Сказки цхай поющая радуга читать

Сказки

Сказки от Цхай Ирины для детей и взрослых

Никогда не думал, что сказки могут быть такими светлыми и поучительными. Что-то новое в этом жанре. В детстве страшно увлекался сказками, и считаю себя знатоком сказок. А тут впервые, в груди у меня счастливо металась радость от прикосновения с настоящим и от того, что такое чудо не прошло мимо меня!

Почитайте и тоже порадуйтесь!

Запомните это имя- Цхай Ирина- сказочная сказочница.

Поющая Радуга

Жила-была на свете маленькая Радуга. У неё было всего два цвета – красный и синий. И потому ей не разрешали появляться ни над лесом, ни над городом, ни над речкой, ни даже над лужей.

Доктора выписывали ей разные лекарства, назначали желтые, зеленые и фиолетовые ванны, но ничего не помогало: Радуга подрастала, а разноцветней не становилась.

Однако она не унывала и в свободное от разных ванн время брала уроки пения.

Вообще-то радуги не поют – боятся, что от пения с них вся краска облетит, и их не пустят над Землей покрасоваться. Они всё время в зеркало смотрятся и следят, чтобы разноцветные полоски с места на место не перебегали. Так что учиться им некогда.

Ну, а маленькую Радугу и так никуда не пускали, да и красоваться она не любила – ни над Землей, ни перед зеркалом. А петь ей очень нравилось, вот она и пела целыми днями. Тайком от мамы, конечно.

И вот настал день, когда маленькая Радуга САМА сочинила песню. Это была замечательная песня про то, как это здорово – жить на свете и любить маму.

Маленькая Радуга не удержалась и спела маме эту песню. Хотя и боялась, что её будут ругать.

Радуга-мама сначала испугалась, что от пения дочка станет совсем бледной, но потом ей так понравилась песенка, что она даже разрешила маленькой Радуге ходить в музыкальную школу. Хотя там учатся только Молнии, Дождинки, Градинки и Метели.

Маленькая Радуга оказалась прилежной ученицей, и вскоре в Небесной академии ей не было равных!

Правда, все остальные радуги говорили, что мама-Радуга поступила очень плохо, и маленькая Радуга так никогда и не станет разноцветной. И поделом! Нечего не своим делом заниматься.

Маленькая Радуга вздыхала, но продолжала учиться. Все равно ей уже никогда не стать разноцветной…

И вот настал день Великого Весеннего Концерта. Маленькая Радуга должна была исполнить песню собственного сочинения.

Сначала ей было очень страшно, но потом она собралась с духом и спела так хорошо, что все остальные радуги громко захлопали в ладоши и закричали: “Браво! Браво! Молодец!”

Маленькая Радуга засмеялась от счастья, и вдруг на глазах у всех у неё появились недостающие цветные полоски!

Гордая Слива

Жила-была Слива. Когда-то она на ветке росла, а теперь жила в банке под жестяной крышкой в сладком сиропе.

Но жизнь у Сливы была несладкая. Днем и ночью ей не давала покоя одна и та же навязчивая мысль: ну почему она не Дыня – большая, гордая и одинокая? Лежала бы на полочке, веревочкой обвязанная, а не парилась бы в темноте с сестричками вперемешку.

Злилась Слива, злилась, да и лопнула, и плесенью покрылась.

Хозяйка банку открыла и выбросила гордячку в мусорное ведро.

Слива больно стукнулась о стенку, но подумала: “Зато теперь не будет тесно!”. Но тут на Сливу обрушился такой град очистков, огрызков и бумажек, что она чуть не упала в обморок и из последних сил стала карабкаться к краю ведра…

Очнулась Слива в каком-то тёплом, узком даже для неё коридорчике. Это была мышиная норка. В норке жил мышонок Федя. Мышонок был совсем маленький. У него была сломана лапка. А маму съела кошка.

Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание:

– Здравствуйте, Вы кто?

Слива смутилась и сказала:

И, помолчав, добавила:

– Ну, только маленькая.

А, подумав ещё, совсем тихо уточнила:

Продолжение следует

Королева Катушка

У Катушки с нитками был слишком длинный язык. И как его ни обрезали, все равно не становился он короче. И потому Катушка была страшной сплетницей – не умела держать язык за зубами. Ведь зубов-то у неё не было!

Когда Катушкины соседи устали от её сплетен, они подарили ей золотой зубной протез – чтобы меньше болтала.

Но Катушка не поняла такого тонкого и вежливого намёка. Она решила, что это – золотая корона, а Ножницы, Иголочки и Тряпочки признали её королевой. Надела протез на голову и вдруг задумалась: “А не слишком ли много я говорю для королевы? Надо бы стать посолидней”.

И перестала сплетничать. Почти.

Чесночинка жила в Головке Чеснока со своими сестричками и думала о том, что… Да ни о чём она не думала. Жила, и все тут.

