Сказки от Цхай Ирины для детей и взрослых
Никогда не думал, что сказки могут быть такими светлыми и поучительными. Что-то новое в этом жанре. В детстве страшно увлекался сказками, и считаю себя знатоком сказок. А тут впервые, в груди у меня счастливо металась радость от прикосновения с настоящим и от того, что такое чудо не прошло мимо меня!
Почитайте и тоже порадуйтесь!
Запомните это имя- Цхай Ирина- сказочная сказочница.
Поющая Радуга
Жила-была на свете маленькая Радуга. У неё было всего два цвета – красный и синий. И потому ей не разрешали появляться ни над лесом, ни над городом, ни над речкой, ни даже над лужей.
Доктора выписывали ей разные лекарства, назначали желтые, зеленые и фиолетовые ванны, но ничего не помогало: Радуга подрастала, а разноцветней не становилась.
Однако она не унывала и в свободное от разных ванн время брала уроки пения.
Вообще-то радуги не поют – боятся, что от пения с них вся краска облетит, и их не пустят над Землей покрасоваться. Они всё время в зеркало смотрятся и следят, чтобы разноцветные полоски с места на место не перебегали. Так что учиться им некогда.
Ну, а маленькую Радугу и так никуда не пускали, да и красоваться она не любила – ни над Землей, ни перед зеркалом. А петь ей очень нравилось, вот она и пела целыми днями. Тайком от мамы, конечно.
И вот настал день, когда маленькая Радуга САМА сочинила песню. Это была замечательная песня про то, как это здорово – жить на свете и любить маму.
Маленькая Радуга не удержалась и спела маме эту песню. Хотя и боялась, что её будут ругать.
Радуга-мама сначала испугалась, что от пения дочка станет совсем бледной, но потом ей так понравилась песенка, что она даже разрешила маленькой Радуге ходить в музыкальную школу. Хотя там учатся только Молнии, Дождинки, Градинки и Метели.
Маленькая Радуга оказалась прилежной ученицей, и вскоре в Небесной академии ей не было равных!
Правда, все остальные радуги говорили, что мама-Радуга поступила очень плохо, и маленькая Радуга так никогда и не станет разноцветной. И поделом! Нечего не своим делом заниматься.
Маленькая Радуга вздыхала, но продолжала учиться. Все равно ей уже никогда не стать разноцветной…
И вот настал день Великого Весеннего Концерта. Маленькая Радуга должна была исполнить песню собственного сочинения.
Сначала ей было очень страшно, но потом она собралась с духом и спела так хорошо, что все остальные радуги громко захлопали в ладоши и закричали: “Браво! Браво! Молодец!”
Маленькая Радуга засмеялась от счастья, и вдруг на глазах у всех у неё появились недостающие цветные полоски!
Гордая Слива
Жила-была Слива. Когда-то она на ветке росла, а теперь жила в банке под жестяной крышкой в сладком сиропе.
Но жизнь у Сливы была несладкая. Днем и ночью ей не давала покоя одна и та же навязчивая мысль: ну почему она не Дыня – большая, гордая и одинокая? Лежала бы на полочке, веревочкой обвязанная, а не парилась бы в темноте с сестричками вперемешку.
Злилась Слива, злилась, да и лопнула, и плесенью покрылась.
Хозяйка банку открыла и выбросила гордячку в мусорное ведро.
Слива больно стукнулась о стенку, но подумала: “Зато теперь не будет тесно!”. Но тут на Сливу обрушился такой град очистков, огрызков и бумажек, что она чуть не упала в обморок и из последних сил стала карабкаться к краю ведра…
Очнулась Слива в каком-то тёплом, узком даже для неё коридорчике. Это была мышиная норка. В норке жил мышонок Федя. Мышонок был совсем маленький. У него была сломана лапка. А маму съела кошка.
Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание:
– Здравствуйте, Вы кто?
Слива смутилась и сказала:
И, помолчав, добавила:
– Ну, только маленькая.
А, подумав ещё, совсем тихо уточнила:
Продолжение следует
Королева Катушка
У Катушки с нитками был слишком длинный язык. И как его ни обрезали, все равно не становился он короче. И потому Катушка была страшной сплетницей – не умела держать язык за зубами. Ведь зубов-то у неё не было!
Когда Катушкины соседи устали от её сплетен, они подарили ей золотой зубной протез – чтобы меньше болтала.
Но Катушка не поняла такого тонкого и вежливого намёка. Она решила, что это – золотая корона, а Ножницы, Иголочки и Тряпочки признали её королевой. Надела протез на голову и вдруг задумалась: “А не слишком ли много я говорю для королевы? Надо бы стать посолидней”.
И перестала сплетничать. Почти.
Чесночинка жила в Головке Чеснока со своими сестричками и думала о том, что… Да ни о чём она не думала. Жила, и все тут.
