидактические игры для автоматизации звуков в слогах Дидактическая игра «Полянка», «Облака». Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые.
Игра для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.
Игра для автоматизации звуков «Ходилка» Цель: Автоматизация поставленного звука «Р», «Л», «Ль» изолированно, в слогах, в словах, в связной речи. Дифференциация звуков «Р- Л»,.
Игры для автоматизации и дифференциации трудных звуков Игры на автоматизацию и дифференциацию трудных звуков. Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка,.
Консультация для родителей «Роль семьи в автоматизации звуков» Консультация для родителей: Роль семьи в автоматизации поставленных звуков. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы,.
Разнообразие логопедических игр на этапе автоматизации звуков Звук поставлен! Ура! Но впереди ждет монотонная работа по автоматизации звука. И для этого нужен огромный арсенал игр. С чего начнем? С.
Тактильные звуковые дорожки в автоматизации звуков Учеными доказано, речь и мелкая моторика взаимосвязаны между собой. Зоны, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики находятся рядом.
Звуковая дорожка для автоматизации поставленных звуков «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма.
Логопедические сказки-помощницы в процессе автоматизации звукопроизношения детей с особенностями в развитии, имеющих СНР
Турусова Надежда
Логопедические сказки-помощницы в процессе автоматизации звукопроизношения детей с особенностями в развитии, имеющих СНР
Резюме:
[/b] Данная программа (методические рекомендации) «Логопедические сказки-помощницы в процессе автоматизации звукопроизношения детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи» рекомендована учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям специальных (коррекционных) учреждений социальной защиты населения для развития звуковой культуры речи детей с особенностями в развитии, имеющими системное недоразвитие речи.
Ключевые слова:
дети с особенностями в развитии, системное недоразвитие речи, фонетико-фонематическая культура речи, логопедические сказки-помощницы, автоматизация звукопроизношения, адаптация, социализация.
Актуальность негативного современного речевого развития детей заставляет нас задуматься и принять серьезные меры к ее изменению. Прослеживается неблагоприятная тенденция к росту числа детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в младшем дошкольном возрасте наблюдается нарушение этапов речевого развития детей: отсутствие гуления, слабая лепетная речь, позднее появление (или его отсутствие) звукоподражаний, нецелевое употребление слогов (ба, бу, ма, па) и т. д.
Определенная категория этих детей относится к детям с особенностями в развитии и корни их проблем лежат в органическом поражении центральной нервной системы и сложной структуре дефекта.
Неправильное произношение детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи, является, как правило, составной частью дизартрии, алалии и т. д. Изучением данного вопроса занимались педагоги и психологи, такие как Г. С. Абрамова, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Л. Ф. Спирова, Я. Л. Коломинский, Е. А. Стребелева, И. Ю. Кондратенко, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова и т. д. Логопедическая помощь такой категории детей проходит в несколько этапов и по ряду направлений: развитие импрессивной и экспрессивной речи, развитие общей и мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания, формирование правильного звукопроизношения, развитие органов артикуляции и т. д.
Правильно построенное междисциплинарное взаимодействие логопеда с другими педагогическими специалистами позволяет значительно повысить уровень эффективности усвоения пройденного материала детьми с особенностями в развитии Совместно построенный с учителем-дефектологом, воспитателем, психологом индивидуальный план развития ребенка с особенностями в развитии, имеющего системное недоразвитие речи, позволяет отработать другими специалистами на своих занятиях именно те области знаний, которые требуют дополнительной коррекционно-педагогической работы, с учетом индивидуальных, личностных особенностей данного ребенка. Большую помощь в этом оказывают специально подобранные логопедом индивидуальные задания и его консультационно-просветительская помощь.
Совместный интегрированный подход позволяет значительно облегчить работу логопеда в таких направлениях, как: развитие знаний об окружающем мире, развитие пассивного и активного словаря, психоречевое развитие ребенка и пр. Это позволяет логопеду более углубленно и усиленно заняться работой по формированию правильного звукопроизношения.
Формирование правильного звукопроизношения проходит в несколько этапов. Одним из завершающих является автоматизация звукопроизношения в спонтанной речи. Поэтому логопед вслед за вызыванием (постановкой) чистого, устойчивого звука, занимается его автоматизацией: закреплением правильного произношения. Автоматизируются звуки в строгой последовательности: изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах и, наконец, рассказах и логопедических сказках. И на каждом этапе автоматизации есть ряд особенностей и нюансов, требующих компетенции и профессионализма специалиста.
У детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитием речи логопедическая работа на этапе автоматизации их в спонтанной (разговорно-бытовой) речи вызывает большие затруднения. Логопедические сказки – это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Поэтому, воспроизводя логопедические сказки, дети окончательно закрепляют вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.
С целью повышения уровня эффективности процесса автоматизации звукопроизношения детей с ОВЗ мною был систематизирован материал и составлена программа (методические рекомендации) по теме: Логопедические сказки-помощницы в процессе автоматизации звукопроизношения детей с особенностями в развитии, имеющих СНР.
Целью данной программы является – развитие фонетико-фонематической культуры речи детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи, на основе логопедических сказок – помощниц.
развитие речевых процессов: связной речи; пассивного и активного словаря; грамматических категорий речи;
развитие психических процессов: узнавание, понимание, называние, воображение, мышление, пространственной ориентировки и пр.
учить ребенка с особенностями в развитии навыкам освоения социокультурного пространства.
Методы обучения:
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
Рекомендации по работе с программой:
Очень важно, чтоб ребенок с особенностями в развитии, имеющий системное недоразвитие речи, повторял и заучивал логопедические сказки-помощницы дословно. В противном случае, закрепляя один правильный звук, логопед одновременно может закрепить неправильное, дефектное произношение нескольких, более сложных звуков, недоступных детям на данном этапе его индивидуального речевого развития.
На важность соблюдения этого принципа (принципа фонетической доступности) указывали многие авторы: Ф. Ф. Рау, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцев, Н. А. Никашина, Г. А. Каше и др. Следовательно, для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты-сказки постепенно, по мере их уточнения.
При работе с детьми с особенностями в развитии, имеющими системное недоразвитие речи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться несколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. В данной программе подобрано и систематизировано необходимое количество логопедических сказок- помощниц, которое является достаточным для коррекции недостатков звукопроизношения при сложной и полиморфной патологии речи.
Составляя сказки, я стремилась разнообразить их тематическую палитру, с тем, чтоб максимально расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с особенностями в развитии, имеющими системное недоразвитие речи разной степени тяжести.
Программа содержит III блока логопедических сказок – помощниц, сформулированных и систематизированных не только с учетом степени тяжести речевого развития, но и с учетом онтогенетического появления согласных звуков в речи детей.
В I блоке подобраны сказки-помощницы, обогащенные ярким иллюстрационным сопровождением, направленные на автоматизацию звукопроизношения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а так же детей, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Здесь логопедические сказки, подобранны с учетом доступного правильного произношения только самых простых согласных звуков: М,Н,В,Ф,П,Б,Д,Т,Г,К,Х, и их мягких вариантов.
Во II блоке систематизирован речевой материал для автоматизации фонетического развития детей среднего школьного возраста, где каждая логопедическая сказка-помощница оснащена одной иллюстрированной сюжетной картинкой. Здесь коррекционная работа логопеда требует не только многократного повторения, заучивания и воспроизведения предлагаемого материала, но и последующая работа с текстом, ответы на вопросы, анализ и обработка полученной информации.
В III блоке располагаются более содержательные логопедические сказки, рассчитанные для работы с детьми старшего школьного возраста или с детьми, находящимися на заключительном этапе автоматизации фонетико-фонематической стороны речи. Коррекционная работа со сказками этого блока наиболее серьёзна, предполагающая не только работу с текстом, развитие связной речи, но и развитие большинства психических функций детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи.
Каждая сказка в каждом блоке максимально насыщена автоматизируемым звуком. В части логопедических сказок исключены смешиваемые с основным, оппозиционные или более сложные звуки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребенка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обучения, позволяет фонетическая символика, сопровождающая каждую сказку. В символике используются только те звуки, произношение которых чаще всего страдает в старшем дошкольном и школьном возрасте. Это звуки основного фонетического ряда: С-Сь;З-Зь; Ц, Ч, Щ; Ш-Ж; Л-Ль; Р-Рь.
Буквы, соответствующие названным звукам, помещены мною в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их комбинацию составляют авторскую фонетическую символику, заключающиеся в следующем:
• Буквы в правом верхнем углу страницы символизируют основные автоматизируемые звуки;
• Буквы со знаком «+» указывают на звуки, которые помимо основных, присутствуют в тесте.
Такая фонетическая символика существенно облегчает логопеду выбор сказки, наиболее подходящей для ребенка на данном этапе обучения. Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаком «+», отражает уровень сложности текста сказки с произносительной точки зрения. Чем больше звуков из основного фонетического ряда, указано со знаком «+», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст логопедической сказки оказывается сложнее в произносительном плане. Логопедическая сказка-помощница выбирается логопедом с учетом того звука, автоматизация которого на данном этапе коррекции произношения более предпочтительна.