А Головка Чеснока думала. На то она и Голова. Она думала о том, что неплохо бы деток в люди вывести… Из одной дольки – Лилию вырастить. Из другой – Тюльпан. Из третьей – Хризантему. Или даже Розу. Почему бы и нет?

Но Мама разломила Чесночную Головку, растёрла дольки и сделала больному ребёнку лекарство.

И ребёнок перестал болеть, повеселел и нарисовал Маме красивый-прекрасивый букет – там были и лилии, и тюльпаны, и хризантемы, и даже розы.

“А все это – благодаря моим деткам…” – подумал Хвостик от Чесночной Головки.

Иголочкина радость

Иголочка-непоседа обожала танцевать: светилась от радости, когда её из игольницы вынимали. То на цыпочках постоит, то волчком закружится, то рыбкой нырнёт, то взлетит птицею. А потом, уставшая и счастливая, укладывается спать в свою игольницу. А на белом шёлке радостью распускаются цветущие весенние деревья, облака пушистые, радугой расцвеченные, океаны безбрежные, водопады хрустальные…

И даже когда просто носок Иголочка штопала – и на носке кусочек её радости оставался!

Сказка о Старой Зубной Щётке

В ванной комнате, в стаканчике на полочке, жила Старая Зубная Щётка. Она действительно была очень старая, и ею давно уже никто не пользовался – ни Папа, ни Мама, ни девочка Оля. У каждого из членов семьи было по новой, яркой и красивой зубной щётке, которые стояли в одном стаканчике со Старой Зубной Щёткой и смеялись над нею:

– Эй ты, старая лысина, когда же тебя на помойку выбросят? – говорили они.

Старая Щётка молчала, глотая слёзы. Ответить-то ей было нечего! Она действительно уже никуда не годилась. Но она так любила этот дом, этих людей, особенно девочку Олю!

Как она радовалась, когда утром девочка заходила в ванную! Как ей хотелось, чтобы её тоже взяли в руки! Но, с другой стороны, если её и вынут из стаканчика, то только для того, чтобы выбросить… Так думала Старая Щётка и старалась спрятаться за спиной своих ярких соседок.

Ну что за жизнь была у бедной Щётки!

Но вот однажды в ванную комнату вошла девочка Оля, подставила скамеечку и взяла Старую Щётку.

– Наконец-то! – в один голос загалдели новые щётки. – Наконец-то её отправят на помойку!

Старая Щётка ужасно перепугалась, но утешала себя тем, что хоть напоследок посидит в Олиных руках…

Старая Щётка зажмурила глаза и открыла их только тогда, когда поняла, что они уже прошли мимо кухни и туалета и зашли в детскую комнату. А мусорного ведра в детской не было! Что же будет дальше?

А дальше было вот что. Девочка Оля достала коробку с разноцветной гуашью, большой альбом, обмакнула головку Старой Щётки в яркую краску и нарисовала весеннюю траву, а потом – голубое небо, а потом поставила Старую Щётку в карандашницу и взяла тонкие кисточки – дорисовать деревья, цветы и солнце.

Когда Оля уже спала в своей кроватке, Кисточки познакомились со Старой Щёткой. Они очень обрадовались её появлению, потому что были тоненькие и уставали, рисуя небо, землю, воду, и с удовольствием приняли Щётку в свою компанию.

Так Старая Щётка стала художницей и обрела семью.

И стали сниться ей замечательные цветные сны!

Вежливый Чайник

Жил-был Вежливый Чайник. У него был свисток. Но Чайник был вежливый, и поэтому никогда не свистел, не сопел, не фырчал и не пыхтел. Ведь свистеть в доме неприлично, а уж пыхтеть и сопеть – тем более. Вот люди и никак не могли понять, вскипела вода или нет. Чай то холодный получается, то вовсе вся вода испарится, заново приходится ставить.

Рассердились люди, на свалку Чайник отправили. Обрадовался Вежливый Чайник: наконец-то посвистеть можно! Но недолго свистел. Шёл мимо человек, увидел: Чайник-то какой весёлый и новый совсем! И домой забрал. А чай тот человек совсем не пил. Так что Чайник дома продолжал молчать по старой привычке, и никто из-за этого не расстраивался.

А по воскресеньям человек брал своего Вежливого Чайника в лес. Они садились на пенёчки и свистели, как свиристели, сопели, как медвежата, и пыхтели, как ёжики.

Сказка про любовь

Жили-были на одной улице два Фонарика – Жёлтый и Оранжевый.

Оранжевый Фонарик был озорной и любознательный. И так ему надоело на одной ножке стоять! Захотел он другие места посмотреть, попутешествовать. А как? Ножка-то у него только одна. Стал он просить соседа:

– Дай мне свою ножку! Я погуляю, а что увижу, все тебе расскажу.

Читайте также:  Презентация к сказке пушкина золотая рыбка

Долго упрашивал. Наконец Жёлтый Фонарик согласился и отдал Оранжевому свою ножку. А сам на скамеечку присел и стал его дожидаться.