А Головка Чеснока думала. На то она и Голова. Она думала о том, что неплохо бы деток в люди вывести… Из одной дольки – Лилию вырастить. Из другой – Тюльпан. Из третьей – Хризантему. Или даже Розу. Почему бы и нет?
Но Мама разломила Чесночную Головку, растёрла дольки и сделала больному ребёнку лекарство.
И ребёнок перестал болеть, повеселел и нарисовал Маме красивый-прекрасивый букет – там были и лилии, и тюльпаны, и хризантемы, и даже розы.
“А все это – благодаря моим деткам…” – подумал Хвостик от Чесночной Головки.
Иголочкина радость
Иголочка-непоседа обожала танцевать: светилась от радости, когда её из игольницы вынимали. То на цыпочках постоит, то волчком закружится, то рыбкой нырнёт, то взлетит птицею. А потом, уставшая и счастливая, укладывается спать в свою игольницу. А на белом шёлке радостью распускаются цветущие весенние деревья, облака пушистые, радугой расцвеченные, океаны безбрежные, водопады хрустальные…
И даже когда просто носок Иголочка штопала – и на носке кусочек её радости оставался!
Сказка о Старой Зубной Щётке
В ванной комнате, в стаканчике на полочке, жила Старая Зубная Щётка. Она действительно была очень старая, и ею давно уже никто не пользовался – ни Папа, ни Мама, ни девочка Оля. У каждого из членов семьи было по новой, яркой и красивой зубной щётке, которые стояли в одном стаканчике со Старой Зубной Щёткой и смеялись над нею:
– Эй ты, старая лысина, когда же тебя на помойку выбросят? – говорили они.
Старая Щётка молчала, глотая слёзы. Ответить-то ей было нечего! Она действительно уже никуда не годилась. Но она так любила этот дом, этих людей, особенно девочку Олю!
Как она радовалась, когда утром девочка заходила в ванную! Как ей хотелось, чтобы её тоже взяли в руки! Но, с другой стороны, если её и вынут из стаканчика, то только для того, чтобы выбросить… Так думала Старая Щётка и старалась спрятаться за спиной своих ярких соседок.
Ну что за жизнь была у бедной Щётки!
Но вот однажды в ванную комнату вошла девочка Оля, подставила скамеечку и взяла Старую Щётку.
– Наконец-то! – в один голос загалдели новые щётки. – Наконец-то её отправят на помойку!
Старая Щётка ужасно перепугалась, но утешала себя тем, что хоть напоследок посидит в Олиных руках…
Старая Щётка зажмурила глаза и открыла их только тогда, когда поняла, что они уже прошли мимо кухни и туалета и зашли в детскую комнату. А мусорного ведра в детской не было! Что же будет дальше?
А дальше было вот что. Девочка Оля достала коробку с разноцветной гуашью, большой альбом, обмакнула головку Старой Щётки в яркую краску и нарисовала весеннюю траву, а потом – голубое небо, а потом поставила Старую Щётку в карандашницу и взяла тонкие кисточки – дорисовать деревья, цветы и солнце.
Когда Оля уже спала в своей кроватке, Кисточки познакомились со Старой Щёткой. Они очень обрадовались её появлению, потому что были тоненькие и уставали, рисуя небо, землю, воду, и с удовольствием приняли Щётку в свою компанию.
Так Старая Щётка стала художницей и обрела семью.
И стали сниться ей замечательные цветные сны!
Вежливый Чайник
Жил-был Вежливый Чайник. У него был свисток. Но Чайник был вежливый, и поэтому никогда не свистел, не сопел, не фырчал и не пыхтел. Ведь свистеть в доме неприлично, а уж пыхтеть и сопеть – тем более. Вот люди и никак не могли понять, вскипела вода или нет. Чай то холодный получается, то вовсе вся вода испарится, заново приходится ставить.
Рассердились люди, на свалку Чайник отправили. Обрадовался Вежливый Чайник: наконец-то посвистеть можно! Но недолго свистел. Шёл мимо человек, увидел: Чайник-то какой весёлый и новый совсем! И домой забрал. А чай тот человек совсем не пил. Так что Чайник дома продолжал молчать по старой привычке, и никто из-за этого не расстраивался.
А по воскресеньям человек брал своего Вежливого Чайника в лес. Они садились на пенёчки и свистели, как свиристели, сопели, как медвежата, и пыхтели, как ёжики.
Сказка про любовь
Жили-были на одной улице два Фонарика – Жёлтый и Оранжевый.
Оранжевый Фонарик был озорной и любознательный. И так ему надоело на одной ножке стоять! Захотел он другие места посмотреть, попутешествовать. А как? Ножка-то у него только одна. Стал он просить соседа:
– Дай мне свою ножку! Я погуляю, а что увижу, все тебе расскажу.
Долго упрашивал. Наконец Жёлтый Фонарик согласился и отдал Оранжевому свою ножку. А сам на скамеечку присел и стал его дожидаться.