Логопедические сказки-помощницы снабжены цветными иллюстрациями. Рассматривая картинки, дети с особенностями в развитии, имеющими системное недоразвитие речи, эмоционально полнее воспринимают содержание текста, это позволяет им дать ассоциативную опору, что способствует увеличению обучающего эффекта.
1. Логопед выбирает логопедическую сказку-помощницу, наиболее соответствующую этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка, быстро ориентируясь в звуковом составе сказки с помощью фонетической символики.
2. Логопед, либо, по его заданию, другой специалист: учитель-дефектолог, воспитатель, родитель, выразительно читают ребенку всю сказку целиком. В это время ребенок рассматривает иллюстрации к сказке и усваивает её содержание.
3. Логопед выясняет на сколько понят ребенком с особенностями в развитии, имеющим системное недоразвитие речи, весь смысл логопедической сказки-помощницы, а так же отдельных слов и выражений. Особое внимание уделяется анализу сказки со скрытым смыслом. При необходимости дается нравственная оценка поступков героев. Важно, чтоб такая работа проводилась перед заучиванием или проговариванием текста логопедической сказки-помощницы. Таким образом, обеспечивается её смысловая доступность.
4. Логопедические сказки-помощницы, снабженные иллюстрационными картинками (особенно в I блоке) – прекрасная база для различных лексико-грамматических упражнений. Например, поупражняться в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, местоимениями и числительными; изменение существительных в роде, числе и падеже, можно предложить ребенку выбрать из сказки маленькие слова (предлоги); закончить предложения по их началу и т. д.
5. Заучивание логопедической сказки-помощницы проводится путем повторения предложений по одному, а при необходимости по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и логопед, и ребенок произносительно выделяли основной автоматизируемый звук.
6. Когда логопедическая сказка-помощница выучена, на её базе полезно поработать над совершенствованием связной речи. Можно предложить ребенку:
• подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр. ;
• добавить в сказку предшествующие или последующие события;
• составить аналогичную сказку со сменой времени действия;
• рассказать услышанную сказку от первого лица или любого из действующих лиц и т. п. ;
7. И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно использовать логопедические сказки-помощницы для самостоятельного чтения. Детям с особенностями в развитии, имеющими системное недоразвитие речи полезно читать тексты, насыщенные автоматизируемым звуком.
Однако, следует помнить, что при выполнении всех перечисленных упражнениях дети с особенностями в развитии, имеющие системное недоразвитие речи будут пользоваться самостоятельной речью (педагогическая помощь не исключается, т. е. более сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к последнему – заключительному этапу.
Таким образом, методические рекомендации по реализации логопедических сказок-помощниц в процессе автоматизации звукопроизношения детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи позволяют организовать в ГКУ ЦССВ «Доверие» новое образовательное пространство. В ходе реализации системного подхода специальных педагогических условий совершенствования основ формирования звуковой культуры речи детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи, на основе логопедических сказок – помощниц стали видны постепенные изменения в познании детьми способов речевых коммуникаций, отраженных в сказочных произведениях, и динамики их становления. Как показывает опыт работы, логопедические сказки-помощницы являются достаточно эффективным средством воздействия и повышают эффективность позитивных изменений в формировании фонетико-фонематической культуры речи детей с особенностями в развитии, имеющих системное недоразвитие речи, а так же их адаптации, социализации и проживания в условиях стационарных учреждений социальной защиты населения города Москвы.
Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей «Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» подготовительная группа. 2 слайд Условия возникновения опыта: Я начала углублённо.
Фотоотчёт «Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Каждый логопед в свое работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы и тем самым удержать внимание детей в процессе.
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018-2019.
Использование сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста Конспект театральной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальная сказка «Дедушкин пирог». Предлагаю вашему вниманию.
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей» «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей.
Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР опыт работы по теме: «Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР» «Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно, поскольку каждый.
Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии детей дошкольного возраста Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять.
Родительское собрание «Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: дать родителям знания о значении сказки в развитии речи ребенка; познакомить с возможными методами и приемами при работе со сказками.
Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики.
Сказки с движением для развития артикуляционной моторики и звукопроизношения Сказка о язычке Рано утром проснулся Язычок от пения птиц. От удовольствия он улыбнулся (Улыбка) и решил сыграть на дудочке (Хоботок).