Вот день проходит, другой…. Никак не идёт Оранжевый Фонарик, не несёт ножку! И улицу освещать некому, и все бока Жёлтый Фонарик на скамейке отлежал…

Но тут пришёл Слон и говорит:

– Что же ты, Фонарик, на лавочке сидишь, а на улице совсем темно, дальше лавочки ничего не видно?!

– Понимаешь, я отдал свою ножку другому Фонарику. Он обещал скоро вернуться, да вот что-то не идёт!

– Беда…- покачал головой Слон. – Ну да ладно. Пойду, поищу твоего друга!

Вернулся он нескоро. Не нашёл он Оранжевого Фонарика, зато принёс с собой Зелёную девочку-Фонарик.

У неё тоже была только одна ножка, и стали они светить по очереди: то Жёлтый Фонарик, то она.

Полюбили они друг друга, и светили ярко-ярко, как сто фонариков!

И на их улице всегда было светло, как днём.

Как Шмяк стал Чивом

Воробей Шмяк вечно что-нибудь роняет. Завтрак – на штаны. Перья – в кашу. Ранец – на школьного директора.

Не то чтобы он хилый, просто задумчивый. В его голове всё время вертится музыка! То весёлая, то грустная, то задорная, то спокойная. А музыку Шмяк просто обожает! Потому и музыка обожает приходить к Шмяку в гости.

Но вот окружающие обижаются. Особенно директор. Уж больно много учебников в ранцах у современных детей!

Однажды вызывает директор Шмяка в свое дупло и говорит:

– Учащийся Шмяк! Сколько же можно знаниями кидаться!? У меня макушка болит!

– Орёл Степанович! Я нечаянно! – чирикнул Шмяк и замер.

Глаза закрыл и новую мелодию слушает. Ничего вокруг не видит и не слышит!

Мудрый физик Орёл Степанович достаёт свои хитрые приборы, инструменты, схемы и мастерит электронный СЛУХОТРОН. Надевает Шмяку на голову и подключает к школьному радио.

И по всей птичьей школе звучит удивительный, необыкновенный концерт!

Все учителя замолчали, ученики застыли на своих жёрдочках! Все слушали до тех пор, пока Шмяк не вспомнил, что сидит в кабинете директора.

С тех пор жизнь воробья наладилась. Мама купила ему много чистых дисков и пригласительных открыток.

Теперь Шмяк пишет в открытках, к которому часу ждёт в гости очередную мелодию, и больше ничего не шмякает и в школу не опаздывает. Ведь теперь мелодии прилетают к нему, когда он свободен и может записать их через слухотрон! А записанные диски воробей дарит друзьям.

Кстати, они теперь зовут его не Шмяк, а Чив. По-птичьи это означает “композитор”.

Все птицы очень рады. А больше всех радуется Орёл Степанович.

Кролик-математик

Грустный кролик Иннокентий мечтает стать математиком. Носить стильные очки. Знать много научных слов, которые даже произнести трудно. Быть чётким и точным во всем и всегда.

Но Иннокентий родился поэтом. Зрение у него стопроцентное, правильное написание “параллелограмма” и “параллелепипеда” в его ушастой голове никак не укладывается. А уж опаздывает он всегда и везде. Вдобавок по алгебре у него “тройка”.

Сидел как-то Иннокентий в глубокой печали над теоремой косинусов и думал о своей несбыточной мечте…

И вот что у него получилось:

О, математика, Царица всех наук!

Объять тебя мне не хватает рук!

О, озари своим вниманьем вдруг!

О, подари своих сокровищ пук!

Пучок то есть. Букет.

А вот теорему косинусов так и не выучил.

Начался урок алгебры. И, как на зло, ворона Римма Сергеевна вызвала Иннокентия к доске.

Кролик заволновался, задёргал ушами, пытаясь хоть что-нибудь вспомнить, но напрасно.

– Ка-а-ар! – огорчилась Римма Сергеевна. – Иннокентий! Опять не выучил!

– Я… я стихи сочинял! – залепетал кролик, и уши его от стыда стали горячие-горячие, как оладьи на сковородке.

– Стихи? – удивилась учительница. – А при чем тут стихи?

– Так они про алгебру…

– Пр-р-ро алгебр-р-ру?! – ахнула Римма Сергеевна. – А ну, пр-р-рочти!

И кролик прочёл своё стихотворение, заикаясь и поикивая.

Учительница громко захлопала крыльями и каркнула:

– Молодец, Иннокентий! Ставлю тебе “пятёрку”! Садись.

– Римма Сергеевна…Так ведь я теоремы не знаю!

– Ничего. Приходи в гости, я тебе её объясню. Главное, что ты алгебр-р-ру любишь!

Про Макаку

Жила-была Макака. А у Макак всё не так, как у людей. У людей руки – так руки, ими ложку берут, ноги – так ноги, на них ботинки обувают…

“А у меня не поймёшь: то ли руки, то ли ноги…”, – размышляла Макака, срывая ногой банан. Или задней рукой? Попробуй, разберись!