Вот день проходит, другой…. Никак не идёт Оранжевый Фонарик, не несёт ножку! И улицу освещать некому, и все бока Жёлтый Фонарик на скамейке отлежал…
Но тут пришёл Слон и говорит:
– Что же ты, Фонарик, на лавочке сидишь, а на улице совсем темно, дальше лавочки ничего не видно?!
– Понимаешь, я отдал свою ножку другому Фонарику. Он обещал скоро вернуться, да вот что-то не идёт!
– Беда…- покачал головой Слон. – Ну да ладно. Пойду, поищу твоего друга!
Вернулся он нескоро. Не нашёл он Оранжевого Фонарика, зато принёс с собой Зелёную девочку-Фонарик.
У неё тоже была только одна ножка, и стали они светить по очереди: то Жёлтый Фонарик, то она.
Полюбили они друг друга, и светили ярко-ярко, как сто фонариков!
И на их улице всегда было светло, как днём.
Как Шмяк стал Чивом
Воробей Шмяк вечно что-нибудь роняет. Завтрак – на штаны. Перья – в кашу. Ранец – на школьного директора.
Не то чтобы он хилый, просто задумчивый. В его голове всё время вертится музыка! То весёлая, то грустная, то задорная, то спокойная. А музыку Шмяк просто обожает! Потому и музыка обожает приходить к Шмяку в гости.
Но вот окружающие обижаются. Особенно директор. Уж больно много учебников в ранцах у современных детей!
Однажды вызывает директор Шмяка в свое дупло и говорит:
– Учащийся Шмяк! Сколько же можно знаниями кидаться!? У меня макушка болит!
– Орёл Степанович! Я нечаянно! – чирикнул Шмяк и замер.
Глаза закрыл и новую мелодию слушает. Ничего вокруг не видит и не слышит!
Мудрый физик Орёл Степанович достаёт свои хитрые приборы, инструменты, схемы и мастерит электронный СЛУХОТРОН. Надевает Шмяку на голову и подключает к школьному радио.
И по всей птичьей школе звучит удивительный, необыкновенный концерт!
Все учителя замолчали, ученики застыли на своих жёрдочках! Все слушали до тех пор, пока Шмяк не вспомнил, что сидит в кабинете директора.
С тех пор жизнь воробья наладилась. Мама купила ему много чистых дисков и пригласительных открыток.
Теперь Шмяк пишет в открытках, к которому часу ждёт в гости очередную мелодию, и больше ничего не шмякает и в школу не опаздывает. Ведь теперь мелодии прилетают к нему, когда он свободен и может записать их через слухотрон! А записанные диски воробей дарит друзьям.
Кстати, они теперь зовут его не Шмяк, а Чив. По-птичьи это означает “композитор”.
Все птицы очень рады. А больше всех радуется Орёл Степанович.
Кролик-математик
Грустный кролик Иннокентий мечтает стать математиком. Носить стильные очки. Знать много научных слов, которые даже произнести трудно. Быть чётким и точным во всем и всегда.
Но Иннокентий родился поэтом. Зрение у него стопроцентное, правильное написание “параллелограмма” и “параллелепипеда” в его ушастой голове никак не укладывается. А уж опаздывает он всегда и везде. Вдобавок по алгебре у него “тройка”.
Сидел как-то Иннокентий в глубокой печали над теоремой косинусов и думал о своей несбыточной мечте…
И вот что у него получилось:
О, математика, Царица всех наук!
Объять тебя мне не хватает рук!
О, озари своим вниманьем вдруг!
О, подари своих сокровищ пук!
Пучок то есть. Букет.
А вот теорему косинусов так и не выучил.
Начался урок алгебры. И, как на зло, ворона Римма Сергеевна вызвала Иннокентия к доске.
Кролик заволновался, задёргал ушами, пытаясь хоть что-нибудь вспомнить, но напрасно.
– Ка-а-ар! – огорчилась Римма Сергеевна. – Иннокентий! Опять не выучил!
– Я… я стихи сочинял! – залепетал кролик, и уши его от стыда стали горячие-горячие, как оладьи на сковородке.
– Стихи? – удивилась учительница. – А при чем тут стихи?
– Так они про алгебру…
– Пр-р-ро алгебр-р-ру?! – ахнула Римма Сергеевна. – А ну, пр-р-рочти!
И кролик прочёл своё стихотворение, заикаясь и поикивая.
Учительница громко захлопала крыльями и каркнула:
– Молодец, Иннокентий! Ставлю тебе “пятёрку”! Садись.
– Римма Сергеевна…Так ведь я теоремы не знаю!
– Ничего. Приходи в гости, я тебе её объясню. Главное, что ты алгебр-р-ру любишь!
Про Макаку
Жила-была Макака. А у Макак всё не так, как у людей. У людей руки – так руки, ими ложку берут, ноги – так ноги, на них ботинки обувают…
“А у меня не поймёшь: то ли руки, то ли ноги…”, – размышляла Макака, срывая ногой банан. Или задней рукой? Попробуй, разберись!
Очень хотелось Макаке во всем на людей походить. Пошла Макака в магазин и купила себе на задние лапы – чёрные ботинки, на передние – перчатки белые лайковые. Натянула перчатки, обулась и на прогулку пошла. Важно так, на задних лапах.
Вдруг из-за куста Леопард ка-ак выскочит! Ка-ак кинется к Макаке! Та – удирать на четвереньках… На дерево залезть не может – перчатки и ботинки мешают. Сбросила их кое-как и на пальму вскарабкалась. Уселась и ну ругаться! Сначала – на Леопарда, а потом – на людей:
– Да ну их! Всё у них не как у макак!
Секрет Пудреницы
Пудреница никак не могла понять – ну почему из неё все время что-то сыплется? Надоело. Стиснула Пудреница зубы покрепче и смотрит, что из этого выйдет.
Подошла Мама к туалетному столику, стала Пудреницу открывать – не открывается! Рот у неё на замке. “Пусть хоть молотком стукнет – слова не скажу!” – думает Пудреница.
А Мама бережно взяла Пудреницу и отнесла Папе:
– Дорогой, посмотри, что случилось с моей любимой Пудреницей?! Только осторожней, не сломай!
Пудренице стало приятно, что её так любят, и она разулыбалась. Мама напудрилась и ушла с Папой в театр.
А Пудреница поняла: радость из неё сыплется! Радость.
Улиткина мечта
Улитка была старенькая и неповоротливая. Вдруг прилетел на ветку Скворец и решил склевать Улитку.
– Исполни моё последнее желание! – взмолилась она. – Это мечта моей жизни!
– Ладно, – сказал Скворец. – Исполню. Но потом всё равно съем. Говори, чего ты хочешь?!
Делать нечего, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Стал Скворец учить Улитку подпрыгивать – получилось. Потом Улитка научилась с ветки на ветку перепархивать, а потом долетела до соседнего дерева!
Скворец был страшно доволен и не собирался есть свою ученицу.
– Моя школа! – гордо заявил Скворец, глядя в небо…
Наступила осень. Все улитки во главе со старенькой Улиткой улетели на юг. Вслед за скворцами.
Сказка про Занозу
Жил-был Слон. Пошёл Слон погулять и посадил в левую пятку задней ноги занозу. И очень огорчился. Ведь сегодня у Слона должно было состояться первое в жизни выступление, где он танцует Белого Лебедя. А как будешь танцевать, если у тебя в пятке – заноза? И Слон заплакал.
– Извините, я тут ни при чём,- сказала Ива, которая стала Занозой. – Я росла тихо, никого не трогала. Я не виновата, что Вы на меня наступили.
А Слон плакал огромными слоновьими слезами, и каждая слезинка была величиной с блюдце!
Иве стало жаль Слона, да и сидеть в его пятке порядком надоело:
– Уважаемый Слон, перестаньте плакать. Возьмите мёду, намажьте им этот стог сена и приложите к пятке, из которой я торчу!
– А поможет? – всхлипнул Слон, прижимая медовое сено к пятке.
– Должно помочь. Так всегда делают люди, если посадят занозу. Только вместо сена они берут вату, – сказала Ива, протискиваясь наружу.
Слон отнёс Иву на берег реки и посадил в землю. Ива пустила корни и выросла крепким и умным деревом.
А Слон с тех пор стал внимательным и старался ни на кого не наступать, никого не обидеть. Это очень важно. Особенно, когда тебе поручают танцевать Белого Лебедя.
Волшебный Кустик и его друзья
Жил-был в лесу удивительный Кустик. Все его листья были разноцветные – красные, синие, жёлтые, голубые, фиолетовые, изумрудные… Но самым удивительным было то, что они были волшебными: стоит сорвать один лист и загадать желание, как оно непременно сбывается.
Все лесные звери знали это и часто обращались к Кустику с просьбой сорвать один листочек. Кустик был добрый и никому-никому не отказывал.
– Кар-р-р! – прокаркал однажды старый мудрый Ворон, пролетая над Кустиком.
– Кар-р! Ты стал почти прозрачным, совсем мало листьев у тебя осталось. Разве ты не знаешь, что кусты и деревья дышат листьями? А ещё листья ловят солнечных зайчиков, которые потом греют тебя всю зиму! Кар-р! Не давай больше срывать свои листья, Кустик. Ты заболеешь и не вынесешь морозов!
Сказал так Ворон и улетел.
А Кустик призадумался. Но тут к нему подбежала заплаканная Белка:
– Кустик, дорогой, дай мне один лист! Мой маленький Бельчонок потерялся в лесу, его Рысь съест!
– Жалко Бельчонка! Возьми, Белочка, мой синий лист! – ответил Кустик.
Белочка поблагодарила его и сорвала синий лист. И тут же на поляну выскочил испуганный Бельчонок и бросился обнимать маму.