Очень хотелось Макаке во всем на людей походить. Пошла Макака в магазин и купила себе на задние лапы – чёрные ботинки, на передние – перчатки белые лайковые. Натянула перчатки, обулась и на прогулку пошла. Важно так, на задних лапах.

Вдруг из-за куста Леопард ка-ак выскочит! Ка-ак кинется к Макаке! Та – удирать на четвереньках… На дерево залезть не может – перчатки и ботинки мешают. Сбросила их кое-как и на пальму вскарабкалась. Уселась и ну ругаться! Сначала – на Леопарда, а потом – на людей:

– Да ну их! Всё у них не как у макак!

Секрет Пудреницы

Пудреница никак не могла понять – ну почему из неё все время что-то сыплется? Надоело. Стиснула Пудреница зубы покрепче и смотрит, что из этого выйдет.

Подошла Мама к туалетному столику, стала Пудреницу открывать – не открывается! Рот у неё на замке. “Пусть хоть молотком стукнет – слова не скажу!” – думает Пудреница.

А Мама бережно взяла Пудреницу и отнесла Папе:

– Дорогой, посмотри, что случилось с моей любимой Пудреницей?! Только осторожней, не сломай!

Пудренице стало приятно, что её так любят, и она разулыбалась. Мама напудрилась и ушла с Папой в театр.

А Пудреница поняла: радость из неё сыплется! Радость.

Улиткина мечта

Улитка была старенькая и неповоротливая. Вдруг прилетел на ветку Скворец и решил склевать Улитку.

– Исполни моё последнее желание! – взмолилась она. – Это мечта моей жизни!

– Ладно, – сказал Скворец. – Исполню. Но потом всё равно съем. Говори, чего ты хочешь?!

Делать нечего, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Стал Скворец учить Улитку подпрыгивать – получилось. Потом Улитка научилась с ветки на ветку перепархивать, а потом долетела до соседнего дерева!

Скворец был страшно доволен и не собирался есть свою ученицу.

– Моя школа! – гордо заявил Скворец, глядя в небо…

Наступила осень. Все улитки во главе со старенькой Улиткой улетели на юг. Вслед за скворцами.

Сказка про Занозу

Жил-был Слон. Пошёл Слон погулять и посадил в левую пятку задней ноги занозу. И очень огорчился. Ведь сегодня у Слона должно было состояться первое в жизни выступление, где он танцует Белого Лебедя. А как будешь танцевать, если у тебя в пятке – заноза? И Слон заплакал.

– Извините, я тут ни при чём,- сказала Ива, которая стала Занозой. – Я росла тихо, никого не трогала. Я не виновата, что Вы на меня наступили.

А Слон плакал огромными слоновьими слезами, и каждая слезинка была величиной с блюдце!

Иве стало жаль Слона, да и сидеть в его пятке порядком надоело:

– Уважаемый Слон, перестаньте плакать. Возьмите мёду, намажьте им этот стог сена и приложите к пятке, из которой я торчу!

– А поможет? – всхлипнул Слон, прижимая медовое сено к пятке.

– Должно помочь. Так всегда делают люди, если посадят занозу. Только вместо сена они берут вату, – сказала Ива, протискиваясь наружу.

Слон отнёс Иву на берег реки и посадил в землю. Ива пустила корни и выросла крепким и умным деревом.

А Слон с тех пор стал внимательным и старался ни на кого не наступать, никого не обидеть. Это очень важно. Особенно, когда тебе поручают танцевать Белого Лебедя.

Волшебный Кустик и его друзья

Жил-был в лесу удивительный Кустик. Все его листья были разноцветные – красные, синие, жёлтые, голубые, фиолетовые, изумрудные… Но самым удивительным было то, что они были волшебными: стоит сорвать один лист и загадать желание, как оно непременно сбывается.

Все лесные звери знали это и часто обращались к Кустику с просьбой сорвать один листочек. Кустик был добрый и никому-никому не отказывал.

– Кар-р-р! – прокаркал однажды старый мудрый Ворон, пролетая над Кустиком.

– Кар-р! Ты стал почти прозрачным, совсем мало листьев у тебя осталось. Разве ты не знаешь, что кусты и деревья дышат листьями? А ещё листья ловят солнечных зайчиков, которые потом греют тебя всю зиму! Кар-р! Не давай больше срывать свои листья, Кустик. Ты заболеешь и не вынесешь морозов!

Сказал так Ворон и улетел.

А Кустик призадумался. Но тут к нему подбежала заплаканная Белка:

– Кустик, дорогой, дай мне один лист! Мой маленький Бельчонок потерялся в лесу, его Рысь съест!

– Жалко Бельчонка! Возьми, Белочка, мой синий лист! – ответил Кустик.

Белочка поблагодарила его и сорвала синий лист. И тут же на поляну выскочил испуганный Бельчонок и бросился обнимать маму.