Кустик радостно зашелестел оставшимися листьями, но тут вдруг увидел под своими ветками Бабочку с оторванным крылом. Кустик заплакал и сам помог Бабочке оторвать самый нижний лист. У Бабочки тут же выросло новое крыло.
– Спасибо, дорогой Кустик! – сказала на прощание Бабочка и улетела.
А на поляну приполз старый слепой Ёж и попросил:
– Кустик, миленький, дай мне один лист! Я совсем ничего не вижу и не могу искать себе еду!
Кустик не смог отказать слепому Ежу и подарил ему голубой лист.
– Ура! Я вижу солнце! – обрадовался Ёж. – Спасибо, милый Кустик!
Но Кустик ничего не смог сказать в ответ. Ведь шелестеть ему было уже нечем!
Все звери и букашки прибежали на поляну.
– Кар-кар! – прокричал старый Ворон и с укором посмотрел на зверей.
-Что же вы натворили! Нашему Кустику теперь нечем дышать! Он умирает!
Белочка с Бельчонком заплакали, а Бабочка прошептала:
– Может быть, нам поможет Лесная Фея?
– Лес-на-я Фе-я! – хором закричали все звери, птицы и букашки.
Прилетела Лесная Фея и сказала:
– Увы, я не могу помочь Кустику вырастить новую листву! Я могу только усыпить его раньше срока, будто пришла зима. А весной, может быть, у него появятся новые листья. Вот только не знаю, что с Кустиком будет, когда придут настоящие зимние морозы! Он ведь совсем слабый.
– А мы построим Кустику тёплый дом! – сказал Еж.
– Построим! Построим! – закричали звери и птицы. – Пусть Кустику будет тепло.
Так и сделали. Дом получился тёплым и уютным. Кустик уснул и проспал всю осень.
Пришла зима. Все лесные жители встречали Новый год, и каждый загадал одно-единственное желание: чтобы Кустик был здоров.
И это желание сбылось! Весной на ветках Кустика набухли разноцветные почки, потом появились листья. А ещё Кустик впервые в жизни зацвёл!
Новогодняя сказка
У Ёлочки в новогодний вечер было много хлопот. Надо успеть принарядиться и помочь Деду Морозу развесить подарки: на нижних ветках – для мышек, на средних – для зайчишек, на макушке – для белок и бурундуков. Не забыть лосят и оленят, и, конечно, синиц и дятлов.
Ох, нелёгкая эта работа – быть красивой и весёлой, когда ветки так и хочется опустить вниз, такие тяжёлые они от подарков!
Но Ёлочка держалась молодцом. В этом году она впервые победила в конкурсе красоты среди всех лесных ёлочек, и ей выпала честь стать Новогодней Ёлочкой. Её короновали настоящей сияющей Звездой – победительницей конкурса Новогодних Звёзд.
Ровно в двенадцать часов важный чёрный дятел с праздничной алой шапочкой на голове отстучал клювом двенадцать ударов, и все лесные звери и птицы принялись поздравлять друг друга с Новым Годом, с новым счастьем! А белки и бурундуки затеяли беготню среди веток Новогодней Ёлочки, помогая зверятам снимать подарки…
Весело и уютно было Ёлочке. Жаль только, не могла она вместе со всеми водить хоровод. Но это не беда, Ёлочка размахивала ветками в такт карнавальной песенке и старалась, чтобы от неё пахло по-праздничному замечательно…
Танцы и песни продолжались до самого утра, а когда небо посветлело, Новогодняя Звезда попрощалась с Ёлочкой и улетела на небо.
…Уставшие зверята уснули. Ёлочка бережно покачивала на своих ветвях белочек, бурундуков, пичужек, нижними ветками укрывала зайчат и пела им колыбельную песенку, в которой был такой припев: “Хорошо на свете жить, когда есть, кого любить!”.
Алтай – «жемчужина» России
Прошлое, настоящее и будущее Алтая в статьях, фотографиях, документах.
Знакомьтесь – Цхай Ирина!
Барнаульская детская писательница и поэтесса
Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна.
«…Для писателя главнее сила духа, чем сила тела…»
*Небольшая справка из интернета. Насколько правильно изложено в этом мною выбранном маленьком отрывке, я уверять не могу.
Фамилия Цхай имеет очень интересную этимологию и относится к распространенному типу корейских фамилий. Она представляет собой один из фонетических вариантов фамилии Чой. Это одна из пяти наиболее распространенных корейских фамилий. В буквальном переводе на русский язык иероглиф фамилии Цхай означает «высота, вершина». Он изображается в виде дома у горы с тремя вершинами и человека. В Корее владелец дома считается человеком благородным, «высокорожденным».
Согласно восточноазиатской традиции, порядок именования в Корее выдерживается строго: на первом месте всегда стоит фамилия, а уже потом — имя.