Кустик радостно зашелестел оставшимися листьями, но тут вдруг увидел под своими ветками Бабочку с оторванным крылом. Кустик заплакал и сам помог Бабочке оторвать самый нижний лист. У Бабочки тут же выросло новое крыло.

Читайте также:  Рассказ в садик о религии в нашей семье

– Спасибо, дорогой Кустик! – сказала на прощание Бабочка и улетела.

А на поляну приполз старый слепой Ёж и попросил:

– Кустик, миленький, дай мне один лист! Я совсем ничего не вижу и не могу искать себе еду!

Кустик не смог отказать слепому Ежу и подарил ему голубой лист.

– Ура! Я вижу солнце! – обрадовался Ёж. – Спасибо, милый Кустик!

Но Кустик ничего не смог сказать в ответ. Ведь шелестеть ему было уже нечем!

Все звери и букашки прибежали на поляну.

– Кар-кар! – прокричал старый Ворон и с укором посмотрел на зверей.

-Что же вы натворили! Нашему Кустику теперь нечем дышать! Он умирает!

Белочка с Бельчонком заплакали, а Бабочка прошептала:

– Может быть, нам поможет Лесная Фея?

– Лес-на-я Фе-я! – хором закричали все звери, птицы и букашки.

Прилетела Лесная Фея и сказала:

– Увы, я не могу помочь Кустику вырастить новую листву! Я могу только усыпить его раньше срока, будто пришла зима. А весной, может быть, у него появятся новые листья. Вот только не знаю, что с Кустиком будет, когда придут настоящие зимние морозы! Он ведь совсем слабый.

– А мы построим Кустику тёплый дом! – сказал Еж.

– Построим! Построим! – закричали звери и птицы. – Пусть Кустику будет тепло.

Так и сделали. Дом получился тёплым и уютным. Кустик уснул и проспал всю осень.

Пришла зима. Все лесные жители встречали Новый год, и каждый загадал одно-единственное желание: чтобы Кустик был здоров.

И это желание сбылось! Весной на ветках Кустика набухли разноцветные почки, потом появились листья. А ещё Кустик впервые в жизни зацвёл!

Новогодняя сказка

У Ёлочки в новогодний вечер было много хлопот. Надо успеть принарядиться и помочь Деду Морозу развесить подарки: на нижних ветках – для мышек, на средних – для зайчишек, на макушке – для белок и бурундуков. Не забыть лосят и оленят, и, конечно, синиц и дятлов.

Ох, нелёгкая эта работа – быть красивой и весёлой, когда ветки так и хочется опустить вниз, такие тяжёлые они от подарков!

Но Ёлочка держалась молодцом. В этом году она впервые победила в конкурсе красоты среди всех лесных ёлочек, и ей выпала честь стать Новогодней Ёлочкой. Её короновали настоящей сияющей Звездой – победительницей конкурса Новогодних Звёзд.

Ровно в двенадцать часов важный чёрный дятел с праздничной алой шапочкой на голове отстучал клювом двенадцать ударов, и все лесные звери и птицы принялись поздравлять друг друга с Новым Годом, с новым счастьем! А белки и бурундуки затеяли беготню среди веток Новогодней Ёлочки, помогая зверятам снимать подарки…

Весело и уютно было Ёлочке. Жаль только, не могла она вместе со всеми водить хоровод. Но это не беда, Ёлочка размахивала ветками в такт карнавальной песенке и старалась, чтобы от неё пахло по-праздничному замечательно…

Танцы и песни продолжались до самого утра, а когда небо посветлело, Новогодняя Звезда попрощалась с Ёлочкой и улетела на небо.

…Уставшие зверята уснули. Ёлочка бережно покачивала на своих ветвях белочек, бурундуков, пичужек, нижними ветками укрывала зайчат и пела им колыбельную песенку, в которой был такой припев: “Хорошо на свете жить, когда есть, кого любить!”.

Источник

Алтай – «жемчужина» России

Прошлое, настоящее и будущее Алтая в статьях, фотографиях, документах.

Знакомьтесь – Цхай Ирина!

Барнаульская детская писательница и поэтесса

Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна.

«…Для писателя главнее сила духа, чем сила тела…»

*Небольшая справка из интернета. Насколько правильно изложено в этом мною выбранном маленьком отрывке, я уверять не могу.

Фамилия Цхай имеет очень интересную этимологию и относится к распространенному типу корейских фамилий. Она представляет собой один из фонетических вариантов фамилии Чой. Это одна из пяти наиболее распространенных корейских фамилий. В буквальном переводе на русский язык иероглиф фамилии Цхай означает «высота, вершина». Он изображается в виде дома у горы с тремя вершинами и человека. В Корее владелец дома считается человеком благородным, «высокорожденным».

Согласно восточноазиатской традиции, порядок именования в Корее выдерживается строго: на первом месте всегда стоит фамилия, а уже потом — имя.

Как имена, так и фамилии в Корее писались иероглифами. Количество китайских иероглифов, которые чаще всего используются для образования фамилий, не очень велико, всего лишь несколько сотен. Однако, несмотря на это, они могут сочетаться друг с другом довольно причудливо, образуя огромное число комбинаций. Корейское имя представляет собой сочетание двух произвольно выбранных иероглифов, каждый из которых имеет свое самостоятельное значение. Поэтому, хотя Корея — страна однофамильцев, тезки, т.е. люди с одинаковыми именами, здесь встречаются довольно редко. Роль фамилии в истории Кореи очень велика. Изначально правом носить фамилию обладали только мужчины. Женщины же в большинстве своем вплоть до конца XIX в. вообще не имели официальных, т.е. иероглифических, фамилий. Поэтому их называли или по домашнему прозвищу, или по имени старшего ребенка.

Все это свидетельствует о том, что фамилия Цхай представляет собой замечательный памятник восточноазиатской письменности и культуры.

источник

Вместо предисловия.

Интервью с Ириной в газете «Алтайская правда» за №24 от 12 февраля сего года долго, слишком долго пролежала у меня на столе. Уже май, а я всё никак не мог взяться за изложение его. Не тот настрой души всё это время, чтобы писать о сказочнике, хотя глядя на фотографию и такое приятное лицо, всё это время говорил себе, что написать о ней нужно. Тем более в моём разделе «Знакомьтесь!» писателей, да ещё сказочников не было вовсе.

Теперь уже тянуть некуда. И я изложу то, что было написано про Ирину Цхай в газете, добавив информацию из интернета и свои примечания. Да и обязательно указываю, что материал под названием «Читать, писать, жить» в газете выдан журналистом Натальей Сохаревой, а главная фотография Ирины Цхай известного фотомастера Андрея Каспришина.

Ирина родилась в 1970 году в Барнауле. Родители родом из Средней Азии, а родители её родителей, то есть дедушка и бабушка, выходцы с Дальнего Востока. Дедушка Иннокентий Антонович был деканом Алма-Атинского юридического института. В 1946 году он был направлен в Северную Корею, где занимал должность заместителя Генерального прокурора Северной Кореи, а фактически исполнял обязанности Генерального прокурора. Потом, как и во многих других случаях, дедушка был арестован. Бабушка с тремя детьми вернулась через Китай в Россию. Отцу Ирины тогда было семь лет.

Кстати, дедушку реабилитировали несколько лет назад, а в Корее поставили ему памятник. Отец Ирины ездил на открытие.

Читать научилась сама благодаря наличию кубиков, журнала Весёлые картинки», передаче «АБВГДейке» и, скорее всего, собственной настойчивости и желанию. Самое большое богатство в квартире были – два стеллажа с книгами.

Первая «проба пера» у Иры произошла в четвёртом классе – фантастический рассказ, как продолжение прочитанной в журнале истории. Она отправила его в журнал «Костёр» и даже получила ответ. Считает, что ответ хоть и был жестковат, но справедлив.

Писать всё равно не расхотелось. Завела дневники. Сначала это были наблюдения за насекомыми. В лесу бывала часто с отцом, любителем «тихой охоты» – заядлым грибником. Природу полюбила с детства, а тут ещё и книга профессора Мариковского «Юному энтомологу». Ему она тоже написала – решила изучать насекомых. Знаменитый энтомолог ответил и даже дал несколько советов.

Таким образом, Ирина, закончив ВУЗ, становится биологом и получает диплом биолога – исследователя и преподавателя биологии и химии.

Практику, кстати, она проходила в Институте им. Лисавенко.

Но писать не забывала и не переставала. Вспоминает, как идут экзамены, а ей хочется писать стихи. И она накануне экзамена по физиологии человека и животных пишет поэму «Пищеварение и его значение».

А на экзамене, один из трёх вопросов в билете попадается вопрос про пищеварение, и она зачитывает свою поэму. В общем, экзаменатор после прослушивания поэмы поставил «пятёрку» и третий вопрос не стал слушать. А его как раз студентка и не знала!

В статье приводятся парочка строчек из поэмы, и я их здесь покажу с определённой целью.

«…Пищеваренье – важное явленье,

Оно присуще каждому живому,

К тому же эндорфины от варенья

Помочь готовы мозгу головному…»

Ещё поэтесса говорит так,

– Во время творческого акта выделяются гормоны радости – эндорфины. В случае же, когда творить не получается, то это всегда тяжело переживается. Таким образом, здесь не только психологический фактор нужно учитывать, но и биохимическую основу процесса.

Стихи Ирина начала писать с 18 лет. Посещала литературную студию «Родник» под руководством А. М. Родионова, «Литературное кафе» под руководством Г. Д. Колесниковой, поэтический клуб «Беловодье». Участвовала в литературных семинарах.

По специальности работать не получилось. Ирина не скрывает, что в 90-е годы преподавательская работа не давала возможности прокормиться, а на руках был маленький сын. Пришлось идти в торговлю. Но, о литературе не забывала.