Как имена, так и фамилии в Корее писались иероглифами. Количество китайских иероглифов, которые чаще всего используются для образования фамилий, не очень велико, всего лишь несколько сотен. Однако, несмотря на это, они могут сочетаться друг с другом довольно причудливо, образуя огромное число комбинаций. Корейское имя представляет собой сочетание двух произвольно выбранных иероглифов, каждый из которых имеет свое самостоятельное значение. Поэтому, хотя Корея — страна однофамильцев, тезки, т.е. люди с одинаковыми именами, здесь встречаются довольно редко. Роль фамилии в истории Кореи очень велика. Изначально правом носить фамилию обладали только мужчины. Женщины же в большинстве своем вплоть до конца XIX в. вообще не имели официальных, т.е. иероглифических, фамилий. Поэтому их называли или по домашнему прозвищу, или по имени старшего ребенка.
Все это свидетельствует о том, что фамилия Цхай представляет собой замечательный памятник восточноазиатской письменности и культуры.
источник
Вместо предисловия.
Интервью с Ириной в газете «Алтайская правда» за №24 от 12 февраля сего года долго, слишком долго пролежала у меня на столе. Уже май, а я всё никак не мог взяться за изложение его. Не тот настрой души всё это время, чтобы писать о сказочнике, хотя глядя на фотографию и такое приятное лицо, всё это время говорил себе, что написать о ней нужно. Тем более в моём разделе «Знакомьтесь!» писателей, да ещё сказочников не было вовсе.
Теперь уже тянуть некуда. И я изложу то, что было написано про Ирину Цхай в газете, добавив информацию из интернета и свои примечания. Да и обязательно указываю, что материал под названием «Читать, писать, жить» в газете выдан журналистом Натальей Сохаревой, а главная фотография Ирины Цхай известного фотомастера Андрея Каспришина.
Ирина родилась в 1970 году в Барнауле. Родители родом из Средней Азии, а родители её родителей, то есть дедушка и бабушка, выходцы с Дальнего Востока. Дедушка Иннокентий Антонович был деканом Алма-Атинского юридического института. В 1946 году он был направлен в Северную Корею, где занимал должность заместителя Генерального прокурора Северной Кореи, а фактически исполнял обязанности Генерального прокурора. Потом, как и во многих других случаях, дедушка был арестован. Бабушка с тремя детьми вернулась через Китай в Россию. Отцу Ирины тогда было семь лет.
Кстати, дедушку реабилитировали несколько лет назад, а в Корее поставили ему памятник. Отец Ирины ездил на открытие.
Читать научилась сама благодаря наличию кубиков, журнала Весёлые картинки», передаче «АБВГДейке» и, скорее всего, собственной настойчивости и желанию. Самое большое богатство в квартире были – два стеллажа с книгами.
Первая «проба пера» у Иры произошла в четвёртом классе – фантастический рассказ, как продолжение прочитанной в журнале истории. Она отправила его в журнал «Костёр» и даже получила ответ. Считает, что ответ хоть и был жестковат, но справедлив.
Писать всё равно не расхотелось. Завела дневники. Сначала это были наблюдения за насекомыми. В лесу бывала часто с отцом, любителем «тихой охоты» – заядлым грибником. Природу полюбила с детства, а тут ещё и книга профессора Мариковского «Юному энтомологу». Ему она тоже написала – решила изучать насекомых. Знаменитый энтомолог ответил и даже дал несколько советов.
Таким образом, Ирина, закончив ВУЗ, становится биологом и получает диплом биолога – исследователя и преподавателя биологии и химии.
Практику, кстати, она проходила в Институте им. Лисавенко.
Но писать не забывала и не переставала. Вспоминает, как идут экзамены, а ей хочется писать стихи. И она накануне экзамена по физиологии человека и животных пишет поэму «Пищеварение и его значение».
А на экзамене, один из трёх вопросов в билете попадается вопрос про пищеварение, и она зачитывает свою поэму. В общем, экзаменатор после прослушивания поэмы поставил «пятёрку» и третий вопрос не стал слушать. А его как раз студентка и не знала!
В статье приводятся парочка строчек из поэмы, и я их здесь покажу с определённой целью.
«…Пищеваренье – важное явленье,
Оно присуще каждому живому,
К тому же эндорфины от варенья
Помочь готовы мозгу головному…»
Ещё поэтесса говорит так,
– Во время творческого акта выделяются гормоны радости – эндорфины. В случае же, когда творить не получается, то это всегда тяжело переживается. Таким образом, здесь не только психологический фактор нужно учитывать, но и биохимическую основу процесса.
Стихи Ирина начала писать с 18 лет. Посещала литературную студию «Родник» под руководством А. М. Родионова, «Литературное кафе» под руководством Г. Д. Колесниковой, поэтический клуб «Беловодье». Участвовала в литературных семинарах.
По специальности работать не получилось. Ирина не скрывает, что в 90-е годы преподавательская работа не давала возможности прокормиться, а на руках был маленький сын. Пришлось идти в торговлю. Но, о литературе не забывала.
В какой – то момент она поняла, что “…не зазорно не зарабатывать тем, что пишешь и при этом быть хорошим писателем…”
«Слава богу, что мне жизнь даёт возможность зарабатывать не писательским трудом. Потому что специально детские сказки, стихи ты не напишешь».
Ирина Цхай.
*Второй раз я сталкиваюсь с рассуждением о том, что на заказ не творят. Первый раз это была художник Илзе Рудзите из Республики Горный Алтай. О ней я писал в своё время здесь же http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=1913 и http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=1932.
На заказ только зарабатывают неплохие деньги.
Автор поэтического сборника «Город», в котором собраны подборки стихов барнаульских авторов, книг «Сказки» (2007), «Поющая Радуга» (2009)
А ещё она Лауреат 1 Всероссийского конкурса детских писателей (1999-2000)
Её сказки включены в учебно-методическом пособии БГПУ «Литература родного края»; книгу для чтения «Писатели Алтая – детям»; хрестоматию по литературе Алтайского края «Алтайские жарки».
Она победитель краевого конкурса на издание литературных произведений в номинации «Детская литература» (2009), а также конкурса «Лучшая книга Алтая – 2009» в номинации «Лучшая книга для детей и юношества» (сборник сказок «Поющая радуга»).
А если дышать в резонанс круженью планет и прозрений,
То можно увидеть себя во множестве лунных затмений,
Рассветов и трелей весенних, и в бусинках стихотворений…
Низаешь на хрупкую нить и шепчешь:
«Не уронить…»
Сказки Ириной Викторовной сочиняются в любой обстановке. Вдохновение приходит вдруг…
А может не вдруг? Вот пример из её откровений. Как-то она поехала в Диагностический центр на обследование и…
Вдруг пришло то самое вдохновение. И она начала писать. Здесь же, на анкетах, так как бумаги с собой было мало, хотя блокнот и ручка всегда с собой. Давно задуманный текст, стал живо воплощаться на бумаге.
*Прекрасно понимаю. Главное не упустить момента и записать.
Это произошло в день её рождения, и она подумала, что это вдохновение – подарок от друзей, которые в тот день прислали многочисленные поздравления.
И на последний вопрос о том, как приучить детей читать, Ирина Викторовна ответила так:
Читать самим, а ребёнку должно нравиться читать с родителями. А насильно заставлять ребёнка читать нельзя.
Чтение – это труд. Тем более для ребёнка. А труд должен быть в радость. Понимание же того, что благодаря книгам можно быстрее стать взрослым, а чтение – это ещё такая форма свободы и самостоятельности, очень благотворно влияет на сознание маленького человека.
*И опять в «самую точку», Ирина Викторовна. Я даже добавил бы, что труд для взрослого человека тоже должен быть в радость, а не только средство зарабатывания на пропитание. Вот когда эти два условия, радостный труд и достойная его оценка, станут для человека определённо доступными, то и сложатся все условия для существования процветающего и свободного человеческого общества.
*А теперь три сказки, которые я выбрал для вас и ваших малышей.
Гордая Слива
Жила-была Слива. Когда-то она на ветке росла, а теперь жила в банке под жестяной крышкой в сладком сиропе. Но жизнь у Сливы была несладкая. Днем и ночью ей не давала покоя одна и та же навязчивая мысль: ну почему она не Дыня – большая, гордая и одинокая? Лежала бы на полочке, веревочкой обвязанная, а не парилась бы в темноте с сестричками вперемешку.
Злилась Слива, злилась, да и лопнула, и плесенью покрылась.
Хозяйка банку открыла и выбросила гордячку в мусорное ведро.
Слива больно стукнулась о стенку, но подумала: «Зато теперь не будет тесно!». Но тут на Сливу обрушился такой град очистков, огрызков и бумажек, что она чуть не упала в обморок и из последних сил стала карабкаться к краю ведра…
Очнулась Слива в каком-то тёплом, узком даже для неё коридорчике. Это была мышиная норка. В норке жил мышонок Федя. Мышонок был совсем маленький. У него была сломана лапка. А маму съела кошка.
Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание:
– Здравствуйте, Вы кто?
Слива смутилась и сказала:
И, помолчав, добавила:
– Ну, только маленькая.
А, подумав ещё, совсем тихо уточнила:
Улиткина мечта
Улитка была старенькая и неповоротливая. Вдруг прилетел на ветку Скворец и решил склевать Улитку.
– Исполни моё последнее желание! – взмолилась она. – Это мечта моей жизни!
– Ладно, – сказал Скворец. – Исполню. Но потом всё равно съем. Говори, чего ты хочешь?!
Делать нечего, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Стал Скворец учить Улитку подпрыгивать – получилось. Потом Улитка научилась с ветки на ветку перепархивать, а потом долетела до соседнего дерева!