В какой – то момент она поняла, что “…не зазорно не зарабатывать тем, что пишешь и при этом быть хорошим писателем…”

«Слава богу, что мне жизнь даёт возможность зарабатывать не писательским трудом. Потому что специально детские сказки, стихи ты не напишешь».

Читайте также:  Рассказ чехова про женщину которая влюблялась во всех

Ирина Цхай.

*Второй раз я сталкиваюсь с рассуждением о том, что на заказ не творят. Первый раз это была художник Илзе Рудзите из Республики Горный Алтай. О ней я писал в своё время здесь же http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=1913 и http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=1932.

На заказ только зарабатывают неплохие деньги.

Автор поэтического сборника «Город», в котором собраны подборки стихов барнаульских авторов, книг «Сказки» (2007), «Поющая Радуга» (2009)

А ещё она Лауреат 1 Всероссийского конкурса детских писателей (1999-2000)

Её сказки включены в учебно-методическом пособии БГПУ «Литература родного края»; книгу для чтения «Писатели Алтая – детям»; хрестоматию по литературе Алтайского края «Алтайские жарки».

Она победитель краевого конкурса на издание литературных произведений в номинации «Детская литература» (2009), а также конкурса «Лучшая книга Алтая – 2009» в номинации «Лучшая книга для детей и юношества» (сборник сказок «Поющая радуга»).

А если дышать в резонанс круженью планет и прозрений,

То можно увидеть себя во множестве лунных затмений,

Рассветов и трелей весенних, и в бусинках стихотворений…

Низаешь на хрупкую нить и шепчешь:

«Не уронить…»

Сказки Ириной Викторовной сочиняются в любой обстановке. Вдохновение приходит вдруг…

А может не вдруг? Вот пример из её откровений. Как-то она поехала в Диагностический центр на обследование и…

Вдруг пришло то самое вдохновение. И она начала писать. Здесь же, на анкетах, так как бумаги с собой было мало, хотя блокнот и ручка всегда с собой. Давно задуманный текст, стал живо воплощаться на бумаге.

*Прекрасно понимаю. Главное не упустить момента и записать.

Это произошло в день её рождения, и она подумала, что это вдохновение – подарок от друзей, которые в тот день прислали многочисленные поздравления.

И на последний вопрос о том, как приучить детей читать, Ирина Викторовна ответила так:

Читать самим, а ребёнку должно нравиться читать с родителями. А насильно заставлять ребёнка читать нельзя.

Чтение – это труд. Тем более для ребёнка. А труд должен быть в радость. Понимание же того, что благодаря книгам можно быстрее стать взрослым, а чтение – это ещё такая форма свободы и самостоятельности, очень благотворно влияет на сознание маленького человека.

*И опять в «самую точку», Ирина Викторовна. Я даже добавил бы, что труд для взрослого человека тоже должен быть в радость, а не только средство зарабатывания на пропитание. Вот когда эти два условия, радостный труд и достойная его оценка, станут для человека определённо доступными, то и сложатся все условия для существования процветающего и свободного человеческого общества.

*А теперь три сказки, которые я выбрал для вас и ваших малышей.

Гордая Слива

Жила-была Слива. Когда-то она на ветке росла, а теперь жила в банке под жестяной крышкой в сладком сиропе. Но жизнь у Сливы была несладкая. Днем и ночью ей не давала покоя одна и та же навязчивая мысль: ну почему она не Дыня – большая, гордая и одинокая? Лежала бы на полочке, веревочкой обвязанная, а не парилась бы в темноте с сестричками вперемешку.

Злилась Слива, злилась, да и лопнула, и плесенью покрылась.

Хозяйка банку открыла и выбросила гордячку в мусорное ведро.

Слива больно стукнулась о стенку, но подумала: «Зато теперь не будет тесно!». Но тут на Сливу обрушился такой град очистков, огрызков и бумажек, что она чуть не упала в обморок и из последних сил стала карабкаться к краю ведра…

Очнулась Слива в каком-то тёплом, узком даже для неё коридорчике. Это была мышиная норка. В норке жил мышонок Федя. Мышонок был совсем маленький. У него была сломана лапка. А маму съела кошка.

Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание:

– Здравствуйте, Вы кто?

Слива смутилась и сказала:

И, помолчав, добавила:

– Ну, только маленькая.

А, подумав ещё, совсем тихо уточнила:

Улиткина мечта

Улитка была старенькая и неповоротливая. Вдруг прилетел на ветку Скворец и решил склевать Улитку.

– Исполни моё последнее желание! – взмолилась она. – Это мечта моей жизни!

– Ладно, – сказал Скворец. – Исполню. Но потом всё равно съем. Говори, чего ты хочешь?!

Делать нечего, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Стал Скворец учить Улитку подпрыгивать – получилось. Потом Улитка научилась с ветки на ветку перепархивать, а потом долетела до соседнего дерева!