Скворец был страшно доволен, и не собирался, есть свою ученицу.
– Моя школа! – гордо заявил Скворец, глядя в небо…
Наступила осень. Все улитки во главе со старенькой Улиткой улетели на юг. Вслед за скворцами.
История знаменитого Мышонка
У маленького Мышонка была большая мечта. Он решил написать огромную интересную книгу. Чтобы все хвалили его и говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок!»
Одно плохо: не знал он, как начать. Думал-думал и, наконец, написал: «Жил-был маленький Мышонок…».
А дальше что-то никак не придумывается.
Мышонок чаю попил, комнату проветрил, снова за стол сел, лоб потёр, новый карандаш заточил… но так ничего и не придумал.
Тогда он решил ещё отдохнуть и вышел погулять. Идёт по лесу, а навстречу ему – Бурундучок.
– Привет, Мышонок! Ты чего такой задумчивый? – спросил Бурундучок.
– Привет. Не мешай думать, я книгу сочиняю.
– Кни-и-гу? – удивился Бурундучок. – Так ты же ещё маленький, рано тебе книги писать!
– Маленький, да удаленький! Начало я уже написал.
– Ой, а я в твоей книге есть? Ведь я – твой лучший друг!
– Нет, … тебя там нет. Пока ещё нет… – ответил Мышонок и вдруг бросился к норке.
Дома раскрыл тетрадку и дописал: «И был у Мышонка лучший друг – Бурундучок». А что дальше писать – не знает. Думал-думал и снова решил прогуляться. Навстречу ему – Бельчонок.
– Пойдём со мной орешки грызть! – позвал он Мышонка.
– Некогда мне. Я книгу пишу. Интересную, – важно ответил Мышонок.
– Книгу? Да ты ещё и писать-то, наверное, не умеешь! – воскликнул Бельчонок.
– Это я-то не умею? Вот допишу – увидишь. Я уже почти половину написал, – обиделся Мышонок.
– Ладно, не обижайся! Ведь я – твой лучший друг!
Тут Мышонок понял, что дальше писать.
– До свидания, – сказал он Бельчонку и побежал к норке.
Сел за стол и продолжил: «А ещё есть у Мышонка замечательный друг – Бельчонок».
И тут Мышонок радостно рассмеялся. Теперь он уже точно знал, что делать дальше. Он стал вспоминать всех своих друзей и писать, какие они хорошие, добрые, заботливые, весёлые, умные, находчивые, отзывчивые, ловкие, умелые, смелые, и каждый из них – настоящий друг! И ещё нарисовал их портреты. Цветными карандашами.
Книга получилась большая и интересная.
Каждый хотел её прочитать, и все говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок! Такую замечательную книгу написал!»
*Что ж от себя я хочу пожелать Ирине Викторовне творческих успехов и новых сказок для самых маленьких, а нам не забывать, что часто в сказках есть тот смысл, который необходим и взрослым. Как, например, в сказке о Мышонке и его книге.
Алтаич, с. Алтайское
14 мая 2016 года.
Знакомьтесь – Цхай Ирина! : 6 комментариев
Спасибо. Очень добрый пост, когда читаешь эти сказки, невольно улыбаешься и на душе становится светлее. Об авторе: задело ее высказывание, что творчество по заказу не бывает, на нем нельзя заработать. Могу подтвердить это на собственном опыте: некоторые мои читатели заказывают мне написать текст про того или иного поэта, художника, писателя или рецензию на книгу. И тут у меня наступает ступор. Вот уже полгода у меня лежит заявка написать рецензию на поэтический сборник и рука не поднимается. Ощущение, что я тупая и ничего не могу понять и увидеть в этом сборнике, хотя поэт там замечательный Михаил Анищенко, о котором я писала у себя в блоге, но кроме него еще и другие есть и не могу преодолеть этот зажим. Так что все верно она пишет. В том числе и про эндорфины, которые выделяются в творческом процессе: радость непередаваемая от самого процесса, иногда мучительного, но когда на другой день прочитаешь то, что получилось, то удивляешься: и откуда мне сие.
Да, я тоже могу подтвердить, что творчество не может быть заказным. А само оно и радостно и мучительно. Хотя у меня, например, после прочтения написанного текста вторично или больше раз, всегда появляется желание править, дополнять, исправлять и чуть не по новой писать.
Так всегда бывает, но в блоге, по-моему, лучше этого не делать иначе никогда своего не напишешь, а только и будешь править до бесконечности. Другое дело, если пишешь книгу. Здесь и требования другие, и время течет иначе.
Согласен! Но, увы, пока получается много правок, исправлений и дополнений.
Спасибо большое, Виктор, за замечательные сказки. Прекрасная обложка у книги. Захотелось всю прочитать, хоть и давно уже не маленькая, а сказки люблю.
Да, Жанна, а я увидел в них вроде бы и смысл для взрослых. Хотя все не читал, но есть что-то от басни.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.