Скворец был страшно доволен, и не собирался, есть свою ученицу.

– Моя школа! – гордо заявил Скворец, глядя в небо…

Наступила осень. Все улитки во главе со старенькой Улиткой улетели на юг. Вслед за скворцами.

История знаменитого Мышонка

У маленького Мышонка была большая мечта. Он решил написать огромную интересную книгу. Чтобы все хвалили его и говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок!»

Одно плохо: не знал он, как начать. Думал-думал и, наконец, написал: «Жил-был маленький Мышонок…».

А дальше что-то никак не придумывается.

Мышонок чаю попил, комнату проветрил, снова за стол сел, лоб потёр, новый карандаш заточил… но так ничего и не придумал.

Тогда он решил ещё отдохнуть и вышел погулять. Идёт по лесу, а навстречу ему – Бурундучок.

– Привет, Мышонок! Ты чего такой задумчивый? – спросил Бурундучок.

– Привет. Не мешай думать, я книгу сочиняю.

– Кни-и-гу? – удивился Бурундучок. – Так ты же ещё маленький, рано тебе книги писать!

– Маленький, да удаленький! Начало я уже написал.

– Ой, а я в твоей книге есть? Ведь я – твой лучший друг!

– Нет, … тебя там нет. Пока ещё нет… – ответил Мышонок и вдруг бросился к норке.

Дома раскрыл тетрадку и дописал: «И был у Мышонка лучший друг – Бурундучок». А что дальше писать – не знает. Думал-думал и снова решил прогуляться. Навстречу ему – Бельчонок.

– Пойдём со мной орешки грызть! – позвал он Мышонка.

– Некогда мне. Я книгу пишу. Интересную, – важно ответил Мышонок.

– Книгу? Да ты ещё и писать-то, наверное, не умеешь! – воскликнул Бельчонок.

– Это я-то не умею? Вот допишу – увидишь. Я уже почти половину написал, – обиделся Мышонок.

– Ладно, не обижайся! Ведь я – твой лучший друг!

Тут Мышонок понял, что дальше писать.

– До свидания, – сказал он Бельчонку и побежал к норке.

Сел за стол и продолжил: «А ещё есть у Мышонка замечательный друг – Бельчонок».

И тут Мышонок радостно рассмеялся. Теперь он уже точно знал, что делать дальше. Он стал вспоминать всех своих друзей и писать, какие они хорошие, добрые, заботливые, весёлые, умные, находчивые, отзывчивые, ловкие, умелые, смелые, и каждый из них – настоящий друг! И ещё нарисовал их портреты. Цветными карандашами.

Книга получилась большая и интересная.

Каждый хотел её прочитать, и все говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок! Такую замечательную книгу написал!»

*Что ж от себя я хочу пожелать Ирине Викторовне творческих успехов и новых сказок для самых маленьких, а нам не забывать, что часто в сказках есть тот смысл, который необходим и взрослым. Как, например, в сказке о Мышонке и его книге.

Алтаич, с. Алтайское

14 мая 2016 года.

Знакомьтесь – Цхай Ирина! : 6 комментариев

Спасибо. Очень добрый пост, когда читаешь эти сказки, невольно улыбаешься и на душе становится светлее. Об авторе: задело ее высказывание, что творчество по заказу не бывает, на нем нельзя заработать. Могу подтвердить это на собственном опыте: некоторые мои читатели заказывают мне написать текст про того или иного поэта, художника, писателя или рецензию на книгу. И тут у меня наступает ступор. Вот уже полгода у меня лежит заявка написать рецензию на поэтический сборник и рука не поднимается. Ощущение, что я тупая и ничего не могу понять и увидеть в этом сборнике, хотя поэт там замечательный Михаил Анищенко, о котором я писала у себя в блоге, но кроме него еще и другие есть и не могу преодолеть этот зажим. Так что все верно она пишет. В том числе и про эндорфины, которые выделяются в творческом процессе: радость непередаваемая от самого процесса, иногда мучительного, но когда на другой день прочитаешь то, что получилось, то удивляешься: и откуда мне сие.

Да, я тоже могу подтвердить, что творчество не может быть заказным. А само оно и радостно и мучительно. Хотя у меня, например, после прочтения написанного текста вторично или больше раз, всегда появляется желание править, дополнять, исправлять и чуть не по новой писать.

Так всегда бывает, но в блоге, по-моему, лучше этого не делать иначе никогда своего не напишешь, а только и будешь править до бесконечности. Другое дело, если пишешь книгу. Здесь и требования другие, и время течет иначе.

Согласен! Но, увы, пока получается много правок, исправлений и дополнений.

Спасибо большое, Виктор, за замечательные сказки. Прекрасная обложка у книги. Захотелось всю прочитать, хоть и давно уже не маленькая, а сказки люблю.

Да, Жанна, а я увидел в них вроде бы и смысл для взрослых. Хотя все не читал, но есть что-то от басни.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Познавательное и интересное